Развитие речи и мышления ребенка 4 5 лет

Развитие речи и мышления ребенка 4 5 лет thumbnail

Оксана Вознюковская
Дидактические игры на развитие речи и мышления ребенка 4–5 лет в домашних условиях

Дидактические игры на развитие речи:

«Найди ошибку»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: показываете игрушку и называете заведомо неправильное действие, которое якобы производит эта игрушка. Ребенок должен ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данная игрушка.Например: «Собака читает. Может собака читать?» Ребенок отвечает: «Нет». А что может делать собака? Ребенок перечисляет. Затем называются другие игрушки.

«Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Произносите фразу, но не договариваете слог в последнем слове. Ребенок должен закончить это слово.

Ра-ра-ра — начинается иг ….

Ры-ры-ры — у мальчика ша…

Ро-ро-ро — у нас новое вед…

Ру-ру-ру — продолжаем мы иг…

Ре-ре-ре — стоит дом на го…

Ри-ри-ри — на ветках снеги.

Ар-ар-ар — кипит наш само…

Ры-ры-ры — детей много у го…

«Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Называете какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков,соответствующих данному предмету: Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

«Закончи предложение»

Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

Ход игры: Начинаете предложение, а ребенок его заканчивает, только говорит слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец — …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью (желтые).

Дорога широкая, а тропинка. (узкая).

«Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

Ход игры: Задаете вопросы, ребенок отвечает глаголами.

– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега) и т. д.

«Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры: Бросая мяч ребёнку, называете первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

Дидактические игры на развитие мышления:

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры: Бросая мяч,спрашиваете: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч,должен ответить: – Сорока стрекочет.

Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Четвёртый лишний»

Цель: развивать логическое мышление.

Берутся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к обобщающему понятию. Взрослый раскладывает картинки перед ребёнком и предлагает определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая картинка лишняя и почему.

Примеры наборов картинок: чашка, блюдце, тарелка, яблоко; медведь, лошадь, собака, курица; ёлка, берёза, дуб, рыба. Если ребёнок затрудняется, можно задать наводящие вопросы.

Вариант усложнения задания: подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но отличающимися каким — либо признаком (например, берёза, дуб, липа, ель).

«Найди клад»

Цель: развивать логическое мышление, пространственную ориентацию, умение действовать по определённой схеме.

Нарисовать на бумаге план комнаты, где будет проводиться игра, спрятать в комнате игрушку и отметить на плане место её расположения. Сообщить ребёнку, что у вас есть карта, на которой отмечено место, где спрятан клад, предложить найти его.

Вариант усложнения игры: аналогичную игру можно провести на детской площадке.

«Королевство кривых зеркал»

Взрослый предлагает ребёнку отправиться в королевство, жители которого говорят «перевёрнутыми» наоборот словами,например: абыр, амам, апап, ым и т. д. Ребёнок должен догадаться, что это за слово.

Источник

Преодолев 3-летний рубеж, дети продолжают стремительно развиваться. Особенно этот прогресс заметен в их речи: растет словарный запас, совершенствуются произношение, интонация, выразительность, усложняются словесные конструкции, монологи становятся более связными, последовательными. На этом этапе необходимо правильно помочь малышам в их прогрессе. Для этого важно знать основные характеристики речевого развития своих детей в возрасте 4–5 лет и понимать, над чем сейчас важно работать.

Черты возраста

После 4 лет дети умеют свободно обращаться с наречиями, прилагательными, предлогами, хотя чистота произношения еще может страдать из-за сложностей с сонорными или шипящими (однако к концу пятого года в норме все звуки становятся на место). Огромная роль в этом принадлежит родителям, их способности создать вокруг ребенка правильную, активную речевую среду и благоприятную обстановку в семье.

