Развитие речи ребенка январь

Развитие речи ребенка январь thumbnail

Занятие по развитию речи

Тема : «Январь».

Январь представляется удалым, краснощёким молодцом, который подбадривает и зовёт на улицу детвору. Январь морозный. Он младший месяц, который открывает календарь. Январь — году начало, зиме середина. Хотя январь и середина зимы, но день понемногу прибавляется, дело идет к весне. Январь — дальний предвестник весны.

С.Михалков

Январь.

Открываем календарь –
Начинается январь.

В январе, в январе
Много снегу на дворе.

Снег – на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.

-Приметы и поговорки января.

Году начало — зиме серёдка
Если январь холодный, июль будет сухой и жаркий.
Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
Рано в январе начинает стучать дятел — к ранней весне.
В январе висит много частых и длинных сосулек — урожай будет хороший.
Морозный январь — урожайный год.
Если Крещенские морозы сильнее Рождественских и Сретенских, то будет урожайный год.
(какие приметы и поговорки о зиме знаешь ты?)

-Прочтите стихотворение.

С.Маршак.

*********

Открываем календарь-

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идёт столбом. (Объясните значение слова календарь.)

-Послушайте сказку и выполните задание в читательском дневнике.

«Мороз Иванович».
В.Ф.Одоевский

Сказка .

   Нам даром, без труда ничего не дается, недаром исстари пословица ведется.

   В одном доме жили две девочки Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

   А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки», а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?» Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать; сколько прилетело да сколько улетело; Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку да спать не хочется; ей бы покушать да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать да и то надоело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.

   Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить, да еще рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер день прошел.

   Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть? Расплакалась бедная Рукодельница, да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:

   — Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведерко утопила, сама и доставай.

   Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

   — Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет!

   Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху.

   Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:

   — Мы, яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет.

   Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.

   Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой от волос иней сыплется, духом дохнет — валит густой пар.

   — А! сказал он. ЗдорОво, Рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горяченького не ел.

   Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.

   Знаю я, зачем ты пришла, говорит Мороз Иванович, ты ведерко в мой студенец (колодец) опустила; отдать тебе ведерко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь, прибавил Мороз Иванович, мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.

   Рукодельница послушалась… Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделал был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби белье полощут: и холодно, и ветер в лицо, и белье замерзает, колом стоит, а делать нечего работают бедные люди.

Читайте также:  Детские программы для развития ребенка

   Ничего, сказал Мороз Иванович, только снегом пальцы потри, так и отойдут, не отзнобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки.

   Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зеленая травка. Рукодельнице стало жалко бедной травки.

   — Вот ты говоришь, сказала она, что ты старик добрый, а зачем ты зеленую травку под снежной периной держишь, на свет Божий не выпускаешь?

   — Не выпускаю потому, что еще не время, еще трава в силу не вошла Осенью крестьяне ее посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы ее захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да еще сам прилег на нее, чтобы снег ветром не разнесло, а вот придет весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберет да на мельницу отвезет; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечешь.

   — Ну, а скажи мне, Мороз Иванович, сказала Рукодельница, зачем ты в колодце-то сидишь?

   — Я затем в колодце сижу, что весна подходит, сказал Мороз Иванович. Мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студеная, хоть посреди самого жаркого лета.

   — А зачем ты, Мороз Иванович, спросила Рукодельница, зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься?

   — А я затем в окошки стучусь, отвечал Мороз Иванович, чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем еще я в окошко стучусь, чтобы никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимою холодно, у которых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали.

   Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке, да и лег почивать на свою снежную постель.

   Рукодельница меж тем всє в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и белье выштопала.

   Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; обед был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил.

   Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня.

   На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице:

   — Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да, сверх того, вот тебе на память брильянтик косыночку закалывать.

   Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведерко, пошла опять к колодцу, ухватилась за веревку и вышла на свет Божий.

   Только что она стала подходить к дому, как петух, ф которого она всегда кормила, увидел ее, обрадовался, взлетел на забор и закричал:

   Кукареку, кукарекИ! У Рукодельницы в ведерке пятаки!

   Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всє, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а потом примолвила:

   — Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделье получают! Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай; в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да белье штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало.

