Развитие речевого общения ребенка

  1. Общение — средство развития речи ребенка

Общение как важнейшее условие

развития речи детей дошкольного возраста.

 Общение — oчень важная сoставляющая жизни ребёнка и  на сколькo, он oвладеет способами общения, от этого и будет зависеть успешность ребенка в процессе взросления.

Основным средством общения является речь. Но она возникает лишь на определенном этапе общения. Но формирование речевой деятельности – процесс сложный, предполагающий взаимодействие ребенка и окружающих его людей. Формирование речи происходит в процессе существования малыша в социальной среде на фоне реализации потребности в общении. Потребность в общении – oдна из самых важных человеческих потребностей. Oтношения с близкими, рождают наиболее oстрые и напряженные переживания, которые наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с oдиночеством или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются связанностью с другими и близостью.

Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главнoе своеобразие oбщения. Отсюда следует, что oбщение – это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров. Она возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребёнка, формирует личность в целом.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннегo полноценного развития детей. Чем бoгаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, и шире его вoзможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения сo сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, значит,  прoисходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе.  Именно  поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, тем самым предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дoшкольном учреждении, так и в семье. Общение дошкольника приобретает более сложный характер, этому способствует более высокий уровень развития мышления, воображения, речи и других психических процессов. В дошкольном возрасте происходит,  переход к таким  фoрмам общения, которые выходят за пределы непосредственно воспринимаемой  ситуацией.

Большой  опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Овладение речью  также  происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главногo таланта в жизни.  При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре,  в пoзнании.  Поэтому воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей.

Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы,  понять ребенка и вовлечь его в то сoдержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями. Именно речевая активность, ее oбъем  и характер становятся главными показателями  успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изобразительной деятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В общении сo сверстниками инициативные действия преобладают  над ответственными. Для ребенка важнее свое собственное действие (высказывание), пусть даже чаще всего оно не поддерживается сверстником. Поэтому диалог может распадаться. Несогласованность кoммуникативных действий нередко порождает протесты, обиды, конфликты между детьми.

Общение в дoшкольном возрасте определяет развитие познавательной сферы, произвольности поведения, самосознания.
Условиями успешного развития общения являются развитие сюжетно ролевой игры, особенности познавательной сферы (преодоление эгоцентризма) и формирование произвольного поведения, умение опoсредовать свое поведение определенными нормами и правилами.

Читайте также:  Таблица развития ребенка после года

В дошкольном возрасте формируются две внеситуативные фoрмы общения  со взрослым: внеситуативнo познавательная и внеситуативнo личностная.

Таким образом, oбщение многолико; включает много фoрм, видов. До сих пор не существует единства в толковании понятия «общение», его механизмов. Это порождает различные подходы к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение — важнейший фактoр формирования личности, так же oбщение – это наилучший путь для тогo, чтобы познать себя.

Литература:

1. О.С. Ушакова, Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 2002.

2. О.Е. Смирнова. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студ. сред. педаг. учеб. заведений – М.: Издательский центр “Академия”.2000.

3. Источник: https://5fan.ru/wievjob.php?id=78488

      1. Общение — средство развития речи ребенка

      Средства развития речи у детей дошкольного возраста

      Овладение речью – это один из наиболее сложных разделов в детской психологии, а также педагогике. Ведь изначально дети даже не имеют возможности сосредотачиваться на чем-либо, а всего лишь по прошествии 1-2 лет успевают овладеть сложнейшей системой знаков – языком. Средства развития речи у детей дошкольного возраста весьма разнообразны. При этом основное формирование речи происходит в ходе общения с окружающими малыша взрослыми. Общение также имеет непосредственную взаимосвязь с предметной и познавательной деятельностью. Кроме того, благодаря овладению речью происходит перестроение детской психики, он начинает осознавать происходящее вокруг него.

      Средства развития речи у детей дошкольного возраста

      Существующая методика предполагает такие средства развития речи у детей, как:

      — речь воспитателя, культурная языковая среда;

      — общение детей со взрослыми;

      — обучение родной речи в рамках занятий;

      — чтение художественной литературы;

      — обращение к различным искусствам.

      Каждому из них отводится своя, большая или меньшая роль в становлении речи ребенка.

      Общение как важнейшее средство развития речи у детей

      Общение – это важнейшее из всех существующих средств развития речи. По своей сути оно представляет собой взаимодействие между людьми, которое направлено на согласование их усилий для достижения общей цели или налаживания отношений.

      Основным средством общения является речь. Но она возникает лишь на определенном этапе общения. При этом формирование речевой деятельности – процесс сложный, предполагающий взаимодействие ребенка и окружающих его людей. Формирование речи происходит в процессе существования малыша в социальной среде на фоне реализации потребности в общении.

      Из-за того, что в ходе общения возникают противоречия, у ребенка образуются языковые способности, малыш овладевает все новыми формами речи. Но это происходит только при сотрудничестве ребенка с окружающими его взрослыми.

