Развитие речи неговорящего ребенка с умственной отсталостью

Развитие речи неговорящего ребенка с умственной отсталостью thumbnail

В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с выраженными формами интеллектуальной недостаточности с целью их социальной адаптации и интеграции в общество.

Долгое время детей с умственной отсталостью из-за тяжелого недоразвития познавательной деятельности, а также отчетливо выраженных физических и психических нарушений считали необучаемыми. В последнее время формируется общественное мнение относительно детей- инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развития, но нуждающиеся в определенной опеке, индивидуальной помощи.

Дети с умственной отсталостью являются наиболее сложной группой аномальных детей. На фоне глубокого нарушения всей познавательной деятельности особенно отчетливо выступает недоразвитие речи.

Известно, что большая часть умственно отсталых детей поступает в детские дома, специальные дошкольные учреждения без речи. Речь же говорящих детей имеет своеобразие, которое проявляется в недоразвитии лексико-грамматического строя, нарушении звукопроизношения, несформированности смысловой стороны. Это объясняется первичным интеллектуальным дефектом, отсутствием необходимых предпосылок развития речи. У детей не развита ориентировка в окружающем и предметная деятельность, отсутствует потребность в общении.

В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в большей мере, чем нормально развивающиеся, в целенаправленном обучении. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в дошкольном возрасте, у них практически не происходит. У этих детей  отмечаются патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему, неполные и порой искаженные представления об окружающей действительности; замедленный темп, нарушение целостности, меньшая дифференцированность восприятия; сниженная активность, некритичность, нелогичность, замедленный темп и слабая регулирующая роль мышления; замедленность и непрочность процесса запоминания, неточность воспроизведения материала, быстрота забывания; малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная его переключаемость; недоразвитие эмоций, патологические эмоциональные состояния, слабость собственных побуждений, большая внушаемость.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталого ребенка.

В работе по развитию речи следует учитывать это своеобразие, которое проявляется в ограниченности представлений об окружающем мире, примитивности интересов, элементарности потребностей и мотивов, снижении в целом активности всей деятельности.

Работу по развитию речи следует начинать как можно раньше. Коррекционное воздействие необходимо вести в двух направлениях: 1) создание предпосылок речевого развития, 2) развитие основных функций речи (функции общения, познавательной функции и функции регуляции деятельности).

Речь развивается и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально — волевой сферах. Эти связи проявляются как в нормальном, так и в аномальном развитии. Поэтому в ходе исправления речевых нарушений, устранения речевого недоразвития возможно корригировать и психические процессы, и, наоборот, воздействие на психические процессы и их развитие оказывает стимулирующее влияние на речь. Это обусловливает комплексный подход в коррекционном обучении с использованием разнообразных средств, различных видов деятельности.

Коррекционная работа проводится по следующим направлениям:

1 .Развитие психических функций

2.Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации.

3. Развитие дыхания, голоса и артикуляционной моторики.

4. Развитие импрессивной речи

5. Развитие экспрессивной речи.

1. Развитие психических функций.

Первый шаг коррекционной работы с неговорящим ребенком с умственной отсталостью – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок нас «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому начинается работа с развития подражательной способности ребенка. Нужно научить его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.

Многие исследователи ( А.А.Катаева, Е.А.Стребелева, В.И.Липакова и др.) считают, что работу по развитию импрессивной речи детей с умственной недостаточностью следует начинать с создания сенсорной базы, так как в процессе восприятия ребенком накапливаются зрительные, двигательные, слуховые, осязательные образы, что необходимо для дальнейшего развития их устной речи. Важно, чтобы процесс восприятия свойств предметов был сопряжен со словом. В этом случае слово оказывается наполненным конкретным значением и вызывает в представлении ребенка образ предмета.

В играх на развитие зрительного восприятия, памяти, внимания детям дается понятие об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), форме предметов (круг, треугольник, квадрат), величине ( большой, маленький): формируется умение удерживать в памяти ряд предметов, картинок.

Развитие слухового восприятия, памяти, внимания направлено на то, чтобы в процессе специальных игр и упражнений у детей развивалась способность узнавать и различать неречевые звуки. Широко используются музыкальные игрушки. Определенное место занимает работа над воспроизведением ритма. Ребенка просят отхлопать, отстучать по столу (на бубне, барабане) несложный ритм.

