Развитие речевого аппарата ребенка

Первая сигналь­ная система начинает формироваться у детей сразу после рожде­ния, а развитие речевой функции, непосредственно связанное с раз­витием психики — позднее.

Устная речь основана на образовании сложной системы услов­ных и безусловных двигательных рефлексов скелетных мышц, уча­ствующих в произнесении слов. Эта система называется артику­ляцией и она различна при обучении разным языкам. Артикуляция формируется постепенно и с трудом.

Решающее значение в обучении ребенка речи имеет общение с окружающими людьми. Несмотря на нормальное развитие голо­сового аппарата, дети до 12—16 лет, изолированные от человече­ского общества, не произносили слов и не реагировали на них.
После рождения ребенок благодаря врожденным двигательным рефлексам голосового аппарата издает нечленораздельные звуки. Со второго месяца грудные дети производят голосовые шумы, сви­сты и визги и обнаруживается врожденное подражание мимике взрослых, произносящих гласные. С третьего месяца начинают ле­петать, гулить. Гуление — постепенное упражнение голосового и ды­хательного аппаратов, подготавливающее к произнесению звуков речи.
Раздражение рецепторов голосового аппарата во время лепета, гуления многократно сочетается с возбуждением слуховой зоны. Затем у ребенка постепенно начинают образовываться новые условные двигательные рефлексы устной речи, которые преобра­зуют врожденные двигательные рефлексы голосового и дыхатель­ного аппаратов, продолжающих развиваться и формироваться в процессе образования новых условных речевых рефлексов.
С 5 месяцев у ребенка образуются условные рефлексы на слова, произносимые окружающими. В начале слова вызывают безусловные и условные рефлексы, а затем — условные и заме­няют безусловные и условные раздражители.
С 5—6 месяцев ребенок выделяет из слышимых слов ударные слоги и закрепляет их путем подражания и повторения. В 6—7 ме­сяцев он подражает словам, которые произносят окружающие. Так как слова и жестикуляция окружающих являются условными раздражителями, то в этом возрасте у ребенка функционирует только первая сигнальная система. Поэтому ребенок, еще не умею­щий говорить, может выполнять словесно выраженное приказание или просьбу, но не понимает смысла слов.
В формировании речи необходимо участие слуха. Отсутствие слуха в раннем детстве до того, как ребенок научился говорить, или его потеря, когда он недавно начал учиться говорить, ведет к глухонемоте.
К 9 месяцам у слышащего и нормально развивающегося ре­бенка лепет становится все более сложным и начинает переходить в членораздельные звуки речи. Сначала, подражая окружающим, он произносит слова при действии на него непосредственных раз­дражителей. Физиологической основой формирования речевых дви­гательных рефлексов является образование временных нервных связей между очагами возбуждения в двигательном и слуховом центрах речи, возникающих при поступлении центростремительных импульсов из голосового аппарата и органа слуха во время про­изнесения звуков речи (фонем), с очагами возбуждения в других воспринимающих зонах. Особенное значение для развития речи имеют временные нервные связи речевых центров с зонами кож- но-мышечной чувствительности и зрительной.
Слогоподобные комплексы, спонтанно произносимые детьми около 1 года, не зависят от языка, на котором говорят в семье. Характерная артикуляция родного языка отмечена около 2 лет.
После образования речевых двигательных рефлексов ребенок начинает реагировать словами на обращенные к нему слова. К концу 1-го и к началу 2-го года у ребенка постепенно разви­вается собственная речь. Первоначально слово имеет ограничен­ный характер и относится только к данному явлению или пред­мету, а затем ребенок постепенно полностью овладевает смысло­вым значением слов, и, следовательно, развивается способность обобщения, появляется отвлеченное мышление. В этом переходном периоде сначала образуются временные связи между словами как условными раздражителями и новыми словами только в том слу­чае, когда новые слова многократно сочетаются с соответствую­щими раздражителями первой сигнальной системы (слуховыми, осязательными, проприорецептивными, зрительными, вкусовыми, обонятельными).

