Развитие совести у ребенка
Совесть детям с рождения не известна. Она не является ни базовым инстинктом, ни чем-то врожденным. В природе нет совести так же, как нет финансовой системы, государственных границ и различных толкований романа «Улисс» Джойса.
Совесть – это внутренний родитель. Родители учат правилам общежития с родителями или другими важными людьми (в каждой семье эти правила свои). Совесть сдерживает ребенка, делает более управляемым и удобным. Когда внешние требования родителей становятся внутренними требованиями ребенка к самому себе – совесть сформирована.
На определенном жизненном этапе совесть человеку необходима. Бессовестный ребенок – это варвар. И дело не в том, что родителям с таким ребенком тяжело. Самое плохое, если ребенок в первые годы не научился приемлемым способом взаимодействовать с другими людьми, то в будущем восполнить этот пробел будет гораздо сложнее (и больнее для ребенка).
По мере взросления человек вырастает из старых правил. Сначала это происходит в подростковом возрасте – когда человек постепенно вырастает из старых запретов и ограничений. Потом это происходит в юности, когда у человека формируется собственная жизненная философия. Если личность человека в этот период активно развивается, он перерастет свою совесть. На смену совести приходят осознанность и ответственность.
Совесть – это образ добра и зла, заложенный родителями. Этот образ прост и достаточно примитивен. Духовно развитый человек перерастает родительские нормы, чтобы сформировать свои собственные.
Не каждый взрослый человек смог перерасти свою детскую совесть. У таких людей совесть часто превращается в проблему. Иногда совесть буквально мешает жить и думать самостоятельно. У некоторых людей совесть становится средством мучения самого себя даже по несущественному поводу.
Совесть у мальчиков и девочек
Не так давно смотрела по BBC очень интересную многосерийную программу про развитие детей — с пеленок и до появления первых прыщей Запомнилось много всего, но больше всех, пожалуй — серия экспериментов на тему как раз «совести». Например:
Есть Экспериментатор (Э) (который притворяется, что просто играет с ребенком), Игрушка (заведомо сломанная и «держащаяся на соплях» кукла или машинка) и Дети (Р) дошкольного возраста.
В процессе игры Э. дает ребенку игрушку и та через несколько секунд в руках Р. разваливается. Реакция Р.? Удивительно, но раз за разом — девочки как одна огорчались, говорили «Sorry», пытались приделать обратно руку к кукле. У мальчиков реакции были более разнообразные — кто-то терял интерес, кто-то просил Э. починить игрушку, один ржал как конь. Но ни один не выглядел виноватым, и также ни один не попытался исправить ситуацию сам.
Похоже, что у девочек совесть пробуждается раньше…
Отчего же непременно совесть? В перестроечные годы наших солдатиков пытались продавать в Италию. Контракт не состоялся, потому что по итальянским нормам солдатики должны ломаться через месяц после покупки, а наши жили больше года. Так что поломка игрушки — естественное и предсказуемое событие, а вовсе не форсмажор. И девочки демонстрировали не совесть, а сопереживание и развитое чувство вины. Так?
Источник
Питер Пен и другие персонажи любимых детских книг порой восхищают нас не высоконравственными поступками, скорее, наоборот – они эгоистичны, бездумно веселы и лишены совести. Но мы продолжаем любить их, поскольку они… так похожи на настоящих детей. Можно ли развить и по-христиански воспитать у ребенка совесть?
Почему совесть зависит от возрастных особенностей его развития? Изучаем вопрос вместе с популярным православным психологом Людмилой Петрановской.
Совесть – не только способ выразить нравственное самосознание личности, не только нравственная и христианская категория, но и сложная психическая функция, которая, как выяснили учёные, изначально заложена как возможность, но не появляется с рождения, а приобретается в процессе роста ребенка и развития его психики.
Между тем, тысячелетиями накопленные христианством знания о душе вовсе не уступают современным знаниям в области психологии развития.
Неслучайно до определенного возраста Церковь считает ребенка младенцем и не требует от него участия в Таинстве Исповеди – то есть осмысленного и вдумчивого покаяния, диалога со своей совестью.
Мы, воцерковленные христиане, прекрасно об этом знаем и не выстраиваем своих маленьких чад в очередь к исповедальному аналою, а сразу уверенно ведем их ко причастию.
Но отчего-то дома, на улице, в садике, в магазине, на детском празднике напрочь забываем об этом установлении и чуть ли не с бессловесного младенчества, еще до полутора лет, начинаем взывать к детской совести.
