Развитие речи недоношенного ребенка
Нет таких родителей, которые бы с замиранием сердца не прислушивались к лепету своего ребенка, вот-вот ожидая услышать его первое слово. Не последнюю роль в этом сыграли и многочисленные предостережения врачей, заявлявших, что сегодня задержка речевого развития становится проблемой многих детей. Когда же взрослым нужно бить тревогу и до какого максимально допустимого возраста ждать?
Психическое развитие детей можно разбить на несколько этапов, которые каждый проходит по-разному. Определенные нормы, конечно же, существуют, и на них, в основном, базируются выводы невропатологов и педиатров, оценивающих состояние и развитие ребенка.
Так, «лепет» впервые появляется в речи малыша где-то в полгода и к году трансформируется в несколько слов. Но следует учитывать и влияние многочисленных факторов на развитие речи: как протекала беременность, как проходили роды, какого пола ребенок и даже какой образ жизни ведет семья. Как правило, мальчики чаще сталкиваются с речевыми проблемами и начинают говорить чуть позже девочек. Причина такой ситуации кроется в генетике. Кроме того, если кто-то из родителей, в свое время, поздно заговорил, есть вероятность, что и у ребенка, возможно, будет задержка речи. Но, все это не страшно, так как является вариантами нормы.
Родители должны забеспокоиться и обратиться за консультацией к врачу, если к 1,5 годам у ребенка нет понимания простых слов (названий предметов, своего имени), а в 2 года он не пробует повторять слова. Тревожным сигналом является и неспособность малыша в 2,5 года строить фразы состоящие из двух слов и неумение в 3 года произносить простые предложения.
За статистикой 2-4% детей имеют проблемы в речевом развитии.
Специалисты рекомендуют не ждать до 2-3 лет и начинать заниматься с грудничками, 7-8 месячными, когда появляется понимание малышом, обращенной к нему речи.
Раннее (1-1,5 лет) умение говорить правильно с использованием большого словарного запаса тоже может быть опасным. Нередко результатом этого явления становится срыв нервной системы. Такие дети должны больше отдыхать, гулять на свежем воздухе и не перевозбуждаться.
Причины задержки речи довольно разные.
Первая и довольно распространенная — поражение слуха (малыш не откликается на имя, не говорит), требующее немедленного врачебного консультирования и лечения.
Вторая, чаще наблюдаемая у недоношенных детей, — присущие конкретному организму особенности развития нервной системы. Для таких детей характерна как речевая, так и общая задержка развития.
Третья причина — общее расстройство развития (легкая степень умственной отсталости или олигофрения) и, как следствие, — задержка речи.
Четвертая — отсутствие мотивации. С этой проблемой сталкиваются семьи, в которых ребенок — центр вселенной, и все члены семьи выполняют любые прихоти ребенка по первому его взгляду или крику. Ему не надо прикладывать усилия, просить о чем нибудь, все и так все понимают.
Пятая причина — эмоциональная неудовлетворенность и отсутствие должного внимания со стороны родителей, то есть когда дети предоставленные сами себе. Как правило, заложниками такой ситуации становятся дети из неблагополучных семей. Но, попадая в нормальные условия, малыши быстро адаптируются и догоняют своих сверстников, начиная говорить в соответствии со своим возрастом, и быстро наверстывают упущенное.
Шестая причина — психологические травмы. Например, раннее разлучение матери и ребенка (болезнь мамы или ребенка, требующая лечения в стационаре, вынужденная командировка мамы и пр.). Для маленького ребенка до года — это серьезный удар по психике и болезненное испытание.
Подозревая задержку речи у ребенка, родители должны помнить о подобных вещах и обязательно сообщить врачу,что поможет ему установить правильный диагноз и выявить истинную причину задержки.
Седьмая причина — недостаток личного общения. Часто мамы предпочитают усадить непоседливого малыша в манеж, или занять его внимание телевизором, имея возможность таким образом заниматься своими делами. Уставшие после работы отцы, также зачастую мечтают лишь о вкусном ужине и отдыхе на диване. Ребенку достаются лишь скупые односложные предложения. Как результат, у малыша нет примера для наследования, ему попросту не у кого учиться.
