Развитие речи у здорового ребенка
Развитие речи в норме описывается ВОЗ (всемирной организацией здравоохранения), педиатрами РФ. Многолетний опыт позволяет ученым и практикам сделать вывод, как должно протекать развитие малыша от рождения до школьного возраста, когда появляются в норме первые слова, речь становится связной и логичной. Опираясь на имеющиеся данные, можно понять, имеются ли у ребенка нарушения, стоит ли обращаться к логопеду, неврологу.
Что такое норма речевого развития
Педиатры, неврологи, логопеды, педагоги в работе с детьми опираются на нормы речевого развития. К ним относятся свойственные каждому отдельному периоду жизни ребенка прогрессы в говорении, эмоциональном развитии. С рождения специалисты наблюдают за малышом, как он учится отзываться на голос взрослого, реагирует на речь извне, начинает «гулить», лепетать и постепенно приходит к полноценному процессу говорения.
Психологи предупреждают, опираться полноценно на критерии ВОЗ не стоит. Каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Главное, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование. Зачастую проблемы кроятся в свойствах характера крохи.
Нормы речевого развития по возрастам
Ошибочно мнение, что речь зарождается, когда малыш произносит первое небольшое слово. Формирование происходит сразу после рождения, когда новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слушать и слышать, воспроизводить звуки (акт гуления), лепетать. Первая улыбка − это тоже речевое развитие. Для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики.
После года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается объяснить, что ему нужно. В такой период важно подыграть крохе и можно специально попросить его проговорить слово, сделать вид, что взрослый не понимает малыша. Это стимулирует к познанию, процессу говорения. Ребенок понимает, если он хочет что-то получить, нужно потрудиться, произнести слово так, чтобы его поняли.
От 0 до года
Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы в несколько недель, месяц. Воспринимать информацию нужно в совокупности. Только если ребенок на протяжении нескольких месяцев отстает от параметров ВОЗ, можно обращаться к неврологу.
Возрастной этап | Характеристика |
0-2 месяца | Появление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком. |
3 месяца | Важный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, «гуление», «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет. |
4 месяца | Возраст, когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: «ооооооуууу, ааааааооооо». |
5 месяцев | Возникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния: ма, ба, па, ня, ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление. |
Полгода | Малыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления, возникает спонтанное соединение слогов: гуга, дади, нати, мами, баба и т. д. |
7 месяцев | Ребенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника. |
8-12 месяцев | Кроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя. К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи. |
От года до 7 лет
Активно проявляются зачатки речи в дошкольном периоде. В 3 года важно провести первую диагностику, показать ребенка логопеду, если имеется отставание в развитии, возникли неврологические проблемы. Ранняя консультация поможет малышу легче адаптироваться в детском саду, освоить процесс говорения.
Возраст | Характеристика |
От 1 до 2 лет | На втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. Появляются первые слова и интерес к окружающему миру: что это, кто это, зачем? Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом. |
От 2 до 3 лет | Нормы речевого развития детей дошкольного возраста связаны в большей степени с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, внедрением в социальную среду. У крохи появляются первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама пойдём гулять». К 3 годам сохраняются трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных: р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с. Словарный запас к 3 годам увеличивается до 100 слов. |
От 4 до 5 лет | Возникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные. |
От 5 до 7 лет | Ребенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов. |
Советы логопеда
Если невролог или психиатр при первом осмотре поставил ребенку диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит паниковать. У каждого ребенка имеется запас времени до 3 лет, когда он может начать говорить. Это может произойти в год, опережая развитие по нормам ВОЗ или ближе к 3 годам. Главное, при недоразвитии речи пройти полноценное обследование, чтобы исключить наличие патологий неврологического или органического характера.
Если помимо ЗРР врачи не ставят малышу сопутствующих диагнозов, ребенок вполне здоров, задержка речи − его индивидуальная особенность, он заговорит позже. Родители в силах помочь крохе быстрее справиться с трудной задачей, для этого нужно:
- больше читать сказки, петь песенки, рассказывать истории и стихи малышу;
- гулять на свежем воздухе и общаться с крохой во время прогулки, обсуждая окружающие явления природы;
- играть в подвижные и настольные игры, проговаривая цвета, формы, времена года и т. д.;
- собирать с малышом пирамидку, кубики, мозаику;
- больше разговаривать с малышом, даже если он пока не может полноценно ответить взрослому;
- посещать театры, спектакли, цирк музеи.
