Развитие речи ребенка ушакова
Большой популярностью среди родителей и учителей пользуется литература, посвященная развитию детишек. Она же способствует формированию успешных личностей. Одной из настольных книг в сфере развития речи является «Методика развития речи детей дошкольного возраста» (Ушакова, Струнина).
Кому адресовано пособие Ушаковой и Струниной
Ушакова О.С. («Методика развития речи детей дошкольного возраста») адресовала материал педагогам и логопедам, которые непосредственно занимаются с детьми, для работы и планирования. К тому же пособие может быть познавательным родителям с целью понимания подготовительного уровня их чада к учебе.
Коротко о книге
Данное пособие раскрывает методику работы, которую следует проводить с детишками определенной возрастной группы. В книге рассматриваются существующие аспекты деятельности по перспективному речевому развитию:
- процесс формирования детского вокабуляра;
- выстраивание речевой грамматики;
- звукопроизношение;
- обеспечение связности разговора.
В этой же книге представлены примерные конспекты занятий. Представлена разбивка особенностей речевого развития дошкольников в соответствии с их возрастом. Есть также обзор теоретических основ речевого развития.
Практический материал
Ушакова в своей книге предлагает значительное количество упражнений по развитию речи. Большинство ее предложений строится на игровой деятельности детей, которая позволяет проводить процесс познания в наиболее привычной и интересной форме.
Основными видами речевой работы в соответствующих конспектах являются:
- пересказ прочитанных сказок, рассказов (в зависимости от возраста детей);
- рассматривание картинок, иллюстраций, игрушек, природных пейзажей;
- описание увиденного в форме описательного рассказа;
- составление небольших рассказов, основанных на личном опыте детей;
- самостоятельное сочинение загадок;
- сочинение сюжетных рассказов;
- написание продолжений к существующим рассказам.
Консультация для родителей
Ушакова дает в своей книге рекомендации детям разных возрастных групп, которые могут быть использованы не только профессиональными работниками дошкольных учреждений, но и родителями. Повышает доступность этой книги и то, что все ее переиздания можно прочитать онлайн.
Ушакова о развитии речи у детей
Ушакова отмечает, что процесс речевого развития у детей дошкольного возраста происходит на протяжении всего их пребывания в учреждении образования. Это происходит и на специально организованных занятиях по развитию речевой деятельности, и в ходе других занятий, а также во время игр со сверстниками. По мнению Ушаковой, наиболее эффективен этот процесс в процессе игры. Игра представляет собой самостоятельную детскую активность, которую взрослый может модерировать и давать оценки. При этом она предоставляет ребенку возможность производить самоанализ, способствует и самообразованию, привитию доброты.
К сведению. В ходе игр детям надо задавать вопросы: «а можно ли сказать таким образом?», «как лучше сформулировать фразу?», «почему тебе кажется, что так говорить можно?», «объясни всем, как ты это понимаешь».
Важным этапом развития детской речи являются и специальные речевые упражнения. Они могут быть представлены в качестве словесных заданий, представляющих собой форму сочинения, описания, рассказывания.
К сведению. Самое важное в этом возрасте для дошкольника — понять смысл тех слов, которые он произносит (например, произнося «посуда», подразумевает чашки, чайник и т.д.). Поэтому важно работать именно над тем, чтобы ребята понимали употребляемые ими слова.
Содержание программы развития дошкольников по Ушаковой С.О.
Всего программа детского речевого развития состоит из нескольких основных блоков:
- звуковая культура;
- грамматический строй;
- словарная работа;
- работа по формированию способности к связной речи;
- работа в сфере образной речи.
Русский язык характеризуется достаточно сложной фонетикой (звучанием). В течение уроков, посвященных звуковой культуре речи, дети должны усвоить фонетические элементы.
К сведению. Особое место занимает интонационная культура. Согласно различным исследованиям, наиболее активная фаза ее развития приходится именно на возраст пять-семь лет.
Развивать звуковую культуру детей стоит через диалогическую и монологическую речь.
Требования в этом блоке можно обозначить следующим образом:
- ребятам следует привить способность к тому, чтобы опираться на речевой слух;
- первоначально требуется овладеть линейными звуковыми единицами;
- впоследствии учиться интонации и словесному ударению.
