Развитие речи ребенка по изо деятельности
Ольга Колбасова
Развитие речи детей в изобразительной деятельности
Актуальность
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Цель работы воспитателя — научить ребёнка логически мыслить и связно выражать свои мысли.
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.
В процессе продуктивной деятельности я предусмотрела все условия для осуществления тесной связи слова с действием.
Поставила перед собой цель:
Систематизация работы по развитию речи на материале изобразительной деятельности, развитие мелкой моторики у старших дошкольников.
Задачи:
— формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения на материале изобразительной деятельности;
— поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос;
— активизировать творческое воображение, память, логическое мышление, через систему игровых занятий;
— развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия на материале изобразительной деятельности;
— развить восприятия речи детьми, обогащать словарным запасом;
— развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
— воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Провожу предварительную работу: рассматривание картин; просмотр презентаций; наблюдения; создание выставок; экспериментирование; чтение литературы; игры на фантазию; дидактические игры; разучивание стихов; создание коллажей; пальчиковые и артикуляционные гимнастики.
Для осуществления поставленных задач, я применяю различные приемы обучения:
1. Наглядные приемы. На занятиях я использую предметы натуры, репродукции картин, образцы и другие наглядные пособия.
В ходе рассматривания и обследования предметов дети называют его название и его части, выделяют их признаки, определяют назначение предмета, тем самым происходит пополнение словарного запаса.
Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картинах главное, точно и живо описывать изображение, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины. Решая задачи развивать память, применяю игровые приёмы. Формируя перспективные действия, направленные на обследования предмета, мы развиваем зрительное восприятие детей и так же происходит пополнение словарного запаса. Пример: «Это рябина. Она состоит из кроны, ствола, корней, плодов. В зависимости от окраски и формы рябины бывают, высокие и низкие, прямые и кривые, толстые и тонкие и т. д.». На следующем этапе происходит развитие навыков использования различного типа простых предложений.
Так же использую сличение работы с образцом, комментирование действий, групповые выставки, рассматривание иллюстраций и анализ работ.
2. Словесные приемы. Побуждаю ребёнка к самостоятельным высказываниям. Это высказывание состоит из одного слова, затем приобретает форму простого предложения, затем разрастается до самостоятельно построенного предложения из 2-3 слов, потом из 3-4 слов. Наряду с сопряжённой речью я использую и отражённую форму речи — повторное произнесение ребёнком отдельных слов, фраз вслед за мной. Рационально использование образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, которые помогают создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи выразительными средствами.
Решая задачи развивать память, применяю игровые приёмы. Например, использую игру «Цветная сказка». Я читаю сказку вслух, а дети должны составить цветовую картину. Как только ребёнок услышит название какого-либо цвета в сказке, он берёт соответствующий карандаш и закрашивает первый квадрат, затем следующий. Например: «Пришёл дед в огород и стал копать чёрную землю. Решил посадить жёлтую репку». Ребёнок должен вспомнить всю сказку, опираясь на цветовые подсказки.
При организации общения в форме диалога, ребёнок речью сопровождает выполняемые действия. Пример: «Что ты сейчас рисуешь? — Я рисую ствол рябины. — Что ты нарисовал? — Я нарисовал крону и ствол рябины». Также провожу работу по словообразованию существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ок, ек- и т. д. Например: Ребенок называет предмет, изображенный на картинке, или называет тот предмет, который хочет изобразить, потом называет ласкательно (лист – листик, рукав – рукавчик, нос – носок, воробей – воробышек и т. д).
В рамках реализации перспективного плана проводила занятия с применением приставочных глаголов. Например: предлагаю детям нарисовать лыжника и его путь с горы, в гору, около дома. Дальше спрашиваю, куда поедет лыжник. Ответ: «С горы съехал, по дороге поехал, вокруг дома объехал». Перед каждым занятием провожу речевую разминку или артикуляционную гимнастику, она создаёт положительный микроклимат, атмосферу близости и доверия друг к другу.
3. Практические приемы.
Практические приемы я применяю при рисовании предмета с натуры, по представлению, так же нетрадиционные техники рисования, сюжетные рисования, лепку. Большое значение в практических приемах уделяю пальчиковой гимнастике, она целенаправленна для развития мелкой моторики и развития речи детей.
Этот прием мы рассмотрим подробнее в методах, которые я применяю для осуществления поставленных задач.
