Развитие силы внимания у ребенка

Развитие силы внимания у ребенка thumbnail
  • Теги:
  • Материалы для воспитания и развития
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • игры для развития

Особенности развития внимания у ребенка

Формирование внимания ребенка

По мнению психологов, существует 6 стадий формирования внимания у детей:

Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.

Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.

Формирование внимания ребенка

Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.

Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.

Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.

Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.

Произвольное и непроизвольное внимание

В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»

Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот – он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.

Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.

Игры на развитие внимания

Развивать внимание ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важно, ведь все его дальнейшие успехи в обучении будут зависеть от того, насколько ваш малыш будет внимателен.

Научить ребенка обращать внимание на что-то определенное совсем нетрудно. Мы предлагаем несколько игр на развитие внимания вашего ребенка. Они не только развлекут малыша, но и научат замечать что-то новое и интересное вокруг, что обязательно пригодится в будущем.

Назови, что видишь

Во время прогулки показывайте ему, какие красивые листочки на дереве, какая большая машина проехала по дороге, какая красивая шапочка у девочки в автобусе. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет вас слушать, а значит – концентрироваться на том, что вы ему говорите.

Делай и рассказывай

Учить малыша концентрировать внимание можно и во время таких простых занятий, как рисование или лепка. Комментируйте вслух его действия, делайте маленькие подсказки, и очень скоро малыш научится самостоятельно выполнять те же самые последовательности действий уже без ваших комментариев.

Найди предмет

Для развития внимания отлично подходит такая игра, как поиск предмета по его описанию, когда мама вслух описывает малышу какую-то вещь, находящуюся в комнате, а кроха смотрит по сторонам и пытается угадать, о чем идет речь. Также для этой цели подходят игры на поиск различий между картинками.

Посмотрим друг на друга

Интересное и веселое развлечение, которое также поможет ребенку стать более внимательным. Малыш внимательно смотрит на маму в течение нескольких секунд, после чего отворачивается, а мама задает ему вопросы, например, «Какого цвета у меня юбка?», «Есть ли на мне бусы?», «Сколько карманов у меня на рубашке: один или два?» После этого они меняются ролями.

Читайте также:  Фазы развития ребенка до года по неделям

Мешай мне

Еще одна игра, позволяющая научить ребенка не отвлекаться от своего занятия. Малыш, к примеру, рассказывает наизусть стихотворение или считает от одного до десяти, а мама в это время пытается любыми способами отвлечь его. Если малыш стойко выдержал испытание, без запинки произнес стихотворение или не сбился со счета – он получает приз. В такую игру можно играть и втроем: например, папа задает малышу вопросы, на которые он должен быстро отвечать, а мама в это время пытается отвлечь его внимание.

По мнению психологов, без развития кистевого аппарата ребенка невозможно начинать различные тренировки на развитие внимание. Предлагаем вашему вниманию следующее упражнение:

Упражнение на развитие визуального внимания:

Упражнение на устойчивость, переключаемость и концентрацию внимания:

Виктория Грицук

Родители оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей. Именно поэтому им необходимо понимать, как воспитывать своего ребенка, и как метод воспитания повлияет на дальнейшую жизнь малыша. Пройдите тест и определите, какой стиль воспитания вам ближе.

КАКОЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ ВАМ БЛИЖЕ?

Источник

Яндекс. Картинки

⚠️ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!⚠️
У Вашего ребенка ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ!!!???? Родители сразу начинают оправдываться: «Да что Вы, доктор!? Мы и так всё своё время и внимание ему уделяем!!»

????Я, собственно, и не об этом???? ❗Синдром гиперактивности с дефицитом внимания, пожалуй, самый распространённый синдром при Резидуально-органическом поражении ЦНС. Но я о нем сегодня не буду говорить. (если Вам интересно, в конце будут ссылки на статьи о СДВГ).

Сегодня я хочу сделать акцент на диагностике и коррекции внимания вашего ребенка. Метод очень простой, С которым справится любой родитель.

⭕Итак, таблицы Шульте.

Эти таблицы вы можете скачать в интернете или сделать сами в любом текстовом документе (в крайнем случае, нарисовать рукой).

