Развитие речи у ребенка контрольная

Ирина Бахоцкая
Контрольная работа по предмету «Теория и методика развития речи у детей»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ростовской области «ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ».

Контрольная работа по предмету

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ»

Дошкольное образование.

44.02.01.

Выполнила студентка ОЗО 5 курса 5 группы:

Бахоцкая Ирина Викторовна

Преподаватель:

Лелькина Людмила Ивановна.

.

Ростов-на-Дону

2016-2017 уч. год

Тема № 7

Работа с учебно-методическим пособием О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной «Методика развития речи детей дошкольного возраста» М. Просвещение. 2008.- 287с.

Методические рекомендации:

1. Для работы взять материал на стр. 170-201.

2. Выделить требования к воспитателю при проверке речи детей.

3. По каким параметрам авторы рекомендуют оценивать уровень речи дошкольников: какие задачи по развитию речи брать за основу, и какие критерии брать при оценке результатов.

4.Дать анализ характеристики заданий для одной возрастной группы: соответствует ли предложенной характеристике речевого развития детей данного возраста, все ли задачи речевого развития охвачены задания, определены ли критерии оценки.

5. Провести диагностику уровня речевых умений пяти детей своей группы, определить уровень развития речи по результатам диагностирования.

Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся изолированные слова (без наглядности, их значение должно быть детям известно. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь большое значение приобретает точная формулировка вопросов,особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление:

— умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам;

— способности к точному (в смысловом отношении) употреблению слов;

— навыков выполнения различных творческих заданий (речевых ситуаций);

— навыков составления разных типов высказываний. Наши вопросы идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I — высокий, II — средний (достаточный) и III (ниже среднего).

3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

Примерные (возможные) ответы детейдаются после каждого задания в такой последовательности:

1) правильный ответ;

2) частично правильный;

3) неточный ответ.

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 — уровень ниже среднего.

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ РЕЧЕВЫМИ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ ПО РАЗНЫМ СТОРОНАМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ:

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:

— Грамматика,

— Фонетика,

— Связная речь.

Взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит. Таблица по выявлению фонетической стороны речи составляется отдельно.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:

— Словарь,

— Грамматика,

— Фонетика,

— Связная речь.

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:

Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста включат те же разделы, что и в предыдущих возрастах, однако усложняется каждая задача как по содержанию, так и по методике обучения.

— Словарь,

— Грамматика,

— Фонетика,

— Связная речь.

Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему).

1. Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.

2.Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца, выстраивание сюжета в логической последовательности — 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца, частичное нарушение логики изложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл.

3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях — 3 балла; использование только простых предложений — 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1 балл.

4. Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы, а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.

5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.

6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.

Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.

В разделе рассматриваются отдельные методики, выявляющие особенности владения ребенком лексикой, грамматикой, фонетикой родного языка. Некоторые задания, направленные на выявление умений строить связное высказывание разных типов (описание, повествование, рассуждение,одновременно выявляют и другие речевые умения:

— владение словарем (точность словоупотребления, использование разнообразных языковых средств разных частей речи);

— сформированность грамматического строя речи (построение предложений разных типов, согласование слов в роде, числе, падеже, понимание смысловых оттенков слова в зависимости от суффикса);

— владение звуковой стороной слова (знакомство со звуковой структурой слова, правильное звукопроизношение, развитие дикции, темпа речи, силы голоса).

Методика выявления понимания ребенком смысловой стороны слова.

Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слова им предлагаются разные задания:

Подбор синонимов предлагается в разных вариантах.Детям даются:

— словосочетания, в которых исходным словом является многозначный глагол или имя прилагательное (идет поезд, идет весна, идет снег; чистая посуда, чистая вода, чистый воздух);

— речевые ситуации, которые способствуют активизации лексики, поиску и выбору наиболее точного в смысловом отношении слова;

— изолированные слова, когда дети самостоятельно подбирают синонимы

Для выявления понимания смысла слов противоположного значения на подбор антонимов даются варианты заданий. Детям предлагаются:

— изолированные слова (глаголы и имена прилагательные);

— одновременный подбор синонимов и антонимов;

— словосчетания (те же, что и для подбора синонимов);

— сопоставления («Что бывает широким, а что бывает узким?»).