Следует уделять достаточно времени для общения с ребенком. Желательно отказаться от просмотра телепередач и компьютерных игр. Внимание и родительская любовь помогут в речевом развитии и создании хорошей базы для получения новых знаний.
Источник
Развитие речи детей в норме.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того, чтобы понять патологию речи, отличительные особенности речевого развития детей с различными аномалиями в развитии (умственной отсталости, ЗПР и т.д.) необходимо четко представлять весь путь последовательного развития речи ребенка в норме, знать закономерности этого процесса и условия его благоприятного протекания.
Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по- разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Остановимся на наиболее точной, четко отражающей особенности каждого возрастного этапа и удобной в пользовании классификации, предложенной Леонтьевым. Им устанавливаются 4 этапа в становлении речи детей. Разумеется, указанные ниже этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый этап плавно переходит в последующий
1-ый этап — подготовительный — до одного года. Каждый месяц первого года жизни ребенка особенный в плане речевого развития. Несмотря на индивидуальный ход развития речи каждого ребенка, выделяют, если можно сказать, следующие подэтапы.
1,5-3 месяца — гуление (ааа,эээ, гу-гу-гу, эммм, меее, бууу и т.д.)
3 -5 месяцев — свирель (аль -лее, е-льыыы, агу-аы-агу и т.д.)
6 -7,5 месяцев — лепет (ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па и т.д.)
7,5 -9 месяцев — тот же лепет, но с большим распевом и мелодичностью, так называемый «модулированный лепет». С этого возраста ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
9 мес. — 1 год — реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
До года у ребенка идет активный процесс накопления информации о речи, состоящий из наблюдений за деятельностью речевого аппарата общающихся с ним людей, за звучанием их речи и развитие собственного речевого аппарата.
2-ой этап — преддошкольный (от1 года до 3-х лет).
1 год — 1 год 6 мес. Первые слова и звукоподражания: мама, дядя, дай, ав-ав и т.д.
В отличии от лепета, слова относятся ребенком четко к определенному предмету, который он этим словом обозначает и часто сопровождаются определенным действием, жестом, эмоциональным проявлением.
1 год 6мес.-1 год 8 мес. Первые предложения (предмет + действие): «мама, дай» и т.п. Такие предложения могут на первых порах представлять из себя последовательность слов (звукоподражаний), жестов, мимических проявлений. Причем, взрослые и старшие дети почта всегда точно понимают смысл «высказывания»
1 год 8 мес. — 2 года. Период быстрого развития речи. Расширение словарного запаса до 350-380 лексических единиц. Совершенствуются формы множественного числа. Активно используются существительные, прилагательные, глаголы, др. части речи.
Начало первого периода «почемучек»: периода вопросов.
От 2 до 3 лет. Важнейший период. В это время ребенок практически усваивает те основные правила языка, на основании которых он сам выстраивает и начинает употреблять в речи родную грамматику, словообразование Т.д. наращивается объем словаря. К 3 г. оказываются сформированными все основные грамматические категории.
3-й этап — дошкольный (от 3 до 7лет).
От 3 до 5 лет. В это время дети овладевают умением связно рассказывать. Могут без дополнительных вопросов составить пересказ сказки (рассказа) из 45 — 50 предложений. В речи используются уже и сложные предложения. Второй этап «почемучек». Ребенок активно вторгается в окружающий мир, стараясь познать его. Речь служит могучим инструментом познания.
Внимание! К 5-ти годам ребенок должен хорошо говорить! Если этого не наблюдается — то следует говорить об имеющихся нарушениях речи.
6-7 лет. Продолжается совершенствование всех сторон устной речи на основе собственных наблюдений.
4-й этап — школьный. Главная особенность периода — сознательное усвоение речи. Происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия различных звуков до осознанного использования всех языковых средств. Дети овладевают звуковым составом, усваивают грамматические правила, построение высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.
УСЛОВИЯ НОРМАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Для того, чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, иметь нормальный слух и зрение, обладать достаточной психической активностью, обладать потребностью в речевом общении, иметь полноценное речевое окружение.
