Развитие собранности у ребенка

Развитие собранности у ребенка thumbnail

Как приучить детей разного возраста к порядкуНе все дети с рождения наделены хозяйственностью и практическим умом. Очень многие и вовсе не умеют следить за собственными вещами. И если вовремя не обратить на это внимание, то маленькие растеряшки могут превратиться в больших растерях.

Особенно непросто приходится младшим школьникам, только что выпорхнувшим из-под крылышек заботливых мам и бабушек. Дети этого возраста с трудом удерживают в головах информацию, не кажущуюся им интересной, а потому очень часто что-то теряют. Придя на урок, они вдруг не обнаруживают в портфеле пенала, а вернувшись домой, – тетради. Они забывают в школе физкультурную форму, приносят по одному ботинку в мешке для сменной обуви, а ключи от квартиры могут запросто уронить в шахту лифта. Конечно, самим растеряшкам все это доставляет массу проблем, но поделать с собой они ничего не могут.

Рассеянность у ребенка может быть как чертой характера, так и возрастной особенностью, проходящей по мере адаптации к «взрослой» жизни, а может иметь и другие причины, в частности, лежащие в области неврологии. К сожалению, сегодня многие дети страдают нарушением внимания. В этом случае они не только теряют тетрадки, но и имеют определенные трудности в учебе, в восприятии текста и устной информации. Ругать такого ребенка за потерянные вещи практически бесполезно, но помочь ему можно и нужно. Впрочем, как и всем другим маленьким растеряшкам, пока несобранность не стала их «второй натурой».

Что же могут сделать родители, чтобы помочь своим детям стать более внимательными и организованными?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Советы родителям — как приучить дошкольника к порядку

1. Организовать себя

Не секрет, что многие из нас, несмотря на более чем сознательный возраст, так и не научились не разбрасывать вещи и вставать по первому сигналу будильника. Мамы и папы тоже опаздывают на работу, а заодно и в школу с детьми, иногда теряют важные документы и периодически бегают по комнатам, вопрошая, где их очки, часы или перчатки. Дети улавливают и перенимают недостатки и «маленькие слабости» родителей так быстро, что те и глазом не успевают моргнуть. И тогда тщетными становятся любые нотации. Между тем, самый действенный способ ничего не терять – это класть каждую вещь на свое место.

2. Правильно организовать пространство вокруг ребенка

Чтобы у каждой вещи было свое место, во-первых, самих вещей не должно быть слишком много, и, во-вторых, разных полочек, ящичков и коробочек должно быть в достаточном количестве. Сортировка предметов по их предназначению очень облегчает жизнь и экономит время. Так, ребенку будет намного проще найти, к примеру, цветную бумагу, если он знает, что она лежит в определенном ящике с принадлежностями для творчества.

Даже если пространство детской комнаты небольшое, почти всегда можно найти место для дополнительных полочек, мини-комодов и рейлингов. Если проявить фантазию и оформить уголок малыша с душой, это обязательно будет им оценено. И, кто знает, может быть, комфортное и уютное окружающее пространство пробудит в ребенке желание соблюдать порядок?

3. Быть внимательными к ребенку

Очень желательно понять истинную причину рассеянности ребенка, а для этого нужно внимательно за ним наблюдать, много с ним разговаривать. Быть может, малышу просто не хватает навыков, которые помогли бы ему планировать свои действия, или он пока не умеет контролировать свое поведение. А может быть, он теряет и забывает предметы, связанные с неприятными, или даже ненавистными ему занятиями? Вдруг он и думать лишний раз не хочет о физкультуре или уроках фортепиано, а потому забрасывает кроссовки или нотную тетрадь куда подальше?

Если же причина кроется в нарушении внимания, будет лучше обратиться за консультацией к специалисту. При необходимости врач-невролог может назначить и медикаментозное лечение, и лечебную физкультуру в помощь маленькому пациенту.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Воспитание ребенка — как бороться с неряшливостью ребенка

4. Развивать произвольное внимание ребенка

Произвольное внимание – это внимание, которое усилием воли самого человека направляется на определенный объект. Так, мы демонстрируем типичный пример данного вида внимания, когда заставляем себя прослушать скучную лекцию или прочитать написанный сухим языком текст. Обучение – именно та среда, где без произвольного внимания никак не обойтись, и где оно лучше всего развивается. Внимание малышей также можно развивать, причем очень успешно. Нужно только делать это последовательно и регулярно.

