Развитие речи ребенка первые предложения
Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка.
- Крики — возникают с рождения
- Гуление протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев.
- На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет.
- Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев
- Слова — переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев
- Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.
Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста. Словарь.
- 1год -5-9 слов
- 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов)
- 2 года от 50 до 200 слов
- 3 года от 800 до 1000 слов
- 3,5 года — 1100
- 4 года 1600 — 1900
- 5 лет 1900 — 2200
Развитие фразовой речи у детей
- Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) — начало с 1 года 9 месяцев до 2 лет
- Появление и развитие предложений — с 2 лет
- К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы почему? когда?, использует практически все части речи, предлоги и союзы.
- Использует единственное и множественное число
- К 4 годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
- Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
- Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.
Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста
Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.
Особенности развития речи у детей
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков:
- раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот;
- среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’;
- позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц.
Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.
Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов.
После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев.
Звукопроизношение Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби — бах — все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит тутите мутити или дати ляпака. Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно. Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук с ребенок может говорить басака
Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: молоко? сейчас дам
Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук С обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков.
Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам. Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации.
О диагнозе ЗРР — задержка речевого развития у ребенка
Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в 2 года.
По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически.
По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова. Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку разговориться.
Частые вопросы о развитии детей в этой теме.
Источник
Усова Татьяна
Консультация по развитию речи ребёнка «Раннее речевое развитие. Период построения грамматических конструкций»
Период построения грамматических конструкций приходится на 2-3-ий год жизни ребёнка. В процессе овладения фразовой речью ребёнокпроходит ряд последовательных стадий: однословные предложения, двусоставные предложения и сложные предложения.
Первые слова
Первые слова появляются на основе лепета. Варианты первых слов являются общими для большинства детей («мама», «папа», «баба», «киса», «би-би», «ав-ав», «дай» и т. д.)
Овладев определенной артикуляцией, ребенок какое-то время обходится набором тех звуков, которые он может произнести. В возрасте от 1 года до 2 лет дети способны создавать новые слова по своим собственным правилам. Такие слова у каждого ребенка свои («фа»— шапка, «гуг» — мишка). Особенностью первых слов ребенка является их многозначность.
С усложнением артикуляционных возможностей ребенок начинает овладевать произнесением новых слов, что приводит к накоплению нового словарного запаса. Характерная особенность произнесения первых слов — пропуск слогов. Пропуск одних слогов при сохранении других связан с ударностью слога и его смысловым значением( «яба» — яблоко, «мако» — молоко). Слова, основанные на пропуске слогов, наблюдаются как в лексиконе нормально развивающихся детей, так и у детей с отставанием или нарушением речевого развития.
Нормативы запаса слов (Жукова, Мастюкова, Филичева,1999):
1 год 3-4 лепетных слова
1г. 3 мес. 6 слов
1г. 6 мес. 7- 10 слов
1г. 9 мес. 20 слов (до 50)
2 года 50 слов (до 200)
3 года 250 слов (до 900- 1000)
Количество первых слов и скорость приобретения новых — индивидуальны для каждого ребенка и находятся в прямой зависимости от его общего психического развития. Главный показатель — наличие динамики в развитии речи. Каждый ребенок обладает своим ритмом психического и, и в том числе речевого, развития.
Слова — предложения или однословные предложения — от 1г. 3 мес.
Период развития, в течение которого ребенок пользуется только отдельными словами без объединения их, называется периодом слова — предложения или однословного предложения.
Первые однословные предложения представлены, как правило, существительными. Общим на стадии однословных предложений является то,что одному и тому же слову ребенок может придавать разный смысл : призыв к общению, просьба (например, чтобы его взяли на руки или дали игрушку, которую самому не достать, сообщение, обозначение предмета. С помощью одного слова ребенок выражает то, что является для нег главным.
Функции однословных предложений:
1. Привлечение внимания взрослого.
2. Сообщение о чем-нибудь увиденном.
3. Проверка правильности использования обозначения.
4. Запрос (слово, произнесенное с вопросительной интонацией)
Двусоставные или двухсловные предложения — от 1г. 6 мес.
После того, как употребление однословных предложений становится для ребенка привычным, в его речи появляются двухсловные предложения. Двухсловные предложения — это предложения, состоящие из двух слов, объединенных по смыслу. Для этой стадии речевого развития характерна утрата многозначности слова.
В этот период в речи ребенка присутствует «телеграфный» стиль общения, который подразумевает преимущественное использование существительных и глаголов, грамматически не оформленных («Мама топ», «Мишка бух»).
Двухсоставное предложение по своему строению может состоять из опорного слова, наиболее часто употребляемого и выполняющего главную роль («дай», «там», «еще», «много») и второго слова, которое наиболее изменчиво и сильно варьируется в зависимости от запаса слов у ребенка.
