Развитие самосознания ребенка в раннем детстве

Развитие самосознания ребенка в раннем детстве thumbnail

Милаева Наталья
Развитие самосознания в раннем детстве у детей 1–3 лет

Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Отношение преддошкольника к миру предметов существенно меняется. Это изменение определяется тем, что овладение общественно-выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности (Д. Б. Эльконин). Теперь малыш не просто манипулирует предметами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функцией. Освоение функций предметов, в свою очередь, приводит к отделению действия от предмета, за которым оно было первоначально жестко закреплено. Малыш выполняет предметное действие в новых условиях и переносит его на другие предметы. Так, он начинает кормить куклу не только своей ложкой, но и любой другой, а затем и палочкой. Он кормит не только свою куклу, но и все другие куклы, мишку, кошку.

Взаимоотношения взрослого с ребенком усложняются. Продолжая относиться к малышу

заботливо и нежно, взрослый действует совместно с ребенком, оценивает его достижения

в области действий с предметами. У преддошкольника возникает новое отношение к

взрослому. Он сравнивает свой результат с результатом другого человека. Носителем

образца выступает взрослый. Теперь малыш относится к взрослому как к образцу для

подражания.

Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его

деятельность. Достиг результата -значит хороший. Не достиг — значит плохой. Поэтому

дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи. Под влиянием оценки

взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей

деятельности. Дифференцируется общее положительное отношение к малышу («Ты

хороший, я тебя люблю») и отношение, опосредованное результатом деятельности

(«Молодец, сегодня ты быстро оделся»). Ребенок же оценивает себя положительно и

недифференцированно: «Я хороший».

Отделение себя от своих действий связано с усложнением видов деятельности, которые

выполняет ребенок. Он впервые «открывает» материальную проекцию своего «я» в

достигнутом результате — нарисовал, вылепил, построил, причесался, оделся. Он

понимает, что действия совершает именно он, и это приводит к изменениям в предметах.

Каждый результат деятельности становится для ребенка утверждением своего «я», для

него очень важно, чтобы его достижения кто-либо увидел и оценил.

Таким ценителем выступает взрослый. Одобрение и похвала взрослого рождают у

малыша чувство гордости, собственного достоинства. Отсутствие таковых ведет к

переживанию огорчений, стыда. Предметный мир становится не только сферой познания,

но и сферой саморегуляции, утверждения своего «я», сферой достижений. Ребенок,

действуя с предметами, пробует свои силы.

Освоение способов употребления предметов приводит к тому, что в возрасте около 2 лет у

ребенка начинает развиваться подлинная самостоятельность, показателями которой

являются «личные желания» малыша (Т. С. Гуськова). Младенец мог ставить элементарные

цели и стремился их достичь. Например, искал спрятанную игрушку. В раннем детстве

ребенок может ставить цель, достижение которой приводит к получению социально

значимого результата, социально ожидаемого эффекта в действии с предметом. Так,

малыш настаивает на самостоятельности в приеме пищи, стремясь сам действовать

ложкой. Подчеркнем, что в начале 3-го года жизни возникает лишь намерение, когда

ребенок ставит перед собой задачу, а исполнение ее в решающей степени зависит от

взрослого. Он помогает ребенку удержать цель, выполнить действие, контролирует и

оценивает его деятельность.

Не добившись результата, ребенок бурно переживает неудачу. Нередко он не доводит

дело до конца под влиянием посторонних раздражителей. Поэтому самостоятельность в

этом возрасте существует только на уровне целеполагания. На 3-м году жизни

способность ребенка удерживать в памяти поставленную цель вырастает, что позволяет

ему определенным образом организовать свои действия для ее достижения.

Важные изменения в сфере самостоятельности происходят к трем годам. Под влиянием

делового сотрудничества со взрослым у ребенка формируется целеустремленность,

способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным

намерением, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить. Еще один важный

компонент самостоятельности — самооценка, в основе которой лежит умение соотносить

предполагаемый и реальный результат, — формируется за пределами раннего возраста.

В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Уже в 6 мес.

