Развитие речи ребенка 7 лет упражнения
К концу дошкольного детства заканчивается формирование звуковой культуры, произношение будущего первоклассника должно быть совсем как у взрослого. Но развитие речи ребенка 6-7 лет продолжается, если родители и педагоги создают для этого нужные условия. Период подготовки к школе должен сопровождаться увеличением активного словаря, тренировкой использования правильных грамматических конструкций и сложных предложений, развитием способности рассуждать. Эти качества — залог успешного обучения в школе, поэтому с ребенком необходимо проводить логопедическую работу даже в том случае, если все звуки он уже произносит правильно. Упражнения и задания по развитию речи для дошкольников 6-7 лет можно распечатать и использовать как вариант домашней подготовки к школе.
Задания для развития речи
Для развития речи детей 6-7 лет можно использовать любые темы, но уровень сложности лексического материала должен соответствовать старшему дошкольному возрасту.
Грибы
- Назови ласково:
Боровик — боровичок
Груздь — груздочек
Корзина –
Моховик –
Поляна –
Лес –
Поганка –
- Что не подходит:
Масленок, груздь, гриб, сыроежка.
Куст, трава, дерево, озеро.
Варить, сушить, солить, убирать.
- Один или много
Масленок — маслята
Опенок –
Подберезовик –
Лисичка –
Лукошко –
Пенек –
- Найди самое короткое слово:
Подберезовик, подосиновик, гриб, сыроежка.
Береза, мох, поляна, опенок.
Пенек, опушка, мох, полянка.
- Объясни, почему одна картинка здесь лишняя:
- Раскрась шляпки сыроежек так, чтобы между розовой и зеленой оказался самый большой гриб, а зеленая была бы рядом с желтой:
Ягоды
- Подбери слово:
Варенье из земляники — земляничное
из клюквы –
из смородины –
из клубники –
из малины –
из брусники –
из черники –
- Назови ласково
Черника –
Клубника –
Малина –
Крыжовник –
Брусника –
Клюква –
- Сосчитай по порядку (до 5)
Одна сладкая земляничка — две сладкие землянички — три ….
Один куст крыжовника –
Один стакан варенья –
Одна сушеная малинка –
- Измени по образцу:
Сок из черники — черничный
Из малины –
Из клубники –
Из клюквы –
Из брусники –
Из смородины –
Из крыжовника –
- Пронумеруй картинки по порядку, расскажи по ним историю:
- Раскрась одинаковые ягоды одним цветом, нарисуй нужную в пустой клеточке, объясни свой выбор:
Деревья и кустарники
- Что лишнее:
Еловый, дубовый, малиновый, сосновый.
Березовая, липовая, осиновая, смородиновая.
Дуб, ольха, шиповник, ясень.
- Измени по образцу:
Клен — кленовый,
Дуб –
Ольха –
Сосна –
Береза –
Каштан –
Рябина –
- Скажи наоборот
Высокий дуб –
Старая ель –
Прямая береза –
Низкий кустарник –
- Закончи предложение:
Много берез — березняк,
много елей –
много дубов –
много сосен –
много осин –
Пронумеруй картинки и расскажи о березе и временах года:
- Ягодка растет не под елкой и не под сосной, а грибок — не под березой и не под сосной. Что где растет?
Овощи
- Закончи предложение
В огороде бабушка вырастила: огурцы, баклажаны, …
В овощном отделе продаются: картофель, помидоры, редис, ….
Осенью собирают: свеклу, морковь, ….
- Измени по образцу
Сажать — сажал — сажала
Копать –
Собирать –
Удобрять –
Пропалывать –
Растить –
- Измени по образцу
Сок из моркови — морковный
Из свеклы –
Из тыквы –
Из томатов –
Из овощей –
- Назови ласково
Баклажан — баклажанчик,
редиска –
помидор –
огурец –
горох –
чеснок –
тыква –
капуста –
- На какой картинке нарисованы луковицы, которые мама посадила раньше других? Почему ты так решил?
