Развитие репрезентативного мышления ребенка
На ты с аутизмомГринспен Стенли
Репрезентативное мышление
К концу второго года жизни дети обычно делают большой рывок: у них резко возрастает способность выражать свои мысли и желания при помощи слов, звуков, жестов, картинок и т. д. Репрезентативное мышление или мышление символами — это последний базовый визуально-пространственный навык, необходимый для освоения более высоких мыслительных уровней. Постепенно при помощи языка и рисунков дети начинают выражать свои мысли все более точно и целенаправленно.
Они начинают видеть связи между предметами, мысленно группировать похожие и непохожие объекты. Чтобы развить у детей мышление символами, можно предлагать им копировать ваши рисунки «секретных кодов», например, чтобы проникнуть в игрушечный замок. Далее можно просить их рисовать схемы сражений для игрушечных солдатиков или разыгрывать эпизоды из любимых книг.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
Репрезентативное руководство поведением
Когнитивные процессы играют важную роль в усвоении и поддерживании определенного поведения, так же как и в его проявлении. Кратковременные переживания, закодированные и сохраненные в символической форме для отображения в
МЫШЛЕНИЕ
Мышление – познавательный процесс установления закономерностей, взаимосвязей явлений окружающей действительности. Оно формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, затем приобретает характер
Мышление
(1)Я полагаю, что в нервной системе, детерминированной состоянием, нейрофизиологический процесс, состоящий в том, что нервная система взаимодействует с некоторыми из своих собственных внутренних состояний, как если бы они были независимыми сущностями,
Мышление
В этой области категоризация предполагает: 1) наличие исключительно стереотипных проблем, и/или 2) использование исключительно стереотипных техник для решения этих проблем, и/или 3) наличие набора готовых решений и ответов. Эти три тенденции практически
МЫШЛЕНИЕ
Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.Необходимо рассмотреть мышление как процесс и мысль как результат этого процесса.Мышление как
МЫШЛЕНИЕ
Мозг циклотимика обладает удивительным талантом к восприятию реальности. Как великий стратег, он видит вехи жизни, ее стремительность и краткость. И, как великий тактик, он подмечает каждую мелочь, каждый блик солнца, так же как и каждый оттенок патологии,
МЫШЛЕНИЕ
Представителям этого характера далеко до изощренного интеллекта шизоида, тонкого и умного астеника, сверкающего циклотимика, на лету усваивающего информацию и мгновенно ее анализирующего. Мышление эпилептоида более неповоротливо.Однако здоровый подросток
МЫШЛЕНИЕ
Особенностями мышления эпилептоида являются невысокий интеллект, отсутствие гибкости, трудность переключения, замедленность мыслительных процессов, легкость образования сверхценных идей.Психика его достаточно неповоротлива, ригидна. Она словно вырублена из
МЫШЛЕНИЕ
Удивительные особенности мышления шизоида, причудливость его интеллектуальных процессов нашли свое отражение в произведениях литературы, искусства, в религиозных и философских построениях, в научных открытиях. Порождения его мышления сформировали целый
МЫШЛЕНИЕ
Астеник обладает блестящими интеллектуальными способностями. Но как часто его интеллект вовлечен в нелепую борьбу, которую ведут с сознанием две армии — суперэго (социальные нормы) и подсознание.Победа сознания и его освобождение приводят к раскрепощению и
МЫШЛЕНИЕ
Как правило, для мышления истероида присущи выраженная комформность, недостаток логики, отсутствие глубины, оригинальности. Крепелин пишет: «Их мышлению не хватает планомерности, порядка и связности, суждениям — зрелости и обстоятельности, и всему их
Мышление
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый.
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя метет?
Ф.
