Развитие речи ребенка в средней группе детского сада
Показаны публикации 1-10 из 4435.
Все разделы
| Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД
Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе компенсирующей направленности «Домашние птицы»
Цель: Формирование у детей системы элементарных экологических знаний о домашних птицах. Задачи: Образовательные: — Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц и обобщающего понятия «домашние птицы». — расширение словаря по теме (петух,…
Конспект занятия по развитию речи «Страна добрых сказок» в средней группе (4–5 лет)
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Страна добрых сказок Подготовила воспитатель Дададжанова Г.Б. 2020г. Цель: способствовать развитию связной речи посредством театрализованной деятельности. Воспитывать устойчивый интерес к театрально — игровой деятельности….
Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД — Конспект НОД по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Путешествие в деревню Простоквашино»
Публикация «Конспект НОД по развитию речи детей младшего дошкольного возраста…»
Цель: Закреплять знания детей о домашних животных. Задачи: Образовательные: Учить детей правильно называть детёнышей домашних животных. Развивающие: Развивать память, воображение, мелкую моторику рук. Формировать навыки развития пальчиковых игр, умение применять их в любой…
Конспект ООД для детей младшего дошкольного возраста по речевому развитию «Расти, репонька, крепка, до мышиного хвоста!»
Цель: развитие речевых способностей детей в разных видах детской деятельности. Задачи: Обучающие: 1. формировать умение интонационно выразительно, воспроизводить слова и фразы в процессе совместного пересказа русской народной сказки «Репка»; 2. обогащать и активизировать…
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о питомцах»
Программное содержание: Учить составлять описание игрушки, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта. Обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушек, их свойств, действий, которые с ними…
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Птицы»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Образовательная область: Речевое развитие. Тема: «Птицы» Программные задачи: Обогащение словаря, закрепление умений сравнительного анализа, развитие речемыслительной деятельности. Развитие…
Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД — Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Описание овощей»
Статья «Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Описание…»
Цель: Формирование представлений детей о полезной пище; об овощах, полезных. Обучающие: 1. Формировать первоначальные представления о витаминах А, В, С. 2. Различать продукты питания (овощи, фрукты. 3. Познакомить, как витамины влияют на организм человека. 4. Активизировать…
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цели: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка- сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, побуждать детей к самостоятельному инсценированию сказки. Задачи: Учить детей участвовать в беседе,…
Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе на тему «Звук [Ж]»
Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе. Тема: «Звук «Ж». Цель: совершенствовать умение произносить звук Ж. Задачи: Упражнять детей в правильном произношении звука «Ж»: изолированно, в слогах, в словах. Развивать фонематический слух: учить слышать звук «Ж» в…
Конспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка» в средней группе
Развитие речи: «Русская народная сказка» Цель: Формирование у детей чувство любви к русскому фольклору, через чтение, рассказывание русских народных сказок. Образовательные: -формировать умения у детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы…
Источник
Развитие речи детей 4 – 5 лет
Развивая речь –
мы вступаем на путь познания
Развивая мысль –
мы приближаемся к знанию
А. П. Кондарев
Речевое развитие — одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.
Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5 – ти годам:
• приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей) ;
• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ;
• речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).
Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.
В возрасте 4 – 5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.
Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.
На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!
1) Развитие интонационной выразительности речи.
Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.
2) Художественное слово в воспитании дошкольников.
Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.
3) Речь и мелкая моторика рук.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач развития речи.
А в заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь — результат общения взрослого с ребенком!
Развиваем речь, играя
(домашняя игротека)
Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во – первых, выражает свое отношение к окружающему, во – вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т.п.); взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом ребенок не только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но увидит в лице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы ни были заняты родители, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах.
Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно – психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью. Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним.
«Я заметил»
По дороге из детского сада (в детский сад).
«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
«Давай искать на кухне слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
«Угощаю»
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Приготовим сок»
«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»
«Доскажи словечко»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:
— Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;
— Медведь осенью засыпает, а весной…
— Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
— Мокрое бельё развешивают, а сухое…
— Вечером солнце заходит, а утром…
«Отгадай, кто это»
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:
— Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
— Бодается, мычит, пасётся?
— Крадётся, царапается, мяукает?
— Шипит, извивается, ползает?
Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
«Отгадай предмет по его частям»
— Четыре ножки, спинка, сиденье.
— Корень ствол, ветки, листья.
— Носик, крышка, ручка, донышко.
— Корень, стебель, листья, лепестки.
«Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро).
«Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.
«Исправь ошибку»
Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.