- На какой картинке нарисована свекла, которую мама посадила позже других? Почему ты так решил?
Фрукты
- Чем похожи и чем отличаются
Апельсин и грейпфрут
Апельсин и мандарин
Апельсин и лимон
Яблоко и айва
Персик и абрикос
- Измени по образцу
Джем из апельсинов — апельсиновый,
из груш –
из лимонов –
из яблок –
из ананасов –
из персиков –
- Найди самое короткое слово
Апельсин, ананас, манго, яблоко.
Груша, абрикос, грейпфрут, киви.
Персик, банан, сок, лимон.
- Продолжи предложение:
Фрукты можно: варить, сушить, покупать, собирать …
В саду собирают: апельсины, яблоки, персики …
Я знаю экзотические фрукты: манго, киви, помело …
Фруктовым бывает: сок, пирог, компот, йогурт ….
Фруктовой бывает: пастила, корзинка, жевательная резинка …
Фруктовое бывает: пюре, повидло, мороженое …
- Посчитай по порядку (до 5)Один апельсиновый цукат — два апельсиновых цуката — три ….
Одна персиковая косточка – ….
Одно лимонное пирожное – …. - Собери фрукты в корзинку, ягоды — в тарелку, овощи — в коробку:
- Назови все фрукты, которые изображены на картинке. Какие из них бывают красными?
Птицы
- Один и много
Гусь — гуси
ворона –
лебедь –
скворец –
грач –
воробей –
синица –
- Назови ласково:
Птенец — птенчик
гнездо –
перо –
зерно –
ветка –
- Найди слово, которое короче других:
Ворона, сорока, гусь, гагара.
Синица, трясогузка, поползень, сова.
Дятел, лебедь, орел, снегирь.
- Подбери признак:
Птица — певчая, перелетная, юркая, ….
Гнездо — прочное, большое, старое ….
Кормушка — деревянная, просторная, прочная, …
- Измени по образцу:
Перо журавля — журавлиное
утки –
павлина –
воробья –
голубя –
страуса –
лебедя –
- Чем похожи и чем отличаются:
Ворона и гадка
Курица и павлин
Гусь и лебедь
Посмотри внимательно и попробуй найти ошибки художника:
Найди в каждом ряду ту птицу, которая не подходит к остальным. Объясни свое решение.
Домашние животные
- Продолжи предложение:
Собака любит –
Кошка умеет –
Лошадка может –
- Посчитай по порядку (до 5)
Одна ласковая кошечка –
Один домашний кролик –
Один стремительный конь –
Одна задумчивая корова –
Назови мам и малышей:
Овца — ягненок,
Коза –
Корова –
Лошадь –
Кошка –
Собака –
Свинья –
- Где чей дом:
Корова — коровник
Лошадь –
Свинья –
Кролики –
Собака –
- Найди самое короткое слово:
Кот, собака, корова, лошадь.
Кролик, свинья, бык, кошка.
Коза, конь, овца, собака.
- Продолжи по образцу:
Много овец — отара
Много коров –
Много лошадей –
Много собака –
- Назови всех животных, которые спрятались на картинке и вспомни названия их малышей.
- Сравни и опиши щенков из каждой пары. Чем они похожи и чем отличаются?
Дикие животные
- Хвост и уши
У лисы — лисий и лисьи
У зайца –
У медведя –
У волка –
У белки –
У барсука –
У лося –
- Чей дом
Лисья — нора
Медвежья –
Беличье –
Волчье –
- Подбери действие
Волк — воет, бежит, рыщет,…
Заяц –
Медведь –
Белка –
- Побери признак
Лиса — хитрая, ловкая, быстрая, пушистая, …
Нора –
Берлога –
Медвежонок –
- Опиши следы каждого зверя или птицы, чем они отличаются от других.
Найди на картинке лишнее изображение. Объясни свой выбор.