Речь малышей младшего дошкольного возраста характеризуется следующими особенностями:

  • дети могут назвать имена, отчества, фамилию всех членов своей семьи, адрес проживания;
  • владеют 3000–4000 слов, активно их используют;
  • умеют ориентироваться во времени суток, пространстве вокруг себя;
  • знают названия и последовательность времен года;
  • знают все основные геометрические фигуры, счет до пяти;
  • употребляют вежливые слова;
  • могут идентифицировать свое самочувствие, настроение;
  • умеют полно отвечать на вопросы, задавать их собеседнику;
  • делают достаточно подробный пересказ, составляют рассказы на заданную тему, придумывают конец обозначенной истории;
  • могут описывать предметы, определять предмет только по описанию;
  • строят фразы из 6–8 слов;
  • используют повелительное наклонение, множественное число;
  • употребляют синонимы и антонимы,
  • правильно употребляют прилагательные, наречия, предлоги;
  • согласовывают слова в предложении по роду, числу, падежу;
  • определяют отличительные признаки предметов;
  • знают разные профессии и их суть;
  • могут без проблем пересказать услышанное, увиденное;
  • знают наизусть стихи, скороговорки, забавные потешки.

В этом возрасте не давите на малыша, насильно заставляя говорить правильно и четко, – вы добьетесь обратного эффекта. Лучше делайте замечания в мягкой форме, ласково, дружелюбно. Тогда ребенок наверняка очень быстро исправит свои ошибки.

Что будем развивать?

Для детей 4–5 лет важными являются несколько аспектов речевого развития, которые напрямую зависят от уровня их общего развития и состояния, а также достигнутых ими речевых навыков.

  • Активный словарь.

Сейчас кроме существительных и глаголов речь дошкольников отличается присутствием наречий с признаками времени и пространства (скоро, сейчас, около, вокруг). Появляется понятие ступеней обобщения (мышь – грызун – животное). Дети знают животных, их детенышей, части предметов (колесо машины, полка шкафа, ножка стула).

Расширение словарного запаса в этом возрасте является главным правилом овладения связной речью.

  • Грамматический строй речи.

Дети этого возраста активно занимаются словообразованием. Начинают пользоваться суффиксами, обозначающими человека по его профессии. Сейчас ребенок образует формы слов по похожему образцу, используя те же грамматические признаки. Иногда это может получаться неправильно: больно – больнее, звонко – «звончее». В речи малышей остается все меньше ошибок, связанных со словоизменением существительных и глаголов. Но если ошибка допущена, после подсказки взрослого ребенок быстро усваивает правильный вариант: пол – полы, озеро – «озеры» – озёра.

Овладение грамматическим построением предложений поможет детям говорить правильно, избегая речевых ошибок.

  • Связная речь.

После 4 лет у детей кроме ситуативной развивается контекстная речь. Еще возможны непоследовательное изложение событий и пересказ с помощью вопросов или подсказок взрослых. К 5 годам без дополнительной помощи ребенок может составить связный пересказ из нескольких десятков предложений, причем в их числе уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. В этом возрасте формируется внутренняя, планирующая функция речи – она становится средством планирования и регуляции внутреннего поведения ребенка.

Читайте также:  Дошкольное развитие ребенка чебоксары

С этого времени речь постепенно превращается в полноценный рассказ. Кроме того, ребенок все активнее пользуется коммуникативной функцией речи – использует ее для разнообразного общения с окружающими. Он может переспрашивать, возражать, уточнять, аргументированно отвечать на вопросы.

Освоение связной речи – важный фактор успешности в дальнейшем обучении ребенка.

  • Речевой (фонематический) слух.

Дети этой возрастной группы различают звуки разной артикуляции (например, [а] и [р]), отмечают ошибки произношения не только у окружающих, но и у самих себя. Изменяют интонацию, тембр голоса при выразительном пересказе. Могут отличать гласные звуки от согласных, твердые от мягких, шипящие от свистящих. Способны не только определить, есть ли конкретный звук в слове, но и где именно он находится (в начале, середине, конце слова).

Развитие фонематического слуха позволяет произносить слова правильно, а затем так же правильно воспроизводить их на письме.

  • Произношение.

В норме к концу 5-го года у дошкольника должны исчезнуть все неточности и трудности звукоизвлечения. Возможно, ребенок будет произносить средние звуки между [с] и [ш], [з] и [ж], если овладел ими недавно. Иногда дети в этом возрасте не выговаривают [р]. В 5 лет эта проблема уже требует коррекции логопеда.

Итак, пятилетний ребенок должен говорить выразительно, связно, используя богатый словарь и разнообразные синтаксические конструкции, практически без речевых ошибок, произнося все звуки чисто. Над этим и важно работать, вовлекая ребенка в различные лингвистические игры.

