Развитие речи у ребенка контрольная работа
Ирина Бахоцкая
Контрольная работа по предмету «Теория и методика развития речи у детей»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ростовской области «ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ».
Контрольная работа по предмету
«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ»
Дошкольное образование.
44.02.01.
Выполнила студентка ОЗО 5 курса 5 группы:
Бахоцкая Ирина Викторовна
Преподаватель:
Лелькина Людмила Ивановна.
.
Ростов-на-Дону
2016-2017 уч. год
Тема № 7
Работа с учебно-методическим пособием О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной «Методика развития речи детей дошкольного возраста» М. Просвещение. 2008.- 287с.
Методические рекомендации:
1. Для работы взять материал на стр. 170-201.
2. Выделить требования к воспитателю при проверке речи детей.
3. По каким параметрам авторы рекомендуют оценивать уровень речи дошкольников: какие задачи по развитию речи брать за основу, и какие критерии брать при оценке результатов.
4.Дать анализ характеристики заданий для одной возрастной группы: соответствует ли предложенной характеристике речевого развития детей данного возраста, все ли задачи речевого развития охвачены задания, определены ли критерии оценки.
5. Провести диагностику уровня речевых умений пяти детей своей группы, определить уровень развития речи по результатам диагностирования.
Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся изолированные слова (без наглядности, их значение должно быть детям известно. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь большое значение приобретает точная формулировка вопросов,особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление:
— умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам;
— способности к точному (в смысловом отношении) употреблению слов;
— навыков выполнения различных творческих заданий (речевых ситуаций);
— навыков составления разных типов высказываний. Наши вопросы идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I — высокий, II — средний (достаточный) и III (ниже среднего).
3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
Примерные (возможные) ответы детейдаются после каждого задания в такой последовательности:
1) правильный ответ;
2) частично правильный;
3) неточный ответ.
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 — уровень ниже среднего.
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ РЕЧЕВЫМИ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ ПО РАЗНЫМ СТОРОНАМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ:
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:
— Грамматика,
— Фонетика,
— Связная речь.
Взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит. Таблица по выявлению фонетической стороны речи составляется отдельно.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:
— Словарь,
— Грамматика,
— Фонетика,
— Связная речь.
Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:
Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста включат те же разделы, что и в предыдущих возрастах, однако усложняется каждая задача как по содержанию, так и по методике обучения.
— Словарь,
— Грамматика,
— Фонетика,
— Связная речь.
Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему).
1. Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.
2.Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца, выстраивание сюжета в логической последовательности — 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца, частичное нарушение логики изложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл.
3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях — 3 балла; использование только простых предложений — 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1 балл.
4. Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы, а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.
5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.
6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.
Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.
В разделе рассматриваются отдельные методики, выявляющие особенности владения ребенком лексикой, грамматикой, фонетикой родного языка. Некоторые задания, направленные на выявление умений строить связное высказывание разных типов (описание, повествование, рассуждение,одновременно выявляют и другие речевые умения:
— владение словарем (точность словоупотребления, использование разнообразных языковых средств разных частей речи);
— сформированность грамматического строя речи (построение предложений разных типов, согласование слов в роде, числе, падеже, понимание смысловых оттенков слова в зависимости от суффикса);
— владение звуковой стороной слова (знакомство со звуковой структурой слова, правильное звукопроизношение, развитие дикции, темпа речи, силы голоса).
Методика выявления понимания ребенком смысловой стороны слова.
Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слова им предлагаются разные задания:
Подбор синонимов предлагается в разных вариантах.Детям даются:
— словосочетания, в которых исходным словом является многозначный глагол или имя прилагательное (идет поезд, идет весна, идет снег; чистая посуда, чистая вода, чистый воздух);
— речевые ситуации, которые способствуют активизации лексики, поиску и выбору наиболее точного в смысловом отношении слова;
— изолированные слова, когда дети самостоятельно подбирают синонимы
Для выявления понимания смысла слов противоположного значения на подбор антонимов даются варианты заданий. Детям предлагаются:
— изолированные слова (глаголы и имена прилагательные);
— одновременный подбор синонимов и антонимов;
— словосчетания (те же, что и для подбора синонимов);
— сопоставления («Что бывает широким, а что бывает узким?»).