Далее идет работа над различением высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

2. Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации.

Развитию общей моторики способствуют физминутки, речевые игры с движением, когда логопед читает текст, а дети выполняют соответствующие движения. Это и ходьба (на месте, на носочках, на пятках, с движением рук), и прыжки (на обеих ногах и поочередно на каждой), и игры в мяч (ловить, катать, по заданию подкатом попасть в ворота и т.д.).

Развитие моторики пальцев рук, пространственных представлений и пространственной ориентации предполагает повторение определенных манипуляций пальцами рук, произведенных учителем (сжимание в кулак, сгибание и разгибание); построение из кубиков домиков, башен; работу с разборными игрушками, мозаикой; составление предметных разрезных картинок; складывание из палочек геометрических фигур; раскрашивание рисунков по контуру; расстегивание пуговиц, завязывание шнурков; пальчиковую гимнастику.

3.Развитие дыхания, голоса, артикуляционной моторики.

Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей. Этот период является подготовительным. Ведется работа над:

1) формированием долгого выдоха и усилением направленной воздушной струи.

Начинать работу нужно с постановки диафрагмального дыхания, далее переходить к воспитанию плавного длительного выдоха, а затем к развитию правильного дыхания в процессе речи.

2) формированием простейших артикуляционных движений.

Упражнения для губ: сжатие, вытягивание трубочкой, растягивание в улыбку, открывание и закрывание рта, сосательные движения, вибрация, дутье.

Упражнения для языка: движение языка вперед — назад при открытом рте, вправо- влево, вверх- вниз, щелканье.

Упражнения на начальных этапах даются дозировано (особенно упражнения на дыхание), чтобы не утомить ребенка, не вызвать ухудшения самочувствия. Артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме, ведь многие дети боятся зеркала, не терпят вмешательства в рот.

4.Развитие импрессивной речи.

Дети с умственной отсталостью даже в школьном возрасте имеют разный уровень развития импрессивной речи. У одних понимание обращенной речи в пределах бытовой ситуации, а у других оно практически отсутствует. Развитие импрессивной речи предполагает развитие понимания обращенной к ребенку речи. Развитие импрессивной речи проходит в несколько этапов.

Читайте также:  Таблица развития ребенка при беременности

1. Развитие у детей понимания отдельных простых просьб и обращений взрослого.

— Показать предметы из ближайшей окружающей обстановки по просьбе взрослого.

— Показать знакомых близких людей по просьбе взрослого.

— Показать по просьбе взрослого простые движения (встать, сесть, подойти, лечь, попрыгать, бежать).

— Показать по словесной инструкции действия на себе (на картинке): ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.

— Научить понимать вопросы Что? Кого?, которые помогают выяснить объект действия: Что делает? У кого был? Кого видит?

— Научить понимать вопросы Кто это? Что это? Кто? Что?, выясняющие субъект действия: Кто поет? Кто читает? Что лежит?

— Научить понимать вопросы Где? Куда? Откуда? На чем?, выясняющие местонахождение предметов.

— Научить понимать вопрос Чем?

— Разложить предметы, игрушки в заданной последовательности (3 штуки).

— Разложить картинки в нужной последовательности.

— Понимать вопросы к простой сюжетной картине.

— Совершать действия с отобранными предметами по инструкции педагога.

Игры

«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Догонялки», «Идите ко мне — бегом ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».

2. Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи.

Игры

«Поймай мяч», «Попляшем с погремушками», «Пере ложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим грибы» (пособие), «Пирамидки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку», «Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку»» «Спрячь картинку», «Найди свой стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».

Естественные бытовые ситуации

— Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки)

— Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)

-Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке)

— Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку)

-Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину).

3. Формирование у детей связей между предметами, действиями и их словесным обозначением.

— Научить детей узнавать игрушки по их описанию.

— Учить определять предметы по их словесному описанию и назначению

— Учить узнавать животных на картинке, по словесному описанию, по звукоподражанию.

— Учить узнавать предметы по назначению(покажи, чем будешь есть суп, рисовать, чистить зубы? Что наденешь, когда пойдешь гулять?)

— Где что лежало. Кто с кем поменялся. Кого (чего) нет.