✅Для кого этот метод: для детей от 6 лет. Ребенок должен бегло считать до 25 и знать, как эти числа пишутся. Если вы практикуете на дошкольнике, то не стоит спешить с выводами, если он табличку делает дольше, чем положено по нормам ( о них ниже), у дошкольников познавательные процессы в большинстве своем непроизвольны и они не умеют организовывать себя и свое внимание. Но это не повод отказываться от таблиц, они отлично подойдут для тренировки произвольности внимания.

✅ Вам нужно иметь от 5 таблиц, в каждой из которых расположены в беспорядке числа от 1 до 25.

✅Ребенок должен НАЙТИ, ПОКАЗАТЬ И НАЗВАТЬ числа в возрастающем порядке, начиная с единицы.

✅У вас должен быть наготове секундомер. Измерьте время, за которое проходит ваш ребенок табличку до 25. Подряд вы даете 4 таблицы.

✅ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: в норме на каждую таблицу тратится не больше 60 секунд.

❗Если ребенок первую табличку сделал быстро, а на последующих таблицах затраченное время увеличивается — это говорит о быстрой утомляемости и истощаемости психических процессов. Важно запомнить, что истощаемость не лечится упражнениями на развитие внимания. Здесь нужно подключать невролога

❗Если все четыре таблички сделаны в одном темпе и затрачено приблизительно одинаковое время, тогда у вас все в порядке

❗Если первая табличка сделана за большее время, а на остальные ребенок затратил меньше времени, это говорит о хорошей обучаемости ребенка.

❗Если цифры колеблятся (то быстро, то медленно), это говорит о неустойчивости внимания, о колебаниях продуктивности, которые будут сильно влиять на успеваемость в школе. это дети из цикла «То пятёрка, то двойка» .

Это была диагностика. Теперь о том, как тренировать внимание. Таблицы Шульте — это универсальная и простая методика развития всех свойств внимания (концентрация, объем, переключаемость, распределяемость).

Если в течение месяца ежедневно в быстром темпе выполнять по 4-5 таблиц, то к тренировке внимательности Вашего ребенка бонусом Вы получите увеличение скорости восприятия информации, расширение периферийного зрения, увеличение скорости чтения.

А теперь я упрощу Вам задачу, не нужно искать таблички в просторах интернета, скачивайте и распечатывайте картинки прямо отсюда:

P.S. Если Ваш ребенок в силу возраста не готов к таким табличкам, Вы можете давать ему упрощенные таблицы Шульте с ячейками 3Х3 или 4Х4 (счет до 9 или до 16).

Ссылки на статьи о СДВГ:

Эти страшные буквы СДВГ

Простая диагностика гиперактивности

Позитивное воспитание спасет мир

Источник

Такова любознательная природа ребенка, что его внимание постоянно  перескакивает с одного предмета или занятия на другое. Это усложняет жизнь и родителям, и учителям, а главное, ему самому. Все понимают: чем бы ребенок ни занимался,  без внимания он не преуспеет. Но никакой трагедии в рассеянном состоянии детского ума нет – внимание можно и нужно тренировать. И, поскольку оно напрямую связано с эмоциями, воздействовать нужно через эмоциональную сферу – применяя увлекательные занятия в форме игры.

 Внимательными не рождаются 

Что такое внимание? С точки зрения специалистов, это и процесс, и состояние, и условие успешной деятельности, и сама деятельность – и все это одновременно. Отметим, что внимательными не рождаются, ими становятся. Зарождаясь в младенческом возрасте, внимание  во многом определяет дIMG 3516 300x231 - Тренировка внимания у детейальнейшее развитие  малыша. Именно этот тончайший инструмент психики и физиологии отвечает за важнейшее духовное право, заложенное в нас Богом, а именно, за способность делать ВЫБОР.

Маленький человек ежедневно и ежесекундно учится отбирать актуальную для него информацию, которая отвечает его потребностям, сосредотачиваться  на игрушке и игре (объекте или деятельности). За его рассеянным пока что вниманием тянутся такие важные явления, как интересы и потребности,  а по мере взросления  и совершенствования психической концентрации – ни много ни мало жизненные установки, а значит, и направленность личности.