Оценка словосочетаний и высказываний по смыслу. Здесь выявляется сформированность точности словоупотребления, уровень осознанности смысловых отношений между словами. Задание на оценку высказываний по смыслу («Можно ли так сказать?») повышает требования к произвольности речи.
— правильные и неправильные словосочетания (например, легкий чемодан, тяжелый чемодан, трудный чемодан, или легкая задача, трудная задача, тяжелая задача и т. п. ;
— детские высказывания типа: Мамочка, я тебя громко-громко люблю; Папа, иди шепотом; Никак не могу рубашку из тела вынуть; Цветочки завяли. А когда они отвянут?
задания, требующие от детей проявления речевой активности, направленные на развитие произвольности речи, выявляют особенности понимания и владения значениями многозначных слов, а также синонимами и антонимами.Это следующие задания:
— составление предложений с многозначными словами;
— составление предложений со словами синонимического ряда;
— оценка (и исправление) словосочетаний и высказываний по смыслу;
— подбор синонимов к словосочетаниям; подбор антонимов к изолированным словам;
— подбор синонимов и антонимов к ситуациям;
— определение значения слова;
— придумывание рассказов.
Выполнение этих заданий показывает степень языкового развития ребенка: как он понимает значение слова, умеет ли правильно по смыслу сочетать его с, другими словами.
Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников».
Младший возраст (3-4 года)
— Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослыми людьми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.
— Проявляет инициативу в общении со взрослым: обращается с просьбой, сообщением о своем состоянии, желании, об эмоционально значимом для него событии.
— Использует в общении общепринятые простые формы этикета: здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, оказанную 8 помощь, вежливо выражает просьбу, используя слово «пожалуйста».
— Проявляет интерес к общению со сверстником: привлекает его к совместной игре, сам охотно включается в игровое общение, проявляя речевую активность. Совместно со взрослым охотно пересказывает знакомые сказки, по просьбе взрослого читает короткие стихи. По вопросам воспитателя составляет рассказ по картинке из 3—4 предложений.
— Правильно называет предметы бытового назначения, объекты природы ближайшего окружения.
— Речь ребенка эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием. Слышит специально интонационно выделяемый воспитателем звук в словах и предложениях.
Но не у всех детей младшего возраста хорошо развита речь. И большинство из них просто повторяют за взрослым все слова (поэтому оценивать ребенка младшей группы по методике Ушаковой – не правильно).
В этом возрасте очень маленький словарный запас, и большинству детей очень трудно связать речь. Поэтому если работать по методике Ушаковой, то детей младшего дошкольного возраста лучше не оценивать, а учить их составлять рассказ по картинкам, и работать лучше маленькими подгруппами.
Проводя диагностику в группе детей 3-4 года. Большинство детей просто все повторяли за мной. Им было сложно дать имя кукле, если и давали, то без «Я бы хотел ее назвать…», или на кукле надето платье, кофта, колготки и не каких цветов мне не назвали!
Если по этой методике оценивать детей младшей группы, то у всей группы будет низкий балл.
По мной проведенной диагностике (я выбирала детей, которые активно учувствуют в занятиях, хорошо рассказывают стишки) всем я поставила по 1 баллу потому что с заданием никто не справился! Они просто повторяли за мной слово в слово
Источник
Контрольная работа
по развитию речи
Прокопьевой Натальи
Валентиновны
2012г
План.
1. Роль подготовительного периода в развитии речи детей.
2. Развитие общения у детей на втором году жизни. Содержание и методика работы с детьми по развитию подражания и самостоятельной речевой активности.
3. Методика развития понимания и активной речи у детей раннего возраста.
4. Анализ речевых ситуаций.Введение
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.
В раннем детстве речь ребёнка, выступает как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой происходит общение.
Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.Роль подготовительного периода в развитии речи детей.
Овладению речи, умению самому ею пользоваться для общения предшествует зарождающееся сначала понимание речи окружающих. Оно имеет существенное значение в речевом развитии ребёнка, представляя собой начальный этап в развитии основной для него функции общения.
На основе понимания, сначала очень примитивного, речи взрослого и овладения своим голосовым аппаратом начинает развиваться речь ребёнка. Который начинает овладевать новым специфически человеческим способом общения с людьми, посредством которого он может сообщать им свои мысли и чувства, воздействовать на их чувства и направление их мыслей.