Одежда
Назови ласково:
Шарф — шарфик,
Комбинезон –
Пальто –
Блузка –
Шапка –
Юбка –
Брюки –
- Подбери признак:
Шуба — меховая
Блузка –
Юбка –
Свитер –
Халат –
Куртка –
- Продолжи ряд:
Верхняя одежда – пальто, шуба, плащ, …
Домашняя одежда –
Праздничная одежда –
Рабочая одежда –
- Измени по образцу:
Шапка — шапки — много шапок
Шарф –
Платье –
Рубашка –
Шуба –
Пальто –
Брюки –
Назови все нарисованные предметы и найди среди них лишний.
- Расскажи, когда нужно надевать каждый из этих предметов одежды.
Обувь
- Продолжи ряд:
Сапоги бывают — резиновые, кожаные, осенние,…
Ботинки бывают –
Туфли бывают –
Кроссовки бывают –
Измени по образцу
Сапоги — нет сапог
Босоножки –
Чешки –
Валенки –
Кроссовки –
Туфли –
- Назови ласково:
Кроссовки — кроссовочки
Туфли –
сапоги –
тапки –
валенки –
ботинки –
- Посчитай по порядку (до 5)
Один резиновый сапог — два резиновых сапога — три резиновых сапога -…..
Один новый ботинок –
Одна красная туфелька –
- Подбери обувь по погоде.
- Найди нужную парную картинку:
Данные упражнения и картинки для развития речи ребенка 6-7 лет можно распечатать и превратить в развивающие карточки, которые удобно использовать для игр и занятий. Интерес вашего сына или дочки к такому увлекательному материалу будет способствовать его быстрому и прочному усвоению.
Задания из книги С.И. Карповой, В.В. Мамаевой: Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет
Игры
Перечисленные упражнения для развития речи полезно дополнять дидактическими играми. Например, такими:
- Расскажи мне сказку
Подберите любые предметные картинки, 20-30 штук. Разложите их на столе перед ребенком и предложите сочинить сказку. Каждый играющий берет изображение и сочиняет одно-два предложения, используя выбранное изображение. Следующий выбирает другую карточку и продолжает историю, «вплетая» в сюжет новое изображение. Игра продолжается до тех пор, пока картинки не закончатся.
- Школа поэтов
Попросите ребенка придумать как можно больше риф к какому-нибудь слову. Если он хорошо справится с этим заданием, то игру можно немного усложнить и попробовать сочинить короткие веселые стишки (с парой рифмующихся слов).
- Небылицы
Пусть ребенок расскажет вам о том, чего не бывает на самом деле. Полезно фантазировать про сказочные миры, космос. Динозавров. Подойдет любая тема, которая не связана с непосредственным опытом будущего школьника. Эта веселая игра — отличное упражнение для развития речи и воображения.
- Все-все-все
Нужно выбрать одну тему и попробовать вспомнить все слова, связанные с ней. Можно предложить перечислить всех насекомых, грибы, сказочных принцесс, предметы одежды или обуви.
Скороговорки
Если вы хотите помочь своему сыну или дочке научиться говорить красиво, то стоит обязательно учить вместе с ними скороговорки для детей, подобранные по возрасту.
Вот несколько примеров:
Эти скороговорки помогают не только автоматизировать сложные звуки, но и являются отличным «тренажером» памяти.
Эффективная подготовка к школе современного будущего первоклассника должна обязательно включать задания, направленные на развитие речи. Данная подборка заданий и игр поможет вам организовать полезные и увлекательные занятия с ребенком, распечатывайте их и используйте дома, на даче, во время поездки или прогулки. Результаты регулярных тренировок появятся очень быстро и помогут заранее подготовиться к будущим школьным нагрузкам.
Источник
Памятка для родителей
Игры и упражнения для развития речи ребенка 6-7лет
Звукопроизношение
Произнесение различных чистоговорок и скороговорок. Также как тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно)
Чистоговорки:
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Со-со-со – у Сони колесо.
