Развитие ребенка звук з
Множество проверенных и продуктивных способов для того, чтобы позвать в гости к детям звуки [з] и [з’] и устроить полезные игры и тренировки с ними. Конкретные примеры вхождения развивающих занятий с этими звуками во внутреннее пространство самых разных лексических тем. Инструкции по созданию предметных картинок, цветовых сигналов, схем для слого-звукового анализа, дидактических игр на формирование навыков грамотного произношения звуков [з] и [з’], с их чётким разделением. Упражнения по коррекции и уточнению правильной артикуляции данных звуков. Советы по развитию зрительной и слуховой памяти, внимания, словесно-логического мышления в ходе выполнения данных упражнений.
Летели большой (з-з-з) и маленький (зь-зь-зь) комар… И многие другие сюжеты.
З — Зь: автоматизация, дифференциация
Содержится в разделах:
- Звуки. Дифференциация и автоматизация звуков. Коррекция звукопроизношения
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
Показаны публикации 1-10 из 309.
Все разделы
| Буква З и звуки [З], [З’]
Новое
Конспект занятия по развитию речи в детском саду во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [з]»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 58 «БЕЛОЧКА» Развитие речи в детском саду во второй младшей группе №11 «Белочка» Тема: Звуковая культура речи: звук з Воспитатель: Ткачева Анна Васильевна (Гербова В.В….
Конспект занятия «Знакомство со звуками [З], [З’] и буквами З, з»
«Знакомство со звуками «З», «Зь» и буквами «З», «з» Цель: познакомить детей со звуками «з», «зь» и буквой «з». Задачи: развивать фонематический слух, внимание, мышление, память. Ход занятия 1. Организационный момент. — Здравствуйте, дорогие ребята и родители! Сегодня мы будем…
Буква З и звуки [З], [З’] — Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [З]»
Публикация «Конспект индивидуального занятия «Постановка звука…»
Тема: Звук [З] Цель: постановка звука [З] Задачи: 1. познакомить и закрепить артикуляционный уклад звука 2. развивать целенаправленную, точную воздушную струю 3. Развивать артикуляционную моторику. 4. Развивать фонематическое восприятие. 5. Развивать общую моторику. 6. Развивать…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект открытого занятия по речевому развитию «Звуковая культура речи: звук [З]» в младшей группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик» муниципального образования городской округ Люберцы Московской области Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию тема: «Звуковая культура…
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР «В лес за ёлкой. Звуки [с] — [з] и буквы с — з»
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ Доминирующая образовательная деятельность: «речевое развитие» Форма деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей (фронтальное занятие. Тип: закрепление полученных знаний. Способ организации детей: группа. Виды деятельности детей:…
Звуки [С] и [З] изолированно и в словах в 1 классе
Звуки [С] и [З] изолированно и в словах в первом классе. 1. Организационный момент. — Логопед. Здравствуйте, ребята! Рада видеть Вас на занятии. Меня зовут Татьяна Николаевна. Ребята, посмотрите к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями. Дети. Здравствуйте!…
Буква З и звуки [З], [З’] — Конспект занятия «Звуковая культура речи. Звук [з]» (вторая младшая группа)
Статья «Конспект занятия «Звуковая культура речи. Звук [з]» (вторая младшая…»
Цель. Упражнять детей в четком произношении звука з. Ход занятия Воспитатель рассказывает: «Однажды Язычок гулял и познакомился с Комаром. Простите, вы любите петь? – поинтересовался Язычок. Конечно, конечно, – закивал Комар, – мы, комары, хорошие певцы. Песни наши красивые,…
Конспект занятия по произношению: «Дифференциация звуков «[С]-[З]» в слогах, словах и предложениях» в старшей группе
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «С – З» В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. Цель: Закреплять навыки четкого произношения и различения звуков «С – З» в слогах, словах, фразах и предложениях; закрепить понятия звонкие и глухие согласные. Учить изменять слог, слово путем замены одного звука…
Конспект ООД по речевому развитию для детей подготовительной группы «Познакомим Буратино со звуком [з]»
Конспект ООД по речевому развитию (обучению грамоте) для детей подготовительной группы «Познакомим Буратино со звуком «З». Ко дню рождения Буратино на МААМ. Образовательная область: «Речевое развитие» Программные задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей со звуком «З» 2….
