Развитие спинного мозга ребенка

Развитие спинного мозга ребенка thumbnail

Свозрастом существенноизменяются строение, вес и расположение спинного мозга удетей. Спинной мозгразвивается быстрее головного, так какспинномозговые рефлексы формируются раньше, чем рефлексы головного мозга.

В шейном отделе, из которого исходят нервы рук, толщина наибольшая. Утолщение поясничного отдела, дающего начало нервам ног, меньше. Особенно быстро растут нейроны спинного мозга с началом школьного возраста

К 12 годам толщина спинного мозга увеличивается в 2 раза,а затем почти не изменяется. С рождения идо взрослого состояния спинной мозг увеличивается в 8 — 9 раз. С возрастом изменяетсятакже расположение спинного мозга в позвоночнике. Спинной мозг в длинурастет медленнее позвоночника.

Нервные и нервно-гуморальные механизмы большинства безусловных рефлексов формируются во внутриутробной жизни и немногих, например половых, после рождения. Нервные и нервно-гуморальные механизмы всех условных рефлексов формируются в течение жизни. Безусловные рефлексы изменяются, переделываются под влиянием условных рефлексов, особенно в раннем детстве. Условные рефлексы, как правило, образуются на основе безусловных.

Безусловный рефлекс – врожденная, наследственно закрепленная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма.

При росте и развитии человека и животного система безусловно-рефлекторных связей оказывается недостаточной, чтобы обеспечить все необходимое разнообразие реакций в условиях постоянно меняющейся и бесконечно многоликой окружающей среды. Начинают образовываться и приобретать все большее значение в поведении условные рефлексы.

Условный рефлекс – врожденная или приобретенная (выученная) реакция, автоматически следующая в ответ на биологически нейтральный раздражитель, который превратился в сигнал, предупреждающий организм о предстоящем биологически важном воздействии.

Особенности условных рефлексов: не являются врожденными, приобретаются в течение жизни

3. Нормативные документы федерального уровня, отражающие содержание профессионального образования в РФ

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике. Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего «норма, образец, мерило».

Наряду с «Законом об образовании» стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона.

В Законе РФоб образовании (1992 г.) предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений.

Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают: описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой подготовки; требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.

Учебный план. На уровне общего теоретического представления государственный стандарт находит отражение в учебном плане учебного заведения. В практике образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план учебного заведения.

Базисный учебный план – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования. Базисный учебный план как часть стандарта образования утверждается Министерством образования и науки РФ.

Типовыеучебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования РФ.

Учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов

Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору и факультативных.

Учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает учебник, который по своему содержанию и структуре должен соответствовать учебной программе по предмету.

Источник

Спинной мозг у новорождённых по сравнению с головным морфологически представляет собой более зрелое образование. Это определяет его более совершенные функции и наличие спинальных автоматизмов к моменту рождения. К 2-3 годам заканчивается миелинизация спинного мозга и корешков спинного мозга, образующих «конский хвост». Спинной мозг растёт в длину медленнее позвоночника. У новорождённого он оканчивается на уровне Lm, в то время как у взрослого — у верхнего края L». Окончательное соотношение спинного мозга и позвоночника устанавливается к 5-6 годам.

Читайте также:  Цель литературного развития ребенка

Нервная система у детей. Миелинизация нервных волокон у детей

Важный показатель созревания нервных структур — миелинизация нервных волокон. Она развивается в центробежном направлении от клетки к периферии. Фило и онтогенетически более старые системы миелинизируются раньше. Так, миелинизация в спинном мозге начинается на 4м месяце внутриутробного развития, и у новорождённого она практически заканчивается. При этом вначале миелинизируются двигательные волокна, а затем — чувствительные. В разных отделах нервной системы миелинизация происходит неодновременно. Сначала миелинизируются волокна, осуществляющие жизненно важные функции (сосания, глотания, дыхания и т.д.). Черепные нервы миелинизируются более активно в течение первых 3-4 мес жизни. Их миелинизация завершается приблизительно к году жизни, за исключением блуждающего нерва. Аксоны пирамидного пути покрываются миелином в основном к 5-6 мес жизни, окончательно — к 4 годам, что приводит к постепенному увеличению объёма движений и их точности.

Нервная система у детей. Развитие условнорефлекторной деятельности у детей.