Грамматический строй речи
Также дошкольник учится грамматическим формам речи. Работа в этом блоке включает в себя такие разделы, как:
- морфология;
- словообразование;
- синтаксис.
Дети знакомятся с такой единицей языка, как предложения.
К сведению. Дошкольникам требуется умение правильно употреблять согласовывать род и число с глаголами (для прошедшего времени), учиться согласовывать имена существительные и прилагательные (по роду, числу и падежу). Также дети должны усвоить навыки словообразования. К тому же, в этом возрасте ребенок должен получить элементарные представления о структуре предложений.
Словарная работа
Важно проводить с ребятами и словарную работу, которая должна результироваться в понимании детьми значения слов в языке. Дети должны обладать навыком объяснения смысла употребляемых ими в речи слов. Воспитатели учат не просто смыслу тех или иных слов, но и их группировке, построению словосочетаний.
Развитие связной речи
Связной признается речь, организованная с учетом соблюдения логических и грамматических законов. Такая речь должна представлять собой единое целое, характеризоваться полнотой и законченностью мыслей.
Первоначально ребенок осваивает навыки диалогической речи, развитие которой необходимо уделять особое внимание. Главный метод такого развития — беседы, проводимые в дошкольных учреждениях. Помочь могут и родители, общаясь с дошкольником в домашних условиях.
К сведению. Занятие по развитию связной речи в средней группе должно включать приобщение ребят к фольклору, культурным ценностям, эстетике.
Основными заданиями, позволяющими стимулировать навык связной речи, являются пересказы прочитанных текстов, описание картин, написание коллективных рассказов об окружающем мире и т.д.
Развитие образной речи
Очевидно, что под смысловым речевым содержанием в первую очередь понимается ее значение. Однако подлинное освоение речевых навыков подразумевает умение улавливать и все выразительные моменты, присутствующие в той или иной фразе. Образность речи изначально основывается на человеческой эмоциональности.
К сведению. Стоит посвятить изучению по НОД фразеологизмов, поговорок и пословиц, чтобы научиться выразительности речи.
В качестве упражнений по совершенствованию выразительности речи можно предложить самостоятельное сочинение сказок, работу над композициями и т.д.
Мастер-класс по развитию речи для родителей
Важно интегрировать родителей в процесс формирования детской речи. Для них целесообразно провести краткосрочный мастер-класс с целью повысить уровень компетентности в сфере речевого развития их отпрысков.
В ходе мастер-класса воспитатель может разобрать с родителями примеры игр, которые нужно будет попробовать за пределами сада.
К сведению. Такими играми могут быть «Словесная цепочка», «Как тебя зовут?», «Скажи наоборот», «Большие и маленькие».
Большое внимание в ходе этого мастер-класса воспитатель должен уделить важности скороговорок.
В настоящий момент существует большое количество литературы, которая помогает воспитателям и родителям правильно формировать речевые способности дошкольника. Одной из самых востребованных и признанных, в том числе нынешними ФГОС, является книга Ушаковой «Методика развития речи детей дошкольного возраста». В ней содержится теоретическая основа по соответствующей тематике вместе с исследованием экспериментов, проводимых в этой сфере ранее, и практический проект возможных упражнений, которые стоит проводить с детьми разного возраста.
Представлены и конспекты соответствующих занятий. Книга может помочь воспитателям в их профессиональной деятельности. Полезна она и родителям, которые могут ориентироваться на нее в ходе своих занятий с детьми и править ошибки воспитания. Для улучшения результата взаимодействия дошкольного учреждения и родителей, воспитатели могут провести специальный мастер-класс, который повысит компетенции родителей и поможет им правильно работать со своими детьми.
Источник
Правильное речевое развитие ребенка, является гарантом комфортного общения со своими сверстниками и окружающими людьми. Некоторые родители в период дошкольного взросления малыша могут отметить некоторые трудностях с речью. Именно в этом возрасте следует действовать и постепенно ребенок сможет полноценно общаться.
Для коррекции речевого развития разработаны специальные логопедические программы и упражнения, которые помогают малышам освоить все речевые навыки и прекрасно существовать в окружающем мире.
Основным направление логопедической коррекции речи, является постоянное усвоение новой информации и умение применять эти знания на практике.
