Развитие речевой компетентности ребенка

Речевая компетентность дошкольников.
В современных исследованиях содержательная линия речевого развития дошкольника определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства. Под речевой компетенцией понимается умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые, (мимика, жесты, движении) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.
Речевая компетенция ребёнка предусматривает: лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую, монологическую, коммуникативную составляющие.
Лексическая компетенция предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, способность адекватно использовать лексемы, уместно употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Её содержательную линию составляют пассивный словарь в пределах возраста (синонимы, омонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слов, однокоренные слова, образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты). По качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.
^ Грамматическая компетенция предполагает приобретение навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. При формировании грамматического строя речи у детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.
^ Фонетическая компетенция предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (темп, тембр, сила голоса, ударение).
^ Диалогическая компетентность предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Её содержательная сторона- диалог между двумя детьми, разговорная речь. Понимание связного текста, умение отвечать на вопросы, поддерживать и начинать разговор, вести диалог.
^ Монологическая компетентность предполагает сформированность умения слушать и понимать тесты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Умение развёрнуто высказываться, рассказывать про события из личного опыта, по содержанию сюжетных картин, предложенную тему и выбранную самостоятельно (творческое рассказывание).
^ Коммуникативная компетентность предусматривает умение комплексно применять вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, позу и т. д.) способы с целью коммуникации, общения в конкретных социально-бытовых ситуациях, умение ориентироваться в ситуации общения, оценивать его.
Среди основных направлений деятельности педагогов дошкольных учреждений одно из центральных мест занимает работа по речевому развитию детей, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления ребёнка, осознания себя и окружающего мира.
Речь развивается и проявляется в общении людей. Интересы развития языка ребёнка требуют постепенного расширения его социальных связей. Они влияют как на содержание, так и на структуру речи. В своём социальном развитии ребёнок, начиная с первичной социальной ячейки (мать и дитя), членом которой он становится в момент рождения, постоянно общается с людьми, а это, конечно влияет на рост и проявление его речи. Мы должны организовать его общение, как с детьми, так и со взрослыми, прежде всего в интересах его языка.
Ребёнку нет ещё и года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песне и начинает понимать и осваивать родной язык.
Родители трепетно следят за развитием речи ребёнка. К году первые слова, к двум – фразы, а в три года малыш использует около 1000 слов, речь становится полноценным средством общения.
Речь развивается в процессе подражания.
По данным физиологов, подражание у человека – это безусловный рефлекс, инстинкт, т. е врождённое умение, которому не учатся, а с которым уже рождаются. Подражает ребёнок сначала артикуляциям, речедвижениям, которые он видит на лице говорящего с ним человека (матери, воспитательницы). Общение ребёнка в раннем детстве с матерью, близкими людьми – необходимое условие для здорового психического развития. Со временем особое значение для ребёнка приобретает общение с ровесниками. Место ребёнка в обществе сверстников во многом определяется умением вести диалог.
Овладенью речью – это сложный, многосторонний психический процесс: её появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов.
Семья- первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная активность и многие другие личностные качества.
С поступлением в детский сад сфера социальной жизни ребёнка расширяется. В неё включаются новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем семья.
Таким образом, с приходом ребёнка в детский сад его общение усложняется, становится разнообразным, требующим учёта точки зрения партнёра. А это в свою очередь означает, новый более высокий уровень социального развития.
Сверстник тоже учит разговаривать
В дошкольном возрасте мир ребёнка уже, как правило, не ограничен семьёй. Его окружение – это не только мама, папа и бабушка, но и сверстники. Чем старше становится ребёнок, тем важнее для него контакты с другими детьми. Вопросы, ответы, сообщения, возражения, спор, требования, указания – всё это разные виды речевого общения.
Очевидно, что контакты ребёнка с сверстниками — это особая сфера жизнедеятельности ребёнка, которая существенно отличается от его общения с взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к ребёнку, окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками всё происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны друг к другу. Они обычно не слишком стремятся помочь ребёнку, поддержать и понять его. Они могут отнять игрушку, обидеть, даже не заметив слёз, ударить. И всё же общение с детьми приносит дошкольнику ни с чем несравнимое удовольствие. Начиная с 4- летнего возраста, сверстник становится для ребёнка более предпочтительным партнёром, чем взрослый. Первая отличительная особенность речевых контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная экспрессивность, выразительность и раскованность сильно отличают их от речевых контактов со взрослым.
В речевом общении дошкольников, наблюдается почти в 10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчёркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении со взрослым. Причём эти экспрессии выражают самые разные состояния — от негодования «Ты чего берёшь?» до дурной радости «Смотри, что получилось! Давай ещё попрыгаем!»