Один из основных критериев нормального развития мозга новорождённого — состояние основных безусловных рефлексов, так как на их базе формируются условные рефлексы. Кора головного мозга даже у новорождённого подготовлена для формирования условных рефлексов. Вначале они формируются медленно. На 23й неделе жизни вырабатывается условный вестибулярный рефлекс на положение для кормления грудью и покачивание в люльке. Затем идёт быстрое накопление условных рефлексов, образующихся со всех анализаторов и подкрепляющихся пищевой доминантой. Условный рефлекс на звуковой раздражитель в виде защитного (мигательного) движения век образуется к концу 1го месяца жизни, а пищевой рефлекс на звуковой раздражитель — на 2м. В это же время формируется и условный рефлекс на свет.

В целом уже на самых ранних этапах развития созревание нервной системы осуществляется по принципу системогенеза с формированием в первую очередь отделов, обеспечивающих жизненно необходимые реакции, отвечающие за первичную адаптацию ребёнка после рождения (пищевые, дыхательные, выделительные, защитные).

Развитие центральной нервной системы, и особенно головного мозга, у зародыша — длительный во времени и интенсивно протекающий процесс.

На 4-й неделе жизни зародыша начинается образование его нервной системы. Она имеет сначала вид пластинки, края которой в процессе развития загибаются и образуют трубку (медуллярная трубка). На конце трубки появляются три шаровых пузыря. В дальнейшем два из них делятся пополам. Образовавшиеся пять пузырей представляют собой зачатки будущих основных отделов головного мозга: продолговатого мозга, Варолиева моста и мозжечка; среднего мозга, играющего у человека значительно меньшую роль, чем у животных; зрительных бугров и части подкорковых узлов. Из первого пузыря развиваются большие полушария.

На 8-й неделе жизни зародыша начинается образование коры головного мозга, которая сначала имеет вид пластины. Ее развитие, совершающееся на протяжении 8-12 недель, проходит ряд этапов, в результате которых кортикальная пластина обособляется от межуточного слоя. Последний содержит большое количество клеток, которые в дальнейшем постепенно мигрируют (перемещаются) в кору.

К 13-й неделе образование корковой пластины заканчивается и начинается период первой ее дифференцировки. Образуются два слоя: внутренний — рыхлый, широкий, и поверхностный, более плотный и тонкий. Корковая пластина созревает неравномерно. Прежде всего развивается ее центральная часть, а вслед за ней созревание распространяется радиально во все стороны к периферии.

Отличительной и характерной особенностью развития человеческого мозга является раннее обособление и особенно интенсивное формирование лобной и предлобной его частей, которые играют самую существенную роль во всей психической деятельности человека. В своеобразной последовательности и неодинаковом темпе созревания различных участков корковой пластины ярко проявляются специфические особенности именно человеческого мозга.

После четырех месяцев в развитии мозговой ткани зародыша наступают заметные изменения: начинает усиленно расти наружный слой корковой пластины; рост внутреннего слоя происходит значительно медленнее, в силу чего в верхнем слое начинают образовываться складки и борозды. Они развиваются настолько быстро, что к моменту рождения мозг ребенка в основном имеет все борозды и извилины, характерные для мозга взрослого человека. Однако изменение формы и величины извилин и борозд, так же как и образование новых мелких извилин, продолжается и после рождения.

Читайте также:  9 месячный ребенок развитие режим рацион

Изменения, происходящие в коре головного мозга зародыша, не сводятся лишь к быстрому ее росту. С пятого месяца начинается образование разных слоев клеток, происходит дифференциация и самих клеточных элементов. Быстрота протекания этих процессов также оказывается неравномерной в различных местах коры.

В процессе дальнейшего развития (от четырех до шести месяцев) вся кора приобретает шестислойное строение, характерное для мозга взрослого человека. Однако и в этот период быстрота созревания, толщина и оформленность клеток во всех шести слоях в различных участках мозга неодинаковы.

Развитие сказывается в изменении строения и величины самих клеток, в их расположении. Особенно сложен и интенсивен процесс развития клеток в лобных частях мозга, составляющих 1/3 часть всей коры. Темп развития двигательной и чувствительной областей коры сравнительно меньший.

Вместе с тем к моменту рождения именно эти зоны, и в особенности сенсорная, оказываются наиболее подготовленными к нормальному функционированию. Позже всего достигают зрелости лобные доли, осуществляющие руководство высшими формами умственной (приспособительной) деятельности человека.

Вместе с оформлением мозговых кйеток совершается и развитие нервных волокон, т. е. проводящих путей. Наиболее рано и интенсивно они формируются в спинном мозгу и мозжечке. В головном мозгу нервные волокна начинают расти позже, и к моменту рождения ребенка незначительное их количество проникает в серое вещество — кору. Однако ни в сером, ни в белом веществе центральных извилин мозговой коры волокна еще не имеют миелиновой оболочки. Миелиновая (мякотная) оболочка нервного волокна обеспечивает проводимость нервного возбуждения.