      Специалисты утверждают, что присутствие взрослых является прекрасным стимулом употребления речи. Именно поэтому так важно как можно больше и чаще разговаривать со своими детьми. При этом характер, а также содержание такого общения выступает в качестве определяющего фактора для уровня и содержания речевого развития любого ребенка. При этом речевое общение в случае с детьми дошкольного возраста происходит на фоне разнообразной деятельности.

      Речь воспитателя и специальные занятия как средства развития речи у детей дошкольного возраста

      В свою очередь речь воспитателя непременно должна иметь культуру звукового строя. Также она должна характеризоваться содержательностью и доброжелательностью тона. Речь педагога может быть указывающей и оценивающей. В рамках культурной языковой среды создается наиболее благоприятная среда для развития детей. При этом для детей характерно активное подражание взрослым с перенятием у них всех тонкостей словоупотребления, произношения и даже построения отдельных фраз. При этом несовершенства речи взрослых, также ошибки в ней, дети также склонны копировать, что также должно учитываться.

      В рамках специальных речевых занятий проводится целенаправленная работа над речью. Поэтому они предполагают речевую активность каждого из детей. При этом подобные занятия предполагают разнообразие деятельности малышей.

      Художественная литература и искусство как средства развития речи у детей дошкольного возраста

      Помимо основных средств развития речи у малышей существуют и вспомогательные. Тем не менее, и они важны. В частности, художественная литература – это важнейший источник речевого развития для любого ребенка. Но ее воздействие во многом зависит от имеющегося уровня речевого развития. Так или иначе, на первых этапах сложно переоценить роль сказок в развитии ребенка.

      Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка в процессе фэмп

      Всевозможное искусство оказывает на малышей эмоциональное воздействие. Тем не менее, и оно выступает в качестве стимула усвоения языка. Этот пункт предполагает словесную интерпретацию произведения различных жанров, а также словесное пояснение к ним.

      Другими словами, развитие речи у детей дошкольного возраста предполагает использование сразу нескольких основных приемов в различных сочетаниях. При этом конкретные задачи в речевом развитии детей наряду с особенностями возраста являются определяющими моментами в выборе приемов и методов речевой работы с детьми.

      Источник

      Анастасия Бокова
      Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста

      Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста

      А. С. Бокова, воспитатель /МДОУ д. с. №19 комбинированного вида/, г. Железногорск

      Одна из проблем, решаемых педагогикой – проблема развития речи, речевого общения дошкольников.

      В частности, решаются такие проблемы, как воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, а также воспитание интереса к художественному слову.

      Во многом проблемы, связанные с развитием речи, решаются при помощи обучения ребёнка сразу двум или более языкам. Как показывает практика, изучение дополнительных языков наиболее эффективно, если оно осуществляется ещё с дошкольного возраста – так, ребёнок быстрее формируется в личностных аспектах, развивает интеллектуальные и познавательные способности, получает основу для общения с людьми иных этнических групп.

      За счёт формирования представления о явлениях языка, речи, ребёнок становится способным самостоятельно наблюдать за языком, формировать свою речь более творческой. Всё это формирует ребёнка как личность, помогает осуществлять наиболее разностороннее воспитание ребёнка – он становится более открытым для понимания и освоения многозначности отдельных слов, более точного употребления слов по своему смысловому содержанию. У ребёнка формируется представление о слове как таковом, ему открывается языковая структура языка, на котором он говорит.

      За счёт обучения самостоятельному построению слов дети активно усваивают принципы словообразования, со временем всё более усваивая языковые нормы.

      Изначально обладая звуковой структурой языка, дети в первую очередь формируют свою речь за счёт услышанного. Во многом их культура речи формируется за счёт фонетического наблюдения за внешними событиями. В звуковой речи важен каждый аспект, но превалирующим является интонационный. Именно он больше оказывает наибольшее влияние на способность ребёнка строить осмысленную и содержательную речь и именно он является показательным при оценке общего развития.

      Также важен и эстетический аспект – он отражает уровень владения родным языком и одновременно показателен при оценке умственного развития ребёнка.

      Способность строить связную речь помогает такое средство, как диалог между ребёнком и взрослым, в котором взрослый ставит задачу свести разговор в монолог со стороны ребёнка, позволить ребёнку высказаться, обозначить свою логику, своеобразность построения мысли. В результате диалог помогает ребёнку научиться связывать изначально отдельные высказанные тезисы, таким образом позволяя планировать свою речь, в результате чего ребёнок учится самостоятельно выстраивать реплики. Ещё более эффективный метод – метод диктовки, когда ребёнок диктует взрослому свою мысль, а взрослый её фиксирует письменно.

      В целом, развивать речь ребёнка позволяют самые разнообразные виды деятельности – это и игра, и занятия, и художественная деятельность, и бытовые ситуации. Но только специальные средства позволяют ребёнку освоить дополнительные языки. Важно то, что ребёнок для полноценного изучения и освоения языка должен находиться в подходящих условиях. Необходимо создать для ребёнка такую среду, чтобы развитие ребёнка в языковом отношении шло непрерывно, то есть, обучение дополнительному языку должно осуществляться не только в дошкольных образовательных учреждениях, но и в бытовой обстановке – в семье. Во многом решение речевых задач зависит от родителей. Но к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, учитывающий его эмоциональные, мыслительные особенности, особенности его памяти, воображения.

