Развитие речи ребенка инвалида
Индивидуальный план развития ребенка — инвалида П. Данила
Разделы речевого развития
Задачи
2 полугодие
Развитие связной речи
Учить выражать желание с помощью простых просьб, обращений, отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста. При этом не предъявляется требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
Уточнение или формирование навыка овладения в речи моделями простого предложения с беспредложными падежными формами.
Обучение навыку точно строить фразу в ответ на вопрос и в соответствии с ним (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).
Формирование произносительных умений и навыков
Продолжение закрепления упражнений и приемов для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы.
Массаж мышц органов артикуляции( щек, губ, языка, твердого неба)
Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов, позволяющих вызывать гласные звуки: фиксация открытого рта, трубочка «улыбка», активизация мягкого неба, распластывание языка, надувание щек.
Автоматизация гласных звуков: а,о,у,ы,э,и.
согласных звуков: п,м,н, д, т, б, в, ф
Введение вызванных чистых звуков в слоги.
Совершенствование лексической стороны речи
Расширение словаря в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, явлениях природы, о себе и своей семье.
Развитие объема словаря существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные уборы», «Одежда».
Называть некоторые части тела {голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
Обозначать наиболее распространенные действия {сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния {холодно, тепло, больно и т. д.);
Формирование обобщающих понятий и включение в речь обобщающих слов.
Развитие грамматического строя речи
Уточнение в пассиве формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени.
Уточнение представлений в пассиве о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения логопедом.
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза
Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.
Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.
Выделение ударного гласного в начале слова.
Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА…
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:
-пальчиковая гимнастика
-упражнения для свободных движений руки
-работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином
-работа с конструктором
-шнуровки, мозаики, застежки.
Развитие зрительно-моторных координаций:
-работа по зрительно-двигательным траекториям
-рисование по точкам
Обучение правильному удержанию ручки.
Индивидуальный план развития ребенка — инвалида П. Анны
Разделы речевого развития
Задачи
2 полугодие
Развитие связной речи
Учить выражать желание с помощью простых просьб, обращений, отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста. При этом не предъявляется требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
Уточнение или формирование навыка овладения в речи моделями простого предложения с беспредложными падежными формами.
Обучение навыку точно строить фразу в ответ на вопрос и в соответствии с ним (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).
Формирование произносительных умений и навыков
Продолжение закрепления упражнений и приемов для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы.
Массаж мышц органов артикуляции( щек, губ, языка, твердого неба)
Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов, позволяющих вызывать гласные звуки: фиксация открытого рта, трубочка «улыбка», активизация мягкого неба, распластывание языка, надувание щек. Работа над предоалением повышенного мышечного тонуса языка.
Автоматизация гласных звуков: а,о,у,э,и; согласных звуков: в,ф,й,ц, х. Коррекция в произношении согласных, имеющих твердую и мягкую пары, в которых наблюдаются дефекты смягчения (д,т,м,н,б,п,к,с,з)
Введение вызванных чистых звуков в слоги.
Совершенствование лексической стороны речи
Расширение словаря в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, явлениях природы, о себе и своей семье.
Развитие объема словаря существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные уборы», «Одежда».
Называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
Обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния {холодно, тепло, больно и т. д.);
Формирование обобщающих понятий и включение в речь обобщающих слов.
Развитие грамматического строя речи
Уточнение в пассиве формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени.
Уточнение представлений в пассиве о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения логопедом.
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза
Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.
Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.
Выделение ударного гласного в начале слова.
Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА…
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:
-пальчиковая гимнастика
-упражнения для свободных движений руки
-работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином
-работа с конструктором
-шнуровки, мозаики, застежки.
Развитие зрительно-моторных координаций:
-работа по зрительно-двигательным траекториям
-рисование по точкам
Обучение правильному удержанию ручки.
Индивидуальный план развития ребенка — инвалида Г. Андрея
Разделы речевого развития
Задачи
2 полугодие
Развитие связной речи
Учить выражать желание с помощью простых просьб, обращений, отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста. При этом не предъявляется требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
Уточнение или формирование навыка овладения в речи моделями простого предложения с беспредложными падежными формами.
