Развитие синапсов у ребенка

Развитие синапсов у ребенка thumbnail

Интуитивно и эмпирически мы все знаем о том, что детство — это немного иной мир, со своим восприятием, своей скоростью реакции, своей закономерной непредсказуемостью.

Веб-сервис Early Childhood Education Degrees собрал воедино последние научные данные о развитии человеческого мозга, чтобы выяснить, чем отличается строение мозга ребёнка от мозга взрослого человека, и оформили материал в виде небольшой инфографики. Мы перевели этот пост на русский язык и дополнили информацией из исследований Гарвардского университета и Массачусетского технологического института.

Развитие синапсов у ребенка

Мозг ребёнка функционирует иначе, чем мозг взрослого человека: дети иначе мыслят, иначе себя ведут, иначе обучаются. Эти возрастные особенности формирования и функционирования мозга изучает возрастная когнитивная психология и нейропсихология. В этом материале под словом «взрослый» понимается период жизни от 18 до 25 лет; с 11 до 18 лет проходит подростковый период; с 4 до 10 — период детства; до 4 лет — раннего детства.

Десятилетия исследований развития детского мозга показали, что именно ранние детские годы (а именно от 1 года до 4) являются наиболее важными для дальнейшей эмоциональной, социальной, познавательной сфер жизни человека.

Коротко об главных элементах головного мозга

Развитие синапсов у ребенка

Головной мозг состоит из огромного количества нейронов, связанных между собой с помощью синапсов. Нейроны формируют различные крупные структуры: кору полушарий, ствол мозга, мозжечок, таламус, базальные ганглии — всё, что очень часто называется «серым веществом». А вот за соединение этих структур отвечают нервные волокна — «белое вещество». Белый цвет нервным волокнам придаёт миелин, электроизолирующее вещество, которое покрывает эти волокна.

Давайте посмотрим на особенности трёх китов, без которых невозможно развитие мозга, и нарушения в которых приводят к тяжёлым заболеваниям.

Нейроны:

  • Являются строительным материалом для мозга
  • Из них формируются различные участки мозга
  • Они обмениваются информацией внутри мозга

Синапсы:

  • Обеспечивают связь между каждой парой нейронов
  • Каждый нейрон окружён тысячами синапсов
  • Благодаря синапсам связываются участки из тысяч нейронов

Миелин:

  • Покрывает волокна взрослых нейронов
  • Необходим для эффективной передачи электрических импульсов
  • Повышает эффективность связей между нейронами в 3 000 раз

В разном возрасте активны разные зоны мозга

Развитие синапсов у ребенка

Исследования мозга показали, что у взрослых и детей наиболее активно работают совершенно разные области головного мозга.

У детей прежде всего активен мозговой ствол и средний мозг. Мозговой ствол контролирует сердцебиение, артериальное давление и температуру тела. Средний мозг отвечает за пробуждение, чувство аппетита/насыщенности, а также за сон.

У взрослых основными работающими зонами оказывается лимбическая система и кора головного мозга. Лимбическая система контролирует сексуальное поведение, эмоциональные реакции и двигательную активность. Кора головного мозга ответственна за конкретное мышление, осмысленное поведение и эмоционально насыщенное поведение.

Развитие связей головного мозга

Развитие синапсов у ребенка

Структура человеческого мозга выстраивается непрерывно с момента появления человека на свет. Первые годы жизни человека непосредственно влияют на структуру связей между нейронами, формируя либо крепкую, либо хрупкую основу для дальнейшей обучаемости, психического здоровья и поведения. В период первых лет жизни каждую секунду формируется 700 новых нейронов!

Первыми развиваются сенсорные зоны, необходимые, например, для зрения или слуха; затем вступают зоны языковых навыков и когнитивных (познавательных) функций. После первого периода бурного роста количество формирующихся связей снижается за счёт процесса вызревания — удаления неиспользуемых связей между синапсами, чтобы пути сигналов от нейрона к нейрону стали более эффективными.

