Развитие речи ребенка от рождения до школы
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»
Составители: воспитатели (фио) Гоголева Галина Борисовна
Рабочая программа является образовательной программой учреждения, характеризующая систему организации непосредственно образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
-Санитарно-эпидемиологических требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13».
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155).
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельностью по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014).
— Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад №3» (утверждена на педагогическом совете от 30.08.2019 г. №1).
В настоящее время к речевому развитию детей предъявляются высокие требования. Обществом затребованы специалисты с грамотной богатой речью, поэтому большое внимание в нашем ДОУ уделяется развитию всех сторон речи дошкольника. Программа нацелена на формирование всех сторон речи ребенка 3-4 лет: на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи; формирование интереса к художественной литературе.
В этом возрасте у детей расширяется круг общения, продолжает расти словарный запас ребенка по сравнению с ранним детством. Словарь ребенка увеличивается в 1,5 раза. Развитие речи идет в нескольких направлениях:
1. Совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми.
2. Одновременно речь становится основной перестройки психических процессов, оружием мышления.
Данная учебная программа составлена на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой для организации и проведения занятий по развитию речи и художественной литературе во второй младшей группе.
Занятия по развитию речи и художественной литературе во второй младшей группе начинаются с сентября месяца и проводятся 1 раз в неделю по 15 минут с подгруппой детей. Всего 36 занятий в год.
Диагностика проводится согласно учебному плану ОУ.
Название деятельности
Количество
в неделю
Количество
в месяц
Развитие речи
1 раза в неделю
4
Длительность 1 образовательной деятельности составляет 15 минут
В середине года (9-18 январЯ) в рабочей программе запланированы для воспитанников детского сада недельные каникулы (СанПиН 2.4.1.3049-13), во время которых проводятся НОД только эстетическо-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).
В программе нашли отражение 6 основных содержательно-методических линий, которые сопутствуют шести основным тематическим блокам:
Развивающая среда: Во второй младшей группе организуются занятия состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка правильного произношения звука и т.п.). На этих занятиях, кроме основной решаются и многие другие задачи так, например знакомство с новой сказкой является ведущей задачей занятий, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношений и т.д. Проводятся так же комбинированные занятия, состоящие из других самостоятельных частей: Чтение художественной литературы и отработки умения вести диалог. Чтение, заучивание стихотворения и совершенствование грамматической правильной речи.
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса: совместной деятельности взрослого и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей — осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
-чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов реализуется через решение образовательных задач, которые одновременно сочетаются с выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – играми, утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.:
Книги, рекомендованные для чтения детям: (произведения фольклора, сказки народные и народов мира, произведения русской и зарубежной классики, произведения современных авторов – рассказы, сказки, стихи). Книги любимые детьми этой группы. Сезонная литература.
Театрализованная деятельность: шапочки, маски для игр – драматизаций на темы любимых сказок, кукольный театр, театр из игрушек – самоделок; Плоскостной театр, теневой театр.
Месяц
Неделя
Занятие
Программное содержание
Методическое обеспечение, дополнительная литература
Сентябрь
04.09
1.
Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий.
Чтение стихотворения С.Черного «Приставалка»/
Вызвать у детей симпатию к сверстникам, с помощи рассказа воспитателя (игры); помочь малышам поверить в то, что каждый из них замечательный ребенок, и взрослые их любят.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр28
11.09
2.
Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
. Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса». (Обработка М. Боголюбской)
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр31
18.09
3.
Звуковая культура речи: звуки «А», «У». Дидактическая игра «Не ошибись».
Упражнять детей в правильном произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, в словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр32
25.09
4.
Звуковая культура речи: звук «У».
Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолированного в звукосочетаниях); обрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр33
Октябрь
02.10
5.
Динамическая игра «Чья вещь?». Рассматривание картинки «Играем с песком».
Упражнять согласование притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр36
09.10
6.
Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова».
. Познакомить со сказкой «Колобок». (Обработка К. Ушинского). Упражнять детей в образовании слов по аналогии.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр38
16.10
7.
