Развитие ролевого поведения ребенка
Ролевое поведение ребенка и его психическое развитие
Социальная роль — поведение, которое ожидают от человека окружающие в определенных ситуациях. Роль — способ поведения, задаваемый обществом. В роли присутствуют две составляющие — базовая психологическая установка нашего «Я» и ожидания других людей. Например, социальная роль родителя заключается в социализации детей в соответствии с их индивидуальными способностями.
Успеха добивается родитель, который правильно осознает свою социальную роль и успешно реализует предписываемые ей (роли) обязанности.
Кроме социальных человек осуществляет и межличностные роли.
Межличностная роль — поведение, ожидаемое окружающими, согласно установившимся отношениям.
У каждого человека есть определенный круг общения, в котором он взаимодействует с людьми по-разному, в отношении одного — роль партнера, в отношении другого — друга и т. д.
В межличностном взаимодействии человек может играть роль лидера, отверженного, «клоуна» и т. д. В разных группах роли могут быть различны: свой, чудак, эрудит…
Усвоение ролей происходит очень рано, когда ребенок начинает говорить.
Роль партнера по контакту.
Если к ребенку обращаются — он должен слушать говорящего, а затем отвечать. При этом надо слушать, вникая и в содержание обращения и в состояние партнера: хвалить или возмущаться.
Роли межличностные.
В зависимости от того, чего ожидают от ребенка разные партнеры, он ведет себя по-разному. Ребенок рано «схватывает» личные особенности партнеров и понимает, какие личные особенности они приписывают ему. Усвоенные способы отношений ребенок может использовать для удовлетворения своих потребностей.
Роли групповые.
Это могут быть роли лидера и исполнителя, союзника и соперника, чудака, задиры и т. д. Они необходимы ребенку при групповом общении, для завоевания определенного положения в группе.
Роли социальные, которые ребенок должен постичь, чтобы легче адаптироваться в обществе. Это могут быть роли ученика, соседа, гостя, друга и т. д.
Усвоение роли идет через подражание, отождествление себя с родителями. Например, дочка убаюкивает куклу в роли «мамы».
Обычно в дошкольном возрасте дети осваивают в процессе социализации разные роли. В качестве примера приведем ролевой репертуар группы (дошкольный возраст с 4—5 лет):
— лидер — с 4—5 лет член группы, за которым остальные дети признают право принимать решения (быть главным);
— пассивный — легко приспосабливающийся. Ребенок, который принимает любую ситуацию, не выражая своего мнения (трудно понять, есть ли у него это мнение);
— предпочитаемый — активный член группы, владеющий многими умениями, веселый. Охотно помогает другим детям;
— агрессор — тиран, желающий быть главным, но дети не признают за ним этого права, реагирует жестко, озлобленно;
— обидчивый — ребенок, одновременно просящий о помощи и отказывающийся от нее, если она (помощь) ущемляет его чувства;
— отвергнутый, не принимаемый другими детьми в силу его индивидуальных особенностей;
— любимчик, пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся в защите, помощи, особенно младший по возрасту или недавно поступивший в группу. Такую роль выделяют дети с 6—6,5 лет.
Группа всегда стремится расширить репертуар ролей. Индивидуальное исполнение роли ребенком имеет личностную окраску, зависящую от его знания и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него.
♦ Для чего необходимо освоение многих ролей?
Ответ. Овладение ролями необходимо человеку для полноценного общения с окружающими.
В результате у человека появляется «позиция обобщенного другого лица». Это позволяет ему предвидеть, какой реакции ждет от него собеседник. При невозможности предвидения реакции другого лица полноценного общения не возникнет.
Каждому индивиду в течение жизни приходится исполнять самые разные роли: ребенка, ученика, студента, отца или матери, инженера, врача, представителя определенного социального слоя и т. д. Ролевое обучение необходимо, чтобы выполнять обязанности и пользоваться правами в соответствии с той или иной ролью.
♦ Почему человек должен заниматься освоением ролей всю свою жизнь?
Ответ. Потому что изменяется возраст человека, позиция в семье, профессиональный статус, его межличностные отношения и т. д.
♦ Почему предпочтительнее общаться с людьми, освоившими много ролей, имеющими большой ролевой набор?
Ответ. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он становится. Каждая новая роль изменяет человека. Процесс развития личности можно рассматривать как динамику освоения новых ролей.
Проблема.
Большинство детей с радостью готовятся стать школьниками и с интересом идут в школу. Однако освоение данной социальной роли для некоторых представляет определенные трудности. Почему они возникают?
Решение. Это происходит, если ребенок не готов работать в группе сверстников. Он не освоил до школы роли в совместных играх, не научился принимать правила. А в школе надо соблюдать правила поведения на уроке, присущие новой социальной роли ученика. Детям дошкольного возраста очень важно играть в сюжетно-ролевые игры. В играх дети, усваивая социальный опыт, могут имитировать социальные роли окружающих.
Проблема.
