Развитие рук у ребенка

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.
Общее понятие и особенности мелкой моторики детей
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).
Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.
Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:
1. Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
2. Ладушки
Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.
3. Разрывание бумаги
Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
4. Перелистывание страниц
После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
5. Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
6. Вкладыши-мисочки
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
7. Крупы
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
8. Баночки с крупами
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
9. Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
Игрушки для развития мелкой моторики
10. Горошина
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.
11. Завинчивание крышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
12. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
13. Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
Упражнения для развития мелкой моторики рук
14. Рисование и раскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.
15. Собирание мозаик и паззлов
Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.
16. Вырезание
Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.
Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.
Источник: сайт Развитие.ру
Источник
Новорожденный совсем беспомощен — все его двигательные навыки ограничиваются способностью лежать на спине. Впрочем, это ненадолго: вы и не заметите, как крошечный человечек, который, как казалось, еще вчера не умел переворачиваться на бок, уже носится по квартире, залезает в самые неожиданные места и стремится добраться до всего своими цепкими ручками. В этой статье мы расскажем вам, как происходит становление мелкой и крупной моторики у детей, и что вы можете сделать для развития этих важных навыков.
Мелкая моторика — что это?
Этим термином обозначают точные движения запястья, кисти и пальцев руки, а также стопы и пальцев ноги. Другими словами, эта тонкая и скоординированная работа мышц, костей и нервной системы. Развитие мелкой моторики начинается у детей с самого раннего возраста и проходит следующие стадии.
С рождения до 2 месяцев
Мелкая моторика рук у детей первых двух месяцев жизни подчиняется врожденным рефлексам. Они совершают непроизвольные движения пальчиками — иногда без видимых причин, а иногда в ответ на внешние раздражители. Например, если надавить пальцами на ладони новорожденного, он обхватит их. Этот навык имеет название «хватательный рефлекс» и достался человеку от предков — с его помощью крошечные детеныши обезьян удерживаются на шерсти матери.
С 2 до 6 месяцев
В этом возрасте у ребенка формируется первичная координация движений — он начинает использовать зрение для управления действиями рук. Появляется осознанная мелкая моторика, и для детей столь юного возраста это большое достижение. Малыш учится хватать предметы, которые попадают в его поле зрения, но, пока не умеет сидеть, он тянется к ним двумя ручками.
С 6 до 12 месяцев
Улучшение зрения, силы мышц кисти и, главное, способность сидеть и не падать дают значительный рывок в развитии мелкой моторики рук. Во вторые полгода жизни малыш учится перекладывать предметы из одной руки в другую, осваивает сначала пинцетный захват (большим, указательным и средним пальцами), затем щипковый захват (только большим и указательным). Если ребенок не может достать что-то, он вытягивает ручку и направляет на желанный объект указательный пальчик.
С года до двух
Ребенок переходит на следующий уровень — он не просто хватает предметы, он изучает их. Кроха начинает понимать различия формы и размера, осознает, что одни из них тяжелые, а другие — легкие, и учится дозировать прикладываемые усилия. На этом этапе развивающие занятия очень полезны для малышей и позволяют значительно улучшить мелкую моторику. С большой вероятностью именно сейчас выяснится, кто он — правша или левша.
С двух до пяти лет
В раннем возрасте ребенок освоил статический захват, т.е. умение взять и удерживать предмет, не двигая пальцами. Теперь у него вырабатывается динамический захват — способность оперировать предметом сложным образом, например, резать бумагу ножницами, рисовать кисточкой, писать ручкой. В возрасте 3–5 лет девочки часто обгоняют мальчиков в развитии мелкой моторики, так что если ваш сын кажется неуклюжим в сравнении с соседской дочкой — это нормально.
Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?
Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.
Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой
С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.
Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.
Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.
Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд
С какого возраста: с 1 года.
Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.
Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.
Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками
С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.
Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.
Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.
Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.
Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах
С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.
Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.
Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой
С какого возраста: как только малыш научится читать.
Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.
Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.
Как происходит развитие крупной моторики у ребенка?
Под этим термином понимают движения больших частей тела — рук, ног, туловища, головы. Обычно эти навыки делят на две группы — двигательные (ползание, хождение, бег, прыжки, плавание и т.д.) и контроля объектов (такие как умение бросать, ловить предметы, ударять руками и ногами).
С рождения до 2 месяцев
Крупная моторика у детей совсем раннего возраста не развита. Все движения новорожденного либо непроизвольны, либо подчиняются врожденным рефлексам. Например, с первых часов жизни грудничок поворачивает голову вбок, если положить его на живот — это защитный рефлекс, чтобы не задохнуться. Первый успех малыша в развитии крупной моторики обычно наблюдается примерно в два месяца — он начинает поднимать головку и несколько секунд удерживает ее в таком положении.