   Ленивице очень не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей получить хотелось и брильянтовую булавочку тоже. Вот, по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за веревку, да бух прямо ко дну. Смотрит перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

   — Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня возьмет, тот со мной и пойдет.

   А Ленивица ему в ответ:

   — Да, как бы не так! Мне себя утомлять лопатку поднимать да в печку тянуться; захочешь, сам выскочишь.

   Идет она далее, перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят да промеж себя говорят:

   — Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет.

   — Да, как бы не так! отвечала Ленивица. Мне себя утомлять ручки подымать, за сучья тянуть… Успею набрать, как сами нападают!

   И прошла Ленивица мимо них. Вот дошла она и до Мороза Ивановича. Старик по-прежнему сидел на ледяной скамеечке да снежные комочки прикусывал.

   — Что тебе надобно, девочка? спросил он.

   — Пришла я к тебе, отвечала Ленивица, послужить да за работу получить.

Читайте также:  Игры в познавательно речевом развитии ребенка

   — Дельно ты сказала, девочка, отвечал старик, за работу деньги следует, только посмотрим, какова еще твоя работа будет! Поди-ка взбей мне перину, а потом кушанье изготовь, да платье мое повычини, да белье повыштопай.

   Пошла Ленивица, а дорогой думает: «Стану я себя утомлять да пальцы знобить! Авось старик не заметит и на невзбитой перине уснет».

   Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил, лег в постель и заснул, а Ленивица пошла на кухню. Пришла на кухню, да и не знает, что делать. Кушать-то она любила, а подумать, как готовилось кушанье, это ей в голову не приходило; да и лень было ей посмотреть. Вот она огляделась: лежит перед ней и зелень, и мясо, и рыба, и уксус, и горчица, и квас всє по порядку. Думала она, думала, кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала да, чтоб большого труда себе не давать, как всє было, мытое-немытое, так и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус да еще кваску подлила, а сама думает: «Зачем себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке всє вместе будет».

   Вот старик проснулся, просит обедать. Ленивица притащила ему кастрюлю, как есть, даже скатертцы не подостлала. Мороз Иванович попробовал, поморщился, а песок так и захрустел у него на зубах.

   — Хорошо ты готовишь, заметил он, улыбаясь. Посмотрим, какова твоя другая работа будет. Ленивица отведала, да тотчас и выплюнула, а старик покряхтел, покряхтел, да и принялся сам готовить кушанье и сделал обед на славу, так что Ленивица пальчики облизала, кушая чужую стряпню.

   После обеда старик опять лег отдохнуть да припомнил Ленивице, что у него платье не починено, да и белье не выштопано.

   Ленивица понадулась, а делать было нечего: принялась платье и белье разбирать; да и тут беда: платье и белье Ленивица нашивала, а как его шьют, о том и не спрашивала; взяла было иголку, да с непривычки укололась; так ее и бросила. А старик опять будто бы ничего не заметил, ужинать Ленивицу позвал, да еще спать ее уложил. А Ленивице то и любо; думает себе: «Авось и так пройдет. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит».

   На третий день приходит Ленивица и просит Мороза Ивановича ее домой отпустить да за работу наградить.

   — Да какая же была твоя работа? спросил старичок. Уж коли на правду дело пошло, так ты мне должна заплатить, потому что не ты для меня работала, а я тебе служил.

   — Да, как же! отвечала Ленивица. Я ведь у тебя целых три дня жила.

   — Знаешь, голубушка, отвечал старичок, что я тебе скажу: жить и служить разница, да и работа работе рознь; заметь это: вперед пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда.

   С этими словами Мороз Иванович дал Ленивице пребольшой серебряный слиток, а в другую руку пребольшой брильянт. Ленивица так этому обрадовалась, что схватила то и другое и, даже не поблагодарив старика, домой побежала. Пришла домой и хвастается.

   — Вот, говорит, что я заработала; не сестре чета, не горсточку пятачков да не маленький брильянтик, а целый слиток серебряный, вишь, какой тяжелый, да и брильянт-то чуть не с кулак… Уж на это можно к празднику обнову купить…

   Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; он был не что иное как ртуть, которая застыла от сильного холода; в то же время начал таять и брильянт. А петух вскочил на забор и громко закричал:

   Кукареку-кукарекулька,

   У Ленивицы в руках ледяная сосулька!