младенец реагирует на свое и чужое имя по-разному. В раннем детстве имя для ребенка

является показателем его индивидуальности, отличает от другого человека. В то же время

имя выступает средством идентификации с другими людьми, подчеркивая

принадлежность малыша к полу, семье, национальности. Обращение к ребенку по имени

придает личную адресованность воздействиям взрослого, употребление его ласковых

форм демонстрирует малышу положительное отношение к нему.

В раннем возрасте изменяются отношения ребенка к людям, предметам, самому себе. В

ряде случаев поступки детей не связаны ни с ситуативным мгновенным желанием, ни с

конкретной ситуацией, их мотивом является стремление ребенка к самостоятельности,

проявлению его личности. Малыш стремится быть большим, немедленно выполнять все

действия, присущие взрослому. Возникает личное действие и сознание «Я сам». Личное

действие — это такое действие, к которому ребенок относится как к своему, им самим

производимому: «Я буду рисовать. Я буду гулять. Я буду умываться».

Если взрослый не перестроит свое отношение к ребенку, не организует деловое

сотрудничество, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное

поведение, характерное для кризиса 3 лет. Его симптомы описал Л. С. Выготский и назвал

Читайте также:  Критические периоды внутриутробного развития ребенка

кризисом отношений.К ним относятся:

— негативизм — такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь

сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. реакция не на

содержание действия, а на само предложение взрослых;

-упрямство — это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что

ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал;

— строптивость — реакция ребенка, направленная против установленных для него норм

воспитания, против образа жизни;

-своеволие, или своенравие, заключается в тенденции ребенка к самостоятельности, когда

он все хочет сделать сам;

— протест — бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер;

— симптом обесценивания взрослого, его дискредитация;

— стремление к деспотизму — желание проявлять деспотическую власть по отношению к

окружающим;

-ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье еще есть дети;

-реакции невротического или психопатического характера (страхи, неспокойный сон,

ночной энурез, резкие затруднения в речи и т. д.).

Особенности развития самосознания в раннем возрасте:

— ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;

— постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление

целеполагания и целеустремленности;

— возникает гордость за собственные достижения — личностное новообразование раннего

детства.

Источник

Важнейшим достоянием раннего возраста в развитии личности является зарождение собственно самосознания, а именно того ее уровня, когда ребенок осознает себя деятелем — субъектом. Одинаково важными условиями для этого выступает, во-первых, сосредоточенность всех психических функций ребенка на предметных действиях, на освоении предметного мира; во-вторых, ситуативно-деловая форма общения со взрослым, который предусматривает его участие в овладении ребенком предметной деятельностью.

У малыша состоит предметное отношение к действительности. Предметное действие отличается тем, что малыш действует с предметами в соответствии с их назначением, функции, человеческого способа использования предметов для удовлетворения своих потребностей. Познание ребенком этой сферы действительности приводит к более четкому дифференцировки составляющих своей деятельности: отделение своей активности от предмета, на который она направлена. Предметная деятельность приобретает гибкости, признаков взаимозаменяемости компонентов, обобщенности: опыт выполнения действий с ложкой переносится на ряд других предметов: карандаш, палочку, линейку и т. Подобных переносов подвергаются не только орудие действий, но и их объекты: ребенок замечает, что пеленать можно не только куклу, но и мишку, зайку и даже пирамидку.

Важным условием зарождения самосознания является речи — сначала внешнее, а затем внутреннее, выступает у взрослого ведущим средством саморегуляции личности. Понимание и выполнение инструкций взрослого перерастает впоследствии в способность ребенка дошкольного возраста строить свое поведение на основе самоинструкций. Особую роль играет усвоение ребенком собственного имени и личных местоимений. Младенец рано начинает различать свое и чужое имя, с шести месяцев по-разному реагирует на их звучание. В раннем детстве имя для ребенка является показателем ее индивидуальности, отличает ее от другого человека, она часто принимает его вместо местоимения «я». В то же время имя выступает средством идентификации с другими людьми, подчеркивая принадлежность ребенка к пола, семьи, национальности (В. С. Мухина). Примерно в полтора-два с половиной года ребенок называет себя своим собственным именем — так, как к ней обращаются окружающие, а в конце третьего года появляются личные местоимения, прежде всего «я» и «ты».

