Развитие речи ребенка раннего возраста семаго

Развитие речи ребенка раннего возраста семаго thumbnail

Н.Я.Семаго

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Непременным условием развития у ребенка является его общение со взрослым. Передать опыт, накопленный человечеством, знания, культурные особенности возможно не иначе, как с помощью языка. Язык — важнейшее средство человеческого общения, важнейший источник развития и одновременно средство этого развития.

В настоящей статье анализируется, какие именно игрушки и игровые материалы нужны ребенку первого — третьего года жизни для стимуляции и развития его коммуникаций со взрослым и самостоятельной (экспрессивной) речи. Параллельно идет работа и по развитию понимания речи взрослого.

Ни для кого не секрет, что каждому родителю очень хочется, чтобы его крохотный ребенок развивался активно; своевременно и правильно начал общаться со взрослым, и в особенности разговаривать. Но что для этого нужно? Как и с помощью каких «средств» можно помочь ребенку сделать это, какие игровые и развивающие материалы могут для этого пригодиться? Ведь среди колоссального изобилия детских развивающих пособий и игрушек нелегко разобраться: что именно нужно ребенку в настоящее время, например в 3-4 месяца, и можно ли найти такие игрушки или игровые материалы, которые понадобятся не только сегодня, но окажутся полезными для развития ребенка и позже, скажем, около года? Еще один вопрос сегодня очень волнует родителей — лучше ли та игрушка, которая дороже?

Развитие речи является непрерывным процессом, начинающимся с самых первых этапов взаимодействия и пронизывающим всю совместную деятельность ребенка со взрослым, а также различные виды этой деятельности на протяжении всего периода детства. Чем бы ни занимался взрослый совместно с ребенком — от бытового общения в процессе одевания, умывания и т. п. до собственно специализированных развивающих занятий, эта деятельность всегда сопровождается развитием речи ребенка, как в плане понимания обращенных к нему фраз, так и в плане формирования его собственной речевой активности.

Развитие речи, речевого общения, обучение родному языку — одна из главных среди основных задач развития и обучения ребенка.

Эта общая задача включает в себя ряд более частных, конкретных задач, которые можно кратко сформулировать как следующие:
• формирование слухового внимания к речи, развитие реакций ребенка на изменения интонации, громкости и тембра голоса, звукового состава речи, ритмики речи;
• формирование и стимуляция звукоподражания;
• развитие просодической стороны речи: интонирования, модуляций голоса и интонаций;
• обогащение и активизация лексической стороны речи, т. е. обогащение активного словаря ребенка;
• развитие грамматической правильности речи;
• развитие связной речи, повествовательной речи.

Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Именно оно является стержнем и основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка на первых этапах его развития. При эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован собственно взрослым и только им, но когда взрослый привлекает его внимание к какому-либо объекту, ребенок как бы переключает часть этой заинтересованности на предмет или действия другого человека. То есть общение не утрачивает свой эмоциональный характер, а становится средством и обменом эмоциями по поводу того или иного объекта. Именно на этой основе у ребенка развивается понимание речи, причем не только ее интонационной окрашенности (просодики речи), но и обращенного к нему слова. Такое общение можно себе представить как диалог ребенка и взрослого, причем речь взрослого чередуется не только с мимикой, жестом или действием ребенка, но и с его вокализациями. Уровень такого общения достаточен для того, чтобы и ребенок мог привлекать внимание к себе или какому либо объекту с помощью доступных ему средств коммуникации — жестов, мимики, вокализации. Произнесение звуков при такого рода инициативном общении имеет особенно важное значение для формирования собственно речевого общения: здесь формируется произвольность речевой (голосовой, звукопроизносительной) реакции и ее активная направленность на другого человека. (Именно отсутствие подобной направленности обращения на другого человека является для нас маркером проблем общения.)

Не менее важно подражание звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, поскольку оно способствует не только формированию речевого слуха, но и формированию произвольности звукопроизношения, без которого невозможно дальнейшее развитие речи ребенка.

Появление осмысленных слов, по сути своей слов-высказываний, а впоследствии простых предложений — следующий этап в развитии речевого общения и формировании языка.

Одновременно с накоплением словаря, то есть формированием лексической стороны речи, ребенок начинает пользоваться простыми грамматическими формами и, следовательно, можно говорить, что начинается следующий важнейший этап овладения родным языком — овладения грамматической структурой речи.

