Развитие речи ребенка затулина
ББК 74.100.5
3 56
3 56 Затулина Г.Я.
Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. Методи
ческое пособие — М.: Центр педагогического образования, 2015. —
144 с.
ISBN 978-5-91382-100-3
Предлагаемое методическое пособие предназначено для педаго
гов дошкольных образовательных организаций. Это пособие — сн
еге матизированный сборник комплексных занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и природой, художе
ственной литературой детей второй младшей группы.
Разработано в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
ББК 74.100.5
© Затулина Г.Я., 2015
© ООО «Центр педагогического образования», 2015
ISBN 978-5-91382-100-3
ББК 74.100.5
3 56
3 56 Затулина Г.Я.
Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. Методи
ческое пособие — М.: Центр педагогического образования, 2015. —
144 с.
ISBN 978-5-91382-100-3
Предлагаемое методическое пособие предназначено для педаго
гов дошкольных образовательных организаций. Это пособие — сн
еге матизированный сборник комплексных занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и природой, художе
ственной литературой детей второй младшей группы.
Разработано в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
ББК 74.100.5
© Затулина Г.Я., 2015
© ООО «Центр педагогического образования», 2015
ISBN 978-5-91382-100-3
о
о
€ш ауётЫш
Вы держите в руках систематизированный сборник комплексных снятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, природой и художественной литературой для детей 3—4 лет — второй младшей группы детского сада.
Комплексные занятия по развитию речи разработаны автором
I .Я. Затулиной, преподавателем методики развития речи. Девиз заня-
I ий — «Учить, играя».
Комплекс — это объединение на одном занятии всех основных видов деятельности детей, при ведущей — речевой. Задачи развития речи определены в программном содержании и реализуются на про
тяжении всего занятия, которое состоит из 5 частей.
Первая часть — начало занятия — готовит детей к восприятию нового — знакомство с предметами ближайшего окружения, природой, художественной ли
тературой.
Вторая часть
—
прямое обучение речевым навыкам с ис
пользованием перечисленных средств — это основная часть занятия, на которую отводится 10 минут учебного времени. Далее идет смена деятельности —
подвижная, игровая, в которой идет закрепление зна
ний, умений, навыков на знакомых дидактических играх. Заканчивает
ся занятие плавным переходом к разнообразной деятельности, свя
занной с темой занятия —
музыкальной, изобразительной и т. д. Это придает занятию эмоциональное завершение. В целом занятие воспри
нимается, как маленький сценарий на одну тему. Такие занятия ма
лышей не утомляют, так как идет постоянная смена деятельности.
Дети играют и учатся одновременно. Выбор темы приближен к вре
мени года и к конкретному месяцу. Художественная литература для занятий подбирается из произведений русской классической детской литературы. Комплексные занятия эффективны, если педагоги будут проводить работу по их подготовке ежедневно вне занятий и с учас
тием методиста, музыкального руководителя, старших детей!
Благодарю моих коллег за помощь в подготовке материалов книги.
3
Это практические работники — педагоги, методисты, заведующие дошкольными образовательными организациями, студенты:
Нашивочникова Л.Ю., Субботкина С.В., Буланова И.Н., Козло
ва О.В., Новикова Н.М., Старжевская Л.В., Маркова А.И. и многие другие. Всем большое спасибо.
Желаю успехов!
Тема: «МАША И МЕДВЕДЬ»
Рассказывание русской народной сказки
Программное содержание
❖ Учить детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действий, понимать содержание.
❖ Учить отвечать на вопросы по тексту.
❖ Развивать мышление, память, выразительность речи.
❖ Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
❖ Индивидуальная работа.
Предварительная работа
Рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.
Приготовить игрушки: мишку, куклу, диван, шапочки медведей для каждого ребенка, платочек.
Ход занятия
Педагог.
Дети, отгадайте загадку.
Зверь лохматый, косолапый
Он сосет в берлоге лапу.
(Медведь)
А вот и он!
Достает игрушку — медведя. Где живет медведь? — в лесу. Вот из леса он к нам и пришел. А что с ним приключилось, я расскажу вам сказку «Маша и медведь».
Рассказывает сказку нетороп
ливо, выразительно.
—
Понравилась вам сказка? Мишка, все так и было? Как сказка называется?
— Как Маша в лес попала?
—
Что случилось с Машей? Как она звала подружек? Дети говорят ау, ау, ау. Она их аукала, но они не отозвались, Маша заблудилась.
