Развитие речи ребенка полутора лет

Развитие речи ребенка полутора лет thumbnail

Ирина Гусарова
Развитие речи детей в возрасте от 1.5 до 3 лет

У ребенка второго года жизни ведущей формой деятельности, стимулирующей его речевое развитие, является предметно-действенное общение со взрослыми. Только в процессе выполнения совместно со взрослыми простейших предметных действий ребенок усваивает основное назначение предметов, опыт социального поведения, накапливает необходимый запас знаний и представлений, пассивный и активный словарь и начинает использовать формы речевого общения.

При правильных условиях воспитания достаточного общения ребенка со взрослым, резкий перелом в развитии речи ребенка обычно происходит в начале второй половины второго года жизни. Предложения, конструируемые, ребенком в этом возрасте существенно отличаются, от предложений, употребляемых взрослыми, именно неизменностью входимых в их состав отдельных слов.Связи между словами сведены к двум типам: субъект и его действие (например: дядя стучит, кукла плачет) действие и объект действия или место действия (дай булку) Ребенок второго года жизни хорошо понимает обращенную к нему речь. Активно играет с игрушками. Дифференцированно относится к окружающим. Начинает проявлять интерес к детям. Развивается игра по подражанию. Начинает формироваться представление о схеме тела. Ребенок второго года жизни узнает имена и названия предметов. Понимает слово «здесь, сейчас». Говорит 50-70 слов, более половины употребляемых слов — существительные. В речи преобладает восклицания. Начинают произносить двух и трехсловные предложения. Появляются личные местоимения.

Конец второго года жизни знаменует начало нового этапа в развитии речи. Основным его содержанием является усвоение грамматической структуры предложений. Если на этом возрастном этапе не происходит смены ведущей формы деятельности, продолжает преобладать эмоционально-положительное общение, то у ребенка возникает отставание речевого развития.

С трех лет жизни ведущей формой деятельности становится игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи.

Третий год жизни характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью ребенка. Запоминание стихов и сказок является важным источником развития речи. Словарный запас при правильной педагогической работе с детьми- 1200-1500 слов к концу третьего года. В словарном составе встречаются почти все части речи; среди предложений встречаются основные их типы, включая сложные бессоюзные и союзные предложения. Ребенок к трем годам овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются. Это время можно охарактеризовать как период активных форм общения. Речь становится важнейшим средством общения и формирования мышления. Благодаря речи сенсорный опыт ребенка превращается в акт познания. Развивается функция обобщения на наглядно-конкретном уровне. Ребенок начинает устанавливать причинно следственные связи. Развивается самосознание. К концу периода ребенок начинает говорить о себе в первом лице и задавать много вопросов, стремится вступать в контакт с окружающими его детьми. Эмоциональные реакции носят избирательный и дифференцированный характер.

Родителям важно уделять ребенку как можно больше внимания для общения с ним, для игр, массажа, упражнений. Особенно большое внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук, потому что центры, ответственные за движения руки, артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук, мы тем самым как бы готовим почву для артикуляторных движений. Народная педагогика, наши бабушки интуитивно чувствовали это и проводили с малышами всевозможные игры типа «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Маленькие ножки шагают по дорожке», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит» и т. д.

В случае отсутствия активной речи у малыша 1.5-3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов — логопеда, психолога, психоневролога, отоларинголога, провести ряд медицинских исследований (энцифалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.). Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволят уточнить характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным организовать адекватную помощь ребенку.

В работе с детьми раннего возрастаследует учитывать следующие моменты:

— ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания

В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и общения. Длительность 5-10 мин. Необходима смена видов деятельности. Детям необходима положительная оценка их деятельности. Так на начальном этапе именно принцип подражания ложится в основу обучения ребенка. Последовательность развития общего подражания. Начинают с отдельных простых движений, затем учат детей выполнять несколько движений. Далее действие с предметами и игрушками. Особое внимание советуем уделять развитию подражания движениям кистей рук «Ладошки, водичка, капуста, цветки».

Классификация игр для развития общего подражания

— играть со стихотворными текстами

— подвижные игры

— игры с игрушками

Например: Игра со стихом «Мишка косолапый»

Цель: развитие подражания движениям взрослого, развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям игру в мишку.

— Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок,а вы повторяйте за мной движения: «Мишка косолапый по лесу идет (ходьба вперевалку, шишки собирает, песенку поет (делаем движения, словно подбираем с земли шишки)». Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (легонько ударяем ладошкой по лбу). Мишка рассердился и ногою топ! (делаем сердитое выражение лица и топаем ногой).

Читайте также:  Игры с котиком для развития ребенка

Заиньки

Цель та же

Ход игры: Предложить детям игру в зайчиков.

— Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

По лесной лужайке

Побежали зайки

(легкий бег)

Вот какие зайки

Зайки – побегайки. (поджимаем ладошки к голове — показываем ушки)

Сели зайчики в кружок

(присели)

Роют лапой корешок

(движения рукой)

Вот такие зайки,

Зайки – побегайки

(поднимаем ладошки к голове — показываем ушки)

Мы ногами топ-топ!

Цель: та же

Ход игры: Предложить детям новую игру.

Мы ногами топ-топ

(топаем, высоко поднимая ноги)

А в ладоши хлоп-хлоп!

(хлопаем в ладоши)

Ай да малыши!

Ай да крепыши!

(руки на пояс, кружимся).

Подвижные игры.

Делаем зарядку!

Цель: развитие подражания движений; развитие понимания речи. Дети выстраиваются в ряд, на достаточном расстоянии друг от друга. Взрослый становится напротив детей. Он предлагает поиграть, выполняет определенные действия; комментируя их следующими словами

— Давайте делать зарядку! Я буду показывать, а вы повторяйте за мной!

Руки вверх!

Руки в стороны

Теперь походим топ-топ!

Руки вперед!

Похлопаем в ладошки!

Руки на пояс!

Присели!

Стоим!

Попрыгаем — прыг-скок!

Игры с игрушками и предметами детей, игры с кубиками.

Цель: развитие подражания действиям взрослого; развитие игровых действий, конструирование.

Оборудование: пластмассовые или деревянные кубики разных цветов и другие фигурки из детских строительных наборов.

Ход игры: Предложите детям разноцветные кубики. Покажите и расскажите, что можно построить из кубиков.

Лучше обучать разным играм поэтапно: сначала дети учатся выстраивать башенки, затем дорожки, домики и т. д.

Игры с мячами

Направление: Попади в корзину, мяч с горки! Мяч в ворота и т. д.

Тоннели и мосты

Игра с куклами

Деловое общение детей со взрослыми

— Это взаимодействие, направленное на достижение совместной цели. Обучать детей выражать свои мысли доступным ему способом, предложить выбор из нескольких вариантов. Наводящие вопросы.

Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка аппликация).

Игры по развитию органов слуха: послушаем звуки, кто кричит? Звуки дома.

Найди такую же коробочку и т. д.

Игры для развития речевого слуха.

Кто там? Кто позвал? Найди картинку, найди игрушку.

Развитие дыхания

Например: Лети, бабочка, ветерок, вертушки, плыви, кораблик, мыльные пузыри, свистульки.

Значение развития движения рук и мелкой моторики пальцев.

Подражания движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития детей.

Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, которые доказывали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон, и положительно действуют на всю кору головного мозга. Поэтому развитие рук помогает детям хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Развитиедвижения рук включает:

развитие хватания

развитие соотносящих действий (пирамидки, матрешки, вкладыши)

— подражание движениям рук

развитие движений кистей и пальцев рук

В ходе проведения специальных игр укрепляется сила рук, движения обеих рук становится более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Игры и упражнения для развития ручной моторики.

— массаж рук

— разминать тесто, пластилин

— мять бумагу

— рвать бумагу

— нанизывать кольца (шарики на стержень)

— сортировать мелкие предметы

— опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком

— использовать разнообразные конструкторы

— использовать мозаику

— нанизывать бусинки на шнурок

— шнуровать

— завязывать и развязывать узелки, бантики

— расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, молнии

— отстегивать и пристегивать прищепки

— выкладывают фигуры из палочек и т. д.

Детям необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации.

Источник

Речь — это один из важных показателей психического развития ребенка. Именно она является отражением его интересов, характера, потребностей. В раннем возрасте, в 1,5 развитие речи ребенка в 1 5 годагода, развитие речи имеет прямую связь с формированием мышления. Не будет преувеличением сказать, что развитие речи и мышления — это единый процесс.

Регулярные занятия с ребенком в 1,5 года в совокупности с благоприятными условиями в семье станут хорошим стартом для развития речи. У большинства малышей при таком подходе к трем годам речь достигает того уровня развития, когда они свободно изъясняются, отлично понимают и запоминают речь взрослых. Более того, некоторые дети, развитию речи которых уделяли внимание как минимум с 1,5 лет, к трем годам уже знают несколько песен, с удовольствием декламируют короткие стихи, рассказывают сказки.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка поречье

Каждый ребенок появляется на свет с качествами мозга, полученными в наследство по родительским линиям. Именно они позволяют ему усваивать речь взрослых, постепенно овладевая родным языком, который они слышат с детства.

Для того чтобы малыш начал говорить, ему необходимо с детства слышать речь, принимать косвенное участие в разговоре. Только так он сможет научиться говорить самостоятельно.