Методика Ушаковой оптимально подходит для деток дошкольного возраста. Программа адаптирована под каждого ребенка, тем самым позволяет ему с легкостью преодолеть речевые трудности.
Основные цели и задачи методики
Речевое развитие человека формируется в несколько этапов. Наиболее важным из которых является дошкольный возраст. Именно в этот период дети с любопытством получают новую информацию об окружающем их мире. Поэтому очень важно создать максимально комфортные условия, а также правильно подавать новую информацию, для легкого восприятия ее малышом. Кроме того, на речевое развитие очень хорошо влияет активная деятельность в различных кружках и детском саду.
Методика Ушаковой по развитию речи несет определенную задачу. Поэтому, что бы решение проблемы было эффективным в первую очередь определяется причины речевого отставания. Основной задачей в развитии правильной постановке речи закладывается правильный подбор техники обучения, который направлен на следующие моменты:
- Пополнение словарного запаса и умение его правильно применять;
- Совершенствование и коррекция звуковой речи;
- Умения связано говорить и формулировать свои мысли;
- Обучение ребенка грамотной речи;
- Стимулировать малыша четко произносить звуки;
- Совершенствовать полученные знания.
Методика проводится в несколько этапов. В основу методики входят усвоение простейшего материала и техник, которые в последующем переходят в сложные занятия. Однако постепенное усложнение задач для малышей проходит незаметно. И уже после нескольких занятий можно увидеть положительные результаты.
Именно постепенно усложненные задачи очень хорошо усваиваются ребенком и очень эффективно влияют на дальнейшее его речевое развитие.
В дошкольных учреждениях используют массу методик, которые помогают малышам активно развиваться и совершенствовать свои знания и умения. Однако есть некоторые детки, которые нуждаются в индивидуальном подходе, где будет четко выявлена проблема и решение ее будет зависеть от правильно подобранной методики и техники.
При определении проблемы должны учитываться следующие факторы:
- Возраст ребенка;
- Особенность;
- Навыки и умения малыша.
Кроме того, следует изучить генетические предрасположенности. Например, если у одного из родителей в детстве было речевое отставание или другие речевые проблемы. Это все поможет направить методику на эффективный результат.
Техника речевого развития дошкольников
Каждая техника по методу Ушаковой рассчитана на индивидуальные особенности ребенка, которые подразумевают выполнение определенных заданий и упражнений.
Таким образом, учитывая психологическое состояние ребенка, его наработанных навыков и умений возможен положительный результат.
На сегодняшний день некоторые методы активно применяются на практике в детских садах и даже дома. Для наиболее эффективного речевого развития требуется постоянное участие со стороны родителей.
Ушакова О.С. разработала методические пособия для педагогов дошкольных и школьных учреждений, в которой подробно описывается каждый этап и метод работы с ребенком. Вся методика разработана на совершенствования и коррекции речи малыша.
В каждой методике преследуется определенная цель и структурированный план, который предполагает обучение от простых упражнений к более сложным. Во всех процессах обязательно учитываются причины, по которым ребенок имеет те или иные отклонения, не позволяющие малышу полноценно развить свою речь.
Такими факторами могут быть:
- Недостаточное внимание со стороны взрослых. То есть с ребенком мало общаются, не читают ему книги, не озвучивают происходящие действия;
- Ребенок, у которого рассеянное внимание;
- · Дети с психологическими особенностями. Это могут быть генетические заболевания, врожденная речевая заторможенность.
Именно индивидуально подобранная техника, позволяет наладить правильный, а главное эффективный процесс речевого развития у малыша. Именно правильное диагностирование проблемы, значительно повышают шансы полноценного развития малыша.
На что стоит обратить внимание родителям
Каждый родитель должен помнить, что развитие ребенка в большей степени зависит от них. И своевременное определение какой-либо речевой проблемы можно устранить.
Именно в дошкольном возрасте ребенку будет легче наладить свою речь, научиться пользоваться новой информацией и красиво формулировать предложения.
Каждый малыш уже с раннего возраста начинает издавать различные звуки и слоги, а уже к полутора годам может сказать некоторые несложные слова. Дети в трехлетнем возрасте уже спокойно формулируют предложения, и могут объяснить, что им нужно или что им не нравиться.