Да, родители тоже люди. Мы устаем от работы, быта, повседневной рутины, сложности семейных отношений, детского плача, болезней, капризов, беспорядка среди игрушек…
А тут еще этот маленький негодник или негодница, не понимая всех взрослых бед, бунтуют, требуют, вечно чего-то хотят и просят… Как тут сдержать «праведный» родительский гнев и не взывать к совести малыша?
Но уже в самой подобной постановке вопроса содержится некий абсурд. Потому что то, к чему мы так взволнованно и эмоционально взываем, просто… не существует.
Как считает психолог Людмила Петрановская, до 5-6 лет говорить о наличии совести у ребёнка преждевременно.
Обосновывая это утверждение, она подробно раскрывает и описывает механизмы и этапы возрастного развития детской психики, которой от природы свойственен здоровый эгоцентризм, когда маленькое «я» является центром не только его внутреннего, но и внешнего мира, не только его центром восприятия явлений и вещей, но и мерой всего.
В такой системе детских ценностей утверждение «я виноват» строго равно пониманию «я плохой».
И если для взрослого человека, тем более верующего христианина «держать душу во аде» и чувствовать себя плохим перед исповедью – это в порядке вещей и почти что нормально, то для ребенка в его райском состоянии быть плохим – это катастрофа, его мир рушится, как башня из кубиков, когда кто-то вытащил всего один, но главный кубик из основания.
Что же делаем мы, то и дело, по случаю и без особой на то причины взывая к совести двух-трех-четырехлетки? Мы вынимаем главный кубик.
А потом ещё удивляемся, отчего это вдруг ребенок капризный, неуправляемый, все время не в духе, отчего появляется агрессия и самоагрессия – он может ударить маму (мама для него и есть он сам), постричь себе волосы, спрятавшись в шкафу, оторвать голову у любимой игрушки…
Нет, своими бесконечными требованиями, сетованиями и упреками после любого маленького проступка – «ах ты, бессовестный», «совесть-то у тебя есть», «как тебе не стыдно» мы вовсе не воспитываем – мы не развиваем у своего чада совесть. Мы провоцируем очень страшное и разрушительное явление – стойкое чувство вины, которое, закрепляясь, во взрослом возрасте лживо подменяет собой голос совести.
От этого взрослому ребенку – школьнику, а потом подростку, а затем молодому человеку – бывает неимоверно трудно понять и самостоятельно разобраться, в каких его поступках, собственно, есть повод для покаяния, а в каких – просто укоры больной совести, не имеющие никакого отношения ко греху, к тому, что ему необходимо исповедовать.
От этой путаницы возникает серьезный душевный дисбаланс, говоря языком психологов – когнитивный диссонанс. Последствия могут быть самыми разными. Нервный срыв, всплеск психосоматических заболеваний, смена настроений, трудности в учёбе, суицидные мысли и настроения.
Между тем, ошибаться маленькому ребенку естественно. Путь собственного опыта и ошибок – единственно возможный, и именно на нём он чему-то учится. Ошибаться – да. Получать от родителей наставления и замечания – всенепременно. Но родители должны терпеливо исправлять ошибки и объяснять их причины, а не взывать к совести и не искать правых и виноватых.
Иногда мы упускаем из виду и такой важный момент. Настоящее волеизъявление человека возможно при наличии у него определенной свободы. У ребенка свобода ограничена за него по большому счету всё решают родители. Так что, если очень часто делаете попытки взывать к младенческой совести – почаще взывайте к своей: вы же в основном решаете, а ребенок следует.
Людмила Петрановская убеждена, что заговаривать о проблемах совести всерьез можно и нужно с детьми старше пяти лет.
Но говорить о совести необходимо в позитивном ключе: не на примере поступков ребенка, а, скорее, на примере персонажей детских мультиков и книжек. Когда такие беседы будут провоцировать не назидание, а интерес, любопытство, детские «почему» – вы вернее достигнете цели воспитать совесть с малолетства.
Как можно узнать, что понятие о совести у малыша сформировано правильно?
Необходимо понаблюдать за ним, чтобы зорким родительским взглядом верно оценить: может ли малыш оценивать свое поведение с точки зрения нравственности, может ли он сам для себя определить, в чём заключаются его нравственные обязанности в семье, в общении со сверстниками, словом, может ли он отдавать отчет тому, что чувствует, делает или намеревается сделать?
Если ответ на все эти вопросы – однозначное «да», то ребёнок выразит это своим поведением – он будет вести себя хорошо в наше отсутствие, понимать, что такое хорошо, а что такое плохо именно в его, а не в чужих поступках.