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕЧИ Речевой акт осуществляется сложной системой органов. Ведущая роль принадлежит головному мозгу. Павловым было доказано, что локализация речевых функций коры г. м. не только сложна, но и изменчива^ отсюда и название м динамическая локализация».
В настоящее время, благодаря исследованиям Лурия, Леонтьева, Анохина установлено, что основой всякой ВПФ являются сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях ЦНС, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.
Речь, как и другие проявления ВНД, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые из них являются главенствующими в образовании речи.
Так, например, лобная доля с лобными извилинами является двигательной областью и участвует в образовании собственной устной речи (центр Брока).
Височная доля с височными извилинами является речеслуховой областью. В нее поступают звуковые раздражения (центр Вернике).
Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает зрительное восприятие артикуляции окружающих, позже — восприятие буквенных изображений при чтении и письме.
Кора Г.М. связана с периферическими органами. Первая часть речевого механизма следующая: из коры Г.М. импульсы идут на периферию двумя видами нервных путей: центробежными (двигательными) и центростремительными (регулирующими
деятельность речевых органов). Вторая часть заключается в обратной связи — от периферии к центру. Идет так называемая «контролирующая связь». Обратные импульсы поступают в соответствующие центры коры Г.М, в которых происходит анализ поступившей информации, сверка с необходимым эталоном. В случае несоответствия идет новый импульс на периферию и т.д. до тех пор, пока не наступит соответствие с необходимым эталоном. Можно сказать, что обратные связи функционируют как бы по кольцу. Обратная связь лежит в основе второй сигнальной системы. Важная роль при этом принадлежит системам временных связей — динамическим стереотипам, которые возникают благодаря многократному восприятию элементов языка (фонетических, лексический, грамматических) и произнесению. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов.
В данном случае мы имеем дело с установлением прочных временных динамических стереотипов. Для умственно отсталых детей это слишком высокая планка. Они испытывают большие трудности в силу «слабости замыкательной функции коры головного мозга».
Рассмотрим этот механизм на примере произнесения слова ребенком. Для того, чтобы осуществить произношение слова в соответствии с задуманной информацией, в коре Г.М. производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы. Артикуляторная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора (органы дыхания, резонатора, артикуляции). Обратная связь идет по двум направлениям: кинестетическому пути и слуховому. Кинестетический контроль сверяет кинестетические ощущения от произнесения звука, позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен. Слуховой контроль действует лишь в момент произнесения звука. Обратные импульсы посылаются в центр до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль.
ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и
легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Постараюсь кратко
охарактеризовать основные причины патологии детской речи:
1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствует токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.
2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.
В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцифалиты, ранние желудочно-кишечные расстройства.
4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
5. Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
6. Неблагоприятные социально-бытовые условия (семьи риска), приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Составила: Учитель-логопед
Карчевцева Е.С.
Источник
Актуально! Полезно! Доступно!
Речь- показатель психического здоровья человека, его интеллекта. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем шире его возможности познать действительность ; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка.
Дети, плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие многих звуков), начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе.
При обучении ребёнка в школе недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах.
Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребёнка грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной.
Научить правильной речи и преодолеть её недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника:
- Высокая пластичность мозга ( способность быстро переключаться на новую
артикуляцию звука, повышенная подражательность речи взрослых.) - Способность всё превращать в игру. ( дети охотно играют в разные игры с применением
речи и тем самым достигают более быстрых успехов в ней. - Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими. Дети играют звуками,
механически многократно повторяют их . они охотно играют в звуки, подмечают различия
между ними, заучивают слова, потешки, стишки. Овладев правильным произношением того
или иного звука, дети радуются, гордятся победой, демонстрируют новый звук перед
окружающими и ждут одобрения. Они перестают стесняться , становятся более
общительными. - Непрочность ошибочных речевых навыков. Временные связи в коре больших полушарий
не упорядочились и легко поэтому затормаживаются.
Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти.
Возможно, не лишне напомнить, что речевой аппарат — это органы дыхания, т.е. лёгкие, бронхи, трахеи, органы голосоподачи и голосоведения, т.е. гортань с голосовыми связками; и система воздушных полостей , т.е. глотка, носоглотка, нос, рот.