1. Метод рисования с натуры и по представлению, я использую не только наглядный материал, но и картинки с его изображением. Рисование с натуры дается детям с большой сложностью, поэтому при детальном рассмотрении с детьми натуры, я направляю детей, и облегчаю словом и жестом процесс рисования. Рисование по представлению объяснения, рассказы и мое любое слово, обращенное к детям, было эмоциональным, для того, чтобы вызвать у них положительный отклик, пробудить эстетические чувства. Развиваю у детей чувство композиции при передаче пространства и всю работу над рисунками сопровождаю словом, вопросом. Например: «Что изображено?», «В каких тонах?» и т. д.
2. Использую метод сюжетного рисования.
Показываю детям на своем примере, как передавать свои впечатления от окружающей действительности, уметь разнообразить содержание своих рисунков, так же даю детям самостоятельно определить сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу. Например: Даю детям два слова и предлагаю из них составить небольшой рассказ. Фрагменты этого рассказа зарисовываем. Или предлагаю детям зарисовать героев двух сказок и составить рассказ или сказку. Можно дать детям задание сочинить сказку и нарисовать к ней иллюстрации.
3. Метод декоративного рисования обогащает представления детей об окружающих предметах и способствует появлению умственной и речевой активности, побуждает детей видеть красоту и развивать воображение. Учу изображать геометрические формы и превращать их в стилизцию — прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов — вазы, кувшины и т. д., усложняю понятие о симметрии при этом обогащается словарный запас ребенка. Знакомлю детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народов нашей страны.
4. Использование метода нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.
Этот метод позволяет мне развивать у детей сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами: гофробумага, разноцветные нити и веревочки, пластилин, крупа; песок, снег и т. д.
5. Лепка (скульптура) и Художественный труд: этот метод, так же как и все вышеперечисленные методы, позволяет более углубленно развивать мелкую моторику, развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцами.
На занятии по лепке определяю пропорции и подчеркиваю характер формы предмета, затем задаю детям вопросы, направляющие их внимание на выявление характерных особенностей формы и на ее решение. Во время беседы в начале занятий уточняется композиционное решение. Большое значение для детей приобретает анализ работ в конце занятия, который организуется в виде беседы. Дети сами задают друг другу вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов.
Лепку можно использовать не только в групповом помещении, но и на улице. Вместе с детьми мы лепим из снега разные фигуры животных. Затем предлагаю им, вспомнить художественные литературные произведения с вылепленным героем. Например: «Дети мы вылепили крокодила, вспомните, в каких литературных художественных произведениях вы слышали про крокодила», ответы: — «Что ест за обедом крокодил?», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Краденое солнце» и т. д. Так же дети вспоминают, строки из произведений связанные с этим героем и все, что они знают об этом животном и играют в игры.
6. Для развития речи эффективно пользоваться дидактическими играми по изодеятельности.
Эти игры я использую в организации самостоятельной продуктивной деятельности ребенка, и также в индивидуальной работе с детьми.
Дидактическая игра: «Волшебная палитра» — это карточки с арифметическими примерами на составление дополнительных цветов из основных;
«Мозаики» складывание узоров, картин;
«Жанры живописи» — игры на закрепление знаний жанров живописи; «Подбери узор» — игры по декоративно-прикладному искусству, дети выбирают элементы различных росписей и раскладывают узор на доске; «Найди пару» — подобрать соответствующее цветное изображение по контурному или силуэтному изображению;
«Симметричные фигуры» — знакомства с симметрией;
«Веселая геометрия» — складывать карточки с различными предметами и их надо соединить с соответствующей карточкой с изображением геометрической фигуры;
«Собери пейзаж» — учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навык; «Сочини сказку» — дети рисуют декорацию и используют для сочинения сказки готовых героев или рисуют героев сами.
Результативность опыта
Результатом своей работы считаю не только процесс развития речи дошкольника, но и сохранение навыков, которые помогают в будущем совершенствовать их возможности.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что речь детей стала богаче, красочнее, эмоциональнее. Возрос интерес к художественно-продуктивной деятельности. Дети обрели уверенность в себе.
Источник
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Неман»
Тема: « Речевое развитие детей на занятиях
по ИЗО деятельности»
Подготовила
Перетятко М. Н.,
воспитатель
2018
Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.
Речь формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изо деятельности
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей.
В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи.
Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
В художественно- эстетическом развитии детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать и различать, и употреблять слова в активной речи. Изо деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение благодаря наглядности.
Первым шагом в развитии понимания речи в изобразительной деятельности является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия.