У ребенка 1—1,4 года еще не образуется условный двигатель­ный рефлекс при замене условного раздражителя его словесным обозначением. После 1,5 лет связь между словом и предметом образуется легко. В конце этого переходного периода речевая функ­ция формируется и без непосредственной связи с первой сигналь­ной системой. В больших полушариях начинают формироваться и упрочиваться временные нервные связи между очагами возбужде­ния, возникающими при слышании и произнесении слов. С 1,5— 2 лет образование связи между двумя незнакомыми словами тре­бует большего числа сочетаний, чем связи между знакомыми и незнакомыми словами. С 2,0—3,5 лет обе эти связи образуются раньше, но для образования связи между двумя незнакомыми сло­вами требуется больше сочетаний. Связь между двумя словами образуется быстрее, когда легкое слово предшествует сложному и знакомое слово предшествует незнакомому.
В конце первого года ребенок произносит в среднем 5—10 слов; в 1,5 года — 10—15, 2 года —300; 3 года— 1500; 4 года — 3000; 5 лет — 4000. У детей одинакового возраста запас слов сильно колеблется в зависимости от индивидуальных различий воспитания и других условий.
Запас слов у детей зависит главным образом от потребности в общении, в познании окружающих предметов и явлений. Запас слов зависит также от уровня образования и культуры окружаю­щих взрослых.
Первые осмысленные слова ребенка являются преимущественно выражением его потребностей и эмоций. Важно отметить, что если потребности ребенка старше 1 года полностью удовлетворяются родителями и воспитателями без поощрения ребенка к их выраж­нию в словах, то речь развивается медленно. Решающее значение для развития речи у ребенка имеет невозможность удовлетворить свои потребности и желания без обращения к окружающим по­средством слов. Это вынуждает ребенка овладевать речью. Мыш­ление его развивается от конкретного к абстрактному. Поэтому постепенный переход к абстрактному мышлению совершается у ре­бенка только на основе конкретных знаний. Развитие психики ребенка характеризуется значительными индивидуальными разли­чиями.
До 1,5 лет подражание окружающим в произнесении слов и самостоятельное воспроизведение слов по памяти развиваются медленно и отличаются неустойчивостью. После 1,5 лет у боль­шинства детей подражание в произнесении слышимых слов совер­шенствуется быстрее, чем самостоятельное воспроизведение слов по памяти. На 2-м году жизни ребенок начинает образовывать слова из изолированных звуков и слогов, в первую очередь тех, на которые падает ударение. Дети синтезируют ударные слоги. В этом возрасте они еще неправильно произносят отдельные звуки речи, а другие пропускают ввиду трудности их произношения. Дети синтезируют ударные слоги разных слов в двучленные речевые цепи, соединяют слова в речевые комплексы, или речевые стерео­типы. Речевые стереотипы, или речевые шаблоны, облегчают овладение речью и формирование мышления. Осмысленная речь появляется в связи с развитием физиологических механизмов речевой функции, допускающей обобщение, образование по­нятий.
У детей 1,5—2 лет не наблюдаются во время речи сокращения скелетных мышц, не связанные с нею, а также изменения вегета­тивных функций. Это обусловлено отсутствием иррадиации воз­буждения из речедвигательного центра в моторную и премоторную зоны.
В 3 года увеличивается число слов в речевых цепях и уточ­няется их произношение. В этом возрасте важно обогащать сло­варный запас ребенка, следить за правильностью произношения фонем и за их осмысливанием, усвоением грамматического строя речи. Одно и то же слово, как условный раздражитель, может вызывать разные словесные реакции. Чем младше дети, тем чаще замедление словесных реакций и их неадекватность.
У детей 2—3 лет двигательные навыки образуются при участии речи и сознания. В этом возрасте одинаково легко образуются условные двигательные рефлексы на слово с зрительного, слухо­вого и двигательного анализаторов.
У детей легко образуются условные сердечные рефлексы на слова, которые сочетались с физическими упражнениями. Чем младше ребенок, тем больше изменяется у него работа сердца при слышании этих слов. В 3—5 лет эти слова вызывают учащение работы сердца, а в 11 —15 лет — урежение.
В 4 года речь еще больше обогащается новыми словами, а сле­довательно, увеличивается число усвоенных понятий. В этом возрасте дети овладевают правильным грамматическим строем языка.
В 4—5 лет в связи с формированием конкретного мышления во время речи наблюдаются сокращения скелетных мышц, не связан­ные с произнесением слов, например рук, а также отчетливое из­менение вегетативных функций — учащение сердцебиений и повы­шение кровяного давления. Следовательно, происходит иррадиация возбуждения из речедвигательного центра.
Образование устной речи в основном заканчивается к 5—7 го­дам. У дошкольников большую роль в формировании речи приоб­ретают игры, прогулки, экскурсии, рассказы окружающих, чтение стихов, которые ребенок запоминает. Речь дошкольника отражает его деятельность. С возрастом ребенок дошкольного возраста (3— 7 лет) все более приучается после словесной инструкции о молча­нии играть молча. В этом проявляется постепенное развитие тор­можения у детей, но еще в 7—8 лет возбуждение преобладает над торможением.
В 6—7 лет во время речи двигательные реакции, не связанные с произнесением слов, резко уменьшаются, а вегетативные уве­личиваются. Это обусловлено формированием абстрактного мыш­ления и развитием эмоций.
Наиболее прочно запоминаются те слова или цепи слов, кото­рые связаны с конкретной действительностью. Межсловарные связи менее прочны. Мышление ребенка в этом возрасте конкрет­ное, образное. Отвлеченное мышление формируется постепенно. Устная речь является основой развития у младших школьников письменной речи. У дошкольника внутренняя речь развита слабо.
На первом этапе обучения младших школьников внутренняя речь развивается в связи с приучением обдумывать ответ на вопрос и чтением книги про себя. У подростков и юношей переживания и мысли связаны с внутренней речью, которая формируется в про­цессе умственного и нравственного развития личности. Точность речи, а следовательно, и мышления зависит от требовательности учителей, можно найти репетитора русского языка по низкой цене, родителей и от овладения научной терминологией. По мере того как школьники овладевают письменной речью, уточ­няется и обогащается их устная речь.
Когда у детей образовались положительные условные рефлексы на непосредственные раздражители, например звонок, у них по­являются условные рефлексы и на слова, отображающие эти кон­кретные явления внешнего мира, например на слово «звонок». Не­которые авторы называют этот процесс динамической передачей из первой сигнальной системы во вторую и считают, что она является результатом избирательной элективной иррадиации возбуждения из группы нейронов, воспринимающих непосредственные раздра­жители, в группу нейронов слухового анализатора речи, воспри­нимающих заменяющие их слова.
У детей имеется также элективная иррадиация тормозных условных рефлексов.
При передаче из первой сигнальной системы во вторую, и на­оборот, чаще наблюдаются ошибочные реакции на тормозные раз­дражители.
Чем старше школьники, тем у большего их числа в одной и той же возрастной группе происходит одинаковое реагирование на кон­кретные раздражители и на выраженные словами понятия, отобра­жающие их. Чем старше школьники, тем быстрее у них образуются понятия о конкретных явлениях действительности.
У детей 12—16 лет так называемая динамическая передача из первой сигнальной системы во вторую происходит большей частью при слабом упрочении условного рефлекса на непосредственный раздражитель.
Образование первого условного двигательного рефлекса на дей­ствие непосредственного условного раздражителя у школьников с 7 до 18 лет происходит после 2—5 подкреплений. Но динамиче­ская передача в обратном направлении (со слова, на которое был образован условный рефлекс, на непосредственный условный раз­дражитель, выраженный этим словом) с возрастом наблюдается все реже и к 15—16 годам исчезает. Это зависит от того, что в старшем школьном возрасте преобладает отвлеченное мышление, имеющее решающее значение в образовании условных рефлексов.
Следовательно, в так называемой динамической передаче из первой сигнальной системы во вторую и наоборот участвуют не только анатомо-физиологические механизмы речевой функции. Основное значение имеют смысл слова, уровень развития психики ребенка или подростка, его конкретного и абстрактного мышления и его жизненный опыт.