Звуковая культура речи: звук «О». Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».
Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций.
Отрабатывать четкое произношение звука «О».
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр39
23.10
8.
Чтение стихотворения А. Блока. «Зайчик». Заучивание стихотворения
А. Плещеева «Осень наступила».
Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева. При восприятии А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр40
Ноябрь
30.10
9.
Чтение стихотворений об осени. Д/упражнение «Что из чего получается».
Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр41
06.11
10.
Звуковая культура речи: звук «И».
Упражнять детей в четком и правильном произношении звука «И».
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр42
13.11
11.
Рассматривание сюжетных картин: «Коза с козлятами». Д/игра «Кто, кто в теремочке живет?»
Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы.
Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительное, обозначающее детенышей животных, правильно и четко проговаривать со звуками «К», «Т».
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр43
20.11
12
Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке».
Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С. Маршака.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр46
27.11
13.
Чтение сказки «Снегурушка и
лиса».
Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять выразительное чтение отрывка-причитания Снегурушки.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр50
Декабрь
04.12
14.
Повторение сказки «Снегурушка и
лиса». Д/игры «Эхо», «Чудесный мешочек».
Помочь детям вспомнить сказку «Снегурушка и лиса». Упражнять в произношении слов со звуком
«Э» (игра «Эхо»), в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек»).
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр51
11.12
15.
Чтение рассказа Л. Воронковой
«Снег идет», стихотворения А. Босева «Трое».
Познакомить детей с рассказом Л. Воронковой «Снег идет», оживить в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А. Босева «Трое».
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр52
18.12
16.
Игра — инсценировка «У матрешки — новоселье».
Способствовать формированию диалогической речи; учитывать правильно называть строительные детали и их цвета.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр53
25.12
17.
Звуковая культура речи: звуки «М», «МЬ».
Упражнять детей в четком произношении звуков «М», «Мь» в словах, фразовой речи; способствовать в воспитании интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр57
Январь
22.01
18.
Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Познакомить детей со сказкой «Гуси-лебеди», вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр54
29.01
19.
Рассматривание иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди», картины «Зимой на прогулке».
Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах. Учитывать детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр55
Февраль
05.02
20.
Звуковая культура речи:
звуки «П», «Пь».
Д/игра «Ярмарка».
Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков «П», «Пь». С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуком «П», «Пь».
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр58
12.02
21.
Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».
Познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц», помочь понять смысл произведения.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр59
19.02
22
Звуковая культура речи: звуки «Б», «Бь».
Упражнять детей в правильном произношении звуков «Б», «Бь» (в звукосочетаниях, словах, фразах).
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр60
26.02
23.
Заучивание
стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились».
Помочь детям запомнить стихотворение В.
Берестова «Петушки распетушились», учить выразительно читать его.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр62
Март
04.03
24.
Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Д/упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что…».
Познакомить детей со стихотворением И. Косякова «Все она». Совершенствовать диалогическую речь малышей.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр64
11.03
25.
Беседа на тему
«Что такое хорошо и что такое плохо».
Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать речь и свои впечатления).
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр63
18.03
26.
Звуковая культура речи: Звуки «Т», «П», «К».
Закреплять произношение звука «Т» в словах и фразовой речи; учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками «Т», «П», «К»; упражнять в произношении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр66
25.03
27.
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики». Помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр68
Апрель
01.04
28.
Рассматривание картины «Дети играют в кубики». Д/игра «Что изменилось».
Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину помогая им определить ее тему и конкретизировать действие и взаимоотношение персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр69
08.04
29.
Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Д/упражнение «Когда это бывает?»
Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времени года.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр71
15.04
30.
Звуковая культура речи: звук «Ф».
Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук «Ф» и звукоподражательные слова с этим звуком.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр72
22.04
31
Чтение и драматизация русской, народной песенки «Курочка-рябушечка». Рассматривание
картины «Дети кормят курицу с цыплятами».
Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка». Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр73
29.04
32
Звуковая культура речи: звук «С».
