Развитие самокритичности у ребенка
самооценка самокритичность подросток
Характерная особенность подростка — рост самооценки.
Самооценка — компонент самосознания, включающий наравне со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков [18].
Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленных как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышения влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.
Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на «себя».
Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти так же часто, как и ответ «среди друзей».
Опираясь на выводы исследований Розенберга, Куперсмита и Бахмана, направленных на установление зависимости между формированием Я-концепции и взаимодействием внутри семьи, Гекас исследовал степень влияния, контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. И в результате исследователь сделал вывод, что оба эти фактора, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой [16].
Другие исследования выявили при этом, что поддержка семьи и принятие ребёнка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей.
В исследованиях также отмечается, что тёплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жёсткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности [4].
Самооценка подростка во многом зависит от понимания родителями его достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему, выражают своё одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растёт за счёт собственных достижений и успехов, похвал взрослых [9].
Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы. Обнаружено, что низкая самооценка способствует расстройствам аппетита, состоянию подавленности, формированию вредных для здоровья привычек. Когда над подростком смеются, в чем либо обвиняют, когда у других людей складывается о нем плохое мнение, он глубоко страдает. Чем более он уязвим, тем выше уровень его тревожности.
В результате такие подростки стесняются, испытывают чувство неловкости в обществе и всеми силами стараются не оконфузиться. Они стремятся быть как можно более незаметными. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обычного развивается чувство одиночества. Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку они хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими, они позволяют другим принимать за себя решения.
Оказывается, чем больше проблем, которые стоят перед подростками, тем ниже их самооценка [4].
Самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот, кто уважает и ценит себя, как правило, хорошо или отлично учится. А тот, кто успевает в учёбе, имеет высокую самооценку. У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стимулов к тому, чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, поддерживать высокую репутацию. Кроме того, они собираются подтвердить то, что они сами о себе думают. Неуверенные в себе подростки часто отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования — слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают свои способности [13].
В период позднего подросткового периода самое большое влияние на самооценку девушек оказывали друзья, а на самооценку юношей — отцы.
Низкая самооценка подростка не обязательно зависит от материального положения родителей. В бедной семье может вырасти ребёнок с высокой самооценкой, если высока самооценка его родителей.
У единственного ребёнка в семье вероятность высокой самооценки больше, чем у подростка, имеющего братьев и сестер. Кроме того, несколько выше самооценка первого ребёнка данного пола в семье. Например, первый сын в семье, где до его рождения были только девочки, обычно склонен оценивать себя более высоко, так же как и первая дочь в семье, где были только мальчики [9].
Таким образом, рассматривая процесс формирования самосознания и самооценки как результат усвоения молодым человеком определенного жизненного опыта, мы видим, что влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. При этом необходимо отметить, что формирование самоотношения подростка определяется не столько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и свое место в семье, т. е. ожидаемой оценкой.
Для подростков характерны переживания, связанные с их отношением к себе, к собственной личности, причём, чаще всего отрицательные. Перестройка самосознания, которая происходит в этом возрасте связана не столько с умственным развитием, сколько с появлением новых вопросов о себе, точек зрения, с которых подросток себя рассматривает. Потребность в познании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как его воспринимают, как он выглядит, что он может, кем он станет, отличают психологию подростка. «Половое созревание. нарастание физической силы, изменение внешних контуров тела, несомненно, активизирует интерес к самому себе. Но дело не в самих по себе физиологических процессах, а в том, что физиологическое созревание является одновременно социальным символом, знаком повзросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, как взрослые, так и сверстники», — пишет И. С. Кон [6].
Важнейшими источниками формирования представления о собственном «Я» наряду с половым отождествлением — а оно сохраняет своё значение не только в подростковом возрасте, но и на протяжении всей жизни человека и является первичным элементом «Я-концепции» — служат размеры тела и его форма. У подростков изменение образа тела, связанное с пубертаными процессами, является важным фактором развития. Ощущение собственной ценности подростком во многом зависит от того, насколько соответствующим норме представляется ему изменение его тела.
