Развитие сознания ребенка в 3 года

Развитие сознания ребенка в 3 года thumbnail

Развитие сознания ребенка в 3 года

У всех детей есть эмоции и страхи в том числе, но зрительный ребенок переживает их гораздо сильнее, «делая из мухи слона». В попытках убежать от страха и найти позитивные эмоции маленький, еще неразвитый «зрительник», стремится привлечь к себе внимание окружающих, чтобы на него смотрели, чтобы эмоционально восхищались им, его внешним видом, поэтому, как правило, он ведет себя демонстративно – так, что не заметить его невозможно.

4
5900
6 Декабря 2016 в 10:38

Автор публикации:
Елена Горшкова, кандидат педагогических наук

Часть I. Кризис трех лет: становление самосознания ребенка

Часть II. Кризис трех лет: становление самосознания ребенка

ЭМОЦИИ ЧЕРЕЗ КРАЙ

«Зрительный» ребенок: каким он может стать?

Зрительный вектор дает ребенку возможность различать множество оттенков цвета и света, замечать то, что другие (без зрительного вектора) не заметят и не различат. Это становится базой для развития у ребенка несравнимой с другими способности видеть и создавать богатые визуальные образы, доставляющие ему огромное эстетическое наслаждение. Помогает развивать образное мышление и эйдетическую память, творческое воображение, высшую способность к обучению и освоению человеческой культуры.

Яркая отличительная особенность «зрительного» ребенка – высокая эмоциональность, которая природно базируется на корневом страхе – страхе за собственную жизнь и производной от него эмоциональной зависимости от тех, кто дает ему ощущение защищенности и безопасности – реальное от мамы или воображаемое от любимых игрушек, «одушевляемых» силой его фантазии.

У всех детей есть эмоции и страхи в том числе, но зрительный ребенок переживает их гораздо сильнее, «делая из мухи слона». В попытках убежать от страха и найти позитивные эмоции маленький, еще неразвитый «зрительник», стремится привлечь к себе внимание окружающих, чтобы на него смотрели, чтобы эмоционально восхищались им, его внешним видом, поэтому, как правило, он ведет себя демонстративно – так, что не заметить его невозможно.

Однако эта «отправная точка» при правильном воспитании позволяет постепенно выводить ребенка из мира страхов и грез, инфантильных чувств и демонстративности – и развивать у него очень сильные, но позитивные, созидательные переживания и свойства: любовь, сострадание, стремление защищать других от гибели, а также естественную эмоциональную выразительность и артистизм.

Причины и последствия

В период кризиса трех лет, когда у ребенка развивается самосознание, он – как и другие дети этого возраста, но по-своему, – начинает «пробовать» свои природные свойства, отделяя в своем сознании собственные желания от желаний окружающих его людей.

Критические варианты таких «проб» имеют место, когда родители, прежде всего мама, не понимает психической природы своего малыша, особенно если у нее самой нет зрительного вектора. Например, пугая такого ребенка, запрещая бурное выражение эмоций или высмеивая его слезы (чувства). Ребенок, не получая удовлетворения своих природных желаний, испытывает страдание, даже стресс.

Своим «неадекватным» поведением, непослушанием, истериками он на бессознательном уровне сигнализирует взрослым, что ему нужно помочь: именно взрослому надо изменить свое поведение по отношению к ребенку так, чтобы создать условия для развития природных свойств малыша. Точный индикатор правильной тактики взрослого – это появление позитивного эмоционального настроя ребенка, который довольно быстро становится вполне адекватным ситуации и послушным.

Обратите внимание: речь не о любых желаниях ребенка, а только о природных, удовлетворение которых развивает свойства его зрительного вектора.