Для развития внимания существует множество упражнений. К примеру, игра «Что исчезло?», во время которой несколько предметов выкладываются в ряд, а один прячется за спину. Количество предметов постепенно увеличивается, а ребенок каждый раз должен отгадать, какого из них недостает. Для той же цели подходят многие настольные игры, а также чтение с последующим обсуждением и пересказом прочитанного.

5. Побуждать ребенка к самостоятельности

Если каждый день собирать первоклашке ранец, то можно существенно повысить собственную самоорганизацию. Собственную, но не ребенка. Ему такая помощь, к сожалению, не принесет пользы. Ведь начало школьной жизни как нельзя лучше подходит для развития самостоятельности, собранности и самодисциплины. Пусть он не сразу научится собирать портфель, готовить одежду на завтра, но приобретет необходимый опыт и привычку соблюдать порядок в вещах. Понятно, что и находить вещи, собранные своими, а не мамиными руками, намного проще.

6. Прививать ребенку ответственность

Универсальное и очень действенное средство от забывчивости и склонности к разбрасыванию вещей – это самостоятельный поиск потерянного. Ребенку это дается не всегда просто, требует от него усилий, иной раз – немалых. Ему можно помогать, но только очень ненавязчиво, в виде подсказок: важно, чтобы потерянные предметы находил он сам. Именно так, постепенно, к малышу приходит осознание того, что вещи теряются из-за невнимательного к ним отношения, приходит и понимание ответственности за свои действия.

Разумеется, невозможно избавиться от таких качеств, как невнимательность и рассеянность, в один момент. Это длительный и, порой, утомительный процесс, требующий от мам и пап растеряшек терпения и настойчивости. Что же, пожелаем этим родителям, чтобы они не теряли веры в свои силы и, конечно же, чувства юмора.

Читайте также:  Игрушка как средство творческого развития ребенка

Источник

«Мой сын постоянно забывает свой ланчбокс, расписание и домашнюю работу». Как перестать контролировать детские обязанности и научить ребенка быть организованным – рассказывает канадский эрготерапевт Виктория Прудэй.

Развитие собранности у ребенка

Виктория Прудэй

Одна из проблем, на которую часто жалуются родители, — неорганизованность их ребенка.

Когда родители с ребенком приходят ко мне в офис, я часто слышу: «Сними свою куртку. Повесь ее. Разуйся. Иди в туалет. Помой руки. Спусти воду». Несколько минут спустя этот же самый родитель жалуется мне: «Мой сын постоянно забывает свой ланчбокс, расписание и домашнюю работу. Он теряет книги, шапки, бутылки с водой. Он забывает делать домашнее задание!»

Родители очень удивляются, когда я говорю, что стоит перестать брать на себя ответственность собственного ребенка, если они хотят улучшить его организационные навыки.

Почему?

Напоминания родителей служат для ребенка внешним «навигатором», который «ведет» его в повседневной жизни. Родители берут на себя чужую ответственность и не позволяют детям развивать собственные организационные навыки. Ребенок надеется получить напоминание от родителя, у него нет необходимости или мотивации самому запомнить важные вещи.

Однако в реальной жизни у ребенка нет такого «навигатора». У учителя в классе 25 детей, и он не может направлять вашего ребенка весь день. К сожалению, без постоянного внешнего управления ребенок теряется, потому что его мозг не привык и не обучен работать самостоятельно.

Родители часто говорят мне в ответ: «Виктория, мы постоянно напоминаем ему, ПОТОМУ ЧТО он не организован».

Мой ответ прост: «Если последние 5 лет вы напоминаете ребенку, что надо помыть руки и смыть воду в туалете, а он все еще не научился этого делать, очевидно, ваш подход не работает».

Навыкам организованности можно научить, но не с помощью повторений. Постоянные напоминания препятствуют развитию организаторских способностей, потому что дети становятся зависимыми от них и не используют собственные процессы мышления.

Перестаньте быть «навигатором» для вашего ребенка. Ниже простые шаги, которые помогут сделать ребенка организованнее.