— Куда она пришла? Кто жил в избушке?
—
Что делала Маша у медведя?
— Что придумала Маша, чтобы от медведя сбежать?
Помогает
детям составить рассказ по наводящим вопросам, объясняет слово
«короб».
5
— Как медведь шел по лесу и что хотел сделать? Что он говорил?
— Как отвечала ему Маша?
— Что случилось в деревне?
— Где нашли Машу бабушка и дедушка?
Педагог рассказывает
сказку еще раз. Вот как хорошо все закончилось!
Педагог
прикладывает Мишку к уху. Дети, Мишка сказал, что хо
чет с вами поиграть. Вы будете все маленькими медвежатами. Одевает всем шапочки.
Дети двигаются, как медвежата со словами,
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет,
Вот упала шишка Мишке прямо в лоб,
Мишка рассердился и нотою топ!
Мишка.
«Какие хорошие у меня медвежата, такие косолапые, как я!»
Педагог
достает куклу. А вот и Маша пришла! Она тоже хочет с вами и Мишкой поиграть.
Ставит диван, усаживает Машу. Мишка будет прятаться, а мы будем с Машей его искать.
Прячет Мишку за
диван, и все ищут Мишку за диваном, перед диваном, слева, справа.
Дети проговаривают слова с предлогами.
Педагог.
Молодцы! Посмотрим, как Маша разговаривала с медве
дем в лесу.
Драматизация сцены. Педагог назначает детей на роли,
одевает Маше платочек, а Мишке шапочку. Меняет детей. Играют
2 пары. Педагог оценивает выразительность исполнения ролей.
Тема: «СЮРПРИЗ ОТ БУРАТИНО»
Рассматривание игрушек
Программное содержание
❖ Учить детей рассматривать игрушки, называть цвет, форму, размер, свойства материала.
❖ Активизировать в речи слова, обозначающие предметы, детали его, свойства и качества, вводить новые слова, обозначающие эти свойства и качества, а также понимание обобщающего сло
ва — игрушки.
❖ Учить отвечать на вопросы педагога, говорить в нормальном темпе.
❖ Воспитывать бережное отношение к игрушкам и привычку уби
рать их на место после игры.
❖ Индивидуальная работа.
6
Предварительная работа
Игры с игрушками и индивидуальное их рассматривание в процес
се игры. Подбор игрушек для складывания их в красивую коробку.
Ход занятия
Педагог
вводит детей в группу из раздевальной комнаты. На столе
стоит коробка. Удивленным голосом говорит:
—
Что это за коробка?
Кто ее принес? А вот и открытка. Кто ее прислал? Сейчас узнаем.
Читает: — Эта посылка — мой сюрприз. Ваш друг Буратино. А где же он? —
продолжает Педагог. Вот шалунишка. Прислал посылку, а сам исчез. Давайте посмотрим, что в посылке. Садитесь удобно.
Педагог.
Как много игрушек прислал нам Буратино! Саша, достань машину. Что ты достал? — машину. Молодец! Садись. Посмотрите на машину и скажите: Что есть у машины?
Педагог показывает части,
дети называют каждую часть, подходят по вызову к столу, показыва
ют ее и снова называют, одновременно называя и цвет. Кабина крас
ная, синий кузов, колеса черные.
— Какой формы колесо? Ребенок подходит, обводит пальцем коле
со и говорит — круглое. Педагог объясняет. Колеса круглые, поэтому машина катится, едет. Попробуй, Вова, как машина едет.
Ребенок
демонстрирует и говорит: Машина катится, едет. Вова, — обращается
педагог — подержи машину. Она легкая или тяжелая? — тяжелая, потому, что сделана из железа, она железная, а колеса — резиновые.
Потрогай — они упругие и твердые.
Новые слова дети повторяют
хором и индивидуально. Педагог обобщает все в коротком рассказе. Это грузовая машина, она перевозит грузы, поэтому у нее большой си
ний кузов, кабина красная и большие резиновые колеса.
Предлагает
повторить рассказ 1—2 детям. Далее дети по одному достают другие
игрушки, по той же схеме идет их рассматривание.
—
Это мяч.
Рас
сказ о нем можно заменить стихотворением А. Барто:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой
Не угнаться за тобой.
