Развитие спортивного творчества в ребенке
Наиля Кашафутдинова
Физическая культура и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей у детей является одной из актуальных педагогических проблем. Развивая двигательное воображение на занятиях по физкультуре, мы одновременно решаем и другие психолого-педагогические задачи. Если раньше мы обучали основным видам движений, формировали двигательные навыки, то сейчас рассматриваем приобщение к физической культуре как творческий процесс. Наша задача сохранять и укреплять не только физическое, но также психическое и социальное здоровье ребенка.
Преимущества интегрированных занятий:
• позволяет избежать перегрузок детей;
• обеспечивает комплексность и системность процесса коррекционно-развивающего обучения;
• дает возможность в интегрированной форме творчески использовать полученные навыки;
• способствует развитию восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления;
• позволяет вовлечь каждого ребенка в активную деятельность.
Василий Александрович Сухомлинский: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!».
Для развития творческих способностей необходимо создавать определенные условия:
• физическое развитие детей;
• создание обстановки, стимулирующей развитие творчества;
• предоставление ребенку самостоятельности;
• доброжелательная помощь ребенку;
• комфортная обстановка.
Со старшей группы детям предлагаю самим придумывать упражнения. К этому возрасту у них уже накапливается богатый двигательный опыт, дети предлагают интересные упражнения, задания, которые все вместе осваиваем. При выполнении ОРУ или утренней гимнастики даю возможность выбора атрибутов по желанию. Детям это очень нравится. Заметила, что дети больше выбирают ленты на палочках, султанчики, обручи и, конечно, мячи. Может не у всех получается, но возможность проявить самостоятельность дает ощущение своей значимости, уверенности в себе.
В старшем дошкольном возрасте дети уже способны придумывать свои правила на знакомую игру, а в дальнейшем придумывать новые игры. Это дается не всем детям. Причинами являются индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта. При умелом руководстве игрой можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально-активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.
В развитии творческих способностей помогают нам включение двигательного воображения, подражание животным, сказочным героям. Подражая животным ребенок двигается мягко, плавно. Им присуща природная красота движений, которая у взрослых теряется. Упражнения, основанные на подражании животным, служат сохранению и развитию изначально заложенной простоты и гармоничности детских движений. Они дают хорошую физическую нагрузку, комплексно развивая все мышцы и системы организма. А главное дети очень любят перевоплощаться в знакомые образы. В создании образа ребенку необходимо использовать пластику движения, мимику лица, передать голосом характер персонажа.
Подвижные сюжетно-образные игры со словами, диалогом между ведущим и остальными игроками помогают застенчивому ребенку раскрыться, перебороть свой страх (игра «Волк и зайцы») и наоборот шумные, гиперактивные дети, изображая зайцев, учатся приемам самообладания.
В своей практике стараюсь разнообразить сюжетные подвижные игры, включаю и народные, беру из журналов, из опыта других педагогов, а также придумываю сама.
Использование сюжетных занятий дает возможность каждому ребенку на короткое время побывать в сказке, в Космосе или подводном царстве, ощутить себя сказочным персонажем, выполняющим важные и ответственные задания. Разнообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор детей, развивает воображение («шагаем по сугробам», «летим в Космос», «попали на необитаемый остров» и др.). Используя музыку, способствуем более эффективному перевоплощению детей и вхождению в сюжет.
Ритмопластика и ритмические танцы также развивают творческую двигательную активность, умение чувствовать характер, ритм, темп музыки. Музыкально-ритмические движения способствуют развитию пластики движений, умение красиво двигаться, формированию осанки. На каждый спортивный праздник стараюсь подготовить с детьми ритмические танцы с разными спортивными атрибутами.
Еще в своей работе использую игры с пиктограммами «Эмоции». Детям они безумно нравятся. Упражнения с пиктограммами:
• Какое настроение на рисунке?
• Попробуйте изобразить!
• Один ребенок изображает, другие угадывают.
• Догадайтесь, почему у него такое настроение? Как можно помочь?
Двигательные импровизации, творческие задания.
Предлагаю рассмотреть различные ситуации, к которым нужно подобрать соответствующее настроение. Например, ситуация «мальчик упал, больно ушибся, а другой посмеялся над ним», «разбил мамину любимую вазу», «потерял маму» и т. п.
Какое чувство возникает? Изобрази! Или «покажи как старый человек ходит!».
Почему так? Воспитывается у детей чувство сострадания к пожилым людям. Можно предложить передать друг другу какой-нибудь предмет, например книгу как «кирпич», «цветок», «хрупкую вазу» и т. п.