Читайте также:  Ведущая роль взрослого в развитии ребенка

Однако владение родным языком предполагает не только умение правильно строить предложение, но и умение рассказывать. Ребенок научается не просто называть предмет, но и описывать его, но и рассказывать о каком-либо событии, явлении, или их последовательности и т. п. В этом случае мы будем иметь дело уже со связной речью, а именно с речью содержательной, логичной, последовательной.

Именно в формировании связной речи наиболее отчетливо выступает связь речевого (вербального) и интеллектуального развития ребенка, развитие не только мышления, но и наблюдательности, воображения и т. п. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе не только объект рассказа, но и установить причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое ударение и использовать различные языковые средства для связи слов в предложении и перехода от одного к другому. Очевидно, что формирование подобной развернутой и связной речи способствует и развитию собственно речевых форм мышления и, на определенных этапах развития ребенка, можно говорить о том, что мышление стало речевым, а речь превратилась в собственно мыслительную деятельность. Именно в этих случаях мы говорим о речемыслительной деятельности ребенка.

Таким образом, процесс речевого развития и овладения родным языком включается и сопровождает все развитие ребенка, начиная с самых первых этапов его жизни. Тем не менее можно выделить факторы, методы и способы взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени способствующие его речевому развитию. К таким факторам следует отнести чередование различных приемов: пояснения, указания, показа, имитации звукового образца в процессе игрового взаимодействия с ребенком, а также использование самых разнообразных демонстрационных и игровых материалов, предметов, игрушек, изображений, различных вариантов игр, не только поддерживающих внимание детей, но и повышающих его речевую активность и способность к развитию речевого общения. Поэтому так важно подобрать наиболее эффективные игрушки и игры для развития речевой деятельности ребенка.

Ниже предлагается описание различных игровых материалов и средств в процессе взаимодействия с ребенком, способствующих развитию различных сторон его речи.

Формирование речевого внимания

Задача: способствовать развитию у ребенка эмоциональных реакций на различные варианты интонации взрослого (радостную, ласковую, спокойную или строгую), тембр голоса, ритмику речи.

Материалы: используются различные потешки, стишки, прибаутки.
Малышу, находящемуся в хорошем расположении духа, зачитываются потешки или стишки с соответствующей интонацией, мимикой и жестами. Стимулируются (поощряются) соответствующие голосовые, интонационные и мимические реакции ребенка, умение предвосхитить своим поведением стимульные реакции взрослого.

В этом же плане можно развивать и умение эмоционально реагировать на свое имя, а также осуществлять «поиск» взрослых и тех или иных значимых и константных объектов по «имени», что, в свою очередь, способствует началу работы над лексической стороной речи (А где мама? Где баба? Где окошко? и т. п.).

В подобных вариантах общения с ребенком развивается не только умение адекватно эмоционально реагировать на поставленный вопрос (поиск глазками или показ пальчиком на объект), формируется диалогичность общения, но и закрепляется само название того или иного предмета, его звуковая «оболочка».

Стимулирование появления ответных реакций ребенка — гуления, лепета, простых слов
Задача: стимулирование диалогического способа общения ребенка.
Методы: игры-переклички со звуками гуления (в том числе и певучего гуления) и лепета.
Материалы: простые рифмованные потешки, песенки и стишки, в которых повторяются как знакомые, так и новые слоги (па-па, ма-ма, да-да и т. д.).
Основная задача взрослого заключается не только в стимуляции повторения звуков, произносимых ребенком, но и в соблюдении пауз-ожиданий, во время которых ребенок должен произнести ответные речевые реакции. При таком общении мы можем говорить о диалоге ребенка и взрослого.

В дальнейшем в этой же логике стимулируется появление отдельных слогов лепета. С целью развить умение повторять и понимать движение (название действия) в соответствии с определенной речевой инструкцией используются такие известные игры, как: «Прилетели гули-гули», «Ладушки», «Сорока-сорока» (см. Приложение).

В плане работы над пониманием различных действий возможно включение множества игровых материалов: мячи различного размера и цвета, кукол, мягких игрушек.

Пример игры: «Мячик прыг, прыг, прыг», «Кукла топ, топ, топ», «Мишка бай, бай, бай».
Использование в такого рода играх различных по фактуре, цвету, размеру мягких игрушек способствует не только формированию сенсорного опыта, но и закрепляет слово в его обобщающем значении.