Читайте также:  Центр развития ребенка 214

По мере того как ребенок становится старше, развитие отвле­ченного мышления и второй сигнальной системы проявляется в возрастании ведущей роли второй сигнальной системы и в более частом и более продолжительном торможении ею первой сигналь­ной системы.
Дети хорошо различают интонацию и громкость слов. На одно и то же слово можно образовать положительные и отрицательные рефлексы в зависимости от интонации и громкости. Другое слово, имеющее иное смысловое значение, когда оно произносится с ин­тонацией или громкостью, которые при произнесении первого слова вызывали положительный условный рефлекс, вызывает его сразу. То же слово, когда оно произносится с другой интонацией или громкостью, вызывавшими ранее отрицательный условный реф­лекс, также вызывают его сразу. Следовательно, поведение детей определяется главным образом смысловым содержанием обращен­ных к ним слов, но в определенных условиях может приобретать значение также интонация и громкость слов.

Источник

Развитие речевого аппарата и речевой моторики  у детей дошкольного возраста

Онегова Татьяна Леонидовна

Учитель-логопед ГБДОУ №17 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Дети, в основном,  при нормальном развитии к 5 годам правильно произносят все звуки, в том числе свистящие, шипящие, р.

К 6 годам  ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, речь 6 – летнего ребёнка грамматически правильна. Он владеет всеми формами устной речи: диалогической, монологической, контекстной, ситуативной.

Часто родители необъективны к оценке речи своего ребенка.  Родители реагируют на неправильное произношение звуков детьми по-разному.

Одних умиляет искаженное произношение, родители сами повторяют с радостью «детское» произношение. Закрепляя в речи неправильное произношение, лишают ребенка правильного звукового образца. Такие родители ошибочно полагают, что ребенок подрастет и у него все звуки появиться.