Зря родители полагаются и на телевизор, как средство обучения. Исследования доказали, что ребенок должен видеть и слышать «живую» речь. В речевом процессе задействовано все тело как говорящего, так и слушающего, который повторяет точно такие же микродвижения на 40-50 миллисекунд позже. Происходит это неосознанно, и телодвижения не видны глазу. Вовлекаясь целиком в общение, малыш учиться говорить мысленно, на уровне сознания, подражая услышанным звукам: бульканье, агуканье, кряхтение.
Произнесенному первому слову предшествует тренировка, длиною в год. За этот период малыш тренирует мышцы лица и тела, учится управлять всеми мускулами, задействованными в артикуляции, при этом ориентируясь на взрослых. А на звуки из телевизора или радио тело ребенка никак не реагирует.
Как помочь малышу?
Зная причину задержки, и, устранив ее, можно ребенку помочь. Если причина в дефиците общения — нужно больше разговаривать с малышом, петь с ним песни, разучивать стихи, читать книжки. Но здесь важно не переусердствовать и не кидаться выполнять любые желания ребенка, всячески его развлекать. Лучше создавать ситуации, вынуждающие его что-то попросить. Нервничать и доводить ребенка до плача, требуя от него слишком многого, тоже не стоит. Важно помнить, что первые слова ребенку всегда даются с большим трудом.
Кроме того, обязательно нужно показать ребенка врачу (невропатологу и отоларингологу). Потому, что только специалист определит заболевание и степень его тяжести, а также назначит необходимый курс лечения. Когда проблем со слухом нет, причины задержки выяснит невропатолог. Арсенал борьбы с задержкой речевого развития включает в себя как коррекционные занятия, так и применение различных ноотропных препаратов, положительно влияющих на головной мозг и улучшающих процесс обучения и память.
К устранению задержки речи привлекают и логопедов, но большинство из них начинают работать с малышами с 3-4-х летнего возраста, а бороться с задержкой зачастую нужно гораздо раньше.
Научные исследования доказали эффективность лечения задержек речи у детей с применением воздействия постоянного электрического тока небольшой величины на ткань головного мозга. Такое воздействие активизирует зоны головного мозга ребенка ответственные за речь.
Но заниматься с детьми можно и нужно дополнительно и в домашних условиях. В первую очередь родители должны развивать мелкую моторику ребенка. Как известно, на развитие речевой области влияют импульсы от пальцев рук. Массажируя и тренируя детские пальчики, родители ускоряют процесс развития речи. Поэтому, уже с грудного возраста полезно делать легкий массаж ручек малыша. Всем известные с детства игры «Сорока-белобока», «Ладушки» будут как нельзя кстати. Великолепной тренировкой станет и игра ребенка с мелкими предметами (пуговицами, камушками, орехами, фасолью и т.д.), но только под присмотром взрослых.
Игра поможет и обучению различным словам. Можно приобрести в магазине или сделать самому набор картинок с изображением окружающих предметов. Важно, чтобы картинки были простыми и понятными ребенку, и в то же время яркими. Их нужно показывать несколько раз в день, называя изображенные предметы, а такжевоспроизводить, как лает собака, гудит машина.
Через некоторое время можно начинать задавать простые вопросы: «Что это?» «Кто это?» «Как мяукает кошка?», «Как гудит машина», а затем рассказывать, что «Машина едет», «Девочка спит», «Мама моет посуду» и так далее. Нужно, чтобы ребенок слышал и видел, как родители это говорят, постепенно он начнет им подражать и со временем сам заговорит.
Хорошим стимулом в успешном обучении будет похвала и мамино одобрение.
В заключение важно сказать, что, не взирая на причины задержки речи малыша, родители должны помочь ему преодолеть все трудности. Как можно больше нужно разговаривать с малышом, читать ему книги, петь, потому что, чем больше ребенок будет погружаться в язык, тем быстрее и лучше он заговорит. Для того чтобы произнести слово, малыш должен его много раз услышать. А монологи родителей — это не пустая трата времени, а хороший фундамент будущей речи малыша, и рано или поздно ребенок обязательно заговорит.
