Развитие речи важнейшее условие всестороннего развития ребенка
Светлана Виноградова
«Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей». (выступление на родительской конференции)
Уважаемые мамы, сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей.
Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т. к. ясная и правильная речь — это залог успешного общения.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому очень важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, даже замкнутыми.
Существует несколько сторон речи, одна из них — звукопроизношение, которое лежит в основе. В норме звукопроизношение у ребенка формируется к пяти годам. Но у многих детей этот процесс задерживается. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь.
Очень многие из родителей считают, что подготовка ребенка к школьному обучению заканчивается на его умении читать и писать, но такое мнение совершенно неверно.
Показателем готовности к овладению письменной речи является уровень развития устной речи поступающего в первый класс.
Что же имеется ввиду?
1. Произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять.Сюда можно отнести и слоговую структуру слова: не весипед, а велосипед; не катан, а стакан…
2. У ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук…
3.Грамматический строй речи во многом уже сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный…
4.Достаточно большой словарный запас: ребёнок использует слова по назначению, может подобрать синонимы, антонимы, владеет обобщающими понятиями…
5. Ребёнок владеет связной речью: может рассказать о себе; в состоянии описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется…
6. Должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). А развивают мелкую моторику рисование, работа с пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков… И только в последнюю очередь работа ручкой в прописях и тетрадях!
У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти.
Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?
Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.
Да, вы правы. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо.
В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.
Сегодня мы с вами поучимся выполнять такие упражнения.
И сейчас, мы с вами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики.
(Артикуляционная гимнастика в картинках).
Артикуляционные упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т. е. все то, что необходимо для правильного образования звука.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3 упражнений.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т. к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать ребенка надо так, чтобы он видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Артикуляционная гимнастика интересна детям своей яркой, доступной формой.
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.
Ученые считают, а практика показывает, что чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь.
Дальновидные родители начинают готовить ребёнка к школе с раннего возраста, с развития тактильных ощущений, мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Почему же мы уделяем этому такое большое внимание? Хочу вам процитировать двух знаменитых людей.
«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев» (В. А. Сухомлинский)
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» (Н. Кант)
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка” и т. д., сопровождая речь движениями рук.Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Через пальцы ребёнок познаёт окружающую действительность: он исследует ими предметы, их свойства и качества (форма, строение, величина, пропорции, положение в пространстве).
Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить мы — взрослые, но сначала мы должны освоить такие приемы сами.
(Пальчиковые игры – вместе с родителями).
«Мак», «Лягушата», «Медвежата».
Для развития мелкой моторики руки я использую на своих занятиях много интересных приёмов. Я их вам сейчас перечислю и подробно остановлюсь на тех упражнениях, которые вы можете использовать в домашних условиях.
Приёмы:
— раскрашивание, штриховка, обведение предметов по контуру, по трафаретам.
Самыми эффективными среди этих упражнений, по мнению психологов и педагогов, считаются штриховка и обведение по контуру. В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой. Помимо того, что этот вид работы готовит руку к письму, он так же развивает внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление. Наша пропись построена на этих видах упражнений, поэтому вам ничего не нужно придумывать и искать. Но я иногда замечаю, что вы, родители, не отличаете штриховку от раскраски. Штриховка и закрашивание — это две совершенно разные вещи. Штриховка – это линии, проведённые в одном направлении (либо по форме предмета, который вы штрихуете). Линии проводятся на небольшом расстоянии друг от друга.При штриховке нужно соблюдать следующие правила: штриховать надо от руки, карандаш должен быть хорошо заточен, расстояние между линиями должно быть одинаковым, использование ластика не желательно.
Существуют также золотые правила раскраски: раскрашиваем предмет в одном направлении, без пробелов, не выезжая за контуры рисунка.
— работа с бумагой: вырезание, оригами, аппликация, работа с салфетками.
— Пальчиковое рисование. Если вы хотите использовать этот вид упражнения в домашних условиях, то вам нужно приобрести только специальные краски (показ образца).
— Сбор мозаик и пазлов. Общее правило для этого упражнения — чем мельче детали, тем эффективней результат. Кроме того, эта работа развивает у детей воображение, усидчивость.
— Для развитие тактильных ощущений (определение предметов на ощупь)провожу на занятиях вот такие игры: — УГАДАЙ БУКВУ. Буквы находятся в плотном мешочке. Ребёнок должен на ощупь, не вынимая руку из мешка, определить, что за буква находится в его руке.
Хотелось бы порекомендовать способы и приёмы развития ручной умелости в домашних условиях:
Игра “Помогаю маме”.
Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
Игра “Волшебные палочки”.
Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
Игра “Мастерская золушки”.
Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В группе педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребёнка. Кнопки лучше всего втыкать в крупный поролон.
• Застёгивать и расстёгивать пуговицы.
• Зашнуровывать и расшнуровывать обувь.
• Завязывать шарф, бант.
— Игра с прищепками «День и ночь»
Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Чтобы заинтересовать ребёнка, нужно придумать что-то интересное для него. Предлагаю из картона вырезать круг диаметром в 8см. А потом сказать детям, что утром солнышко просыпается. Давайте сделаем солнышко. Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами. Получится солнышко. Затем надо попросить ребенка снять эти прищепки тремя пальцами (теми, которыми он потом будет писать) и положить обратно в корзину, сказав при этом, что солнышко устало, оно пошло спать. Вот и все упражнение. Оно кажется очень простым, но маленькому ребенку действительность открывается через ощупывание предметов и через механические действия с ними. Если кончикам пальцев малыша дать хорошую работу,то в будущем это скажется на формировании навыка письма: ребенок гораздо быстрее и легче научится держать карандаш и владеть им, как орудием письма. Если вы хотите усложнить задание, можно внести соревновательный элемент,предложив детям прикреплять прищепки на скорость: кто быстрее.