Другие родители наоборот пытаются очень рано добиваться от малыша чистого звукопроизношения, когда его речевой аппарат еще не готов к произношению сложных звуков.

Читайте также:  Как сшить игрушки для развития рук ребенка

Родители должны знать, когда их ребенок должен правильно произносить различные звуки.

Примерные сроки окончания усвоения гласных и согласных звуков детьми:

1-2 года – а, о, э, п, б, м

2-3 года – и, ы, у, ф, в, т, д, н, г, к, х, й

3-5 лет – с, з, ц, ш, ж, ч, щ

4-5 лет – р, л

Если к 5 годам ребенок не смог освоить правильное произношение, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – логопеду. А если звукопроизношение формируется с задержкой, то необходима помощь логопеда, консультация и сопровождение невролога в более раннем возрасте.

Речь – сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов.

Большое влияние на ребенка оказывают окружающие, ребенок учиться на примере родителей, воспитателей, друзей.

Значение имеют психические особенности ребенка. Ребенок должен четко воспринимать слова и звуки, запоминать их, точно воспроизводить.

Необходимо хорошее состояние слуха и развитое слуховое внимание.

Дети с нарушением внимания, гиперактивные, рассеянные часто совершают ошибки в звукопроизношении и слоговой структуре слов.

Если к 5 годам ребенок не смог освоить правильное произношение, тогда необходимо вырабатывать правильную, полноценную артикуляцию  для постановки недостающих звуков, выполняя специальный комплекс артикуляционной гимнастики.

Проводить ее следует под контролем логопеда.

Речевой аппарат состоит из трех основных частей:

Легкие с системой дыхательных мышц и подводящие дыхательные пути – бронхи, трахея.

Гортань с голосовыми связками.

Система воздушных полостей, расположенных над гортанью – глотка, носоглотка, рот, нос.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

Улучшить кровоснабжение органов артикуляции и их иннервацию (нервную проходимость);

Улучшит их подвижность;

Укрепит мышечную систему языка, губ, щек;

Увеличит амплитуду движений;

Уменьшит спастичность (напряженность) артикуляционных органов;

Читайте также:  Развитие стартовой скорости у ребенка

Научит ребенка удерживать определенную артикуляционную позу и подготовит к правильному произношению звуков.

Все упражнения необходимы для развития артикуляционного аппарата. Но специалист подбирает упражнения исходя, из правильной артикуляции звука и объединяет их в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть все то, что необходимо для правильного произношения звука.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положения губ, языка, необходимых и для четкого, правильного произношения всех звуков. Подробное описание данных комплексов и правильность их выполнения можно найти в специальной литературе или на логопедических сайтах.

  1. Общая артикуляционная гимнастика:

Улыбочка (Заборчик)

Хоботок (Трубочка)

Домик открывается

Чередование: Хоботок, Улыбочка, Домик открывается

Любопытный язычок

Лягушка

Зайчик

Окошко

Язычок здоровается с подбородком

Язычок здоровается с верхней губой

Обезьянка

Бульдог

Прятки (Чередование: Обезьянка – Бульдог)

Хомяк

Кружок

Чередование: Толстячки – Худышки

Шарики

Самовар (Паровозик)

Шлепаем губами по языку (Накажем непослушный язык)

  1. Комплекс упражнений для подготовки к постановке свистящих звуков

Покусаем язык

Кусаем боковые края языка

Чистим зубы снаружи

Загоним мяч в ворота

Лопаточка

Дуем на лопаточку

Горка (Мостик)

Ветерок дует с горки

Мостик построим – Мостик разрушим

Чистим нижние зубы (с внутренней стороны)

Катушка

Жуем блинчик

  1. Комплекс упражнений для подготовки к постановке шипящих звуков

Чашечка

Вкусное варенье

Ступеньки ( Чередование: Чашечка на верхней губе – Чашечка на верхних зубах – Чашечка за зубами)

Чистим верхние зубы (с внутренней стороны)

  1. Комплекс упражнений для подготовки к постановке звука «Р»

Маляр

Барабанщик

Лошадка

Грибок

Гармошка

Кучер

  1. Комплекс упражнений для подготовки к постановке звука «Л»

Парус

Иголочка

Маятник

Змейка

Индюк

Качели

Пароход

Полноценное развитие личности ребенка возможно только при правильной речи.

Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется. Надеется на самопроизвольное исчезновение недостатков звукопроизношения по мере взросления ребенка ошибочно, так как они могут прочно закрепиться в речи и превратиться в стойкие нарушения.

Недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы. Родителям необходимо проявить заботу и терпение, чтобы избавить своих детей от недостатков произношения.

Источник