Обучение навыку точно строить фразу в ответ на вопрос и в соответствии с ним (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).
Формирование произносительных умений и навыков
Продолжение закрепления упражнений и приемов для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы.
Массаж мышц органов артикуляции( щек, губ, языка, твердого неба)
Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов, позволяющих вызывать гласные звуки: фиксация открытого рта, трубочка «улыбка», активизация мягкого неба, распластывание языка, надувание щек.
Автоматизация гласных звуков: а,о,у,э,и.
согласных звуков: с, ч, ш, щ, ж, п, м
Введение вызванных чистых звуков в слоги.
Совершенствование лексической стороны речи
Расширение словаря в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, явлениях природы, о себе и своей семье.
Развитие объема словаря существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные уборы», «Одежда».
Называть некоторые части тела {голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
Обозначать наиболее распространенные действия {сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния {холодно, тепло, больно и т. д.);
Формирование обобщающих понятий и включение в речь обобщающих слов.
Развитие грамматического строя речи
Уточнение в пассиве формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени.
Уточнение представлений в пассиве о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения логопедом.
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза
Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.
Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.
Выделение ударного гласного в начале слова.
Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА…
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:
-пальчиковая гимнастика
-упражнения для свободных движений руки
-работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином
-работа с конструктором
-шнуровки, мозаики, застежки.
Развитие зрительно-моторных координаций:
-работа по зрительно-двигательным траекториям
-рисование по точкам
Обучение правильному удержанию ручки.
Индивидуальный план развития с ОВЗ К. Ильи
Разделы речевого развития
Задачи
2 полугодие
Развитие связной речи
1.Овладение синтаксическими конструкциями с предлогами.
2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов.
3.Составление рассказа-описания по лексическим темам (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).
Формирование произносительных умений и навыков
1. Постановка звуков «Р», «РЬ», «Л».
2.Автоматизация полученных новых речевых навыков в самостоятельной речи, в стихах, рассказах, беседах по картине.
3. Дифференциация смешиваемых звуков.
4. Развитие навыков самоконтроля качества своей речи.
5. Работа по усвоению слов со сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью.
Совершенствование лексической стороны речи
1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по лексическим темам.. Усвоение новых обобщающих слов.
2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов.
3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д.
Развитие грамматического строя речи
1.Уточнение личных форм глаголов, возвратных глаголов.
2.Усвоение согласования числительных с существительным.
3.Формирование правильных окончаний тех грамматических форм, которые не сформированы в речи ребенка.
4.Усвоение в речи предложных конструкций.
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза
1.Определение наличия или отсутствия согласных в слове. Выделение их в начале слова.
2.Придумывание слов с заданным звуком.
3.Определение места заданного звука в слове.
4.Звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков).
5.Звуковой анализ прямого слога.
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки
- Развитие мелкой моторики руки
- штриховка в разных направлениях, раскрашивание
- обведение по контуру.
- Подготовка к письму
- Формирование навыков пространственной ориентировки в тетради
- Написание в строчках различных элементов
Разделы речевого развития
Задачи
2 полугодие
Развитие связной речи
1.Овладение синтаксическими конструкциями с предлогами.
2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов.
3.Составление рассказа-описания по лексическим темам (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).
Формирование произносительных умений и навыков
Продолжение закрепления упражнений и приемов для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы.
Массаж мышц органов артикуляции ( щек, губ, языка, твердого неба)
Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов. Упражнения на растяжение подъязычной связки.
Автоматизация согласных звуков: п,д,т,м,н,г,к,х,б,з,зь,ц,й,в,ф. Введение вызванных чистых звуков в слоги.
Постановка свистящих звуков «С». «Сь». Подготовка артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков «Ш», «Щ», «Ж».
Развитие навыков самоконтроля качества своей речи.
Работа по усвоению слов со стечением согласных.
Совершенствование лексической стороны речи
1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по лексическим темам. Усвоение новых обобщающих слов.
2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов.