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Звуки [з] и [з’]»
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: звуки [з] и [з ’]. Конспект подготовила учитель-логопед Цыбина Татьяна Вячеславовна. Красноярский край, Емельяновский район, поселок Солонцы МБДОУ Солонцовский детский сад «Ладушки» Цель занятия: сформировать понятие о…
Страницы:
2 3 4 … 31
Источник
Постановка звука «З» у дошкольников — это выработка навыка его правильного произношения. Она не представляет большой сложности, несмотря на то, что исправление артикуляции — сам по себе процесс трудоемкий и долговременный.
Как научить ребенка выговаривать «З», автоматизация звука «З» в словах, дифференциация его при смешивании с «Ж» и «С» — об этом и не только вы узнаете из нашей статьи.
Правильная артикуляция звука «З»
Звуки «З”, «Зь», «С», «Сь», «Ц» относятся к свистящим как имеющие схожую артикуляцию. Чтобы научиться говорить букву «З», сначала проясним, как работает при этом речевой аппарат.
Когда мы произносим звук «З»:
- губы немного растянуты, как при улыбке;
- язык по бокам прижат к верхним зубам, а внизу — упирается в нижние резцы;
- между рядами зубов остается небольшая щелочка;
- мягкое небо перекрывает воздушной струе выход через нос;
- воздух проходит вдоль языка, создавая глухой «С»;
- голосовые связки колеблются и «включают» голос, без которого звучание «З» невозможно.
А как бывает, когда есть дефект воспроизведения свистящих?
Виды неправильной артикуляции звука «З»
Когда произнесение свистящих звуков искажается, это называется сигматизмом, когда заменяется другими звуками — парасигматизмом.
Есть несколько видов сигматизма:
- Губно-зубной. При этом дефекте нижняя губа тянется кверху и получается «В» вместо «З» («задача» — «вадача»).
- Боковой. Язык по бокам, или только с одной стороны, не опирается на верхние зубы, и воздух рассеивается во рту, теряя напор и образуя хлюпающий звук «ХЛь» («закат»— «хлякат»).
- Межзубный. Язык находится между рядами зубов, создавая шепелявое звучание.
- Носовой. Мягкое небо опускается к корню языка, выдыхаемый воздух выходит через нос. Таким образом получается гнусавое «Х».
- Призубный. Язык упирается в полусомкнутые зубы и не дает свободно двигаться проходящему воздуху, в результате слышится что-то среднее между «Д» и «З» («зима» — «дзима»).
- Шипящий. Кончик языка отодвигается к уздечке, сам он выгибается к верхнему небу, губы округляются и получается шипение вместо свиста («замок» — «жамок»).
При парасигматизме звуки «З», «Зь», «С», «Сь», «Ц» заменяются другими, чаще всего «Ш», «Ф», «Т», «Щ», что говорит о нарушении фонематического восприятия.
Как выглядит весь процесс работы со звуком?
Последовательность коррекционной работы
Постановка звука — это часть логопедической работы со звукопроизношением, которая проходит поэтапно. В целом этот процесс выглядит так:
Только последовательное прохождение всех этапов дает возможность достигать желаемого результата и закреплять его.
А теперь обо всем по порядку.
Подготовительный этап
На подготовительном этапе демонстрируется правильное звучание и артикуляция формируемого «З». Проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, чтобы подготовить ребенка к выполнению основных упражнений по его постановке.
Постановка звука
Существует несколько способов постановки звука «З» для логопедов:
Постановка по подражанию
Ребенку объясняют, как должны располагаться и двигаться органы речевого аппарата, и как звучит «З». Он повторяет за логопедом как изолированный звук, так и слоги, его содержащие. При этом способе постановки для наглядности используют карточки, макеты, иллюстрации. Это делает процесс звуковоспроизведения понятным и осознанным.