Собственно речевое общение формируется на втором году жизни. Ребёнок использует слова не только в ответ на побуждения взрослого, но и по собственной инициативе, обращаясь к взрослому по разнообразным поводам. Инициативная речь является показателем педагогической работы с детьми. По ней можно судить о характере и содержании общения взрослого с ребёнком, о том, в какой степени дети владеют словарным запасом и другими языковыми средствами и используют их в целях общения.
Содержание речевых обращений («разговоров») взрослого по мере развития ребёнка усложняется, а специфичность речи взрослого в общении с маленькими детьми сохраняется, как правило, до полутора лет. Для речи этого периода характерно многократное повторение одних и тех же фраз или отдельных слов с разной интонацией и силой голоса. Часто слова и фразы употребляются одновременно с применением игровых приёмов. Это делается для того, чтобы сначала установить с малышом контакт, вызвать положительное отношение к взрослому, к его воздействиям. После этого создаётся благоприятная возможность для осуществления обучения ребёнка речи.
В раннем детстве развитие речи разделяется на два периода: первый – подготовительный, второй – оформление самостоятельной речи.
Подготовительный период имеет важное значение в последующем развитии детской речи. В этот период формируются предпосылки развития речи: Речевое дыхание, фонематический слух, артикулирование звуков, речевое подражание, восприятие и понимание смыслового значения слов. Если к концу первого года ребёнок овладеет этими умениями, то на втором его речь будет развиваться успешно. Кроме того, в данный период необходимо формировать зрительное и слуховое восприятия.
Голосовые реакции, имеющие значение подготовительных этапов речи, возникают у детей в первые месяцы жизни под влиянием эмоционального общения со взрослым.
2. Развитие общения у детей на втором году жизни. Содержание и методика работы с детьми по развитию подражания и самостоятельной речевой активности.
Задачи развития речи в общей формулировке являются одинаковыми для всего второго года жизни: развивать понимание речи и способность подражания, накапливать словарь, формировать речь как средство общения с окружающими.
В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания, формирование умения подражать звукосочетаниям и словам. Вместе с тем воспринимаемые слова дети должны не только воспроизводить после того, как услышат от взрослого, но и систематически употреблять по собственной инициативе. Это способствует развитию речи как средства общения со взрослыми и детьми.
Главной задачей в воспитании детей этого возраста является развитие активной речи. На основе значительного расширения словарного запаса дети начинают употреблять все те слова, которые научились понимать. Происходят качественные изменения в развитии подражания: дети теперь уже могут воспроизводить короткие предложения и отдельные фразы. Нужно использовать эту возможность.
Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими: формировать умение обращаться по различным поводам к взрослым и детям, задавать вопросы, передавать в нескольких словах или простых фразах ранее полученные впечатления (увиденные, услышанные). Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии речи ребёнка. Следует систематически и интенсивно воздействовать на речевое развитие детей, используя для этой цели режимные моменты, самостоятельную игру, занятия, направленные на развитие действий с предметами, двигательной активности и др., и специальные занятия по развитию речи.
На занятиях используются наглядные средства. В их качестве выступают живые и неживые объекты (предметы), игрушки, изображения предметов, игрушек на картинах, художественное слово.
Большое значение в развитии речи имеет знакомство с животными, с движущимся транспортом. Наблюдение за ними можно организовать на занятиях в группе и на прогулке.
Также большое значение имеет овладение ребёнком способами действий с предметами. Основными предметами, с которыми он действует, являются игрушки. Занятия с применением игрушек необходимо проводить таким образом, чтобы малыши имели возможность не просто рассмотреть или подержать игрушку, но и действовать с ней. Овладение действиями предваряет усвоение слов. Игровым действиям с игрушками надо обучать. Во время обучения дети овладевают способами действий и теми словами, которыми воспитатель сопровождает показ предметов, действий, отношений.
Систематическое обучение развивает способность подражания. По мере овладения действиями ребёнок становится разговорчивым. Ценным является и то, что в результате накопления способов действий с игрушками обогащается самостоятельная игра ребёнка. Эффективным средством развития речи являются картинки. Постепенно вводятся картинки, на которых знакомые предметы (живые объекты) изображены в действиях. Это способствует обучению названиям не только предметов, но и действий. Дети будут слышать в речи воспитателя двухсловные и трёхсловные предложения, и подражать им.
В работе с детьми необходимо широко применять художественное слово, особенно произведения устного народного творчества. Ребекка учат слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова, запоминать небольшие литературные тексты.