Особенности речи полуторагодовалого ребенка

В 1,5 года в речи детей уже достаточно словразвитие речи ребенка в 1 5 года (около 40) для того, чтобы они с их помощью стали строить первые простые предложения, например «Хочу пить!» или «Дай ам!».  Очень часто малыши строят предложения, грамматически не связывая слова в них .

Слова в активном словаре малыша — это по большей части имена существительные и несколько глаголов. В основном это:

  • названия и имена игрушек;
  • имена родных;
  • названия животных.

Личные местоимения и прилагательные также включены в активный лексикон крохи, но в минимальном количестве. С полутора до двух лет количество слов в словаре малыша резко увеличивается с 40 до 100 и даже 300 слов!

В это время малыши начинают четко произносить основную часть гласных звуков, при этом частично некоторые из них стараются заменить искаженными звуками, зато более более простыми в артикуляционном отношении, а твердые согласные, такие как «д», «т», «з», — мягкими. Наряду с упрощением звуков можно отметить и упрощение некоторых слов за счет укорачивания, сокращения развитие речи ребенка в 1 5 годаили выбора обрывка слова с ударным слогом в качестве основы, например в слове «приехал» это «еха», и так далее.

Чтобы развитие речи в 1,5 года было активным, необходимо постоянно разговаривать с малышом, используя развернутые фразы, а также предложения из более чем четырех слов, меняя грамматические формы знакомых слов, падежи. Малыши в этом возрасте уже отлично понимают речь взрослых, поэтому им можно читать сказки и коротенькие стишки, например Агнии Барто.

Как развивать речь полуторагодовалого малыша?

В 1,5 года кроха уже способен повторять за взрослыми простые двусложные слова. На этом этапе очень полезной станет игра «Телефон».  Для этого вам понадобится трубка от игрушечного или от настоящего, уже нерабочего, телефона. Произносите в трубку слова, которые известны малышу, и просите его их повторить. Заменить трубку телефона можно обычным самодельным бумажным «рупором». Важно в процессе игры произносить слова максимально четко, делая акцент на ударные слоги.

Когда малыш привыкнет играть в эту игру и развитие речи ребенка в 1 5 годаначнет терять интерес, можно включить в нее новые слова, которые ему знакомы, но которые он пока не умеет произносить самостоятельно.

Еще один эффективный способ научить говорить малыша в 1,5 года — приучать его называть по просьбе взрослого различные предметы, животных, растения. Если в привычке у крохи повторение слов за взрослыми, при этом в самостоятельном общении он отдает предпочтение жестам и мимике, то главная задача взрослых — это создание комфортных условий, стимулирующих общение с помощью речи.

Это легко можно сделать, если организовать с крохой предметное взаимодействие, постоянно поддерживая с ним речевой и эмоциональный контакт. Не стоит слишком надолго оставлять ребенка наедине с игрушками. Для стимуляции развития речи малыша в 1,5 года нужно наладить с ним совместные игры, пусть и с использованием игрушек. Все нужно стараться делать вместе, описывая собственные действия, стимулируя развитие диалога.

Увлекательные игры для развития речи крохи

Важно постараться подобрать для ребенка такие игры, в которые он не сможет играть один, которые будут возможны только со словесным общением. Так, например, мальчику можно предложитьразвитие речи ребенка в 1 5 года поиграть в стройку, нагружая и разгружая самосвал кинетическим песком или кубиками. При этом ребенок должен будет подавать соответствующие команды типа «Вниз!», «Вверх!» или «Стоп!».

А с девочками можно поиграть с куклами, приучая их к общению с игрушкой, которая по замыслу будет мечтать о том, чтобы слышать голос ребенка перед сном, во время кормления, одевания и так далее.

Если, по мнению родителей, малыш в 1,5 года может говорить, но не хочет, потому что ленится, можно попробовать вызвать у него речь с помощью игр для «незнайки». Принцип игры простой. Кто-то из взрослых должен будет походить по дому вместе с игрушкой, например с куклой, размышляя вслух от ее имени относительно того, что ей встречается на пути, намеренно путая названия.

Малыш обязательно заметит ошибки и захочет исправить. Чтобы прибавить игре азарта, можно сказать ребенку, что игрушки, которые были названы неправильно, при этом не были отмечены малышом как ошибка, будут спрятаны в черный мешок. развитие речи ребенка в 1 5 годаРебенок обязательно захочет спасти игрушки и будет стараться исправить «незнайку».

Развитие речи ребенка ускорит игра с картинками. Суть игры крайне простая. Чем больше он назовет названий предметов и животных по картинкам, тем ближе он приблизится к цели, например, по дорожке из кубиков к сюрпризу под носовым платком (можно положить что-нибудь вкусное, что любит кроха). Со временем, когда ребенок будет легко называть предметы, животных и растения по картинкам, можно будет усложнить задание и попросить его найти и показать на картинке отдельные их части и детали.