Источник
Ольга Евгеньевна Андреенко – логопед-дефектолог центра “Солнце мое”, в работе использует концепции доктора Кастильо Моралеса, доктора Брондо, Бобат-терапию, техники логопедического зондового массажа. Прямой эфир с Ольгой Андреенко состоялся 20 мая в социальных сетях фонда “Право на чудо”, эфир доступен на YouTube.
Наталья Зоткина, учредитель и директор фонда “Право на чудо”:
–Ольга, давайте поговорим об особенностях речевого и нейропсихического развития детей – эту тему мы заявили. Расскажите, какие этапы развития проходят недоношенные дети.
Ольга Андреенко, логопед-дефектолог:
– Да конечно. Сейчас при оценке недоношенного ребёнка мы ссылаемся на гестацию. И как только ребенок достигает своего гестационного возраста, мы уже начинаем смотреть как он развивается, делая поправку на то, что у ребёнка могут быть особенности развития зрения, слуха и другие возможные нарушения. Но мне в этом эфире хотелось бы больше поговорить не об отрицательных моментах, а о положительных. Важно не придерживаться конкретного четкого возраста. И если ребенок в год не произносит 10 слов, нужно посмотреть и на другие стороны развития: эмоции, двигательное развитие, действия руки. Речь – это высшая психическая функция, она не появляется просто так: для этого нужна хорошая опора, хорошая база. Поэтому нам важно маму научить, чтобы она увидела все эти маленькие возможности, чтобы ребенок уже дальше развивался.
Когда ребёнок рождается, конечно, он долгое время проводит в реанимации, куча проводов вокруг него. Нам важно, когда он приходит домой, и даже в реанимации обеспечить максимально безопасное пространство, чтобы ребёнок не стрессовал – максимально уменьшить факторы стресса для того, чтобы он просто дозрел. Я думаю, что все знакомы с методом гнездования, Кенгуру. Это замечательно, что сейчас у нас в стране начали родителей приглашать в блоки реанимации.
НЗ: – Очень часто мы слышим от специалистов, что на начальном этапе с ребенком важно разговаривать, читать, петь. Но вы говорите, что нужно обеспечить максимально комфортную среду, чтобы он не стрессовал, и я вижу некоторые противоречия. Всё-таки каким образом на этом этапе мы можем помогать ребенку? Помимо того, что мы обеспечиваем ему спокойную уверенную в себе маму, помощь специалистов.
ОА: – Я имела ввиду такие стрессы, как слишком много шума и так далее. Например, внутриутробно у нас уже есть и глотание, и сосание, а многие детки после рождения испытывают трудности, если это очень низкая масса тела и необходимо, чтобы он дозрел. Если это ребенок уже сформированный, мы даем ему вспомнить то, что у него было внутриутробно – что он уже может и пальчик пососать, и ножки, ручки приблизить к лицу. Но если, допустим, ребёнок начинает совсем маленький вздрагивать руками или стараться потянуться, это значит, что он стрессует и защищается. У него тонкая кожа, намного выше болевой порог, и мы это учитываем и ссылаемся на норму.
НЗ: – То есть, я правильно понимаю, что нейропсихическое развитие ребёнка уже начинается в утробе мамы?
ОА: – Конечно.
НЗ: – Если он рождается раньше срока, то попадает в агрессивную среду, ему надо адаптироваться, ему нужно обеспечить покой. При этом может ли мама давать какие-то импульсы для того, чтобы он вспомнил эти все навыки, которые были заложены?
ОА: – Да, при гнездовании давать опору в ножки и в голову. Вот он лежит в таком “гнезде”, потому что он в матке также лежит, и это влияет очень хорошо на глотание. Это важно, потому что мы должны учитывать фактор правильного глотания. Нужно, чтобы ребенок при кормлении видел лицо мамы, фиксировал взгляд. Если ребенок не шевелит ручками, мы помогаем ему дотронуться его ручками до его лица – это можно делать на самых ранних этапах. Речь: сначала усваивается интонационный рисунок, поэтому мама должна петь. В 2-3 месяца по гестации начинается гуление (ориентируемся на срок по гестации, плюс вычитаем время в реанимации, потому что детки там достаточно долго времени проводия, не получая сенсорный опыт).