С 2 до 6 месяцев
Примерно в 2 месяца лежащий на спине малыш начинает активно дергать ножками. Ничего необычного: это просто занятия для развития крупной моторики, помогающие подготовиться к ползанию. К четырем месяцам ребенок учится держать головку, и в положении сидя способен контролировать ее длительное время. Правда, сидеть самостоятельно кроха еще не умеет — только с поддержкой. Чуть позже малыш начинает приподниматься на руках из положения лежа на животе, а также активно переворачиваться со спины на живот и обратно.
С 6 до 12 месяцев
Малыш пробует сесть. Сначала эти упражнения на крупную моторику даются ему тяжело: для баланса он сильно наклоняет тело вперед и часто падает. Примерно в 8 месяцев ребенок начинает ползать по-пластунски, не отрывая живот от поверхности, причем сначала назад, и только позже — вперед. В 10 месяцев малыш уже умеет сидеть ровно и не падать, осваивает ползание на четвереньках и даже пробует встать, держась за опору.
С года до двух
Примерно в год происходит одно из важнейших событий в развитии крупной моторики у детей раннего возраста — малыш начинает ходить! Он больше не желает сидеть в манеже и хочет постоянно двигаться. Затем ребенок учится носить в руках игрушки, перешагивать небольшие препятствия (не всегда удачно). Примерно в полтора года карапуз может пробежать пару метров и сделать несколько шагов назад. К двум годам малыш осваивает сложную крупную моторику рук и ног — умеет бросать и пинать предметы и иногда даже попадает в цель. Если есть за что ухватиться, двухлетка способен подняться по ступенькам, не вставая на четвереньки.
С двух до пяти лет
Крупная моторика у детей младшего дошкольного возраста быстро совершенствуется, и в три года малыш много прыгает и бегает — просто потому, что это ему нравится. К четырем годам ребенок учится спускаться по лестнице почти как взрослый, к пяти его движения становятся плавными, а координация — достаточно хорошей для того, чтобы заниматься многими видами спорта. Некоторые навыки крупной моторики в дошкольном возрасте могут быть не идеальны, но в этом нет ничего удивительного — человек достигает пика физической формы только в возрасте 18–26 лет.
Какие бывают упражнения для развития крупной моторики?
Как мелкая, так и крупная моторика ребенка — это, в первую очередь, навыки, важные во взрослом возрасте. Старайтесь показывать малышу на собственном примере, что вам нравится двигаться, гулять, делать домашние дела, а валяться часами с телефоном или сидеть полдня перед телевизором совсем неинтересно (даже если это совсем не так). Если удастся привить ребенку любовь к активному образу жизни, вы дадите ему огромный стимул для самостоятельного развития крупной моторики. И вот еще несколько рекомендаций, позволяющих ускорить этот процесс.
Совет № 1. Танцуйте
С какого возраста: при поддержке мамы — хоть с 6 месяцев, самостоятельно — когда малыш научится уверенно ходить.
Лучших результатов удается добиться, когда упражнения для развития крупной моторики становятся для детей развлечением. Именно потому танцы — отличный выбор, ведь кто не любит танцевать!
Предлагайте малышу двигаться под музыку из любимых мультиков, повторяя танцы персонажей. Танцуйте с ним в паре или наблюдайте за сольным выступлением крохи, обязательно сопровождая его одобрительными аплодисментами. Когда ребенок подрастет, покажите ему клипы ваших любимых исполнителей, чтобы от простых танцев вроде «два притопа, три прихлопа» он постепенно переходил к более серьезным методикам развития крупной моторики.
Совет № 2. Занимайтесь спортивными играми
С какого возраста: примерно с полутора-двух лет.
Если ваш малыш уверенно стоит на ногах, предложите ему спортивные игры на развитие крупной моторики. Это не настоящий спорт, а просто занятия по мотивам, но они принесут немалую пользу. Купите ребенку мячик подходящего размера и играйте с ним в «футбол» — легонько пасуйте друг другу, забивайте в дверной проем или другие импровизированные ворота. Затем переходите на «баскетбол», найдя дома какое-нибудь подходящее ведро или кастрюлю.
Совет № 3. Делайте зарядку
С какого возраста: отдельные упражнения — с 1 года, традиционная зарядка — с 4–5 лет.
Когда мы занимаемся совместной домашней гимнастикой, мы не только развиваем крупную моторику у своих детей, мы также приучаем их к здоровому образу жизни и способствуем поддержанию физической формы. В общем, штука, полезная во всех отношениях.
Уже в возрасте года вы можете пригласить малыша сделать зарядку вместе с вами. Конечно, его движения будут неуклюжими, и все это будет мало похоже на настоящую гимнастику, но сейчас задача в другом — привить любовь к упражнениям. Если сможете, к 4–5 годам ребенок будет делать их не хуже вас, может быть, даже и лучше.