Это повышенная эмоциональность отражает особую свободу, раскованность, так характерную для общения детей друг с другом.
В общении со сверстником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального речевого развития ребёнку нужен не только взрослый, но и другие дети.
Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Учёные установили, что самый эффективной деятельностью для такого вхождения в мир других людей является игра.
Главное достоинство игры состоит в том, что ребёнок является её участником, героем её сюжетов.
Центральное место отводится развитию диалогической речи через общение воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях.
Поэтому организация речевой развивающей среды в детском саду стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию детей. Ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития.
Результаты речевого развития дошкольного возраста является овладение нормами и правилами родного языка и становление коммуникативных качеств, определённых для каждого возрастного этапа.
Источник
Александра Васильева
Консультация «Развитие речевой компетентности детей»
На сегодняшний день одной из проблем современного общества является – развитие речевой компетентности детей. Согласно данным медицинского обследования, на момент поступления в детский сад, поставлен диагноз ЗРР (задержка речевого развития) 40 – 45% детей, возраст которых 3 — 4 года. При близком знакомстве с этими детьми, выясняется, что дети мало подвижные, неумелые, безынициативные, некоторые из них тучные — «йогуртные» дети. Дети не воспринимают слова воспитателя, не выполняют такие элементарные требования как одеться, умыться, покушать.
Чаще всего родители не видят в этом проблемы, требуя от персонала ДОУ находить подход к детям с учетом их индивидуальных особенностей.
Эти, на первый взгляд, простые буквы – ЗРР, приводят к достаточно серьезной проблеме задержки интеллектуального развития. Такие дети чаще всего не могут четко высказать свою точку зрения, объяснить, что их тревожит, а это в свою очередь вызывает в них чувство раздражительности и агрессию. У детей, как говорилось ранее, нарушено самообслуживание. Детям с ЗРР сложно выразить свои мысли, их словесные ответы недостаточно точны, словарный запас ограничен. Эти причины препятствуют полноценному общению ребенка с другими людьми, что в последствии приводит к замкнутости, неуверенности в себе. Все это оказывает негативное влияние на развитиекоммуникативных навыков: ребенок – ребенок, ребенок – взрослый. Таким образом, возникает социальная ситуация, оказывающая негативное влияние на психологическое развитие ребенка:
• Дефицит общения со взрослыми способствует недостатку развития эмоциональных, познавательных процессов, речи в периоды, когда общение является для ребенка ведущим видом деятельности.
• Травмирующее действие социальной микросреды вызывает нарушение психики ребенка.
• Отсутствие в быту полноценной, соответствующей его возрасту деятельности, обеспечивающей «присвоение» и смену ведущего вида деятельности в каждом календарном периоде развития ребенка.
• Отсутствие адекватных педагогических условий, обеспечивающих реализацию полноценного развития ребенка и коррекцию неблагоприятных вариантов его развития.
• Состояние здоровья (соматические заболевания, переходящие в хронические формы).
• Отсутствие внимания родителей к развитию ребенка.
Из – за нарушенных коммуникативных навыков, адаптационный период будет проходить медленно и болезненно.
На первое место в развитии таких детей выходит развитие тонкой, точной и мелкой моторики рук. Еще В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Наиважнейшей проблемой развития ребенка является – преемственность между родителями и воспитателями. Простые движения пальцев помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, избавляют от умственной усталости. Чтобы ребенок не попадал в стрессовую ситуацию занятия проводятся преимущественно по принципу «Учите, играя», что снижает тревожность, а также формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности.Для таких игр можно использовать разнообразные мелкие предметы: пуговицы, крупы, фасоль, янтарь, ракушки и т. д. Также следует сказать о том, что очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе такого рода игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Благодаря этому дети становятся более ловкими, учатся управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры всегда с удовольствие воспринимаются детьми, являясь очень важной составляющей для развития ребенка, поскольку они способствуют развитию речи и творческой деятельности. В дальнейшем это поможет подготовить руки к письму, к становлению красивого почерка. Маленькие стишки, считалки, загадки, песенки, скороговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Данные игры рекомендуется проводить на занятии 2-3 минуты. Возможно так же посветить этим играм целое занятие,включив в него: раскрашивание, штриховку, шнуровку.
Очень важно донести до родителей, что движение пальцев рук имеют особое значение, так как оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Своевременное развитие ручных умений положительно влияет на развитие речи детей,на формирование познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения.
Источник
Тема моей консультации «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция»- свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле.
