Развитие речи ребенка раннего возраста презентация
Рейтинг материала:
5,0 (голосов: 1)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
(от 1,5 до 3 лет) Подготовила: воспитатель Чеснокова И.А. Развитие речи детей раннего возраста
2 слайд
Описание слайда:
Становление речи проходит три основных этапа: Первый этап — довербальный (доречевой). Охватывает первый год жизни ребенка. 2. Второй этап — период активной речи. Он характеризуется удивительно быстрыми темпами увеличения словарного запаса. 3. На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения.
3 слайд
Описание слайда:
Особенности развития речи детей раннего возраста На первом году жизни у ребенка идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи. Головной мозг является регулятором деятельности организма. Одновременно с развитием мозга у малыша развивается физический и фонематический слух. К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие- меньше и менее отчетливо. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, Итак, первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью.
4 слайд
Описание слайда:
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни — сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения.
5 слайд
Описание слайда:
Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения — активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет. Переход к самостоятельной речи — важный этап во всем психическом развитии ребенка. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам -свыше 300 слов).
6 слайд
Описание слайда:
Особенности развития речи детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет
7 слайд
Описание слайда:
К полутора годам: — ребенок говорит отдельными словами; — слова дополняются жестами, мимикой, интонацией; — часто общепринятые слова заменяются на звукоподражания; ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и некоторые согласные звуки – м,п,б,к,г,т,д,н,ф,в,х,й.
8 слайд
Описание слайда:
С полутора лет: Быстро растет активный словарь малыша – к двум годам он включает уже примерно 300-400 слов, он начинает изменять слова, пользоваться некоторыми грамматическими формами, связывать слова во фразу. облегченные слова заменяются правильными. — появляются прилагательные и местоимения. — начинает употреблять простые двух-трехсловные предложения, а к 2м годам – трех-четырехсловные. — речь эмоциональна и выразительна.
9 слайд
Описание слайда:
На третьем году: — осваивает ряд новых звуков, начинает произносить мягкие свистящие сь, зь, ць, ль. — многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) малыш нередко заменяет мягкими свистящими. — интенсивно развивается мышление — внимание становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. — он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы.
10 слайд
Описание слайда:
К трем годам: — пассивный и активный словарь ребенка достигает 1000 – 1200 слов. кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. — ребенок свободно связывает несколько слов в целые предложения, согласуя их в роде, числе и падежах. .
11 слайд
Описание слайда:
Условия эффективного развития речи детей. Хорошее соматическое здоровье. Нормальное функционирование ЦНС, речевого аппарата, органов слуха и зрения. Обязательное общение с ребенком с самых первых дней его жизни: разговор, рассказывание, рассматривание картинок, игра, обыгрывание игрушек, многократное повторение речевого материала. декламация и пение, сопровождаемые музыкой, чтение детям книжек, ознакомление детей с окружающим миром и т. д. Развитие мелкой моторики. Правильная постановка у них дыхания.
12 слайд
Описание слайда:
Таким образом, необходимыми условиями для формирования правильной речи ребенка являются его хорошее соматическое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, а также ранообразная деятельность детей, богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание детской речи, а также высокий уровень профессионального мастерства педагогов и хорошая подготовка родителей к процессу воспитания и обучения. Эти условия не возникают сами по себе, создание их требует большого труда и настойчивости; их необходимо постоянно поддерживать.
13 слайд
Описание слайда:
Нарушения и задержки речи. Причины.
14 слайд
Описание слайда:
Выделяют задержку развития речи и нарушения развития речи. Понятно, что это разные вещи. Хотя у одного и того же ребенка может встречаться и то, и другое. С задержкой развития речи в условиях детской поликлиники работает, как правило, целая команда специалистов — психолог, участковый терапевт, невропатолог. С нарушениями же развития речи работают в основном логопеды и, когда это необходимо, невропатологи.
