Развитие социально и педагогически запущенного ребенка как субъекта общения
Из опыта работы с социально и педагогически запущенными детьми и их семьями.
Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье.
(В.А. Сухомлинский)
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.
Основа моей воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.
С чего всё начиналось?
Взяв первый класс, я стала наблюдать, изучать как дети себя ведут, как пытаются выстроить отношения со своими одноклассниками. В конце 1 четверти была проведена диагностика учащихся. Для изучения личности учащимся был предложен тест «Несуществующее животное». В течение получаса учащимся было предложено выполнить задание: нарисовать несуществующее животное, назвать его несуществующим названием. Для изучения отношения к школе учащимся было предложено задание: «Нарисовать рисунок по теме «Я иду в школу»».
Обобщая картину, можно сделать вывод, что в данном классе достаточно много тревожных детей (33 %), агрессивных, нерешительных (29 %), демонстративных, импульсивных, неуверенных в себе, с заниженной самооценкой (22 %).
Согласно полученным результатам диагностики «Я иду в школу».около 39 % испытывают состояние тревоги, связанное с посещением школы. 61 % учащихся данного первого класса относятся к школе положительно, около 26 % скорее отрицательно.
Для работы с такими детьми были даны рекомендации, которые нашли отражение при составлении воспитательной программы класса. При её составлении уделялось внимание таким формам как беседы, классные часы ( при проведении которых привлекаются такие учащиеся), участие в конкурсах, марафонах и другим мероприятиям. К участию в данных мероприятиях привлекаю обязательно своих «трудных» детей, их родителей.
Конечно, очень трудно привлечь таких мам, но нахожу поддержку среди бабушек, других родственников данных учащихся.
Например: девочка из такой семьи хорошо изготавливает разнообразные открытки – участвует в конкурсах такого вида; мальчик помогает своей тёте изготавливать поделки из подручного материала – участвует в конкурсах по данному профилю; самый неспокойный, но неглупый мальчик участвует в интеллектуальных конкурсах; самый подвижный привлекается с родителями к участию в спортивных соревнованиях.
Важным моментом является изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи. Изучение происходит через посещение семей ( в периоды рейдов «Осень» ,«Весна» в каникулярное время), через общение «вживую», по телефону, записками, через проведение анкет.
Источник
Характеристика социально-педагогической
запущенности у детей.
Социально-педагогическая запущенность — есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в которых развивается ребенок: с одной стороны, он должен обладать недетской социальной активностью, с другой — воспитательное окружение сдерживает его.
Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации его личности. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности как определенному уровню развития социально значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка.
Педагогическая запущенность обусловлена прежде всего недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабовыраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе. У младших школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, они не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности, учебно-познавательная активность недостаточно развита. Педагогическая запущенность — это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов.
Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими. Неуспешность в деятельности, необученность, необразованность, в том числе невладение знаниями социально-этического характера влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в школе, среди друзей. Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания. Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей, могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и др.
В младшем школьном возрасте в связи с переходом к учению в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения, методика негативного стимулирования поведения и др. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, детском саду и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка, начинают складываться дисгармонии психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие ее субъективных свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным. Выход из этой ситуации возможен лишь при изменении методов воспитания и обучения ребенка, при социальной работе с ним. В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения социально значимой деятельностью можно выделить латентную, начальную и выраженную степени социально-педагогической запущенности ребенка.
При определении степени социально-педагогической запущенности можно ориентироваться на следующие критерии: характер динамики запущенности (количественная, качественная, интегративная), выраженность признаков запущенности (неразвитость социально-коммуникативных качеств, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями, общая необразованность (необученность, неразвитость), уровень средовой адаптации (семья, школа, детский сад, неформальная группа сверстников) и уровень овладения социально значимой деятельностью (ролевая игра, учение).
Латентная (легкая) степень запущенности характеризуется количественной динамикой, незначительными, трудно отличаемыми от возрастных проявлений (кризисов) отклонениями в социальном и нравственном развитии ребенка. В нем как личности преобладают положительные свойства; отрицательные качества однородны по своему составу, так как вызываются влиянием какого-то одного доминирующего отрицательного фактора, чаще всего семейного; степень проявления признаков запущенности слабая и средняя, характер проявления эпизодический ситуативный. Ребенок хорошо чувствует себя в семье и пытается адаптироваться в группе сверстников. Отношение к учению невыраженное, обнаруживаются первые симптомы неуспешности из-за начинаюшего проявляться отставания в развитии психических процессов, отсутствия соответствующего возрасту уровня знаний, умений и навыков, недостатка социального опыта.(12,342).
Начальная (средняя) степень — это углубление отклонений в социальном и нравственном развитии ребенка.