Оценка словосочетаний и высказываний по смыслу. Здесь выявляется сформированность точности словоупотребления, уровень осознанности смысловых отношений между словами. Задание на оценку высказываний по смыслу («Можно ли так сказать?») повышает требования к произвольности речи.

— правильные и неправильные словосочетания (например, легкий чемодан, тяжелый чемодан, трудный чемодан, или легкая задача, трудная задача, тяжелая задача и т. п. ;

— детские высказывания типа: Мамочка, я тебя громко-громко люблю; Папа, иди шепотом; Никак не могу рубашку из тела вынуть; Цветочки завяли. А когда они отвянут?

задания, требующие от детей проявления речевой активности, направленные на развитие произвольности речи, выявляют особенности понимания и владения значениями многозначных слов, а также синонимами и антонимами.Это следующие задания:

— составление предложений с многозначными словами;

— составление предложений со словами синонимического ряда;

— оценка (и исправление) словосочетаний и высказываний по смыслу;

— подбор синонимов к словосочетаниям; подбор антонимов к изолированным словам;

— подбор синонимов и антонимов к ситуациям;

определение значения слова;

— придумывание рассказов.

Выполнение этих заданий показывает степень языкового развития ребенка: как он понимает значение слова, умеет ли правильно по смыслу сочетать его с, другими словами.

Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников».

Младший возраст (3-4 года)

— Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослыми людьми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.

— Проявляет инициативу в общении со взрослым: обращается с просьбой, сообщением о своем состоянии, желании, об эмоционально значимом для него событии.

— Использует в общении общепринятые простые формы этикета: здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, оказанную 8 помощь, вежливо выражает просьбу, используя слово «пожалуйста».

— Проявляет интерес к общению со сверстником: привлекает его к совместной игре, сам охотно включается в игровое общение, проявляя речевую активность. Совместно со взрослым охотно пересказывает знакомые сказки, по просьбе взрослого читает короткие стихи. По вопросам воспитателя составляет рассказ по картинке из 3—4 предложений.

— Правильно называет предметы бытового назначения, объекты природы ближайшего окружения.

— Речь ребенка эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием. Слышит специально интонационно выделяемый воспитателем звук в словах и предложениях.

Но не у всех детей младшего возраста хорошо развита речь. И большинство из них просто повторяют за взрослым все слова (поэтому оценивать ребенка младшей группы по методике Ушаковой – не правильно).

В этом возрасте очень маленький словарный запас, и большинству детей очень трудно связать речь. Поэтому если работать по методике Ушаковой, то детей младшего дошкольного возраста лучше не оценивать, а учить их составлять рассказ по картинкам, и работать лучше маленькими подгруппами.

Проводя диагностику в группе детей 3-4 года. Большинство детей просто все повторяли за мной. Им было сложно дать имя кукле, если и давали, то без «Я бы хотел ее назвать…», или на кукле надето платье, кофта, колготки и не каких цветов мне не назвали!

Если по этой методике оценивать детей младшей группы, то у всей группы будет низкий балл.

По мной проведенной диагностике (я выбирала детей, которые активно учувствуют в занятиях, хорошо рассказывают стишки) всем я поставила по 1 баллу потому что с заданием никто не справился! Они просто повторяли за мной слово в слово

Источник

Л.А. Пеньевская

ВЛИЯНИЕ НА РЕЧЬ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ ОБЩЕНИЯ

С БОЛЕЕ СТАРШИМИ

…Объединенные учреждения нового типа обладают неиспользованными до настоящего времени возможностями общения детей разных возрастов.

Задачей нашего исследования было изучить эти возможности и определить педагогические условия, при которых общение положительно влияет на развитие речи детей третьего года жизни: развитие общительности, овладение навыками разговорной речи, расширение речевых функций. Следует подчеркнуть, что в опытных группах планомерно осуществлялось обучение, направленное на освоение программных требований.

Пользовались мы такими методами: наблюдение за словесным общением детей, возникающим в совместной деятельности, организация в быту, играх, на прогулках общения, направленного на развитие речи детей третьего года; контрольные занятия, дающие возможность сравнить уровень развития речи детей в начале и в конце опытной работы.

В начале нашей работы дети третьего года жизни, играя друг с другом, пользовались словом очень ограниченно. Это были восклицания, звукоподражания, произнесение слов: «дай», «кука», «моя». Играя рядом и даже объединяясь в какие-то периоды игры, дети обходились почти без речи.

