Развитие речи ребенка по средствам нетрадиционного рисования
Елена Забурдаева
Опыт работы «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования»
Развитие речи — это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной деятельности.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. А. Лурия, М. М. Кольцовой. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Такие исследователи, как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. Ж. Пиаже и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита речь, внимание, память. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка.
Работая в детском саду, я заметила, что уровень развития речи у детей заметно снижается. Занимаясь этой проблемой, я пришла к выводу, что это во многом связано со слабым развитием моторики рук. Словарный запас у детей очень низок. Поэтому, целью моей работы стало — развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования.
Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:
разработка комплексов нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук дошкольников;
повышение уровня речевого развития детей;
формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к овладению письмом;
развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности.
проговаривание слов, формирование и обогащение словаря, закрепление лексических терминов;
создание эмоционально положительного настроя;
развитие наглядно – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения;
развитие у детей эстетических чувств и умения общаться между сверстниками.
Затем приступила к созданию условий для реализации поставленной цели.
В группе была создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда. Определив основное направление в работе, я постоянно искала новые пути создания такой развивающей предметно-пространственной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь, способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, готовили руку ребенка к письму. Имеющийся материал я расположила таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия, проявлять свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.В группе оборудованы уголки: «Речевой активности» — книги, различные журналы; «Развиваем пальчики»— в котором имеются разнообразные: мозаики, пазлы, шнуровки, игры-вкладыши, нанизывание бус, разноцветные палочки, кубики, крышки, прищепки, работа в занимательных прописях для дошкольников, рисование по трафаретам, работа с дыроколом. А также нетрадиционные материалы:
наборы пористых губок для тренировки мускулатуры кисти рук;
наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;
цветные клубочки ниток для перематывания;
дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;
пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;
лепку из глины, пластилина;
Составила перспективный план работы, строящийся на принципах последовательности, систематичности в решении воспитательных, образовательных задач, а также подобрала речевой материал, направленный на овладение произносительными навыками и формирование различных видов речевой деятельности.
В своей работе, чтобы развить у детей мелкую моторику рук и речь,я использую:
• Пальчиковые игры-упражнения;
• Пальчиковый театр;
• Пальчиковую гимнастику;
• Нетрадиционные виды рисования:
Рисование пальчиками, ладошкой;
Рисование пробками (от шампанского, пластиковой бутылки, зубной пасты и т. д.);
Рисование ватными палочками;
Рисование губкой;
Тычок полусухой жёсткой кистью.
Каждая из этих техник — это маленькая игра, целью которых — развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее.
Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда мы с ребятами используем слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним.
Использую в образовательной деятельности:
скороговорки,
чистоговорки,
потешки,
прибаутки,
рассказывание сказок, рассказов,
слушание русских народных песен.
Для проведения изобразительной деятельности с детьми групп младшего возраста, применяется интегрированный подход.
Формы работы с детьми:
наблюдение,
знакомство с художественной литературой,
рассматривание иллюстраций, картинок,
использование дидактических игр.
Кроме работы, проводимой с детьми в группе, не остаётся в стороне и работа с родителями.
Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Для этого провожу встречи с родителями, где рассказываю о важной роли развития мелкой моторики с использованием нетрадиционных методов рисования на непосредственно образовательной деятельности. Показываю основные приёмы работы изготовления рисунков в домашних условиях. Таким образом, заинтересовываю родителей, вовлекаю в жизнь детского сада, делаю союзниками. С целью углубления и обогащения знаний родителей использую следующее.
Формы работы:
-Индивидуальные беседы
-Консультации
-Родительские собрания
-Выставка детских работ.
Учебный материал подбираю с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий.
Основные этапы работы:
На 1 этапе — знакомлю с данным материалом.
На 2 этапе — практическом ведётся активная работа по совместной деятельности детей друг с другом.
На 3 этапе — анализ результатов.
Основные принципы:
1. целенаправленность;
2. поэтапность;
3. систематичность и последовательность;
4. наглядность обучения;
5. интегрированность;
6. адаптивность;
7. прочность.