Су-су-су – ягоды в лесу.
Скороговорки:
Ест киска суп из миски.
Сыта киска – пуста миска.
Тише, мыши, кот на крыше.
Луша под душем мыла мылом уши.
Леша и Клаша едят пшённую кашу.
В шалаше шесть шалунов.
Около кола колокола.
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Но не ныла Мила.
Мила – молодчина.
Трое трубачей трубят в трубы.
Топоры остры до поры,
До поры остры топоры.
На травке тропка, травка на тропке.
На дворе трава, на траве дрова.
Раз дрова, два дрова –
Не руби дрова на траве двора.
Игры на развитие фонематических процессов
«Подумай, не торопись»
- придумай слово, которое начинается на последний звук слова лук;
- какое слово получится, если к но- прибавить один звук;
- составь такое предложение в котором все слова начинались бы на звук М (мама моет Машу мочалкой);
- найди в комнате предметы, в названии которых второй звук У;
- подбери слова, чтобы первый звук был К, а последний Ш и т.п.
«Про двух зайчат»
Слушая сказку, ребенок помогает найти нужные слова:
«Однажды утром зайчата Лута и Лут отправились в лес. Захотелось по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть нет ли поблизости речки, чтобы рыбу наловить. Чтобы принести домой какую-нибудь рыбешку, Лута взяла с собой то, что в названии имеет звук Р (ведро), а Лут взял с собой то, что в названии имеет звук У (удочку)….и т.д.
«Если б мы были художниками»
Давайте представим, что мы с вами художники, будем рисовать картину, на которой изображен сельский домик. Стены уже готовы, а мы с вами будем подрисовывать детали, в названиях которых должны быть звуки Р или Рь.
Можно рисовать вместе с ребенком.
Игры на развитие слоговой структуры
«Магазин игрушек»
(игрушки: бегемот, машина, собака, кукла, ослик, мишка и т. п.)
Взрослый предлагает купить игрушку с заданным количеством слогов, например, два. Дети покупая игрушки, должны ясно и четко произнести ее название, определить количество частей слова.
«Кто в каком домике будет жить»
Взрослый чертит на доске, листе, песке, земле квадраты:
Каждый квадрат, обозначает одну часть слова. В этих домиках-квадратиках будут жить животные.
По ходу игры задаются вопросы, которые заставляют детей размышлять над слоговым составом слова и его строением (почему название одного и того же животного можно разместить во всех трех домиках: лис, лиса, лисица? И т.п.)
Игры на развитие грамматического строя речи
«Один и много»
Игра с мячом. Взрослый называет один предмет, а ребенок много.
Пример: стол – столы, шапка – шапки.
«Посчитай-ка (от 1 до 5)»
Пример: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре лодки, пять ложек.
«Чего не стало?»
предложить ребенку несколько картинок, затем их перевернуть или закрыть (по очереди) и задать вопрос – «Чего не стало?», ребенок должен вспомнить и назвать картинку в родительном падеже (ложки, телефона, ручки)
«Измени предложение»
Упражнять детей в употреблении местоимений: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ во фразах и предложении.
Пример: Я ем суп, ТЫ ешь суп, МЫ едим суп, ВЫ едите суп, ОН ест суп, ОНА ест суп, ОНИ едят суп
«Назови ласково»
Можно играть с мячом, как в упражнении «один-много»
Пример:
лодка – лодочка,
забор – заборчик,
носок – носочек
Игры на развитие связной речи
Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д.
Игровое упражнение «Распространи предложение»
Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы …»
Игровое упражнение «Если бы…»
Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то …»
«Если бы я стал невидимым …»
«Если весна не наступит никогда …»
Игровое упражнение «Закончи сам»
Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.