НЗ: – С какого возраста мама уже должна начинать так самостоятельно ребёнку помогать?
ОА: – Вот только привезли домой. То есть покормили ребёночка, вот он немножко бодрствует, мы привлекаем внимание к своему лицу. Ребенок фиксирует взгляд, у него возникает улыбка – это первое общение. Что может насторожить: если ребенок совсем не фиксирует взгляд – нужно обратиться к врачу, исключить ретинопатию, неврологию. Важно в это же время работать с телом: обнимать ребенка. При кормлении нам важно, чтобы ребенок концентрировался на еде: мы его собираем, прижимаем к себе, и потом даем ребенку грудь или бутылку.
НЗ: Каковы красные флаги, когда маме нужно привлекать специалиста, когда ребенок плохо глотает, жует, несмотря на выполняемые мамой действия, о которых вы уже сказали.
ОА: Если ребенок начинает поперхиваться, захлебываться, не хватает ему сил, чтобы высасывать, тогда конечно вы обращаетесь к специалисту. Почему именно к логопеду? У нас артикуляционный аппарат один – мы им и кушаем, и разговариваем. И если ребенок плохо ест, он потом плохо артикулирует. Если ребенок в год должен пить из чашки (напоминаю, мы считаем по гестации), мы пробуем пить из чашки, а не из бутылки.
НЗ: – А если он в этом возрасте не освоил еще даже бутылку?
ОА: – Мы смотрим на то, что ребенок уже умеет. Просто некоторые дети недоношенные, бывает, не сосут вообще, и мы переходим сразу на ложку. Это происходит, когда у ребенка слабые щечные мышцы, он не может сосать, очень устает. Соответственно, такие дети находятся на зонде, но мы также работаем с ними. Просто он физически будет терять больше калорийности, если он будет работать с бутылкой, а пользы будет мало.
НЗ: – То есть я правильно понимаю, что этапы пропускать можно?
ОА: – Сосание можно пропускать. А дальше мы переходим на ложку, кружку. И эти этапы пропускать уже нельзя. Должен сформироваться вакуум, ребенок должен научиться с ложки пить, если проблем с глотанием нет.
НЗ: – А если есть проблемы с глотанием?
ОА: – В таком случае обязательно нужно обращаться к специалисту, и правильно вести ребеночка.
НЗ: –То есть, если у нас есть проблемы с глотанием, сосанием, мы обращаемся к логопеду. А чем логопед отличается от дефектолога?
ОА: – Логопед работает только с физической частью. Чтобы появилась речь, нужна опора: память, внимание и мышление. В этом уже помогает дефектолог. Но так как все это развивается параллельно, мы часто начинаем заходить в области друг друга, невозможно четко разделить.
НЗ: – Давайте вернемся все-таки к красным флагам: когда маме бить тревогу. Начиная от еды, заканчивая памятью, мышлением и так далее.
ОА: – Если ребенок не фиксирует взгляд, не просит есть, не зовет маму. Если вы берете его на руки (в пять месяцев ребенок уже может отличать свой-чужой), передаете его на руки другому человеку, например, врачу, а он не реагирует. Обычно замирание происходит в этом возрасте, в 9-10 месяцев детки начинают сильно плакать, если чужой человек берет его на руки. Это и показатель мышления: ребенок анализирует, как пахнет этот человек, похож ли он на маму. Это фундамент домика, на котором потом строится речь.
Если вы показываете ему картинки, и ему не интересно, а ему нравятся только звучащие игрушки, нужно развивать действия по заданию. Если ребеночек понимает, узнает, но речи мало, мы тогда смотрим почему речи мало: он узнает, расставляет игрушки к картинкам, показывает где у него голова, ножки, предметы одежды, но речи пока нет, мы смотрим что во рту, как он сосал, как работает язык, как он поворачивает голову. Если язык не поворачивается в стороны, значит он плохо пережевывает твердую пищу, язык вялый, речь он не произносит.
Когда мы начинаем делать с ребенком, делаем диагностику, ищем незаполненные окна, и начинаем это корректировать.
