Развитие речи у ребенка логопедические занятия
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник
Речь для детей 4-5 лет является основным способом социализации. Именно в это время они начинают активно разговаривать, заводить знакомства, логически мыслить и рассуждать. Родителям важно не упустить момент и начать ставить правильную речь чем раньше, тем лучше. Если ребенку уже четыре года, самое время этим заняться.
Речевые особенности детей 4-5 лет
В этом возрасте дети начинают активно пополнять свой словарный запас. Так, к 5 годам в среднем у ребенка уже около трех тысяч слов в запасе. Кроме этого, пятилетки начинают создавать более сложные конструкции предложений. Если раньше они состояли максимум из 3-4 слов, то в этом возрасте одно предложение может насчитывать до 10 слов.
Не всегда предложения, выдаваемые ребенком в возрасте 4-5 лет, логически правильно построены. Если ребенок рассказывает долгую историю или пересказывает сказку, его не нужно поправлять, если потерялась основная мысль или логика. Для этого возраста это в пределах нормы.
Обратите внимание! Также в пять лет часто дети не только рассказывают, что увидели или услышали, но и сами составляют истории, не опираясь на свой жизненный опыт. Это лишь еще раз подтверждает правильность развития. Нелепые истории — одна из его составляющих.
Основные характеристики речи ребенка в 4-5 лет
К пяти годам ребенок уже начинает различать звуки и способен определить присутствие или отсутствие того или иного звука в определенном слове. В норме в период 4-5 лет ребенок уже должен закончить формирование произношения определенных звуков и букв, которые раньше давались с трудом. Так, например, в 4 года уже должны в речи присутствовать все шипящие звуки. А к 5 годам ребенок должен освоить такие сложные звуки, как «л» и «р».
На практике далеко не всегда все так идеально и больше половины детей имеют некоторые речевые отклонения. Встречается следующая недоразвитость речи:
- фонетическая;
- фонетико-фонематическая;
- общая.
Важно! Говоря проще, дети не узнают, не различают или испытывают серьезные трудности с произношением звуков.
Как правильно проводить занятия дома
Не обязательно сразу бежать к логопеду. Для начала можно попробовать упражнения для логопедических занятий для детей 4-5 лет дома. Они помогут ребенку освоить правильную речь, научиться слышать и произносить недостающие звуки.
Обычно логопеды советуют соблюдать такие несложные правила:
- Занятия должны выполнять каждый день, обязательно в дружественной для малыша обстановке.
- Обязательно проводить уроки в игровом виде. Важно увлечь ребенка, чтобы задания не казались ему скучными и неинтересными. Можно даже устроить как будто соревнования, кто лучше или быстрее выполнит задания.
- Нельзя критиковать и делать ребенку язвительные замечания. Так охота учиться чему-то новому пропадет совсем. Обязательно хвалить малыша, когда он справляется с поставленной задачей. Даже если что-то не получается, нужно хвалить за то, что он старался.
- Для занятий обязательно использовать литературу, которая призвана помочь родителям самостоятельно заниматься ребенком. Есть специальные справочники по логопедии, где много всевозможных упражнений для малышей, а также рекомендации для родителей.
- Логопедическое упражнение для детей 4-5 лет можно превратить в удовольствие, если корректировать речь, изучая стишки, скороговорки. Они не только позволят ребенку быстро уловить нужные звуки, но и положительно скажутся на развитии памяти.
- Надо показывать своему ребенку пример правильной речи. Четко произносить все слова, чтобы малыш понимал и отчетливо слышал, что ему говорят. Разговаривать с ним надо как можно больше, вести беседы на любые темы, рассказывать разные истории.
Качественная разминка для губ и языка
Разминка губ и языка играет важную роль в формировании правильной речи.
Обратите внимание! Малыш начнет произносить слова четче, не проглатывая окончания.
Занятия в качестве разминки :
- Растянуть губы в улыбке, не показывая зубы. Улыбаться нужно стараться как можно шире.
- Вытягивать губы вперед, как будто они хоботок слоника.
- По очереди надувать то одну, то другую щеку, потом в том же порядке втягивать их.
- Открыть рот и тянуть нижнюю челюсть как можно ниже, при этом держась языком за небо.
- Открыть рот, высунуть язык. Затем убрать его в рот. Делать такое упражнение на протяжении 15 секунд.
- Вытащить язык и дуть на кусочек ватки на столе, пока он не упадет со стола. Дуть губами запрещено.
- Кончиком языка водить сначала по верхним зубам с внутренней стороны, затем по нижним.
- «Почесать» язык зубами, упираясь в нижнюю десну.
Важно! Чтобы добиться видимых результатов, нужно регулярно выполнять эти упражнения. Каждое из них надо повторять не меньше 5-6 раз.