Читайте также:  Диагностической карте развития ребенка аутизм

Столпы отечественной психологии, говоря о внимании, подчеркивают разные его стороны: Добрынин  – значимость его выбора, Рубинштейн – сосредоточенность, Выготский и Леонтьев – важность для него развитой  речи, а Гальперин – контролирующее начало.

Внимание  – не корова и не дает молока,  и потому сложно оценить его конкретный продукт.  Но в его «хорошей такой компании» раскрывается «огромный такой секрет»: с ним всякое выполняемое ребенком дело, будь то игра, учеба, освоение бытовых домашних навыков  НАМНОГО  улучшается.

Растет вместе с ребенком

Домик на детской картинке нарисован вместе с травой и солнцем, сложно представить его в отрыве от этого пейзажа. Также и внимание психологи редко рассматривают как явление самостоятельное. Его связывают с познанием, волей, деятельностью человека, в нашем случае ребенка. Удалось достичь  высокой  концентрации  внимания? Значит, у ребенка включилось и заработало четкое и ясное сознание, которое поможет  ему действовать осмысленно. В коре его головного мозга начались высокоскоростные электрические колебания, а все нервные процессы стали гораздо подвижнее.

По тому, насколько малыш может останавливать внимание на каком-то явлении или предмете, еще в младенчестве можно судить о том, успевает ли он в развитии за сверстниками. Различные виды внимания формируются в разном возрасте.

IMG 3742 300x204 - Тренировка внимания у детей

В раннем детстве и в дошкольные годы ребенок сосредотачивается непроизвольно, не подключая волю: его захватывает и поглощает  все увлекательное, неожиданное, интересное.  Это так называемое непроизвольное внимание.  В этом нежном возрасте внимание разделяют на виды по тому принципу, какие психофизиологические функции ребенка больше задействованы: соответственно, на сенсорное, интеллектуальное и моторное.

В средней школе непроизвольное внимание растет вместе с ребенком  и дорастает до произвольного, его  школьник «подключает»  сам – активно, сознательно, с помощью своей воли. Он понимает, что надо концентрироваться на задании, на выполнении контрольной. Он учится сосредотачиваться на речи взрослого и подпитывает свое произвольное внимание яркими впечатлениями. В это время он открывает новые стороны бытия, его кругозор расширяется, а мир становится разносторонним и большим.

Тогда же ребенок может достичь и «высшего пилотажа» сосредоточения  – послепроизвольного внимания, когда процесс его деятельности обретает для него самого такую значимость и становится настолько увлекательным, что даже результаты этого захватывающего дела отступают на второй план. Это можно сравнить с состоянием писателя или художника на пике его вдохновения. И такое внимание может принести вашему чаду и практическую пользу  в освоении нового, и самые щедрые душевные плоды.

IMG 2797 300x219 - Тренировка внимания у детей

Внимание  «по  линейке»

Итак, внимание – не корова, молока от него ждать не стоит, и  результаты  его гуляния по зеленому лугу  душевного мира ребенка нам не подсчитать в литрах и килограммах. Не измерить их и в достижениях и успехах. Но само внимание поддается измерению, и вот его основные параметры – это объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость. Все эти свойства любой школьный психолог обязан легко определять с помощью нехитрых методик и специальных тестов, и, конечно, сообщать результаты диагностики уровней развития внимания у детей родителям, объясняя, над чем им придется поработать.

Современная школа для ребенка – не дом отдыха, и, как небезосновательно считают родители, иногда она требует  от чада свыше его душевных и физических сил.  С понедельника по пятницу школьник живет в состоянии постоянной внутренней собранности, крайнего психо-эмоционального напряжения, готовности  воспринимать большой объем материала, выполнять задания, конкурировать  с другими детьми.