НЗ: – Когда у ребенка должно начаться гуление, речь?
ОА: – У нас есть три периода: доречевой, предречевой и речевой. От 0 до 8 месяцев – этап гуканья, потом это переходит в гуление. В 6 месяцев мы даем прикорм, происходит вертикализация. Если ребенок сам не сидит, мы его приподнимаем (не садим, не даем нагрузку на позвоночник!), челюсть начинает работать, ребенок снимает пищу с ложки губами. Как только начали чуть-чуть комкообразную пищу давать, язык начинает работать – это ближе к 9 месяцам, появляются мягкие звуки: ть, мь. Мы даем ребенку сушку, он начинает уже всеми звуками, которые у него получились, опять себя слушать. Этапы с едой очень важны. С 8 месяцев до 1,3 года – это этап, когда ребенок понимает речь. Мы спрашиваем: “Где ляля?”. И ребенок находит эту игрушку – он соотносит слово с этим предметом. К году ребенок произносит 5-10 слов: мама, папа, дай, на. Потом эти цепочки нарастают. Ему достаточно несколько раз показать, и он очень быстро схватывает.
НЗ: – Но бывает, что даже нормотипичные дети начинают говорить к трем годам.
ОА: – Те дети, которые ко мне обращаются, чаще всего у них бываю проблемы с едой. То есть ребенок не трогает пищу, либо ест только приборами, очень аккуратен. Рот очень сильное сенсорное место – он боится брать еду в рот. Здесь мы можем простимулировать и логопедическим массажем, чтобы он почувствовал свой рот.
НЗ: – То есть, здесь этапы пропускать нельзя, и нужно налаживать либо со специалистом, либо как-то самостоятельно, потому что специалисты доступны далеко не везде, не во всех регионах. Мы часто это видим, когда к нам обращаются родители из маленьких городов. Вы сейчас очень классно объяснили, даже мне стало понятно. У меня Лиза, например, до сих пор не облизывает ложку. И может быть наши проблемы с речью тоже связаны с этим.
ОА: – Сосание – это рефлекс, это уровень ствола головного мозга. Кусание, жевание – это уже на уровень выше, это корковые структуры, человек понимает что он делает. А сосание – это жизнеобеспечение, и многие детки охотно пьют из трубочки – используя сосание, а не втягивая. Это мы убираем с помощью упражнений.
НЗ: – Я знаю, что вы в работе используете очень много методик. На самых ранних этапах, когда детки с особенностями, с отставанием, какие чаще всего методики вы используете? Расскажите в двух словах про Кастильо Моралес, методику доктора Брондо.
ОА: – Кастильо Моралес и доктор Брондо работали вместе. Кастильо уже умер, а доктор Брондо продолжает концепцию, развивает это направление. Мне нравится, что в этих концепциях ребенка рассматривают как целое: нет такого, что голова отдельно, а рот отдельно. И мы работаем с ребенком в целом, с его эмоциями, окружением. И эта концепция работает не только на детях, но и на взрослых. Это физиотерапевтическая методика, она основана на правильном онтогенезе развития, то есть все этапы, которые есть в развитии, мы опираемся на них.
НЗ: – Какова методика воздействия в этих концепциях? Что вы делаете руками?
ОА: – У нас на теле очень много рецепторов, и мы воздействуем на определенные моторные зоны на теле с помощью поглаживаний, вибрации, нажатий, потягивания. И, соответственно, эти рецепторы включаются – сигнал доходит в головной мозг. Например, у нас на 12 неделе внутриутробного развития уже сформировано твердое и мягкое небо, ребенок находится в матке, он упирается стопами в матку, и в этот момент происходит кивок головы, челюсть закрывается – это первое патерное глотание. Я укладывают ребенка, стопы находятся на полу, с помощью мышечных цепей я даю импульс от ног в таз, происходит кивок головы.
НЗ: – Вы таким образом восстанавливаете этапы развития, которые были повреждены?
ОА: – Да, мы восстанавливаем пробелы, достраиваем это.
*статья подготовлена при поддержке Фонда Президентских грантов
10.06.2020
Источник