— Сличение и сортировка предметов по цвету, форме, величине.

4. Формирование у детей интереса к игрушкам, игре, обучение игровым действиям.

— Стимулирование выполнения отраженных действий (Сделай, как я. Покажи, как зайчик прыгает. Уложим кукол спать. Оденем Катю на прогулку. Построй ворота. Построй башню. Опусти шарик в коробку. Спрячь шарик в ладошках. Почтовый ящик.)

— Поиграем на гармошке (дудочке, барабане и т. п.).

— Куда упал мячик.

— Поймай зайку. Зайка прячется.

— Катание мяча по показу взрослого.

— Бросание мяча по показу взрослого.

— Подражание движениям рук, ног, головы, плеч.

— Нанизывание колец (4 — 5 крупных) пирамиды.

— Бросание мелких предметов в жестяную коробку.

— Чудесный мешочек. Складывание парных предметов, игрушек.

— Солнце или дождик? (С бубном)

— Чей одуванчик дальше улетит?

— Угадай, на чем играю.

5. Развитие экспрессивной речи.

Поскольку экспрессивная речь неговорящих детей состоит из отдельных плохо произносимых звукоподражаний или односложных слов-корней, основная задача логопеда — вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.

1.Развитие у детей подражательной речевой деятельности.

Игры

«Угадай, кто кричит», «Громко — тихо», «Кто как кричит?» А. Барто, «Птицеферма», «Кормление птенцов» — речевая гимнастика, «Кот и мыши» (слово «мяу»), «Поезд» (звук У), «Лошадки», «Накорми телят» (ммуу).

—  Изменение силы голоса по подражанию.

— Изменение высоты голоса по подражанию («Пи-пи», «Гаф-гаф»).

— Развитие длительного направленного ротового выдоха (на звуке Ф)-

— Чей пароход лучше гудит? (на звуке У)

— Успокой куклу. Произношение звука А .

— Кто как кричит? ( Ау, уа, иа, га-га, пи-пи, мяу)

— Улыбнемся Петрушке, (звук И )

— Покажи и назови. ( Катя, гуси, кот, конь)

— Игра «Волшебный сундучок» (это дом, это Катя, это киса, это утка, это гусь, это мишка и т.п.)

— Когда это бывает? (приметы времен года)

— Игра «Автомобили», (произношение «6и-би…»)

— Угадай, кто сказал. Сказки «Три медведя», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

— Игра «Эхо». (Ау, Оля, Ау)

Выполняя в игровой форме артикуляционную гимнастику, упражнения по звуковой культуре речи, играя, дети постепенно овладевают произношением звуков: а, у, о, и, э, м, п, б, ф, в, к, г

— в звукоподражаниях (ау, уа, иа, э-э-э, ммуу, п-п-п, фф-уу, в-в-в, ко-ко, га-га, мяу, аи, ой, у-у-у, о-о-о).

2.Обучение детей выражать свои желания словесно, однословным или двухсловным предложением.

— Назвать свои игрушки, знакомые предметы. Допустимо нечеткое произношение.

— Назвать предметные картинки отраженно за педагогом, затем самостоятельно.

— Назвать слова отраженно и сопряжено с педагогом, сохраняя ударение.

А: Аня, Алик, Катя, Тата, шарик, тапки, шапка, зайка, палка, мак, пальчик, чашка.

О: Оля, Коля, Зоя, ослик, дом, боты, зонт, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка.

У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.

И: Дима, киса, Зина, Нина, нитки.

— Вызвать двусложные предложения со слова ми: где, дай, на, вот, тут (Где мячик? — Вот мячик. Дай кису. — На кису.)

— Учить ребенка в бытовых ситуациях выражать свои желания с помощью речи:

дай пить           идем гулять

дай еще             хочу пить

тетя идем          хочу гулять

Словесное подражание может быть в любой форме без исправлений недостатков со стороны взрослого.

Далее идёт работа над обогащением словарного запаса и его активизацией.

Все занятия логопеда с данной категорией детей проходят в игровой форме, что позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.

Читайте также:  Методики исследования интеллектуального развития ребенка

Используются речевые игры, яркие, интересные игрушки. Игра является необходимостью, без которой не возможны положительные результаты. Медленно, но речь детей развивается, они начинают использовать ее как средство общения.

