Развитие речи ребенка 100 слов
—Рубрики
- А ДУХОВНОСТИ (44)
- АНИМАЦИЯ (32)
- ВИДЕОЗАЛ (82)
- Выставки (1)
- Мультики Сказки (13)
- Ролики (42)
- Сериал (1)
- Фильмы (24)
- Всякая Всячина)) (61)
- ВЯЗАНИЕ (415)
- Вяжем крючком (68)
- Вяжем спицами (139)
- Ссылки (4)
- Узоры крючком (122)
- Узоры спицами (63)
- Фриформ (40)
- ДЕТСКИЙ ЧАС (367)
- Английский малышам (6)
- Артикуляция (37)
- Копилочка идей (81)
- Музыкальные инструменты (2)
- Мультики (9)
- Онлайн обучение малышей (4)
- От 3х до пяти+ (29)
- Первые поделки (8)
- Праздник с малышами (54)
- Раскраски (50)
- Рисовалочка (54)
- Часик Развивалок (78)
- ДОМ МЕЧТЫ (41)
- Огородик — Огород (15)
- Мой новый дом (3)
- Хочется, а значит получится (6)
- Цветы ДЛЯ моего САДА (20)
- ЕСТЬ такое Мнение) (44)
- КРЕАТИВ : ) (103)
- Вдохновение (40)
- Креатив (64)
- КУКЛЫ (203)
- Авторское чудо (39)
- Архив сообщества (4)
- Видеоролики — шьем кукол (2)
- Домики Для Кукол (10)
- Кукла из ткани (54)
- Маски (18)
- Мягкие игрушки (30)
- Пластик (55)
- ЛИТЕРАТУРА ДЕТКАМ (237)
- Видеоуроки (4)
- окружающий мир (18)
- Подростки (5)
- Развивалки от 0до3 (53)
- Развивалки от 3до5 (96)
- Развивалки от 5до10 (84)
- ЛУЧШЕЕ на ЛИру (192)
- Все для рукоделия (4)
- Лучшие посты (19)
- Мой компьютер (58)
- Онлайн гадания, тесты и др. (44)
- Покупайте и получайте деньги! (14)
- Скрап наборы (6)
- Спецэффекты (9)
- Ссылки для родителей (38)
- МАМОЧКА МОЯ (345)
- Вяжем малышам) (97)
- Детская комната (55)
- Мягкие книжки (20)
- Ох уж эти детки (49)
- Первые игрушки (48)
- Рукоделие (34)
- Шьем малышам (25)
- Я самостоятельный!(игры) (41)
- МОЁ УДОВОЛЬСТВИЕ (64)
- Золотые Рыбоньки) (4)
- Мои Стихи и Ролики (25)
- Повторюшка (13)
- Филосовствование) (23)
- МУЗЫКА (38)
- Звуки Природы (9)
- Классическая (5)
- Музыка Состояния (19)
- Музыка Детям)) (6)
- НА СЧАСТЬЕ, НА УДАЧУ! (157)
- Луноведение)) (12)
- О Любви и О Семье (71)
- СИМОРОНЫ (21)
- Цветы Жизни (34)
- ОБУЧЕНИЕ (24)
- ПОДАРКИ_ОФОРМЛЕНИЕ (57)
- ПОДЕЛКИ (325)
- 8 Марта (11)
- Бумага, Папье-маше (35)
- Золотые Руки (27)
- Новый год! (70)
- Пасха (38)
- Поделки с детьми (98)
- Рождество (14)
- Св. Валентин 🙂 и 23 февраля (21)
- Соленое тесто (28)
- ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ (178)
- Для Кухни (24)
- Здоровье (масла и травы) (51)
- Нестандартные методы лечения (25)
- Нужности (12)
- Просто советы (27)
- Советы Мастерам) (10)
- Советы Мастерицам) (12)
- Худеем вместе! (15)
- Чистюля (9)
- ПСИХОЛОГИЯ (189)
- Аргументы и Факты (53)
- Новинки для работы (8)
- Тайна детского рисунка (7)
- Арт терапия (39)
- Архетип, Сказкотерапия (28)
- Игротехники (9)
- Литература (17)
- Проективные методики (28)
- Психотехнологии (2)
- Расстановки (14)
- Тесты (17)
- Физиогномика и графология (10)
- РУКОДЕЛИЕ (371)
- Войлок Валяние (24)
- Декор своими руками (33)
- Зажигаем СВЕЧИ (17)
- Макраме (10)
- Мыловарение (61)
- Новая старая Жизнь (26)
- Проволока, камушки (59)
- Рисунки, Схемы, Шаблоны (38)
- Рукоделие Мастер-Классы (38)
- Ручная работа (31)
- Фетр, просто чудеса! (35)
- Творим Кухни Народов (20)
- ТВОРИМ на кухне (263)
- Детям (33)
- Лакомства, Десерты (71)
- Пироги и Пирожки) (40)
- Сладенькое)) (118)
- Тесто (20)
- Творим на кухне Закуски (24)
- Творим на кухне Напитки (25)