      Однако задача речевого воспитания состоит не только в техническом формировании навыков речи, но и в развитии навыков коммуникации, способности ребёнка вступать в полноценный живой диалог с другим человеком.

      Постепенно, со временем развитие коммуникативных навыков, культуры речи ребёнка продвигается вперёд, усложняется, ребёнок учится контактировать с людьми на эмотивном уровне, уровне совместной деятельности, в результате чего происходит и постепенное психическое развитие. Через общение ребёнок соприкасается со сложным процессом коммуникации.

      Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в бресте

      Владение навыками коммуникации подразумевает под собой способность вклиниться в процесс общения, умение контролировать ситуацию, понимать участников разговора.

      Основная задача речевого воспитания – позволить ребёнку творчески освоить нормы языка, как родного, так и иностранного. Ребёнок должен научиться чувствовать язык, уметь подбирать подходящие по своему значению слова, владеть навыками общения.

      Существует система занятий по развитию речи, созданная на основе комплексного применения и закреплённая в дошкольных образовательных учреждениях РФ.

      На её основе разработана специальная технология, которая ставит себе цель решить взаимосвязанные речевые задачи, включающие в себя стороны различного речевого воспитания (грамматическая, фонетическая, лексическая) и развивающие связную монологическую речь у ребёнка.

      Основа такой технологии – взаимосвязанность решаемых речевых задач, комбинируемых на каждой возрастной ступени. На основе данного подхода возникает проблема соотношения содержания и структуры решаемой речевой задачи на разных ступенях возраста.

      Комплекс речевых задач, его освоение приводит к поступательному освоению элементов структуры изучаемого языка. Главной задачей является создание наилучших педагогических условий для развития речевых способностей ребёнка. Именно поэтому повышается интенсивность работы над словом как основополагающей единицей языка и определением спектра языковых явлений, с которыми соприкасаются дети в дошкольном возрасте.

      Именно поэтому словарная работа включает в себя регулярное ознакомление детей со словами, имеющими множество разных значений, семантическими отношениями между ними, повышение точности при употреблении синонимов и антонимов. Данный подход обеспечивает усвоение детьми сложных языковых явлений (семантических связей в области лексики).

      В построении грамматического строя речи важной является задача составление языковых обобщений – это даёт возможность развить ребёнку широкую ориентировку в стандартных способах словообразования, научиться чувствовать язык и внимательно относиться к грамматике явлений языка.

      При развитии полноценной монологической главное в процессе становления ребёнка – формирование картины структуры разных типов высказывания – повествование, рассуждение, описание, — и развитие способности связывать два и более предложения при помощи различных лексических средств.

      Зависимость друг от друга различных сторон речевой работы является важнейшим принципом изучения преемственных связей в программе обучения дошкольников. Соблюдение преемственности в развитии речи дошкольников осуществляет логическую последовательность всех уровней освоения родного языка и систематизирует овладение речевых навыков.

      Занимаясь развитием речи дошкольников,мы соприкасаемся с двумя формами воплощения преемственности: линейной и концентрической.

      Решение речевых задач (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматики, словарная работа) осуществляется главным образом линейно в виду того, что со временем по мере выполнения речевых задач идёт постепенное усвоение ребёнком материала, который комбинируется. При поэтапном усложнении задач у ребёнка фиксируется, концентрируется программная основа. Ребёнок прогрессирует в связывании предложений между собой, работе над смысловой стороной слова, формировании языковых обобщений.

      Большая часть занятий по развитию речи разработана по тематическому принципу – дети упражняются внутри одной темы. Тема занятия может быть посвящена и временам года, и окружающему миру, и миру общества, и любви к Родине, любви к природе. Многие из этих тем преподносятся изначально только для расширения кругозора детей, их формирования картины окружающего мира при помощи художественной литературы, а уже после на занятиях по развитию речи полученные знания закрепляются, и дети учатся выражать свои впечатления в специальных грамматических и лексических упражнениях, а затем в грамотно построенных высказываниях.

      Именно после этого переход от составления синонимов и антонимов к составлению рассказа, сказки становится более плавным и естественным.

      Важным принципом работы над изучением языка является выполнение педагогической диагностики для выявления уровня сформированности системных задач у детей, контроля качественных характеристик детей любой возрастной группы, успешности овладения отдельными сторонами языка и формами речи.

      Главная цель речевого воспитания – позволить ребёнку творчески освоить нормы и правило родного и дополнительного языков, научить его гибко использовать навыки речи, обучить его основным коммуникативным способностям.

      Литература

      • Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002

      • Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольников.

      • Шахнарович А. М. Общая психолингвистика. М., 1995

      .

      Источник