1. Научите ребенка пользоваться календарем. Этот полезный навык поможет вашему ребенку, когда он станет самостоятельно контролировать свое расписание.

2. Сделайте визуальный чек-лист для ежедневных рутинных дел: как собраться в школу, как собрать рюкзак, дела после школы, домашнее задание, подготовка ко сну. Это поможет задействовать память ребенка, потому что он научится выполнять свои обязанности в определенной последовательности.

3. Используйте систему вознаграждения, чтобы наградить ребенка за следование чек-листу. Поощрять ребенка, когда он делает что-то правильно, намного эффективнее, чем указывать ему на его ошибки.

4. Помогите ему со вспомогательными инструментами, например, сделайте папки для готовых домашних заданий и тех, что еще в работе. Сделайте эти школьные принадлежности веселыми, пусть ребенок сам выберет цвет и стиль, которые ему нравятся.

5. Привлекайте ребенка к занятиям, которые способствуют развитию организационных навыков. Пусть вместе с вами составляет список покупок, сортирует белье перед стиркой или готовит еду по рецепту.

6. Позвольте ребенку потерпеть неудачу, потому что ему важно увидеть последствия своей неорганизованности и учиться на собственных ошибках. Не приносите забытое расписание или ланчбокс в школу, если ребенок постоянно забывает их.

Развитие собранности у ребенка

Фото: Sputnik / Mikhail Fomichev

Помогите ребенку развить собственные организаторские способности. Этот бесценный навык будет помогать ему, пока он растет и его обязанности становятся все сложнее. Вы удивитесь, когда увидите, как много ваш ребенок способен выучить и запомнить, если научить его организаторским способностям.

Источник

Источник

Многие дети испытывают трудности с концентрацией внимания. Однако когда ваш ребенок пойдет в школу, его способность сосредотачиваться начнет играть чрезвычайно важную роль – и, по большому счету, останется одним из ключевых требуемых в жизни навыков. Если вы хотите помочь своему ребенку развить способность концентрировать внимание, начните с первого шага.

Развитие навыков концентрации внимания у ребенка

  1. 1

    Начните как можно раньше. Вы можете помочь ребенку развить умение сосредотачиваться на одном деле гораздо раньше, чем он пойдет в начальную школу. Малышей и дошкольников можно поощрять чуть подольше разглядывать книжку или каждый раз заканчивать раскрашивание начатой картинки. Хвалите своих детей, когда они хорошо концентрируют свое внимание либо заканчивают начатое дело, не отвлекаясь.

  2. 2

    Читайте вслух. Чтение маленьким детям вслух имеет целый ряд преимуществ, включая обучение слушанию и концентрации внимания. Выберите соответствующие возрасту и уровню развития ребенка книги и постарайтесь подобрать привлекающие его внимание истории – они, как правило, носят развлекательный характер, удивляют и вдохновляют (больше подходят именно истории, а не буквари и прочие первые книжки).

  3. 3

    Играйте в развивающие внимание игры. Паззлы, мозаика, настольные игры и игры на развитие памяти – все они помогают ребенку развивать навык концентрации внимания и видеть перед собой цель деятельности. Это веселое и интересное занятие и не воспринимается ребенком, как работа.

  4. 4

    Сведите к минимуму время, проводимое ребенком у экрана. Когда маленькие дети проводят слишком много времени у экранов телевизоров или компьютеров, а также за видеоиграми, зачастую они начинают испытывать проблемы с концентрацией внимания. Это связано отчасти с тем, что их мозг привыкает к данной конкретной форме развлечения (которое является пассивным развлечением) и затем с трудом может концентрироваться на чем-либо в отсутствие гипнотизирующей графики и световых вспышек.

    • Специалисты рекомендуют полностью избегать времяпрепровождения перед экранами для детей в возрасте до двух лет и ограничивать это время одним-двумя часами в день для всех остальных детей и подростков.

Помогите ребенку сосредоточиться в домашних условиях

  1. 1

    Организуйте ребенку домашнее рабочее место. У ребенка должно быть определенное место для занятий и домашней работы. В идеале у него должен быть свой стол в своей комнате, но можно и просто выделить в общей комнате отдельный угол для занятий. Каким бы ни было это место, постарайтесь сделать так, чтобы там была тихая, мирная атмосфера, защищенная от возможных отвлечений внимания.