В начале 2 г. Дети, пользуясь зеркалом, рассматривают пуговицы, карманы на своей одежде, с интересом наблюдают за изменениями отражения. Разнообразными становятся игры перед зеркалом: дети подпрыгивают перед зеркалом, весело при этом смеясь, с удовольствием меняют свой внешний вид: одевают платок, причесываются и др.

Взрослый в общении с ребенком выполняет роль сотрудника, партнера, всячески поддерживая и направляя усилия малыша на обеспечение успешных предметных действий. Вместе с тем, взрослый для ребенка — носитель образцов действий, источник для расширения их арсенала.

Через призму своей предметной деятельности малыш воспринимает себя и окружающих. Максимума выразительности достигает зависимость эмоционального комфорта малыша от того, насколько успешно происходит его деятельность. Острое недовольство вызывают неудачи, особенно когда они не оправдывают ожиданий взрослых. Через успешную действие ребенок стремится получить от взрослого одобрение и поощрение, вызвать его восхищение, а на их основе заслужить уважение взрослого. Депре-ции (блокировки) этих потребностей зависит прежде всего от предметной умелости ребенка. Малыш начинает связывать результат деятельности с процессом ее выполнения, понимая, что действия, которые приводят к изменениям в предметах, выполняет именно он. На основе описанных переживаний ребенка растет ее внимание к оценкам взрослых, в которых она только начинает выделять общую личностную оценку («ты хороший») и оценку по результатам деятельности («ты хорошо водишь машину, сочиняешь пирамидку»). Оценки взрослых выступают одним из условий формирования самооценки в будущем.

Постепенно ребенок все лучше выполняет самостоятельно достаточно широкий спектр предметных действий. Ребенок достигает того уровня в развитии самосознания, который С. Л. Рубинштейн считал реальной самостоятельностью, реальным выделением из окружения [129, с. 636]. Т. С. Гуськова называет эту стадию настоящей самостоятельностью, показателем которой является «личностные желания» малыша. Ребенок способен ставить социально положительную цель, выступая самостоятельной там, где еще вчера не обходилась без поддержки взрослого. Постепенно усиливаются мотивы «быть как взрослый»: малыш упорно хочет есть самостоятельно, стремясь самому действовать ложкой. При этом он как бы поднимает планку в своем развитии, ставя перед собой новую задачу «выполнить самостоятельно». Соответственно такие попытки малыша заслуживают поддержки взрослого, который помогает ребенку удержать цель, выполнить действие, контролирует и оценивает ее деятельность. Благодаря сотрудничеству с взрослым ребенок овладевает различными элементами целостной структуры деятельности: постановкой целей и задач, соотнесением результата с желаемым.

Читайте также:  Изучение ребенка с нарушениями в развитии

Стремление ребенка к самостоятельности становится отдельным мотивом, переплетаясь с мотивом «быть большим, взрослым». Неоднократное выполнение действия вместе со взрослым и стремление к обособлению порождают мотив «Я сам». Возникает осознание своей личности как деятеля: «Я буду. Я гратимусь».

Общение со взрослым, что остается еще ситуативно-деловым, начинает отставать от новых запросов ребенка, в которой стремление к сотрудничеству начинает сочетаться с тенденцией к обособлению. В системе отношений со взрослым возникают барьеры проявлениям самостоятельности ребенка, вызывают непослушание, характерную для переходного периода в развитии личности — кризиса трех лет. Ее признаки описал Л. С. Выготский:

o негативизм — демонстративный отказ выполнить действие, адресованная конкретному взрослому;

o упрямство — настойчивость ребенка на своем, чтобы достичь уважения со стороны взрослого;

o непослушание — ориентация ребенка в нарушение установленных для нее норм воспитания, сложившегося образа жизни;

o произвола, или своенравие, заключается в тенденции ребенка к самостоятельности, когда она все хочет сделать сам;

o протест — бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер;

o симптом обесценивания взрослого, его дискредитация;

o стремление к деспотизму — желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим;

o ревность к младшим и старшим, если в семье есть еще дети;

o реакции невротического или психопатического характера (страхи, нарушения речи, нарушения сна, энурез).