Мышление
При движении по стереотипу мышление не нужно. Достаточно осознать ситуацию, чтобы приступить к действию. Но возможна ситуация, когда осознание сталкивается с противоречивой ситуацией. Нужно идти на улицу, а там дождь. Как поступить в этом случае?Столкновение
Позитивное мышление – более совершенное мышление
Многие исследования подтверждают одно важное открытие: умение видеть светлую сторону жизни и оставаться позитивным стимулирует мышление. Было доказано, что люди, сохраняющие надежду и оптимизм, мыслят яснее и
27
Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре
Так называемое шестое чувство – внутренний компас, который есть у каждого и который помогает принимать решения, –
Мышление обыденное и мышление стратегическое: принципиальная разница
Большинство из нас не думает, как отбирать «пищу» для своего мышления, а просто «хватает» первое, что попадется под руку. Такой тип мышления можно назвать фоновым, потому что оно как бы является фоном
Источник
Сенсомоторный интеллект и репрезентативнее мышление отличаются друг от друга по своей структуре. Благодаря сенсомоторному интеллекту события связываются друг с другом последовательно, по мере их реального осуществления, а репрезентативное мышление обладает возможностью сразу охватить весь поток последовательных событий. Ребенок на сенсомоторном уровне может совершить прямое и обратное действия, но он будет выполнять их последовательно, одно за другим. На уровне репрезентативного мышления ребенок может представить себе эти два движения как бы одновременно, охватив их единым взором. Эта способность составляет необходимое условие формирования операционального мышления и открывает большие возможности для последующего психического развития.
Операция (объединение двух классов, сложение двух чисел и т. п.) — действия, наиболее общие, интериоризированные и обратимые. Они никогда не бывают изолированными, но всегда координированы в систему, они никогда не бывают свойственны одному субъекту, но всегда общи всем людям на одном и том же уровне умственного развития. Они применяются не только в личном рассуждении, но и в процессе общения людей друг с другом. Характерное свойство операции — обратимость. Обратимость может проявляться в виде инверсии А — А = О или в виде реципрокности А *-> В. Психологическим критерием появления обратимости служит формирование у ребенка представления о сохранении количества. Как показали эксперименты Пиаже, многократно воспроизведенные его последователями и оппонентами, до 7—8 лет понятие сохранения количества у ребенка отсутствует. С появлением понимания сохранения количества вещества для ребенка кончается до- операциональная фаза развития, длившаяся с 2 до 7 лет, и начинается подпериод конкретных операций (с 7—8 лет до 11—12 лет). Принцип сохранения означает, что одни свойства предмета или группы предметов при преобразованиях сохраняются неизменными, в то время как другие свойства меняются.
Процесс формирования представления о сохранении занимает долгий период времени и проходит несколько этапов. На первом этапе наблюдается полное отсутствие сохранения. Ребенок считает, например, что количество жидкости зависит от формы и числа сосудов, уменьшается или увеличивается при переливании. Основанием для такого рода суждений служат любые наблюдаемые пространственные преобразования объекта, именно они влекут за собой изменение всех свойств предмета. Здесь ребенок видимое принимает за действительное, а изменение формы — за причину изменений количества. На втором этапе появляются промежуточные реакции. Это этап эмпирически устанавливаемого сохранения типа «то есть, то нет».
В целом на этом этапе ребенок склонен признавать сохранение при сравнительно небольших различиях формы сравниваемых объектов, но при значительных, «ярких» — отрицает его. Например, он может признать сохранение при переливании воды в два стакана, но если стаканов станет больше — откажется от него. Наконец, в возрасте
7—8 лет наступает этап, когда сохранение количества признается ребенком.
Более того, дети заявляют о сохранении как о физической и логической необходимости. Они уверены в сохранении и, чтобы дать ответ, им не требуется долго размышлять. На этом, заключительном этапе сохранение устанавливается без колебаний, независимо от числа преобразований; оно признается ребенком как нечто простое и очевидное.
Пиаже отмечал, что для ребенка, достигшего понимания сохранения массы, инвариантность, сохранение еще не выступает как единый принцип, действующий для всех параметров. Дети достигают понимания разных видов сохранения не одновременно, а последовательно. Так, например, сохранение для дискретных величин понимается раньше, чем для непрерывных. Причину этого Пиаже видит в относительной незрелости операций на этом уровне: они еще недостаточно обобщены, пока еще неразрывно связаны с конкретным материалом, осуществляются в присутствии объектов. Как всякое понятие представление о сохранении количества с момента своего появления проходит долгий путь к обобщению. Только в результате этого сохранение становится надежным и универсальным орудием познания. Процесс обобщения принципа сохранения занимает весь подпериод конкретных операций. Когда у ребенка складывается система операций, он готов к тому, чтобы у него сформировались научные понятия.
Источник
Сейчас будет немного науки и теории, но это очень знать каждому ответственному родителю.