    • Позвольте ребенку украсить это место, чтобы сделать его уютнее.
    • На рабочем месте должны храниться все необходимые для занятий материалы. Ребенок может терять концентрацию внимания каждый раз, когда ему требуется карандаш другого цвета, дополнительная бумага, ластик итд.
  2. 2

    Выработайте определенный режим. Занятия дома должны происходить в одно и то же время по определенному расписанию. Как только вы выработаете график и начнете придерживаться его на ежедневной основе, ребенок будет гораздо меньше сопротивляться или жаловаться.

    • Все дети разные, и расписание можно устанавливать тоже разное. Но в идеале, после школьных занятий следует дать ребенку какое-то время на отдых. Если он возвращается домой, скажем, в 15:30, сделайте перерыв до 16:30. Это даст ребенку возможность пообедать, рассказать вам о том, как прошел его день и избавиться от излишней накопившейся энергии.
    • В крайнем случае, дайте ребенку возможность перекусить, прежде чем он сядет за домашние задания. Иначе его внимание будет отвлекать чувство голода или жажды.
  3. 3

    Ставьте перед собой и ребенком реалистичные цели. Если ребенок уже достаточно взрослый и приносит домой большое количество домашних заданий, очень важно разбить их на части и установить временные рамки на выполнение. Более крупные проекты следует выполнять регулярно и поэтапно, не дожидаясь крайних сроков. Дети слишком легко теряются, когда видят, что работы накопилось слишком много, поэтому побуждайте своих детей ставить перед собой более мелкие цели и реализовывать их по одной за раз.

  4. 4

    Делайте перерывы. Если у вашего ребенка много домашнего задания, перерывы просто необходимы. Если ребенок в течение часа работает над каким-то конкретным заданием (или даже двадцать минут, если ребенок младшего возраста), предложите ему сделать перерыв. Дайте ему скушать фрукт или несколько минут просто пообщайтесь, прежде чем ребенок вернется к работе.

  5. 5

    Устраните все, что может отвлечь внимание. Не стоит ожидать от ребенка сосредоточенности, если рядом работает телевизор или перед ним лежит его сотовый телефон. Пусть во время выполнения заданий (если только они не требуют компьютера) рядом с ним не будет ничего электронного. Настаивайте также на том, чтобы все домашние способствовали сосредоточенной работе ребенка.

  6. 6

    Помните также об индивидуальных особенностях своего ребенка. Не существует одних на все случаи жизни правил концентрации внимания на домашней работе. Некоторые дети лучше занимаются под музыку (лучше классическую, так как тексты песен могут отвлекать внимание); другие предпочитают тишину. Некоторым за работой нравится поболтать; другим требуется уединение. Пусть ваш ребенок выберет тот формат, который помогает ему лучше всего.

Помогите детям быть сосредоточенными в школе

  1. 1

    Стремитесь создавать контекст для активного участия. Если вы работаете в школе с детьми, лучших результатов вы сможете добиться, привлекая детей к участию в занятиях. Чаще задавайте вопросы. Когда дети вовлечены, они гораздо внимательнее и лучше концентрируются на происходящем.

  2. 2

    Говорите ясно и четко. Детям легче сосредотачиваться, если вы говорите медленно и отчетливо (но не слишком медленно!) и избегаете использования иностранных слов или слишком сложных для их возраста терминов. Любому человеку сложно сосредоточиться, если он сталкивается с чем-то изначально непонятным, и дети здесь не исключение.

  3. 3

    Контролируйте повышение своего тона. Если дети стали невнимательны или отвлекаются, можно повысить голос, чтобы привлечь их внимание обратно. Однако не стоит кричать на детей и тем более злоупотреблять этим приемом – дети просто выключатся.

  4. 4

    Хлопайте в ладоши. Детям младшего возраста больше подходят невербальные техники привлечения внимания. Хорошо работает хлопанье в ладоши, щелканье пальцами или использование колокольчика.