3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д.
Развитие грамматического строя речи
- Уточнение образование сущ.с уменьшительно-ласкательным суффиксом, употребление сущ. в ед. и мн.числе, согласование прил. с сущ.
- Подбор антонимов, образование прил.от сущ. и притяж.прил.
3. Усвоение в речи предложных конструкций.
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза
Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.
Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.
Выделение ударного гласного в начале слова.
Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА…
Определение наличия или отсутствия согласных в слове. Выделение их в начале слова.
Придумывание слов с заданным звуком.
Определение места заданного звука в слове.
Звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков).
Звуковой анализ прямого слога.
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки
Развитие мелкой моторики руки
- штриховка в разных направлениях, раскрашивание
- обведение по контуру.
Подготовка к письму
- Формирование навыков пространственной ориентировки в тетради
- Написание в строчках различных элементов
Индивидуальный план развития ребенка с ОВЗ С. Ивана
Разделы речевого развития
Задачи
2 полугодие
Развитие связной речи
1.Овладение синтаксическими конструкциями с предлогами.
2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов.
3.Составление рассказа-описания по лексическим темам (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).
Формирование произносительных умений и навыков
Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов.
Постановка шипящих звуков «Ш», «Щ», «Ж» звуков. Введение вызванных чистых звуков в слоги. Дифференциация смешиваемых звуков.
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке «Р», «Рь», «Л», «Ль».
Развитие навыков самоконтроля качества своей речи.
Работа по усвоению слов со сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью.
Совершенствование лексической стороны речи
1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по лексическим темам. Усвоение новых обобщающих слов.
2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов.
3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д.
Развитие грамматического строя речи
Уточнение образование сущ.с уменьшительно-ласкательным суффиксом, употребление сущ. в ед. и мн.числе, согласование прил. с сущ., образование прил.от сущ. и притяж.прил.
Усвоение в речи предложных конструкций.
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза
1.Продолжение работы по звуковому анализу слогов.
2.Звуковой анализ слов: дом, мак, кот, лапа, мама, папа, лампа
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки
Развитие мелкой моторики руки
- штриховка в разных направлениях, раскрашивание
- обведение по контуру.
Подготовка к письму
- Формирование навыков пространственной ориентировки в тетради
- Написание в строчках различных элементов
Индивидуальный план развития ребенка с ОВЗ М. Артема
Разделы речевого развития
Задачи
2 полугодие
Развитие связной речи
1.Овладение синтаксическими конструкциями с предлогами.
2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов.
3.Составление рассказа-описания по лексическим темам (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).
Формирование произносительных умений и навыков
Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов.
Постановка и автоматизация звуков «Р», «Рь», «Л».
Дифференциация смешиваемых звуков.
Развитие навыков самоконтроля качества своей речи.
Работа по усвоению слов со сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью.
Совершенствование лексической стороны речи
1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по лексическим темам. Усвоение новых обобщающих слов.
2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов.
3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д.
Развитие грамматического строя речи
Уточнение образование сущ.с уменьшительно-ласкательным суффиксом, употребление сущ. в ед. и мн.числе, согласование прил. с сущ., образование прил.от сущ. и притяж.прил.
Усвоение в речи предложных конструкций.
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза
Формирование навыка звукового анализа слогов и слов: дом, мак, кот, лапа, мама, папа, лампа
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки
Развитие мелкой моторики руки
- штриховка в разных направлениях, раскрашивание
- обведение по контуру.
Подготовка к письму
- Формирование навыков пространственной ориентировки в тетради
- Написание в строчках различных элементов
Источник
Слынько Анастасия
Речевое развитие детей с ОВЗ
В трудах современных исследователей выделяется ряд особенностей развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ,притом что закономерности ее формирования одинаковы в норме и патологии:
— у большинства таких детей отмечаются отклонения в сроках становления речи и своеобразие этого процесса;
— различные нарушения в развитии речи у данных детей встречаются чаще, чем у здоровых сверстников;
— число детей с речевыми нарушениями, в том числе и со сложными формами, постоянно растет.
