Развитие речи ребенка в ситуации его общения со взрослым
Развитие активной речи детей в процессе общения со взрослыми.
Основы формирования речи закладываются с первого дня жизни. Давно замечено, что все малыши с особым интересом относятся к человеческой речи. Они с интересом прислушиваются к ней и в дальнейшем пытаются повторять отдельные звуки. Так начинается долгий путь к освоению языка. Конечно, для развития речи новорожденного можно и не прилагать усилий. Достаточно просто разговаривать с ним. Ведь дети уже с первых недель жизни безошибочно выделяют голос матери среди всех остальных голосов и с удовольствием пытаются общаться. Но всё же можно и ускорить этот процесс, тем более, что это совсем несложно.
Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослыми. Общение является важнейшим условием развития ребенка в процессе онтогенеза — развития как внутреннего (личностного, эмоционального, мотивационного), так и внешнего (двигательная активность, общий статус развития и др.). Полноценное общение между взрослыми и ребенком не только способствует ходу нормального развития, но и может быть «лекарством» при неблагополучном генетическом фоне.
Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения. В общей психологии общение понимается как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, целью которой является обмен информацией, познание людьми друг друга, познание человеком самого себя (А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев). Межличностное общение — непременное условие и одновременно порожденный жизненными потребностями человеческого общества гибкий и многоцелевой механизм формирования личности ребенка в ходе усвоения им социально — исторического опыта. (Н.А. Березовин). Речь возникает и развивается как средство общения ребенка с другими людьми. Если у ребенка нет потребности в общении с окружающими, если он не тянется к разнообразным контактам с близкими людьми, речь возникнуть не может. Уже не раз в науке и практике воспитания было показано, что количество и качество эмоционального, или ситуативно-личностного, общения со взрослым существенно влияет на сроки появления первых слов, темпы речевого развития ребенка.
Ребенок слышит речь постоянно. Взрослые не только обращаются к ребенку, но и много разговаривают в его присутствии. К тому же звуковая среда, окружающая современного ребенка, буквально пропитана речевыми звуками – это и радио, и телевизор, и проигрыватель, и магнитофон. Но заметьте, далеко не всегда малыш слышит и различает речевые звуки.
Слышимая речь оказывает положительное влияние на речевое развитие ребенка только в том случае, если она включена в общение с человеком. Недостаточно, чтобы просто звучала пластинка или радио. Не умея анализировать громкие и ненужные звуки, ребенок вскоре перестает воспринимать их и может даже на время оглохнуть, защищая себя от непонятного ему шума.
Развитие речи ребенка имеет два основных направления: пассивное (понимание) и активное (произнесение слов и предложений) владение словом. Пассивная речь опережает в своем развитии речь активную.
Для того чтобы ребенок перешел от пассивного понимания слов к собственной активной речи, необходимы по крайней мере три условия: эмоционально-теплое общение во взрослым; насыщение жизни ребенка слышимой речью и появление интереса к слову; становление собственной предметной деятельности. С точки зрения детской психологии первой формой общения становится для малыша именно эмоциональное общение со взрослым человеком. И лишь позже появляются другие виды взаимодействия с людьми – деловое и личностное, общение со сверстниками.
Обычно маленькие неговорящие дети живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу берет в свои руки взрослый. Это можно объяснить тем, что такие игры часто знакомы детям, просты в исполнении и любимы. Кроме этого, в эмоциональной игре от ребенка не требуется проявления активности, тем более не ставится задача что-то говорить, повторять за взрослым. А если учесть, что очень часто малышей, отстающих в речевом развитии, мучают требованиями «Скажи!», «Повтори!», такую ненавязчивую форму взаимодействия ребенок воспринимает с благодарностью и с радостью откликается на предложение поиграть.
Не следует рассматривать проведение таких игр как шаг назад в развитии ребенка. Ведь в данном случае цель игры – это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым. При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт («Качели», «По ровненькой дорожке»). Игры приводятся в такой последовательности: — знакомство; — игры с использованием игрушек и предметов; — контакт руками; — телесный контакт. Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий: — взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой; — взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры; речь эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной громкости. Во многих играх используются стихотворения и потешки. При этом следует выбирать небольшие по объему стихотворные тексты с простым, понятным и конкретным, но интересным ребенку раннего возраста содержанием; — взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает проявления ребенком инициативы, подбадривает; — взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец: игра начинается, когда ребенок отдохнувший, в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку интересно, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса с его стороны; — эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый – один ребенок). В такой игровой ситуации дети активно и с удовольствием усваивают каждое слово, которое вы произносите, поскольку им интересна игра. Их эмоциональная включенность в забавное зрелище – главное условие усвоения новых и достаточно трудных для них слов. Самые лучшие методы речевого развития детей обязательно включают общение со взрослыми. Если рядом все время находится мама или бабушка, которые постоянно разговаривают, что-то рассказывают, показывают, поют песенки и потешки, ребенок обязательно заговорит как положено, и его речевое развитие будет нормальным.
Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности (играя, общаясь, они активно пользуются речью). Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребёнка, усвоение языка будет затруднено. Учёные говорят, что педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня. О чём можно говорить с малышами? С малышами надо говорить обо всём, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а также о том, что воспитатель выбрал для совместных наблюдений. Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой – объясняет и показывает, задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание. К речи взрослого предъявляется ряд требований: говорить простыми словами и фразами; речь должна быть чистая, без нарушений, взрослый дает только образцы правильной речи (недопустимо повторение за ребенком слов-заменителей); артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть движения губ взрослого. Опыт близких отношений со взрослым помогает ребенку быстрее выделить коммуникативную речевую задачу, найти средства для ее решения. Дети смелее смотрят в лицо близкого взрослого, скорее обнаруживают движение губ человека при артикуляции им слова и быстрее перенимают это движение путем рассматривания и ощупывания рукой. Эмоциональный контакт со взрослыми оказывает большое влияние на формирование у детей зрительно-слуховых связей, роль которых имеет большое значение на этапе возникновения речи. Контакты в ходе совместных действий к началу этапа становления речи также составляют значительную часть социального опыта ребенка. Практическое сотрудничество со взрослым в условиях, когда старшие организуют деятельность детей, помогают ее осуществлять и контролируют процесс ее осуществления, приводит к тому, что у ребенка формируется обобщенная позиция младшего партнера, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего. Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста испытывает нужду и в сотрудничестве взрослого. Такое сотрудничество не сводится к простой помощи. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ними. Только такого рода сотрудничество приводит к более раннему возникновению и развитию речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни — сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается на его развитии не только речевом, но и общем психическом.
Таким образом, в развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. Это прежде всего — совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.
Речь — это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают — речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.
Источник
Елена Пугачева
Развитие речи детей в общении со взрослыми в режимных процессах
Пугачева Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ №12 г. о. Самара
Общение взрослых с детьми в режимных процессах строятся с учетом того, что при формировании навыков самообслуживания нужна последовательность в обучении детей умению сопровождать свои действия речью. Вначале детей упражняют в назывании знакомых действий, используя поручения «Скажи – повтори»: «застегнуть тебе пуговички? – «Застегните». Затем детей побуждают называть выполненное ими предстоящее действие «А что ты сейчас будешь делать?». И наконец, когда самообслуживание достигает совершенства и соответствующий словарь в достаточной степени освоен, дети получают задание, рассказывают о том, что они делают в данный момент.Так формируют у них умение сопровождать речью текущее действие: «Что ты делаешь? — «Шапку достаю, кофточку надеваю».
Режимные процессы благотворны для обогащения, уточнения и активизации словаря, совершенствования грамматически правильной речи. В общении с детьми воспитатель подсказывает, уточняет названия предметов одежды, обуви, посуды, спальных принадлежностей, действий с ними, качеств, пространственных и временных ориентиров. Словарь детей обогащают названиями частей (деталей) знакомых предметов. Детей учат понимать и обогащать словами последовательность действий (надел пальто -застегни пуговицы, различать и называть действия, противоположные по значению (застегнуть — расстегнуть).
Воспитатель использует в своей речи прилагательные и наречия, характеризующие предмет, ситуацию и побуждает к этому детей: пушистая, теплая, меховая шубка; чистые- грязные руки и т. д.
Режимные процессы особенно благоприятны для формирования взаимопомощи, дружеских взаимоотношений, сотрудничества. Эти проявления внимания детей друг к другу должны отражаться и в речи ребенка. Частота и разнообразия поводов обращений ребенка к окружающим зависит от обращений взрослых к детям. Поэтому малышей преднамеренно упражняют в умении обращаться ко взрослым и товарищам: с просьбой, предложением, уточнением.
Одевание на прогулку способствует быстрому овладению детьми навыков одевания и общения с окружающими. Прежде, чем помочь ребенку, убедись, что он пытался надеть вещь. Учи ребенка обращаться за помощью, излагая просьбу в словах. Обращаясь с детьми, не разговаривай громко, избегай окриков и приказов. Учи детей помогать друг друга обращаться за помощью и предлагать ее. Разговоры с детьми должны включать информацию, обогащающую и уточняющую представления детей: «Варежки на руки, а сапоги на ноги.». Там, где это целесообразно, взрослыйпредлагает детям послушать стихи и рифмовки: «Шапка меховая, черная большая». Взрослые,помогая одеваться ведут беседу: «Что тебе помочь сделать?Ты так и скажи: «Помогите надеть кофточку». Детей спрашивают о последовательности одевания, просят показать ту или иную вещь, назвать ее, уточняют названия качеств предметов, подсказывают к кому из детей лучше обратиться за помощью, поблагодарить за услугу. Воспитатель поощряет детей, помогающих сверстникам по своей инициативе.
При подготовке детей ко сну, создаются благоприятные условия для введения в активный словарь детей названий частей тела, одежды, спальных принадлежностей и белья, действий с ними, уточнения последовательности действий,пространственных отношений: «Поставь стул, повесь на стол, повесь одежду аккуратно, чтобы не помялось». Готовя детей ко сну воспитатель говорит тихо и ласково, можно прочесть колыбельную.