Выраженная степень запущенности — количественная динамика переходит в качественную. Положительные свойства личности, не подкрепляемые в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми и сверстниками, теряют свою глубину, проявляются все слабее. Признаки запущенности, демонстрируемые как внешние симптомы поведения, наоборот, приобретают более зримый характер. Они формируются уже под влиянием ряда факторов, проявляются разнопланово, в определенных ситуациях. Отношение к учебной деятельности равнодушное. Явно обнаруживается несостоятельность ребенка в качестве субъекта деятельности, в силу которой он постепенно выталкивается из формальных детских общностей. Ухудшаются его отношения в семье.
Таким образом, социально-педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни: он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой. Психологическим механизмом социально-педагогической за-пущенности детей является гиперобособление, которое выражается в усилении позиции «не такой, как все», возникновении психологической незащищенности ребенка и связанных с ней защитных форм поведения, прежде всего агрессивных.
Личность социально и педагогически запущенного ребенка характеризуется неразвитостью свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активностью во взаимодействии с окружением. Субъективно эти особенности личности переживаются запущенным ребенком как особый образ «Я» и выражаются в неадекватной самооценке и неудовлетворенности. Главное противоречие запущенного ребенка заключается в его стремлении к принятию и признанию, успеху как базовой потребности личности и социальной дезадаптации. Неразрешимость этого противоречия, с одной стороны, вызывает внутреннюю и внешнюю конфликтность ребенка, компенсаторно-защитные реакции, а с другой — усугубляет его недостатки, приводит к возникновению комплекса неполноценности.
Социально и педагогически запущенные младшие школьники, как правило, характеризуются неадекватной самооценкой — либо завышенной, либо заниженной. Они менее социально приспособлены, отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Запущенные дети выполняют предложенные учителем задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, неуверенны в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям.
В отношении со взрослыми запущенные дети чувствительны к угрозе, застенчивы, робки. Они легко выводятся из состояния равновесия, полны предчувствия неудач, часто имеют пониженное настроение, зато отмечается избыток побуждений, которые находят разрядку в практической деятельности. Запущенный ребенок пытается компенсировать свое положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам с целью привлечь к себе внимание. Однако неудовлетворенность его основных потребностей быть личностью (для младших школьников — это потребность быть хорошим учеником) и быть принятым (быть сильным, здоровым и красивым) оказывает на него разрушающее влияние.
Запущенные младшие школьники излишне чувствительны к отношению окружающих, причем отношение взрослых к себе они связывают в первую очередь оценивающей деятельностью учителя («плохой ученик», «плохая успеваемость», «неумный», «слабо учится» и др.).
Обычные дети, ориентируясь на позитивные оценки взрослых («молодец», «умница») их новой деятельности — учения, во-первых, выделяют эти характеристики как основные, во-вторых, положительно оценивают эти качества у себя («Я умный и хочу быть еще умнее, как наша учительница»). Позиция хорошего ученика, умеющего и желающего подчиняться, добросовестного, аккуратного, способствует уравновешенности ребенка и обусловливает, с одной стороны, его открытость в отношении к миру, а с другой — сдержанность и высокий самоконтроль.
Запущенный ребенок ощущает себя неумным, плохим учеником, непринятым, нелюбимым окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их социально робкими, снижают их уровень притязаний на успех.
Субъект общения — это индивид, имеющий развитые коммуникативные потребности, социально значимые качества, обладающий знаниями социально-этического характера и способностью к взаимодействию. Младший школьник как субъект общения характеризуется активностью, способностью к самооценке, определенным социальным статусом и уровнем адаптации в группе сверстников.
У запущенных младших школьников просматриваются тенденции непонимания со стороны окружающих, неудовлетворенной потребности в признании, трудностей общения, противоречивого отношения к себе и окружающим. При этом у ребенка возникают негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряженность, эмоциональная нестабильность, эмоциональная расторможенность или заторможенность.
Становление младшего школьника как субъекта общения зависит от взаимоотношений с учителем, от отношения ребенка к учебной деятельности и уровня развития его социально-коммуникативных качеств и свойств личности.
Запущенный ребенок безуспешно пытается различными неадекватными способами добиться социального признания, а в результате оказывается отверженным. Он характеризуется постоянным чувством вины, возникающим в силу школьной неуспешности и неадекватной самооценки. У этих детей часто возникает противоречие между нереальным уровнем притязаний и недоверием к себе, своим возможностям в учении, которое распространяется и на отношение ребенка к окружающим.
Нарушения в побудительном компоненте коммуникативной активности (дисгармония мотивов) связаны с социальной неразвитостью ребенка, которая и порождает его неадекватное поведение. Постоянные поведенческие реакции ребенка являются способом выхода из тупика — хронического состояния психологического дискомфорта, неразвитость, неадекватное поведение, низкая способность к социальной релаксации обусловливают низкий статус ребенка в классе.
Источник
Фото из интернета
Педагогическая запущенность зачастую появляется вследствие неблагоприятных социально – экономических условий, семейно – бытовых отношений, социально – культурного окружения, общения людей и межличностных отношений.