Материал подготовлен экспертами Umnazia.ru
Познавательные навыки – теория когнитивного развития, которая была развита швейцарским ученым Жаном Пиаже. Став доктором философии Жан Пиаже начал работать в парижской школе, директором которой был Альфред Бине, изобретатель теста IQ.
Пиаже в какой-то момент своей карьеры задумался: «Почему дети в определенный период времени совершают одни и те же ошибки? Что происходит?».
Рассказываем:
От рождения до 2 лет – сенсорно-моторное развитие.
Исключительно действия с вещами, но абстрактное, символьное мышление неразвито. Если из поля зрения ребенка убрать предмет, то он о нем быстро забывает. Ребенок не может догадаться, что если игрушку прикрыть тряпочкой, игрушка под этот тряпочкой осталась.
Результат – к 2-3 годам ребенок способен экспериментировать: «если я сделаю так, то результат будет вот такой. Попробую сделать вот эдак». В этот момент ребенок готов начать оперировать символами.
От 2 до 7 –период дооперационных представлений.
Ребенок начинает понимать, что собака – это и собака на улице, и собака на картинке, и собака игрушка – это разные собаки, но все они собаки. Возникает способность к обобщению. Ребенку становятся доступны абстрактные понятия.
В этом возрасте очень важно играть, представлять себе, что крышка от кастрюли – это рыцарский щит, а кукла может оживать.
Но в этом возрасте ребенок еще не способен понять, что его мнение, его видение – это одно из видений в ряду других. Дети пока не умеют выделять главное, планировать, осознанно выбирать.
Именно поэтому дети уверены, что если к одному яблоку добавить еще одно, то получится два яблока, но не могут сделать вывод, что 1+1 =2.
В этой стадии ребенок способен воспринимать только наглядную информацию – объяснять ему умозрительные теории не имеет смысла. Именно поэтому многие родители, интуитивно чувствуя это, так много времени уделяют разглядыванию листочков и камней, ходят в музеи и так далее. Это очень важный и самый благоприятный для этого период жизни.
Постепенно ребенок учится думать над своими мыслями и оценивать свои эмоции – это уже абстракция и систематизация абстрактных понятий. Мне страшно (определение эмоции), потому что (причинно-следственные связи).
От 7 до 11 – период конкретных операций.
У ребенка появляется способность совершать операции – это некая последовательность действий, объединенная в одну группу. Возникает способность объединять объекты и представления не только в группы, но и составлять сложные иерархии внутри группы групп.
В этом возрасте ребенок способен наконец понять, что если разделить пластилин на много маленьких кусочков, то пластилина будет столько же.
С 11 до 15 – период формальных операций.
У ребенка развивается возможность гипотетического мышления. Стоящую перед ним задачу ребенок воспринимает не как конкретную задачу, а как тип задач, которые нужно решать определенным способом. Он способен выдвинуть гипотезу (идею, вопрос, решение), а затем оценить и выделить лучшую из них.
В этом возрасте формируется возможность нахождения и апробации всех возможных комбинаций решений, а не останавливаться после нескольких неудач.
На фото — Жан Пиаже
Кстати, в Умназии вы можете найти курсы и задания для детей от 6 до 13 лет, для разных стадий развития мышления.
Что будет, если попытаться бежать впереди паровоза?
Понятно, что все возрастные границы здесь очень условны. Есть дети, которые интеллектуально развиваются немного или намного быстрее других. Можно приводить в пример Моцарта, который в 4 года уже виртуозно играл на клавесине и мог в течение долгого времени концентрировать внимание на создании музыки или упражнениях.
Но давайте говорить не о таких маргиналах, которых, вы несомненно заметите.
В 7-8 лет считается нормой, что ребенок, на вопрос «Чего на свете больше – цыплят или птиц?» не может сообразить и отвечает неверно. В этом возрасте детям также абсолютно несвойственно последовательно перебирать все возможные варианты решений. То есть можно, конечно, просить ребенка найти еще одно решение задачи, но попросить ребенка найти ВСЕ решения задач – это преждевременно и подавляющее большинство детей с этим не справится. Комбинаторика в этом возрасте плохо поддается изучению. Зато уже в 13-14 лет комбинаторика может быть объяснена и понята.