Если родители отмечают, что малышу легче выражать свои мысли с помощью жестов или плача, то стоит обратиться за консультацией к логопеду. Чем раньше это сделать, тем быстрее получиться устранить проблему.
Не стоит родителям полагаться на то, что малыш со временем выговориться. Следует помочь ему, и тогда он сможет полноценно общаться и жить в социуме.
Как помочь ребенку развить речь в домашних условиях?
Прежде всего речевое развитие ребенка зависит от самих родителей. При правильном общении и достаточном внимании можно избежать нежелательных проблем:
- Родителям следует правильно разговаривать с ребенком, даже если он очень маленький. Не коверкайте речь, каждая ситуация или предмет должны быть сказаны четко и правильно;
- Постоянно читать малышу книги и рассказывать сказки;
- Во время игры говорить, как называется тот или иной предмет;
- Просить ребенка, чтобы он повторил за вами несложные слова;
- При неправильном произношении или формулировке попробовать исправить его;
- Больше петь песенок. Именно песенная форма способствует быстрому запоминанию слов;
- Разговаривать с ребенком везде. Даже если Вы чем-то заняты каким-то делом, в процессе можно рассказывать малышу о проделанной работе. В этом случае, малышу будет даже интересно. Это может провоцировать его к каким-то вопросам или действиям;
- Во время игр использовать множество игрушками и различными предметами.
Все это станет верным помощником в речевом развитии дошкольника.
На сегодняшний день практически в каждом детском саду имеются логопедические группы, где основной задачей перед специалистом стоит развитие речи ребенка и устранение недостатков.
Стоит помнить, что правильная речь дошкольника является основным критерием его готовности к школе.
Основные признаки, определяющие готовность к школе
Существует несколько основных критериев, по которым можно определить готов ли малыш к школе или нет:
- Ребенок должен уметь слушать собеседника;
- Правильно воспринимать информацию;
- Уметь выразить свои действия;
- Отображать информацию;
- Использовать свои речевые знания как средство воздействия;
- Пересказать небольшой текст или сказку.
Все эти моменты определяют, что ребенок сможет полноценно учиться и развиваться.
Советы специалиста
Все методики речевого развития ребенка подразумевает помощь родителей. То есть занятия с одними специалистами не дадут стопроцентного результата без участия родителей.
Та или иная программа должна закрепляться и прорабатываться в домашних условиях. Если соблюдать все рекомендации и уделять полноценное внимание малышу, то уже в скором времени ребенок начнет радовать своих родителей своими умениями и навыками.
Каждое занятие должно происходить в форме игры. Иначе ребенок может попросту отказаться от обучения. Если малыш устал, то можно отложить поставленные задачи на другое время.
Всем детям очень нравиться общение и активные игры. Поэтому больше уделяйте малышам времени, разговаривайте с ними и играйте.
Источник
Пояснительная записка
Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут). Для проверки речевого развития детей младшего возраста необходимо использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Все ответы ребенка заносятся в протокол (дословно). Форма протокола прилагается.
Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1); 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже- низкий уровень)
При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.
Критерии речевого обследования детей по методике О.С. Ушаковой
средняя группа
Словарь. Выявить умения:
- Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
- Понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
- Подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;
4.Сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.
Грамматика. Выявить умения:
1.Соотносить названия животных и их детенышей (лиса – лисенок; корова — теленок);
2.Употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);
3.Правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);
4.Составлять предложения разных типов.
Фонетика. Выявить умения:
1.Правильно произносить звуки родного языка;
2.Находить слова, сходные и различные по звучанию;
3.Правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.
Связная речь.
1.Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;
2.Составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;
3.Выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;
4.Выявить умение пользоваться разнообразными формами речи.
Материал для обследования
1.Кукла, которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти.
2.Картинки:
— собака со щенятами;
— посуда (чашки, стаканы, нож, вилка, блюдо, тарелка, сковорода, хлебница, масленка, сахарница, солонка);
— санки, шишка, лыжи, юбка, корова, вагон, мак, хлеб, зима, осень, солнце, чайник, щётка, малина.
Ход обследования
1 Серия заданий. Кукла.
Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.
1.Скажи, что такое кукла?
1) Ребенок дает определение (кукла – это игрушка, с куклой играют);
2)называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит);
3)не выполняет задание, повторяет слово кукла.