Объединение с детьми более старшего возраста (пятый-шестой год), широко и разнообразно пользующимися словом, ставило маленьких детей в иные, более благоприятные_условия для восприятия речи и ее активизации. Старшие высказывали свои намерения в игре, сопровождали действия словами, обращались к маленьким с предложением. Это делало их участниками игр, способствовало развитию многообразных форм словесного общения, содействовало играм.

Воспитатель, руководя играми детей, мог свободно пользоваться словом, опираясь на опыт старших детей, активизировал положительные примеры речи.

Дети третьего года с радостью примыкали к играм старших, активно подражая их действиям и речи. Пятилетний Женя говорит: «Я гараж строю. У меня в гараже стоят машины». Сережа (двух с половиной лет) до этого просто возил автомобиль, произнося «тр-тр-тр». Услышав слова Жени и наблюдая его действия, Сережа окружает кирпичиками и свой автомобиль: «Я вот как строю. Моя машина в гараже стоит».

По примеру Жени Сережа начинает играть более содержательно и подробнее рассказывает о своей игре.

Старшие, подражая взрослым, часто поправляют маленьких. Малыш ошибочно назвал мелкую тарелку глубокой. Старший мимоходом показывает на тарелку и говорит: «Вот она, глубокая».

Играя со старшими, маленькие дети берут на себя привлекающие их роли. Например, в одной игре водителем сначала была пятилетняя Таня, за ней Дима (третий год жизни). Он тоже объявляет остановки: «Школа», «Слезть» (т.е. конечная). Старшие, активно участвуя в игре и заботясь о том, чтобы она протекала по правилам, часто напоминают маленьким, что надо делать.

Участие детей пяти-шести лет в подвижных и дидактических играх доставляло малышам радость, а нам помогало в решении педагогических задач.

Так, в игре «Пузырь» старшие дети регулировали движение. Маленьким было легче двигаться, повторять стишок, звукоподражание было более интенсивным и эмоциональным. Это же отмечалось при объединении детей в других играх: «Кто позвал?», «Чей домик?», «У медведя во бору». Нельзя не отметить, что речь быстро совершенствовалась, дети выговаривали слова более внятно и ясно.

В дидактических играх, самостоятельно организуемых детьми («Лото», «Волшебный мешочек» и др.), где роль воспитателя выполняет старший ребенок, педагогическая эффективность достигается лишь при соблюдении определенных правил и требований к речи старших. Если пустить игру на самотек, старшие иногда становятся слишком активными, подавляют маленьких или говорят торопливо, небрежно.

Общение со старшими детьми давало маленьким возможность дополнительно слушать связную речь.

Участие старших детей в рассказывании маленьким, показ игр-драматизаций, чтение стихов, рассказы из своего опыта, по картинкам расширяли эстетические впечатления, способствовали развитию вкуса, интереса к художественной речи. У детей третьего года жизни возникали Попытки участвовать в играх-драматизациях; выполняли

они самую несложную роль, опираясь на пример старших (так, при разыгрывании сказки Н. Павловой «Лягушка у колодца» маленькие Л ара и Сережа были птичками).

Опыт показал, что необходимо привлекать внимание старших детей к литературному материалу, доступному маленьким. Достигалось это при совместном слушании рассказов воспитателя, рассматривании картин, показе теневого театра. Эмоциональность маленьких слушателей способствовала тому, что старшие дети говорили и рассказывали выразительно.

Дети шестого года, играя с маленькими, подражали виденному и сами придумывали сценки с игрушками, которые малыши смотрели с радостью.

Желая привлечь к себе маленьких, старшие дети, не подготовленные к общению, рассказывали то, что в данный момент им самим было интересно, но совсем не подходило для малышей. Это лишний раз свидетельствует о необходимости контроля педагога.

Общение детей разных возрастов в быту детского сада возникает естественно. Старший ребенок отвечает на вопросы, просьбы маленького, сам спрашивает его, помогает, сопровождая свои действия словами («Вот мы и над ли рукавички-невелички»).

Воспитатель использует пример речи старших детей, следит, чтобы они говорили правильно, направляет к ним просьбы маленьких. Для воспитателей и старших детей обязательны вежливые формы речи, доброжелательный, приветливый тон. Если маленькие дети слышат это постоянно, они легко и прочно усваивают. В обращении к маленьким, старшие дети используют и применяемые в семье ласковые словечки, прибаутки, шутки. Это располагает маленького ребенка к общению, доставляет радость, обогащает речь.