Упражнения для общего развития речи в домашних условиях
Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.
Все упражнения делаются по 8-10 повторов:
- «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
- Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
- Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
- Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.
Артикуляционная гимнастика
Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.
Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки.
- Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд.
- Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении.
- Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад.
- Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь. При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык.
- Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами. В таком положении «протащить» язык назад в рот.
- Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.
Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.
Игры для развития фонематического звука
Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.
- «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
- «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук [ш], то топает ножкой, если звук [р], то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
- «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.
Особенности отработки шипящих звуков
Чтобы научить ребенка правильно произносить шипящие звуки, нужно сначала поставить свистящие. Если ребенок на четвертом году жизни научился произносить свистящие звуки, то с шипящими не должно быть проблем. Поставить их можно с помощью нескольких простых упражнений.
- «Непослушный язык». Ребенок высовывает кончик языка изо рта. Затем слегка шлепает по нему пальчиками, при этом произнося: «пя-пя-пя».
- «Вкусное варенье». Нижняя губа оттягивается книзу так, чтобы были видны зубы. А кончиком языка облизывается верхняя губа, как будто там очень сладко. При этом во время выполнения упражнения нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
- «Спрячь конфетку». Рот закрыт. Напрячь язык и дотронуться до левой, потом до правой щеки. Как будто за щекой прячется конфетка.
Упражнения повторять не меньше 5 раз.
Обратите внимание! Постановка звуков родной речи для детей очень важна. Она поможет им не только идти на контакт со сверстниками, но и лучше осваивать дошкольную и школьную программу. В силах родителей помочь детям избежать трудностей в будущем и вовремя поставить правильно звуки.
Источник
Когда мама замечает, что ребенок пропускает звуки, не выговаривает полностью слова или шепелявит, она обращается к логопеду. Специалист помогает исправить проблемы с помощью логопедических упражнений.
Занятия с логопедом способствуют быстрому освоению правильной речи. Они включают гимнастику для развития речи, пальчиковые игры, стихи, подражание звукам. Давайте детально разберем, какие логопедические занятия лучше всего подойдут для детей и какие упражнения на каждый день способствуют развитию слуха, артикуляции и мелкой моторики.
Почему возникают нарушения речи?
Когда родители замечают, что ребенок разговаривает не совсем так, как положено по возрасту, они в первую очередь идут к педиатру, который направляет кроху на логопедическое обследование.
Однако во многих случаях малыша должен также осмотреть невропатолог, ортодонт и оториноларинголог.
Все причины проблем с развитием речи можно поделить на 2 группы:
- органические нарушения, к которым привели повреждения ЦНС или органов, формирующих звуки;
- функциональные нарушения, из-за которых речевой аппарат не может нормально работать.
К появлению обеих групп нарушений могут привести разные факторы, например, инфекция у мамы во время вынашивания ребенка, травма во время родов, воспаление уха в раннем детстве, ДЦП, неправильный рост зубов, короткая уздечка, нарушения зрения и так далее.
Кроме того, кроха может перенимать неправильное произношение, если общается с человеком, у которого имеются речевые дефекты.
Кому нужны логопедические занятия?
Все дети развиваются в своем темпе по индивидуальному графику, однако существуют определенные усредненные показатели, по которым мама может сориентироваться, нужна ли крохе помощь логопеда.
- В 12-18 месяцев дети обычно хорошо имитируют разные звуки, пробуют повторять слова, знают свое имя и отзываются на него. В их словарном запасе имеется до 20-40 простых слов. Такие малыши внимательно рассматривают картинки в книгах и показывают объекты, которые их заинтересовали.
- В 2-3-летнем возрасте ребенок хорошо знает собственное имя, может показать части тела, узнать на фотографии близкого человека. Он способен выполнить простое задание, например, поставить яблоко на стол. Словарный запас ребенка 2-3 лет составляет 200-1000 слов, кроха может задавать простые вопросы и разговаривать простыми предложениями. Произношение улучшается, но некоторые звуки могут отсутствовать.
- В 3-4 года ребенок способен классифицировать объекты, понимать простые вопросы, слышать разницу между звуками. Его словарный запас расширяется до 1500 слов, а речь состоит из сложных предложений и многочисленных вопросов. У таких деток активно развивается воображение и абстрактное мышление, они могут рассказывать сказки по картинкам, разучивать песни и стихи.
- В 5 лет и старше ребенок может свободно общаться на интересную тему, придумывать истории. Он должен произносить все звуки, но некоторые малыши все еще шепелявят. Ребенок озвучивает увиденное и сделанное, задает разные вопросы, говорит с интонацией и выражением. Многие дети в этом возрасте уже знают буквы и начинают читать.