Кризис трех лет

Трудности и преодоления

Итак, если вы видите эмоциональную нестабильность своего двух-трехлетнего ребенка, нет смысла говорить ему «успокойся», да еще строгим голосом. Лучше возьмите его «под свое крылышко», обнимите, слегка укачайте (это успокаивает) и спросите мягко: «Почему ты плачешь?» Конечно, малыш из-за рыданий и всхлипываний не сможет говорить внятно. Спокойно посетуйте: «Ничего не понимаю. Постарайся рассказать – может, я смогу помочь?»

Это мотивирует ребенка, чтобы немного умерить свой плач и объяснить причину огорчения. Так он перестает погружаться в негативное переживание. А дальше – простыми, доступными малышу словами – поговорите по сути произошедшего: возможно, он не понял другого, или другой не понял его, возможно, лучше было бы поделиться игрушками со сверстником и поиграть вместе (два-три года – возраст, когда дети еще только учатся этому); и подсказать способы действий: подойти, помириться и т. п. Это начало осознанного знакомства с культурными нормами поведения, которые зрительный ребенок воспринимает «на ура»; ему только надо подсказать. Таким образом закладываются первые кирпичики фундамента для развития сострадания, сочувствия и соучастия другому.

Конечно, если имеет место некоторая педагогическая запущенность, и трехлетний малыш спонтанно уже «умеет» истериками добиваться желаемого от взрослых, т. е. манипулировать ими, то маме потребуется особое терпение, чтобы выправить поведение ребенка.

Важно в ситуации детской истерики по возможности сохранять спокойствие, не повышая голоса, удерживать свою позицию (требование), не поддаваться на эмоциональные провокации ребенка (типа: «плохая мамка!», «ты меня не любишь!», «не люблю тебя!»), цель которых вывести взрослого «из себя», из равновесия. Вам в помощь – непосредственность и ситуативность внимания малыша, которое можно отвлечь на что-то привлекательное, чтобы переключить ребенка на другую эмоцию.

И еще несколько рекомендаций для повседневного общения со зрительным ребенком, чтобы развивать его эмоциональную сферу в позитивном ключе.

Игрушки не терять, обещания выполнять

Старайтесь следить, чтобы любимые игрушки ребенка не терялись. Такая потеря мишки, зайки или куклы, с которыми ребенок установил эмоциональную связь, общался с ним, как с живыми, может причинить малышу ощутимую психическую травму.

Если же потеря случилась, попытайтесь найти замену – такую же или похожую игрушку и придумайте трогательную историю, почему прежний мишка исчез, а новый появился (например, прислал своего братика-близнеца, которому надо помочь, а сам вернулся к маме-медведице, чтобы она не скучала одна). Важно, чтобы потеря, утрата эмоциональной связи (с любимой игрушкой) не осталась зияющей пустотой в душе ребенка – ее нужно заполнить более яркой позитивной эмоцией. Но самым лучшим способом обезопасить ребенка от потрясений из-за потерь будет сердечная связь с мамой и другими людьми.

Кризис трех лет

Выполняйте данные ребенку обещания. Во-первых, сроки обещанного события должны быть ему понятны; трехлетний ребенок не воспринимает долговременной перспективы: что значит: «послезавтра» или «в воскресенье»? Более определенно для него: «после завтрака», «перед сном» и т. п. – то, что связано с его непосредственным опытом. Во-вторых, ему трудно ждать намеченного события – для зрительного ребенка это определенный эмоциональный накал: ожидание, предвосхищение, фантазирование. И когда это вдруг отменяется – накал эмоций вырывается наружу в истерику. Кстати, вполне оправданную.

Театр и сказки

Зрительному ребенку необходимо выражать эмоции и изображать переживания, что наилучшим образом обеспечивается театральной игрой. Но с малышом двух-трех лет ходить в театр рановато, так как такие «культурные мероприятия» требуют, чтобы ребенок представлял, как себя вести в театре. Поэтому преддверием таких походов (которые лучше проводить позже, с четырех-пяти лет) может стать домашний театр. Это и настольный (напольный) театр с игрушками: ребенок передвигает одну игрушку, а вы – другую, разыгрывая диалоги между героями хорошо известных сказок. Это и домашние представления с ряжением, где основные исполнители (и организаторы) – взрослые и старшие дети – например, на Новый год или день рождения.