Подготовила и провела Субботина Е.В.

Источник

Лhello_html_da0aabe.jpgогопедическая работа с неговорящими детьми.

В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с выраженными формами интеллектуальной недостаточности с целью их социальной адаптации и интеграции в общество.

Долгое время детей с умеренной степенью умственной отсталости из-за тяжелого недоразвития познавательной деятельности, а также отчетливо выраженных физических и психических нарушений считали необучаемыми. В последнее время формируется общественное мнение относительно детей- инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развития, но нуждающиеся в определенной опеке, индивидуальной помощи.

Дети с умеренной умственной отсталостью являются наиболее сложной группой аномальных детей. На фоне глубокого нарушения всей познавательной деятельности особенно отчетливо выступает недоразвитие речи. Большая часть детей, поступивших в специальные коррекционные учреждения имеют системное недоразвитие речи разной степени выраженности. Поэтому, коррекция речевых нарушений у данной категории детей является необходимостью. В данной статье будет представлена система работы с неговорящими детьми.Предлагаемая система работы была создана на основании методики Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой, адаптированной для данной категории детей, использован опыт работы А.В. Гришвиной, Е.Я.Пузыревской, Е.В.Сочевановой, Г.А.Каше, Р.И.Лалаевой.

Коррекционная работа проводится по следующим направлениям:

1 .Развитие психических функций

2..Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации.

3. Развитие дыхания, голоса и артикуляционной моторики.

4. Развитие импрессивной речи

5. Развитие экспрессивной речи.

1. Развитие психических функций

Первый шаг коррекционной работы с неговорящим ребенком с умеренной умственной отсталостью – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок нас «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому начинается работа с развития подражательной способности ребенка. Нужно научить его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.

Многие исследователи ( А.А.Катаева, Е.А.Стребелева, В.И.Липакова и др.) считают, что работу по развитию импрессивной речи детей с умственной недостаточностью следует начинать с создания сенсорной базы, так как в процессе восприятия ребенком накапливаются зрительные, двигательные, слуховые, осязательные образы, что необходимо для дальнейшего развития их устной речи. Важно, чтобы процесс восприятия свойств предметов был сопряжен со словом. В этом случае слово оказывается наполненным конкретным значением и вызывает в представлении ребенка образ предмета.

В играх на развитие зрительного восприятия, памяти, внимания детям дается понятие об основных цветах ( красный, синий, желтый, зеленый), форме предметов ( круг, треугольник, квадрат), величине ( большой, маленький): формируется умение удерживать в памяти ряд предметов, картинок.

Развитие слухового восприятия, памяти, внимания направлено на то, чтобы в процессе специальных игр и упражнений у детей развивалась способность узнавать и различать неречевые звуки. Широко используются музыкальные игрушки. Определенное место занимает работа над воспроизведением ритма. Ребенка просят отхлопать, отстучать по столу (на бубне, барабане) несложный ритм.

Далее идет работа над различением высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

2. Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации

Развитию общей моторики способствуют физминутки, речевые игры с движением, когда логопед читает текст, а дети выполняют соответствующие движения. Это и ходьба (на месте, на носочках, на пятках, с движением рук), и прыжки (на обеих ногах и поочередно на каждой), и игры в мяч (ловить, катать, по заданию подкатом попасть в ворота и т.д.).

Развитие моторики пальцев рук, пространственных представлений и пространственной ориентации предполагает повторение определенных манипуляций пальцами рук, произведенных учителем (сжимание в кулак, сгибание и разгибание); построение из кубиков домиков, башен; работу с разборными игрушками, мозаикой; составление предметных разрезных картинок; складывание из палочек геометрических фигур; раскрашивание рисунков по контуру; расстегивание пуговиц, завязывание шнурков; пальчиковую гимнастику.

3.Развитие дыхания, голоса, артикуляционной моторики

Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей. Этот период является подготовительным. Ведется работа над :

1) формированием: долгого выдоха и усилением направленной воздушной струи.

Начинать работу нужно с постановки диафрагмального дыхания, далее переходить к воспитанию плавного длительного выдоха, а затем к развитию правильного дыхания в процессе речи.

2) формированием простейших артикуляционных движений.