С помощью семьи

Воспитываясь в семье, ребенок, в первую очередь, перенимает опыт общения с родными: их словарный запас, способы построения предложений и изложения мыслей, интонации. Поэтому речевое развитие детей всегда зависит от той среды, в которой он находится. От того, насколько она активна и правильна в речевом плане, комфортна психологически.

Избежать ошибок помогут следующие советы.

  • Не подражайте речи своего малыша, если она неправильна: не сюсюкайте, не искажайте слова или звуки.
  • Сами всегда говорите четко и правильно, используйте нужные эмоции и интонации, правильный темп и силу голоса.
  • При общении с ребенком старайтесь исключать из своей речи труднопроизносимые слова, сложные или непонятные обороты и выражения. Незнакомые слова, встречающиеся в произведении, важно объяснить дошкольнику на доступном ему уровне, закрепить примерами, испробовать на практике.
  • Спрашивая ребенка о чем-то, задавайте понятные, конкретные вопросы, давайте время их осмыслить, не подгоняйте с ответом.
  • Не передразнивайте и не раздражайтесь, если малыш допускает ошибку: исправьте ее спокойно, мягко.
  • Читайте побольше стихов – это помогает освоить ритмику речи;
  • Старайтесь избегать частых ссор, скандалов, жестоких наказаний, угроз, шантажа. Все это не только тормозит развитие речи, но может привести к более серьезным последствиям: заиканию, замкнутости, озлобленности ребенка, появлению комплексов и фобий.

Обучаем в игре

Проанализировав вышеизложенные нормы, родители могут понять, какие сферы речи их малыша нужно развивать в первую очередь: те, с которыми есть проблемы. Для коррекции каждой отдельной сферы можно подобрать соответствующие игры на развитие речи. Перво-наперво – на расширение словарного запаса. Вот несколько примеров таких игр.

  • Взрослый называет предмет, а малыш должен поставить это слово во множественное число (стена – стены). По ходу такой игры можно касаться и многозначности (например, спинка может быть и у ребенка, и у стула или сидения, а кружка во множественном числе, только с другим ударением – это и геометрические фигуры, и секции для творческих занятий). При этом своевременно акцентируют внимание ребенка на том, что не все слова «множатся» одинаково (лев – львы, рот – рты). Так развивается навык употребления множественного числа и расширяется словарный запас.
  • Познакомить малыша с антонимами можно, предлагая подбирать противоположные значения к словам (мягкий – твердый, чистый – грязный). Пусть при этом подбирает слова к новым значениям (белый снег – черная ночь), а затем заменяет их местоимениями (он белый, она черная). Так дошкольник потренируется в согласовании слов, употреблении местоимений.
  • Прочитав рассказ или стихотворение, можно предложить малышу придумать собственный финал. Это также развивает мышление, воображение и связную речь.
  • Игра с мячом позволяет развить различные навыки: обогатить лексику, освоить синонимы, антонимы, узнавать предметы по описанию, образовывать новые формы слов. Например, малышу бросают мяч, назвав предмет, а он возвращает мяч, называя предмет ласкательно. Или в ответ на слово подбирает противоположное по значению. Или называет предмет, услышав его признаки, называет цвет указанного предмета. Фантазия родителей может подсказать и другие варианты таких игр.
  • Одушевленные и неодушевленные предметы. Понятие о них можно легко закрепить при помощи игры с карточками: в одну группу ребенок должен откладывать одушевленные предметы, в другую – неодушевленные, помогая себе вопросами: «Это груша. Она живая? Нет. Это корова. Она живая? Да».
  • С помощью похожего упражнения можно познакомить малыша с относительными прилагательными. В одной группе карточек будут предметы, в другой – материалы, из которых они сделаны. Задача ребенка – соотнести две картинки, проговаривая: мяч сделан из резины. Он – резиновый. Карандаш сделан из дерева. Он – деревянный.

Для того чтобы речь дошкольника стала более выразительной, предложите ему такую игру (играть должно несколько детей или семья). Ребенок по заданию взрослого должен продемонстрировать остальным игрокам разные оттенки настроения человека (веселье, удивление, огорчение, злость, усталость, уныние). При этом малыш может использовать соответствующую интонацию, мимику, междометия (ох-ох, ого, ух ты, эх, ах, ай-ай). Остальные играющие отгадывают, что именно было показано.