Словарная работа во время умывания осуществляется при действии с водой и полотенцем: открой кран, пусти воду, намылить руки, смыть мыло. Эти действия требуют от ребенка внимания и известного напряжения, хотя и увлекают его. Можно напомнить детям знакомые стихи, потешку «Водичка-водичка».
Большие возможности для развития речи предоставляют самостоятельные игры малышей. Но чтобы у воспитателя было время для речевого общения с детьми следует учить их играть, не мешая друг другу, формировать положительные взаимоотношения. Необходимо учить ребенка пользоваться речью как регулятором поведения. Для этого надо поощрять самые разнообразные обращения к окружающим по своей инициативе,подсказывать поводы для обращения: «Соберешь пирамидку, позови меня. Я посмотрю, правильно ли ты ее собрал», «Ты не забыл покормить медвежонка? А чем собираешься кормить?. В ряде случаев для развертывания игры детям не хватает впечатлений. Поэтому нужно придумывать ситуации, обучающие детей настоящим действиям,которые позже ребенок может легко перенести в игру: стирка кукольного белья, глажение его, купание куклы, приготовление еды, смена постельного белья. Воспитатель неоднократно показывает как можно поиграть с куклой. Особое внимание следует уделять играм с куклами, воспитанию доброго и заботливого отношения к ним,как к маленьким детям: «Выкупаем куклу, напоим ее чаем». «Кукла заболела, ее надо лечить». В этих играх воспитатель должен принимать самое активное участие. Наблюдая игры с игрушками-животными, воспитатель уточняет представления малышей о животном, чем следует «покормить»: белочка любит орешки, ест грибы; собачка будет грызть косточку; вместе с детьми рассмотреть жилища для животных.
В процессе самостоятельных игр у детей формируется словарь, необходимый для взаимоотношений. Малышей учат замечать, понимать и характеризовать настроение окружающих,особенности их поведения: веселый, грустный, добрый, сердитый, побуждают к использованию в речи этих слов, следят за правильности их употребления. Охарактеризовать особенности поведения ребенка помогают стихи и рифмовки. Малыши запоминают их,пытаются вспомнить в аналогичной или сходной ситуации: «Ножки, ножки, где вы были? — спрашивает воспитатель расшалившегося ребенка. Тот начинает рассказывать, припоминая, где побывал, и не сердится на воспитателя, остановившего его действия. Малыши часто изображают котят, щенят, тявкают и мяукают, стараясь обратить на себя внимание воспитателя «Мяу-мяу» — мяукает девочка, подходя близко к воспитателю. «Кис-кис-кис» — зовет педагог. «Давай-ка я тебя, Мурка-пушистая шкурка, молочком напою», — предлагает воспитатель.Заглядывает в мисочку и ахает: — «Молочка-то у меня нет!» «Не горюй, Мурлыська, сейчас что-нибудь придумаем». Предлагает кому-нибудь сходить в «магазин» за молоком. Тот возвращается с «молоком». Воспитатель «наливает» котенку «молока»: «Зря я тебя, Мурка, молоком поила, — полакала, а «спасибо» забыла сказать. «Мур-мур», — мурлычет девочка, подражает котенку.
Так в процессе самостоятельной игровой деятельности маленьких детей воспитатель не только обогащает их речь, формирует активный словарь, но и решает задачи всестороннего их развития. Играя, общаясь со сверстниками в повседневной жизни, малыш активно пользуется речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на его речь, усвоение языка будет затруднено.
Обучение детей родному языку осуществляется на занятиях, где с помощью специальных приемов передают ребенку необходимые сведения об окружающем, формируется соответствующий словарь, важнейшие речевые умения и навыки. Большое значение имеет речь воспитателя, она должна быть четкой, выразительной, неторопливой. В речи воспитателя должны быть те обороты,которые следует достоянием собственных высказываний ребенка: слова, обозначающие качества предметов, характеризующие некоторые пространственные отношения, выраженные предлогами и наречиями, что обогащает и активизирует речь детей. На занятии малышей продолжают учить понимать разнообразные вопросы и отвечать на них. Но если ребенок почему-то молчит и пауза затягивается, педагог подсказывает ответ, повторяет его с детьми, а через какое-то время вновь задает тот же вопрос. Любой разговор с детьми должен быть обстоятельным, а интерес воспитателя к тому, что говорит и делает ребенок, — серьезным. Удачный ответ усиливает радость малыша и его стремление неоднократно воспроизвести услышанное. Детей учим различать и называть часто встречающихся домашних животных и их детенышей, наблюдать рыб, птиц, слушать рассказ воспитателя об их повадках. Такие наблюдения способствуют обогащению словаря за счет всех частей речи, но особенно расширяется запас глаголов и наречий.
Литература:
1. Развитие речи детей Е. А. Тихеева
2. Воспитание детей раннего возраста Н. М. Аксарина
3. Воспитание и развитие детей раннего возраста Г. М. Лямина
Источник