Такой, без преувеличения, «прорыв» в развитии не останется незамеченным вами и окружающими – у ребёнка сложится правильная модель поведения, улучшатся отношения с детьми и взрослыми, он станет больше доверять близким и любимым людям и заслужит их бесконечное доверие.
Возможно, по-настоящему поняты и услышаны такие разговоры будут только подростками лет в пятнадцать, когда высшие психические функции у них полностью сформированы. Но начинать такие беседы можно и нужно рано.
Не думайте, что сделать это будет просто. Совесть – сложная штука, и иногда, чтобы что-то объяснить, мало будет вместе просмотренного фильма или прочитанной книги. Нужен ненавязчивый личный пример доброго поступка, христианского поведения, совестливого решения.
Рано или поздно громко и отчетливо расслышать голос совести для ребенка чрезвычайно важно. Сколько мы знаем из истории мировых преступлений страшных примеров людей абсолютно нормальных с точки зрения психологической науки и медицины – без психических отклонений в развитии с органически и функционально здоровым мозгом – которые так и не расслышали голос совести и совершили то непоправимое, что совершили.
Голос совести маленькому христианину жизненно необходим. Однажды в трудный момент жизни он заменит ему родителя. Он научит поступать верно, причём даже тогда, когда он наедине с собой и его никто не видит и не осуждает.
Голос совести – возможно, это глас Божий, и именно он будет сопровождать человека всю жизнь – уберегать, предостерегать и – ни много ни мало – вести его ко Спасению.
Мария Солунь
Фото из открытых источников
Источник
Развитие совести у детей.
Зачастую мамы восклицают: «Как тебе не совестно?», «Совесть у тебя есть или нет?», «Где у тебя совесть была?» Но они забывают, что у малышей совесть ещё молчит, они начинают слышать её голос только к семи-восьми годам, и раньше этого возраста взывать к совести и кричать «Бессовестный!» не имеет смысла. Совесть – сложное понятие, она формируется у ребёнка продолжительное время. Не год и не два пройдёт, прежде чем ребёнок начнёт осознавать, что такое совесть. Для этого должен сформироваться понятийный аппарат, который даёт возможность сравнивать и оценивать.
Совесть детям с рождения не известна. Она не является ни базовым инстинктом, ничем-то врожденным. В природе нет совести так же, как нет финансовой системы, государственных границ.
Если ребёнок всё делает только из чувства страха, боязни наказания, а в сердце его нет желания помочь, то о развитии совести говорить рано. Писатель С. Соловейчик, размышляя об этом, пишет, что ребёнок сначала воспринимает не общечеловеческую высшую мораль, а групповую мораль близких и уважаемых им людей. С точки зрения высшей морали стыдно воровать, а с точки зрения сельских мальчишек не залезть в чужой сад за яблоками – это признак трусости.
Для того чтобы человек поступал по совести, он должен быть уверен, что им движет именно совесть, а не страх, и он отрицает воровство не потому, что боится, а потому, что внутренне не принимает этого – потому что совестно.
Совесть – это внутренний родитель. Родители учат правилам общежития с родителями или другими важными людьми (в каждой семье эти правила свои). Совесть сдерживает ребенка, делает более управляемым и удобным. Когда внешние требования родителей становятся внутренними требованиями ребенка к самому себе – совесть сформирована.
Для развития совести у ребёнка в первую очередь нужно культивировать чувства доброты и сострадания. Чтобы ребёнок видел и чувствовал эти качества в вас и окружающих. К маленьким детям первые ощущения совести приходят через доброту, любовь и сострадание к близким и окружающему миру: животным, растениям, к старикам и больным, и всем тем, кто требует от нас сочувствия.
На определенном жизненном этапе совесть человеку необходима. Бессовестный ребенок – это варвар. И дело не в том, что родителям с таким ребенком тяжело. Самое плохое, если ребенок в первые годы не научился приемлемым способом взаимодействовать с другими людьми, то в будущем восполнить этот пробел будет гораздо сложнее (и больнее для ребенка).
По мере взросления человек вырастает из старых правил. Сначала это происходит в подростковом возрасте – когда человек постепенно вырастает из старых запретов и ограничений. Потом это происходит в юности, когда у человека формируется собственная жизненная философия. Если личность человека в этот период активно развивается, он перерастет свою совесть. На смену совести приходят осознанность и ответственность.
Совесть – это образ добра и зла, заложенный родителями. Этот образ прост и достаточно примитивен. Духовно развитый человек перерастает родительские нормы, чтобы сформировать свои собственные.