И, конечно, читайте ребенку сказки и детские стихи, написанные для самых маленьких. Например, стихи А. Барто из цикла «Игрушки»: «Наша Таня громко плачет…»; «Зайку бросила хозяйка…» и т. п. – они эмоционально насыщены, даже драматичны и при этом понятны для детей, и в них есть некая недосказанность, позволяющая совместно придумать благополучное завершение: как помочь Тане, чтобы она перестала плакать? Какое настроение у промокшего зайки, и что можно сделать, чтобы он почувствовал себя хорошо, радостно?

Важно выбирать для зрительного ребенка такие сказки, в которых никто никого не ест, чтобы не активизировать его врожденные страхи; например, хороши сказки «Курочка-ряба», «Теремок». Чтобы понимать, из чего выбирать, можно найти хрестоматию детской литературы для самых маленьких. А затем покупать книжки с иллюстрациями (картинки для зрительного ребенка очень важны!), желательно, в классическом оформлении, чтобы не было страшных, агрессивных изображений.

На основе таких детских художественных произведений можно начинать подводить ребенка к пониманию, что другому в беде можно помочь, и это в силах малыша – пусть и в игровой форме (пожалеть игрушечного зайку), в форме беседы, как помочь, чтобы было счастливое завершение истории.

Научить делиться и не пугать

Переживания, связанные не только с получением для себя, но и с отдачей для другого, особенно активно развиваются в реальном действии – делиться пищей. Вот один из примеров. В детских садах есть давняя традиция: ребенок в свой день рождения приносит конфеты и раздает детям своей группы. И такую традицию надо поддерживать и развивать, не жалеть угощения (приготовить вкусные конфеты, чтобы на всех хватило) и подсказать ребенку, что дарить надо с радостью, с желанием сделать приятное, тогда и самому будет гораздо радостнее.

И еще одно. К сожалению, некоторые родители, не задумываясь ни о психической природе своего зрительного ребенка, ни о последствиях собственных действий для него, очень любят его… попугать: дома неожиданно выскочить из-за угла, громко крикнуть «У!», скорчить «страшное лицо». А потом смеяться с умилением над тем, как малыш столбенеет от страха, как расширяются от ужаса его глаза…

Такие действия, особенно в отношении к зрительному ребенку, деформируют его жизненный сценарий, фиксируя состояние страха. Страхи не дают ребенку нормально развиваться, а в дальнейшем будут мешать уже взрослому зрительнику выстраивать позитивные отношения.

Кризис трех лет

Надо помогать зрительному ребенку не укореняться в страхах за собственную жизнь, а напротив, сопереживать другим, учиться быть человечным и добрым. Кризис трех лет – тот самый период, когда развивающееся самосознание ребенка позволяет на доступном для него уровне воспринимать такие смыслы, осваивать более широкий спектр позитивных эмоций в отношениях с окружающими людьми.

Продолжение следует

Автор публикации:
Елена Горшкова, кандидат педагогических наук

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник

К 3 годам у ребенка появляется множество новых умений и навыков: совершенствуется его физическое, умственное и эмоциональное развитие, речь, мелкая моторика и навыки общения. Подробнее о поведении и особенностях развития трехлетнего малыша читайте в нашей статье.

Особенности развития детей 3 лет («Мюнхенская диагностика»)

С одной стороны, трехлетние дети – постоянно работающие моторчики. Они не могут долго усидеть на месте, быстро меняют один вид деятельности на другой, так как внимание в этом возрасте развито еще недостаточно. С другой стороны, малышей в 3 года смело можно назвать консерваторами: им нравится правила, они быстро привыкают к режиму дня, появляются предпочтения в еде и играх. Такая тяга к постоянству объясняется работой базовых механизмов личности, которые направлены на обеспечение безопасности. То, что ребенку знакомо и предсказуемо вызывает меньше страха, чем новое и неизвестное. Этот возраст примечателен еще и тем, что малыш становится более самостоятельным, может отстаивать свои интересы, появляются упрямство и капризы.