- Творим на кухне Салатики) (68)
- Мясные (11)
- Овощные (17)
- Рыба и Морепродукты (19)
- Фруктовое Настроение))) (13)
- Творим на кухне Супы) (14)
- Творим на кухне: Блюда №2 (157)
- Гарниры (11)
- Домашний сыр (4)
- Запасы (33)
- Мультиварка (9)
- Мясо (37)
- Птица (12)
- Рыба и Морепродукты (25)
- УГОЛОК ВОСПИТАТЕЛЯ (150)
- В помощь мамам (29)
- Дошколята (9)
- Изодеятельность (19)
- Математика (12)
- Окружающий мир (17)
- Пальчиковые игры (19)
- Развивающие занятия (33)
- Тесты от 0до10 (17)
- Физвоспитание (3)
- Чтение Развитие речи (14)
- Философия? (41)
- Медицина (9)
- Художники (53)
- Художники-иллюстраторы (61)
- Художники-фотография (57)
- ШИТЬЁ (125)
- Вещички) (46)
- Вышивка (26)
- Кожа (20)
- Нужности (32)
- Пэчворк (4)
- Это ИНТЕРЕСНО!!! (6)
- ЮМОР)) (34)
- Ялта, Крым (133)
- Репосты РОССИЯ:УКРАИНА (102)
—Статистика
Создан: 08.04.2012
Записей: 4403
Комментариев: 650
Написано: 5857
Источник
Многих родителей малышей волнует вопрос, всё ли в порядке с их ребенком. Или нормально то, что малыш не говорит в 2 года. Иногда детские неврологи говорят мамам детей-молчунов, что отсутствие речи в 3 года — ничего страшного. Я хочу рассказать о нормах речевого развития, опираясь на периодизацию Б. М. Гриншпуна.
Он выделил 2 периода
1. Доречевой.
Крик — первый звук, который появляется у ребенка после рождения. Он может быть сильным, слабым, появиться сразу или после каких-то врачебных манипуляций.
3-6 месяцев — гуление. Ребенок начинает произносить серии звуков, обычно певучие, гласные (а-а-а), но могут слышаться и согласные звуки (а-а-а-о-о-о-м-м-м). Гуление у детей всего мира одинаково. Это биологическая программа. Гуление есть даже у глухих детишек.
6-12 месяцев — лепет. Появляются слоги (ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ба). Это еще не первые слова, так как произносимое «ба-ба» не несет никакого смысла для ребенка. Лепет может быть слабым или активным, во многом лепет зависит от людей, которые окружают малыша. Дефектологи отмечают, что у детишек-отказников лепет не такой продуктивный, как у детей, с которыми играют родители. Взрослым надо понимать, что лепет — это важный этап в развитии ребенка, от которого во многом зависит собственно речевой этап. Поэтому так полезно агукать с малышом, повторять его лепетные словечки, эмоционально, громко и радостно. Чем больше взаимодействия и речевого общения с малышом на «его» языке, тем лучше. В этот же период ребенок начинает различать интонации, поэтому важно говорить ласково, с любовью.
Отмечу, что лепет может отсутствовать у детей с аутизмом, глухих детей. Может запаздывать у детей с интеллектуальной недостаточность и у алаликов.
К году ребенку нужно дать возможность самостоятельно есть: жевать небольшие кусочки еды (не протертую еду, а твердую), пробовать самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки (да, малыш еще неуклюжий, пачкается, но ему уже пора начинать самостоятельно кушать). И еще важный момент — дыхание, оно должно быть через нос, а не рот. Если ребенок дышит ртом, нужно обратиться к лору. То, как работают мышцы артикуляционного аппарата и то, как дышит ребенок тесно связано с речью. У детей с ротовым дыханием и неразвитыми мышцами могут быть проблемы с речью.