Результативность опыта.
Наблюдаю положительные результаты работы: пальчики у детей стали более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезла скованность движений, дети выполняют достаточно сложные упражнения. Положительная динамика развития мелкой моторики, позволила перейти к следующему этапу работы. Дети совмещали предметы и их части, совершенствуя ловкость рук.
У детей отмечается заметное улучшение произношения, речь стала более отчётливой.Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире используют прилагательные, наречия, предлоги. Инициатива общения всё чаще исходит от детей.
Таким образом, целенаправленная систематическая поэтапная деятельность позволила улучшить показатели по развитию речи. Поэтому, в дальнейшем планирую продолжать работу над этой темой, так как вижу её актуальность и положительный результат в развитие речи детей.
Литература:
1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов — М.: «Астрель»,2003.
2. Благодатская О. А. Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьёй. Дошкольная педагогика. — 2007.
3. Давыдов Г. Н., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М. 2007
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под редакцией Л. А. Венгера. – М.: «Просвещение», 1978.
5. Журнал «Ребёнок в детском саду». Пальчиковая гимнастика. №6, 2003г., с. 21
6. Журнал «Дошкольное воспитание«. Речевое развитие. №11, 2007г., с. 103
7. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: Творческий центр «СФЕРА», 2004.
8. Менжансикй М. А. Справочник Старшего воспитателя; № 5. — М.: ЗАО «МЦФЭР», 2014.
9. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. -М.: «Каро», 2009.
10. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – СПБ.: «Кристалл», 2005.
Источник
Татьяна кривоносова
Значение нетрадиционных техник рисования для развития речи детей
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадовать миру» (М. Шклярова)
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования и к взрослым,и к детям: неуклонно растёт объём знаний, и чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным, создаются новые программы дошкольного образования и программы обучения в школе.
Необходимо помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами – позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения, т. к. речь – главное средство выражения мыслей.
В школе детям предстоит оперировать понятиями, делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти с достаточными знаниями об окружающем мире, о людях, с понятиями о красоте, о добре и зле, о правде и лжи. И всё это становится доступно детям только посредством речи.
Многим известно о важности развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
В последние годы всё большей популярностью в дошкольных учреждениях пользуются нетрадиционные техники и способы рисования. Они интересны своим разнообразием и основываются на творческой фантазии детей. Практика показала, что включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования даёт им возможность попробовать разнообразные способы передачи изображения, даёт толчок к исследованиям и эксперименту, обогащает знания детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения. Кроме этого, развивается сенсорная сфера, эстетическое мировосприятие, совершенствуются графические навыки и умения. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизируется самостоятельная мыслительная и речевая деятельность детей.
Различные изобразительные материалы, новые технические приёмы требуют точности движений, но не ограничивают пальцы ребёнка фиксированным положением, и тем самым создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, пальчики, гелевые ручки, различные печатки, трафареты, крупу, нитки, а вместо бумаги – картон, ткань различной фактуры, стеклянную или деревянную поверхность.
Такие необычные техники и методы рисования, как всё новое, вызывают интерес у детей, позволяют ощутить незабываемые положительные эмоции, дают толчок к проявлению самостоятельности, развивают творчество и воображение. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся самостоятельно думать и решать, какими способами получить тот или иной образ, чтобы он получился необычным, выразительным.
Уже с младшего возраста можно использовать на занятиях рисование пальчиками, ладошками, нитью, печать поролоном, картофелем.
Детей среднего возраста можно познакомить с техниками рисования тычком, ватным тампоном, восковыми мелками и акварелью, печать листьями.
Дети старшего дошкольного возраста в состоянии освоить более сложные методы и техники: рисование на мятой и бархатной бумаге, кляксография, рисование штрихом, пластилином, солью, пейзажная и предметная монотипия, граттаж, батик, витражная техника.
