Развитие речи ребенка 4 5 лет неживая природа

Гульшат Конакбаева
Занятие для детей средней группы по развитию речи «Чудеса природы»

Образовательная область: «Коммуникация», «Социум».

Раздел: «Развитие речи». «Основы экологии».

Тема: «Чудеса природы».

Цель: Учить детей проявлять свои эмоции и рассказывать о своих впечатлениях в природе и живых природных объектах. Познакомить детейс разными свойствами воды: (Не имеет запаха, вкуса, цвета). Продолжать учить экспериментировать с водой. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи, побуждать детей действовать самостоятельно, чтобы увидеть результаты опытов. Развивать воображение, мышление. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, связанные с красотой окружающего мира и бережным отношением к нему.

Билингвальный компонент: вода-water, цветок, бабочка.

Слышится волшебная музыка.

(Входит воспитатель в костюме феи)

-Здравствуйте, дети!

-А вы знаете, кто я?

-Я фея из страны «Превращении», мы любим превращать все, что нам нужно и что можно. Хотите со мной вместе попасть в эту страну?

-Для этого вы должны превратиться в бабочек, полетели.

(детям раздаются крылья бабочек)

Звучит сказочная мелодия.

Здороваются.

Проявляют интерес.

Проявляют желание, соглашаются.

имитируют полет бабочек.

-Посмотрите, вокруг сколько цветов!

Каждая бабочка садится на свой цветок.

Дети вы в кого превратились?

-Бабочка это кто?

-Куда бабочки садятся?

-Какие они?

-А теперь цветы в кого превратились?

-Цветы, бабочки в какое время года бывают?

-Мы в какую страну попали?

-Вам понравилось? Хотите еще сказочных превращении?

-А теперь закрываете глаза и вращаетесь, при этом говорите волшебные слова «Превращения при вращении»

(На земле лежат листья).

-Что это?

-Какие?

-Когда они желтеют, краснеют?

-Сейчас какое время года?

-Листья что делают?

Давайте поиграем. Вы превращаетесь в осенние листочки, под музыку кружитесь и опускаетесь на землю.

Посмотрите, наши листья превратились в лист бумаги. Бумагу дети делают из деревьев. На них написаны загадки, отгадайте их.

В берлоге зимой надоело храпеть. Весною голодный проснулся. (медведь)). Покажите как он ходит по лесу. Ягоды ищет.

По лесочку прыг-прыг. По снежочку тык-тык. (заяц). Покажите как он прыгает.

3. Хитрая плутовка рыжая головка, хвост пушистый краса, А зовут ее (лиса). Эй, ребята поспешите мне лисицу покажите.

(Слышится шум дождя.) Это что за шум?

Закрывайте глаза и вращаетесь, при этом говорите волшебные слова «Превращения при вращении»

(На столе накрытой тканью стоят колбочки с водой и гуашь).

Вода имеет цвет? Предлагаю опустить в воду гуашь. Каким цветом стала вода? Проводим эксперимент с гуашью разного цвета. Предлагаю сделать вывод.

Вода имеет запах?

Предлагаю понюхать воду.

Сделать вывод. Что бесцветная вода превратилась в цветную.

Пальчиковая гимнастика: «Рыбки плавают, ныряют».

-Дети послушайте, какой-то шорох, слышите?

-Да вот кто к нам попал сюда!

-Кто это?

-Не знаете, это мой друг колобок!

Но он превратился в какого колобка?

-Здравствуйте, дети! Я колобок яблочный.

-А вы какие, плохие?

-Злые?

-Грязные?

-Глупые?

-Вот сейчас я проверю!

-Из какой я сказки?

-Кого я встретил первым?

-Кто меня съел?

-Как моя песенка поется?

-Из чего я сделан?

Правильно, а вы знаете, почему я превратился в яблочного колобка, кто скажет? Кто правильно ответит, тому вручу свой портрет в виде значка

Правильно ли дети ответили, ты доволен?

-Да, но мне скучно сделайте, пожалуйста мне из теста друзей, смешных и добрых как вы.

-Дети поможем яблочному колобку сделать друзей?

(Работа детей) Дети встают на цветы.