Не приходится объяснять ребенку, как напрячь те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит по памяти тяжесть кирпича, или бережное обращение с хрупкой вазой. Также выполняются упражнения на релаксацию: ребенку сложно сознательно расслабить мышцы, а вот если он в образе тающего мороженого – совсем другое дело! Двигательное воображение помогает сделать оздоровительную работу интересной и эффективной.
Ребенок, не доигравший в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастет менее социально активным, заорганизованным.
Развитие двигательного творчества формирует ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложнейших задач, поставленных перед ним разнообразными жизненными обстоятельствами.
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 103»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Развитие творчества
в процессе двигательной деятельности
у детей дошкольного возраста
Подготовила
инструктор по физкультуре
МОРОЗКИНА О.А.
Чтобы человеку XXI века достичь определенных высот в профессиональной деятельности, ему необходимо быть креативным, творческим. По утверждению Л.С. Выготского, именно творческая деятельность «делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».
В Большом энциклопедическом словаре понятие «творчество» трактуется как деятельность, порождающая качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Источником для развития детского творчества могут быть разные виды деятельности: игровая, изобразительная, конструктивная, двигательная и т.д.
В области педагогики вопрос развития двигательного творчества рассматривался в процессе двигательной деятельности, подвижной игры.
Использование разнообразных движений в играх, считает Э.Я. Степаненкова, не только активизирует творческую деятельность детей, но и способствует использованию физических упражнений в качестве средства решения двигательных задач и как основного фактора их выразительности.
Исследователи отмечают возможность и необходимость развития двигательного творчества. Для этого важно «не допускать трафаретности в движениях, играх детей, учить их самостоятельно приобретать двигательный опыт в разнообразной предметно-игровой среде . Исследователи определили характерные черты, присущие творчеству детей в процессе двигательной деятельности. О.М. Гребенникова, Е.А. Сагайдачная, Э.Я. Степаненкова, Т.С. Яковлева выделяют следующие характеристики творчества у дошкольников в двигательной деятельности:
- осознанность движения;
- умение использовать знакомые способы выполнения движения в разных ситуациях;
- умение сочетать и комбинировать известные движения; способность к рефлексии собственного движения;
- способность демонстрировать игровой образ с помощью движений;
- умение согласовывать свои движения с движениями других детей.
Осознанное усвоение дошкольниками двигательных навыков приучает их выделять и анализировать элементы техники движения и критически относиться к выполненному упражнению.
Показателями развития творчества являются:
а) для детей младшей группы – умение пересказать сюжет игры;
б) для детей средней группы – исполнение роли (ведущей, массовой) и проявление инициативы в движениях, поведении, создании и использовании условий;
в) для детей старшей группы – проявление инициативы при распределении ролей, в движениях, ролевом поведении, создании и использовании условий, придумывании вариантов знакомых игр;
г) для детей подготовительной к школе группы – проявление инициативы при распределении ролей, в движениях, поведении, придумывании вариантов и усложнений, действиях, изменяющейся обстановке.
3.Как организовать самостоятельную двигательную деятельность детей.
Двигательный режим в детском саду включает в себя организованную и самостоятельную двигательную деятельность детей.
В процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обеспечить разнообразие видов и способов движений с различными игрушками, пособиями. Руководство этой деятельностью обязательно предусматривает следующие моменты:
— организацию физкультурно-игровой среды;
— достаточное место для движений;
— нужное количество, разнообразие и сменяемость пособий;
— закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности во время утреннего приема, до занятий и между ними, на прогулке, после сна, в вечернее время;
— владение воспитателями методами активизации движений детей.
Руководство самостоятельной двигательной деятельностью осуществляется на основе индивидуализации.
Поэтому воспитателю необходимо:
- наблюдать за детьми, уметь видеть их всех и, при необходимости, придти к каждому на помощь;
- предусмотреть каждому ребенку место для движений, где никто не мешает, оберегать это пространство;
- привлекать детей к месту размещения физкультурных пособий в группе и на прогулке, стимулируя этим желание детей поиграть с ними;
- снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением;
- если ребенок затрудняется, помочь ему выбрать пособия, для движений при помощи вопроса, загадки, совета;
- пытаться без навязывания объединить в совместной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, куклу, обруч, скакалку и т.д.), показав варианты действий, если это необходимо;
- при знакомстве с новой игрушкой показать в первую очередь: малоподвижным детям – не сложные активные движения и перемещение в пространстве, детям большой подвижности – движения, требующие точности, сдержанности, осторожности;
- отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий, чаща менять их расположение, обеспечить сменяемость, не только в течении недели, но и дня;
- никогда насильно не усаживать на место чрезмерно подвижного ребенка: необходимо ввести в его бесцельную беготню сюжет, целесообразность;
- иногда следует включаться в совместную игру с кем- либо из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;
- «обыграть» новые пособия и игрушки,- показать, как по-разному можно с ними действовать. Например: доска – можно по ней ходить, бегать, перепрыгивать, катать машину, мяч и т.д;
- периодически строить с детьми «Полосы препятствий» из различных имеющихся в группе пособий и учить преодолевать их по-разному;
- обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами основных движений.