Обратите внимание, правильный ли прикус у вашего ребёнка? Не выдаётся ли вперёд нижняя или верхняя челюсть? Если у вас появились сомнения, обязательно покажите его врачу-ортодонту, т.к. от прикуса зависит чистота произношения
Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать сказку про язычок с любыми сюжетными импровизациями.
Например,
-язычок живёт в домике, который называется ротик. Покажи!
-в домике есть двери: зубки и губки. Язычок встаёт рано утром и выбегает из домика.
-каждое утро язычок делает зарядку- бегает по нижней губе, поднимается наверх и опускается вниз.
-затем язычок чистит зубки- кончиком языка погладить нижние, а потом верхние зубы с внутренней стороны.
-язычок завтракает. Ест манную кашу: мня-мня-мня.
— язычок садится на лошадку и едет в гости к тётушке Щёчке, (предполагается пощёлкать языком, широко раскрывая рот, то быстро, то медленно).
-у тётушки идёт ремонт и язычок помогает красить потолок и стены (кончиком языка погладить нёбо и внутреннюю поверхность щёк.)
-тётушка угостила язычок вкусным вареньем (широкое движение языком по верхней и нижней губе.)
— язычок покачался на качелях в парке (попеременные движения языком то к носу, то к подбородку.)
-язычок сел на лошадку и поехал домой.
Гигиена голоса и условия формирования правильной речи
Родителям надо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. Полезны игры :
-дуть на ватные шарики, катая их по столу;
-дуть на лёгкие карандаши, бумагу;
-сдувать со стола ( или руки) пушинки, бумажные снежинки;
-надувать резиновые игрушки, мыльные пузыри;- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, мыльному пузырю и т.д.
-для развития плавного речевого выдоха произносить на одном выдохе «один», затем «один два», далее «один два три», и т.д. не доводя число слов до перенапряжения .( нельзя
допускать одышки, багрового покраснения лица). В таком же роде говорить предложение с постепенным наращиванием числа слов в нём.
Читая детям сказку, стишки, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание . ребёнок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием .
Серьёзная задача родителей — воспитание культуры детского голоса.
Долгий и напряженный крик, плач, доходящий до «закатывания», чрезмерно напрягает органы речи и может надорвать ещё очень нежные и слабые голосовые связки. Голос станет хриплым, срывающимся, ребёнок может навсегда лишиться чистого, гибкого и приятного голоса , а, следовательно, и хорошей речи. Такой крик отрицательно скажется и на нервной системе.
Вреден для голоса и нервной системы также излишне громкий и долгий , неудержимый смех. Такой смех надо вовремя прервать , успокоив ребёнка или переключив его внимание . Песни, которые поёт ребёнок, должны соответствовать возрастным голосовым (без слишком низких и высоких нот) и умственным возможностям ребёнка.
Музыкальное сопровождение не должно заглушать пения, чтобы не побуждать этим детей напрягать голос.Без аккомпанемента ребёнок лучше прислушивается к мелодии. Полезно временами петь и без слов.( ля-ля-ля и т.п.)
Короче говоря, надо приучать ребёнка при всех условиях и видах речи и пения не превышать возможностей своего голоса.В этом отношении большое значение имеет голос окружающих, которому ребёнок невольно подражает.Родители же иногда разговаривают резким и повышенным голосом как между собой, так и с ребёнком.
Если ребёнок говорит слишком громко, крикливым или резким голосом, то прежде всего надо постараться успокоить его, разъяснить ему, что он может навсегда испортить и даже потерять свой голос, что такой голос неприятен для окружающих.
В иных случаях следует обратиться к врачу — невропатологу.
Ребёнку 4-5-6 лет полезны игры, в которых приходится говорить тихо или шёпотом. Например, игра «Эхо»: взрослый произносит слово громко, а ребёнок повторяет его тихо. И наоборот, что очень полезно.
При очень тихом голосе , что наблюдается у детей физически ослабленных, робких, с ребёнком лучше разговаривать на большом расстоянии — незаметно для себя он будет усиливать свой голос.То же надо делать и при чтении им стихов или рассказывании. Но никогда не следует принуждать его говорить обязательно громко — он станет избегать разговора или превратится в «молчальника».
Ласковость , подбадривание -вот главные рычаги успеха в этом случае.
Охрана органов речи
Речь тесно связана со всем организмом и непосредственно зависит от состояния психики и органов , с помощью которых она осуществляется.