Ее величество грамматика

Освоение грамматического строя весьма актуально для детей этого возраста, поскольку позволяет избегать неправильного употребления форм слов. Для отработки этого навыка существует немало игровых заданий, которые дети выполняют с интересом.

  • В чем ошибка? Малышу показывают карточку и описывают изображенный на ней предмет, допуская логические ошибки. Малыш должен их обнаружить (слоненок большой – да, крылатый – нет, тяжелый – да, синий – нет).
  • Так не бывает. Ребенку читают предложения, в которых он должен обнаружить несоответствие действительности (пришла зима, и с юга вернулись перелетные птицы). Затем малыш должен исправить эту ошибку (птицы прилетают весной).
  • Какие? Взрослый называет предмет, дошкольник должен подобрать к нему несколько характерных прилагательных (солнце – круглое, горячее, желтое, трава – зеленая, высокая, густая).
  • Что это? Взрослый описывает предмет, а ребенок должен его угадать. Второй вариант – малышу дается карточка с изображением предмета, а он должен описать изображение, чтобы другие могли угадать, о чем речь.
  • Что таким бывает? Взрослый называет признак предмета, задача ребенка – подобрать как можно больше существительных с этим признаком. Например, высокий – дом, шкаф, забор, жираф, строительный кран; голубыми могут быть небо, море, васильки, мамины глаза, попугай и т. д.
  • Перепутали. Взрослый читает предложение с явной ошибкой употребления. Ребенок должен найти ее и исправить (картина рисует Машу, заяц ловит лису, дети пошла гулять, Коля любят играть, Даша оделся и пошел во двор, и т. д.).

Ничего не упустить

Отмечая ошибки ребенка, родители могут подобрать и другие игры, например, помогающие усвоению форм глаголов единственного и множественного числа, повелительного наклонения, настоящего и прошедшего времени, отработке употребления наречий, предлогов, умения согласовывать существительные с прилагательными, глаголами и т. д.

Если у ребенка есть проблемы с произношением звуков, помогут скороговорки, упражнения на артикуляцию (о них говорилось здесь), развитие мелкой моторики (описано в этой статье). Если ребенок не может дифференцировать звуки или слоги в речи, помогут игры на развитие фонематического слуха (приводятся тут – «Развитие речи у детей дошкольного возраста»).

Читайте также:  Физическое развитие ребенка младший школьный возраст

Главное при этом – помнить: мы развиваем речь ребенка не для того, чтобы похвастаться перед соседями или кого-то «переплюнуть», а чтобы помочь ребенку в дальнейшей социализации, в обучении, коммуникациях со сверстниками. Поэтому не стоит гнаться за кем-то или кому-то что-то доказывать. Задача родителей – помочь ребенку стать успешным в жизни, а не побить чьи-то рекорды.

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Источник

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

Игры по речевому развитию для детей 4-5 лет в соответствии с ФГОС

Учитель-логопед: Моисеева С.С.

Игра. «Поймай — скажи».

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Дети становятся в круг.

Ведущий бросая мяч детям, называет при этом животное.
Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого
животного. 
Образец: Корова — мычит;

лягушка — квакает;

кошка — мяукает;

волк -воет;

собака — лает;

тигр — рычит. 
Ведущий называет какую — либо профессию. Поймавший мяч
называет, что делает человек этой профессии. 
Образец: Врач — лечит;

художник — рисует;

повар — варит;

пожарник -тушит;

плотник — строгает.

Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-
либо действие его. 
Образец: Сережа — катает;

Люба — играет;

Дима — прыгает;

Игра. «Как кто передвигается?».

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени (прошедшего, будущего).

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Показывают изображения животных, птиц, насекомых и спрашивают у детей, как они передвигаются (например: бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает и т.д.) За правильный ответ дети получают картинки.

Игра. «Скажи наоборот»

Цель: Учить детей подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы- антонимы.

Оборудование. Кукла Чипполино.

Воспитатель. К нам, в детский сад, пришел в гости Чипполино. Все ему у нас нравится: как мы зарядку делаем, как играем, лепим из пластилина, рисуем, поем и танцуем.