Источник
Дошкольный возраст — благоприятный период для речевого становления. Все познавательные процессы и психические функции организма направлены на формирование родного языка. Правильное развитие речи в 6-7 лет — основа качественного школьного обучения.
Развитие ребенка в 6-7 лет очень важно.
Особенности речи шестилетних детей
Дети усваивают родной язык благодаря подражанию речи окружающих взрослых. К старшему дошкольному возрасту ребенок накапливает обширный словарный запас, способен выразить свои мысли, чувства и переживания.
Речь развивается в процессе сюжетно-ролевой игры — ведущем типе деятельности ребенка от 3 до 7 лет. В игре дети овладевают коммуникативными навыками, учатся договариваться, устанавливать правила. Происходит развитие познавательных психических процессов, особенно мышления, которое неразрывно связано с речью. К семи годам ребенок готов к овладению письменной речью.
Особенности развития речи у детей 6-7 лет:
- Появляются устойчивые образные выражения, которые ребенок не только знает, но и понимает.
- Дошкольник правильно выстраивает конструкции предложений, осваивает грамматические правила изменения, появляются развернутые высказывания, фразовая речь.
- Усваивается слоговая структура, ребенок способен поделить слова на слоги, выделить гласный ударный слог.
- Ребенок способен классифицировать предметы по предлагаемым признакам.
- Язык становится средством диалогового общения, с началом обучения в школе язык — предмет специального изучения.
Словарный запас
К 7 годам словарь включает в себя от 4000 до 7000 слов, 60-70% от общего объема дошкольник применяет в жизни. Пассивный словарь ребенок не использует, т.к. не понимает значения услышанных и запомненных выражений.
Для расширения словаря рекомендуется проводить развивающие занятия и логопедические игры. С их помощью слова из пассивного запаса перейдут в активный. Чтение книг и просмотр иллюстраций также обогатят речь.
Понятия, которыми оперирует ребенок в этом возрасте:
- времена года и дни недели, месяцы;
- часы и минуты;
- пространственные значения;
- данные родственников;
- числительные до 100;
- названия праздников;
- названия городов;
- группы профессий;
- цвета и оттенки;
- части тела;
- виды спорта;
- природные явления;
- бытовые предметы;
- виды транспорта;
- животные и растения;
- эмоции и чувства.
Грамматический строй
Пример развития речи детей 6-7 лет.
Дети старшего дошкольного возраста составляют сложные распространенные предложения. Способны подбирать однокоренные слова, образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.
Но допускают ошибки в склонениях, падежах и формах. Формирование правильного произношения — задача педагогической работы в подготовительных группах детского сада.
Она включает в себя 3 направления:
- морфология — изменение по родам, числам, падежам;
- словообразование — образование одного слова на базе другого;
- синтаксис — построение простых и сложных предложений.
Сформированность грамматического строя — условие подготовки детей к школе. В начальных классах речевой опыт выступает опорой при теоретическом осмысливании языковых форм. У детей с речевыми нарушениями возникнут сложности в дальнейшем обучении грамматике.
Связная речь
Связная речь — развернутое, логичное и последовательное высказывание, основной функцией которого является коммуникация. Формы связной речи: диалог и монолог. Диалогическая речь необходима ребенку для установления социального контакта, а монологическая — для самостоятельного усвоения знаний. Дети 7 лет способны составлять красочные рассказы, используя большой набор выражений. Дошкольники пересказывают сюжеты фильма, книги, придумывают свои истории.
Фонетика детской речи
К 6 годам дети определяют определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука, самостоятельно подбирают слова на заданные звуки. Но возникают сложности с дифференцированием парных звуков: С и Ц, С и Ш, Ш и Ж, и др.
Фонематический слух включает в себя:
- Узнавание неречевых звуков. Ребенок способен на слух определять источник звука, особенности его возникновения, силу и громкость.
- Различение высоты, силы, тембра голоса. Способен говорить громко и шепотом, изменять темп речи.