Особенности развития детей 3 лет («Мюнхенская диагностика»)

Для качественной оценки психомоторных, речевых и коммуникативных навыков детей в 1997 году в Мюнхене была создана «Мюнхенская функциональная диагностика развития». Согласно ей, в 3 года ребенок должен уметь следующее:

  • Спускаться и подниматься по лестнице;
  • Прыгать на одной и двух ногах;
  • Ловить и пинать мяч;
  • Одновременно делать разные движения (например, качать головой и хлопать в ладоши);
  • Перешагивать препятствия;
  • Рвать бумагу;
  • Сортировать предметы по цвету, размеру, форме;
  • Строить башни из кубиков;
  • Играть в игры с простыми правилами;
  • Называть свой пол;
  • Ориентироваться в пространстве.

В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития. Малыш уже может быстро бегать, прыгать, приседать, поворачивать корпус. Его движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. Ориентация в пространстве также значительно улучшается (часто у мальчиков она развита лучше, чем у девочек этого возраста).

В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития.

Развитие мелкой моторики у детей 3 лет

  • Рисование. В 3 года развитие рисования находится на стадии каракуль. Несмотря на то, что рисунки иногда могут получаться бесформенными, ребенок вкладывает в них свой смысл. Трехлетки с хорошо развитой мелкой моторикой уже умеют рисовать простые фигуры (круг, квадрат, линии). Рисунок человека у детей 3 лет получается примитивным, но в нем уже присутствуют голова, тело, ноги и руки.
  • Умение расстегивать молнии и пуговицы. Хотя ребенок 3 лет по-прежнему не может сам застегнуть пуговицу или молнию, расстегивать их он уже научился. Поощряйте стремление малыша к самостоятельности, ведь застегивание и расстегивание различных замочков не только отлично развивает мелкую моторику, но и стимулирует развитие мышления.

Трехлетний ребенок обладает большинством гигиенических навыков. Он умеет самостоятельно умываться, мыть руки, ходить на горшок, раздеваться, старается аккуратно есть за столом.

Развитие мелкой моторики у детей 3 лет

  • Игрушки, которые требуют развитой моторики пальцев. Обычно в этом возрасте детям нравится играть с мелкими предметами, в ход идут пазлы, конструкторы, шнуровки, мозаики. Давая малышу подобные игрушки, не забывайте о технике безопасности и не оставляйте ребенка во время игры без присмотра.
  • Пальчиковые игры. Увлекательным упражнением на развитие мелкой моторики Вашего малыша может стать пальчиковая гимнастика. Идеи для пальчиковых игр Вы можете найти на видео:

Развитие мышления в 3 года

Известный психолог Ж.Пиаже считал, что мышление детей трех лет устроено таким образом, что они не могут посмотреть на ситуацию со стороны. Этот феномен назван эгоцентризмом мышления. Помимо этого малыши в 3 года еще не способны до конца понять связи между событиями или явлениями, поэтому в мышлении ребенка мало логики и много фантазии.

Именно в этом возрасте происходит очень важный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Если в раннем детстве малыш познавал мир при помощи действий с предметами, их ощупывания, проб на вкус, то теперь, на пороге дошкольного возраста, дети обычно приобретают способность действовать уже с образами предметов, которые сохранились в их памяти. Ребенок трех лет может размышлять о чем-то, чего нет в пределах видимости. Это чрезвычайно важный шаг на пути к логическому мышлению.

Развитие мышления в 3 года

Могут ли трехлетки быть внимательными?

Способность к концентрации внимания у детей 3 лет низкая, именно поэтому они быстро переключаются от одного дела к другому. Если заставлять малыша долго, то есть более 10 минут, заниматься одним и тем же, произойдет перегрузка нервной системы (внешним признаком которой являются истерики). Внимание детей 3 лет избирательно, они обращают внимание лишь на то, что для них привлекательно.

