Развитие регуляции поведения ребенка

наталья кихтенко
Произвольная регуляция поведения и деятельности в дошкольном возрасте

Под психологическим самоуправлением (саморегулированием) понимаются сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы состояния, свойства, выполняемую им деятельность, собственное поведение для поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования) [1]. Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает ребенок в раннем возрасте, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование дошкольного возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. По мнению Э. Эриксона человек на протяжении жизни переживает ряд психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста. Первый кризис ребенок переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, – недоверие к нему. Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности [2]. Ребенок сталкивается с первыми нормами, запретами и ограничениями. Важной задачей этого возраста становится овладение навыками контроля над своей эмоциональной жизнью, формирование способности к опрятности и дисциплине. Личностное развитие, принятие норм социума происходит в результате развития регуляторных возможностей его психики, совершенствования отражательного процесса. Иными словами, первоначально ребенок формируется как система саморегулирования. Свой жизненный путь он начинает с овладения навыками психической саморегуляции в сфере сенсорно-перцептивных и двигательных процессов. Его неспособность к самоуправлению на этом этапе восполняется управлением из внешней среды, в основном со стороны родителей. Одна из главных задач воспитания заключается, по мнению Г. Спенсера, в том, чтобы научить ребенка управлять собой, а не быть управляемым другими. В конечном счете, надо добиться того, чтобы родительское управление уступило место самоуправлению, основанному на предвидении результатов [1]. Кризис этого возраста связан с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом. Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции [3]. У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его личности, повышаются способности к произвольной психической регуляции и самоконтролю. В детском возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна, во-первых, потому что основной тип регуляции психики у детей как раз непроизвольный, во-вторых, потому что слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции. Требования детского сада, а затем школы создают необходимость формирования произвольной памяти и мышления, дальнейшего развития произвольной саморегуляции эмоциональных проявлений, внимания и восприятия как главного резерва их способностей, творческих возможностей, жизненных сил и интересов. Понимание психологами и воспитателями общих механизмов психофизической регуляции организма дает инструмент воздействия изнутри на развитие детской психики и ее произвольной регуляции. Способности произвольной психорегуляции. Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер.Двигательная сфера: Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения,ребенок должен овладеть следующими умениями: произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении; различать и сравнивать мышечные ощущения; определять соответствующие характера ощущений (“напряжение-расслабление”, “тяжесть-легкость”, др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (“силаслабость”, “резкость-плавность”, темп, ритм); менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений. Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной одаренности – точного мышечного чувства, моторной ловкости.Эмоциональная сфера: Способности детей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением,еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социальнокультурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно выражать.Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями: произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает; различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т. п.); одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие; произвольно и подражательно “ воспроизводить” или демонстрировать эмоции по заданному образцу.Сфера общения: Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт.Эту способность можно развить тренировкой следующих умений: управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния; сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать прочувствовать его эмоциональное состояние); отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения). У детей больше, чем у взрослых, развита, интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции эмоциональной сферы и способность устанавливать эмоциональный контакт составляют уровень развития эмоционального контроля его личности. Сфера поведения: Управление поведением, как самой сложной сферой психической деятельности, необходимо включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает другие, специфические для этой деятельности, умения, которые составляют высшие формы эмоционально-волевой регуляции: определять конкретные цели своих поступков; искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций; предвидеть конечный результат своих действий и поступков; брать на себя ответственность. Взрослому человеку присущи многообразные и сложные сочетания процессов самоуправления и саморегулирования. Они лежат в основе становления личности, формирования субъекта деятельности и поведения. Их чередование подчас трудно уловить, они находятся в постоянной динамике, и не всегда просто осуществить их разъединение в познавательных целях [3].

Читайте также:  Готовые уроки для развития ребенка

Литература

1. Панкратов В. Н. Саморегуляция психического здоровья. — М., Изд-во Института Психотерапии, 2001.-352 с.

2. Столяренко Основы психологии Л. Д. — Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010. -672 с.