Однако… Чипполино, а почему ты загрустил? Что? Скажешь мне на ухо? Что? Не умеешь подбирать, как наши дети, слова — «наоборот», слова с противоположным значением? Ребята, поможем Чипполино? Я буду называть слова, а вы вместе с Чипполино придумайте слова- «наоборот», слова с противоположным значением.

Воспитатель -дети,

Входить-выходить

Вбегать-выбегать

Прибегать- убегать,

Привозить- увозить,

Прилетать- улетать,

Приходить- уходить,

Подплывать- отплывать,

Закрывать-открывать,

Вставать- ложиться,

Говорить- молчать,

Мириться- сориться,

Надевать- снимать.

Игра. «Кто как ест?»

Цель: продолжать знакомить детей с действиями, которые выполняют животные.

Кошка лакает молоко; собака грызет кость; корова жует сено; курица клюет зерно.

Игра. «Кто как голос подает?»

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы, которые обозначают действия животных.

Голубь воркует,

ворона каркает,

кошка мяукает,

воробей чирикает,

сорока стрекочет,

свинья хрюкает,

петух кукарекает,

сова ухает,

овца блеет,

курица кудахчет,

лягушка квакает,

корова мычит,

гусь гогочет,

волк воет,

лошадь ржет,

утка крякает,

медведь рычит,

собака лает.

Игра. «Назови признаки осени»

Цель: учить детей называть признаки времён года (осень), развивать умение использовать в речи глаголы.

Вянут и желтеют трава, листья на деревьях.

По небу бегут серые тучи, идёт холодный дождь.

Опадает листва.

Птицы улетают в тёплые края.

Игра. «Повтори и запомни»

Цель: развивать, память, мышление, внимание.

Таня лепит. Дети лепят. Толя играет. Дети играют. Оля катается. Дети катаются.

Игра. «Доскажи словечко»

Цель: упражнять в составлении предложений, используя при этом подходящие по смыслу глаголы.

Ушами мы (что делаем?) слушаем.

Глазами (что делаем?) смотрим.

Головой (что делаем?) думаем.

Носом (что делаем?) дышим, нюхаем.

Ртом (что делаем?) едим, пьём, говорим.

Руками (что делаем?) берём, держим.

Ногами (что делаем?) ходим, бегаем, прыгаем, танцуем.

Упражнение с приставочными глаголами

Цель: упражнять детей правильно употреблять глаголы с разными приставками.

Стихотворение-шутка. Ехали мы, ехали, до ямы доехали,

Яму объехали, дольше поехали.

Ехали мы, ехали, до горы доехали,

В гору въехали, с горы съехали, дальше поехали.

К дому подъехали, в ворота въехали, вот и приехали.

Предложить детям перечислить глаголы, которые образовались от глагола «ехали».

Игра «Слоговой аттракцион».

Цель: развивать внимание, упражнять детей называть глаголы настоящего времени.

Дети соревнуются, кто больше назовёт слов, которые заканчиваются слогом ют:

падают, бегают, летают, плавают, прыгают, шьют, делают, моют, купают, читают.

Игра «Доскажи словечко».

Цель: учить детей навыкам словообразования глаголов, обозначающих профессии.

Крановщик — на кране….(работает).

Точильщик — ножи… .(точит).

Барабанщик — на барабане .. .(играет).

Регулировщик — уличное движение.. ..(регулирует).

Каменщик — стены … .(кладёт).

Пильщик — дрова.. .(пилит).

Шахматист — в шахматы (играет).

Футболист — в футбол (играет).

Шофёр — на машине (работает).

Штангист — штангу (поднимает).

Игра «Слово рассыпалось».

Цель: учить детей составлять слова, обозначающие действия.

Предложить детям закончить слово.

Да… (ёт)

По… (ёт)

Ве…(зёт)

Бе…(рёт)

Жи…(веет)

И…(дёт)

Кла…(дёт)

Закончи предложение.

Цель: учить детей подбирать подходящее по смыслу слово, которое обозначает действие.