Далее дети рассматривают пирамидку, снимая колечки, называя
цвет и величину. А затем одевают колечки. Все действия сопровожда
ются называнием цвета, размера в сравнении, материала — деревянная
пирамидка, деревянные колечки. Рассказ педагога о пирамидке. — Это деревянная пирамидка, у нее есть палочка, на которую надевают
7
разноцветные колечки: красные, желтые, синие. Сначала большое кольцо, а потом поменьше, еще меньше, а последнее самое малень
кое и затем верхушечка. Какая красивая пирамидка!
Этот рассказ
тоже может повторить ребенок, как и стихи о мяче, если кто-то из
детей его знает.
Далее педагог опускает руку в коробку и там начинает качать
Неваляшку. Раздается звон. — Кто же в коробке спрятался? — Нева
ляшка.
Давайте встанем и вместе с Неваляшкой споем песенку:
сл.
3. Петровой, муз. 3. Левиной «Неваляшки»
Дин-дон, дин-дон раздается перезвон.
Мы милашки, куклы-неваляшки
Куклы-неваляшки, яркие рубашки.
Дети танцуют со словами текста. — Молодцы!
Педагог
усаживает детей, наклоняется к коробке, прислушивается.
—
Ой, кто это? A-а, это ты, шалунишка, вылезай!
Буратино.
А вот и я! Здравствуйте, ребята! вам понравился мой сюрприз? Я знал, что вам понравятся мои игрушки. Давайте с ними поиграем!
Дети с Буратино играют в игру «Чего не стало».
Педагог обращается к Буратино и предлагает ему послушать стихи
об игрушках. Дети рассказывают стихи А. Барто из сборника «Игруш
ки». Буратино прощается с детьми. Детям педагог предлагает поиг
рать с любимыми игрушками.
Тема: «МОЙДОДЫР» К.И. Чуковский
Чтение произведения
Программное содержание
❖ Учить слушать новую сказку, следить за развитием действия, сопереживать герою произведения.
❖ Развивать активный словарь детей, употреблять в речи знако
мые слова, обозначающие названия предметов, их качества и действия с ними.
❖ Развивать внимание, память, умение повторять за педагогом короткие фразы и стихи.
❖ Воспитывать интерес к книгам и иллюстрациям, желание их рассматривать и обмениваться впечатлениями.
❖ Индивидуальная работа.
8
Предварительная работа
Чтение детям и рассматривание иллюстрации, обмениваясь впе
чатлениями. Рассмотри вание предметов для умывания. Приготовить куклу-мальчика с набором одежды и все предметы для купания.
Ход занятия
На столе педагога предметы: мыло, губка, полотенце.
Педагог.
—
Дети, для чего нужны эти предметы? Мыло? Губка? Полотенце?
11равильно, мыться с мылом губкой и сухо вытираться полотенцем.
А вот один мальчик не хотел мыться, быть чистым, и с ним случи
лась одна история, про которую написал К.И. Чуковский в стихотво
рении, которое называется «Мойдодыр». Послушайте.
Читает вырази
тельно.
Педагог.
Понравилась история? Что надо делать, чтобы такого не случилось?
Дети повторяют вместе с педагогом слова.
Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам стыд и срам! Стыд и срам!
Поиграем? Я буду мочалка
(надевает на руку перчатку-мочалку), а вы — детки, которые не хотят мыть руки. Я вас буду догонять, а вы от меня убегайте. Кто сядет на стульчик, того мочалка не догонит.
Играют 23раза. Молодцы!
Педагог
продолжает. Ой, кто это меня за ногу дергает? Смотрит
под стол. Вынимает куклу-мальчика в трусиках с пятнами грязи. Ваня!
Какой ты чумазый, где ты так испачкался? Кто за тобой гнался? Ты перепуган и прячешься, от кого?
Ваня.
От Мойдодыра, его мочалок и мыла. Не хочу мыться!
— Дети, давайте вымоем Ваню, он будет чистым. Что надо сде
лать?
Педагог открывает салфетку, а под ней все, что надо для купа
ния. Дети подходят, берут предметы, действуют с помощью педагога,
называя их и действия с ними.
— Вымыли Ваню!
И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.
А за ними пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»
Дети одевают Ваню, также называют вместе с педагогом предме
ты одежды и действия с ними.
—
Чтобы сказал Ване теперь Мойдодыр?
Дети повторяют слова
вместе с педагогом.
9
Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!