- Различение слов, близких по звуковому составу, например, люк — лук, мак — рак, горка — корка. Делит звуки на твердые и мягкие, шипящие и свистящие, глухие и звонкие.
- Дифференциация слогов и фонем. Делит на слоги, выделяет гласные и согласные, ударные и безударные.
- Навыки звукового анализа. Может разделить выделить и назвать звуки. Изображает звуки животных, природных явлений, бытовых предметов.
Фонематический и фонетический слух — основа развития речевого слуха, который отвечает за звукослоговую структуру речи.
Игры для развития фонематического слуха:
- Взрослый произносит слова ШУБА, КОШКА, МЫШЬ. Ребенку нужно определить общий звук.
- Педагог загадывает звук, например С. Называет различные предметы. Дети хлопают в ладоши, когда услышат загаданный звук.
- Ребенку дается задание назвать предмет в комнате с заданным звуком.
- Педагог читает детям знакомые стихи, но намеренно меняет звуки на похожие. Дети исправляют ошибки.
- Включается аудиозапись с различными звуками природы, голосами животных, шумом транспорта. Дети определяют источник звука.
Памятка для родителей.
Норма развития речи в период от 6 до 7 лет
Особенности речевого развития в 6-7 лет:
- в словаре преобладают существительные;
- используются синонимы и антонимы;
- слова сочетаются по смыслу;
- обозначаются свойства и качество объектов;
- в сложные предложения включаются причастные и деепричастные обороты;
- используются соединительные, противительные и разделительные союзы;
- речь эмоционально окрашена и выразительна;
- высказывания содержательные и точные.
К началу школьного обучения коммуникативные и речевые способности ребенка развиты, он готов выстраивать общение со сверстниками и взрослыми, использовать свою речь как средство для овладения новой деятельностью — учебной. В школе дети совершенствуют речевые навыки, овладевают письменной речью.
Нарушения речевого развития детей и их профилактика
Нарушения устной речи затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Нарушение речевого развития — причина неуспеваемости учеников начальных классов.
Речевые дефекты чаще всего наблюдаются в произношении, т.к. от ребенка требуется сознательно контролировать свою речь, управлять речевым аппаратом.
Виды нарушения речи у детей:
- Дислалия — нарушение произношения отдельных звуков, которое связано с незрелостью речевого аппарата. Дислалия легко устраняется с помощью логопеда.
- Дизартрия — нарушение голосообразования и расстройство артикуляции звуков, которое связано с поражением центральной нервной системы. Дизартрия — сильное расстройство, оно лечится под контролем невролога.
- Ринолалия — искаженное произнесение всех звуков речи, которое связано с дефектом строения артикуляционного аппарата. При ринолалии речь невнятна и монотонна. Заболевание лечится совместно с отоларингологом.
- Моторная алалия — нарушение, при котором ребенок хорошо понимает родной язык, но не способен связно выражать мысли, делает ошибок при согласовании в роде, числе, падеже. Дефект связан с поражением речевых центров головного мозга. При отсутствии коррекции дети с моторной алалией обучаются в специализированной речевой школе.
- Сенсорная алалия — нарушение, при котором ребенок слышит обращение, но не понимает его смысла. Дефект связан с поражением специализированных речевых центров головного мозга. Заболевание корректируется под контролем невролога, дефектолога, психиатра и сурдолога.
- Афазия — нарушение нормального развития речи из-за перенесенной травмы или инфекции.
- Реактивный мутизм — резкое исчезновение речи у говорящего ребенка, которое связано с неврологическими заболеваниями.
- Заикание — повторение звуков или слогов, которое связано с неврологическими, эмоциональными или поведенческими дефектами. Лечится как медикаментозно, так и нетрадиционными методами (гимнастикой, массажем, работой с дыханием).
- Отставание в речевом развитие как следствие задержки психического развития.
Умения детей в 7 лет.