Если внимание не было достаточно развито в детском саду, в младших классах, то в средней школе ученику приходится крайне тяжело. Без устойчивого внимания неизбежны проблемы с учебой и нервные срывы. Родители недоумевают, почему у их  чада – умного, начитанного, а зачастую даже талантливого – успеваемость стремительно падает? Почему его внимание, и так рассеянное, и вовсе теряет помехоустойчивость, а упавшая на уроке линейка выбивает из колеи на целый урок?

Хороший педагог понимает, что внимание ребенка, особенно маленького, не может удержать сразу много объектов,  и потому  старается не перегружать внимание учеников. Но время, программа и учебный план диктуют ему «внедрить» в детские головы  как можно больше полезных знаний и навыков, что и приходится ему делать на уроках. Как помочь школьнику не утонуть в потоке информации и наилучшим образом воспринять и усвоить  материал?

Ответ прост: пришла пора работать над развитием внимания. И необязательно  подключать к этой проблеме целый штат репетиторов и психологов. Наверное, вы обрадуетесь, узнав, что эта работа может быть отнюдь не тяжелой и изнурительной, а веселой, захватывающей и увлекательной  – и для  вас, родителей, и для ваших дочек и сыночков.

IMG 3543 300x192 - Тренировка внимания у детей

Тренируем  играючи

Самая популярная методика для развитиявнимания – так называемые корректурные пробы. В качестве «корректора» выступает не взрослый (педагог, психолог или родитель), а сам ребенок. Он берет яркие фломастеры и карандаши и начинает исправлять и вносить коррективы там,  куда раньше взрослые его не подпускали.

Начнем с самого простого. В качестве пособия возьмите старую книгу или любой детский журнал (можно  и православный – заодно поднатореем в знаниях  и понятиях церковной жизни). Определите для ребенка какой-нибудь текст, дайте задания найти и обвести какие-нибудь  встречающиеся в тексте буквы, буквицы, символы, картинки, словосочетания и т.п. Проверьте выполнение вашего задания и обязательно похвалите свое дитя, ведь в какой-то степени он с ним обязательно справится.

Читайте также:  Развитие ребенка в балаково

Когда он освоится с этой простейшей задачкой, усложните ему задание. Теперь пусть он соотнесет  два разных объекта: например, геометрическую фигуру и знак препинания. Пусть в квадратике он поставит точку, в круге – запятую, в треугольнике – двоеточие.

Еще более сложный уровень – найти  и подчеркнуIMG 3746 204x300 - Тренировка внимания у детейть среди сплошного потока цифр какую-нибудь важную дату, выделить в общей массе фрагмент текста, цифрового примера, орнамента или тому подобное.

Неплохо было бы вспомнить и детские журналы из прошлого, которые изобиловали простыми и полезными для внимания головоломками. Требовалось распутать шнуры, найти 10 отличий на картинках, соединить части целого. Такие элементарные упражнения современные детские психологи тоже признают полезными для развития внимания.

Ловим диверсанта

Овладев  навыком  таких операций,  младшешкольник сможет  включиться  в более сложное занятие на внимание – в увлекательную групповую игру. Кто-то называет ее «Шпионы», кто-то «Супер-агенты», «Следопыты»  и так далее. Суть занятия проста, дети при помощи педагога или родителя осваивают «секретное шифровальное дело»: взрослый придумывает, а ребенок использует специальные символы, которые обозначают буквы алфавита. Это могут быть человечки, картинки, любые графические изображения, которые несложно запомнить.

Изучив ключи к шифрам, теперь  школьник может сам составить секретное зашифрованное письмо,  и даже «вскрыть  и прочесть переписку засланного шпиона». Для наибольшей вовлеченности детей в процесс игры можно придумать  захватывающий сценарий  в соответствии с их возрастом и предпочтениями – например, мы раскрываем диверсию, ловим злодея (злого героя сказки), спасаем мышку от кошки, помогаем Красной Шапочке найти дорогу в лесу из букв или цифр, и так далее.  Для качественного выполнения такого задания ребенку потребуется предельное внимание.