Упражнения для губ: сжатие, вытягивание трубочкой, растягивание в улыбку, открывание и закрывание рта, сосательные движения, вибрация, дутье.

Упражнения для языка: движение языка вперед — назад при открытом рте, вправо- влево, вверх- вниз, щелканье.

Упражнения на начальных этапах даются дозировано (особенно упражнения на дыхание), чтобы не утомить ребенка, не вызвать ухудшения самочувствия. Артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме, ведь многие дети боятся зеркала, не терпят вмешательства в рот.

4.Развитие импрессивной речи

Дети с умеренной умственной отсталостью даже в школьном возрасте имеют разный уровень развития импрессивной речи .У одних понимание обращенной речи в пределах бытовой ситуации, а у других оно практически отсутствует. Развитие импрессивной речи предполагает:

1) Понимание элементарных инструкций (на, дай, возьми, положи, открой, закрой) в процессе обыгрывания игрушек и действий с предметами..

2) Накопление пассивного предметного словаря .Ребенок должен запомнить названия предметов, которые его окружают.

Нужно заметить, что не все дети на начальных этапах работы понимают изображение предметов на картинке. С такими детьми работа ведется с использованием игрушек, а иногда и натуральных объектов, например овощей или фруктов. Позже учим детей устанавливать сходство предмета и его изображения.

3) Понимание названий действий. Важной составляющей является накопление пассивного глагольного словарного запаса. Глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам или близкие ему люди (спит, ест, идет, сидит, стоит, бежит, прыгает и т. д.). Обучение пониманию действий лучше начинать с выполнения этих действий самим ребенком. Когда он достаточно хорошо сможет выполнять действия по инструкции, можно перейти к обыгрыванию их с помощью игрушек. В процессе организованной логопедом игры ребенку даются задания типа: посади куклу, положи мишку спать т.д. Далее переходим к сюжетным картинкам. Сначала учим детей понимать названия действий, которые совершаются одним и тем же лицом, например: мальчик стоит, сидит, ест, пьет и т. д.

Читайте также:  Роль речи в развитии личности ребенка

Затем усложняем задачу и учим ориентироваться в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов и субъектов действия. Детям задаются вопросы: «Покажи, кто бежит? Кто рисует? Кто стоит?»

4) Понимание вопросов по поводу происходящих действий: где? куда? что? откуда? кому? для кого?

Сначала понимание каждого вопроса отрабатывается отдельно. Постепенно дети учатся ориентироваться в понимании вопросов, поставленных к сюжетной картинке.

5) Узнавание предмета по назначению.

6) Узнавание предмета, игрушки, животного по описанию.

7) Соотнесение слов «один-много» с соответствующим количеством предметов.

8) Соотнесение слов «большой- маленький» с величиной предмета.

Если ребенок не соотносит цвет или величину с их словесным обозначением, то нужно ограничиться сличением предметов по их цвету или величине.

9) Различение грамматической формы единственного и множественного числа существительных с окончаниями –ы(-и) ( шар-шары, мяч- мячи), с окончаниями-а(-я) ( дом-дома).

5.Развитие экспрессивной речи

Поскольку экспрессивная речь неговорящих детей состоит из отдельных плохо произносимых звукоподражаний или односложных слов-корней, основная задача логопеда — вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.

Логопеду нужно создать такие условия, чтобы затрагивались положительные эмоции ребенка, чтобы ему захотелось подражать слову взрослого. В работе с «особыми» детьми важно учитывать их индивидуальные особенности. Логопеду следует понаблюдать, к каким занятиям или игрушкам они проявляют особый интерес, в каких ситуациях у них возникает речевая активность. Некоторые дети «говорят» во время движения, другие — когда играют с любимой игрушкой. Необходимо максимально использовать эти моменты, т.к. не все дети способны, особенно на первых этапах, к произвольной деятельности. Активизация речи должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой. Широко используются звучащие и музыкальные игрушки («квакающие» лягушки, «пищащие» птички, погремушки, гармошки, «говорящие» куклы в нарядной одежде), а также яркие пирамидки, мячи и т.д.

Последовательность работы по вызыванию речи может быть следующая:

  1. Развитие произносимой речи на звукоподражаниях.