Виды занятий для развития речи
Чтобы стимулировать развитие речи, рекомендуется:
- выполнять специальную гимнастику для мышц лица, называемую артикуляционной;
- использовать пальчиковые игры;
- устраивать игры, в которых малыш будет подражать звукам;
- учить стихи и пополнять словарный запас другими способами.
Для выбора наилучшей схемы логопедического занятия, которая подойдет вашему ребенку, стоит обратиться к грамотному специалисту.
Он проведет диагностику, определив параметры развития крохи, а также учтет интересы малютки. Так как главным видом деятельности детей раннего возраста являются игры, игровой формат подходит для логопедических упражнений как нельзя лучше.
Если занятия проходят с логопедом, они могут быть как индивидуальными, так и в группах из нескольких деток. Для групповых занятий детей распределяют по возрасту, например, 2-3 года и 4-5 лет. Индивидуально логопед может заниматься с неговорящим ребенком в детском саду или в домашних условиях.
При небольших нарушениях специалист вовлекает в процесс родителей – показывает и рассказывает, как можно заниматься с малышом каждый день дома. Для эффективных самостоятельных тренировок заводится домашняя тетрадь, в которой отмечаются упражнения, длительность занятия и успехи малыша.
Логопеды подтверждают, что участие родителей в становлении речи сильно влияет на итоговый результат занятий. Если мама и папа активно включаются в работу, делают домашние упражнения и слушают рекомендации специалистов, ребенок гораздо быстрее осваивает правильную речь. Важно лишь помнить, что это длительный процесс, но терпение обязательно будет вознаграждено хорошими успехами малыша.
Как построить занятие?
Одно из важных условий – упражнения должны быть ежедневными. При этом длительность занятия не должна быть слишком большой, чтобы не утомить малыша.
В возрасте до 4-5 лет достаточно уделять коррекции речи 15-20 минут в день, разделяя это время на несколько небольших занятий.
Артикуляционная гимнастика
Такой вид гимнастических упражнений направлен на укрепление мускулатуры лица и рта. Он имеет большое влияние на правильное развитие звукопроизношения и включает достаточно большой список упражнений. Все они делятся на статические (ребенок должен на некоторое время зафиксировать нужное положение) и динамические (малышу следует двигать языком и губами).
Для лучшего выполнения гимнастики рекомендуется делать ее перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения своих губ и языка. Так он быстро поймет, как правильно нужно их располагать, и упражнения будут эффективнее. Также можете дополнить артикуляционную гимнастику дыхательными упражнениями.
Предлагаем попробовать такие упражнения.
- Выполняйте каждое движение по 30 секунд. Растяните губы в улыбке, оставив рот закрытым. Затем улыбнитесь, открыв зубы. Откройте рот, высуньте язык и сверните его в «трубочку». Положите расслабленный язык на нижнюю губу.
- Приоткройте рот, положите язык на нижнюю губу и начните проговаривать слог «пя». Затем, не отрывая язык от губ, медленно проведите его по нижней губе, а потом и по верхней, как будто вы «облизываете варенье».
- Сделайте языком «часики». Для этого улыбнитесь, немного открыв рот, затем дотроньтесь концом языка правого уголка рта. Двигайте языком к левому уголку и обратно под ритм «тик-так».
- Представьте, будто чистите языком зубы. Улыбнитесь и слегка откройте рот, после чего прижмите конец языка к внутренней поверхности нижних зубов. Проведите вправо-влево 7-10 раз, а затем повторите для верхних зубов.
- Имитируйте змейку. Откройте рот, высунув кончик языка и спрятав его назад несколько раз. Не притрагивайтесь к губам и зубам.
- Сделайте «гармошку». Откройте рот, но язык при этом прижмите к небу. Оттягивайте нижнюю челюсть вниз, стараясь не отрывать язык.
Пальчиковые игры
Такие упражнения дадут максимальный эффект, если выполнять их каждый день, пусть даже по 5 минут. Они хорошо сказываются на развитии мелкой моторики, а она, как доказано учеными, напрямую связана с развитием речи.
Именно поэтому стишки, во время исполнения которых выполняются движения пальчиками, стимулируют воображение, реакцию, мышление, эмоциональное развитие и внимание. В результате малыш запоминает текст, а его речь становится лучше.
Игры с пальчиками отлично подойдут для физкультминутки во время логопедического занятия. Они переключают ребенка на другую деятельность, но при этом не рассеивают внимание и не мешают обучению.
Они полезные и веселые, помогают согласовать движения обеих рук,учат повторять за взрослым, положительно сказываются на памяти и усидчивости.
Вот несколько интересных игр.