Двусоставные предложения используются детьми для обозначения следующего
(Цейтлин,2000):
1. Местонахождение предмета или лица («Мама тут»)
2. Просьбы («Еще моко» — еще молока)
3. Отрицание («Тю — тю» — нет)
4. Описание происходящего в данный момент времени («Катя бух»— Катя упала)
5. Указание на принадлежность предмета («Баба тяска» — бабушкина чашка)
6. Описание состояния предмета или лица («Лена бо-бо»)
Дети сильно различаются по возрасту, в котором они начинают комбинировать слова.Выделяют два типа двухсловных предложений по способу образования их ребенком:
1. Предложения, придуманные ребенком. Воспроизведение таких предложений основывается на понимании слов. Этот способ обычно применяют дети, обладающие большим словарным запасом и способные гибко его использовать применительно к разным ситуациям.
2. Предложения, образованные путем повторения вслед за взрослым и применяемые к конкретной обстановке. Такие предложение воспроизводятся ребенком механически, на основе запоминания слов. Дети могут использовать его только в конкретном контексте, но при изменении ситуации делают ошибки в его употреблении. В этом случае дети хуже понимают значение слов.
Способность объединять слова в предложения способствует упрощению общения ребенка со взрослым. На втором году жизни диалог становится основной формой речи ребенка.
Условия, способствующие освоению речи ребенком:
1. Общение ребенка со взрослым.
2.Обстановка делового сотрудничества: привлечение ребенка к совместной деятельности.
3. Постановка речевой задачи — ввод новых для ребенка требований, просьб, пожеланий, указаний с помощью словесного обращения.
На третьем году жизни дети начинают изменять свои высказывания, делая их более понятными собеседнику. Переход от «телеграфной» речи к «взрослой» совершается довольно быстро и означает скачок в речевом развитии ребенка.
Сложные предложения — от 2г. 4 мес. — 2г. 6 мес.
Сначала сложные предложения представляют собой комбинацию из двухсловных
предложений( «Киса бай-бай там»).Затем речь усложняется за счет использования ребенком:
1. Множественного числа.
2. Прошлого и будущего времени глагола.
3. Предлогов.
4. Склонения существительных
5. Усложнения грамматической структуры предложения.
Ребенок может задавать вопросы, отвечает, когда его спрашивают, правильно строит предложения. Дети начинают изъясняться полными трех- или четырехсловными предложениями. В речи детей 3-го года представлены почти
все части речи существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, союзы, частицы.
Как и в случае пополнения словарного запаса ребенка не столь важно, в каком возрасте — 2г. 6 мес. или 3 года — ребенок будет изъясняться полными распространенными предложениями. Важна динамика процесса овладения речью.
Характерный феномен детской речи, ярко проявляющийся у детей с 2.5-3 лет -словотворчество. В ходе повседневного общения или игры дети спонтанно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих (Ушакова,2004). Слова, придуманные детьми, называют неологизмами.
Принципы образования новых слов:
Осколки слов — часть какого-то слова используется как целое слово («лепь» -то,что слеплено, «прыг» — прыжок).
Использование «чужих» окончаний — к корню одного слова прибавляется окончание другого («сухота»-сухость, «помогание»— помощь, «правдун» — человек, говорящий правду).
Синтетические слова -одно слово состовляется из двух («бананас» — банан и ананас, «мапин» — мамаин и папин, «огромадный» — огромный и громадный).
Появление в репертуаре ребенка таких «придуманных» слов свидетельствует о том, что ребенок постигает общие закономерности построения слов в языке. Теперь ему осталось с помощью взрослого разобраться с более четкими правилами и единичными исключениями. Но не стоит акцентировать внимание ребенка на «придуманных» словах, хвалить за словотворчество, необходимо тактично исправлять все ошибки в речи ребенка.
К концу третьего года жизни ребенок может общаться с окружающими с помощью речи. Ребенок начинает свободно пользоваться речью при условии, что его речь развивалась правильно.
Некоторые рекомендации по развитию речиребенка на втором-третьем году жизни:
1. Разговаривайте с ребенком чаще, следите, чтобы ваша речь была четкой и
выразительной.
Дети активно подражают речи взрослого, поэтому если вы будете говорить неправильно, то ребенок будет усваивать неправильную речь. Не искажайте слова, не подражайте детскому произношению, не «сюсюкайте». Ваша речь должна быть грамотной, простой, четкой.
2. Исправляйте ошибки в речи ребенка.
3. Читайте малышу сказки, показывайте книги с картинками.
Ребенку в возрасте 1.5 -2 лет важно почувствовать, что чтение — это серьезное занятие. Чтение должно стать для ребенка своего рода ритуалом, интересным общением со взрослым. Поэтому, прежде всего, необходимо создать условия, которые отличались бы от шумных игр с игрушками. Перед тем как читать книгу, не забудьте выключить телевизор, усадите ребенка поудобнее, чтобы он мог полностью сосредоточиться на слушании. Подбирать книги и иллюстрации к ним необходимо в соответствии с возрастом ребенка.
Для детей младшего возраста необходимо подбирать книги с крупными яркими иллюстрациями и небольшим количеством текста. Подбирайте для чтения книги с описанием сценок, которые может наблюдать ребенок в повседневной жизни.
Если чтение сопровождается рассматриванием картинок, то после того, как ребенок рассмотрел иллюстрацию и понял, что на ней нарисовано, повторно прочитайте текст.