В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи. Формированию психофизиологической основы речи способствует совместная деятельность педагога и детей. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи: развитие артикуляционного аппарата и правильного речевого дыхания. Например, создавая изображения с помощью выдувания красок (рисование мыльными пузырями, кляксография, дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ и осуществляют своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счёт использования слов, обозначающих предметы, действия и признаки с учётом грамматически правильного согласования слов в роде, числе и падеже, что способствует коррекции грамматического строя речи.
Таким образом, используя нетрадиционные техники рисования в работе с детьми, мы решаем целый комплекс задач речевого развития дошкольников.
От педагога, в свою очередь, требуется умение создать на занятии творческую непринуждённую атмосферу, живо и эмоционально объяснить и показать детям новые способы действий и приемы изображения. Ведь детям сложно научиться чему-либо у педагога, который сам не умеет и не любит творить.
Источник
Добрый день уважаемые коллеги. Я хочу вам представить опыт своей работы на тему «Нетрадиционная техника рисования как средство развития речевой активности у детей раннего возраста»
Одно из основных условий нормального развития малыша — своевременное и полноценное формирование речи. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познаёт действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому я поставила перед собой цель.
Развивать речевую активность у детей раннего возраста при помощи нетрадиционных техник рисования
Задачи:(вы видите на экране)
1.Расширять словарный запас детей за счёт углублённого погружения в художественно- эстетическую сферу деятельности
2.Развивать речь детей, через развитие мелкой моторики рук
3. Формировать у ребёнка изобразительные умения и навыки через нетрадиционные техники рисования
4. Развивать мотивацию к общению.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются:
Речевое
Творческое
Познавательное
Эмоциональное
Нравственное развитие Эстетическое воспитание Развитие мелкой моторики
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Существует очень много способов нетрадиционного рисования.
Но детьми раннего и младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками;
оттиск штампами;
рисование ладошками.
Чем раньше начать работу по развитию мелкой моторики рук, тем более вероятен успех в развитии речи ребенка.
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Основная цель — развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы.
Все этапы изобразительной деятельности сопровождаются речью. Показ, объяснение — основные приёмы, гарантирующие успешное решение изобразительных задач.
Здесь дети рисуют цветок для мамы и проговаривают стихотворение.
Маму я свою люблю,
Ей подарок подарю.
Я подарок сделал сам
Из бумаги с красками.
Маме я его отдам,
Обнимая ласково.
А тут мы сначала с детьми поиграли в подвижную игру «Зайка серенький», а потом решили его нарисовать.
В процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе рисования становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными.
. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. И происходит это естественно, поскольку все действия в процессе рисования ребенок выполняет самостоятельно. При этом обогащается словарь и речь в целом, повышается процент ее точности и выразительности.
Процесс создания рисунков у детей заменяет мощную тренировку моторики, поэтому изобразительные упражнения необходимо включить в план занятий.
На занятиях мы читаем сказки, а потом их рисуем
И так же нам в этом помогают и наши пальчики и штампы и ладошки.
А ПОТОМ ПО РИСУНКУ РЕБЁНОК ПЫТАЕТСЯ ПЕРЕЗКАЗАТЬ СКАЗКУ. Таким образом происходит формирование активного и пассивного словаря.
Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима.
Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что положительно оказывается на динамике речевого развития.
Каждое изобразительное упражнение сопровождается разговором — вопросами, объяснениями, описаниями. Таким образом, ребенок не только развивает мелкую моторику, но и пополняет словарный запас.
Здесь родители знакомятся с творчеством детей
Так же родители могут познакомится с информацией и рекомендациями не только в информационном уголке группы, но и в закрытой группе вконтакте «Радуга» где они могут увидеть всё, чем занимаются их дети. Так же у нас есть сайт ДОУ.
«Пальцы – это продолжение ума». Таким образом, целенаправленная систематическая поэтапная деятельность позволила улучшить показатели по развитию речи. Поэтому, в дальнейшем планирую продолжать работу над этой темой, так как вижу её актуальность и положительный результат в развитие речи детей.
Спасибо за внимание!
Источник