Как правило, в детстве и на пороге подросткового возраста образ тела меняется постепенно и содержит в первую очередь оценку своего физического «Я». Незаметные изменения внешности и размеров тела легко включаются в те представления о физическом «Я», которые имеются у ребёнка. С наступлением подросткового возраста эти изменения приобретают стремительный характер, требующий радикальной перестройки образа тела.
Неустойчивость образа «Я» является следствием несформированности образа тела, его неустойчивости в сознании подростка.
Младший подростковый возраст является особым периодом для развития полноценной личности, периодом, в котором при наличии определённых социальных условий, результатом процессов самопознания и самооценивания может стать позитивная, принимаемая личностью Я-концепция.
Переживание личностной целостности связано у подростка с чувством идентичности, или соответствия самому себе. Это время структурирования Я-концепции в условиях влияния социальной среды, и в особенности группы сверстников. Задача, с которой сталкиваются подростки, состоит в том, чтобы с разных сторон изучить уже имеющееся представление о себе, разбив, раздробив его на множество отдельных образов себя и интегрировать их затем в личную идентичность, т.е. вернуться к своей сущности, но уже в контексте осознанных социальных ролей и взаимосвязей.
Целостность Я-концепции в этот период связана с обретением подростком своей идентичности, характеризующейся тремя аспектами:
1) восприятием себя как одного и того же человека в прошлом, настоящем и в обозримом будущем;
2) уверенностью в том, что выработанная внутренняя целостность импонирует значимым другим людям;
3) согласованностью внутреннего и внешнего планов этой целостности, подтверждаемой в опыте межличностного общения посредством обратной связи [1].
Неспособность юных подростков обрести личную идентичность приводит к ролевому смешению и, как следствие, к искажениям в Я-концепции.
Переживания таких подростков часто связаны с чувством своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности существования, противоправном поведении.
Знания о себе подрастающий человек получает из двух источников:
1) из отношения к нему родителей. учителей, других значимых взрослых и сверстников в виде обратной связи;
2) из собственного состояния в процессе переживания внутренней целостности.
Доля «вкладов» из разных источников меняется от периода к периоду развития Я-концепции. Младший подростковый возраст в этом плане, в силу своей специфичности, может рассматриваться как период своеобразного «равновесия сил» [8].
Понимая самосознание как самопознание, Л. С. Выготский показывает возможность перехода к новому типу развития личности. а именно, саморазвитию, «самооформлению» [4].
Развитие самосознания подростка в значительной мере связывается также с развитием его самооценки. У подростков представление о собственных качествах вырабатывается только при условии сравнения, сопоставления себя с другими. Результат этого сопоставления является критерием его самооценки: о самом себе подросток начинает говорить с уверенностью тогда, когда он разобрался в действиях и качествах другого подростка.
Усилия, принимаемые младшими подростками к пониманию «зон недоопределённости образа Я» и обусловленное этим социально-психологическое экспериментирование их со своей идентичностью рассматривается Г. А. Цукерман в качестве ведущей деятельности детей данного возраста [24].
Самокритичность подростка лучше всего рассмотреть с позиции психодинамического подхода. Авторы психодинамического подхода, опираясь на положение о социокультурной нестабильности общества, рассматривают господствующее состояние личности как «кризис идентичности», особенно в подростковый период (MB. Елисеева, Н Пезешкиан, X. Пезешкиан, 3. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон, Э.Г. Эйдемиллер и др.)
Самооценка активно защищается личностью Этот тезис находит подтверждение в литературе Известно, что в психоанализе в структуре личности выделяются следующие компоненты: «ид» ( подсознание), «эго» и «супер-эго» ( общественное сознание) Защитой в психоанализе называется «… Общее обозначение всех приёмов, используемых эго в тех конфликтах, которые могут привести к неврозу» [14]
Анна Фрейд перечисляет следующие виды защиты: торможение, регрессия, формирование реакции, изоляция, уничтожение сделанного, проекция, интроекция, поворот против себя, сублимацию, расщепление и отрицание [21]
В работе Каменской В.Г. рассматривается специфика эго-защитных процессов. » Эго — защитные процессы — плохоосознаваемые эмоционально-когнитивные реакции, имеющие своей целью сохранение структуры личности в ситуации напряжённого стрессогенного взаимодействия в социуме или действия в природной среде , ослабляющие интенсивность эмоциональных переживаний и снижающие выраженность фрустрируемой мотивации Основное условие возбуждения эго -защитных механизмов -это конфликт между возникшей мотивацией, чувствами, которые могут возникнуть при реализации несанкционированной мотивации» [21]
По мнению исследователей, все защитные процессы можноотносятся следующие: вытеснение, отрицание, регрессия промежуточным можно причислить смещение и проекцию, остальные формируют так называемые высшие защиты, образующиеся в более позднем онтогенезе Приведём характеристики основных защит, начиная с примитивных.