- «Птичка». Скрестите ладони, сцепив их большими пальцами, которые будут «головой» птички, а остальные пальцы станут «крыльями». На слова «Птичка полетела» начните двигать свободными пальцами, будто машете крыльями. Сказав «Села, посидела», прижмите ладони к груди, а затем снова помашите под слова «Дальше полетела».
- «Кошка». Положите ладони пальцами вниз на стол, сжав их в кулаки. Скажите «Кулачок – ладошка, я иду, как кошка» и в это время, стараясь не оторвать руки от стола, выпрямите пальцы.
- «Цветочки». Соберите пальцы каждой руки вместе подобно бутонам цветов. Проговаривайте строчки стихотворения «Солнце поднимается – бутончик распускается», разводя в это время пальцы в стороны. Далее скажите «Солнце садится – цветок спать ложится» и сделайте из пальцев опять «бутоны».
- «Печем торт». Проговаривая строчки стиха, имитируем сказанное. Сожмите и разожмите несколько раз пальцы, сказав «Тесто ручками помнем», затем вообразите, будто мнете тесто, и скажите «Вкусный тортик испечем». Выполняя круговые движения ладонями по столу, проговорите «Серединку смажем джемом», потом потрите одну ладонь о другую тоже круговыми движениями и скажите «А верхушку – сладким кремом». Притворитесь, будто посыпаете торт сверху и проговорите «И украсим мы немножко все кокосовою крошкой». Сказав далее «А потом заварим чай – друга в гости приглашай», пожмите одной рукой другую, как при знакомстве.
Развитие слуха
Ребенок не сможет нормально разговаривать, если у него не будет достаточно развитого речевого (его также называют фонематическим) слуха. Именно он отвечает за то, что малыш в норме различает отдельные звуки, понимает их и воспроизводит.
Если слух развит недостаточно, восприятие речи другого человека будет искажено, поэтому карапуз будет говорить нечетко и неправильно.
Чтобы улучшить фонематический слух, можно:
- выбрать несколько предметов, послушать, какие звуки они издают, а затем угадывать каждый предмет, спрятав его за спиной;
- угадывать с закрытыми глазами, в каком месте комнаты звенит колокольчик в руках у взрослого;
- подражать голосам животных и птиц (кар-кар, з-з-з, му-у-у, мяу, гав-гав), а также бытовому шуму (кап-кап, дзынь, чик-чик, тук-тук);
- петь песенки, под которые нужно совершать какие-то движения (таких песен очень много и на русском, и на английском языке).
Пополнение словарного запаса
Чтобы развитие речи проходило гармонично и активно, следует заботиться о постоянном изучении новых слов. Для этого малышу стоит читать вслух детские книжки, стихи и сказки. При этом речь родителей должна быть правильной – упрощенные слова используют лишь для общения с младенцем первого года жизни или во время занятий с 2-3-летним ребенком, если он вообще не разговаривает.
Если сын или дочка картавит, шепелявит или пропускает какие-то буквы, копировать такую речь в разговоре с малышом нельзя.
С крохой нужно много разговаривать, поощряя попытки ребенка повторять сказанное вами. Предлагайте ребенку дополнять ваши предложения, например, подбирать слова для описания предметов и явлений, которые видит кроха. Это может быть ручка, автомобиль, дерево, какое-то животное, товар в магазине и так далее.
Потренируйтесь в составлении уменьшительных слов, к примеру, кошка – кошечка, стул – стульчик, мяч – мячик. Называя животных, изучайте и названия их детенышей: кошка – котята, собака – щенята, зайчиха – зайчата, медведица – медвежата. Также учитесь образовывать прилагательные из существительных, например, зима – зимний, солнце – солнечный, дерево – деревянный. Для таких упражнений стоит подобрать подходящие картинки, которые помогут ребенку быстро сообразить, что от него требуется.
Отлично стимулируют речь и скороговорки. Это небольшие стишки на 1-2 строчки, в которых повторяют определенное сочетание звуков. Их проговаривание способствует улучшению дикции, совершенствованию речевого слуха, развитию грамотной и четкой речи.
Такие скороговорки представлены в большом количестве в специальной детской литературе. Начинать их изучение надо с небольших стихотворений.
В 6-7 лет показывайте ребенку картинки и предлагайте придумать по ним истории. Интересным вариантом будет также прослушивание какой-то мелодии, после чего вы будете делиться с дочкой или сыном впечатлениями, которые оставила музыка. Еженедельно учите новые стихотворения, обсуждая их смысл.
Проговаривайте разные чистоговорки, а в случае проблем с отдельными звуками уделите внимание играм на их распознавание.
К примеру, если ребенок плохо выговаривает «р», устройте соревнование, кто придумает больше слов на эту букву. Если у крохи трудности со звуками «ж» и «ш», повторяйте слова, в которых есть слоги жи, жо, жа, жу, же, ша, ши, шу, ше.