Советы

  • Научить детей концентрироваться очень важно, но старайтесь сохранить к этому вопросу спокойное отношение. Гнев, крики и нетерпение по отношению к детям не помогут.
  • Помните, что для детей жизненно важны физические упражнения и движение вообще. Дети, увлекающиеся спортом и другими подвижными играми, гораздо лучше концентрируют свое внимание в классе и дома во время выполнения домашних заданий.
  • Некоторые исследования доказывают, что способность к сосредоточенности повышают занятия медитацией, даже у маленьких детей. Элементарные техники дыхания и медитации можно использовать как в школе, так и дома, некоторые из них можно использовать даже с детьми младшего школьного возраста.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 18 276 раз.

Была ли эта статья полезной?

Источник

Как развить концентрацию у ребенка

Рейтинг
51

Плохая концентрация – плохая успеваемость, поэтому родителям важно научить ребенка концентрироваться

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Отсутствие концентрации – распространенная проблема среди детей. Их внимание настолько непостоянно, что даже новые игрушки привлекают их всего несколько часов.

Ситуация становится хуже, когда родители заставляют ребенка выполнять различную деятельность (например, учить уроки), которая требует умственных усилий и концентрации. Но, если ребенок не может сосредоточиться, это еще не значит, что он страдает какими-либо расстройствами обучения (такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Рассмотрим основные причины плохой концентрации у детей и попытаемся разобраться, как родители могут помочь ребенку решить эту проблему. Прежде всего, следует выяснить, действительно ли ребенок не может сосредотачиваться.

Признаки плохой концентрации у детей

У ребенка, имеющего проблемы с концентрацией внимания, могут проявляться некоторые из таких признаков:

  • ребенок не может усидеть на одном месте и легко отвлекается;
  • он часто теряет вещи и неорганизован;
  • он имеет трудности с обучением и запоминанием;
  • он не может сосредоточиться, чтобы выполнить домашнее задание;
  • он постоянно «витает в облаках»;
  • у него плохой почерк по сравнению со сверстниками;
  • он бывает агрессивным или капризным;
  • у него плохо развиты двигательные навыки (например, он плохо бегает или прыгает).

Причины низкой концентрации у детей

1. Недостаточный сон. Детям требуется 8–10 часов сна каждый день, в зависимости от возраста. Если ребенок привык ложиться спать поздно, измените эту привычку и установите для него распорядок. Помогите ребенку ложиться спать раньше, чтобы он получал больше времени на сон.

2. Стресс в семье. Что вызывает стресс у ребенка? Это может быть что угодно – от школы до семейных неприятностей. Чрезмерное давление на ребенка, наставления, чтобы он хорошо учился, занимался спортом и т. д., семейные ссоры и недостаток родительского внимания – все это может быть причиной стресса. Постарайтесь не давить на ребенка и избегайте споров в семье.

3. Неправильное питание. Плохое питание, в частности, употребление продуктов с высоким содержанием сахара и жиров, часто приводит к плохой концентрации. Ребенку хорошо подойдут яйца, цельнозерновой хлеб, молоко, курица, мясо, рыба. Не давайте ребенку кофе, энергетических напитков и вредной пищи.

4. Сложные задачи. Ребенок обычно отказывается выполнять задачи, которые кажутся ему слишком трудными. Сложность задачи определяется возрастом ребенка. Поэтому не давайте своему ребенку слишком сложной работы или задач, которые он не в состоянии понять.

Отдых, здоровый сон и сбалансированное питание помогут решить проблему концентрации у ребенка.

Как развить концентрацию у ребенка

Рассмотрим еще несколько способов, которые помогут ребенку сфокусироваться:

1. Наблюдайте за ребенком

  • сядьте сбоку от ребенка и наблюдайте за ним, когда он играет, разговаривает или читает. Смотрите на выражение его лица и попытайтесь понять, что его интересует;
  • поговорите с воспитателем или учителем ребенка. Поскольку учитель часто взаимодействует с ребенком, он может дать вам много ценной информации;
  • не ругайте ребенка, будьте терпеливы к нему и постарайтесь его понять.

2. Сведите до минимума отвлекающие факторы

Дети не умеют фильтровать шум. Поэтому вам нужно создать подходящую атмосферу, чтобы дать ему сосредоточиться.

  • если ребенок занимается чем-то рядом с вами, не разговаривайте по телефону и не смотрите телевизор;
  • покажите ребенку хороший пример. Установите «спокойное время», во время которого вы читаете книгу или занимаетесь чем-то, пока ваш ребенок учит уроки. Ваш пример будет мотивировать его сделать свою работу лучше.