   А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье…

Работа в читательском дневнике.

  • Автор ……………………….

  • Название……………………

  • О чём эта книга …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

  • Что ты знаешь об авторе книги?………………………………. …………………………………..

  • Охарактеризуй главных персонажей…………………………………………………………………………………………………………………………

  • Рассмотри обложку книги. Что можно сказать о книге на основании её обложки? ……………………………………………………………………

-Подбери предметы к признакам.

СНЕЖНЫЙ – …(ком, дворец, покров)

СНЕЖНАЯ — … (зима, буря, королева)

СНЕЖНОЕ — … (покрывало, облако, поле)

СНЕЖНЫЕ — …(заносы, завалы, сугробы)

ИТОГ.

Что нового узнали?

Что понравилось на уроке?

Источник

Конспект НОД

Образовательная область «Речевое развитие»

 по теме: «Зимнее путешествие»

Автор: Фазлова Нурия Растямовна  воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Цель. Развитие коммуникативных способностей детей.

Задачи.

Образовательные:

  • Закрепить в словаре детей слова-названия зимних месяцев;
  • Формировать навыки словообразования;
  • Учить составлять простые распространенные предложения по картинкам.

Развивающие:

  • Развивать способность высказывать собственное мнение, выдвигать свою версию решения проблемы;
  • Развивать темп, ритм речи;
  • Развивать воображение, мышление детей;
  • Развивать мелкую моторику рук, дыхательную систему.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимодействия и сотрудничества с детьми и взрослыми.

Оборудование.

Мяч

Картинки с изображением признаков зимы (снег лежит на крыше дома, дети катаются на санках и т.д.)

Фланелеграф

Снежинки на веревочках на каждого ребенка

Макет – дерево

Заяц – игрушка

Фигуры – 2 маленьких и 1 большой овал, 1 большой и 1 маленький круг, полукруг  (комплекты на каждого ребенка)

Карточка  с изображение елочки  (на каждого ребенка)

Аудио запись Е. Железнова – Зайка серенький сидит

Аудио запись «Новый год»

Читайте также:  Значение и роль речи в развитие ребенка

Ход НОД

  1. Организационный момент.

Воспитатель. «У природы нет плохой погоды, всякая погода – благодать!»  — поется в песне. Погода бывает разной и сейчас мы немного поиграем и вспомним, какой именно, она может быть. Я буду говорить, что происходит на улице, а вы назовете, какая при этом погода. Например, если на улице сильный мороз, то погода морозная.

Дидактическая игра:  «Назови, какая?» (с мячом)

Цель: закрепить навыки словообразования, активизировать словарь признаков.

Воспитатель. (Бросает мяч ребенку, задает ему вопрос,  ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю.) 

Если дует ветер, то погода какая?   … (ветреная)

Если светит солнце, какая погода?  … (солнечная)

Если на улице холодно, то какая погода?   … (холодная)

Если вокруг много снега, то какая погода?  … (снежная)

Если на улице метель, какая погода?   … (метельная)

  1. Основная часть.

Воспитатель.  Вспомните и повторите слова, которыми вы обозначили признаки погоды.  (Ветреная, солнечная, морозная, холодная, снежная, метельная)

 Воспитатель. К какому времени года,  больше всего они подходят?  (К зиме)

Сегодня мы поговорим о зиме.

Воспитатель читает стихотворение Бродского А.

Всюду снег

Всюду снег, в снегу дома —
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.
От зари и до зари
Славят зиму снегири.

Воспитатель. Ребята, у зимы три месяца: декабрь, январь, февраль.

— Повторите названия зимних месяцев. (Декабрь, январь, февраль)

Воспитатель. Каждый из месяцев следует друг за другом. Первый зимний месяц декабрь. В народе о нем говорят: «Декабрь год кончает, а зиму начинает».

— Как вы думаете, почему так говорят?  (Воспитатель выслушивает предположения  детей.  Делает обобщения, уточнения, подтверждения их версий.)

— Повторите поговорку: «Декабрь год кончает, а  зиму начинает».  (Дети выполняют задание)

Воспитатель. Второй зимний месяц – январь.  «Январь году начало, зиме середина».