Вытеснение — это механизм, посредством которого неприемлемые импульсы или идеи становятся бессознательными. 3 Фрейд считал этот механизм главным способом защиты инфантильного Я, неспособного сопротивляться соблазну, откладывать или изменять посредством компромисса удовлетворение своих желаний Обмолвки, описки, неловкие движения также нередко свидетельствуют о вытеснении. Быстрее всего вытесняются и забываются человеком не те события, которые ему принесли неприятности, а те, которые происходили с его, травмирующим окружающих воздействием. Например, неблагодарность наиболее тесно связана с вытеснением. Кроме того, все разновидности зависти и бесчисленные комплексы собственной неполноценности вытесняются с огромной силой Важно то, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную? травмирующую информацию, она иногда полностью вытесняется из его сознания [21]
Проекция — один из самых распространённых способов защиты отснижения самооценки. Это процесс, посредством которого специфические импульсы, желания, стороны себя или содержание внутренней жизни личности воображаются локализованными в некотором внешнем по отношению к данному субъекту объекте Процессу проекции сторон себя предшествует отрицание, т.е. человек отрицает , что он переживает такую-то эмоцию, имеет такое-то желание, но утверждает . что таковыми обладают какие-то другие люди Наиболее распространённым примером действия проекции является перенесение ответственности с себя на другого, конкретного человека, который раньше вызывал неприязненные чувства [21]
В работе Тулупьевой ТВ. рассматривается психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте В её работе показано, что для юношей наиболее характерен такой защитный механизм, как вытеснение, а для девушек — компенсация. «Высокая самооценка связана с отрицанием, доминантность — с вытеснением , нонконформизим — с рационализацией)
Самоотношение может также поддерживаться с помощью поступка, в котором субъект делает выбор в пользу поведения, опровергающего дурную репутацию. Этот вид защиты самоотношения может быть проиллюстрированным уже цитированным экспериментом (Baumeister R , 1982) (142,с 252)
Представители позитивной психотерапии (Н. Пезешкиан, XПозитивный подход, как и любой психотерапевтический подход, направлен на формирование у клиента адекватной и в целом высокой самооценки.
Разрушенные внутриличностным конфликтом эго-защитные механизмы, формируют у клиента низкую самооценку, невроз или психосоматическое заболевание. Содержание подхода заключается в том, чтобы актуализировать у клиента сильные стороны его личности и использовать их для разрешения конфликтной ситуации. X. Пезешкиан — представитель позитивной психотерапии — описывая современную ситуацию в России, подчёркивает, что за последние годы создана уникальная экспериментальная модель социально — стрессовых расстройств «… выборочные исследования свидетельствуют о росте распространённости психосоматических заболеваний (каждый второй посетитель поликлинники нуждается в консультации психотерапевта) и посттравматических стрессовых расстройств (беженцы и мигранты, участники гражданских войн, нищие и безработные). Меняется клиническая картина и динамика невротических расстройств. Так, крах коммунистической идеологии привел к появлению ноогенных неврозов, описанных Виктором Франклом, которые проистекают от крушения мировоззренческих и нравственных ценностей» [21].
Источник
Валерия Юрьевна Коротицкая
Развитие самосознания и самооценки в дошкольном детстве
Содержание
Введение…. …3
1. Понятие самосознания и его развития в дошкольном возрасте …. 4
2. Понятие самооценки и его развития в дошкольном возрасте….…. 7
Заключение…. 11
Список используемой литературы…. 12
Приложение №1….13
Приложение №2….14
Введение
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями.Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др., субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
1. Понятие самосознания и его развития в дошкольном возрасте
Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности.