К 12 месяцам у ребенка должно быть 8-12 слов (например, мама, папа, баба, ку-ку, му). Если у вашего ребенка нет 8 слов в год, но при этом ребенок контактный, знает жест «пока», «дай», то можно подождать еще полгода, до 1,5 лет.
Если же в год у ребенка отсутствуют жесты, он не любит играть, то можно заподозрить аутизм, снижение слуха или «сенсорный компонент» (ребенок не понимает речь, в будущем может быть сенсорная алалия). С такими детками надо начинать заниматься как можно раньше.
2. Речевой период
1-1,5 года. В 1,5 года обязательно должны появиться первые слова. Если их нет, нужно обратиться к логопеду за консультацией.
В 1,5 года ребенок уже хорошо понимает речь и может выполнить простую просьбу: «Принеси кружку», «Погладь кису». У ребенка появляются согласные звуки п, б, м, н (гласные а, у, о, и, э уже есть). В словаре ребенка от 70 до 100 слов. Ребенок хорошо произносит простые слова (мама, папа, дядя, тётя, киса и т. д.).
1,5-2 года. Ребенок активен, его словарный запас растет: к двум годам — около 200 слов. Дети пытаются общаться со взрослыми, если не хватает слов, они используют жесты, самый популярный — указательный жест. Появляются первые глаголы, например, «дай», и более сложные слова по структуре: из 3 слогов (кубики, молоко). Дети уже могут произносить звуки в, ф, г, к, х и даже ль. Малыш вправе смягчать согласные, ведь и взрослые с ним сюсюкают. А детки говорят так, как слышат.
В 2 года уже формируется фонематический слух — способность различать звуки. Если перед ребенком поставить стол и стул и попросить его показать, где стул и где стол, он справится. Хотя такие задания могут быть сложны для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
2-3 года. Словарный запас уже очень большой — около 1000 слов. В этом возрасте дети различают единственное и множественное число сущ. (муха — мухи), женский и мужской род (моя мама, мой папа) и активно пытаются употреблять все эти формы в речи, но иногда допускают ошибки — это нормально. В речи ребенка появляются полноценные длинные предложения, появляются союзы «когда» и «почему».
Период интересен словотворчеством ребенка: продавец = продаватель (как и «покупатель»), курица окурилась (по аналогии «кошка окатилась»). Словотворчество — важный показатель нормального речевого развития ребенка. У детей с умственной отсталостью и аутизмом словотворчества нет.
Период 3 лет заканчивается кризисом. Ребенок хочет стать независимым от мамы, превращается в маленького непоседу и нехочуху.
После 3 лет наступает дошкольный период, в 5-6 лет ребенка начинают готовить к школе. Речь детей уже становится правильной, а в 7 лет она ничем не отличается от речи взрослых.
Источник
Лексический запас – количество слов, которые человек понимает и использует в речи. При чем часть из них он употребляет, а вторую нет. Благодаря речи мы общаемся друг с другом, выражая свои мысли и донося их до собеседника, формируем убеждения и интеллектуально развиваемся. Чем насыщеннее, грамотнее и выразительнее речь у человека, тем выше считается его уровень образования и культурного развития.
Лексический словарь детей и взрослых состоит из двух категорий:
- Активный словарный запас – слова, которые человек употребляет регулярно в устной речи и письме.
- Пассивный словарный запас – состоит из слов, которые человек знает и воспринимает на слух, но сам не использует. Значительно превышает активный словарь.
Каким должен быть запас взрослого человека – точного ответа нет. К примеру, словарь В.И. Даля содержит более 200 тыс. слов, академический словарь русского языка – примерно 130 тыс. слов, последнее издание словаря С.И. Ожегова – 70 тыс. слов. Очевидно, что даже самые эрудированные люди не владеют таким объемом лексики. По последним данным исследований, активный запас взрослого составляет от 5 тыс. до 35 тыс. слов, пассивный – от 20 тыс. до 100 тыс. слов.