— Поясните эту поговорку.  (Воспитатель выслушивает предположения, версии детей. Делает обобщения, уточнения, подтверждения их версий.)

Воспитатель. Третий  зимний месяц – февраль.

В феврале метель гуляет
И танцует снегопад,
В феврале мороз играет,
В лес идет, сугробам рад.

— Что можно сказать о погоде в феврале —  месяце?  (В феврале бывают метели, снегопад, мороз.)

Воспитатель. Повторите названия зимних месяцев.

Воспитатель обращает внимание детей на предметные картинки с изображение признаков зимы.

— Перед вами картинки. Это зашифрованные телеграммы от жителей далекого Севера. Хотите узнать, что в них? Давайте попробуем их расшифровать. Шифровка  связана со словом зима.

Дидактическая игра:  «Телеграмма»

Цель: закрепить навыки  составления простых распространенных предложений по картинкам.

Действия детей и образец речи.  Ребенок берет картинку, составляет по нему предложение и выкладывает картинку на фланелеграф. Например, на картинке изображено дерево, на котором лежит снег. Ребенок берет картинку, называет предложение: «Зимой деревья покрыты снегом.»  и выкладывает картинку на фланелеграф.

Воспитатель. Пока мы с вами читали телеграммы, к нашему окну подлетела снежинка. (Воспитатель обращает внимание детей на снежинку, закрепленную к окну). Снежинка предлагает вам поиграть с ней. Для этого, возьмите со стола коробочки со снежинками.

Дыхательная гимнастика под спокойную классическую музыку.

Цель: развивать дыхательную систему детей, выработать речевой выдох.

Воспитатель. Положите снежинку на левую ладонь, правой рукой держите за веревочку. Подуйте на снежинку так, чтобы изо рта шел холодный воздух. Следите, чтобы он не согревался, и не растаяли ваши снежинки.  Дети выполняют задание.

Воспитатель. Молодцы! Не одна снежинка не растаяла, значит, все правильно выполнили задание. Теперь положите снежинки под дерево.

— Посмотрите, у нас получилась целая гора снега.

— Что лежит под деревом?  (Снег.)

Дидактическая игра «Назови родственные слова»

Цель: закрепить навык образования слов при помощи приставок и суффиксов.

Воспитатель. У слова снег есть слова – родственники. Это такие слова, которые имеют одинаковую общую часть. Назовите эти слова. (Снежинка, снежный, снеговик, снежок, подснежник, снегурочка, снегопад)

 Воспитатель. Снежинка, снежный, снеговик, снежок, подснежник, снегурочка, снегопад – от этих слов стало вокруг так холодно.

— Кто знает, как можно согреться?  Воспитатель выслушивает предположения, версии детей. Обращает их внимание на зайчонка – игрушку, который сидит под елочкой.

Воспитатель. Посмотрите, здесь под елочкой спрятался зайчонок. Он шепчет свой вариант, чтобы погреться.

Динамическая пауза под аудиозапись

(Е. Железнова – Зайка серенький сидит)

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (дети делают ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопают в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть..(2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгают)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.

Воспитатель. Любит зайка сок капустный: и полезный он, и вкусный.

— Повторите эту фразу.  (Фраза повторяется с детьми сначала тихо хором, затем индивидуально с ударением на 1-ое слово, с ударением на 2-ое слово и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на коробочки с фигурами.

— Перед вами фигуры, назовите их.  (Большой круг, маленький круг, большой овал, маленький овал, полукруг). Возьмите карточку с изображением елочки и сложите эти фигуры так, чтобы получился образ.  Дети выполняют задание. 

Дидактическая игра «Сложи  фигуры»

Цель: развитие мелкой моторики рук, мышления, воображения.

  1. Рефлексия.

Воспитатель. Думаю, зайчонок очень рад, что вы собрали для него друзей. Но он еще больше обрадуется, если вы вспомните и скажете о каком времени года мы сегодня говорили.  (о зиме)

— Сколько всего зимних месяцев?

— Назовите первый (второй, третий) зимний месяц.

Воспитатель. Молодцы! Вы сегодня очень порадовали и меня и зайчонка и снежинку на окошке. А зима вас порадует своим ярким праздником Новым годом.

 Звучит песня «Новый год».

Источник