Развитие речи современного ребенка
Анастасия Пашнина
Речевое развитие современного ребенка
Речевое развитие современного ребенка.
Уходят традиции, такие, как семейный ужин, за которым все могли бы поделиться новостями. Это способствовало не только развитию культуры принятия пищи, но и духовному сближению родных людей.
Отрицательным фактором, влияющим на развитие речи детей, является телевидение. Все меньше передач, демонстрирующих образцовую разговорную речь. Вместо этого с экрана доносятся непристойные выражения, упрощенные формы и т. п. Все это дети впитывают и употребляют в своей речи.
Дефицит общения современные дети восполняют общением в социальных сетях. Принятый сленг, в так называемой блогосфере, прост, он не требует построения сложных предложений. Постоянно общаясь со сверстниками таким образом, дети отвыкают от нормального разговора. Приходя в школу, они продолжают общаться с помощью мобильного телефона, что также предполагает свернутые фразы и выражения.
Если в детском саду развитию речи уделяется достаточное внимание, то в школе дети теряют приобретенные навыки речевого взаимодействия. Помимо этого все больше детей рождаются с различными отклонениями, влияющими на развитие речи в частности.
Между тем, решить проблему времени на общение со своим ребенком необходимо. Часто можно наблюдать следующую картину: вечером мама спешит домой, тащит ребенка за руку. Малыш возбужденно рассказывает о прошедшем дне, а мама лишь рассеянно кивает. Она не поддерживает разговор. Со временем ребенок привыкнет, что с ним никто не разговаривает. Нельзя допускать такое. По дороге домой возможно обсудить детские проблемы, увидеть что-то интересное, вспомнить стихотворение. Поднимаясь по лестнице, можно пересчитать ступени, закрепляя порядковый счет. Нужно привлечь ребенка к выполнению домашних дел, в процессе выполнения которых можно сделать акцент на речевое развитие ребенка. Совместное приготовление ужина позволит не только научить ребенка несложным действиям и обогатить словарь, но и сблизиться членам семьи.
Некоторые родители в первые годы жизни ребенка не придают особого значения тому, что малыш не может связно изложить свою мысль или желание. Часто роль речи в развитии ребенка недооценивается и не связывается напрямую с интеллектуальным развитием ребенка. Мама думает: «Вот подрастет и научится сам, в чем премудрость-то?». Но навыки правильной речи и богатый словарный запас не формируются самостоятельно.
В действительности развитие речи у детей тесно связано с самим развитием мозга, которое наиболее интенсивно протекает в первые три года жизни, и воспитанием, причем именно последнее оказывает определяющее влияние. Сам процесс развития мозга, заложенный от природы, основополагающего значения не имеет – то есть человек может обладать врожденными неплохими данными, но если воспитатели не создают условий для того, чтобы речевое развитие ребенка шло правильно, то интеллектуальное и психоэмоциональное развитие ребенка будет отставать от нормы с каждым годом все сильнее.
Исследования показали, что только посредством речи развиваются такие важные вещи, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности. Таким образом,
роль речи в развитии ребенка огромна. В то же время сам процесс развития речи у детей не сопряжен с какими-то большими временными и денежными затратами, ибо в основе развития речи лежит общение взрослого с ребенком.
В старшем возрасте упущения в речевом развитии выражаются в том, что ребенок не может вычленять звуки последовательно, затрудняется с различением звуков по мягкости – твердости; глухости-звонкости; ошибается при письме; не имеет сформированного навыка словообразования, не может правильно составлять и главное понимать грамматические конструкции, ошибается в расстановке ударений, падежей, родов. Это приводит к низкой успеваемости в школе и затруднению понимания учебного материала. Неумение пересказывать текст – следствие того, что развитие речи у малышей страдает. Без этого же навыка вообще невозможна успешная учеба в школе.