-В бабочек

Насекомое

На цветы

-Красивые

— Тоже в бабочек

-Летом

— В страну «Превращении»

Дети проявляют желание.

Закрывают глаза и говорят

волшебные слова «Превращения при вращении»

-Листья

-Желтые, красные, зеленые

-Осенью

-Падают

-зима

Дети двигаются под музыку и садятся.

Отгадывают загадки

Это шум воды

Включаются в процесс познания.

Отвечают на вопросы

Размышляют.

Экспериментируют. Видят, что вода окрасилась.

Делают вывод.

Размышляют.

Делают выводы.

Выполняют движения

пальчиками.

Отвечают: вода!

Не понимают, на что он похож.

-яблочного!

-Нет хорошие!

-Нет добрые!

-Нет чистые!

-Нет умные!

— из сказки «Колобок»

-Зайца

-Лиса

Дети поют песню колобка

-Из теста

Варианты ответов детей

Дети с удовольствием соглашаются.

Лепят из соленого теста друзей для колобка.

Подвожу итог занятия.

Колобок радуясь своим новым друзьям дарит детям свои значки и благодарит их.

Говорят, что им понравилось

на занятии. Что нового узнали.

Благодарят колобка.

Источник

Наталья Волкова
Развитие речи дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой

Детской речью интересовались с древнейших времен. Еще в работах римского оратора и педагога Квинтилиан можно обнаружить не потерявшие своего значения ценные замечания о своеобразии детской речи и выводы о том, что речь является фундаментом формирования личности ребенка.

Читайте также:  Школа развития ребенка с 1 года до 3 лет

Мыслитель, гуманист Я. А. Каменский полагал,что ребенка следует обучить трем важнейшим вещам: разуму, действию и речи: «Научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться».

В XIX в. Интерес к детской речи усиливается. Создатель методики начального обучения родному языку К. Д.Ушинский отмечал: дети очень рано начинают проявлять интерес к языку, что является важным признаком интеллекта. «Родное слово – сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний» — утверждал К. Д. Ушинский.

Особенностью работы по обогащению и активизации словаря, занимающей значительное место в речевой работе, является и связь со всеми видами деятельности дошкольников.

Познавая окружающий мир, а именно мир живой и неживой природы, они усваивают точные названия предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей, углубляют и уточняют знания и представления, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности. На различных занятиях, прогулках, экскурсиях, наблюдениях, в исследовательской и опытнической деятельности используются различные методические приемы, развивающие звуковую культуру речи, обогащают словарный запас. Это дидактические меры, связанные с речью, чистоговорки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, стихи, описательные рассказы по картинке. Необходимо учитывать требование отвечать на вопросы взрослых четко и громко, при высказываниях своих впечатлений о предметах и явлениях окружающей действительности говорить не торопясь, четко произносить слова и т. д.

Многие знания и умения дети приобретают в процессе формирования правильного звукопроизношения, это прежде всего имитация различных звуков животных, птиц, насекомых (их голоса, а также шум воды, шелест листвы и т. д. Например, при закреплении звуков в небольших звукосочетаниях узнают, как кукует кукушка, как звенит колокольчик («динь-динь»); при уточнении и закреплении правильного произношения изолированных звуков (средн. гр.) узнают, как шелестят листья на деревьях (произносят протяжно звук «ш»: шшш, как жужжит жук («жжж»). Произношение звука связывается с предметом или животным, с которым знакомят детей при помощи игрушек или картинок.

В процессе закрепления звуков в словах дети уточняют, закрепляют, обогащают свой словарный запас, узнают много нового, получают дополнительные сведения о животных, растениях и объектах неживой природы.

Дидактические игры занимают ведущее место в воспитании звуковой культуры речи. Различные д/игры природоведческого характера не только расширяют кругозор, развивают логическое мышление, память, воображение, но и, конечно, речь детей.

Например, в игре «Что растет на огороде?» дети учатся не только дифференцировать определенных группы звуков на слух и в произношении, но и уточняют, закрепляют свои знания и представления об овощах.

Большую ценность для ознакомления детей с объектами живой и неживой природы, а также речевого развития, представляют загадки. Они не только уточняют, расширяют представления детей о каком-то явлении, но и развивают наблюдательность, учат думать, отвлеченно мыслить, т. е. способствуют речевому и умственному развитию.