Для развития словесного общения большое значение имели совместные прогулки. Во время прогулки старший часто вел за руку маленького и разговаривал с ним.

Впечатления давали пищу любознательности, побуждали к вопросам, вызывали на разговор. Реплики старших, их замечания расширяли кругозор малышей, вносили в их речь новые слова. Воспитатели использовали разговор старших для уточнения представлений маленьких, активизации их речи, развития мышления.

Маленькие дети радостно кричат: «Самолет, самолет.» Пятилетний Андрюша поправляет: «Это не самолет, это вертолет. У него пропеллер сверху».

Видя летающую муху, Вова (2 года 9 мес.) говорит: «Бабочка, бабочка!»

Саша (шестой год) замечает: «Это муха, видишь, у нее крылья прозрачные».

Старшим приятно, что они знают больше, и они готовы щедро делиться знаниями, которые не так давно приобрели сами.

Разговор и рассказы старших о виденном использовались для развития у детей третьего года способности понимания речи; возникали собственные попытки рассказывать, что свидетельствовало о расширении функций речи.

Опыт показал, что при систематическом общении детей интенсивно развивается речь маленьких. Они свободно и легко разговаривают с воспитателем, старшими детьми и друг с другом: отвечают, задают вопросы, откликаются на сказанное, сами в нескольких предложениях, в форме, понятной остальным, сообщают о своих переживаниях, полученных дома и в детском саду. Значительно активней и многообразней стала проявляться речь детей в играх. Наряду с активной игрой звуками, звукоподражанием они стали выражать свои игровые намерения, высказывали желания, сообщали о своих действиях. Появилась ролевая речь, что характеризует более высокий уровень развития игры.

Контрольные занятия — рассказывание по картинкам — показали значительные успехи в речевом развитии детей. Их рассказы, ответы на вопросы по картинкам аналогичного содержания выгодно отличались от рассказов детей этого же возраста, не находящихся в условиях общения.

Все дети опытных групп на предложение рассказать о нарисованных на картинке мальчике, девочке и т.д. говорили свободно и самостоятельно, не дожидаясь вспомогательных вопросов. Их рассказы состояли из нескольких заимосвязанных предложений (простых, простых распространенных, предложений с союзами и, а, а в отдельных случаях сложных предложений с союзом чтобы, потому что). Характерно значительное количество существительных и глаголов, что в большой мере обусловлено их собственной разнообразной деятельностью: играми, занятиями, наблюдениями. Нельзя не отметить внятность произношения слов, звуков. Почти все дети овладели шипящими, многие чисто произносили р.

 Для сравнения мы использовали материалы обследований объединенных учреждений при аналогичном задании.

Когда детям было предложено рассказать по картинке, из 60 ребят 8 не ответили ни на один вопрос, предложенный воспитателем; 20 отвечали на задаваемые вопросы односложно, пользуясь в ответах преимущественно существительными^ причем 8 детей назвали всего 2—3 предмета. В 18 случаях ребята, называя предметы, изображенные на картинке, использовали 1—2 предложения, состоящие из нескольких слов. И лишь 12 детей (20%) проявили в рассказе самостоятельность и активность, описав несколькими взаимосвязанными предложениями изображенное на картинке. Их рассказы, как и материал, полученный в нашем исследовании, свидетельствуют о больших возможностях детей третьего года жизни в овладении родным языком. При систематическом педагогически организованном общении эти достижения становятся достоянием всех детей.

Чрезвычайно важным было создание дружелюбных взаимоотношений, при которых старшие, заботясь о маленьких, с интересом относятся к совместной деятельности, стремятся доставить маленьким удовольствие, поделиться опытом, помочь научиться играть, рассказывать.

Воспитатель способствует тому, чтобы совместная деятельность была интересной для детей всех возрастов, доступной маленьким, воспитательно ценной; избегает навязчивого дидактизма или даже прямого подсказа детям вида

игры.

Чтобы речь старших воздействовала на речь маленьких, используются естественные поводы общения, а также специально организуемая деятельность старших, направленная на обогащение эстетических впечатлений и развитие речи детей третьего года жизни.

Печатается по изд.: Дошкольное воспитание. — 1963. — № 2. — С. 13-17.

Источник