Как предупредить речевые расстройства?
1.) оберегать детей от ушибов головы, от простуды уха, горла, ( но не укутывать излишне — это снижает сопротивляемость организма).
- )не давать маленьким детям мелкие предметы.(горох, бусинки и т.д.)
- ) соблюдать гигиену полости рта детей ( полоскать рот, чистить зубы,чтобы размножающиеся микробы не попали в ухо.)
4.надо щадить слух ребёнка, оберегать от резких или слишком громких звуков, от постоянного шума.
Даже когда ребёнок крепко спит, шум и крики как физиологически слишком сильные раздражители притупляют его слух. 5.)если родители заметят, что ребёнок часто переспрашивает, иногда неправильно
понимает сказанное, поворачивается к говорящему одним ухом, быстро утомляется от слушания сказок, рассказов и к тому же плохо говорит, то обязательно следует обратиться к врачу — своевременное лечение всегда приносит исцеление.
6.)короткую уздечку языка (плёночку между кончиком языка и ротовым дном ) лучше
подрезать на 5-6-ом году жизни. С надсечкой уздечки не надо торопиться, можно
попытаться её растянуть. (упражнения на высовывание языка вперёд, облизывание им верхних зубов под губой, подтягивание языка к носу.)
7.)в случае искривления у ребёнка челюстей и неправильного расположения зубов необходимо до 5 лет обратиться к врачу — стоматологу. Он выровняет неправильный прикус безболезненно.
8.)своевременно лечить или удалять разращение аденоидов, лечить болезни,
затрудняющие дыхание: они нередко вызывают ночные страхи, приводящие к
заиканию.
9.)избавление ребёнка от анатомических дефектов не только улучшит его речь, процессы питания (жевание, глотание), дыхания, но и благотворно скажется на выражении его лица.
10.) следить, чтоб дети не перенапрягали голосовые связки — не кричали, не пели слишком громко ( особенно на высоком тоне ), не выходили разгорячёнными на мороз, не пели на холоде.
11.)вреден для голоса пыльный прокуренный воздух. Он вызывает заболевание
голосовых связок. Результат: глуховатый, сиплый, маловыразительный голос ребёнка.
12.)своевременно лечить простуду ( особенно при хрипоте голоса). Во время болезни не разрешать много и громко говорить, запретить пение и т.т
13.)для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нарвной системы.
Было бы ошибочно думать, что из-за дефектов в органах речи обязательно пострадает сама речь. Часто этого не бывает — органы речи приспосабливаются к правильным движениям.
Но всё же дефекты этих органов , особенно резкие, очень мешают как естественному развитию речи, так и устранению её недостатков.
Поэтому необходимо сделать всё, чтобы их ликвидировать, и чем раньше, тем лучше
Рекомендации родителям для развития правильной речи детей.
- Следить, чтобы произносимое ребёнком слово было понятно, (проговаривание всех звуков слова, достаточно громко и слитно, с правильным ударением , с умеренной скоростью)
- Речь должна быть выразительной.
- Речевой голос должен быть музыкальным, приятным на слух.
- Речь окружающих людей должна быть образцом для подражания.
( говорить с ребёнком простым языком, чётко выговаривая все звуки с правильным ударением. Говорить не спеша, выразительно 6 подчёркивая голосом более важные слова и ярко выражая в речи свои чувства, приятным, мелодичным, «тёплым» голосом.)
- Голос лучше всего звучит, когда человек находится в хорошем настроении. При дурном настроении, особенно при гневе, голос подчас становится визгливым, а звуки речи разорванными, жёсткими. Это является вредным примером для ребёнка, травмирует его психику.
- Нельзя допускать, чтобы ребёнок прерывал говорящего. Это не только вредит
воспитанию внимания и вежливого отношения к окружающим, но вредит чёткости и тону речи. - Не употреблять в разговоре с ребёнком грубых слов, слов- «паразитов»,жаргонных выражений.
- Говорить с ребёнком в меру громко, но не крикливо, отчётливее произносить трудные для него звуки, повторять, подсказывать слова с этими звуками.
- Вредно в присутствии ребёнка говорить с окружающими о его речевых недостатках , выражать по этому поводу своё огорчение и отчаяние.
Желаю успехов!
Источник