ВЫВОДЫ об особенностях развития самосознания в раннем возрасте:

— Происходит зарождение собственно самосознания, а именно того ее уровня, когда ребенок осознает себя деятелем — субъектом;

— Условием развития самосознания является осложнения предметной деятельности ребенка, начинает отделять отдельные ее элементы (цель, результат, процесс, исполнителя);

— Приобретение опыта совместной с взрослым выполнения предметной деятельности приводит к появлению стремление ребенка к обособлению и самостоятельности;

— Появление собственно самосознания неотделима от речи ребенка, в котором появляется местоимение «Я»;

— Форма общения со взрослым в конце раннего возраста отстает от развития самосознания ребенка, вызывая появление кризиса трех лет.

Источник

Особенности развития элементов самосознания в младенческом возрасте:

— под влиянием личностно-адресованного общения со взрослым у ребенка складывается ощущение своей важности для другого, эмоционально-положительное отношение к себе; интерес и инициативность к окружающим;

— формируется первое предличностное новообразование -активность.

С момента рождения взрослый заботливо ухаживает за ребенком, разговаривает с ним, дает нежные имена, с готовностью откликается на любые реакции малыша (от крика до улыбки), чутко улавливает его состояние, настроение, нужды. взрослый выделяет малыша из окружающего мира как нечто особенно ценное, важное, значимое для себя. Взрослый, отвечая на инициативу ребенка, позволяет ему воздействовать на себя. Он авансом наделяет малыша личностным своеобразием, неповторимостью и уникальностью.

Такое отношение к ребенку формирует у него положительное отношение к людям и положительное самоощущение, когда он переживает свою значимость для близких.

Интерес к взрослому и ответная реакция на его инициативные действия возникают у младенца к концу первого месяца жизни в виде улыбки. А к 2мес. нарастает интерес к людям и предметам. В3 мес. можно говорить о том, что сложилось предличностное образование — активность, отчасти врожденное качество, но развивающееся в основном под влиянием социальных условий жизни и при решающем влиянии общения со взрослыми. С возрастом растет и избирательность отношения ко взрослому. Если 3-месячный малыш примерно одинаково реагирует на любого взрослого, улыбаясь и радуясь, то во втором полугодии он четко разделяет родных, знакомых и совершенно чужих людей. Общаясь с близкими, ребенок активен, инициативен, его переживания не только положительные, но и отрицательные очень яркие. Он выражает радость, удовольствие, огорчение, обиду, как бы стремясь поделиться своим эмоциональным состоянием, Дети как бы ищут поддержку у взрослых, предвосхищая положительные переживания. К знакомым людям ребенок проявляет интерес, но более сдержан в выражении эмоций. Малыши, особенно после 8 мес, начинают бояться незнакомцев.

Развитие самосознания в раннем детстве

Теперь малыш не просто манипулирует предметами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функцией. Малыш выполняет предметное действие в новых условиях и переносит его на другие предметы. Так, он начинает кормить куклу не только своей ложкой, но и любой другой, а затем и палочкой. Он кормит не только свою куклу, но и все другие куклы, мишку, кошку. Взаимоотношения взрослого с ребенком усложняются.

Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность. Достиг результата -значит хороший. Не достиг — значит плохой. Поэтому дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи. Под влиянием оценки взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей деятельности. Он впервые «открывает» материальную проекцию своего «я» в достигнутом результате — нарисовал, вылепил, построил, причесался, оделся. Он понимает, что действия совершает именно он, и это приводит к изменениям в предметах. Каждый результат деятельности становится для ребенка утверждением своего «я», для него очень важно, чтобы его достижения кто-либо увидел и оценил. Одобрение и похвала взрослого рождают у малыша чувство гордости, собственного достоинства. Отсутствие таковых ведет к переживанию огорчений, стыда.