Главная роль в определении тенденции поведения педагогически запущенных учащихся сводится к семье. Семья является ответственным звеном за воспитание детей и передачу навыков общения и традиций через поколения. В семье детям прививаются нравственные и культурные нормы, а также духовные ценности. Ребенок данной категории не обладает необходимыми знаниями и умениями, его сложно обучать и воспитывать, при этом он является физически и психически здоровым. Индивидуальность в познавательном процессе педагогически запущенного ребёнка слабо выражена.
От взаимоотношений родителей и детей, от их непосредственного общения, от семейного воспитательного потенциала семьи напрямую зависит формирование личности ребёнка. В семье происходит закладка основных норм и правил нравственности, происходит формирование мировоззрения и ценностных ориентиров. Семья развивает у детей навыки совместной деятельности и порождает жизненные ориентиры. Именно в семье начинается процесс социализации и освоение норм взаимодействия индивидов в обществе. Неблагополучная семья является самым распространённым источником педагогической запущенности детей.
На формирование личности ребёнка существенно влияют дефекты семейного воспитания. Присутствие постоянных семейных конфликтов закрепляется в сознании ребенка и в дальнейшем имеет место в общении с другими людьми. Существующая негативная семейная атмосфера отрицательно воздействует на психику ребенка, угнетает и разрушает его психику. Ценностная ориентация и авторитет семьи в глазах ребенка снижается. Зачастую на психологический климат в семье влияют и экономические факторы, что взаимосвязано с состоянием стресса, вызванным материальными и бытовыми проблемами. Этот факт, прежде всего, сказывается на детях. При невнимательности к ребёнку, при агрессивном отношении и холодности, возникают такие отклонения, как побеги из дома и бродяжничество. В настоящее время участились случаи лишения родительских прав за жестокое обращение с детьми, а раньше причиной было именно невыполнение своих родительских обязанностей.
Из этого следует, что основную роль при обретении навыков общения, в формировании личности ребёнка и становлении его характера важную роль выполняет семья. Но существуют и внутренние причины появления и развития запущенности детей, такие как личностные особенности ребёнка, так и его индивидуальные психофизиологические особенности. Существенным фактором является и наследственность, хотя, исследования в области педагогики показали, что роль генетического фактора в развитии индивидуальных особенностей личности с возрастом преуменьшается, но совсем не исчезает.
Важным этапом развития ребенка является школа, однако, у педагогически запущенных учащихся наблюдается планомерное отставание от темпов усвоения учебной программы. Неуспеваемость в школьном процессе также выступает фактором провокации педагогической запущенности.
Научные исследования учёных показывают, что педагогически запущенные учащиеся в организованном классном коллективе зачастую находятся в изолированном положении, а по отношению к учителям настроены враждебно или равнодушно.
Психологические факторы характеризуются эмоционально – волевой и мотивационной сферой, а также индивидуально – психологическими особенностями формирования характера подростка. На психологические факторы существенное влияние оказывают социально – педагогические факторы, такие как семья, школа и неформальное окружение.
Психологические и социально – педагогические факторы в совокупности обуславливают педагогическую запущенность учащихся начальной школы.
Социально – педагогическая запущенность проходит несколько стадий развития:
1 стадия – дошкольный возраст: педагогическая запущенность является итогом неправильного семейного воспитания, обусловленным не адекватной степенью родительского внимания (избыточного или недостаточного), дефицитом полезного общения, депривации, негативных и агрессивных отношений между родителями.
2 стадия – начальные классы: возникает как результат слабой психологической и педагогической готовности к школьному обучению. Учащийся испытывает трудности в общении со сверстниками и учёбе, у него начинает формироваться негативное отношение к миру и окружающей его действительности.
Начало школьного обучения ведёт к серьёзному изменению социальной ситуации развития учащегося начальной школы. Учащийся становится субъектом общественности и приобретает социально значимые обязанности, за исполнение которых он получает общественное мнение и оценку. Младший школьный возраст характеризуется сменой деятельности, ведущей становится учебная деятельность, определяющая важные изменения в психическом развитии в младшем школьном возрасте.
В рамках ведущей деятельности образуются психологические новообразования и значимые достижения в развитии учащихся начальной школы, являющиеся фундаментом развития на последующих возрастных этапах развития. На протяжении данного возрастного этапа у учащихся складывается абсолютно новый тип отношений с окружающими людьми. Взрослый постепенно утрачивает свой авторитет, значимым становится для ребенка сообщество сверстников. Отсутствие возможностей самореализации и самоутверждения в классе также может вызвать у учащегося социально-педагогическую запущенность. У младших школьников показателями педагогической запущенности являются проблемы в отношениях не только к самому себе, но и к окружающим, а также нарушения в познавательной сфере и патологическое развитие характера.
Таким образом, социально – педагогическая запущенность возникает вследствие отсутствия созданных условий для полноценной социализации и индивидуализации личности ребёнка.
Социально – педагогическая запущенность также является результатом влияния окружающего микроклимата на формирование личности ребёнка как элемента собственной жизни, в связи с чем, нарушается пространство свободы для выражения активности ребенка в сотрудничестве с социальной и предметной средой.
Источник