Медведь осенью засыпает, а весной…

Берёзка от ветра наклонилась, а затем…

Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный …

Мы в метро сначала спускаемся, а потом …

При расставании люди прощаются, а при встрече …

Мокрое бельё развешивают, а сухое …

Вечером солнце заходит, а утром …

Старую мебель надо вынести, а новую …

Мальчик рукавичку уронил, а потом …

По одёжке встречают, а по уму …

Дождь траву намочил, а солнышко …

Найди лишнее. Цель: учить детей слушать внимательно и называть слова, которые не соответствуют заданным действиям.

Игра. «Кто больше назовёт профессий?»

Цель: Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель -строит, учитель — учит и т. д.). Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т.).

Организация занятия. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т.).

Воспитатель. Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я учу вас, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, рассказы, гуляю с вами, укладываю спать… Это моя профессия — воспитывать вас.

А какая профессия у Ирины Владимировны? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.)

Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия.

Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.)

Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.)

Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)

Воспитатель называет и другие профессии — строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия.

«Волшебные очки»

(для детей от пяти лет) Цель: Развитие творческих речевых умений, творческого воображения; овладение понятием времени. Содержание: Ведущий рассказывает про времена года, как они влияют на природу, животных, людей. Затем говорит: «Вот волшебные очки, они показывают будущее. Через 3 месяца, когда наступит весна, мы посмотрим через них и что мы увидим?»… и т.д.

«Волшебная труба»

Читайте также:  Влияние музыки на всестороннее развитие личности ребенка

(для детей от четырёх лет)Цель: развитие словаря, воображения, познавательной функции; освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей.Оборудование: Журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку.Содержание: Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть через неё на сказочный персонаж, то он поменяет свои черты характера, например, на противоположные. Ведущий просит малыша посмотреть через трубу на героев и рассказать, как они изменились.

«Помоги Колобку»

(для детей от пяти лет)Цель: Воспитание добрых чувств; развитие воображение, творческого мышления, связной речи.Оборудование: Сказка «Колобок», карточки, изготовленные из двух книжек-малышек, разноцветные кружки: желтый (Колобок), серый (волк), белый (заяц), коричневый (медведь), оранжевый (лиса).Содержание: Ведущий просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки. Попросите малышей придумать, как можно спасти Колобка. Пусть дети придумают, что будет с Колобком, если он спасется от лисы, с кем он будет дружить, где будет его дом. Эти и другие наводящие вопросы помогут малышу придумать интересную историю.

«Поиграем в Репку»

(для детей от пяти лет)Цель: Развитие речи и творческого воображения; обучение символическому проигрыванию сюжета; цветовое обозначение героев сказки; усвоение последовательности событий.Оборудование: Кружки: желтый (репка), зеленый (бабка), коричневый (дед), Содержание: Ведущий рассказывает сказку-путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечет ошибки и в результате пересказывает «Репку». 
Дети, успешно справившиеся с заданием, придумывают истории из двух-трех предложений, замечают почти все ошибки.

«Придумай необычное существо»

(для детей от пяти лет)
Цель: Развитие словотворчества, воображения, умения анализировать и различать реальные и фантазийные образы; расширение кругозора.Оборудование: Набор карточек с изображением различных предметов, растений, птиц, животных, цветов, героев сказок и т.п.Содержание: Дать ребенку сразу две карточки. Пусть малыш придумает такой персонаж, в котором бы соединились свойства сразу двух персонажей. Например, при сложении животных динозавра и свиньи получаем других несуществующих животных: свинозавра или дининью. Таким образом, можно складывать разные слова (дуб + роза = дубороза, стрекоза + козел = стрекозел и т.п.). Не ограничивайте фантазию малыша, впрочем, как и свою! Свойства могут браться от разных растений, птиц, зверей, предметов и пр., лишь бы при этом назывался источник.

Игра с мячом  «Приготовим сок для мамы»

Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Описание игры. Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.

Игра с мячом  «Скажи наоборот»

Цель:  обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.

Описание игры.  Взрослый катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.

·        Помидор круглый, а огурец… (овальный).

·        Помидор мягкий, а огурец… (твердый).

·        Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).

·        Помидор большой, а огурец… (маленький).

Игра с мячом «Одна семейка»

Цель:  совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).

Описание игры.  Взрослый задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно.

·        Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон).

·        Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик).

·        Как называется сок из лимона? (Лимонный).

·        Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).