На Umnazia.ru дети проходят курсы, адаптированные под их особенности восприятия информации в разном возрасте
Именно поэтому меня, честно говоря, просто пугают объявления типа «Приглашаем детей 7 – 11 лет на курсы по программированию. Конечно, компаниям нужно зарабатывать деньги. И родители охотно готовы платить за будущее своих детей. Но! Это не только выброшенные деньги (ребенок просто не поймет или поймет не так), это также может просто исказить представление ребенка о своих способностях или об интересности программирования.
Вы замечали, что в начальной школе отличников и «хорошистов» намного больше, чем в средней?
Замечали, что ребенок, который хорошо учился в начальной школе далеко не всегда продолжает также легко успевать по всем предметам в средней? А иногда случается и наоборот – дети с посредственными отметками в начальной школе вдруг начинают показывать очень хорошие результаты в средней (особенно часто это бывает по отдельным предметам). А происходит это не потому, что ребенок вдруг резко поглупел или поумнел. Скорее, это произошло от того, что в начальной школе фокус системы образования смещен. И ребенка учат алгоритмам и правилам, но не учат думать.
И если в учебнике по окружающему миру параграфы не очень длинные, то человек эти параграфы успевает прочитать и запомнить. А потом, в 6 классе параграф по географии становится в 3 раза длиннее, но так как ребенок не умеет выделять главное, то он так же как и в началке пытается запомнить все. В результате у него либо тратится на это неимоверное количество времени, либо он часть важной информации не усваивает.
Познавательные навыки – это навыки, которые учат ребенка думать и рассуждать. Сегодня можно найти огромное количество самых разных книг и ресурсов, которые либо тренируют, либо тестируют уровень развития внимания, логики, памяти и так далее у ребенка.
И даже, что бы нам не говорили по поводу ВПРов (Всероссийская Проверочная Работа, которую пишут в конце каждого года в школах), многие задания оценивают именно развитие познавательных навыков.
Фото с ВПР для 3 класса
То есть, если ребенок сдал ВПР хорошо, то познавательные навыки у него развиты. Беда только в том, что цель ВПР – это оценить средний уровень развития ребенка. То есть школа и учитель выполнили свой минимум. И это важно понимать. Нет задачи выявить лучших, задача, чтобы не было худших.
Именно поэтому мы в Умназии (Umnazia.ru) фокусируемся на развитии познавательных навыков. Мы хотим, чтобы дети не только отлично сдавали ВПР и экзамены, но и получали все необходимые умения и фундамент для учебы в школе, ВУЗе, и для построения успешной карьеры.
Попробуйте наш тренажер навыков мышления уже сегодня!
А про сами навыки – какие важнее всего для ребенка 6-13 лет и как их развивать рассказываем в следующей статье.
Источник
На чтение 12 мин. Просмотров 555 Опубликовано 26.02.2020 Обновлено 24.05.2020
Развитие мышления у детей дошкольного возраста. Каким человек вырастет, какими качествами характера будет обладать, насколько активным будет его мыслительный процесс – закладывается в детстве. Дошкольный период особенно важен. В это время идет интенсивное развитие организма, физическое и психическое, закладывается основа индивидуума.
Особенности развития мышления у ребенка дошкольного возраста
Развитие мышления у детей дошкольного возраста. В дошкольный период зарождаются разные типы мышления, причем одно становится основой для появления другого. Зависят же особенности мышления от появившегося опыта и знаний, которые постигает ребенок на пути своего взросления.
Так, предпосылки мыслить, понимать закладываются с самых первых месяцев жизни. Первая погремушка в жизни ребенка, первые действия с предметами, окружающими малыша – все имеет значение в устанавливании связей между человеком и предметом. Случайные действия могут порождать интерес и попытки повторить эти действия снова. К примеру, услышав, что погремушка издает звуки, малыш будет трясти ее снова, чтобы повторить процесс.
У маленького ребенка мышление не может быть осознанным, оно просто идет как следствие восприятия действительности. И только когда ребенок начинает ходить, получает двигательную активность, мышление тоже активно развивается. Этот этап начинается, когда ребенку исполняется два года. Причем изначально мышление становится следствием практического действия. Без осознанной работы мозга. Интеллект начинает развиваться, когда ребенок получает возможность что-то творить, создавать в ходе игр и развивающих, познавательных занятий. Получая все новые знания, ребенок учится совершать мыслительные операции, и уже к пяти годам умеет анализировать, сравнивать, обобщать.