Саша был робким мальчиком, но воспитатель по возможности каждый раз поручала ему роль, в которой требовалось проявление храбрости. Станет ли Саша в дальнейшем более храбрым?
Решение. Да, станет. Входя в образ храброго, стараясь долго «казаться» им, Саша можем стать таковым. Через смену ролей, поручаемых детям, взрослый должен развивать в детях те или иные качества личности.
Организуя с детьми сюжетно-ролевые игры, необходимо обращать внимание на характер ролевого поведения, чтобы ребенок мог выполнять в игре главные и второстепенные роли.
По окончании игры необходимо обсуждать выполнение ролей, правил, принимаемых детьми в игре. Это позволит сохранить положительное отношение к роли и понимание того, как можно было бы ее исполнить. Такое обсуждение развивает творческие способности детей, а также относительно свободное поведение.
Проблема.
Воспитатель назначил Мишу-забияку главным дежурным в группе. Какую цель преследовал воспитатель, давая эту роль Мише?
Решение. Воспитатель хотел, изменяя роль Миши и задавая соответствующее предписание для выполнения новой для него роли, изменить его поведение. В новой для себя роли Миша добился хорошей организации порядка в группе. Новый ролевой навык сыграл положительную роль в развитии и закреплении организаторских качеств Миши.
Усвоенное ролевое поведение в дошкольном возрасте поможет ребенку в дальнейшем правильно строить свое поведение в школе.
Проблема.
В начальной школе ребенок осваивает новые социальные роли: отличника, троечника, лентяя и др.
Если ребенок и хотел бы быть отличником, но ему трудно добиться успехов, и взрослые не помогают ему в этом, происходит изменение роли (более легкий путь), например, на позицию троечника. А если и эту роль не удается сохранить, остается роль «классного шута». Неудачи обычно огорчают ребенка, но он привыкает к роли. Что надо иметь в виду, когда ребенок будет осваивать школьные роли?
Решение. Первые приобретенные роли обычно сохраняются и во 2-м, 3-м и даже 10-м классах. И они могут стать главными в жизни, что может отрицательно сказаться на личностных качествах, выборе профессии и т. д. Со стороны взрослых (учителей и родителей) должна оказываться действенная помощь ребенку в том, чтобы он принял роль, которая в большей степени будет способствовать его развитию. Поэтому надо создавать условия для изменения отношения ребенка к себе и окружающих к нему как в условиях детского сада (затем школы), так и в семье.
Учитывая значимость рассматриваемых вопросов для нормального психического развития дошкольника, его успешной социализации и определения жизненного пути в дальнейшем, необходима совместная работа воспитателя с семьей. Об этом необходимо проводить беседы с родителями, побуждая их задумываться о ролевом поведении как собственном, так и своего ребенка.
Подготовил воспитатель
Источник
Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
Базовым компонентом сюжетно-ролевой игры является ролевое поведение. Ролевое поведение — это осуществление взаимоотношений с партнёрами по игре, диктуемых ролью.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи: формирование ролевого поведения, развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания) и использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей. Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, при этом сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности [16,32].
Н.Я. Михайленко считает, что овладение ролью успешнее происходит при целенаправленном формировании игры у детей. При традиционном руководстве игрой основное внимание уделяется содержанию ролей. Для этого используются методические приёмы: ознакомление с профессиями взрослых и подбор игрушек-атрибутов для определенных профессиональных ролей. Например, чтобы дети играли в «строителей», их ведут на экскурсию на стройку, а затем дают для игры мастерки и каски. Ребёнку нужно уметь принять на себя игровую роль (понимать, что сейчас в игре он не Саша, а «шофер») и обозначить её для партнера (чтобы и партнер понимал, что он сейчас имеет дело не с Сашей, а «шофером» автобуса) [17,71].
Чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребёнку необходимо развёртывать ролевое взаимодействие — ролевой диалог.Эти умения формируются постепенно [13 ,126].
Как уже указывалось, эффективное формирование ролевых умений на всех возрастных этапах может осуществляться в совместной игре взрослого с детьми. Воспитатель должен построить совместную игру так, чтобы её центральным моментом стало именно ролевое поведение. Внимание ребенка необходимо перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым [34,61].
Н. Я. Михайленко выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры.
На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развёртывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению условных действий с предметом. Роли не обозначены. Приёмы руководства на данном этапе — эмоциональное общение взрослого с ребёнком в совместной игре, показ способов действий с предметами, совместные с воспитателем игровые действия, подбор игрушек с определёнными свойствами, наблюдение за действиями взрослых.
На втором этапе (3 года — 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог). Для формирования ролевого поведения следует начинать совместную игру с детьми, используя взаимодополнительные роли. Для начала это должны быть парные роли, хорошо знакомые ребёнку по его жизненной практике (например, мама- дочка, доктор-больной, продавец-покупатель и т.д.). Парные роли сразу ориентируют детей на партнёра и смещают акцент игры с предметного действия на ролевое взаимодействие-ролевой диалог. Роль называется, дети по ходу игры меняют роль. Воспитатель включается в игру, направляет её, принимает на себя главную или второстепенную роль, вступает в ролевую беседу, при этом сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности [17,84].