4. Как развивать двигательное творчество дошкольников.
Это, на первый взгляд, сложная задача решается в очень простых заданиях, играх, в самостоятельной деятельности детей, начиная с младшей группы.
Вот несколько советов – алгоритмов.
Совет 1
(основанный на психологии малыша – «исследователя») – научить познавать любую новую игрушку, дидактическое пособие, бытовой предмет движениями рук, глаз, локомоциями (движения с перемещением в пространстве)
Пример: принести детям деревянный шарик 3-5 см в диаметре (у воспитателя на, всякий случай, они припасены на каждого ребенка). Игра начинается с 2-3 детьми: «вот шарик – его можно: крепко зажать — спрятать в ладонях (чтобы не выглядывал); покатать, чтобы не выскочил из рук; переложить из одной руки в другую (перед собой, над головой, за спиной и т.д); покрутить на полу вокруг своей оси, покатать медленно по полу. Прокатите шар еще по каким-либо предметам – по столу, доске, ковру, по рейке гимнастической лестницы («Как вы хорошо, по — разному, придумали»).
Подарите шарики, кто кому хочет, а я вам дам другие по цвету, размеру, из другого материала – (пластмассы, резины, обтянутые тканью, кожей). «Как вы будите играть с этими шарами?» (поменяться шариками, отгадывать, у кого какой, прятать – искать, складывать в корзинку, дарить куклам и т.д.).
В следующий раз принести шары и мячи разного цвета, размера, из разного материала. Интересно наблюдать, — включат ли ребята в игру с этими предметами какие-либо новые движения с учетом новизны материала: резиновый мяч — прыгает, с большим мячом интересно играть вдвоем, на нем можно кататься, лежа на животе; его можно отталкивать носками ног, слегка подпрыгнув вперед, бросать сверху высоко поднятыми руками, прокатывать между ног назад; можно посидеть на нем; интересно – как можно заставить мяч оставаться без движения на плоской поверхности? Без спорно, что, увидев движение-образец воспитателя, получив какое-то движение спонтанно, подражая другим, дети будут каждый раз радоваться появлению предметов круглой формы в группе и искать новые варианты движений.
Множество вариантов движений дают обручи, скакалки.
При использовании физкультурного пособия нужно показать, как можно выполнить на нем все основные движения и разные их способы.
Например, ходить на доске обычно, на носках, боком, спиной вперед: показать , как по ней пройдет Петя-петушок, цапля, пробежит лошадка, проползет Мишка-медведь, подпрыгивает воробышек, ляжет отдыхать Хрюша, спрячется (присядет, закрыв лицо) Котя-коток.
Совет 2
Вернуть интерес к надоевшим игрушкам через яркую новизну с использованием движений.
В группе новая кукла. Чем она отличается от десятка таких же, уже наскучивших? У нее длинные волосы – вот такие (движения рук) пышная юбочка – вот такая! Она умеет танцевать вдвоем с Таней (и с Сережей и с Ирочкой) и даже втроем, если взяться за руки. А еще она хочет показать, как можно кружиться вдвоем. Заканчивается знакомство с новой куклой тем, что она предлагает научить всех кукол, которые есть в группе, кружиться только по-разному (подняв над головой, перед собой, спрятав за спину, встав на носочки, в полуприседе, низко присев, объединившись с кем-нибудь из детей) .
Можно обыграть простой сюжет: «Научим куклу….» (ходить по доске и другим предметам, возить за веревочку машину и кататься на ней, нагружать кубики).
Совет 3
Чаще менять расположение мебели и пособий в группе; находить новые варианты размещения предметов в пространстве; объединить отдельные предметы, пособия и игрушки в своеобразные комплексы, устраивать специально различные «преграды» в группе – натянуть веревочки на разной высоте (ненадолго, минуты 3-4), на свободном месте поставить корзину с мячами, мешочками для метания, вынести обручи, приставить к гимнастической лестнице доску, куб или построить дорожку из кубиков, плоскостных предметов.