3. Боркина Н. П. Основы развития саморегуляции ребенка. URL: https://festival.1september.ru

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 19 «Ласточка»  города Новоалтайска Алтайского края

Психологическое сопровождение

Развитие произвольной регуляции поведения

в дошкольном возрасте

 (Консультация для родителей)

                                                                                    Подготовили:

                                                                                    педагоги-психологи МБДОУ  № 19                                        

                                                     Герасимова И. Л.  

                                                                                            Пилипчук Л. С.                                  

НОВОАЛТАЙСК — 2011

Тема: Развитие произвольной регуляции поведения в дошкольном возрасте.

Цель: Информирование родителей о важнейших новообразованиях психического развития детей старшего дошкольного возраста; формирование осознанного отношения к воспитанию организованности – основы успешной учебой деятельности.

 Дошкольное детство – большой и ответственный период развития.

Читайте также:  Педагогическое развитие ребенка второго года жизни

 Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, формирует важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Функция произвольности является базовой для осуществления любого вида продуктивной и учебной деятельности, поскольку обеспечивает регуляцию всех психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и поведенческих реакций, она же является необходимой основой формирования внимания.

К  концу  дошкольного  возраста  происходит  оформление основных элементов  волевого  действия:  ребенок  способен  поставить  цель, принять  решение,  наметить   план   действия,   исполнить   его,   проявить определенное усилие при преодолении препятствий,  оценить  результат  своего действия.

Произвольная  регуляция  поведения  состоит  в  подчинении   поведения ребенка задаче, то есть  в  его  способности  сосредоточиться  на  том,  что предложил взрослый.

В этой связи, произвольная саморегуляция является залогом успешного овладения учебной деятельностью, так как она основана на развитии этих навыков. Известно, что, если ребенок характеризуется слабым развитием «комплекса произвольности», он плохо привыкает к школе, имеет низкую успеваемость.

 Наиболее эффективной деятельностью по развитию произвольности служит продуктивная деятельность, в первую очередь – конструирование, которое можно рассматривать как универсальную деятельность, способствующую всестороннему развитию ребенка. Проиллюстрируем работу каждого из звеньев системы произвольной саморегуляции на простейшем примере: построение домика из цветных кубиков.

Первым этапом формирования произвольности является обучение работе по образцу. В нашем примере это будет реальный образец уже построенного дома, который ребенок должен воспроизвести из деталей. Их число должно превышать набор элементов, необходимых для конструирования, с тем чтобы ребенок научился производить правильный выбор блоков, соотнося их по форме, размеру и цвету.

Приступая к работе, нужно сначала попросить ребенка внимательно рассмотреть, изучить тот дом, который ему надлежит собрать самостоятельно. После этого взрослый просит ребенка приступить к строительству и наблюдает за характером и последовательностью этой работы. Обратите особое внимание на следующие моменты:

  1. Ребенок должен строить дом в строгом соответствии с предложенным образцом. Это означает, что он должен удерживать заданную Вами цель – построить именно этот дом, а не тот, который у него случайно получится, или который он придумает в процессе сборки.
  2. Для этого ему необходимо соблюдать определенную последовательность сборки, т.е. ребенок должен иметь четкую программу исполнительских действий (алгоритм).
  3. Осуществление программы возможно лишь в том случае, если ребенок сумел правильно выделить условия деятельности: размер, форму и цвет блоков конструкции. Это означает, что он сумел сформировать адекватную модель значимых условий деятельности.
  4. Однако наличие сформированной цели, модели условий и программы исполнительских действий не является залогом правильной сборки, если ребенок не будет в процессе работы осуществлять обратную связь и в случае ошибок корректировать свои действия. Для этого он должен в процессе работы постоянно сверять результаты своих действий с эталоном.
  5. По окончании сборки попросите ребенка оценить ее результат, т.е. точность соответствия образцу.
  6. Если Вы заметили, что ребенок допускал ошибки на каком-либо из выделенных этапов сборки, проанализируйте вместе с ним причины, которые привели к ошибкам конструирования. После этого попросите ребенка внести необходимые коррективы.

Конструирование по наглядному образцу – первый этап формирования произвольности. Дальнейшее совершенствование произвольной саморегуляции осуществляется путем целенаправленного усложнения условий деятельности. На следующем этапе можно предложить ребенку аналогичную работу, в которой образцом будет служить не реальная постройка, а рисунок дома. При этом возможны два варианта изображения:

        а) полное, когда на схематическом рисунке представлены все образующие постройку детали;

       б) контурное – без детализации.