3. Уменьшайте время, которое ребенок проводит перед монитором

Вместо того чтобы позволять ребенку играть в компьютерные игры, лучше играйте с ним в традиционные игры:

  • покупайте ребенку игры, которые в веселой форме развивают творческое мышление;
  • выделите ребенку определенное время, когда он сможет смотреть телевизор или сидеть за компьютером. Так вы сможете контролировать время, которое он проводит перед монитором;
  • показывайте ребенку пример: меньше смотрите телевизор и меньше используйте мобильный телефон.

4. Устанавливайте цели

  • цели должны быть достижимыми;
  • разделите время учебы ребенка на несколько категорий;
  • создайте расписание для всех дел: игры, учебы, хобби и т.д.;
  • давайте ребенку символическое вознаграждение, когда он хорошо выполняет задания в течение недели или месяца.

5. Давайте ребенку ежедневные обязанности

  • давайте ребенку простые ежедневные обязанности, требующие от него порядка;
  • поручайте ребенку дела, соответствующие его возрасту (например, сервировка стола, помощь в приготовлении пищи, сортировка вещей после стирки и т. д.);
  • если у вас дома есть библиотека, попросите ребенка расставить книги в алфавитном порядке;
  • регулярно давайте ребенку новые задачи, чтобы он не потерял интерес.

6. Разделяйте большие задачи на меньшие

Иногда большие задачи пугают детей.

  • ребенку будет легче, если вы разделите большую задачу на несколько мелких;
  • ребенок не почувствует себя обремененным, если будет выполнять задачи, не занимающие много времени. Если ребенок выглядит растерянным, когда ему предстоит прочитать главу из учебника, давайте ему читать по странице или по нескольким абзацам.

7. Цените ребенка и давайте ему вознаграждение

  • ребенок должен быть мотивирован выполнять задачи;
  • он должен чувствовать себя способным выполнить задачу. Это сохраняет его мотивацию и сфокусированность на том, чтобы выполнить задачу как можно лучше;
  • когда вы видите, что у ребенка получается лучше выполнять свою работу, дружественно похлопайте его по плечу или придумайте какое-то символическое вознаграждение.

8. Обратитесь за помощью к школьному психологу

Школьный психолог, работая с ребенком во внеурочное время, может научить его концентрироваться. Вам также следует присоединиться к этим занятиям, чтобы из первых уст узнать способы развития концентрации.

9. Проверьте наличие у ребенка расстройств обучения

  • обратитесь к детскому психологу, чтобы он провел диагностику;
  • диагностика поможет понять причину плохой сосредоточенности ребенка, потому что последняя не всегда связана с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
  • для повышения концентрации одни дети нуждаются в медикаментозном лечении, другие – в консультациях психолога, а третьи – просто в благоприятной обстановке.

10. Поддерживайте физическую активность ребенка

Исследования показывают, что подвижные игры и занятия (бег, езда на велосипеде, футбол и т.д.) полезны не только для физического развития, но и для психики ребенка. Эти занятия помогают ребенку лучше концентрироваться на том, что он делает.

11. Выполняйте дыхательные упражнения

Достаточное количество кислорода помогает мозгу правильно функционировать. Для этого выполняйте вместе с ребенком дыхательные упражнения:

  • делать упражнения можно в комнате, возле окна, на террасе или в саду;
  • попросите ребенка лечь на спину. Положите ему на живот мягкую игрушку. Затем попросите ребенка сделать глубокий вдох и поднять игрушку настолько высоко, насколько он сможет, не касаясь ее руками. Если игрушка поднимается высоко, это означает, что в легких много воздуха.

12. Занимайтесь йогой

Некоторые упражнения из йоги способны повысить концентрацию у детей. Они также улучшают осанку, снимают напряжение и расслабляют ребенка.

13. Используйте веселые занятия, чтобы повысить сосредоточенность ребенка

Ребенок будет больше концентрировать внимание на тех занятиях, которые кажутся ему веселыми:

  • проводите свободное время и выходные, играя с ребенком в веселые игры;
  • ребенку хорошо помогает повысить концентрацию раскрашивание рисунков.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.64 из 5 на основе
11 оценок.

Развитие ребенка
14.06.2018

Источник