Читайте также наши статьи:
- Развитие памяти у дошкольников
- Развитие внимания у детей дошкольного возраста
- Игры на развитие мелкой моторики у детей
- Развитие воображения у детей дошкольного возраста
- Развитие восприятия у детей в ДОУ
Типы мышления: этапы развития ребенка
Развитие мышления у детей дошкольного возраста. У дошкольника доминируют следующие типы мышления:
- предметно-действенный, который развивается подстегиваемый воображением ребенка; характерен для малышей от 1 до 2 лет.
- наглядно-образный, который развивается на основе уже имеющихся у ребенка знаний; характерен для детей от 3 до 4 лет.
- словесно-логический, поскольку речь начинает играть важную роль в достижении какой-либо цели ребенка; характерен для детей старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.
Предметно-действенное мышление
Самые младшие дошкольники любят ломать игрушки. Они – не агрессоры, выпускающие на волю отрицательную энергию, они – исследователи. Предметы, которые окружают ребенка, ему интересны, их хочется трогать, разбирать. Одно действие следует за другим. Речь здесь не важна, да и у крох еще нет умения говорить и объяснять свои поступки. Ребенок мыслит руками, исследуя свойства каждого предмета.
Наглядно-образный тип мышления
Когда малышу исполняется года три или четыре, он уже владеет некими образами, которыми активно пользуется в игре. Одновременно идет и предметно-действенное мышление, наглядно-образное просто становится его продолжением.
Словесно-логическое мышление
В пятилетнем возрасте дошкольники уже активно болтают, могут подвергнуть анализу информацию, дать развернутый ответ. Речь используется ими в игре, в повседневной жизни, дети поминают, что с помощью речи проще добиться желаемого результата.
Абстрактно-символическое
При этом мышлении ребенок может отделять существенные свойства, признаки предмета от несущественных. Малыш понимает, что конкретный предмет может быть замещен другим, если тот обладает такими же характерными признаками.
Творческое мышление (креативность)
Творчество не знает границ и возрастных отличий. Что в два года, что в шесть ребенок может с упоением строить замки з кубиков, мять пластилин или водить кисточкой с краской по листу бумаги. При этом ребенок мастерит или рисует то, что ему хочется, проявляя фантазию. Также с душой ребенок поет, музицирует, танцует.
Читайте также: « Как сделать дорожку здоровья для детского сада своими руками »
Упражнения и игры на развитие мышления у детей дошкольного возраста
Чтобы мышление активно развивалось, нужно постоянно с ребенком заниматься. В помощь родителям и воспитателям будут дидактические, познавательно-развлекательные занятия, экскурсии, встречи со специалистами, а также обычные игры с детьми.
Развитие образного мышления у дошкольника
Для развития образного мышления подойдут игры, где будут задействованы «серые клеточки». К примеру, взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой изображены различные предметы, однако всех их можно назвать одним словом. Это могут быть предметы посуды, различные животные, предметы одежды, мебели, транспорт.
Другой хороший вариант – пазлы. Чтобы собрать картинку из множества элементов, нужно представить ее целой, уделять внимание отдельным деталям, искать общее на иллюстрации, чтобы получить целостность изображения.
Можно предложить сыграть в игру «Все по полочкам». В этой игре из кучи совершенно разных предметов нужно находить только те, которые соответствуют конкретным признакам.
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста
Для развития логического мышления помогут как устные игры, так и с использованием наглядных материалов.
Хороши такие устные игры как:
- «Сочиняем сказку»
В этой игре взрослый начинает сказку, а задача ребенка ее закончить.
- «Да и нет»
Игра с наводящими вопросами, на которые второй игрок дает ответ: «Да» или «Нет». Задача – в итоге отгадать задуманный первым игроком предмет.
- «Ассоциация»
В этом упражнении предлагается подобрать слова по ассоциации: Платье – лето, шуба… (зима);
белка – дупло, медведь… (берлога) и т.д.
С использованием наглядных материалов:
- Составлять фигуры из счетных палочек.
- Играть в «лабиринт» на картинке, помогая персонажу пройти путь.
- По иллюстрациям придумывать историю.