15 слайд
Описание слайда:
Главные виды речевых расстройств: · Дислалия — нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и нормальном речевом аппарате; косноязычие, при котором звуки произносятся искаженно или с замещениями и пропусками; косноязычие вызывается дефектами речевого аппарата, недостаточной способностью к дифференциации звуков и пр.; гнусавость — носовое произношение всех звуков с изменением артикуляции большинства из них; афазия — утрата речи, возникающая вследствие повреждений аппаратов речи коры головного мозга; дизартрия – расстройства произношения звуков вследствие заболеваний головного мозга или периферической нервной системы; немота , при которой происходит задержка в развитии речи ребенка при сохранности у него слуха и при достаточном для речи умственном развитии; заикание – речь прерывается судорогами мышц речевого аппарата; тахилалия — чрезмерно быстрая речь, возникает при неправильностях речевого воспитания и при невротических состояниях с явлениями общей возбудимости; афония – отсутствие звучности голоса; логопатия – судорожное повторение слога или слова.
16 слайд
Описание слайда:
Факторы задержки речевого развития Внешние факторы — Стрессовые. — Присутствие братьев-сестер. — Билингвизм семьи. — Недостаточное развитие внутри семьи. Внутренние факторы — Наследственный. — Неврологические проблемы. — Дефекты артикуляционного аппарата. — Личностные особенности ребенка. — Проблемы со здоровьем. — Психологические травмы ребенка. — Осложненная беременность.
17 слайд
Описание слайда:
Шесть основных причин задержки развития речи . Причина первая. Задержка или нарушение развития речи может выступать как часть другого, более общего расстройства развития, например, легкой степени умственной отсталости. Дифференциальный диагноз в этом случае может поставить только специалист.
18 слайд
Описание слайда:
Причина вторая. Задержка развития речи может быть вызвана более или менее тяжелым поражением слуха ребенка. Ребенок, который плохо слышит и, следовательно, плохо понимает речь окружающих его людей, практически всегда имеет те или иные нарушения в звукопроизношении, с трудом учится пользоваться собственной речью. Поэтому при любой форме нарушения развития речи у ребенка родителям необходимо обратиться к врачу — сурдологу, чтобы исключить нарушения слуха или своевременно заняться их излечением.
19 слайд
Описание слайда:
Причина третья. Задержка развития речи может являться частью общей задержки развития, тесно связанной с особенностями биологического созревания нервной системы. Недоношенный или ослабленный тяжелым соматическим заболеванием ребенок может выглядеть младше своего возраста, отставать в росте и весе. Иногда речь такого ребенка развита в соответствии с возрастом (а то и опережает его), но иногда он говорит меньше и хуже, чем его сверстники. Впоследствии он «дозреет», окрепнет и вместе с биологическим созреванием уйдет и задержка в развитии речи.
20 слайд
Описание слайда:
Причина четвертая. Незначительная задержка развития речи может наблюдаться у абсолютно здорового ребенка, как вариант нормы. Известно, что «поздноговорящие» дети часто долго молчат, а потом вдруг начинают говорить за 1-2 недели и сразу целыми предложениями. Такой феномен чаще наблюдается у детей с высоким коэффициентом интеллектуального развития. Кроме того, известно, что значительную роль в освоении речи играет и наследственный фактор. То есть если поздно заговорил один или, тем более, оба родителя, то вероятность того, что относительно поздно заговорят и их дети, существенно повышается. Но если ребенок к трем годам не говорит простых предложений, то о варианте нормы следует забыть.
21 слайд
Описание слайда:
Причина пятая. Синдром Маугли или педагогическая запущенность. Ребенок растет в таких условиях, что ему просто не удается научиться говорить. Многим приходилось наблюдать пятилетних детей, выросших в социально неблагополучных семьях, которые в своей повседневной жизни использовали всего около тридцати слов. При этом дети оставались психически здоровыми и, после правильно проведенных коррекционных мероприятий, овладевали речью в полном объеме в соответствии со своим календарным возрастом.