Игра «Маленькие поварята»

Цель:  активизировать словарь глаголов.

Описание игры. Взрослый предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого логопед достает из «чудесного мешочка»  овощи, а дети подбирают нужные глаголы.

·        Капуста (Можно  резать, мять, тушить, солить).

·        Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).

·        Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).

·        Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).

 Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах по схемам.

Цель:  развитие связной речи, мышления.

Описание.  Взрослый  помещает на наборное полотно схему (см. Приложение 1) составления рассказа, каждая картинка на схеме соответствует вопросу.

·        Как он называется? Это фрукт или овощ?

·        Где он растет?

·        Какой он по величине?

·        Какой он по цвету?

·        Какой он по форме?

·        Какой он на вкус?

·        Какой он на ощупь?

·        Что из него можно приготовить?

Игра «Угадай-ка!»

Цель:  Обучение составлению загадок-описаний.

Описание игры. Освоив задания с использованием схемы, дети учатся составлять загадки-описания о фруктах и овощах.

Игра «Закончи предложения»

Цель:  развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что)

Описание игры. Взрослый выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети  заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.

·        Я люблю яблоко,  … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное).

·        Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог).

·        Мы пришли из сада радостные, … (потому что собрали большой урожай слив).

·        Я не люблю лук, … (потому что он горький)

·        В огороде нужно полоть траву, … (потому что она мешает расти овощам).

Игра «Найди место»

Цель:  совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).

Описание игры.  Взрослый помещает на наборное полотно игровое поле, на котором изображены огород и сад, домик, скамейка, забор. Детям раздаются плоскостные изображения овощей, фруктов, корзинки с фруктами, мешка с овощами, птички,  кошки и собаки. Для каждого предмета нужно найти место на картине и рассказать о том, где он находится. Отметить, какие предлоги есть в составленных предложениях.

·        На грядке растет капуста. Предлог на.

·        Мы сложили в корзины сливы и поставили ее под дерево. Предлоги в, под.

·        В огороде много овощей. Предлог в.

·        Мешок с картофелем стоит около забора. Предлоги с, около.

·        Кошка спит на крыше. Предлог на.

·        Собака спряталась за домом. Предлог за.

·        Над домом пролетает птица. Предлог над.

Игра «Погрузи урожай»

Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Описание игры. Взрослый помещает на магнитную доску три плоскостных изображения грузовиков разных цветов, раскладывает на столе плоскостные изображения овощей ( лук, чеснок, редис, салат, бобы, перец, картофель, баклажан, помидор, огурец). дети должны «погрузить» урожай овощей в грузовики. В желтый грузовик нужно уложить овощи, в названии которых один слог. В синий грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из двух слогов. В красный грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из трех слогов.

Упражнение «Подскажи словечко»

Цель: развитие речевого слуха, чувства рифмы.

Описание.  Взрослый читает детям стихи об овощах, дети внимательно слушают и подбирают нужную рифму.

      Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся. Ах! Ох!

Покатился…   горох.

 Круглолица, белолица,

Любит вдоволь пить водицу.

У нее листочки с хрустом.

А зовут ее…  капуста.

 А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зеленые хитрецы,

Молодые…  огурцы.

Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок,

Под названьем… кабачок.

Упражнение «Будь внимательным!»

Цель: развитие речевого слуха, расширение словаря признаков.

Описание.  Взрослый читает детям стихотворение «Фрукты». После чтения, дети должны назвать все фрукты, перечисленные в стихотворении. Вторая часть игры направлена на то, чтобы дети вспомнили как можно больше прилагательных, перечисленных в стихотворении. После этого  раздаются трафареты фруктов, которые  раскрашиваются детьми.

Фрукты растут на деревьях в саду.

Яркие фрукты у всех на виду.

Вот среди веток груши бочок.

Груша зеленая, как кабачок.

Яблоки красные, синие сливы.

Спелые сливы вкусны и красивы.

Персик румяный укрылся листком.

Ты с этим фруктом, конечно, знаком?

Солнечным соком лимон напоен.

Светится золотом желтый лимон.

В кроне зеленой висят апельсины,

Солнцу подставив рыжие спины.

Что за художник у всех на виду

Фрукты раскрасил в нашем саду?

Источник