Последующее усложнение предполагает конструирование по словесному описанию, а затем и по собственному замыслу. В последнем случае ребенок перед началом работы должен подробно описать особенности задуманной постройки. Не забудьте обязательно похвалить его за хорошую идею!

Широкие возможности деятельности конструирования позволяют нам подобрать различные по сложности типы конструкторов в зависимости от индивидуального исходного уровня развития произвольности ребенка. Наряду с конструкторами могут быть использованы различные виды разрезных картинок-мозаик и кубиков, позволяющих выстраивать сложные сюжетные изображения; всевозможные головоломки, принцип работы с которыми позволяет формировать целостную систему произвольной регуляции деятельности. Аналогичные методы и приёмы работы можно использовать на занятиях продуктивными видами деятельности – рисовании, аппликации, лепке.

Кроме этого развитию произвольности способствует и наличие системы правил поведения в повседневной жизни.  Дети хотят и ждут их. Это создает чувство безопасности, а жизнь становится понятной. Однако не стоит забывать несколько очень важных моментов.

Читайте также:  Развитие ребенка на 2012г

1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Это правило предостерегает от другой крайности и воспитания в духе «Закручивания гаек», то есть авторитарного стиля общения. Оба правила, взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о «можно»,  «следует» и «нельзя». Найти золотую середину между этими стилями поможет образ четырех цветовых зон поведения ребенка:

Зеленой                 желтой                     оранжевой                       красной

В зеленую помещаем все, что ребенку разрешается по его собственному усмотрению или желанию.

Относительная свобода находится в желтой зоне. Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Он может решать сам, но при условии каких-то правил.

Эта зона важна, так как именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по механизму извне — внутрь. Родитель вначале сдерживает порывы, учит быть осмотрительным, соотносить свое поведение с правилами семьи. Однако это происходит, только если вокруг правил не было постоянных конфликтов.

Поэтому бесконфликтное принятие ребенком требований и ограничений должно быть предметом особенной заботы. Необходимо в каждом случае спокойно (коротко!) объяснить, чем вызвано требование. Когда ребенок чувствует уважение к его чувству свободы и самостоятельности, он легче принимает родительские ограничения.

В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые взрослые не приветствуют, но в виду особых обстоятельств сейчас допускают.

Мы знаем, что исключения только подтверждают правила: не стоит их бояться, если они редки и оправданы. Зато дети особенно благодарны родителям за готовность пойти навстречу их просьбе. Тогда они больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.

В красной зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых нами не делается исключений.

Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

Итак, все зоны, вместе взятые, говорят нам, что правило правилу рознь, и что вполне возможно найти «золотую середину» между готовностью понимать — и быть твердым, между гибкостью — и непреклонностью в процесс е воспитания дисциплины.

3.  Родительские требования не должны вступать в явные противоречия с важнейшими потребностями ребенка.

Родителям часто досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо так много прыгать, бегать, шумно играть, рисовать на чем попало, разбирать … ?

Ответ прост: все это и многое другое — проявление естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении.

4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы: взрослыми между собой.

В противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он привыкает добиваться своего, «раскалывая»  ряды взрослых. Отношения между взрослыми членами семьи от этого не становятся лучше.

Если один родитель не согласен — лучше промолчать, а потом без ребенка обсудить проблему и прийти к общему мнению.

5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть, скорее, дружeственнo — разъяснительным, чем повелительным.

Предложения лучше строить в безличной форме: «Спичками не играют!» вместо «Не смей  играть спичками!»

6. Важное значение для воспитания организрванности детей дошкольного возраста имеет их участие в домашнем труде. Начиная с четырех — пятилетнего возраста ребенок должен иметь постоянные обязанности по дому, и это следует считать нормой.  

Список литературы.

  1. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 496 с.
  2. Детская практическая психология: учебник / под ред. Проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004. – 255 с.
  3. Психология. Разработка занятий. Средний и старший дошкольный возраст. / Сост. М. М. Миронова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112 с.
  4. Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. Минск, 1991.

Источник