Дети повторяют слова. Надо, надо умываться по утрам и вечерам…
Педагог читает конец стихотворения: «Да здравствует мыло ду
шистое…»
до конца.
Педагог.
Дети, я оставляю эту книжку в уголке книг, и вы по
смотрите картинки.
Тема: «ИГРА С КУКЛОЙ»
Рассматривание картины из серии Е. Батуриной
Программное содержание
❖ Учить детей рассматривать картину, понимать ее содержание.
❖ Учить отвечать на вопросы по содержанию картины.
❖ Уточнять названия и назначение предметов одежды и умываль
ных принадлежностей.
❖ Воспитывать умение играть дружно, оказывая взаимопомощь.
❖ Индивидуальная работа.
Предварительная работа
Наблюдения за трудом взрослых. Принимать посильное участие в труде.
Игры с игрушками. Рассматривание иллюстраций, картинок. При
готовить все необходимое для игры «Чего не стало» и для стирки кукольной одежды.
Ход занятия
Входит помощница и приносит куклу Катю всю перепачканную.
Педагог.
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки, на локтях дорожки…
Кончик носа черный, будто закопченный…
А. Барто
Кукла. Я
бежала, бежала и упала, вся перепачкалась!
Педагог.
Видим, но ты успокойся. Дети, что надо сделать, чтобы
Катя была чистой? — ее надо вымыть мылом. Попросим Анну Григорь
евну помочь Кате умыться и поменять одежду.
Помощница уносит кук-
10
/ / у . А мы посмотрим, как купают дети своих кукол. Поворачивает кар
тину изображением к детям, дает время ее рассмотреть, обменяться
впечатлениями. Затем ведет целенаправленное рассматривание.
— Что дети делают? — купают куклу.
— Кто купает куклу? — девочка. Как ее зовут? — Оля.
— Кто ей помогает? — мальчик. Как его зовут? — Вова.
— Посмотрите на Олю. Что Оля надела, чтобы не замочить пла
тье? — фартук. Лена, подойди, покажи Олю и расскажи, во что она одета.
Ребенок с помощью педагога называет предметы одежды. —
Хорошо!
—
Чтобы искупать куклу надо ее раздеть. Посмотрите на стул. Ка
кую одежду сняла Оля с куклы?
Подходит к картине ребенок и назы
вает предметы одежды.
—
Теперь можно купать куклу. Куда посадила
Оля куклу? — в таз. А какую водичку налила? — теплую. Правильно.
— Что Оля приготовила для купания? Посмотрите на табуреточку.
Ребенок подходит, показывает предметы, называет их, говорит, что
ими надо делать.
—
Вымыла Оля куклу. Поливает ее из кувшина чистой, теплой водичкой. Как вы думаете, о чем она просит Вову? Вова, подай поло
тенце вытереть куклу.
— А потом что они будут делать? — одевать в чистую одежду.
Хорошо играют с куклой дети? — хорошо, дружно.
Послушайте, я расскажу вам про Олю и Вову, как они купали куклу.
Оля решила искупать свою куколку. Попросила Вову ей помочь.
Она приготовила таз с теплой водой, мыло, губку, кувшин с чистой водой, полотенце. Вова помог снять одежду с куклы и посадить ее в тазик. Оля искупала куклу, полила ее чистой водой из кувшина и попросила Вову подать ей полотенце. Потом они вместе надели на куколку чистую одежду. Как хорошо играть вместе!
Дети, помните как у Чуковского в «Мойдодыре» сказано.
Читают
все хором.
Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А немытым трубочистам стыд и срам! Стыд и срам!
Далее педагог читает этот отрывок до конца.
Помощница вносит чистую Катю.
Катя. Я
теперь чистенькая, меня Анна Григорьевна помыла, спа
сибо ей!
Хотите со мной поиграть?
Дети играют в музыкальную игру «Пляс
ка с куклой» Автор Т. Ломова, русская народная мелодия.
Дети на одной стороне комнаты — это их дом.
11
Кукла манит их ручкой к себе, дети идут к ней гурьбой, потом
топают ногой, подпрыгивают на 2-х ногах, кружатся, а с окончанием
музыки убегают. Кукла их догоняет. Повторяют 2—3 раза.
Педагог.
Катя, посмотри, как дети играют.
Игра «Чего не стало» с
умывальными принадлежностями.
Педагог предлагает Кате постирать ее одежду. Привлекает детей
к работе и непринужденно разговаривает с теми детьми, которые
малоактивны на занятии.