Читайте также:  Задержка развития моторики у ребенка 5 лет

Развитие мелкой моторики как стимуляция речи полуторагодовалого малыша

Каждый взрослый знает, что развитие речи напрямую зависит от развития мелкой моторики рук. Именноразвитие речи ребенка в 1 5 года поэтому в 1,5 года так важно уделять внимание развитию мелкой моторики малыша в процессе увлекательных игр.

Нужно понимать, что в 1,5 года малыш уже достаточно координирован. Он с легкостью удерживает игрушки в руках столько, сколько нужно, может их вертеть, кидать, сталкивать, разбирать, перемещать в разные емкости. Наблюдая за развитием моторики рук малыша, нужно продолжать делать все возможное для того, чтобы совершенствовать этот процесс.

Начинать можно с самых простых игр и упражнений: малыш может перебирать камни, крупу, игрушки из дерева или резины. Предлагая крохе заниматься с мелкими предметами, обязательно нужно обеспечить ему должный контроль, наблюдая за тем, чтобы он не проглотил или не засунул в нос какую-нибудь детальку.

Когда малыш немного освоится, можно предложить ему более сложные игры, например на основе нанизывания, застегивания, шнурования. Например, вместе с крохой можно нанизывать крупные бусины на леску, шнуровать старые ботинки или специальные игрушки со шнуровкой, застегивать и расстегивать пуговицы.

Отличный вариант для развития мелкой моторики пальцев ребенка в 1,5 года — это игры с кинетическим песком. Вместе с развитие речи ребенка в 1 5 годамалышом можно лепить целые города, создавать сказочные представления из песочных фигур.

Детям в 1,5 года очень нравится рисование пальчиковыми красками. Они с удовольствием раскрашивают пальчиками бумагу, радуясь полученному результату.

С полуторагодовалым малышом также можно заниматься аппликациями, делать поделки из природных материалов и фасоли, собирать пазлы, мозаику и конструктор. Последние варианты игр очень важно подбирать, учитывая возраст малыша. Например, пазлы должны быть крупными настолько, чтобы у него не возникло сложностей со сборкой картинки. Конструктор должен состоять из крупных и ярких деталей, так же как и мозаика, из которой кроха пока не сможет складывать орнаменты, но сможет собирать цветное полотно.

Отличный вариант игры для развития мелкой моторики рук ребенка — это «охота» за игрушками в бассейне с кинетическим песком или крупой. Специально для малыша можно набрать в таз крупу (подойдет гречка, горох, перловка), в которой «утопить» мелкие игрушки. Кроха получит огромное удовольствие, доставая игрушки, а заодно и потренирует моторику пальцев, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи.

Особенности развития речи у слабослышащих детей

Важно понимать, что для того, чтобы развитие речи у малыша в 1,5 года происходило планомерно, он должен обладать полноценным слухом. Для ребенка важно слышать речь взрослых постоянно, чтобы подражать и учиться с ее помощью. Слабослышащие дети слышат речь в искаженном варианте, поэтому не способны развитие речи ребенка в 1 5 годаовладеть ей так же хорошо, как нормально слышащие дети. Если ребенок не слышит совсем, без специальных занятий он никогда не научится говорить.

В младенческом возрасте тугоухость или полная глухота в первые месяцы практически не оказывает влияния на голоса малышей. Они так же, как и обычные дети, гулят, кричат и плачут. Со временем из-за неспособности воспринимать речь взрослых предречевые вокализации малыша постепенно начинают тухнуть. С детьми, у которых диагностировано нарушение слуха, необходимо заниматься по специальной коррекционной программе под руководством опытного специалиста.

Подведем итоги

Итак, подытожим, каким же образом должно происходить развитие речи у детей в 1,5 года и какова роль родителей в этом процессе.

  1. Малыши учатся говорить путем звукоподражания. Родители должны учить их воспроизводить звуки животных, машин, техники, пополняя словарь звукоподражаний крохи.
  2. Ребенок учится говорить благодаря дыхательным упражнениям. Родителям нужно заниматься с развитие речи ребенка в 1 5 годадетьми выдуванием мыльных пузырей, сдуванием шариков из ваты, задуванием свечей и так далее.
  3. Пальчиковая гимнастика, проводимая регулярно, улучшит речевые навыки крохи.
  4. Постоянное общение с крохой, описание всего, что приходится видеть и делать, обязательно положительным образом отразится на речевых навыках. Важно комментировать все действия крохи с настроением, вызывая у него интерес и позитивные эмоции.
  5. Читайте малышу книги, намеренно замолкая на последних строчках знакомых ему стихов, чтобы вызвать желание продолжить.
  6. Ставьте сценки с игрушками, распределяйте роли, побуждая ребенка говорить за героев.
  7. Занимайтесь развитием мелкой моторики рук детей, ведь это позитивным образом отразится и на развитии речи.

Источник