Совет № 4. Катайтесь на велосипеде
С какого возраста: с 1 года.
На первый велосипед (трехколесный и со страховочной ручкой сзади) малыша можно сажать в самом раннем возрасте. Управляя им, ребенок тренирует мышцы ног, оттачивает движения рук и учится синхронизировать действия всех четырех конечностей. Это один из лучших вариантов, как развить крупную моторику.
По мере взросления пересаживайте малыша на более продвинутые модели для тренировки координации, баланса и других важных навыков. Кстати, не ограничивайтесь только велосипедом: полезны все колесные средства — и самокат, и скейт, и моноколесо, и гироскутер.
Совет № 5. Не ограничивайте без повода физическую активность малыша
С какого возраста: всегда.
«Зачем тебе развивать моторику, лучше просто сиди и ничего не делай», — вряд ли мама или папа скажут своему малышу такую фразу. Тем не менее, многие родители произносят ее завуалировано, ведь все «не залезай туда», «не прыгай оттуда», «не отходи далеко», «не бегай», «играй тут» — лишь ее варианты.
Нередко родители включают режим «суперзащиты» и ограничивают активность малыша лишь потому, что им неохота отвлекаться от своих дел или лень трезво проанализировать ситуацию. Ребенок захотел залезть на горку? Отложите телефон, встаньте со скамейки и подстрахуйте его. Решил пройтись по высокому бордюру? Возьмите за руку, а не запрещайте.
Не пытайтесь оградить малыша от малейших опасностей. Помните: овладеть крупной моторикой — это как раз научиться уверенно выполнять действия, которые для нетренированного ребенка могут быть опасны.
Что делать, если у малыша замедлено развитие мелкой и крупной моторики?
Все дети индивидуальны, и развитие происходит у них по-разному. Именно поэтому все возраста и этапы, приведенные выше, надо воспринимать как примерные: ваш кроха может освоить какой-то навык раньше, чем среднестатистический ребенок или, наоборот, немного задержаться.
Продолжайте заниматься с малышом упражнениями и играми для мелкой и крупной моторики. Ни в коем случае не ругайте его и не ставьте в пример других детей. Если вам кажется, что развитие идет не так, как должно, проконсультируйтесь с врачом — только специалист может вынести вердикт в такой ситуации. Мы верим, у вашего малыша все обязательно получится!
Источники:
- Finemotorcontrol. MedlinePlus Medical Encyclopedia. Ссылка: https://medlineplus.gov/ency/article/002364.htm.
- The Growing Child: Newborn. Johns Hopkins Medicine. Ссылка: https://www.hopkinsmedicine.org/health/wellness-and-prevention/the-growing-child-newborn.
- Fine Motor Skills Development for Babies 7 — 12 Months. Day2DayParenting. Ссылка: https://day2dayparenting.com/fine-motor-skills-development-babies-7-12-months/.
- Amanda Morin. Understanding a Child’s Dominant Hand. Verywell Family. Ссылка: https://www.verywellfamily.com/hand-dominance-what-is-a-dominant-hand-620856.
- Filippos Vlachos, Artemis Papadimitriou &FotiniBonoti.An investigation of age and gender differences in preschool children’s specific motor skills. European Psychomotricity Journal, 2014; 6; 1, 12-21. Ссылка: https://www.researchgate.net/profile/Filippos_Vlachos/publication/260115220_An_investigation_of_age_and_gender_differences_in_preschool_children’s_specific_motor_skills/links/555465cb08aeaaff3bf1bcea/An-investigation-of-age-and-gender-differences-in-preschool-childrens-specific-motor-skills.pdf.
- Harriet G. Williams, Karin A. Pfeiffer, Jennifer R. O’Neill, Marsha Dowda, Kerry L. McIver, William H. Brown, and Russell R. Pate. Motor Skill Performance and Physical Activity in Preschool Children. Obesity (2008) 16, 1421–1426. Ссылка: https://www.sc.edu/study/colleges_schools/public_health/research/research_centers/usc_cparg/documents/pdf/champs/motor_skill_performance.pdf.
- О.С. Жукова, В.П. Балобанова. Школа раннего развития. Мать и дитя. Стр. 226. Издательский дом «Нева», Санкт-Петербург — Москва, 2006. Ссылка: https://books.google.com/books?id=zH0mU-mjo88C&pg=PT226.
- Størvold GV, Aarethun K, Bratberg GH. Age for onset of walking and prewalking strategies. Early Hum Dev. 2013 Sep;89(9):655-9. Ссылка: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23701748.
Откройте для себя сайт Huggies — там вы найдете еще больше полезных материалов, а также скидки и специальные предложения на товары для малышей!
Источник