Коротко о вехах развития синаптических связей в мозге

Развитие синапсов у ребенка

Новорожденные:

  • Развиваются автоматические функции, формируется 5 чувств, моторные функции
  • Объём мозга составляет 25% от своего будущего взрослого объёма
  • Имплицитная (бессознательная) память позволяет узнавать мать и членов семьи

От 1 года до 3 лет

  • В это время в мозге формируется до 2 000 000 синапсов каждую секунду
  • В этот период закладывается будущая структура мозга

Развитие синапсов у ребенка

3 года

  • Объём мозга составляет уже почти 90% от будущего взрослого объёма
  • Развивается эксплицитная (сознательная) память
  • К этому времени уже заложены способности к обучению, социальному взаимодействию и эмоциональному реагированию

От 4 до 10 лет

Мозг ребёнка в этом возрасте более чем в два раза активнее мозга взрослого человека: на функционирование мозга взрослого человека уходит около 20% потребляемого кислорода; на функционирование мозга ребёнка в этом возрасте — до 50%.

8 лет

Начинают формироваться логические способности.

Развитие синапсов у ребенка

От 11 лет и далее

В этом возрасте начинается процесс вызревания нервных связей: мало используемые связи перестают быть активными, чтобы остались только самые эффективные пути для прохождения нервного импульса. Лобная доля начинает более полно и быстро взаимодействовать с другими областями мозга.

14 лет

В лобной доле начинается процесс образования миелинового слоя, который открывает новые пути для обучения, поскольку по миелинизированным волокнам импульс проводится в 5-10 раз быстрее, чем по немиелинизированным. Почему лобная доля? Потому что эта область мозга отвечает за планирование, решение задач и другую высшую мыслительную деятельность. Оценка рисков, расстановка приоритетов, самооценка и другие задачи в этот период начинают решаться гораздо быстрее, чем раньше.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка академическая

Развитие синапсов у ребенка

23 года

Завершается процесс вызревания: к этому времени из головного мозга удалена уже почти половина детских синапсов. Прочие изменения, происходящие в мозге после 20 лет, пока мало изучены.

25 лет

Завершается процесс миелинизации. Мозг полностью созрел. Не в 16 лет, когда в Америке разрешается водить машины; не в 18 лет, когда человек получает право голоса; не в 21 год, когда американские студенты получают право приобретать алкоголь; а ближе к 25, когда в той же Америке молодые люди получают право арендовать автомобиль.

Далее

Мозг всё ещё способен строить новые связи между нейронами, пока происходит процесс обучения. Тем не менее, наиболее пластичен и восприимчив к изменениям мозг в раннем возрасте; созревающий мозг становится более специализированным для совершения более сложных функций, что приводит к затруднённой адаптации к переменам или непредвиденным обстоятельствам. Есть говорящий пример: в течение первого года жизни зоны мозга, отвечающие за дифференциацию звуков, становятся более специализированными — они как бы «настраиваются» на волну того языка, на котором говорит окружение. В это же время мозг начинает терять способность узнавать звуки других языков. Несмотря на то, что мозг в течение жизни не теряет способность к изучению других языков или овладению других навыков, эти связи уже никогда после не смогут настолько легко перестраиваться.

По материалам ECED.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Человеческий мозг растет только благодаря его постоянному использованию и этот рост фактически завершается к шести годам.
Все, что может получиться из данного ребенка, определяется первыми шестью годами его жизни.

Способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту.

Большинство людей верят в то, что с возрастом мы становимся все ярче и одареннее. В данном случае они просто путают одаренность с мудростью.

От зачатия и до момента рождения мозг растет с поразительной скоростью, эта скорость остается гигантской и в возрасте
от рождения и до тридцати месяцев, после чего, вплоть до шестилетнего возраста, продолжает быть достаточно высокой, и лишь потом резко замедляется.
Отсюда легко понять, что от рождения и до шести лет, в течение каждого последующего месяца мозг прирастает медленнее, чем в течение предыдущего.
Стоит ли говорить о том, что самые ранние моменты жизни являются в этом отношении и самыми ценными.