Этап за этапом: развитие речи у детей
Процесс развития речи начинается с первых дней жизни. Оказывается, именно речь взрослого является запускающим механизмом детской любознательности. Чтобы младенец заинтересовался предметом, увидел его, захотел с ним познакомиться, требуется, чтобы взрослый обратил на него внимание ребенка. И происходит процесс знакомства с окружающим миром через общение. Поэтому с рождения разговаривайте с малышом, озвучивайте все свои действия и манипуляции с ребенком – так стимулируется развитие речи у ребенка и формируется словарный запас, которым он начнет радовать через несколько месяцев. Не пеленайте и не кормите малыша молча. Говорите постоянно- «сейчас мы с тобой оденемся и пойдем гулять», «Малыш кушает» и так далее. Называйте предметы, улыбаясь – формируйте положительные эмоции и поощряйте активность в познании мира. Говорить с ребенком надо как можно больше и с разными интонациями.
При этом откажитесь от манеры сюсюканья и коверканья слов. Все эти «нас малыс» и «смотли какая биби» оказывают разрушающее влияние на формирование правильной речи – малыш привыкает к неправильному звукобуквенному ряду и впоследствии он будет испытывать трудности с правильным произношением слов. Каждое слово называйте правильно. Пусть вас до слез умиляет, как ребенок называет машину «бибикой», но сами вы говорите «машина».
С детьми до года можно играть со звуковыми игрушками. Спрячьте ее за спину или за какой-нибудь предмет и издайте ею звук. Ребенок начнет искать игрушку – это формирует слуховую активность и сосредоточенность. Ладушки и сорока белобока- тоже прекрасные игры для развития речи и мелкой моторики рук.
Учтите, что развитие речи у ребенка идет при живом общении. Передачи по телевизору, радио развитие речи не стимулируют, поэтому заменять ими общение со взрослыми не стоит.
Дети от года до двух начинают активно говорить. Рекомендации здесь те же – говорите с ребенком, играйте, правильно произносите слова сами, но не требуйте пока этого от малыша! Называйте все, что видите вокруг на прогулке, комментируйте свои действия.
После трех лет можно уже начинать играть с ребенком в дидактические игры, стимулирующие развитие речи ребенка. К примеру, уже можно пробовать подбирать слова, противоположные по смыслу – «длинный-короткий», рассматривать картинки и просить ребенка рассказать, что здесь нарисовано, попросить его придумать историю про тех, кто нарисован на картинках. После прогулки расспрашивайте ребенка – старайтесь, чтобы он рассказал, что он видел, где он был, что делал. Это формирует память и связную речь, учит внимательности.
Развитие связной речи.
Развитие речи детей, а именно связной речи предполагает умение говорить развернутыми предложениями, точно формулировать мысли, выстраивать логически рассуждения.
Связная речь начинает развиваться в период с 3 лет, а наиболее активно ее формирование протекает в 5-6 лет. В этот период чаще предлагайте малышу пересказать прочитанную вами сказку. Чтобы малышу поначалу было проще, можно прочитать рассказ два раза, если требуется – задать наводящие вопросы. Очень хорошим упражнением является рассказ с объяснением смысла прочитанного произведения. Попросите малыша рассказать, чему учит история, почему герои рассказа поступили так, как можно было еще поступить. Это учит ребенка мыслить, формулировать мысль, искать причинно-следственную связь. Вариантом упражнения может быть игра «объясни значение пословицы другими словами».
Игры в слова[i][/i]
Хорошо пополняют словарный запас и стимулируют развитие речи игры в слова: по очереди надо называть слова, причем игрок называет свое слово на ту букву, на которую закончилось слово, придуманное предыдущим игроком. Игра веселая и даже взрослому иной раз придется хорошо подумать.
Игры в рифму, «назови синонимы», «назови слова, противоположные по смыслу» также хорошо пополняют словарный запас и учат оперировать словами свободно. Можно на прогулке развлекаться с ребенком так – предложите догадаться, почему предмет называется именно так. Подорожник, колокольчик, самолет, небоскреб – почему их так назвали? Игра учит звукобуквенному анализу и словообразованию.