Актуальность выбранной темы не случайна.
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.
Сказки – самые любимые произведения детей.
Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление.
Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.
Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве.
Для достижения цели, а цель моя является формирование речевых компетенций дошкольников через знакомства русскими народными сказками, поставила следующие задачи:
— рассмотреть особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста на основе ФГОС;
• Сформировать интерес к русским народным сказкам.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок.
• Развивать творческие способности у детей.
Этому вопросу и посвятим наш сегодняшний разговор.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
1 Знакомство со сказкой, рассматривание иллюстраций.
Задачи на данном этапе: -учить пересказывать содержание сказки с опорой на картинки и вопросы воспитателя. Называть сказку, прослушав отрывки из нее;
— вовлекать детей в обсуждение сказки.
Первые книги обязательно должны быть с картинками — желательно с большими. реалистичными и красивыми. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них малейшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают ребенку лучше представить содержание текста и понять его. Неспешное выразительное чтение сказки доставляет нашим воспитанникам массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи.
2. Вовлечение детей в ролевое взаимодействие – организация игр-драматизаций.
Задачи: -пробудить интерес к родному слову;
— развивать речевую активность, коммуникативные способности.
Для этого брали отрывки с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, роли исполняли по очереди. Вместе с детьми находили выразительные интонации и движения. Таким образом, дети, сыгравшие роли по нескольку раз, запоминали роли всех героев.
4 Театрализованная деятельность.
Задачи: -вызвать у детей интерес к разным видам театрализованной деятельности;
— учить выражать восприятие текста во внешнем действии, использовать различные виды театра в самостоятельной деятельности.
Но для развития театрализованной деятельности необходим обширный материал, поэтому в группе я создала театральный уголок, который постоянно пополняется как различными видами театра (конусный театр, театр масок, театр картинок, так и различными атрибутами: маски-шапочки, костюмы для ряженья. Дети охотно используют все содержимое театра. Это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
Так как с введением ФГОС игровой деятельности, как форме организации воспитательно-образовательного процесса, отводится особая роль, то основными формами организации детской деятельности я выбрала:
Игровая деятельность,
Комплексная деятельность,
встречи со сказочными героями,
праздники,
самостоятельная игровая деятельность.
Отдельные эпизоды из сказок, сказочных героев я старалась включить во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, физическое развитие, художественно –эстетическое и в повседневную деятельность.
Герои кукольного театра используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
Для этого в своей работе я использую следующие методы и приемы:
Творческая деятельность: — рассказать знакомую сказку по кругу, — помоги собрать сказку по картинкам, -разыграй сказку, — узнай сказку по песенке (не садись на пенек., скрипи нога, скрипи липовая., — продолжи сказку (вместо знакомого конца, дети придумывают свой, учатся размышлять).
Проблемные ситуации активизируют познавательную деятельность и строятся по материалам развития действия в сказке. (Почему поссорились лиса и журавль)
Моделирование сказок. В качестве героев используем геометрические фигуры и различные цвета. В сказке «Три медведя» — это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок»- полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: мышка-серая, лягушка- зеленая)
Игровая деятельность: — физкультминутки по сказкам, — нарисуй отгадку (сказочный герой загадывает).
Дидактические игры: «Собери портрет героя», «Узнай сказку».
В процессе ознакомления дошкольников с русскими народными сказками, я решаю задачи следующих образовательных областей:
«Социализация» — развиваем у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям, подводить к пониманию нравственного смысла сказки. «Лисичка со скалочкой» (честность – лживость)
«Безопасность» — учить ребенка умению действовать в новых необычных для него обстоятельствах «Маша и медведь» (Маша не расплакалась, она – умная, сообразительная) — показать детям, что может случиться, если не слушать старших «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
Образовательная область «Труд» — Формировать у детей представление о взаимопомощи, дружбе вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается. Сказки «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка».
Образовательная область «Художественное творчество» — воспитывать желание выразить свои впечатления после прочтения сказки в рисунке, в поделке.
В заключении необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой. Ведь родители являются участниками воспитатьльно-образовательного процесса в ДОУ. Я обращаю внимание родителей на важное значение сказки в развитие внутренней жизни ребенка, творчества, чувств, эмоциональной сферы. Привлекаю родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений. Провожу родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок, консультации: «Первые книги ребенка», «Приобщение дошкольников к чтению», организую выставки работ детей и родителей на темы: «Мой любимый сказочный герой», «Зимние сказки».
Мой совет: читайте сказки, играйте в сказки, рисуйте сказки.
Удачи Вам коллеги!!!
Источник