Несмотря на то что во всем процессе развития нервной системы зародыша наиболее интенсивным оказывается процесс формирования головного мозга, к моменту рождения ребенка именно этот орган наименее подготовлен к выполнению своей основной функции — функции точного и тонкого уравновешивания организма со средой.

Источник

Этапы развития спинного мозга в эмбриогенезе

а) Нотохорд. К 17-му дню эмбрионального развития некоторая часть клеток объединяется и формирует нотохорд — стержневидное образование, расположенное в рострально-каудальном направлении. Нотохорд стимулирует процесс нейруляции, в ходе которого нервная пластинка (уплощенная область эмбриона) замыкается с образованием нервной трубки. В процессе онтогенеза большая часть клеток нотохорда подвергается дегенерации и исчезает, однако небольшие группы клеток сохраняются в виде пульпозных ядер межпозвоночных дисков.

Эмбриогенез спинного мозга
Дифференцировка клеток спинного мозга в эмбриогенезе (А-В).

б) Дифференцировка клеток. Нервная трубка представлена нервным каналом, окруженным псевдомногослойным эпителием. Дорсальнее пограничной борозды скопления клеток эпителия формируют крыловидную пластинку, а вентральнее — базальную пластинку.

В составе нейроэпителия присутствуют матричные клетки, которые синтезируют ДНК, а затем переходят в расположенную глубже вентрикулярную зону, где происходит их деление. Дочерние ядра этих клеток перемещаются в поверхностные слои эпителия, так же, как и матричные, синтезируют новую ДНК, мигрируют вглубь и делятся. После завершения нескольких таких циклов постмитотические клетки остаются в промежуточной зоне. Часть этих клеток являются незрелыми нейронами, а некоторые постмитотические клетки представляют собой глиобласты, которые впоследствии дифференцируются в астроциты или олигодендроциты. Некоторые глиобласты формируют эпендимальную выстилку неврального канала.

Базофилы (клетки крови) дают начало клеткам микроглии ЦНС.

Расширение промежуточной зоны крыловидной пластинки формирует задний рог серого вещества, к которому направляются центральные отростки клеток спинномозгового чувствительного ганглия. Как описано в главе 1, предшественниками гангионарных клеток служат клетки нервного гребня.

Частичная окклюзия нервного канала развивающимся задним рогом спинного мозга приводит к образованию дорсальной срединной перегородки и окончательному формированию центрального канала спинного мозга.

Расширение промежуточной зоны базальной пластинки дает начало передним рогам и передней срединной борозде. Аксоны, выходящие из передних рогов, формируют передние корешки спинного мозга.

В наиболее латеральной области маргинальной зоны нервной трубки аксоны направляются в головной и спинной мозг и покидают эти структуры.

Эмбриогенез спинного мозга
(А, Б) Рудименты копчиковых сегментов спинного мозга образуют терминальную (концевую нить) спинного мозга.

(В, Г) Миграция спинного мозга.

(Обратите внимание: последние данные показывают, что количество эмбриональных копчиковых позвонков не превышает три или четыре, как представлено на рисунке).

в) Развитие спинного мозга. Спинной мозг занимает всю длину позвоночного канала не раньше конца 12-й недели с момента зачатия. В период 6-8-й недели происходит регрессия конца нервной трубки в нейроглиальное образование — терминальную нить.

Быстрый рост позвоночного столба после 12-й недели обусловливает растяжение спинного мозга в вертикальном направлении. В момент рождения конец спинного мозга располагается на уровне второго или третьего поясничного позвонка (L2 или L3). После двух месяцев постнатального развития конец спинного мозга располагается на уровне L1 или L2 (как у взрослого человека).

В организме человека места прикрепления спинномозговых корешков к спинному мозгу не соответствуют таковым вертебральным уровням из-за большего смещения нижней части спинного мозга по сравнению с верхней.

Читайте также:  У кого ребенок отстает в развитии

г) Нервные дуги. В течение 5-й недели из мезенхимы позвонков, окружающей хорду, образуются защищающие спинной мозг нервные дуги, которые изначально раздвоены (расщеплены). Однако позже они объединяются по срединной линии, образуя позвоночные столбы.

Все патологические состояния, при которых не произошло объединение нервных дуг, носят собирательное название spina bifida.

Эмбриогенез спинного мозга
Сопоставление позвонков и сегментов спинного мозга.