Структурными звеньями самосознания являются:
1) идентификация человека со своим телом, именем, т. е. ценностное отношение к телу и имени;
2) самооценка, выраженная в контексте притязаний на признание;
3) осознание себя как представителя определенного пола, половая идентификация;
4) представление себя в аспекте психологического времени, индивидуальное прошлое, настоящее и будущее;
Самосознание не дается от рождения, это один из процессов развития.
Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.
В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) происходит становление самосознания. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, откликаться на свое имя, активно пользоваться местоимением «Я» – т. е. он осознает себя как личность.
В дошкольном детстве (от 3 до 6–7 лет) продолжается формирование самосознания, что считается основным новообразованием данного возраста.
У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
Меняется представление ребенка о самом себе, своем «Я», месте в системе общественных отношений. При осознании себя, выделении себя из окружающего мира у ребенка появляется стремление активно воздействовать на ситуации и изменять их так, как хочется ему самому.
Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. В конце дошкольноговозраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом,осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».
Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:
— возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;
— оценивание сверстника помогает ребенку оценивать само го себя;
— дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;
— к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;
— развивается способность мотивировать самооценку;
— появляется осознание себя во времени, личное сознание.
Ведущие линии развития самосознания:
Идентификация себя со своим именем.
Ребёнок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложиться в основу его личности. Ребёнок отстаивает право на своё имя и протестует, если его называют другим именем.
Притязание на признание.
Элемент социализации, связанный с усвоением личностью определенного наборасоциальных норм, в целях получения признания собственной значимости со стороны других.
Половая идентификация.
Ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.
Освоение психологического времени личности.
Время (как и пространство) является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т. п., которые регулируются социальной средой.
2. Понятие самооценки и его развития в дошкольном возрасте
Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.
Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Именно после осознания себя как личности у ребенка возникает потребность сравнивать себя с другими людьми, на основе чего и формируется самооценка. Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Под влиянием оценки окружающих и на основе знаний и мыслей о себе у ребенка постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности — наиболее сложного компонента самосознания.
В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» — «какой я есть», но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотел быть»). Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.
Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вымышленными. С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.
К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми. Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.
В разных видах деятельности самооценка разная. В изобразительной деятельности ребенок оценивает чаще всего себя правильно, в грамоте — переоценивает, а в пении может недооценивать себя.
Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Каждая из них характерным образом проявляется в жизнедеятельности человека.
Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.
Дети с неадекватно заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Ребенка с низкой самооценкой, неуверенного в собственных силах легко можно отличить в игровой деятельности от других детей.Такой малыш выбирает роли ведомого: в сюжетно-ролевой игре «Корабль» он никогда не станет капитаном, а в «Дочках-матерях» он скорее примет на себя роль малыша, чем папы или мамы. Рекомендуемые игры для повышения самооценки у детей дошкольного возраста (Приложение №1).
Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделяться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других.Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами
Как определить завышенная или заниженная самооценка у детей дошкольного возраста? Самый простой вариант –это тест (см. Приложение №2).
Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи — все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.
Заключение
Семья является первой социальной средой, в которой берет начало самосознание ребенка. Первые представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным вовнутрь знаниями и отношениями взрослых плюс собственная активность ребенка.
Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной степени влияют на личность ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, характер взаимоотношений между ее членами, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом – далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, а во втором – строгость и наказание.
Если у родителей налажен хороший и устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, то родители склонны выбирать демократический стиль воспитания, если же эмоциональный контакт между родителями и подростком слаб, то родители склонны выбрать авторитарный стиль воспитания.
Список используемой литературы
1. Возрастная психология. Часть 1. Сборник студенческих работ/ Отв. редактор, доктор соц. наук, проф. Ушамирская Г. Ф. -М.: Студенческая наука, 2012.- с 138.
2. «Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. » Смирнова Е. О. — СПб.: Питер, 2009. -277с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
4. Столин В. В. Самосознание личности. – М., 1983.
5. Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки детей дошкольного возраста.
Источник