22 слайд
Описание слайда:
Причина шестая. Ребенок относительно здоров и социально благополучен, но живет в таких условиях, когда речь ему вроде бы и не нужна. Такая ситуация довольно часто создается в детоцентрических семьях, где все помыслы членов семьи направлены на удовлетворение интересов ребенка, или при чрезмерно тесных контактах ребенка с матерью, когда отец всегда на работе, а мать с ребенком всегда вдвоем в четырех стенах и понимают друг друга не то что с полуслова, а с полувзгляда. Такой ребенок всегда понят окружающими, его потребности удовлетворены, и говорит он мало, вяло и с неохотой. Достаточно часто в анамнезе таких детей обнаруживается родовая травма, пренатальная энцефалопатия, гипертензионный синдром или еще что-нибудь в этом роде. Сами по себе эти неврологические нарушения выражены у ребенка не очень ярко и вряд ли обусловили бы задержку развития речи, но в сочетании с факторами среды…
23 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Данная презентация может быть полезна воспитателям, а также родителям. так как описывает становление речи у детей, особенности и условия её эффективного развития в возрасте от 1,5 до 3 лет, условия эффективного развития речи, а также факторы, влияющие на нарушения и возможные причины задержки речи и главные виды речевых расстройств.
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-165493
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Слайд 1
Учитель – логопед Булина Татьяна Ивановна МБДОУ « Детский сад № 8 «Теремок » Особенности развития речи детей раннего возраста
Слайд 2
Речь – могучее средство о бщения и взаимодействия людей. А.А. Люблинская
Слайд 3
Усваивая родной язык, ребенок усваивает… бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов… К.Д. Ушинский
Слайд 4
Ранний возраст — наиболее важный в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. Именно в этом возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Для ребенка в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди и задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов и научить произносить звуки.
Слайд 5
Роль речи в общем развитии ребенка Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает быстрое и лёгкое приспособление к среде. Используя слова ребенок учится анализировать окружающий его мир. С помощью слов, обозначающих признаки предметов, ребенок учится узнавать различные цвета, звуки, запахи; разные слова помогают осознать величину, удалённость, количественные, временные и другие связи, существующие между предметами внешнего мира.
Слайд 6
Огромную роль освоение речи играет и в развитии первых моральных оценок: у ребенка сформировано различное отношение к хорошему и к плохому. Самые первые оценочные слова: «хорошо», «плохо» – дети слышат очень рано и понимают их, так как они сопровождаются интонацией, мимикой и жестами. Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения ведь все требования взрослых выражены словами. С третьего года жизни слово становится регулятором поведения ребенка. Пользуясь речью, ребенок может вступать в контакт с другими детьми, играть с ними, что тоже способствует его развитию.
Слайд 7
Рекомендации по развитию речи детей р аннего возраста
Слайд 8
Разговор с самим собой Когда ребёнок находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете.
Слайд 9
Параллельный разговор Взрослый описывает все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует и трогает.
Слайд 10
Провокация, или искусственное непонимание ребенка Приём помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость.
Слайд 11
Распространение продолжайте и дополняйте всё сказанное ребёнком, но не принуждайте его к повторению – достаточно того, что ребёнок вас слышит.
Слайд 12
Приговоры Использование игровых песенок, потешек , приговоров в совместной деятельности с ребёнком способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл .
Слайд 13
Выбор Предоставляйте ребенку возможность выбора. Осуществление возможности выбора порождает у ребёнка ощущение собственной значимости и самоценности
Слайд 14
Игры с природным материалом Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он может исследовать.
Слайд 15
Продуктивные виды деятельности Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают лингвистические и сенсорные способности ребёнка, которые имеют особое значение в формировании мыслительной деятельности.
Слайд 16
Замещение Игры — пантомимы и игры — имитации являются первой ступенькой театрализованной сюжетной игры. Эти формы игр способствуют полноценному и развивающему общению ребенка.
Слайд 17
Ролевая игра Ролевая игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность .
Слайд 18
Музыкальные игры Музыкальные игры и песни важны в процессе овладения ребенка речью. Предоставляйте ребёнку возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе.
Слайд 19
Артикуляционная гимнастика Это комплекс специальных упражнений, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность .
Слайд 20
Речь взрослых должна быть: чёткой, неторопливой; доступной для понимания малыша; грамотной. Чем чаще родители будут разговаривать с ребенком, не переутомляя его, и доступным, правильным языком рассказывать ему сказки, разучивать вместе стишки, потешки , и играть, тем скорее ваш ребенок овладеет правильной речью! Речь взрослых – образец д ля речи детей!
Слайд 21
Спасибо за внимание! Желаю удачи!
Источник
Слайд 1
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Слайд 2
СТР. 2 Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни — сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Проблемами развития речи занимались исследователи: Гвоздев, В.В. Гербова , М.И. Запорожец, Н.С. Жукова и др. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь — это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают — речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.
Слайд 3
СТР.3 Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения — активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет. Переход к самостоятельной речи — важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам — свыше 300 слов).
Слайд 4
СТР. 4 Исследование, проведенное белорусским психологом Р.И. Водейко , показало, что развитие словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов: «Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков». В словаре детей 3-го года жизни, по данным В.В. Гербовой, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2 — 1,3 раза. На протяжении раннего возраста словарь ребенка усложняется — многозначность слова сменяется более высокой устойчивостью, ярко выражена предметная отнесенность слова.
Слайд 5
Первый — это период предложений, состоящих из аморфных слов — корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. Здесь отчетливо выделяется стадия однословного предложения (1 год 3 месяца — 1 год 8 месяцев) и стадия двух-трехсловных предложений. Первые предложения ребенка являются однословными и имеют несколько разновидностей : · предложение — наименование предмета типа назывного (дядя, папа); · предложение — обращение, выражающее преимущественно просьбу, желание ( баби-баби-баби , тэта-тэта , тата); · предложение, выражаемое каким-либо междометием или автономным словом (чик-чик, ам-ам ). Очень часто это глагольные формы (спать, кушать).
Слайд 6
СТР. 6 Второй период в овладении грамматикой — это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов. К трем годам ребенок овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются. Например: «Где моя мама? Почему слон живет в лесу? Я севоня купила в магазине для Кати не зеленые, не синие, не желтые, а прямо красные туфельки!»
Слайд 7
СТР.7 На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Это важное приобретение. В сказке, рассказе, стихотворении сообщается много информации о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту («Репка», «Три медведя», «Курочка Ряба»).
Слайд 8
СТР. 8 Совершенствуется в раннем возрасте и звуковая сторона языка. Она включает в себя различение звуков языка (фонематический слух) и формирование правильного произношения звуков речи. Сначала, как мы указывали, ребенок улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова или фразы, а в конце второго, на третьем году жизни строится правильное произношение звуков. Это повышает требования к речи взрослых. Очень важно чтобы она была правильной, все звуки, произносимые взрослыми, были четкими, а ритм речи — не слишком быстрым. Рифмотворчество , отмечают специалисты, является неизбежной и очень рациональной системой упражнений в фонетике.
Слайд 9
СТР. 9 Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим даже самым правильным образцам.
Слайд 10
СТР. 10 В раннем возрасте возникает ещё одна важнейшая функция речи — регулятивная. Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до 2-х лет действия ребёнка определяются в основном воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребёнка посредством речи, т.е. выполнение речевых инструкций взрослого. Эту форму поведения психологи рассматривают как первый этап развития произвольного поведения, когда действия ребёнка опосредованы речевым знаком, который направлен на своё поведение. Поэтому действие по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля.
Слайд 11
СТР. 11 В раннем возрасте возникает ещё одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребёнка — его общение и взаимоотношения со сверстниками. Именно здесь закладывается чувство непосредственной общности и связи с другими, равными ребёнку людьми.
Слайд 12
СТР. 12 Эльконин Д.Б. считает что, «первая потребность, которую мы должны сформировать у ребенка — это потребность в другом человеке».
Слайд 13
СТР. 13 Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка с взрослым: 1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия, ребенка в первом полугодии жизни; 2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием; 3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей; 4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого.
Слайд 14
СТР. 14 Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов. На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения .
Слайд 15
СТР. 15 В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь — это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают — речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.
Источник