Для профилактики речевых нарушений проводятся специализированные логопедические занятия, которые подразумевают:
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование произносительных навыков;
- развитие навыков звукового анализа;
- совершенствование лексических и грамматических конструкций;
- развитие познавательных процессов;
- развитие мелкой моторики.
Упражнения для развития связной речи у детей 6-7 лет
Фразовая речь развивается методом подражания. Ребенок должен слышать правильную, грамотную, хорошо поставленную речь, которую возьмет за образец. Родной язык усваивается детьми бессознательно, при восприятии на слух.
Чтение качественной литературы, прослушивание аудиоспектаклей и аудиокниг, просмотр театральных постановок благоприятно влияют на богатство и содержание детской речи. Для расширения возможностей разговорной речи необязательно проводить специальные развивающие занятия.
Развивать связную речь можно в бытовых ситуациях:
- Читайте книги, обсуждайте прочитанное.
- Разучивайте стихи.
- Вспомните в мелких деталях дорогу от дома до детского сада.
- Попросите пересказать сюжет просмотренного мультфильма.
- Предложите пофантазировать на тему «Если бы я был волшебником…».
- Придумайте совместный рассказ, запишите его и нарисуйте иллюстрации.
- Рассматривайте виммельбухи — книжки без слов, с множеством рисунков, на которых детально прорисованы предметы и люди. Виммельбух — отличный тренажер для развития всех речевых функций. Ребенок сможет составлять рассказы и истории на основе иллюстраций.
Как развивать мышление
Развитие познавательных психических процессов — обязательная составляющая логопедических занятий. Мышление и речь неразрывно связаны между собой. Речь — главный инструмент мышления. С развитием логического мышления у ребенка возникает способность к составлению связных предложений, оформлению мыслей и выводов.
Игры для развития мышления:
- Ребенку предлагаются картинки с изображением различных предметов, которые нужно объединить в смысловые группы.
- Подбирается серия картинок, в которой один из предметов лишний. Нужно найти этот предмет и объяснить свой выбор. Другой вариант задания: педагог читает слова, дети, услышав лишнее, хлопают в ладоши.
- Педагог называет прилагательное, дети находят для него антоним.
- Взрослый загадывает предмет, описывает его характеристики. Задача детей — угадать предмет.
Как развить память
Память — способность человека к восприятию и запоминанию информации для последующего воспроизведения. Без нее речевое развитие невозможно. Словесно-логическая память — психологическая основа речи.
Упражнения для развития речи.
Упражнения на развитие памяти:
- Игра «Что изменилось?». Предлагаются 2 похожие картинки с разными деталями. Ребенку необходимо найти отличия.
- Предлагается изображение нескольких предметов, ребенку нужно посмотреть на них и нарисовать по памяти.
- Педагог бросает детям мяч и называет обобщающее слово (транспорт, животное, одежда и т.д.). Ребенок ловит мяч и называет подходящий объект.
- Педагог называет профессию, дети описывают глаголы, которые к ней относятся.
- Взрослый стучит ритм карандашом. Дети повторяют ритм, постепенно наращивая темп.
Подготовка дошкольника к чтению и письму
Родители стремятся научить дошкольника читать и писать, но самостоятельно делать это не рекомендуется, т.к. требуется следовать специальной методике обучения. Подготовкой к школе занимаются педагоги в детских садах и развивающих центрах.
Педагоги разучивают с детьми не буквы, а звуки, на которых строятся слоги, а затем слова. Особое внимание уделяется фонематическому слуху, звукопроизношению.
Семье отводится важная в обучении чтению и письму. Родители должны стремиться прививать ребенку любовь к книгам собственным примером, совместно с детьми собрать домашнюю библиотеку. В доме должна звучать грамотная речь без слов-паразитов.
Основная форма развития речи в домашних условиях — содержательная беседа. Общаясь, члены семьи не только обогащают словарь детей, но и создают благоприятную атмосферу для эмоционального, познавательного и социального развития.
Источник