У большинства из них речевые отклонения являются доминирующими, так как у них нарушается способность к приему и переработке информации.
По мнению Е. А. Стребелевой, отставание в развитии речи начинается у таких детей с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Несформированы такие предпосылки речевого развития, как интерес к окружающему, эмоционально-волевая сфера, в частностиэмоциональное общение со взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат.
Нарушения речевой деятельности у детей разнообразны и многоплановы.Они могут возникнуть при разных видах отклонений: при умственной отсталости, при задержке психического развития, при детском церебральном параличе, при нарушениях слуха, зрения, социально-психологической запущенности, эмоциональной депривации, при ограничении речевых контактов ребенка, при общении с детьми, имеющими дефекты речи, и др.
Нарушение речевой деятельности при дефектах развития детей является общей закономерностью их психического развития. Суть данной закономерности состоит, по мнению Е. А. Стребелевой, в том, что если не осуществляются необходимые коррекционные воздействия, наступает деформация речевого общения и взаимодействия ребенка с социальной средой, ограничивается круг представлений об окружающем мире, нарушается способность к приему и переработке информации, возникают трудности социальной адаптации, что отрицательно сказывается на общем психическом развитии ребенка.
Одновременно с речевыми нарушениями в той или иной мере страдает личность ребенка. Естественно, степень нарушения общего психического и личностного развития и отдельных функций ребенка при речевых нарушениях не одинакова и во многом зависят от характера имеющегося дефекта, степени выраженности расстройств отдельных психических процессов и функций, от эффективности медико-педагогического воздействия, условий жизни и воспитания ребенка и ряда других факторов.
Поэтому для всех детей, у которых наблюдается нарушение речевой функции, необходимо раннее выявление их причин и организация своевременной коррекционно-развивающей и социально-реабилитационной помощи, что является важным условием преодоления и создания более благоприятных возможностей в формировании ребенка как личности.
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями создает дополнительные трудности в их социальной адаптации и установлении взаимоотношений с окружающими людьми. Однако это не значит, что эти трудности непреодолимы.
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности.Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Основными задачами занятий по развитию речи являются воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи, формирование разговорной речи, воспитание интереса к художественному слову.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. К основным категориям детей с ОВЗ относятся: дети с задержкой психического развития; дети с нарушениями интеллекта; дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями речи; дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; дети с множественными нарушениями; дети с тяжелыми хроническими соматофизическими болезнями. В зависимости от характера и степени тяжести первичного нарушения, последствий в виде ограничения функционирования органов и систем организма они имеют специфические образовательные потребности. Специфические образовательные потребности детей различны и зависят от возраста, характера, степени тяжести первичного нарушения здоровья, а зачастую и его структуры, выраженности их последствий. Именно их наличие определяет объективную потребность в использовании других, не традиционных, а специальных способов педагогического воздействия.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети в норме должны обучаться вместе. Дети с особыми образовательными потребностями в этом случае будут иметь возможность обучаться в общеобразовательном учреждении путем создания в них специальных педагогических условий. То есть в образовательном учреждении должны быть реализованы специальные образовательные программы, методы и приемы работы с детьми, доказавшие за многолетний период их применения свою эффективность. В специальных образовательных программах представлено содержание коррекционно-педагогического процесса с учетом современных представлений о сущности психического развития, о психологической целостности интеллектуального и эмоционального факторов в становлении личности, об особенностях и своеобразии становления психики под влиянием сенсорных, интеллектуальных, моторно-двигательных и других нарушений, о ведущей роли обучения в психическом развитии человека. Специальные условия обучения — это кадры (учителя, владеющие педагогическими технологиями, учебники, учебные пособия и дидактические и наглядные материалы, методы и приемы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, средства коммуникации и связи, а также психологические, медицинские, социальные и иные услуги, которые позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья усваивать образовательную программу.
Таким образом, коррекционно-развивающее обучение детей с отклонениями развития является одним из методов комплексной реабилитации состояния здоровья, направленной на преодоление социальных ограничений, вызванных болезнью, путем развития их познавательных и личностных возможностей.
Источник