ВЫВОД.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.
Очень важно сделать вас — родителей активными участниками педагогического процесса, научить вас оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для ребенка, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
Важно, чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка!
Уважаемые родители!
Будьте лучшими помощниками ваших детей.
Если ваш ребёнок посещает логопедический кабинет, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребёнка и его родителей.
Источник
Мини- центр КГУ СШ №9.
Доклад
На тему:
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Выполнила: воспитатель
Бутакова Наталья Александровна
Петропавловск, 2014г.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дошкольном учреждении, так и в семье.
Моя задача, как педагога — создать все необходимые условия для формирования у ребенка грамматически правильной речи.
В свое практике я использую игровые упражнения и мероприятия по разным направлениям развития детей в соответствии с их возрастом, новые интересные методические приёмы, дидактические игры, речевые мероприятия.
Работа по развитию речи проводится в системе охватывающей все её стороны. В рамках программы речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности.
Так как большое влияние на речевое развитие ребёнка оказывает социальное окружение, я стараюсь своим примером показывать образец правильной речи. В своей речи я придерживаюсь определенных требований:
-смысловое содержание обращенной к ребенку речи должно быть близким и понятным детям;
-обязательна грамматически правильная речь воспитателя;
-при речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка, ведь монотонная невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций;
-речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться, при осуществлении всех задач: расширения словаря, воспитания грамматической и звуковой правильности речи.
Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые я использую в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры возникают основные психические новообразования данного возраста;
Игра происходит и развивается не спонтанно, поэтому я создаю необходимые условия для последущего развития игры.
Общественность в жизни ребенка — это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается. Основной вид его деятельности — это игра.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти.
Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.
В формировании грамматического строя речи детей — дошкольников большую роль играют дидактические игры, и я как педагог использую их не только не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни: на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а так же необходимо рекомендую родителям дома использовать чаще такие игры и упражнения как «Большой – маленький», Магазин», «Назови картинку», «Лото», «Назови какой», чаше играли с детьми в сюжетно-ролевые игры, так как это те игры которые отражают окружающую жизнь; дидактические игры, так как именно эти игры развивают речь, мышление, формируется умственная деятельность, воля, выдержка, самообладание.
Мы знаем, какую большую роль в развитии языка детей играют взрослые. Мое участие в свободных играх детей не может ограничиться только организацией обстановки, подбором игрового материала, поэтому я проявляю интерес к самому процессу игры, даю детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговариваю с ними по существу их игр, влияю на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, я как педагог,должна содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть и в языке, своих положительных, лучших сторон.
Главное направление развития речи на 4-5 году жизни(средняя группа №1)— это формирование контекстной речи. Этот процесс начинается у некоторых детей уже на четвертом году жизни, но особое значение приобретает в среднем дошкольном возрасте. На первый план выступает специальное обучение связной речи и рассказыванию, как коллективное, так и индивидуальное.
На пятом году жизни происходят заметные изменения в освоении способов словообразования. Ребенок начинает подмечать связь между структурой слова и функцией предмета (человека, объекта), который этим словом обозначается, вследствие чего дети активно экспериментируют со словами. Происходит как бы взрыв словотворчества («узорчивая», «угольчатая» (снежинка), «собачоночка», «сынок-слоненчик», я «красавлюсь». Ребенок играет словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие форм.
На пятом году жизни ребенка начинает привлекать повествование, причем повествование-импровизация, которое сродни творческому рассказыванию. Поэтому с детьми проводится игры-драматизации по народным сказкам: «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка», а также авторским рассказам: «Кто сказал «мяу»?» В.Сутеева, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака и др. Наряду с сюжетно-ролевыми играми по мотивам фольклорных и литературных произведений дети уже сами разыгрывают театрализованные представления.
С детьми проводятся следующие игры с грамматическим содержанием: «Узнай по описанию», «Чего не стало?», «Чего не хватает Мише для прогулки» (образование сущ. Р.п. мн.ч.), «Чье, чье? — мое» (образование притяжательный местоимений), «Что изменилось?» (активизация употребления предлогов с пространственным значением: на , между, около и наречий),
Игра «Чаепитие»
Целью данной игры явилось:
Формировать у детей представление о чайной посуде.
Развивать умение понимать обобщающие слова.
Учить принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.
Учить объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.
Продолжать учить детей здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность.
Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос.
Создать положительное эмоциональное настроение в группе.
Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.
Предварительная работа:
занятие по развитию речи «Ждем гостей», беседа о столовых приборах и посуде, правилах поведения в гостях и за столом. «Что делаем в гостях», «Как ведём себя в гостях», «Почему мы ходим в гости». Дидактическая игра «Какие ласковые слова вы знаете»
В ходе игры дети получили знания о чайной посуде и о посуде так таковой, овладели такими новыми словами как самовар, сухарница, сахарница, чайник, чашки, блюдца, ложки, салфетница, Научились понимать и обобщать новые слова.
Таким образом, основные задачи развития речи – (воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания) – решаются на протяжении всего дошкольного детства.
Источник