Некоторые загадки заучиваются детьми наизусть, с целью закрепления и дифференциации звуков, для развития четкой дикции.

При заучивании загадок про кошку дети узнают ряд новых дополнительных сведений о хорошо знакомом животном:

1. Острые ушки,

На лапках подушки,

Усы – как щетинка,

Дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит.

2. Мягкие лапки,

А в лапках цап-царапки.

Знакомя детей с временами года, обращаем внимание на те изменения, которые происходят в природе, в частности указываем на то, что осенью с деревьев опадают листья, что у некоторых деревьев (сосна, ель) вместо листьев иголки.

Предлагаем отгадать загадку о елке – «Зимой и летом – одним цветом» и определить есть ли в названии отгадки звук «е» (сред. гр.).

Не менее полезным для речевого развития и умственного развития при ознакомлении с окружающим являются упражнения по воспитанию звуковой культуры речи, связанные с заучиванием пословиц, поговорок. Небольшие по объему, они заключают в своем содержании ясную, четкую, краткую мысль, а в процессе высказывания обогащают речь говорящего. Например, «Апрель с водою, май с травою», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает», «Много снега – много хлеба», «Много воды – много травы» и т. д.

К месту сказанная пословица или поговорка помогает приучить детей к более точному выражению своих мыслей.

Стихи как речевой материал дл воспитания звуковой культуры речи имеют многоцелевое значение.

Заучивая стихи при ознакомлении с окружающим мы не только уточняем, обогащаем знания о животном, растительном мире, знакомим с природой родного края, нашей страны, но и выполняем задачи по закреплению определенных звуков, в качестве упражнений для выработки четкой дикции, развития голосового аппарата, умение выражать свои эмоции и характер персонажей. При заучивании стихотворений дети не только узнают что-то новое, но и задумываются над некоторыми сторонами жизни животных, проявляют любознательность, желание больше знать о их жизни. Например, заучив стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом?»дети спрашивают где живут другие звери: лиса, волк, бобер, белка и т. д.

Читайте также:  Шаблон для записи развития ребенка

Воробей живет под крышей,

В теплой норке – домик мыши,

У лягушки дом в пруду,

Домик пеночки – в саду.

Эй, цыпленок, где твой дом?

— Он у мамы под крылом.

Для усвоения интонационных средств выразительности можно подобрать такие художественные произведении, которые знакомят детей с некоторыми явлениями, происходящими в природе в разные времена года.

Таким образом, при ознакомлении детей с миром живой и неживой природы в процессе развития звуковой культуры речи во многом определяется тем, как речевой дидактический материал используется на занятиях. Удачно подобранные стихи, загадки, пословицы, используемые на данных занятиях развивают любознательность, будят мысль детей. Происходит развитие слухового внимания, фактического слуха и является важным познавательным этапом к усвоению детьми и умению производить звуковой анализ слов, знание которого необходимо для успешного обучения грамоте.

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Одуванчик»

Города Балашова Саратовской области»

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности детей

«Природа дарит чудеса»

Группа «Вишенка» 4-5 лет

Воспитатель:

Коробкина Ю.Н

Балашов 2015

Конспект опытно-экспериментальной деятельности детей 4-5 лет «Природа дарит чудеса»

Автор: Коробкина Юлия Николаевна, воспитатель МДОУ «Одуванчик» город Балашов Саратовская область.

Описание материала: предлагаю вам конспект опытно-экспериментальной деятельности детей средней группы (4-5 лет) на тему «Природа дарит чудеса». Данный материал будет полезен для воспитателей средней группы. Конспект познавательного занятия, направленного на формирование у детей знаний о природных явлениях.

Цель: Формирование у детей знаний о природных явлениях.

Программные задачи:

Образовательные:

  • формировать у детей умения  проводить простейшие действия (опыты) похожие на явления природы (дождь, ветер, гром, град)
  • дать элементарные сведения о профессии синоптика;
  • формировать у детей умения анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • закреплять умение классифицировать явления природы и погоды по временам года;
  • продолжать знакомить детей с явлениями природы;
  • стимулировать речевую активность детей;
  • Углубить ранее полученные знания о сезонных изменениях в природе.
  • Формировать навыки умения детей замечать происходящие изменения в природе.
  • Видеть красоту осенних дней.