Развитие творческого мышления
Творческое мышление невозможно без воображения и умения ребенка оперировать образами. Можно предложить ребенку следующие игры и упражнения:
- найти в кляксе знакомые образы,
- из нескольких разных деталей создать какой-либо предмет,
- на разных картинках находить одни и те же признаки,
- угадать, что за предмет, по устному описанию.
- рисовать с помощью нетрадиционного рисования.
Развитие пространственного мышления
Для того, чтобы ребенок мог ориентироваться в окружающем мире, нужно развивать пространственные навыки. Для этого подойдут игры:
- со спичками, когда нужно из созданных фигур построить новые,
- с чертежами, когда ребенку предлагается, например, поиграть в пирата и найти клад, следуя плану,
- упражнение «Дальше — ближе», когда ребенку предлагается передвигать предметы на близкое и дальнее расстояние по просьбе родителя или воспитателя,
- с закрытыми глазами, следуя указаниям педагога, нужно прочертить линию на листе бумаги.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Что приготовить ребенку» В этой статье Вы найдете рецепты здоровых завтраков, обедов, приятных ужинов для всей семьи.
Развитие критического мышления
Умение мыслить критично позволит ребенку легче адаптироваться в начальной школе, поэтому развитию этого мышления нужно уделять внимание в дошкольный период. Ребенок должен научиться анализировать ситуацию, осмыслять ее, размышлять, используя личностное отношение.
Нужно научить детей отвечать не только на вопросы, требующие кратного ответа, но и на те, которые требуют полного ответа.
В детском саду часто используют «шляпы размышления». У каждой шляпы – свой цвет, у каждой – свое мышление. К примеру, красный цвет отвечает за эмоциональность, белый – за конкретику, лимонный оттенок настраивает на позитив, а черный – критичный цвет. Зеленая шляпа направляет к творчеству, а синяя – заставляет управлять действием. Дети охотно надевают такие шляпы и участвуют в беседе по заданной теме.
Хорошим упражнением для развития критического мышления будет игра по классификации. К примеру, детям предлагают поговорить на конкретную тему, обращая внимание на сравнения, их признаки.
Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста
Инженерное мышление – это познавательное мышление, направленное на созидание, узнавание нового, исследование, конструирование. В дошкольном возрасте нужно дать возможность детям моделировать. Для этого подходят игры в кубики, конструктор, упражнения с цветами и формами. В дошкольном возрасте пригодятся первые занятия по электронике и технике, ведь тот же процесс создания мини-робота при помощи педагога будет увлекательным для ребенка, заставит его мыслить. Удачная идея развивать инженерное мышление у детей – конструирование по предложенной схеме. Может быть также исследовательская деятельность в различных научных областях. Так, изучая времена года, ребенок может участвовать в эксперименте по замораживанию воды в бутылке, причем все действия он производит по алгоритму, предложенному педагогом.
НОВАЯ СТАТЬЯ: «ЗОЖ для детей дошкольного возраста»
Упражнения и игры на развитие мыслительных операций
Большое значение на деятельность мозга оказывают мыслительные операции. Именно благодаря им ребенок познает мир вокруг себя. Это нужно учитывать, подбирая игры и упражнения для дошкольников.
Сравнение
Уметь сравнивать – тоже искусство. Это одна из возможностей заставить мозг работать, развиваться. Поэтому важно детей научить сравнивать, искать различия в предметах: в форме, величине, цвете, вкусе, особенностях строения, применения и прочее. При сравнении важен анализ, который учится делать ребенок.
Можно поиграть с дошкольников в игру «Близнецы». В этой игре два участника. У каждого из них одинаковый набора карточек. Один ребенок рассказывает, что изображено на одной из его карточек. Насколько точно он опишет предмет, настолько проще будет другому игроку отыскать близнеца – точно такую же карточку. Игроки во время игры меняются ролями.
Обобщение
Если сравнение доступно дошкольникам из средних групп детского сада, то обобщать могут только старшие дошкольники. Младшие еще не умеют мыслить, разделяя предметы по категориям. Зато старшие, у которых и словарный запас побольше, и знаний прибавилось за несколько лет, смогут проводить обобщение.
Хорошей игрой для тренировки обобщения будет использование словарного ряда. К примеру, нужно предложить ребенку назвать одним словом несколько предметов: кружка, чашка, тарелка (посуда); галка, воробей, сова, лебедь (птицы); стул, диван, кровать, стол (мебель). Это упражнение также тренирует сравнение и помогает учиться анализировать.