2.Какая на кукле одежда?
1)Ребенок называет более четырех слов;
2)называет более двух вещей;
3)показывает не называя.
3. Дай кукле задание, чтобы она побегала, помахала рукой.
1)Ребенок употребляет правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста (помаши рукой);
2)говорит только глаголы – побегай, помаши;
3)употребляет неправильные формы.
4. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?
1) Ребенок называет обобщающее слово (посуда, угощение);
2)перечисляет отдельные предметы;
3)называет один предмет.
5.Какую посуду ты знаешь?
1)Ребенок называет более четырех предметов;
2)называет два предмета;
3)называет один предмет.
6.Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу),масло(в масленку), соль (в солонку)?
1)Правильно отвечает на все вопросы;
2)ответил на три вопроса;
3)выполнил только одно задание.
7.Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?» (показать картинку с разной посудой).
1)Называет по цвету (или форме или величине);
2)перечисляет отдельные признаки (эта чашка зеленая, эта – красная, эта — высокая);
3)называет одно отличие.
8.Назови, что это? Стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза? Металлическая, блестящая – это вилка или нож? Глиняное, расписное – это тарелка или блюдо?
1)Выполняет все задания;
2)выполняет два задания;
3)выполняет одно задание.
9. Подскажи (подбери) слово. Одна тарелка глубокая, а другая… (мелкая); один стакан высокий, а другой…(низкий); эта чашка полная, а эта…(пустая).
1)Правильно подобрал все слова;
2)выполнил два задания;
3)выполнил одно задание.
10.У чашки есть ручка. Какие еще ручки ты знаешь?
1)Называет ручку у трех – четырех предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика);
2)называет две ручки (у кастрюли, сковородки.);
3)показывает руку у чашки.
2.Картина «Собака со щенятами»
1.Воспитатель спрашивает: «Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?»
1)Ребенок обобщает: «Собака – это животное. Собака лает. Она пушистая.»;
2)называет: «Это собака. Она черная»;
3)повторяет за взрослым одно слово.
2.Как зовут детеныша собаки? Как назвать его ласково? Собака бегает быстро, а щеночек…(медленно); собака лает громко, а ее детеныш…(тихо).
1)Ребенок называет детеныша, заканчивает предложения;
2)называет детеныша словом собачонок;
3)говорит одно слово.
3.Что умеет делать собака? (лаять, бегать, грызть косточку). Если собака увидит кошку, она…( залает, побежит за ней).
1)Ребенок называет 3 -4 действия;
2)называет два действия;
3)говорит одно слово.
4. Сравни собаку и щенка, найди, чем похожи и чем отличаются. Загадки «большая, лохматая – это собака или щенок?», «Маленький, пушистый – это щенок или собака?»
1)Ребенок отвечает на все вопросы;
2)выполняет только одно задание;
3)называет одно – два слова.
3.ЗКР
1.Проверка звукопроизношения. Отмечаются те звуки, которые ребенок не произносит.
1)Ребенок произносит все звуки;
2) не произносит только сложные звуки – сонорные или шипящие;
3)не произносит свистящие.
2. Выявляется сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность. Ребенку предлагается произнести потешку или скороговорку быстро, медленно, громко, тихо.
1) Ребенок произносит текст отчетливо;
2)нечетко произносит фразу, недостаточно регулирует силу голоса;
3)имеет серьезные недостатки в произнесении текст.
Примечание: полное обследование по ЗКР проводится по отдельной методике.
4.Развитие связной речи.
Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составлять описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.
1.Опиши куклу. Расскажи какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
1)Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла. Она красивая. Ее зовут Катя. С Катей можно играть;
2) рассказывает по вопросам педагога;
3)называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
2. Опиши собаку, какая она, или придумай рассказ про нее.
1) Ребенок составляет описание (рассказ);
2)перечисляет качества и действия;
3)называет два-три слова.
3. Ребенку предлагают составить рассказ на одну из предложены тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
1)Составляет рассказ самостоятельно;
2)рассказывает с помощью взрослого;
3)отвечает на вопросы односложно.
4.Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.
1)Ребенок пересказывает самостоятельно;
2)пересказывает с помощью взрослого;
3)говорит отдельные слова.
Протокол обследования речи детей средней группы
Словарь и грамматика.
1Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.
2К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?
3Какую посуду ты знаешь?
4Куда кладут хлеб, сахар, масло, соль?
5Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?».
6.Назови, что это? Стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза? Металлическая, блестящая – это вилка или нож? Глиняное, расписное – это блюдо или тарелка?
Подбери слово. Одна тарелка глубокая, а другая …(мелкая); один стакан высокий, а другой …(низкий); эта чашка полная, а эта … (пустая)
У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?
II.
Картина «Собака со щенятами»
1.Кто такая собака? Какая она?
2.Как зовут детенышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки ….
3.Собака лает громко, а ее детеныши
4Что умеет делать собака?
5.Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются.
Итог:
Уровень:
Звуковая культура речи.
Скажи чистоговорку: «Са-са-са – прилетела к нам оса» быстро, медленно, громко, тихо
Итог:
Уровень:
Связная речь
1.Опиши собаку. Расскажи, какая она, или придумай про нее рассказ.
2Составь рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
3Педагог читает сказку или рассказ и предлагает пересказать.
Итог:
Уровень:
Старшая- подготовительная группа
Ход обследования
I серия заданий (словарь и грамматика)
1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
1) Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);
2) называет отдельные признаки, действия;
3) называет 1—2 слова.
2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному (глубокая яма,
глубокое море);
2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;
3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
3. Что называют словом ручка?
1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери
есть ручка);
2) называет два значения этого слова;
3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).
4. Придумай предложение со словом ручка.
1) Составляет грамматически правильно предложение из трех слов;
2) называет два слова (словосочетания);
3) называет только одно слово (ручка).
5. Ручка нужна, чтобы… (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой
можно… (писать, открывать дверь).
1) Правильно заканчивает разные типы предложений;
2) называет два слова;
3) подбирает только одно слово.
6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у
него веселое. Вернулся он домой такой… (радостный, оживленный, довольный). А если
зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а… (мчался, несся, летел)».
1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
2) называет 2—3 слова;
3) подбирает только одно слово.
Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его
обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный,
печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а… (плелся,
тащился, брел)»,
1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);
2) называет 2—3 слова;
3) подбирает только одно слово.
7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы,
испугался бы.)
1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
2) подбирает два слова;
3) называет только одно слово.
8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;
2) подбирает два слова;
3) называет одно слово.
9. Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много…
(зайчат).
Аналогичные вопросы задаются цро других животных: «У лисы…, волка…, медведя,
ежа…»
1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
2) называет правильно только одну форму;
3) не выполняет задание.
10. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки,
много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок —
жеребята — много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).
1) Ребенок называет все слова правильно;
2) называет два-три слова;
3) говорит одно слово.
11. Где живут звери? (Влесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной,
лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, ле-совичок.)
1) Называет более двух слов;
2) называет два слова;
3) повторяет заданное слово.
12. Что называют словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?
1) Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;
2) называет только одно значение этого слова;
3) повторяет слово за взрослым.
13. Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?
1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);
2) правильно подбирает два слова;
3) называет одно слово.
14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);
2) называет два действия (накалывать грибы, шить);
3) называет одно действие (шить).
15. Составь предложение со словом игла.
1) Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);
3) называет одно слово.
16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди
шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли
так сказать? Как сказать правильно?
1) Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя
сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);
2) правильно исправляет два предложения;
3) повторяет предложения без изменения.
II серия заданий (звуковая культура речи).
1. В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка) звук ль?
(Лев, лиса, леопард.)
2. В названии каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь?
(Черепаха, курица.)
3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з?
(Железо.)
1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;
2) называет более двух слов;
3) называет одно слово.
4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко
— шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).
1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
2) недостаточно четко произносит;
3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует,
удивляет или ты об этом спрашиваешь.
1) Ребенок передает заданные интонации;
2) передает только вопросительную интонацию;
3) повторяет повествовательную интонацию.
6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я
грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».
1) Ребенок ритмично заканчивает фразу;
2) отвечает, нарушая ритм;
3) говорит одно слово.
III серия заданий (связная речь).
1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало,
середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они
нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах;
2) рассказывает, опуская начало (или конец);
3) перечисляет отдельные качества.
2. Воспитатель предлагает серию картинок (3—4