На занятиях по изо деятельности ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Так дидактические игры:
« Что в руке?», « Подбери предмет», «Найди такой же».
Перед рисованием овощей и фруктов помогают научить ребёнка различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов:
«У меня огурец — зеленый, овальный.
У меня помидор– красный, круглый».
Предложить детям разгадать загадки об овощах:
« Растут на грядке зелёные ветки,
А на них – красные детки.» ( помидор)
« Без окон, без дверей
Полна горница людей.» ( огурец)
Также, перед тем, как приступить к «работе» над овощами, можно спросить у детей: «Как называется время года, когда собирают урожай?»
Прочитать стихотворение Плещеева А.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Занятие по изодеятельности с детьми – это особая ситуация, которая стимулирует не только развитие активного и пассивного словаря, но и развитие коммуникативной функции речи.
Так, например, можно создать пробленые ситуации, способствующие появлению речевой активности.
Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи.
Так ,если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
Знакомство со словами-действиями в изобразительной деятельности происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия.
Например: Я взял карандаш, веду линию, рисую мяч. Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ — («следы»), кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы.
Перед тем, как начать рисовать « Дождик» целесообразно прочитать потешку: «Дождик, дождик пуще,
Будет травка гуще.
Дождик, дождик посильнее
Огород ты наш полей.»
При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет использование художественного слова. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую и мыслительную деятельность.
Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием повышает эмоциональный настрой детей, способствует формированию образного представления об изображаемом.
Для этого необходимо использовать мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой произведения.
Например: « Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут!»
Выразительные средства языка повышают эмоциональное настроение маленького рисовальщика.
Занятия по изо деятельности, посвященные сезонному изображению природы, можно начать с подбора слов, подчеркивающих очарование этого времени года.
Здесь уместен прием- игра «Слово на ладошке»
«Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю».
С помощью этого приема у детей обогащается описательный словарь.
Так, во время прохождения темы «Зима»
на занятии по изо деятельности перед тем, как рисовать
снеговика дети «складывают» на ладошку «красивые слова
о пушистом снеге, о снеговике».
Можно прочитать стихотворение Сурикова И.
Белый снег пушистый в воздухе кружится ,
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
И так, речевая способность ребёнка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук.
Таким образом, на занятиях изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи.
Источник
Хамдохова Арина
Консультация «Развитие речи на занятиях по ИЗО»
Консультация «Развитие речи на занятиях по ИЗО»
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская,очень рано начинает стремится самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: движение, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, расширить область выражения складывающихся у него образов.Надо дать ему материал: пластилин для лепки, карандаши и бумагу, материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом.
Значение рисования и конструирования велико и многогранно.
Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи.
На занятиях ИЗО деятельности детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.
Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые не производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.
Первым шагом в развитии понимания речи на занятияхизобразительной деятельностью является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия. Для того чтобы слово – название стало словом – понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе двигательных.
Разнообразный материал (наглядный, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов.
Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмысление процессов изображения.
В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или и иной предложенной деятельности.
Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами.
Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М. М. Кольцовой. В описанных его опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинают реагировать на слово, обозначающее предмет, если имеем возможность этим предметом манипулировать. Обеспечить связь слова с предметом легче,чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж.
В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия.Например: взял карандаш, прижал тряпочку, веду линию, рисую мяч. При специальном обучении дети хорошо усваивают определенную цепь последовательных действий; характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи –правильному пониманию и выполнению инструкции типа: «Нарисуй дорожку, шар». Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно –следственную взаимосвязь различных действий и явлений: «Кисточка грязная. Моем грязную кисть. Кисточка стала чистая».
Действия детей, оречевленные в ИЗО и конструктивной деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.
Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии,дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ — («следы», кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы. Это также следует использовать для развития разных сторон речи.
Изобразительная деятельность и конструированиепозволяют решать коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность.
Положительная оценка, похвала, одобрение побуждают к дальнейшим положительным действиям. На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.
___
Литература:
1. С. А. Миронова. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». – М. ; Просвещение, 19991год.
2. «Воспитание детей раннего возраста». Под редакцией Г. М. Ляминой. М. ; Просвещение 1976 год.
3. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебное пособие для учащихся пед. Уч –щ по специальности «Дошкольное воспитание». Под редакцией Т. С. Комаровой, М., Просвещение 1991год.
4. Журнал «Ребенок в детском саду» №2 – 20007 год. Статья «Развитие речи на занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности». Стр. 22 -24.
Источник