Со словами можно придумать множество игр самостоятельно – тогда у вас будут свои семейные игры, в которые будет интересно играть ребенку.
Учитель-логопед: Пашнина Анастасия Александровна.
Источник
Статья на тему:
«Особенности речевого развития у современных детей».
Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует выявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.
Проблема развития речи у современных детей день ото дня становится всё более актуальной. Почему? Основная причина этого — современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последнего десятилетия ХХ века; нынешние дети растут в совершенно другом, в десятки и сотни раз более насыщенном информационном поле. Они, как губка, впитывают информацию, которую современный мир предоставляет с избытком. Вовсе не удивительно, что наши дети так не похожи на нас. Каков современный ребёнок? Сегодня этим вопросом всерьез озадачены учёные.
Можно проанализировать сильные и слабые стороны социальной ситуации ребёнка, в которой протекает его развитие.
1. Сильные стороны современного дошкольника. Родители и педагоги, работающие с дошкольниками, считают, что современные дети в своем развитии намного опережают своих сверстников прежних лет. Они легко управляются со сложными техническими устройствами, такими как компьютер, мобильный телефон, домашняя бытовая электроника. Дети располагают достаточно обширными знаниями о различных сторонах жизни взрослых, смотрят много теле- и видеофильмов, имеют опыт путешествий с родителями в другие города и страны, зачастую более богатый, нежели многие взрослые. Сегодня дети намного раньше, чем прежде, знакомятся с основами грамоты – чтением, письмом, счётом. Уже двухлетним малышам нетерпеливые родители покупают «Азбуку» и вешают на стену алфавит в картинках. М эжл Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме, и, начиная примерно с 4-5 лет, детей начинают интенсивно готовить к школе. Большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления. Для сравнения: 40-50 лет назад большинство семилетних детей поступали в школу практически неграмотными, что, правда, не препятствовало успешному освоению ими учебной программы. Сегодня их внуки знают и легко делают то, что сами они освоили недавно и с большим трудом, например, навыки пользования электронной техникой. Разнообразные электронные устройства, в том числе и игрушки, окружают современных детей с самого рождения, и они начинают пользоваться ими так же легко и естественно, как нынешние взрослые учились в свое время пользоваться электроприборами. Своеобразный язык, на котором электроника «общается» с нами, труден для освоения только взрослым людям, а дети овладевают им органично, одновременно со всей лексикой современного им языка.
Наряду с сильными сторонами в развитии современных дошкольников отмечают и слабые. К ним они относят, прежде всего, физическое здоровье и развитие, слабость произвольной сферы, недостаточное развитие связной речи, неумение слушать и слышать другого человека, не только сверстника, но и взрослого. Воспитатели с большим стажем работы (свыше 30 лет) более скептично относятся к осведомленности современных детей: «Много знают, но не того, что нужно».
Психологические обследования старших дошкольников, будущих первоклассников, показывают, что сегодня к концу дошкольного возраста многие из них не достигают того уровня психологической и личностной зрелости, который необходим для успешного перехода на следующий – школьный – этап жизни. Так, познавательное развитие современных дошкольников заметно отличается от того, что рассматривалось в качестве возрастной нормы еще 15-20 лет назад. Нынешних дошкольников отличает слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации и, соответственно, недостаточная развитость слухового восприятия и понимания, более низкий уровень речевого развития, несовершенство коммуникативных умений и навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы.
Одной из причин снижения роли сюжетной игры в жизни современных детей стало развитие игрушки, которая воплощает все, что есть в реальной жизни, и все, что только выдумано людьми, но в реальности не существует. То, что не может быть воссоздано в предметной игрушке, легко имитируется компьютером: самолет, межпланетный корабль, даже древняя цивилизация.
Также наблюдается резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.