Проверить свой словарный запас и оценить его помогают онлайн-тесты. Но результаты у одного и того же человека в разный период времени могут отличаться, так как он постоянно развивается – узнает новые слова, но при этом забывает или перестает использовать ранее выученные.
Как правило, люди с богатым лексиконом имеют больше перспектив, быстрее добиваются целей, успехов в карьерной лестнице, менеджменте, шоу-бизнесе. По мнению большинства, работа у них более интересная, творческая, неординарная, а достижения выше. То же касается и личной жизни. Человек с большим лексическим запасом лучше формулирует свои мысли, вербализирует желания, эмоции, за счет этого лучше находит общий язык с людьми.
Лексический запас можно сравнить со снежным комом: чем больше сложных понятий знает человек, тем больше новых слов и терминов он в состоянии воспринять, запомнить и использовать в своей речи. Вот для чего следует заниматься развитием речи ребенка с самого раннего детства.
Развитие лексического запаса
Лексическое развитие ребенка состоит из двух аспектов:
- Количественный рост словарного запаса;
- Качественное развитие – овладение значениями слов.
В дошкольном возрасте обогащение словаря ребенка происходит быстро. Период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитивным (чувствительным) и наиболее удачным для обучения, благоприятным для воздействия внешней среды. Но скорость сильно зависит от среды, в которой он находится, поэтому данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста отличаются.
Рассмотрим сензитивный период развития речи и лексического запаса более подробно.
Пополнение лексического запаса ребенка по годам
В первый год жизни ребенок для нормального развития речи нуждается в эмоционально-положительном общении со взрослыми.
Ребенок усваивает слова в таких условиях, когда может соотнести визуальный образ предмета и звуковое звучание. Если он в это время имеет возможность манипулировать предметом (вертеть в руках, пробовать на вкус), новое слово запомнится быстрей. Например, мама дает ребенку ложку и показывает, что ею нужно кушать.
К году он использует всего 5-9 слов вроде «дай» и «ням-ням», соотносит их с предметами и действиями, у него появляются реакции на слово. Это подготовительный этап к овладению речи.
В данном возрасте уже стоит уделять внимание обогащению словарного запаса ребенка. Регулярные и систематические занятия позволят малышу расти эрудированным и интеллектуально развитым.
Важно, в каких условиях у ребенка формируется и развивается речь. Лучше всего, чтобы окружающие говорили правильно и неторопливо, так как дети в этом возрасте подражают взрослым. Если ребенок слышит неправильную речь, у него закрепляются неправильные образы слов, что сложно исправить в будущем.
1-1,5 года – гиперсензитивная фаза, быстрое накопление пассивного словаря и начало формирования фонетической и грамматической сторон речи. Но если речевого общения недостаточно, формирующаяся речь быстро разрушается. Симптомы: задержка появления первых слов, «забывание» уже знакомых слов, остановка речевого развития.
В данном возрасте начинается предметно-действенное общение со взрослыми. Пассивный словарный запас стремительно расширяется до 800-1000 лексических единиц. Он состоит из слов, употребляемых родителями в общении друг с другом и с окружающими.
К полутора-двум годам внимание к артикуляции взрослых усиливается, ребенок повторяет (эхолалия) и сам произносит определенные слова. Нормально, если в этом возрасте он путает звуки, искажает, переставляет или пропускает их.
Первые слова имеют обобщенно-смысловой характер – т.е. одно и то же слово может обозначать и предмет, и действие, и чувства. Понять ребенка можно в ситуации, поэтому такая речь называется «ситуационной».
В полтора года ребенок на фотографии различает, где папа, где мама, где бабушка, а где брат или сестра, называет и показывает части тела (нос, рот, глаза и т.д.).
2,5-3,5 года – формирование фразовой речи. Переход к отвлеченной форме мышления, от односложных фраз к комплексным структурам. С 3-х лет начинается формирование грамматического строя речи. Ребенок из примитивных фраз, не согласованных между собой, начинает строить предложения, согласовывая и соподчиняя слова.
В этот период наблюдается значительное расширение и накопление словаря. Наиболее распространённые данные о количественном росте словарного запаса у детей:
- 1,6 – 10-15 слов;
- конец 2-х лет – 300 слов;
- 3 года – 1000 слов.
С 3 лет ребенок все воспринимает через игру. В этот период он осознанно называет предметы и указывает на них жестами, обращает внимание на цвет, форму, величину, определенные качества предметов и явлений, а также понимает разницу между словами «один» и «много».