На третьем году жизни ребенку можно продолжать читать сказки, стихи, потешки, прибаутки, но необходимо расширять круг персонажей и усложнять сюжеты. Ребенок в этом возрасте способен прослушать длинную сказку, рассказ от начала и до конца с неослабевающим интересом, если события текста захватывают его воображение.
Не забывайте правило усложнения чтения и, наряду с уже хорошо знакомыми и любимыми ребенком книгами, постепенно вводите новые. Также как и при подборе игрушек, новые книги вводите постепенно, а не все сразу.
4. Рассматривая картинки, задавайте ребенку вопросы.
Показывая ребенку картинку, постепенно усложняйте задания. Сначала нужно показать ребенку картинку с изображением отдельного, хорошо знакомого ему, предмета, назвать его и стремиться, чтобы ребенок повторил название. Для этого нужно задавать вопросы «кто это?», «что это?», «где?». После того как будет усвоено название предмета на одной картинке и ребенок научиться узнавать изображение, добавьте вторую, покажите одновременно две картинки. Нужно, чтобы ребенок, выбирая картинку, мог назвать изображенный на ней предмет. Постепенно увеличивайте число картинок до 6-7. Затем вы можете ввести картинки с изображением хорошо знакомых ребенку действий, таких как кормление, укладывание спать, умывание и т. д. Рассматривая картинки с сюжетным содержанием, нужно побуждать ребенка строить предложения. Для этого нужно задавать вопросы «что делает девочка?», «куда идет мальчик?» и т. п. Помогайте ребенку, но сначала позвольте ему попробовать самостоятельно, без вашей помощи рассказать о том, что он видит на картинке.
5. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки.
Например, когда звонит телефон,говорите: «Это телефон». Когда слышен какой-либо звук,задавайте вопрос: «Что это?»
6. Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми окружающими его взрослыми и детьми.
Обязательно давайте ребенку полезные поручения, например, передать что-либо или позвать кого-нибудь. Сначала вы можете выполнить поручение вместе, затем — помочь ребенку, но обязательно используйте только четкие словесные инструкции.
7. Совершенствуйте умение ребенка понимать смысл обращенной к нему речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. Например, обсуждайте с ребенком то, что видели на прогулке. Или, закончив игру, вспомните самые интересные ее моменты.
8. Развивайте у ребенка потребность речевого общения со взрослыми и другими детьми, желание передовать словами свои впечатления, пожелания.
При этом расширяется словарь ребенка, совершенствуется произношение слов, ребенок учиться говорить предложениями, а не отдельными словами.
9. Поощряйте употребление ребенком различных интонаций.
Например, продемонстрируйте ему, как задавать вопросы, подчеркивая повышение интонации на конце слова или на последнем слове фразы.Покажите ребенку мяч и спросите: «Мяч?» или «это Мишин мяч?». Попросите ребенка повторить за вами вопрос. Хвалите и поощряйте его, когда он это делает. Если ребенок не хочет повторять вопрос, повторите его сами несколько раз.
Если ребенок просит вас что-либо, повторите его слова с повышающейся интонацией, давая образец. Затем попросите ребенка повторить их с такой интонацией. Постарайтесь добиться от ребенка хотя бы приблизительного воспроизведения интонации, прежде чем дать ему то, что он хочет.
10. Уделяйте внимание жестам, которые ребенок использует в разговоре с вами.
Умение ребенка производить сочетания «жест плюс слово» может свидетельствовать о скором появлении в его репертуаре первых двусоставных предложений. Однако если ребенок использует в общении с вами множество индивидуальных, эмоциональных жестов, предпочитая заменять ими слова при объяснении чего-либо, и к тому же плохо усвоил простые общепринятые жесты, это повод для беспокойства о качестве развития речи.
11. Следите за развитием двигательной сферы ребенка.
Ходьба, прыжки, бег дают отдых утомленным мозговыми центрами мышцам, продляют время активного восприятия ребенком информации, которую вы пытаетесь донести до него. Экспериментально доказано, что у детей, имеющих возможность свободно перемещаться в пространстве, речевая функция развивается быстрее, чем у детей с ограниченными возможностями передвижения. Позволяйте ребенку самостоятельно играть с предметами, названия которых вы ему сообщаете. При выполнении ребенком активных действий с предметами значительно расширяются возможности усвоения им как функций предметов,так и их наименований.
12. Не забывайте, что сложные движения рук и пальцев напрямую связаны с развитием речевой функции. Предлагайте ребенку как можно чаще пальчиковые игры.
13. Постепенно усложняйте задания, адресованные ребенку, по содержанию и по форме. Хвалите ребенка, это будет стимулировать его к освоению нового словаря ребенка.
14. Предъявляя ребенку требования, будьте последовательны и терпеливы.
15. Оценивая речевые способности ребенка, сравнивайте не число слов, употребляемых данным ребенком, со словарным запасом его сверстников, а число разных слов, произносимых данным ребенком вчера и сегодня. Важна динамика пополнения словаря ребенка.
Постарайтесь стать для детей хорошим учителями и помощниками на сложном и долгом пути овладения языком.
Источник