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.

Работа со словарем: 

-ввести в активный словарь следующие слова и словосочетания:

природные явления, народные приметы, лаборатория.

-ввести в пассивный словарь слово – метеоролог.

Материалы и оборудование:

— музыкальное оформление.

— Тазики с водой, поролоновые губки;

— Конфетти, трубочки, металлофон, шумовой инструмент

— Карточки с  явлениями  природы, погоды ;

Предварительная работа:

— Наблюдение  и беседы о сезонных изменениях;

— Чтение художественных произведений : рассказ Владимир Короленко «Поздняя осень»; Константин Паустовский « Какие бывают дожди?»; Константин Ушинский «Осень»

— Отгадывание загадок;

— Рассматривание картин и иллюстраций с явлениями природы,

-Наблюдения за изменениями погоды;

— Разучивание стихов об осени;

— Рисование рисунков «Явления природы»;

— Разучивание физминутки.

ХОД

Собрались все дети вкруг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнемся.

Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие — волшебный мир природы. В любое время года природа радует нас своей красотой.

Воспитатель- Ребята ! Какое у вас настроение? Хотите ли вы отправиться со мной в путь-дорогу? А  как вы думаете, какие изменения в погоде нам могут помешать? (дождь, ветер,…) Но погода быстро меняется и нам это не помешает!!! А на чем можно отправится в путешествие? (на паровозе)

 Воспитатель  –Давайте  с  вами  отправимся  в лесную лабораторию  звуков и чувств. (играет музыка паровоза)

(  Дети садятся  за  столы )

 (Воспитатель  на металлофоне издает звуки похожие на капли дождя)

Воспитатель — ребята, как вы думаете, что напоминают эти звуки? (дождь)

-А  как  вы  догадались ? (услышали)

Воспитатель –Ребята ,а по каким признакам мы еще можем определить ,что начался  дождь?

(небо в тучах ,лужи ,мокро ,одежда мокрая….)

Воспитатель- Давайте с вами намочим губки,  приподнимем  их и отожмем. Слышите? Что вам напоминает это? (как капает дождь) 

Воспитатель-А  что вам напоминают эти звуки?(шумовой инструмент)  ливень  

Воспитатель —  А чем дождь отличается от ливня? (ответы детей)

Воспитатель -А  как мы можем  определить  гром ? (слышны раскаты) 

Вова, постучи в барабан. На  что похоже?( на гром)

Воспитатель — Давайте с вами наберем в ладошки горох и  посыплем его на тарелочку. На что похоже? (Звуки похожи на град) 

Воспитатель — Ребята, а что такое град? (ответы детей)

Воспитатель- Ребята !Перед вами волшебные тарелочки! Надо набрать воздух через нос и медленно выдохнуть через трубочку .Следите за дыханием.(вдох-выдох)

Читайте также:  Центр развития ребенка красные баки

Дыхательная гимнастика.

(Дети дуют в трубочку.)

Воспитатель — Что  вы видите? (конфетти разлетаются)

— Что  вам это напоминает? (будто дует ветер )

— А когда дует сильный ветер, как он называется? (ураган)

А  ветер отличается от урагана? (ответы детей)

Воспитатель — Ребята, а есть еще одно очень красивое явление природы. Загадка о радуге.

Алина Хакимова (ребенок):

Дождь прошел . Раздвинув тучи ,
К нам пробился солнца лучик .
И буквально на глазах
Мост возник на небесах .
Разноцветная  дуга

Это … радуга. 

Воспитатель — Ребята, а когда бывает радуга? В какое время года? (ответы детей)

Воспитатель — Солнце светит, ветер свищет,

Дождик льет как из ведра

После дождика на небе 

Сразу радуга видна

Эти изменения погоды

Дарят нам… ( дети — явления природы)

Воспитатель — В разные времена  года  можно  наблюдать  разную  погоду  и  явления  природы.

Воспитатель — Ребята, А как называется профессия людей, которые определяют погоду? (метеорологи)

Воспитатель – А Как люди с давних времен могли определить погоду?