Отрабатывать четкое произношение звука «С». Упражнять детей в умении вести диалог.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр75
Май
06.05
33.
Чтение русской народной сказки «Бычок-черный бочок, белые копытца».
Литературная викторина.
Познакомить с русской народной сказкой «Бычок-черный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова). Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр76
13.05
34.
Звуковая культура речи: звук «З»
Упражнять детей в четком произношении звука «З».
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр77
20.05
35.
Повторение стихотворений.
Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя песня»
Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течении года; запомнить новое стихотворение.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр79
27.05
36.
Звуковая культура речи: звук «Ц»
Отрабатывать четкое произношение звука «Ц», параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи.
В.В Гербова Развитие речи в детском саду Мл.гр
Стр80
∙Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.
∙Проявляет активность в общении со сверстником; здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу.
∙По вопросам составляет по картинке рассказ из 3-4-х простых предложений.
∙Называет предметы и объекты ближайшего окружения.
∙Речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием.
∙Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него.
∙Совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи.
Фамилия
имя ребенка
По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказывает о том, что видел, куда ходил, что случилось.
С интересом рассматривать сюжетные картинки.
Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, драматизировать отрывки из знакомых сказок.
Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.
Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
Источник
ГБДОУ детский сад №87 Красносельского района
СТАТЬЯ
«Развитие речи детей от рождения до школы»
Составила: Федянина Ольга Олеговна
Санкт-Петербург-2017
Введение
Развитие речи детей дошкольного возраста является необходимым компонентом нормального развития ребенка.
Благодаря речи человек общается, передает свой накопленный опыт другим, получает опыт в процессе общения с другими людьми.
Развитие речи дошкольника является очень важным этом подготовки ребенка к школе, без этой подготовки невозможно полноценное обучение в школе. Это обязательно должно учитываться как педагогами в дошкольном обучении, так и родителями в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста.
К одному году дети начинают произносить отдельные слова. В два года ребенок уже может говорить предложения из двух, трех слов. К четырем годам ребенок способен разговаривать достаточно свободно. На шестом году жизни ети используют практически все части речи, могут активно заниматься словотворчеством, пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Дети осваивают и совершенствуют свою речь путем подражания окружающим людям, путем формирования условно рефлекторных ассоциаций по своей природе связей между образами предметов. Так же дети начинают придумывать новые слова и произносит фразы, которых взрослый никогда раньше не слышал. Среди важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста одной из главных задач является обучение родному языку. Эта задача состоит из нескольких задач: обогащение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, обучение разговорной речи, развитие связанной речи, воспитание интереса к художественной литературе, подготовка к обучению грамоте. Владение родным языком это не только умение правильно построить предложение, ребенок должен научиться рассказывать, описывать предметы, события, явления. Дети учатся слышать и понимать речь взрослого, уметь отвечать на вопросы, высказываться, уметь выслушать других детей. При развитии всех этих компонентов развития речи можно говорить о том, что дошкольник подготовлен к освоению школьной программы.
Основная часть
Развитие речи ребенка начинается с грудного возраста. С первых дней малыш упражняет свой голосовой аппарат: он кричит, плачет, произносит непроизвольные звуки. Конечно, это не является речью, но оказывает огромное влияние на последующее речевое развитие малыша. При этом ребенок не только прислушивается к своим звукам, но и с удовольствием слушает голос взрослого.
Первые три месяца ребенок произносит нечленораздельные сочетания – он гулит. Родителям необходимо обращать внимание на эти звуки малыша, повторять их за ним, складывать эти звуки в короткие слова, кивать ребенку в ответ, улыбаться.
К четырем месяцам звуки, которые произносит, похожи на элемент слов, например, ма, ба и т.д. В этом возрастном периоде малыш не вкладывает в них никакого смысла, они непроизвольны. Родителям необходимо продолжать разговаривать с малышом, петь ему, показывать и назвать игрушки. Но к 8 месяцам они становятся более четкими, к 10-11 месяцам ребенок произносит первые простые слова: мама, би-би, гав-гав и т.д. Ребенок понимает и с удовольствием выполняет простые поручения. Общение родителей с ребенком в этот период является залогом того, что ребенок как можно раньше начнет произносить первые слова. Для ребенка важно видеть губы взрослого, когда тот говорит и иметь возможность потрогать их, исследуя источник звука.