Занимаясь с ребенком дома, обращайте внимание на состояние малыша. В этом возрасте дети быстро утомляются. Поэтому все занятия должны проходить в непринужденной игрой форме. О том, как можно заинтересовать ребенка, смотрите на видео.

Развитие памяти и воображения у детей 3 лет

У детей этого возраста лучше всего развита эмоциональная память. Ребенок 3 лет хорошо запоминает то, что вызывает у него яркие эмоции и впечатления. Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают очень развитым воображением. Большую часть времени трехлетние дети находятся мире своих фантазий. Однако у этого есть и негативная сторона, малыши бывают очень впечатлительны, отчего возникает множество страхов, характерных для дошкольного возраста (боязнь темноты, собак, грозы и т.д.).

Развитие памяти и воображения у детей 3 лет

Умственное развитие детей в 3 года

К 3 годам у малышей обычно появляется множество новых умений и навыков в сфере умственных способностей. Трехлетний ребенок должен уметь:

  1. Сравнивать и сортировать предметы по размеру, длине, форме, цвету;
  2. Находить такой же предмет;
  3. Составлять пазлы из 4 частей;
  4. Называть основные цвета и оттенки;
  5. Знать стихи и песенки;
  6. Составлять рассказ по знакомой картинке при помощи взрослого;
  7. Знать названия некоторых деревьев, посуды, мебели, животных, одежды, транспорта, овощей и фруктов;
  8. Знать основные геометрические фигуры;
  9. Рассказывать, что он делал в течение дня.

Умственное развитие детей в 3 года

Развитие речи у детей трёх лет

Речь детей 3 лет активно развивается, у малышей появляется интерес к языку, они любят болтать и рассказывать обо всем, что видят. Вот основные направления речевого развития трехлетних детей.

  • Обогащение словарного запаса;
  • Фразовая речь;
  • Умение вести диалог (ребенок умеет задавать вопросы и отвечать на них);
  • Появление вежливых слов.

Сама речь трехлетки далеко не совершенна. Малыши в этом возрасте обычно плохо произносят шипящие и сонорные звуки. В 3 года дети часто неверно стоят предложения, путают слова местами, недоговариваю слова.

Навыки общения

Если раньше Ваш ребенок играл в одиночестве, то теперь ему важно общество сверстников. Малыши в 3 года обычно очень общительны и контактны. Согласно классификации М.И. Лисиной для этого возраста характерна внеситуативно-познавательная форма общения. Это значит, что общение чаще всего происходит на фоне совместной деятельности по ознакомлению с миром. При этом для ребенка 3 лет очень важно чувствовать одобрение и симпатию со стороны близких людей.

Навыки общения

Выводы

К 3 года у ребенка появляется множество новых умений и навыков. Малыш становится все более самостоятельным, он постепенно учится обслуживать себя сам. Трехлетний ребенок достаточно хорошо владеет своим телом, он может держать равновесие, бегать, прыгать, играть в мяч. Совершенствуются и познавательные способности малыша: мышление становится образным, развиваются память, внимание, речи, воображение. Общение с людьми выходит на новый уровень, детям становится интересно общаться со сверстниками.

Заключение

Педагоги и психологи называют этот период в жизни ребенка возрастом «Я – сам». В 3 года ребенок продолжает исследовать мир и себя в нем и во всем стремится к самостоятельности. Согласно системе М. Монтессори, лучшее, что может сделать родитель для развития своего малыша – это не ограничивать его свободу и обеспечить ему возможность гармонично и всесторонне развиваться. В детском центре «Созвездие» специально организована Монтессори-среда, в которой Ваш малыш сможет самостоятельно выбрать занятие по душе и раскрыть свой потенциал. Будем рады видеть Вас в нашем центре развития ребенка!

Источник