Педагогическая готовность к школе. Овладение навыками чтения, письма и счёта также относится к области приоритетных направлений развития детей дошкольного возраста. Сегодня практически все поступающие в школу дети умеют писать печатными буквами, а некоторые даже и курсивными. Что дает этот навык будущим школьникам? Облегчает ли он им освоение письма, способствует ли более быстрой выработке почерка? Имеют ли современные дети какие-либо преимущества перед своими дедушками и бабушками, поступавшими в школу в 40-50 гг. ХХ века совершенно неграмотными? Как ни удивительно, но у большинства сегодняшних первоклассников обнаруживается слабая готовность руки к письму.
Социальное взаимодействие. Доминирование компьютерных развивающих и обучающих программ в образовании современных дошкольников приводит к деформации опыта социального взаимодействия ребенка со взрослыми. Перед ребенком не стоит задача вычленить проблему или трудность, с которой он сталкивается при выполнении данного задания, сформулировать свой вопрос к взрослому, услышать и понять объяснения. Методом проб и ошибок он ведет молчаливый диалог с «умной» машиной, делая верные или неверные выводы относительно принимаемых решений.
Снизился уровень нравственного развития дошкольников. Многозначность и многовариантность современной жизни привели к размыванию нравственных ориентиров: дети не всегда ясно понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо»; старшие дошкольники хорошо знают разницу между плохим и хорошим, но не всегда считают нужным вести себя в соответствии с этим знанием; отмечается повышенная агрессивность современных детей, объясняя ее избыточным просмотром ими боевиков и приключенческих фильмов, увлечением агрессивными компьютерными играми. Итак, 10 отличительных особенностей современного ребёнка:
В минимально короткий пятилетний период, с 2008 года начиная, резко снизилось когнитивное (cognitiо — «познание») развитие детей дошкольного возраста.
Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать.
Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
Обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов.
Неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков.
Недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.
Как показывают полученные за 15 лет данные
(с 1997 г. по 2012 г.) существенно (почти в 2 раза) увеличилось число детей 6, 7, 8, 9, 10 лет с нарушениями речевого развития
(от 40 до 60% варьируясь в разных регионах).Серьезную тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних школьников учиться.
Обеднение и ограничение живого, тактильного общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности.
Всё больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.
Именно поэтому в настоящее время в дошкольной педагогике всё чаще встречаются проблемы развития речи у современных детей.
Сейчас нормы совершенно другие. И сейчас годовалых детей, говорящих 15-20 осмысленных слов, практически не найти. Почему? Что случилось? Почему не только современные годовалые, но даже трёхлетки еле-еле говорят? Что является причиной того, что дети плохо говорят?
Обследование речи дошкольников специалистами в разных регионах страны показало, что у значительного количества детей зафиксированы различные речевые дефекты. Системное недоразвитие речи современных детей характеризуется нарушениями звукопроизношения, недоразвитием фонематического анализа, аграмматизмами, нарушениями сложных форм словообразования, недостаточной сформированностью связной речи, трудностями понимания логико-грамматических конструкций, выраженной дислексией и дисграфией. Не говорящий двухлетний ребёнок, который приходит в детский сад уже не удивляет воспитателей.
Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. Здесь выявляются серьёзные речевые проблемы, которые тормозят процесс обучения, являются причинами дисграфии и дислексии. Исправить многие дефекты в речи детей начальной школы очень сложно, а иногда невозможно.
Таким образом, в современном мире хотя и заложены огромные резервы для развития каждого ребёнка и становления его личности, но в последнее время они не всегда правильно используются. Реализовывать эти резервы необходимо в специфических формах деятельности, которые в наибольшей мере соответствуют потребностям и возможностям современного ребёнка. Это разные виды игр, конструирование, изобразительная деятельность, общение со взрослыми и сверстниками и т. д.
Но главное, что должны понять взрослые: невозможно в воспитании современного ребёнка применять подходы и методы, бывшие актуальными 20, 30, 40 и 50 лет назад. Каждое новое поколение уникально, и каждый конкретный ребенок неповторим. Так что залогом успеха родителей будет индивидуальный подход, внимательное отношение к ребенку и позитивный настрой.
Источник