В 4-5 месяцев ребенок с ребенком можно поиграть, показывая игрушку, называя ее несколько раз, а затем спрятать со словами: «Где зайка?», после этого показать: «Вот зайка».
В 6-7 месяцев ребенок уже с удовольствием рассматривает небольшие детские книги, выбирает наиболее привлекательные для него. Он с удовольствием прислушивается, если родитель прочитает ребенку книжку несколько раз, называет ребенку, что нарисовано на иллюстрациях в книжке.
В 8-9 месяцем необходимо обращать особое внимания на развитие мелкой рук. Уровень физического и психического развития ребенка определяется уровнем развития движений малыша. Учеными доказано, что «двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка». В современном мире большинство детей отстают в развитии мелкой моторики, что, конечно же сказывается на речевом развитии. Уровень развития моторики рук — важный диагностический фактор в дошкольном возрасте, который определяет который определяет уровень развития общей моторики и речи. Именно поэтому очень важно уделять внимание развитию мелкой моторики рук.
К двум годам в речи детей появляются простые предложения
Например, при рассматривании игрушки лисы, зайчика с ребенком можно поиграть в игры «Лиса и зайчик». На вопрос взрослого: «Кто это?». ребенок уже отвечает предложением из 2 – 3 слов. Дети с удовольствием играют со взрослыми в игры, направленные на развитие речи, типа с игрушками», «Назови игрушку» и др. Внимание детей легко привлечь разнообразными иллюстрациями животных, птиц. Речь детей развивается в процессе разнообразной деятельности: в общении со взрослыми, детьми, в процессе наблюдение за окружающими. Дети 2-3 лет очень наблюдательны и эмоциональны. Рассказывая детям о животных, птицах, необходимо использовать иллюстрации, маски и т.д. Можно использовать игры типа «Угадай, кто это?»
Дети третьего года могут заучивать короткие детские стихи, потешки. Необходимо проводить работу и по звуковой культуре речи, так как ребенок произносит остаточно много звуков, но также многие звуки произносит не чисто или не произносит совсем. Для этого можно использовать игры типа «Ауканье» «Ветер, «Комарики», «Свисток» и др.
Речь детей четвертого года жизни становится более разнообразна, осмыслена. Внимание детей становится более произвольным, слова взрослого являются стимулом, и речевая инструкция для ребенка становится более приоритетна, чем другие.
На четвертом году дети уже с большим удовольствием осмысленно слушают сказки участвуют в их обыгрывании, рассказывании. Они способны отвечать на вопросы по содержанию.
В возрасте 4-5 лет ребенок уже хорошо владеет речью, может беседовать со взрослыми на отвлеченные темы, ребенок начинает грамматически правильно строить фразы, достаточно хорошо произносит звуки. На вопросы взрослого ребенок способен отвечать развернутыми фразами. Но не следует прекращать работу по развитию речи детей.
Следует продолжать с детьми много говорить и беседовать. Спрашивать у детей впечатления о событиях, например, прошедшего дня, увиденного. На прогулках с детьми следует обращать внимание детей на окружающую природу: деревья, птицы, небо и т.д., на одежду людей, на интересные события. Происходящие по пути следования. Обговаривать это с ребенком, интересоваться его впечатлениями, придя домой спросить, что ребенок запомнил, что понравилось, о чем может рассказать. После посещения парка можно составить с ребенком рассказы об увиденных растениях, о животном, например, о собаке, о белке. Побуждать ребенка к тому, чтобы он употреблял как можно больше описательных прилагательных, задавая детям вопросы, например, «какой у белки был хвост», «какая была шерстка» и т.д.