Дети на подмостках

Дети, подростки и молодежь любят выступать на сцене, возможно, поэтому большой популярностью не только у младших школьников, но и у старшеклассников и даже у студентов пользуется театральное чтение – особое упражнение с текстом. Выразительно читается небольшой отрывок занимательной истории. Затем вырабатываются условные знаки: вот на этом слове нужно похлопать в ладоши, на этом – потопать ногами, а на вот этом можно даже встать и подпрыгнуть. Занятие получается динамичным и веселым. Дети и подростки учатся  быстро включаться в работу, концентрировать и переключать внимание, кроме того, знания лучше усваиваются, поскольку  подкрепляются действиями.

Полезнейшее «театрализованное» занятие не только развивает внимание и способствует запоминанию текста: преодолеваются барьеры в общении, сплачивается класс или группа, снимаются телесные зажимы, а всплеск положительных эмоций способствует малому или большому успеху  каждого ученика. Поверив в свои силы, он сможет перейти на новый уровень развития внимания – послепроизвольный, радуясь процессу игры не меньше, чем ее результату.

По итогам такого занятия будет неплохо подарить маленькие призы или бумажные медали каждому юному участнику. Поверьте, такая игра-учеба запомнится надолго.

IMG 2696 300x217 - Тренировка внимания у детей

Марьиванна… ошиблась!

На ошибках учатся, особенно если это ошибки… учителей. Любимейшее детско-юношеское задание на внимание – проверка ошибок своего  педагога.  Текст на доске или карточках, написанный учительницей (или мамой) содержит неточности или ошибки. Задача школьника – найти, подчеркнуть, исправить и даже вслух попенять взрослому на его невнимательность, упоминая при этом конкретные правила русского языка. Польза очевидна для всех участников, включая взрослых. Им это помогает воспитывать в себе смирение и развенчивать миф о своей непогрешимости.

Полезно и другое упражнение – поменяться тетрадями с соседом по парте. Внимательно проверяя тетрадку своего  приятеля и вынося ему строгий и бескомпромиссный вердикт (ставя оценку), ребенок понимает, что и сам будет оценен за свою работу не менее строго. Это мобилизует его внимание на всех уровнях и во всех проявлениях.

Привычка для спасения

IMG 3524 300x235 - Тренировка внимания у детейВ практической пользе внимания нет сомнений, но есть от него и немалая духовная польза.  Важно научить ребенка вниманию для его внутреннего развития и роста, для его осознания себя православным христианином.

Игумен Нектарий (Морозов) в книге «Что нам мешает быть с Богом?» отдает должное хорошо развитому вниманию как свойству психики, говоря о том, что многие житейские проблемы возникают именно от неумения правильно организовать свое время. Из-за нашей невнимательности в повседневности – и в бытовой жизни, и в ее духовном измерении – все  может быть неустроенно, беспорядочно, хаотично.

«Внимание – вещь для нашей духовной жизни, для преуспеяния христианского необходимая», – говорит автор.  Рассуждая о внутреннем внимании с духовной точки зрения, он размышляет о внимательной и вдумчивой молитве, а также вспоминает высказывания святых отцов Церкви. «Внимай себе» – говорили они, то есть относись со вниманием к происходящему в твоем сердце – давай себе ежедневный и ежеминутный отчет в своих помыслах и поступках.

Конечно, ребенку, даже воцерковленному воспитаннику воскресной школы и еженедельному участнику литургий, такое внимание к своей душе пока что не по силам. Но он растет, мужает, бесстрашно осваивает все разнообразие дарованных ему Богом психофизиологических функций, поднимается по ступеням внутреннего взросления и  совершенствуется в восхождении к новым видам внимания. Когда-нибудь он дорастет и до понимания необходимости пристального внимания к своей бессмертной душе.

И нам, взрослым, нужно особенно быть внимательными к его внутреннему миру, чтобы научить  честному и самостоятельному вниманию к себе. Внимая себе, со временем ребенок будет готов  достойно принять любые жизненные испытания. Хорошо, если  эта внимательность превратится  для него  в добрую привычку. Повзрослев, с ней он преуспеет в духовных усилиях, которые  потребуются  ему для спасения и жизни вечной.

Валентина Киденко

Фото автора

Источник