Спинномозговые нервы 1-7 проходят над позвонками, остальные — под позвонками.

Эмбриогенез спинного мозга
Расщепление нервной трубки у 8-недельного эмбриона (в норме).

— Также рекомендуем «Виды spina bifida: менингоцеле, менингомиелоцеле, миелоцеле»

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 14.11.2018

Источник

Спинной и головной мозг развиваются из нервной трубки на ранних стадиях пренатального периода. Часть нервной трубки, соответствующая спинному мозгу, на первых стадиях развития состоит из трех слоев: внутреннего, среднего и наружного. Клетки — предшественники нейронов — нейро- бласты — мигрируют из внутреннего слоя в средний, где формируют скопления — ядра. Уже на пятой неделе можно видеть нервные волокна, идущие от нейронов в наружный слой и образующие связи между сегментами развивающегося спинного мозга. Эти короткие волокна закладываются самыми первыми и находятся в непосредственной близости от клеток среднего слоя. Более длинные волокна, входящие в состав бокового канатика, образуются в определенной последовательности в зависимости от их длины. Таким образом возникает упорядоченность в развитии и расположении восходящих волокон. Волокна заднего канатика являются в большинстве своем отростками нейронов спинальных ганглиев.

Интенсивность деления клеток на брюшной стороне закладки спинного мозга выше, чем на спинной. С этим связаны раннее появление спонтанных движений эмбриона, рефлекторные ответы на раздражение появляются позже. Мотонейроны, иннервирующие скелетную мускулатуру, созревают раньше нейронов высших отделов ЦНС (мозжечка, коры головного мозга). В грудном отделе спинного мозга происходит перераспределение нейронов: часть из них образует ядра, иннервирующие определенные группы мышц, другие участвуют в формировании ядер бокового рога серого вещества, являющихся клетками симпатического отдела вегетативной нервной системы.

К моменту рождения ребенка спинной мозг оказывается наиболее развитым отделом ЦНС. Его масса у новорожденного равна 3—4 г (0,1% массы тела), к шести месяцам она удваивается, к 11 — увеличивается втрое. К трем годам спинной мозг становится в четыре раза больше, чем у новорожденного, а к шести годам — в пять раз. К 20 годам масса мозга становится, как у взрослого, при этом она в восемь раз больше, чем у новорожденного.

Спинной мозг у пятимесячного плода заполняет всю полость позвоночного канала (рис. 4.33). С семи месяцев рост спинного мозга начинает отставать от роста позвоночника. При этом сохраняется связь спинномозговых нервов с соответствующими сегментами, а также с межпозвоночными отверстиями. У новорожденного длина спинного мозга 14 см, он заканчивается на уровне второго-третьего поясничных позвонков. В дальнейшем позвоночник растет быстрее, чем спинной мозг, и к концу первого года жизни занимает такое же положение, как у взрослых, заканчиваясь на уровне первого-второго поясничного позвонка. Рост отдельных сегментов спинного мозга идет неравномерно: быстрее растут сег-

Рис. 4.33. Развитие спинного мозга человека в раннем онтогенезе. Положение спинного мозга в позвоночном канале (вид сбоку)

менты грудного отдела, затем шейного, медленнее — крестцового и поясничного отделов. Центральный канал спинного мозга у новорожденного шире, чем у взрослого.

Спинномозговые узлы (ганглии) на ранних стадиях эмбрионального развития располагаются в канале позвоночника довольно глубоко, затем они перемещаются в межпозвонковые отверстия. В связи с несоответствием длины спинного мозга и позвоночника направление передних и задних корешков изменяется с горизонтального на нисходящее.

Еще в эмбриональном периоде изменяется форма спинного мозга: появляются шейное и поясничное утолщения, что связано с развитием конечностей. Шейное утолщение развивается быстрее поясничного, поскольку верхние конечности и их иннервация развиваются раньше. У новорожденного оба утолщения хорошо выражены, но наибольшего развития они достигают в течение первых лет жизни. Диаметр остальных участков спинного мозга увеличивается медленно, к 12 годам он удваивается.

У шести-семимесячного плода в спинном мозге многие нейроны еще не дифференцированы. Ко времени рождения все нервные и глиальные клетки спинного мозга развиты хорошо и по структуре лишь немногим отличаются от клеток у шестилетних детей. У детей старшего возраста клетки становятся крупнее.

До четырех —семи лет происходит миелинизация нервных волокон белого вещества. К моменту рождения миелиповой оболочкой уже покрыты волокна переднего пирамидного тракта.

Источник