Развитие синапсов у ребенка

Карл Фридрих Гаусс, один из величайших математиков XIX века, открыл формулу суммы арифметических рядов, когда ему было всего 8 лет.

Отец Гаусса был простым каменщиком, чинил стены, заборы, камины и часто брал сына с собой на работу. Гаусс подавал отцу кирпичи и считал их. По-видимому,
математические способности Гаусса сформировались под влиянием этой привычки в раннем детстве.

Если вы сообщите ребенку факты, то он сам станет отыскивать те правила,
которым они подчиняются.

За первые шесть лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. К шести годам рост мозга уже в основном завершен.

В течение первых шести лет жизни человеческий мозг поглощает информацию с поразительной быстротой. В эти годы ребенок
является накопителем информации, которая пригодится ему в течение всей жизни, а размеры этого «накопителя» мы себе едва представляем. Эта информация
послужит базой для других знаний и мудрости, которые будут возрастать в течение всей жизни. То, чем мы не пользуемся, мы утрачиваем. И это настолько
очевидно, что не нуждается в дополнительных пояснениях.

Знание о том, что мозг растет благодаря его использованию в течение первых шести лет жизни, и что мы можем воздействовать на этот рост,
поистине бесценно.

В 2007 году, группа, которая включала представителей 30 бизнесс-школ, 9 ведущих мировых экспертов и лауреата Нобелевской премии г-на
Фина Киндлана пришла к заключению, что развитие детей раннего возраста является наиболее эффективной стратегией социального инвестирования среди 30
других предложенных к рассмотрению стратегий (усовершенствование налоговой системы, инвестиции в развитие инфраструктуры, уменьшение государственного
долга, и т.д.).

Этот вывод был также поддержан экономистами Косенсус-Центра в Копенгагене и экспертами Калифорнийского университета.

Первые шесть лет жизни — это время возникновения гениев.

В течение этих же шести лет происходит, в основном, формирование мозга. Как поразительно быстро растет мозг и как стремительно этот рост прекращается,
наглядно показывают следующие цифры:

Как быстро идет развитие мозга

Размер головы
Новорожденный —35 см
2,5 года —50 смна 15 см больше
21 год —55 смна 5 см больше
Читайте также:  Петрова развитие речи ребенка

Нам не хватит и всей жизни для того, чтобы использовать хотя бы одну тысячную того потенциала, который заложен в нашем мозгу.
Человеческий мозг обладает способностью вместить125’500’000’000’000 бит информации.

Люди разумны только потому, что пользуются своими мозгами. Развитие мозга нашего ребенка тем успешнее, чем больше мы ему в этом способствуем. А способствовать
этому мы можем, снабжая его большим количеством информации. И лучше всего это делать в первые шесть лет жизни по причинам, о которых уже неоднократно
говорилось.

Наши дети тем умнее, чем больше возможностей быть умными мы им предоставляем. И это особенно истинно в течение первых шести лет жизни.

Развитие мозга ребенка и коэффициент интеллекта(IQ)

Если ребенок не будет получать никакой информации в течение первых шести лет своей жизни он превратится в полного идиота. Если
же вы станете обращаться с ним, как с идиотом, результат будет примерно таким же. Сам он способен научиться не слишком многому: устройству своей игрушки
да, благодаря разговорам, которые велись вокруг него, родному языку. К шести годам, уровень его развития будет ниже
среднего, а его IQ, соответственно, будет ниже 100 (т. е. нормы). Если же вы будете обращаться со своим ребенком, как с самым заурядным, то он и станет
самым заурядным, достигнув среднего уровня IQ, который составляет 100.