В этом возрасте можно для развития речи детей можно использовать игры типа: «Бывает – не бывает» «Какая, какой, какое», «Закончи предложение», «Загадай, я отгадаю»
Пять лет – это наиболее активный период, в плане речевого развития. В возрасте 5-6 лет словарь детей очень активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. К концу шестого года жизни словарный запас детей насчитывает 3000 – 4000 слов. В словаре детей появляются родовые понятия, например. Растения – это деревья, кустарники, травы, цветы. По данным А.Гвоздева, к 5 годам дети овладевают сложной системой грамматики. Развивается лексическая сторона речи. В ней появляются синонимы, антонимы, дети свободно употребляют существительные с разными суффиксами. Дети используют много описательных прилагательных, возрастает число глаголов с разной эмоциональной окраской. Продолжается развитие диалогической и монологической речи, но на этом возрастном этапе наиболее важным считается овладение диалогической речью, так как диалог позволяет ребенку легко входит в контакт со сверстниками и взрослыми. Дети этого возраста легко овладевают диалогической речью при условии, если взрослые относятся к ним с уважением, считаются с ребенком. Прислушиваются к его мнению, учитывают его интересы. Когда взрослые не только говорят сами, но умеют внимательно выслушать ребенка. С детьми этого возраста нужно много говорить, спрашивать. Некоторые дети этого возраста еще могут испытывать трудности в произношении звуков, например, сонорных (л, н), шипящих. Поэтому задачей взрослых является помочь детям. В настоящее время справиться с этой задачей детям помогают логопеды, педагоги в дошкольных учреждениях. Родители так же могут поучаствовать в этом процессе, при этом взрослые должны быть терпеливы. «Подбираем рифмы», «Кузовок», «Наоборот» и др.
Для развития речи детей в этом возрасте можно использовать игры «Если я», «Рифмы», «Загадки», «Угадай сказку», «Кто больше» «Противоположности».
Развитие детей 6-7 лет настолько высоко, что позволяет быть ребенку интересным собеседником. Дети могут строить достаточно сложные предложения. Дети осваивают много новых видов деятельности. Что сказывается на психическом, речевом развитии детей. Дети становятся более самостоятельны, рассудительны. Без помощи взрослого ребенок может передать содержание сказки, фильма, описать события. Ребенок способен правильно построить предложение. Он часто употребляет в речи союзы «потому что», «тогда» и др. Дети в этом возрасте способны анализировать, сравнивать, делать выводы. Но тем не менее взрослым необходимо уделять особое внимание речевому развитию детей. Задача родителей и педагогов – научить ребенка пользоваться многообразием синонимов, закрепить умение правильно произносить звуки. Расширять словарный запас детей. В этом им помогут игры типа «Закончи предложение», «Ласковые слова». Взрослые должны как можно больше с ребенком читать, заучивать, придумывать рассказы, истории сказки. Дети еще могут затрудняться в подборе слов, и им еще необходима в этом помощь взрослых.
Так же необходимым этапом в развитии речи и в подготовке к школе является «Обучение грамоте». В данный раздел развития речи входит обучение ребенка умению слышать звук в слове, определять позицию звука в слове (в начале, в конце, в середине), определять гласный и согласный: мягкий, твердый, звонкий, глухой звуки. Умению проговорить слово, четко выделяя звуки, назвать звук, если взрослый просит, например: «Назови третий звук в слове». Важно научить ребенка умению делить слова на слоги, предложение на слова, рассказ на предложения. В этом помогут игры «Где наш дом», «Построим пирамиду», «Стол находок», «Рассыпанные буквы» и др
Овладение речью поможет будущему первокласснику успешно учиться. Умение высказываться и передавать свои мысли – прочный фундамент для овладения школьными знаниями.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод: если родители и педагоги стремятся к тому. чтобы их ребенок владел родной речью, мог свободно общаться со взрослыми и сверстниками. успешно овладевал школьной программой, их задача развивать речь детей с момента рождения и до школы.
Литература:
С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от1 года до 3 лет»,
Я.Затулина «Комплексные занятия по развитию речи»,
О.С.Рудик «Развитие речи детей в свободнойдеятельности».
Источник