Читайте также:  Динамика развития моторики ребенка

С целью развития внимания к просодической стороне речи (интонация, ритм, высота звука и т. п.) возможно использование и музыкальных игрушек для детей раннего возраста, производящих мелодичное звучание: погремушки с бубенцами и колокольцами, звучащие неваляшки. При этом важно, чтобы у игрушек были конкретные «голоса» — низкий и высокий, тихий и громкий. Игрушки должны иметь чистое, приятное мелодичное звучание, разнообразное по высоте и тембровому звучанию, и в то же время привлекающие ребенка своим внешним видом.

Для работы над развитием произвольной модуляции голоса по высоте, силе и т. п. удобно использование игровых материалов различных по величине: например маленькой и большой собаки, различных машин, мячей и т. п. При этом «голос» животных может быть сильным и слабым (тихим), высоким у маленького животного и низким у такого же, но большого и т. п.

Общение, разговор — это двухсторонний процесс. Его участники не только говорят, но и слушают, и ждут. При любом общении необходимо соблюдение очередности (диалогичность общения, речи). Младенческий возраст — идеальная пора для того, чтобы начать учиться соблюдать очередность в произнесении звуков, совершении действий или в простых играх. Подражание — в сущности, особый вид поочередного совершения действий ребенка и взрослого.

Расширение лексической стороны речи (накопление пассивного и активного словаря) и формирование номинативной функции
Хорошо развитое подражание, диалогичность общения и достаточный уровень понимания речи обеспечивает в норме бурный рост словарного запаса. Постепенно в составе словаря ребенка появляются не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия, местоимения, служебные части речи, а именно предлоги, союзы и частицы.

Говоря о характерном для ребенка качественном и количественном росте словаря можно выделить наличие трех последовательных уровней усвоения слов — названий предметов, действий, качеств и т. п.:
1) ребенок понимает слово, но не использует его в речи;
2) называет предмет в конкретной ситуации (контекстно);
3) понимает и правильно использует слово в различных ситуациях (определенный уровень «обобщений»).
Занимаясь развитием и расширением словарного запаса ребенка, необходимо учитывать не только уровень «владения» словом, но и то, насколько хорошо ребенок знаком с объектом, действием или качеством, так как именно от этого зависит понимание и использование в речи соответствующего слова.

С цепью увеличения словарного запаса с учетом уровней понимания и овладения словом целесообразно использовать не только различные приемы разговорной речи и методы речевой работы с ребенком (объяснения, комментирование действий и интересов ребенка и т. п.), но и собственно игрушки и игровые материалы.

К таким материалам в первую очередь следует отнести (здесь и в дальнейшем в основу классификации игровых материалов и игрушек положена классификация С.Л.Новоселовой):

Источник

Современные логопеды

Обсуждения

Просмотр темы18

ЗАБРАМНАЯ С.Д. СТРЕБЕЛЕВА Е.А.

Современные логопеды
13 мар 2016 в 16:26

Данный материал может пригодиться специалистам, работающим с системным недоразвитием речи.

Забрамная Курс лекций.doc

637 КБ

Забрамная С.Д. псих-пед исследование.docx

8.1 МБ

43

Нравится

Показать список оценивших

Жанна Травкина
13 мар 2016 в 16:28

Забрамная С.Д. Задания.docx

24 КБ

40

Нравится

Показать список оценивших

Жанна Травкина
13 мар 2016 в 16:44

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.rar

7 МБ

От диагностики к развитию.rar

5.1 МБ

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию Практический материал для проведения психолого-педагогическо..

460 КБ

43

Нравится

Показать список оценивших

Современные логопеды
13 мар 2016 в 16:50

Стребелева Е.А.

Стребелева Е.А Обследование методичка.doc

564 КБ

Стребелева Е. А., наглядный материал.doc

5.8 МБ

Стребелева Е.А., Формирование мышления у детей с отклонением в развитии.doc

4.2 МБ

Стребелева Е.А. Дидактические игры +++.doc

1.6 МБ

Коррекционная помощь детям раннего возраста.doc

1.1 МБ

63

Нравится

Показать список оценивших

Ирина Вахнина
19 сен 2019 в 14:10

Спасибо.

Нравится

Показать список оценивших

Светлана Кудряшова
29 сен 2019 в 18:43

Огромное спасибо!!! Очень большая помощь

Нравится

Показать список оценивших

Светлана Кудряшова
29 сен 2019 в 18:45

еще проблема с индивидуальной программой для ребенка с нарушением интеллекта 3 грода обучения

Нравится

Показать список оценивших

Александр Мещеряков

Александр Мещеряков
12 окт 2019 в 11:06

Читайте также:  Воспитание в семье первооснова развития ребенка как личности

Спасибо!