Что должен знать ребенок в 3 года:
- как зовут членов семьи, близких, домашних животных;
- названия игрушек (пирамидка, кукла, мяч, машинка, пазл и т.д.)
- названия посуды и столовых приборов (тарелка, ложка, вилка, миска, кастрюля)
- названия одежды (куртка, платье, джинсы, футболка, шорты и т.д.);
- названия продуктов питания, которые употребляются в семье;
- пространственные понятия (лево, право, низ, верх);
- простые геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, звезда)
- названия животных и их детенышей (курица-цыпленок, собака-щенок, корова-теленок, овца-ягненок).
- минимум 5-10 названий растений;
- названия времен года и погодных явлений (дождь, снег, ветер, солнце, луна).
В основе развития словарного запаса 3-летнего ребенка лежит запоминание значений существительных и глаголов. Так как в этом возрасте дети не могут описать предмет или свое состояние с помощью слов, нет смысла делать упор на прилагательные и наречия. В этом возрасте достаточно знать названия некоторых ощущений и состояний (тепло, жарко, холодно, больно, вкусно).
К 3 годам у ребенка появляется «внутренняя речь». Она становится средством его интеллектуального и речевого развития. Он постоянно подключает взрослого в процесс общения с собой. Любые психические стрессы и сенсорные депривации в этом возрасте могут спровоцировать задержку речевого развития и привести к патологии речи (заиканию, мутизму, речевому негативизму).
Нормально, если ребенок в данном возрасте делает паузы не только между отдельными фразами, но и в середине слов (это дизритмия речевого высказывания, что говорит об интенсивном формировании внутриречевого программирования). Также в речи появляются повторения слов, сочетаний и даже слогов (физиологические итерации). Важная составляющая речи в этот период – речевое дыхание (ребенок может начать говорить в любую из фаз дыхательного акта). Бывает, что в процессе высказывания активно реагирует вегетатика – ребенок краснеет, чувствует напряжение в мышцах, учащенно дышит.
3,5-5 лет – полноценное понимание речи взрослого, инструкций, речь становится средством общения.
Дети 3-5 лет учатся употреблять те или иные слова, повторяя за взрослыми, а также в процессе взаимодействия с предметами, о которых они говорят. В подавляющем большинстве случаев ребенок придает буквальный смысл произнесенным словам. Например, слово «дружба» ребенком 5 лет будет усвоено буквально: вместе играем, ходим за ручку. Только после 11 лет, согласно теории Пиаже, он начинает понимать, что дружба основывается на доверии, взаимопомощи, совместных интересах и т.д. (так как в это же время он начинает понимать такие абстрактные понятия, как доверие, предательство, взаимовыгода).
В этом возрасте у ребенка появляется много вопросов по типу «Почему?», «Зачем?» и т.д. Также в этом возрасте дети овладевают обобщением (собака – не только игрушка дома, но и рисунок на картинке, домашнее животное у соседки). Особое внимание стоит уделить формированию звукопроизношения, так как могут проявиться нарушения в произношении свистящих, шипящих и сонорных звуков.
В 4 года нормотипичный ребенок употребляет в основном простые предложения, но также уверенно строит сложносочиненные и сложноподчиненные. В этом возрасте он способен без помощи взрослых составить рассказ из 40-50 предложений, что говорит об овладении монологической речью.
Происходит высшая стадия интеграции слова, так как в мозгу ребенка уже содержится итог полученных ранее знаний, появляются обобщения. В этом возрасте дети часто называют категорию предмета, а не сам предмет, что усложняет процесс понимания их родителями.
Объем словаря составляет 1900-2200 слов. Новые тематические группы и категории, которыми владеют дети в этом возрасте:
- понимание и выражение чувств и эмоций (радость, веселье, злость, гнев, обида);
- характеристики предметов (размер, цвет, температура);
- уменьшительно-ласкательные формы слов (мамочка, кустик, лисичка).
В этом возрасте ребенок полностью понимает, как образовывается слово. Поэтому у него появляются навыки создания групп однокоренных слов благодаря добавлению приставок и суффиксов: мышь – мышонок, пить – попил. При этом он понимает различия между однокоренными словами из одной группы: кот – большое животное, а котенок – маленький детеныш кота.