Не каждый взрослый человек смог перерасти свою детскую совесть. У таких людей совесть часто превращается в проблему. Иногда совесть буквально мешает жить и думать самостоятельно. У некоторых людей совесть становится средством мучения самого себя даже по несущественному поводу.
Если говорить о совести у мальчиков и девочек, то девочкам кроме самой совести еще наиболее присущи в сравнении с мальчиками сопереживание и развитое чувство вины.
Почему ребенок не слушается? Общие причины непослушания
нерешительный отказ ребенку в просьбе или отказ без объяснений;
отсутствие у ребенка интересной деятельности;
отрицательный пример взрослых;
злоупотребление запрещениями, нравоучениями, наказаниями;
непоследовательность, несогласованность требований взрослых к ребенку; запугивание или захваливание ребенка;
несправедливое отношение к ребенку;
непосильные поручения;
нарушение режима дня;
непонимание ребенком требований взрослых.
Основные причины капризов.
недомогание, перевозбуждение, переутомление;
заласкивание или черствое отношение родителей к ребенку.
Основные причины упрямства.
протест ребенка против несправедливого отношения, унижения его достоинства;
слишком строгое отношение к ребенку;
нетактичность взрослых;
неразумное ограничение самостоятельности ребенка;
ненасыщенное, несодержательное, малоэмоциональное или недостаточное общение со взрослым.
Если ребенок капризничает, надо:
отвлечь его от причин, вызывающих каприз;
объяснить неразумность требований;
показать, что такое поведение огорчает Вас.
Источник
Совесть детям с рождения не известна. Она не является ни базовым инстинктом, ни чем-то врожденным. В природе нет совести так же, как нет финансовой системы, государственных границ и различных толкований романа «Улисс» Джойса.
Совесть – это внутренний родитель. Родители учат правилам общежития с родителями или другими важными людьми (в каждой семье эти правила свои). Совесть сдерживает ребенка, делает более управляемым и удобным. Когда внешние требования родителей становятся внутренними требованиями ребенка к самому себе – совесть сформирована.
На определенном жизненном этапе совесть человеку необходима. Бессовестный ребенок – это варвар. И дело не в том, что родителям с таким ребенком тяжело. Самое плохое, если ребенок в первые годы не научился приемлемым способом взаимодействовать с другими людьми, то в будущем восполнить этот пробел будет гораздо сложнее (и больнее для ребенка).
По мере взросления человек вырастает из старых правил. Сначала это происходит в подростковом возрасте – когда человек постепенно вырастает из старых запретов и ограничений. Потом это происходит в юности, когда у человека формируется собственная жизненная философия. Если личность человека в этот период активно развивается, он перерастет свою совесть. На смену совести приходят осознанность и ответственность.
Совесть – это образ добра и зла, заложенный родителями. Этот образ прост и достаточно примитивен. Духовно развитый человек перерастает родительские нормы, чтобы сформировать свои собственные.
Не каждый взрослый человек смог перерасти свою детскую совесть. У таких людей совесть часто превращается в проблему. Иногда совесть буквально мешает жить и думать самостоятельно. У некоторых людей совесть становится средством мучения самого себя даже по несущественному поводу.
Совесть у мальчиков и девочек
Не так давно смотрела по BBC очень интересную многосерийную программу про развитие детей — с пеленок и до появления первых прыщей Запомнилось много всего, но больше всех, пожалуй — серия экспериментов на тему как раз «совести». Например:
Есть Экспериментатор (Э) (который притворяется, что просто играет с ребенком), Игрушка (заведомо сломанная и «держащаяся на соплях» кукла или машинка) и Дети (Р) дошкольного возраста.
В процессе игры Э. дает ребенку игрушку и та через несколько секунд в руках Р. разваливается. Реакция Р.? Удивительно, но раз за разом — девочки как одна огорчались, говорили «Sorry», пытались приделать обратно руку к кукле. У мальчиков реакции были более разнообразные — кто-то терял интерес, кто-то просил Э. починить игрушку, один ржал как конь. Но ни один не выглядел виноватым, и также ни один не попытался исправить ситуацию сам.
Похоже, что у девочек совесть пробуждается раньше…
Отчего же непременно совесть? В перестроечные годы наших солдатиков пытались продавать в Италию. Контракт не состоялся, потому что по итальянским нормам солдатики должны ломаться через месяц после покупки, а наши жили больше года. Так что поломка игрушки — естественное и предсказуемое событие, а вовсе не форсмажор. И девочки демонстрировали не совесть, а сопереживание и развитое чувство вины. Так?
Источник