Тема: «ПЕТУШОК, ПЕТУШОК…»
Заучивание потешки
Программное содержание
❖ Учить детей читать наизусть потешки.
❖ Вырабатывать правильный темп речи, силу голоса, говорить спокойно.
❖ Развивать внимание, память.
❖ Воспитывать интерес к русскому фольклору.
❖ Индивидуальная работа.
Предварительная работа
Использовать малые литературные формы — стишки, потешки, прибаутки в повседневной жизни: в умывании, одевании, приеме пищи и т. д. Приготовить игрушку-петушка. Атрибуты для подвиж
ной игры.
Ход занятия
Дети сидят полукругом на стульях. У педагога на столе петушок.
Педагог.
Дети, посмотрите, кто это? Как он кричит?
Читает по
тешку.
Петушок, петушок
Золотой гребешок
Масляна головушка,
Шолкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Читает потешку и показывает на гребешок, бородку, гладит.
— Какой красивый петушок. Голосисто поешь. Как поет петушок? — ку-ка-ре-ку!
Иди, Оленька, покажи, где у петушка гребешок, головушка, бо
родушка.
Ребенок показывает, а педагог читает строчки. Вызывает
еще 2-3 детей.
—
Петя, спроси петушка: «Что ты рано встаешь?».
Ребенок за педагогом повторяет строчки. Вызывает еще 2—3 детей.
Поощряет детей, одобряет. Читает потешку еще раз вместе с ребен
ком, который быстро запоминает.
—
Петушок очень доволен, как вы о нем рассказывали, молодцы!
— Послушайте рассказ К.Д. Ушинского про петушка и его семью.
Читает рассказ «Петушок с семьей».
—
Дети, какая семья у петушка? Петушок — папа, курочка — мама, а цыплятки — детки. Как курочка зовет цыпляток к себе? — ко-ко-ко. А как пищат, отзываются цыплятки? — Пи-пи-пи.
Давайте поиграем. Петушок будет Коля, я курочка, а вы цыплятки.
Вы бегаете, клюете зернышки, когда позовет вас петушок. А когда я мае позову, бегите ко мне.
Игра повторяется 3—4раза. Молодцы!
Петушок, мы споем тебе песенку.
Дети поют русскую народную
прибаутку «Петушок» в обр. М. Красева.
перейти в каталог файлов
Источник
Г. Я. Затулина
Биографии писателя Г. Я. Затулина пока нет.
Если Вы хорошо знакомы с жизнью и творчеством этого автора, Вы можете помочь проекту,
добавив его биографию
.
Ниже Вы найдете все книги автора, представленные в нашем каталоге книг.
Используя вкладки, Вы можете посмотреть не только книги, но и рецензии
участников проекта на книги автора, цитаты из его книг. Вы также можете задействовать сортировку,
с помощью которой можно посмотреть самые популярные, читаемые или рецензируемые произведения
автора Г. Я. Затулина.
- Книги писателя
- Цитаты из книг
Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. Методическое пособие
Предлагаемое методическое пособие предназначено для воспитателей дошкольных образовательных организаций.
Это пособие — систематизированный сборник комплексных занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и природой, художественной литературой детей второй младшей группы.
Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа
Методическое пособие представляет собой занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим, природой и художественной литературой. Оно предназначено для работы воспитателя с детьми третьего года жизни, т.е. первой младшей группы.
Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте
Пособие предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей и педагогов, индивидуально занимающихся подготовкой детей к школе. Всем кто искренне заинтересован в успехе обучения ребенка, правильно читать и грамотно писать. Все конспекта систематизированы по трем…
Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Старшая группа
Это пособие — систематизированный сборник комплексных занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и природой, художественной литературой.Оно составлено в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой…
Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа
Пособие представляет собой конспекты занятий по развитию речи на основе ознакомления с окружающим, природой и художественной литературой. Оно предназначено для детей третьего года жизни, т.е. первой младшей группы. Пособие составлено в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском…
Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Вторая младшая группа
Предлагаемое учебное пособие предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Это пособие — систематизированный сборник комплексных занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и природой, художественной литературой детей второй младшей группы. Оно составлено в…
Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Средняя группа
Это пособие — систематизированный сборник комплексных занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и природой, художественной литературой детей средней группы. Предлагаемое учебное пособие адресуется воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам, работающим по…
Источник