Развитие ребенка

Если вы знакомы с принципами развития мозга, то станете обходиться со своим ребенком совсем иначе, организовав для него
систематические занятия чтением, математикой, дадите возможность для получения энциклопедических знаний. В этом случае ваш ребенок достигнет
шестилетнего уровня развития, когда ему исполнится всего четыре года, а его IQ будет равен 150. Если же для этого вы будете руководствоваться методиками
Гленна Домана, то он достигнет того же результата за три года, а его коэффициент интеллекта будет равен 200, а то и выше. Но самое важное состоит в том,
что уже в возрасте трех лет мозг ребенка будет равен в своем развитии мозгу шестилетнего. Все это доказано в Институте развития потенциальных возможностей
человека в Филадельфии, основателем которого был Гленн Доман.

Ученые-нейрофизиологи Института развития потенциальных возможностей человека во главе с Гленном Доманом посвятили
пятьдесят лет тому, чтобы решить проблему детей с мозговыми травмами. Перед ними была поставлена задача развить мозг умственно отсталых детей. И им удалось это сделать, более того, больные дети стали
развиваться быстрее здоровых.

Раньше мозговые травмы считались неизлечимой болезнью. В Институте развития потенциальных возможностей человека Глена Домана доказали,
что ребенок отстающий в умственном развитии может развиться в нормального образованного человека, если его правильно обучать с самого рождения.

Когда же эту методику опробовали на здоровых детях результаты превзошли все ожидания! Здоровые дети развивалиcь
вдвое быстрее.

Коэффициент интеллекта позволяет следить за этим ростом — и ничего более. Если двухлетний ребенок способен справиться с заданиями для четырехлетнего,
то это означает, что его IQ равен 200, то есть вдвое превышает средний уровень. Даже тогда, в 1965 году там находились сотни умственно отсталых детей в
возрасте двух-трех лет, имевших серьезные мозговые травмы, но которые при этом умели читать и полностью понимать прочитанное.

Источник

Развитие мозга ребенка происходит в несколько этапов. Рассмотрим подробнее, как происходит  процесс развития головного мозга у детей. Что такое нейрогенез и какую роль в этом играют нейроны и синапсы.

Разберем, как развивается мозг у ребенка и до скольки лет идет этот процесс.

Сегодня учеными собрано огромное количество информации о том, как развивается мозг у ребенка. Первые клетки головного мозга ребенка начинают формироваться на седьмой неделе беременности. К моменту рождения мозг ребенка достигнет 25% от размера взрослого мозга. А когда ребенку будет 3 года, его мозг развивается до 80%. Мозг ребенка развивается с активным созданием новых клеток, которые называют нейронами. К 2о годам создание новых клеток мозга (нейрогенез) будет замедляться. А дальше нейрогенез происходит только для того, чтобы заменить утерянные клетки. Этот процесс — основа того, как развивается мозг.

Нейрогенез в развитии мозга ребенка. Что это такое?

Итак, мы убедились, насколько важно развитие детского мозга в раннем возрасте. Самые умные из наших читателей, вероятно, уже подумали: «Эй, подожди! Мне исполнилось 20 лет, но я все еще изучаю новые вещи! Как же так, если мой мозг перестал расти? »

Хорошо, что вы спросили! Дело в том, что нейроны (клетки головного мозга) объясняют только половину вопроса. Нейроны — это строительный материал головного мозга. Остальные нюансы развития наших полушарий мы оставим для объяснения неврологам. Нейроны растут, чтобы сформировать различные области мозга. И, на самом деле, они следуют предсказуемой схеме, которая делает наши мозги похожими. Точный образ нашего мозга, то есть структура нейронов, определяется нашими генами.

Читайте также:  Значение моторики для развития ребенка

Другая половина вопроса в том, что именно делает каждого из нас совершенно уникальным. Это опыт, накопленный в нашем мозгу. На самом базовом уровне опыт начинается с внешнего ввода информации от каждого из наших органов чувств. Органы посылают электрический сигнал через наши нервы в наш мозг. Этот электрический сигнал затем передается от нейрона к нейрону.  И в этом процессе нейроны генерируют соединения, также известные как синапсы.

Синапсы — это то, как мозг хранит опыт. Это связи между клетками мозга. И именно это делает каждого из нас уникальной личностью.