Дети -По народным приметам.

Дидактическая игра «Угадай погоду по народным приметам» (в кругу с мячом)

Воспитатель — ребята, я вам буду говорить народную примету, а вы будете продолжать.

Звездное небо……(к теплой погоде)

Муравьи прячутся в муравейнике…(к дождю)

Дым из трубы к небу поднимается-….(мороз ожидается)

Ласточки летают низко от земли-…..(жди дождя)

Много мошкары вечером-…..(к теплой погоде)

Ласточки летают высоко -…(дождя не будет)

Если тихо и солнце печет-…(жди грозу)

Солнце красное заходит-….(к ветру)

Если радуга появилась с утра… (жди дождя)

Воспитатель — Ребята, молодцы. Вы такие наблюдательные. Вот какая у нас природа фокусница. Она дарит нам свои чудеса….это солнце, дождь, снег, радуга .вьюга ,капель ,дождь…..   

 Воспитатель — а теперь давайте немножко отдохнем…                                            

физминутка

1-2-3, 

По дорожке мы пошли                                                     (Маршируют по кругу)

Петлять тропинка начала,                                                (Идут змейкой)

И далеко нас завела.

Вот лужи увидали,                                                             (Прыжки на 2х ногах

через них мы прыгать стали.                                           руки на поясе)

Впереди течет ручей-                                                        (Руками изображают ручей)

Проходите поскорей.

Руки в стороны подняли-                                                  (Руки в стороны, идут на носочках)

Переходить его мы стали.

Вот и день к концу подходит                                                  (показывают руками солнце,

Солнце за горизонт заходит                                                   приседают,

Туча надвигается                                                                     Изображают зонтик)

Дождик начинается!

Воспитатель –Ребята ! давайте с вами послушаем загадки и  постараемся их отгадать.  Найдем 

Карточки с   явлениями природы

(Дети садятся на стульчики. Стол с карточками  перед ними.)

 (Дети  находят карточки и поднимают )

1) Не пешком, а идет

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка? (дождь)

2) Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (молния) 

3) Басовитый и серьёзный, у него характер крут:
Заворчит он очень грозно — все сейчас же убегут. (гром) 

4) На минуту в землю врос

Разноцветный чудо мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (радуга) 

5) Он на улице живет,

Листья осенью несет,

А зимой несет снежинки,

Иногда весной дождинки.

Летом, если он подует,

С головы панаму сдует. (ветер)

6) Воет ветер, гонит пыль,

Гнет к земле траву, ковыль,

Хлещет ливень, гром гремит, небо с нами говорит.

Мчится словно хулиган, это страшный… (ураган) 

7) Вышла туча на прогулку

И взяла с собой шкатулку

Туча бегала, резвилась

И шкатулочка открылась.

И рассыпался вниз – ох!

Круглый, ледяной горох! (град) 

8) Утром капельки воды
На траве увидишь ты,
В каплях лепестки цветов,
В каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса.
Эти капельки — (Роса)

9) Сквозь густую пелену

Ничего я не пойму:

Дом, деревья, водоем

Серый гость накрыл плащом. (туман) 

Воспитатель — Ребята, какие вы молодцы, все явления природы угадали!  

ИТОГ: Ребята, ну вот нам пора и возвращаться в группу, наше путешествие подходит к концу. ( включается песня поезда)

Воспитатель — Ну вот, ребята, мы снова в нашей группе. Давайте вспомним, где мы были? (ответы детей). В  нашей лаборатории звуков  что мы услышали?( как льет дождь, ливень, раскаты грома, как падает град)

— А что наблюдали? (как дует ветер)

Воспитатель — Ребята. мы сегодня с вами узнали, как называется профессия людей, которые определяют  погоду ?(метеоролог)

— как еще люди предсказывают погоду? (по народным приметам)

-Какие  звуки мы с вами услышали?(как капал дождь ,гремел гром ,дул ветер,)

Мы с вами говорили о погодных явлениях, вы так хорошо справились с заданием, что погода стала налаживаться. Мне очень хочется вам подарить маленькие солнышки -шоколадки, что бы они вам дарили радость и вы были здоровы и счастливы.

Источник