Нравится

Показать список оценивших

Розалия Кушкарова
28 окт 2019 в 21:00

Спасибо!

Нравится

Показать список оценивших

Светлана Шевелева
1 ноя 2019 в 15:47

Спасибо!

Нравится

Показать список оценивших

Екатерина Иванова
11 ноя 2019 в 10:57

Спасибо!

1

Нравится

Показать список оценивших

Татьяна Гайдарёва
28 ноя 2019 в 16:25

Спасибо Огромное. Выручили.

1

Нравится

Показать список оценивших

Алёна Попова
29 фев 2020 в 20:56

Спасибо!

Нравится

Показать список оценивших

Ольга Гусарова
15 июл 2020 в 10:09

Жанна, спасибо огромное.

Нравится

Показать список оценивших

Надежда Гомза
25 июл 2020 в 11:12

Большое спасибо!

Нравится

Показать список оценивших

Юлия Мельникова

Юлия Мельникова
23 авг 2020 в 21:53

Большое спасибо!

Нравится

Показать список оценивших

Ольга Праздничная
25 авг 2020 в 15:20

Спасибо

Нравится

Показать список оценивших

Наталья Дмитриева
13 сен 2020 в 19:11

Спасибо, добрые люди!!!

Нравится

Показать список оценивших

Источник

Логопедическая помощь детям младенческого и раннего возраста
1. Современные подходы к пониманию причин задержки речевого развития: теория и практика логопедии раннего возраста
1.1 Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии
1.2 Основные причины патологии детской речи
2. Раннее выявление отклонений в развитии речи детей
2.1 Показатели психомоторного развития детей младенческого и раннего возраста
2.2 Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержками речевого развития (ЗРР)
2.3 Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей
3. Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми младенческого и раннего возраста
3.1 Анализ опыта реализации отечественных и зарубежных программ по раннему вмешательству
3.1.1 Основные принципы и методы логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
3.1.2 Особенности организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
3.1.3 Основные направления логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
3.2 Программы ранней логопедической помощи детям с нарушениями в развитии
3.2.1 Комплексный подход к компенсации темповых задержек речевого развития (ЗРР) у детей раннего возраста
3.2.2 Особенности ранней логопедической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью и задержкой психического развития (ЗПР)
3.2.3 Ранняя логопедическая помощь детям детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
3.2.4 Особенности ранней логопедической помощи детям с нарушениями слуха
3.2.5 Особенности ранней логопедической помощи детям с детским церебральным параличом (ДЦП)
3.2.6 Особенности ранней логопедической помощи детям с синдромом Дауна
3.2.7 Программы раннего вмешательства для детей с тяжелыми и множественными нарушениями
3.3 Применение компьютерных технологий при проведении коррекционных занятий и занятий по активизации речевого развития

Диагностика нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни
(составлено К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной).

Малышева Нина Васильевна д/с № 35 г. Пермь — слушатель курсов.

Созонова Е.В.
ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 1 ГОДА
С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Е.А.Стребелева «Психолого — педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»

Шкалы психомоторного развития детей от рождения до 42 месяцев Нэнси Бэйли

Шкалы психомоторного развития детей от рождения до 42 месяцев Нэнси Бэйли (продолжение)

Колотова Ирина Леонидовна, МАДОУ «ЦРР — д/с №35»
О.В. Закревская «Развивайся, малыш!» Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ
С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ
НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Клинические рекомендации
под редакцией
академика РАН Н.Н. Володина и академика РАО В.М. Шкловского

БАКЛАНОВА МАРИНА

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие для педагогов / Е.А Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др.; под. ред. Е.А. Стребелевой ; Ин-т коррекц. педагогики РАО
. — Изд. 2-е. — М. : Экзамен, 2004. — 127 с.
https://pedlib.ru/Books/3/0185/3_0185-103.shtml#book_p..

Гедеонова Ольга Юрьевна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 24» г.Березники
Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. Центр психолого-медико-социального сопровождения Калининского района Санкт-Петербурга, научный редактор Н.В. Серебрякова

Приходько О.Г. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. — М., 2003

Гагарина Наталья Николаевна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 44» г. Березники
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Диагностика развития ребёнка (0-3 года). Практическое руководство по тестированию, СПб, 2006

Гойнова Марина

Гойнова Марина Николаевна,учитель-логопед МАОУ «СОШ №129» г.Перми

Коготкова Лариса Михайловна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №175» г.Перми
Волкова Г.А. «Методика психолого-логопедического обследования детей».

Источник