Существенным является приём вопросов. На втором году жизни детям можно и нужно задавать самые разнообразные вопросы. От ребёнка требуется, чтобы он проявил активность в ответ на вопрос. До того периода, когда ребёнок приучается отвечать на вопросы, он использует различные вспомогательные средства, сопутствующие речевому способу общения: жесты, мимику, движения, действия, отдельные звуки и звукосочетания. Педагогическая ценность вопросов состоит в том, что они активизируют мыслительную деятельность.
Для развития активной речи важными являются приёмы, которые нацеливают ребёнка на употребление конкретных слов. В результате накапливания речевых впечатлений у детей развивается способность подражания и самостоятельная речевая активность. То есть дети не только учатся понимать то, что им говорят, но и начинают употреблять услышанные слова в своей речи.
3. Методика развития понимания и активной речи у детей раннего возраста.
Для детей раннего возраста характерна большая потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребёнка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.
Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространённые предложения. С развитием речи ребёнка становится точнее и осмысленнее восприятие ребёнком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Ребёнок начинает делать первые самостоятельные выводы. Но так как опыт детей ещё очень ограничен, а значения недостаточны, то, делая обобщения, они нередко ориентируются на случайные признаки. Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Ребёнок узнаёт знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, узнаёт независимо от цвета, формы, величины. Рассматривая картины, иллюстрации, игрушки, он безошибочно называет знакомые объекты. У детей третьего года жизни речь развивается и формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем («Чашка – это посуда. Из чашки пьют»). Ребёнок способен слушать и воспринимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.
Качественно меняются взаимоотношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребёнком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша и выполняют функцию воспроизведения, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.
Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е.А.Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М.1948) приводил данные о росте словаря ребёнка: в 2 года – 300 слов, в 3 года – 6 месяцев – 1100 слов. В дальнейшем исследователи детской речи неоднократно подтверждали эти цифры, указывая, что к 3 годам словарь ребёнка достигает 1000 – 1200 слов. Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трёх условий усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений.
Ребёнок может понимать слово, но не использовать его в речи, узнаёт и называет предмет (действия, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях, (ножницы нужны, чтобы стричь ноготки); понимает и правильно использует слово – название в любых, доступных его пониманию связях и отношениях.
Проводя словарную работу, выбирая те или иные приёмы и методы развития речи, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребёнок знаком с объектом, зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т.д.). Овладение речевыми навыками зависит: от органа слуха, от сформированных речевых зон в коре больших полушарий, от артикуляционного аппарата, от эмоционального состояния ребёнка, адекватного удовлетворения его потребности в движениях и познании окружающего мира, т.е. удовлетворении его сенсомоторной и умственной активности. Взрослые должны реагировать на душевное состояние ребёнка. Не стоит думать, что он ещё слишком мал, чтобы что-то понимать. Он уже в состоянии многое понять. Ребёнок чувствует отношение взрослого к окружающему миру, он учится любить его.
Способы взаимодействия малыша с окружающим миром формируются в определённой последовательности и специально организованные игры – занятия обеспечивают своевременное их формирование. Организовывая занятия с детьми, педагогу необходимо учитывать особенности развития детей раннего возраста, учитывать закономерности, по которым развивается малыш, а также индивидуальные особенности каждого ребёнка.
4. Анализ речевых ситуаций.
Ситуация. Мама, одевая Диму (1 год 1 месяц), говорит: «Сейчас наденем рубашечку. Где рубашечка? Подай ее мне. Дай колготки. Принеси мне сандалики» и т. д. А Дима, хотя и медленно, но выполняет указания мамы.
О воспитании, каких сторон речи ребенка заботится мама?
Как вы полагаете, охотно ли Дима будет одеваться?
Решение. Мама поступает правильно. Она заботится о том, чтобы ее сын понимал речь, ее звуковую сторону, ориентировался в окружающем мире предметов и выполнял действия по речевому указанию взрослого. Дима будет охотно одеваться, так как мама создает установку для развития этого действия.
По возможности сопровождайте свои действия речью.
Ситуация. Едва научившись произносить некоторые слова, ребенок предпринимает первые попытки кое–что разузнать. Неутомимо показывает он пальчиком на все вещи, которые его окружают, и спрашивает: «Это сьто?» Малыш еще не владеет речью, не может правильно произносить слова, а тем более точно сформулировать вопрос, а потому пытается высказываться на «своем» языке.