«Перепутанница»
«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло – во – сы (волосы), ле – ко – со (колесо), по – са – ги (сапоги) и пр.)»
Источник
Елена Валентиновна Лозбенева
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Наш детский сад»
онспект НОД по развитию речи в средней группе
Тема: «Наш детский сад»
Лозбенева Е. В.
Образовательная область: развитие речи.
Интеграция: Художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
1.Образовательная: учить детей знать имена и отчества всех сотрудников д/с; закреплять у детей названия профессий.
2. Развивающая: продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения; развивать у детей речевую активность на занятии.
3.Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к сотрудникам д/с; воспитывать бережное отношение к детскому саду.
Программное содержание:
Расширять у детей представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности.
Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками,
Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении детского сада;
Формировать уважения к труду сотрудников детского сада
(воспитатель,мл., воспитатель, музыкальный руководитель, повар, медсестра, заведующая).
Обогащать словарный запас глаголами: учить, заниматься, варить, лечить, готовить, играть, составлять, считать, петь, заботиться.
Развивать слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого, логическое мышление — узнавать действия по характерным движениям через занятия;
Пополнять словарь детей на основе улучшения знаний за счет имени существительных (спальня, раздевалка.)
Воспитывать уважение к труду взрослых и желание им помочь.
Прививать детям любовь к своему детскому саду, симпатию к товарищам.
Предварительная работа:
Беседы о профессиях с использованием фотографий;
Экскурсии по детскому саду (кухня, кабинет заведующей, кабинет медсестры);
Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья», «Больница»;
Чтение художественной литературы: «Все работы хороши», «Я иду в детскийсад».
Работа с родителями:
Просмотр передачи «Спокойной ночи, малыши»;
Рассказ родителей о своем месте работы.
Демонстрационныйматериал: картинки с профессиями людей.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель:Посмотрите-ка, ребята,
В гости к нам пришли зверята
Ребята вы узнали их, кто это?
Дети:Зайчик и мишка.
Воспитатель:Да, только что-то они невеселые, расспрошу я – что случилось.
Зайка:Мы на полке лишь сидим,
На игры детские глядим
Хотим мы в игры поиграть
И про детский саду знать!
Воспитатель:Ребята, а давайте зверюшкам расскажем, что представляет собой детский сад.
Воспитатель: послушайте стихотворение про д/с
Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.
Детский сад — второй наш дом.
Как тепло уютно в нем!
Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете! (Г. Шалаева.)
Расскажите,ребята, как называется наш детский сад?
Дети: «Светлячок»
Воспитатель:Из чего построен детский сад?
Дети: – Из кирпичей
Воспитатель:В. – Значит здание какое?
Дети: Кирпичное.
Воспитатель:Сколько этажей в нашем детском саду?
Дети: Три
Воспитатель: Как называется наша группа?
Дети: «цветик — семицветик» средняя группа
Воспитатель: – На каком этаже наша группа?
Д. – На втором
В: Какие помещения есть в группе? Покажите.
Что делают в раздевалке, в спальне, в группе, в умывальной комнате?
В саду надо жить дружно не ссориться, называть друг друга по имени.
Воспитатель: Кто гуляет с детками, занимается, играет, читает сказки?
Дети: как зовут воспитателей?
В: Кто помогает воспитателю? (няня, помощник воспитателя)
Кто еще работает в нашем д/с?
(повар, медсестра, врач, плотник, муз руководитель, физ., работник.) чем они занимаются?
Воспитатель: Дети, как зовут музыкального руководителя, физ., работника, плотника…
Воспитатель: Детский сад веселый, славный!
Ну, а кто здесь самый главный,
В кабинете кто сидит?
Всеми кто руководит (заведующая)
Воспитатель:Как зовут нашу заведующую?
Дети: Светлана Викторовна
Воспитатель:Что вы знаете о работе заведующей детским садом?
Дети:Заведующая заботится о том, чтобы в детском саду была красивая мебель, игрушки, чтобы нам здесь было хорошо.
Воспитатель: Зайка и Мишка очень много узнали о нашем детском садике и о тех, кто в нем работает.
Воспитатель: Ребята нам пора прощаться с Зайкой и Мишкой.
Дети:До свидания
Рефликсия: Вот сколько людей разных профессий работают в нашем д/с. Все вместе они заботятся о вас. А мамы и папы были за вас спокойны. Вас здесь очень любят. Ребята, понравилась ли вам наши гости? А что вы им рассказали о нашем детском садике? Пригласим еще к нам Машу и Зайку? (ответы детей!
Источник