После пяти лет также происходит резкий скачок по сравнению с предыдущим периодом – количество слов увеличивается в 2 раза, словарный запас составляет 3000-4000 слов. Количество лексических единиц резко возрастает за счет именно однокоренных слов: «кот-кошка-котик-котенок», «ведро-ведерко». Значения слов еще больше обогащаются и уточняются, но ребенок все еще может их употреблять не по смыслу.
В возрасте 5-6 лет появляется навык отнесения нового слова не к одному предмету, а ко многим. Узнавая новые слова в этом возрасте, дети иногда не осознают весь смысл их содержания, поэтому наблюдается ошибочное употребление слов, сужение и расширение границ их значения и применения. Так происходит из-за того, что они колеблются между конкретным и абстрактным опытом (до этого они были точно уверены, что существует только то, что они видят).
Также это период формирования контекстной речи, т.е. ребенок сам придумывает монолог и озвучивает его. У него запускается сложнейший механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Центральная нервная система наиболее напряжена в этом возрасте, как и в 3 года.
В период 5-7 лет случаются «сбои» речевого дыхания при употреблении сложных фраз и длительные паузы из-за трудностей с формированием лексико-грамматически правильного высказывания. Монологическая речь может быть недостаточно сформирована из-за психических стрессов и ограничений общения в естественной среде.
Важный этап формирования речи в дошкольном возрасте – это словотворчество. Ребенок сам придумывает новые слова, беря за основу знакомые существительные или существительные и глаголы. Например, может назвать свою руку «нососумкой» от «ношения сумки».
Темы, которые понимает ребенок в 5-7 лет:
- время и интервалы (час, минута, неделя, год), времена года;
- использование числительных с использованием грамматики (пяти стульев, третье яблоко);
- имена и фамилии членов семьи, выдающихся личностей (любимых музыкальных исполнителей, героев мультфильмов);
- названия достопримечательностей и праздников;
- понятие пространства (горизонт, небо, космос, Вселенная, за углом, в другом городе);
- цвета и оттенки, профессии и виды спорта, части тела людей и животных;
- транспортные средства, предметы быта;
- дикие животные, экзотические растения и деревья, фрукты, овощи, цветы;
- слова, обозначающие эмоции и их оценки (позитивные, негативные).
Чем старше ребенок, тем он становится менее зависимым от чувственной ситуации. Смысловое содержание слов набирает силу только к концу среднего дошкольного возраста благодаря усвоению новых знаний об окружающем мире. Также в этот период у детей зарождается эстетическое отношение к слову и речи. К примеру, в 5-летнем возрасте дети могут употреблять метафоры, но осознанно они это делают только со старшего школьного возраста.
Под конец среднего дошкольного возраста усваиваемый язык становится действительно родным для ребенка.
С 6-7 лет для обучения ребенка актуально чтение. Это время, когда у него уже достаточно большой запас знаний о мире, в котором он живет, активно развиваются навыки придумывания, сочинения и проявления творчества. В таком возрасте чтение является источником переживаний эмоций для детей, способствует их умственному и речевому развитию. Задача взрослого – привить детям любовь к чтению вместо просмотра мультфильмов и видеороликов на ютубе, объяснить, что книга (письменная речь) является источником знаний.
При поступлении детей в школу обязательно проводится тестирование на уровень их речевого развития. Чтобы избежать проблем в обучении, рекомендуется предварительно оценить лексический запас своего ребенка и заполнить существующие пробелы.
Как помочь ребенку сформировать хороший словарь?
Чтобы развитие словарного запаса вашего ребенка проходило правильно, необходимо с ним постоянно общаться. Насколько это общение полноценно, показывает объем и качество словаря дошкольника. Поэтому рекомендуется регулярно знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, называть их, объяснять особенности и характеристики каждого. Также важно уделять внимание беседам с ребенком, задавать ему вопросы, создавать ситуации, в которых возможно выявить недочеты в понимании и употреблении слов ребенком. Чем активнее образ жизни семьи, тем наиболее благоприятные условия создаются для расширения словарного запаса ребенка. Это не только путешествия в другие города и страны, можно ходить в театр, цирк, зоопарк. Таким образом, регулярно пополняющийся словарный запас систематизируется, упорядочивается, складывается в семантические поля.
Источник