Кроме этого, необходимо проводить экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определённых профессий, сопровождающиеся беседой с детьми, чтение художественных произведений, драматизация сказок.
Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развёртывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения ребёнка.
На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой — придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события [12,227]. Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры. Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала. В совместной игре педагог берет на себя главную или второстепенную роль и демонстрирует образец ролевого поведения. После игры он может провести коллективное обсуждение ролевого поведения играющих.
Приёмы косвенного руководства на этом этапе — обогащение социального опыта детей через наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы, привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
Воспитатель должен организовывать совместную игру с детьми, постепенно её усложняя: сначала взрослый берёт на себя основную роль и втягивает ребёнка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль, а в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, затем уступает её другому ребенку [17,89].
Игра с детьми может начинаться таким образом. Воспитатель достаёт коробку с «медицинскими принадлежностями» и на виду у детей начинает играть. «Буду детей лечить. Я — доктор. Здесь у меня больница. Мишка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас тебе температуру измерим… У тебя ангина». Затем взрослый вовлекает в игру одного из детей, у которого в руках кукла, заяц и т. п.: «Катя, твоя дочка тоже заболела? Веди её в больницу. Я доктор, полечу её. Что у вашей дочки болит?». Затем воспитатель-доктор может «полечить» и кого-нибудь из детей. «Ваня, а давай, ты как будто заболел и тоже в больницу пришёл. Сейчас доктор тебя полечит. Здравствуйте, больной… Что у вас болит?» После такой игры с воспитателем игрушки предоставляются в распоряжение детей: «Кто теперь хочет быть доктором? Даша? Надевай шапочку. Теперь ты будешь доктором, будешь лечить детей» [27,48].
Обязательным условием игры с детьми является неоднократное называние воспитателем своей роли («Я доктор, полечу больного мишку» и т. п.) и обращение к игрушечному персонажу или ребенку как носителю роли («Заходите, больной» и т. п.), разговор с ним.
Показателями сформированности ролевого поведения у детей являются следующие: наличие самостоятельных ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстником, называние своей роли, ролевое обращение, короткий ролевой диалог. Если у детей слабо развито ролевое поведение, с ними можно развёртывать игру по мотивам сказочных сюжетов, которые им хорошо знакомы.
Ребёнку предлагается роль главного героя сказки, а взрослый последовательно меняет роли остальных персонажей: «Давай, ты Емеля, а я щука… А теперь я вельможа, который приехал к Емеле… А теперь я царь…» Разумеется, такая игра должна носить характер импровизации, без точного повторения текста сказки, важно лишь воспроизвести общий смысл ролевых диалогов [17,91].
Рассмотрим, как можно организовать совместную игру с детьми на конкретном примере. На первом этапе игры ребёнку отводится основная роль в сюжете. Воспитатель последовательно меняет свои роли в ходе игры. Он не рассказывает о сюжете, а сразу начинает игру, предлагая ребенку основную роль, ориентируясь на его интересы. Например, мальчик любит играть в «шофера». Воспитатель предлагает ему: «Кирилл, давай с тобой играть. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофер? А я – пассажир». Во время поездки развёртывает ролевой диалог с шофером, а затем предлагает следующее сюжетное событие, требующее появление нового персонажа: «Давай мы как будто на красный свет поехали, и полицейский нас остановил. Я теперь буду полицейским » и т.д. Если у ребенка возникают собственные предложения в ходе игры, необходимо их принять и использовать, включив в общую схему сюжета. В совместной игре, воспитатель использует минимальное количество игрушек, чтобы они не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия [29,33]. Вовлечение детей в игру осуществляется педагогом только по их желанию. Также дети должны иметь полную свободу выхода из игры. Воспитатель не диктует, а предлагает детям в игре ту или иную роль.
Обязательно после окончания игры провести анализ результатов, для этого педагог должен зафиксировать основные этапы на бланках учёта. Это необходимо для диагностики игровых умений, сформированных у детей в ходе сюжетно-ролевой игры [30,71].
Подводя итог выше изложенного, следует отметить, что формирование ролевого поведения в процессе сюжетно-ролевой игры осуществляется следующим образом:
— воспитатель должен знать методику руководства игровой деятельностью, методы и приёмы руководства игрой.
— воспитатель играет вместе с детьми, не нарушая её, сохраняя самостоятельный и творческий характер игровой деятельности;
— педагог использует сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог, а действия с игрушками сводятся к минимуму, ролевое поведение ребёнка сразу ориентируется на партнера (сначала — взрослого, а затем — сверстника).
—воспитатель поощряет принятие роли, развёртывание ролевого взаимодействия и ролевое общение между детьми, одобряет ролевые реплики как средство взаимодействия детей, участвует в играх детей, демонстрируя образцы ролевого поведения.
Date: 2016-05-14; view: 2696; Нарушение авторских прав
Источник