Как взрослый должен разрешать подобные ситуации?
Решение. Взрослый, чтобы разрядить эту ситуацию, должен подсказать ребенку разные варианты вопросов, похожих на тот, который он безуспешно пытается задать взрослому. Может быть, один из них подойдет.
Угадывая, прогнозируя, старайтесь (не поправляя) давать правильный вариант произношения слова («Это что?»).
Ситуация. Иногда сбивчивая, с паузами и перерывами, речь малыша, особенно если он взволнован или возбужден, может напоминать заикание. Это так называемое «ложное заикание», свойственное многим маленьким детям.
Какой должна быть тактика поведения взрослого?
Решение. Взрослый в данной ситуации должен стремиться снять напряжение, слушать терпеливо и заинтересованно, не проявляя недовольства. Чтобы справиться с паузами, нужно использовать эффект наводящего вопроса, с помощью которого можно подсказать те слова, которые ребенок пытается подобрать. Не стоит торопить ребенка, подгоняя его фразами типа: «Ну, ну, говори!», «И что же было дальше?» и т. п.
Будьте терпеливы и внимательны к ребенку.
Ситуация. Мише (1 год 3 месяца) еще трудно даются слова, и он часто прибегает к жестам. Мать, поняв, что он хочет, тут же выполняет его желание.
Влияет ли такой подход к ситуации на развитие речи ребенка?
Решение. Мгновенная реакция мамы на удовлетворение потребности ребенка, выраженной жестами, может затормозить развитие его речи. Взрослый должен побуждать малыша называть словами свои желания и действия для того, чтобы у него правильно формировалась собственная активная речь.
Выполняя все потребности (желания) ребенка, мы тем самым лишаем его активных действий.
Ситуация. В некоторых детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей воспитатели и родители часто отмечают отставание в развитии активной речи малышей: небольшой запас слов и недостаточную эмоциональную выразительность.
Причины подобного явления. Как преодолевать такие недостатки речи у детей раннего возраста?
Решение. Причина данного явления – недостаточная речевая деятельность взрослых. Детям в среде своих сверстников не хватает в этом отношении примеров для подражания. Поэтому родители, забирая ребенка на выходные дни домой, должны больше разговаривать с ним, обращая внимание на понимание им речи взрослых и поощряя его стремление к развитию собственной активной речи.
Говорите четко и ясно. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
Ситуация. Мама Миши (2 года 5 месяцев) считает, что чтение сказок, рассказов, беседы на разные темы необходимы для психического развития ребенка.
Мама Коли (2 года 5 месяцев), наоборот, обращает внимание своего сына лишь на иллюстрации в книгах.
Правы ли мамы Миши и Коли?
Решение. Обе мамы не правы. Мама Миши забывает о необходимости сочетания словесного образа с наглядным. А мама Коли забывает о необходимости связывать видимые зрительные образы с обозначающим их словом. Обе мамы не правы и в том, что не придают значения развитию активной речи самих детей.
Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное. Пусть при этом больше говорит ребенок.
Ситуация. Конечно, малыши начинают говорить с ошибками. Однако, исправляя ошибки, бойтесь переусердствовать в борьбе за чистоту языка. Нельзя требовать очень строго: «Не чинитый, а починенный». Категоричность может вызвать у ребенка напряжение и нервозность, речевые нарушения.
Решение. Чтобы развить память малыша на слова, следует использовать метод поручений. Например, можно сказать: «А сейчас пойди к бабушке и скажи: «Я хочу пить»», а можно и так: «Подойди к бабушке и скажи, что ты хочешь пить». В последнем случае малыш должен будет перестроить сказанную ему фразу.
В разговоре с ребенком используйте метод поручений.
Литература
Аксарина Н.М. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста. Вопросы педагогики раннего возраста. Под ред. Н.М. Аксариной, Е.И. Радиной.М., 1967.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. Москва «Просвещение», 1981.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под ред.С.Л.Новосёловой. М., 1985.
Лямина Р.М. Развитие речи у детей раннего возраста. М., 1964.
Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром.- М., 1987.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.,1981.
Контрольная работа по развитию речи
Подготовила: Прокопьева Н.В.
МДОУ «Эммаусский детский сад общеразвивающего вида»
2012
15
Источник