Читайте также:  Особенности возрастного развития ребенка норма или аномалия

Освоение способов употребления предметов приводит к тому, что в возрасте около 2 лет у ребенка начинает развиваться подлинная самостоятельность, показателями которой являются «личные желания» малыша. В раннем детстве ребенок может ставить цель, достижение которой приводит к получению социально значимого результата. Так, малыш настаивает на самостоятельности в приеме пищи, стремясь сам действовать ложкой. Подчеркнем, что в начале 3-го года жизни возникает лишь намерение, когда ребенок ставит перед собой задачу, а исполнение ее в решающей степени зависит от взрослого. Он помогает ребенку удержать цель, выполнить действие, контролирует и оценивает его деятельность.

Важные изменения в сфере самостоятельности происходят к трем годам. Под влиянием делового сотрудничества со взрослым у ребенка формируется целеустремленность, способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным намерением, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить. Еще один важный компонент самостоятельности — самооценка, в основе которой лежит умение соотносить предполагаемый и реальный результат, — формируется за пределами раннего возраста. В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. В раннем возрасте изменяются отношения ребенка к людям, предметам, самому себе. В ряде случаев поступки детей не связаны ни с ситуативным мгновенным желанием, ни с конкретной ситуацией, их мотивом является стремление ребенка к самостоятельности, проявлению его личности. Малыш стремится быть большим, немедленно выполнять все действия, присущие взрослому. Возникает личное действие и сознание «Я сам». Личное действие — это такое действие, к которому ребенок относится как к своему, им самим производимому: «Я буду рисовать. Я буду гулять. Я буду умываться».

Кризис 3 лет. Выготский и назвал кризисом отношений. К ним относятся:

— негативизм — такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых;

-упрямство — это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал;

— строптивость — реакция ребенка, направленная против установленных для него норм воспитания, против образа жизни;

-своеволие, или своенравие, заключается в тенденции ребенка к самостоятельности, когда он все хочет сделать сам;

— протест — бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер;

— симптом обесценивания взрослого, его дискредитация;

— стремление к деспотизму — желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим;

-ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье еще есть дети;

-реакции невротического или психопатического характера (страхи, неспокойный сон, ночной энурез, резкие затруднения в речи и т.д.).

Особенности развития самосознания в раннем возрасте:

— ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;

— постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности;

— возникает гордость за собственные достижения — личностное новообразование раннего детства.

Развитие самосознания в дошкольном возрасте

Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе. У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания — самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов.

12.Социальная ситуация развития дошкольника. Социальная природа игры.

Ребенок-дошкольник владеет ходьбой, речью, круг общения его расширяется стремительно, у него появляются товарищи по играм, с ним общаются соседи и даже посторонние люди: водитель, врач, продавец, парикмахер… В результате у ребенка складывается образ взрослого в его социальной функции. Благодаря исследованиям А. Н. Леонтьева социальная ситуация развития ребенка-дошкольника стала связываться с игровой деятельностью. Другими словами, дошкольник воспринимает социальное окружение через игру, которая раскрывает ребенку смысл человеческого взаимодействия в различных ситуациях. Особая роль в освоении ребенком социальных отношений отводится сюжетно-ролевой игре – особой форме познания дейст вительности. Она возникает в силу того, что ребенок способен представлять действия взрослых и стремится к их выполнению. Однако возможности ребенка ограничены, и его желание подражать взрослым еще не может быть воплощено в реальности. Данное противоречие разрешается посредством сюжетно-ролевой игры. Для возникновения сюжетно-ролевой игры необходимо, чтобы ребенок умел использовать предметы-заместители, которые позволяют моделировать социальные действия взрослых на доступном для дошкольника материале. В игре ребенок становится врачом, военным и т. д. Он присваивает те социальные мотивы, которые характеризуют поведение взрослых (врач – тот, кто лечит людей, военный – тот, кто защищает, и т. д.). При этом дошкольник сохраняет собственную инициативу и приобретает опыт реального социального партнерского отношения с участниками игры.

Источник