Анализ
Для детей важно понимать, из каких частей состоит та или иная вещь, что составляет живое существо. При этом важно направить анализ от разрушительной силы (ребенок ломает игрушки на детали, но ему уже не интересен процесс сборки) к продуктивной, познавательной (знания, полученные детьми о строении, к примеру, растений становятся толчком к получению новой информации). Важно научить детей анализировать, чтобы они могли видеть не только части, но и признаки этих частей.
Для развития анализа можно поиграть с ребенком в игру «Найди лишнее». Ребенку предлагают несколько карточек с иллюстрациями различных предметов. Например, среди карточек с продуктами питания может оказаться картинка с несъедобным предметом. Ребенок, рассматривая картинки, должен определить, на основе анализа, какая картинка лишняя. Или же на карточках будут животные, а одна карточка может быть с изображением, к примеру, неживого предмета. Снова, проанализировав, ребенок выберет лишнюю картинку. Данная игра подходит, кстати, для тренировки таких мыслительных операций как синтез и классификация.
НОВАЯ СТАТЬЯ » Детские стихи для развития речи «
Синтез
Очень сложно объединить отдельные элементы в единую конструкцию. Разрозненная информация не может принести пользу, поскольку она неполная. Синтез интересен как раз операция, соединяющая познания ребенка о сложном процессе объединения частей в одно общее. Благодаря синтезу, кстати, ребенок постигает умение читать, складывая из букв слоги, из слогов – слова, а из слов – предложения.
Упражнение «Угадай что» поможет развивать синтез. Дошкольнику предлагается угадать предмет, который изображен на картинке, но саму картинку ребенок не видит. Ведущий рассказывает, что именно изображено, учитывая детали, его описание должно быть полным, чтобы ребенок смог сказать, что на картинке. Потом ребенок может сам попробовать описать картинку так, чтобы его сверстник сумел ответить правильно. Помимо синтеза это упражнение тренирует анализ.
Классификация
Свойства предметов, их сходство или различие относится к классификации. В детском саду ребенок может научиться классифицировать предметы, к примеру, по составу.
Для развития умения классифицировать детям можно предложить сыграть в «театр», предложить сюжетно-ролевые игры. К примеру, в семью, так называемые «дочки-матери». Хорошо помогает получить навыки по классификации игра по конкретной теме: по сказке, по профессиональным признакам. Однако нужно учитывать возраст ребенка. Так, в младшей группе детского сада такое погружение в игру возможно только на четверть часа. В старших группах дети с удовольствием играют в ролевые игры почти час.
СТАТЬИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДО ШКОЛЫ:
- Развивающие игры Монтессори
- Развитие по Никитиным
- Развивающие методики для детей
Отзывы
Евгения, Челябинск:
– Все дети развиваются по-разному, невозможно их взять и поставить в одни рамки. Мне как-то сказала воспитатель, что у меня сын отличается от детей из группы, мол, у него не такое мышление. Оказалось, что на занятии, когда детям предложили картинки животных и попросили убрать лишнюю, все дети убрали картинку с птицей, потому что она не животное, а мой сын разложил картинки на три кучки: в одной – птица, в другой – хищные звери, в третьей кучке – травоядные. Воспитатель сказала, что ребенок неправильно выполнил задание. А мне кажется, мой сын молодец. Просто для него такое задание было слишком простым, и он усложнил его самостоятельно.
Николай, Екатеринбург:
– К сожалению, наши дети стали мыслить бедно. Мы раньше с простой палкой могли массу игр придумать, а нынешние уткнуться в телефон и ничего их не интересует. Хорошо, что в детском саду проводят много занятий по развитию мышления, различных исследовательских игр, творческих. У нас в садике дети увлечены робототехникой, есть даже специальный класс и занятия ведет специальный преподаватель.
Развитие мышления в дошкольном возрасте – один из важных этапов в развитии человека. Поскольку именно в детстве формируются особенности восприятия мира человеком и самого себя в нем, развивается психика, то нельзя пускать этот процесс «на волю». Опытный педагог поможет направить желания ребенка в нужное русло и развивать все виды мышления.
Педагог-психолог: Наталья Белокопытова
Источник