Роль синапсов в развитии мозга ребенка.

Синапсы активируются, когда мы периодически получаем одинаковую информацию. Каждый раз это усиливает связь между ними (нейронами). И этот процесс — это то, как наши мозги учатся через повторение.

Возьмем, например, движения ребенка. Сразу после рождения руки и ноги малыша двигаются рефлекторно. Потому что гены заставляют их выполнять определенные рефлексы. Медленно, но верно глаза ребенка начнут обращать внимание на свои конечности, когда они движутся вокруг него. Между тем, мозг получает сигналы от рук, от ног, а также от глаз.

В это время каждый маленький сигнал строит и укрепляет синапсы. До тех пор, пока через несколько недель не появятся и не окрепнут первые связи (синапсы), связанные с движением. И вот, внезапно возникает магический момент, когда мозг берет контроль над руками ребенка. Это видно, когда ребенок начнет пристально вглядываться в свои руки. Малыш, наконец, научился перемещать их в осознанных и уже не рефлекторных движениях.

Можешь почитать подробнее здесь про ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ.

Как работает мозг человека.

Другим аспектом развития мозга является то, как новые синапсы создаются в ответ на новый опыт. Чем более новый и необычный опыт, тем больше активности он будет создавать в мозгу. При этом для хранения этого опыта будут созданы новые синапсы . Новизна играет важную роль в том, насколько мозг может сохранять определенный опыт. Например, ты можешь не помнить, что у тебя было на обед неделю назад. Однако, если два года назад ты пообедала с королевой Англии, вероятно,  ты запомнишь каждую деталь. Конечно, если ты сама не королева Англии ????

Мало того, что ранние годы являются периодом удивительно быстрого роста нейронов. Нейроны являются строительным материалом мозга ребенка. В детстве у в мозгах ребенка создается огромное количество новых синапсов. Фактически, к трем годам ребенок удвоит количество синапсов в головном мозге.

Да, синапсы  будут ослабевать и исчезать со временем, если не возобновить повторение. Этот процесс, называемый обрезкой, на самом деле является важной частью способности наших мозгов формировать себя. При этом создание новых синапсов и стирание старых неиспользуемых, является важной частью того, как каждый из нас становится уникальным человеком с особой личностью.

Развитие детского мозга и его особенности. Полезный совет!

Таким образом, в первые несколько лет своей жизни развитие детского мозга претерпит удивительный прогресс. В отличие от всего, что может произойти позже в жизни, это время, когда ребенок сильно зависит от опыта и окружающей среды, в которой он находится. Не только важные части личности ребенка будут формироваться с самого начала жизни. Но и основа для важных навыков и способностей, которые будут изучены позже.

Возьмем пример языка. Большинство детей не начинают говорить до 12-18 месяцев.

Кстати, читай подробнее о том, КОГДА НАЧИНАЕТ ГОВОРИТЬ РЕБЕНОК.

После, в возрасте от 2 до 3 лет, их словарный запас будет продолжать расти с удивительной скоростью. Однако важнейшие части языковых областей, находящиеся в областях передней и височной долей мозга консолидируются уже в течение первого года жизни ребенка. В течение первых нескольких месяцев жизни ребенок обладает способностью четко различать звуки на разных иностранных языках. Но уже в возрасте одного года мозг ребенка становится «подключен» к родному языку. И поэтому малыш теряет эту удивительную способность к восприятию разных языков. Исследования показали, что раннее знакомство ребенка с широким лексиконом может увеличить его IQ в дальнейшем на целых 35 баллов. Малыш может не говорить, но он точно слушает!

Понравилась эта статья про развитие мозга ребенка? Поделись ею со своими знакомыми и друзьями, ведь им тоже может понадобиться помощь и эта информация.

Спасибки ????

Ставь лайк нашему женскому журналу в Facebook ,  Вконтакте и Инстаграм  

Мы поможем тебе быть красивой, счастливой и здоровой.

С уважением, редакция женского сайта www.saitzhenskiy.ru

Источник