Совет 4
Периодически в часы самостоятельной деятельности детей появиться вдруг перед ними в спортивных брюках, и как бы, не обращая на детей внимания, отбивать мяч, прыгать через скакалку, подтягиваться на перекладине, выполнять простые ритмические движения. Дети с интересом наблюдают за воспитателем и пытаются подражать.
Совет 5
Сделать так, чтобы в любую минуту дня, каждый из детей, мог найти для себя занятие с движением: в группе обязательно предусмотреть свободную от мебели и игрушек площадь; игрушки-двигатели менять несколько раз в день.
Например: большие мячи, обручи заменить средними и малыми, другого цвета или вместо них внести воздушные шары, кольца, перенести их в другое место и т.д.; в режиме дня четко закрепить время для самостоятельной двигательной деятельности. Малоподвижным детям – особое внимание! Детей большой подвижности чаще ориентировать на движения, требующие сдержанности, осторожности (ходьба и бег по ограниченной площади и т.п.).
Совет 6
Каждому движению при первоначальном разучивании придавать образность:
ходят, как петушок, цапля, лошадка – с высоким подниманием колен;
как гуси – в полуприседе;
на внешней стороне стопы – косолапый мишка;
мелким шагом – идет маленький человечек, малыш;
широким шагом – идет великан и т.д.
Результатом работы по формированию творческих способностей у детей в процессе физвоспитания будет являться умение создавать ими новые движения, основанное на использовании двигательного опыта и наличие мотива, побуждающего к самостоятельной двигательной деятельности, а в последующем – готовность к решению задач, поставленных перед ними уже взрослой жизнью.
Источник
Елена Протасова
Консультация «Развитие творчества в подвижных играх»
В детстве ребенку свойственно неутомимое желание играть. Подвижная игра составляет обширный, многообразный и вполне самостоятельный мир ребенка.
Через всю человеческую жизнь проходит игра, от своеобразного символа младенчества — погремушки, до более поздних игр в мяч. Это положение дает основание рассматривать подвижную игру как неотъемлемую часть развития культуры общества.
Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры общества всегда предполагает творческое преобразование человеком своей природы. Подвижная игра составляет основу физической культуры дошкольника. Она всегда является творческой дея-тельностью, так как в ней проявляется естественная потребность ребенка в движении. Играя, ребенок познает окружающий мир, преображая его, развивая все присущие ему способности.
Подвижные игры — одно из условий развития культуры ребенка. В ней маленький человек, двигаясь, осмысливает и познает окружающий мир. Наряду с развитием движений она развивает интеллект, будит фантазию, воображение, формирует социальную направленность.
Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, ха-рактера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных играх является творчество.
Игровая деятельность ребенка имеет два источника —объективный и субъективный: 1) объективно игра моделирует жизненную ситуацию; 2) субъективно для ребенка она полна реального смысла, теснейшим образом связана с действительностью, ведь творя свой фантастический мир в игре, ребенок верит в его реальность. Нередко он изображает ситуацию, с которой может столкнуться в жизни. Игра воспитывает в ребенке чувство свободы, независимости.
Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. В этот период ребенок подражает всему, что видит. Характерно, что подвижные игры малышей отражают не общение со сверстниками, а изображают ту жизнь, которую ведут взрослые или окружающий животный мир.
У малышей великолепно развито воображение, они могут с удо-вольствием летать, как «воробушки», взмахивать руками, как «ба-бочки крылышками», и т. д. Это стремление к одухотворению пред-метов объясняется желанием ребенка придать изображаемому об-разу живой характер. Его интересует такое игровое действие, в изображении которого он вживается в образ. В этот момент у него активно включаются механизмы симпатии,формируя ценнейшие личностные качества: сопереживание, соучастие, сопричастность к игровым событиям. *
Воспитательное значение подражания отмечала Н. К.Крупская: «Подражательность ребенка есть не что иное, как особая форма творчества — перевоплощение чужих мыслей и чувств. Это период, когда у ребенка очень сильно начинают развиваться общественные инстинкты, и человеческая жизнь, и человеческие отношения делаются центром внимания». Именно благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего возраста носят сюжетный характер.
Являясь следствием естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает возможность ребенку по-знать и преобразовать окружающую действительность, а с другой — развивает его способности и творческую деятельность.
Для подвижных игр характерен большой эмоциональный подъем, наличие правил, которые серьезны и обязательны для всех играющих, являются «законом» для них.
Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Даже при отсутствии специального педагогического руководства развитием творческой деятельности она спонтанно — стихийно всегда присутствует и развивается в игре. Целенаправленное, методически продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимает ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность.
Источник