Подражание крикам животных («мяу», «ав-ав»), музыкальным игрушкам («ля-ля-ля», «ду-ду»), транспорту («би-би»), различным шумам («бах», «топ-топ», «кап-кап»), выражение своего состояния («ай», «бо-бо»).

Надо подбирать звукосочетания исходя из возможностей детей. У одних легче вызываются губные звуки («ба-ба»), у других –переднеязычные («дя-дя»), у третьих-заднеязычные («га-га»), а кто-то может произнести только гласные.

2) Называние в доступной форме близких ребенку лиц (мама, папа, баба и т. д.), имен близких или игрушек.

3) Просьбы («дай», «на»).

После того как у детей возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо начинать работу над воспроизведением ударного слога, а затем интонационно- ритмического рисунка одно- .двух-, трехсложных слов.

Лепетные слова объединяются в простые предложения, содержащие обращение и повеление (Мама, дай); указательные слова и именительный падеж существительных (Тут киса); повеление и прямое дополнение (Дай мяч).

Все занятия логопеда с данной категорией детей проходят в игровой форме, чтопозволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.

Используются речевые игры, яркие, интересные игрушки. Игра является необходимостью, без которой не возможны положительные результаты. Медленно, но речь детей развивается, они начинают использовать ее как средство общения.

Занятие № 5

Задание 1.

Цель: активизировать ощущения собственных движений с использованием ровных и неровных поверхностей.

Взрослый выдавливает крем на гладкую поверхность (зеркало, плоскую тарелку) и, работая рукой ребенка, размазывает крем по зеркалу (тарелке). Все действия сопровож­даются словами:

По ровненькой дорожке (поглаживающие движения)

Топ-топ! (стучит ладонью по зеркал у)

По гладенькой дорожке (поглаживающие движения)

Скок-скок! (постукивающие движения).

Аналогичные движения производятся на неровной поверхности массажного коврика и сопровождаются словами:

По кочкам, по кочкам — топ-топ,

На бугорочки — скок-скок,

В ямку — бух!

Задание 2.

Цель: формировать произвольный выдох.

Игра «Занавесочка». Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги. Предлагаемая инструкция: «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).

Задание 3.

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражания «а-а-а», развивать слуховое внимание.

Игра «Айболит»: взрослый создает игровую ситуацию — к Айболиту приходят знако­мые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.

  • У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!»

  • Как плачет Зайка?

  • У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.

Малыш произносит вместе со взрослым, повторяет за ним, потом произносит само­стоятельно звукоподражание «а — а — а!»

Занятие № 6.

Задание 1.

Цель: активизировать движения пальцев рук, формировать положительный эмоцио­нальный настрой на занятия со взрослым.

Взрослый действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:

Сорока — сорока Кашку варила.

Деток кормила.

Этому дала (по очереди загибаются мизинец),

Этому дала (безымянный),

Этому дала (средний),

Этому дала (указательный),

Этому дала (большой пальцы).

Задание 2.

Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику),

На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик.Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нуж­ную коробочку).

Варианты:

  • использование погремушки, коробочки с мелкими предметами;

  • увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка).

Задание 3.

Цель: учить соотносить игрушки с сопряженным, отраженным или произвольным зву­коподражанием и различать их.

Игра «У нас в гостях» («Зоопарк»): Из-за ширмы последовательно появляются игруш­ки: мишка, кукла, крокодил, волк, зайчик. Они «здороваются» с малышом («а — а — а», «у -у — у») и прячутся за ширму.

Вопросы и инструкции:

  • Угадай, кто поздоровался? Покажи.

  • Позови того, кто поздоровался (вызов звукоподражаний).

Усложнение:

А. «Чудесный мешочек».

Доставая из него игрушки, ребенок воспроизводит звукоподражания.

Вопросы и инструкции:

— Покажи, кто позвал?

Кто поздоровался так: «А — а — а»?

Б. «Кто ушел?» На столе 2-3 игрушки (самолет, волк, крокодил). Ребенок воспроиз­водит звукоподражание к каждой игрушке. После этого одна из них убирается (напри­мер, крокодил).

Вопрос: «Кто ушел?» (побуждать к произнесению звукоподражания).

Взрослый обращает внимание на то, как ребенок фиксирует взгляд на игрушке и про­слеживает взглядом ее движение над ширмой.

Источник