Механический способ постановки
При постановке звукопроизношения этим методом положение речевых органов корректируется вспомогательными средствами, например, зондами, шпателями или пальцами.
Так, при межзубном дефекте язык отодвигается за нижние передние зубы шпателем; а при губно-зубном — нижнюю губу придерживает логопед.
Постановка от опорных звуков
Опорные звуки имеют похожий с нарушенными механизм воспроизведения, но произносятся ребенком верно. Поэтому постановка проблемного звука на их основе приносит хороший результат. Опорными для звука «З» являются «И» и «Ф», как и для «С». Коррекционная работа над «З» начинается после постановки «С». Они различаются лишь тем, что для произнесения «З» задействуется голос.
Постановка «З» от «И»:
- растягиваем губы в улыбку и произносим протяжно «И»;
- не меняя положения, пробуем только выдыхать воздух с шумом;
- когда услышим пусть не слишком акустически чистый «С», переводим его голосом в «З»;
- предлагаем малышу положить ручку на горлышко и ощутить, как оно “гудит”;
- закрепляя звучание, звеним подольше.
А проговаривание звука «Ф» дает возможность отработать правильно направленную струю воздуха. Поставить звук «З» можно еще от «Ш» и «Т».
Постановка «З» от «Ш»:
- тянем «Ш»;
- двигаем язычок к нижним резцам до упора;
- при получении свистящего «С» подключаем голос;
- имитируем комариный звон.
Постановка «З» от «Т»:
- на выдохе тянем непрерывно «Т»;
- продолжаем и улыбаемся;
- чем сильнее улыбка, тем тоньше получается свистящий «С»;
- далее — по известному алгоритму от «С» к «З».
Постановка от артикуляционных упражнений
Артикуляционные упражнения наиболее любимы детворой. Это взрослым важно знать, что они развивают подвижность языка, щек, губ, разрабатывают подъязычную уздечку и самым наилучшим образом способствуют четкому звукопроизношению.
А малыши с удовольствием причесывают язычок,
пекут блинчики,
улыбаются, как лягушата,
чистят зубки.
Автоматизация звука «З»
Недостаточно только выговаривать звук, надо научиться использовать его в своей речи. На следующем после постановки этапе усвоенный навык закрепляется. Сначала изолированно, затем — в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Для автоматизации звука «З» можно практиковать проговаривание его в стихах, чистоговорках, скороговорках, загадках, фразеологизмах.
Например,
стихи со звуком «З»
чистоговорки на «З»
скороговорки на «З»
А вот еще интересные загадки и фразеологизмы на букву «З» на этапе автоматизации.
Загадки:
Фразеологизмы:
зарубить на носу, закидать шапками, заживет как на собаке, заморить червячка.
Логопедическое занятие по автоматизации проблемного звука пройдет успешнее, если организовать его в игровой форме с использованием цветных картинок, игрушек, кубиков, лото и других предметов.
Вот несколько идей для автоматизации «З»:
- Попросите ребенка назвать цвета кубиков. Какой цвет начинается на «З»? Правильно, зеленый. Давай зеленые кубики сложим отдельно. Какие игрушки содержат букву «З» в своем названии? Зайка, змейка, собачка Зина. Оказывается, ураган разрушил их домики, и они решили построить один общий дом из зеленых кубиков. Как-то во время прогулки в зеленом лесу пошел дождь. «Где наши зонтики?» — закричали зверушки. Они бросились домой, но там их поджидал злой волк Заза. Зверушки не испугались, они пригласили волка в гости переждать дождь за чашкой ароматного чая с земляничным вареньем.
- Разложите цветные картинки в ряд, пусть малыш выберет из них те, на которых изображены предметы с буквой «З».
- Вы называете слово, а ребенок повторяет его во множественном числе (зуб-зубы, зверь-звери).
Регулярность занятий — непременное условие развития любого навыка. Только настроившись методично трудиться и заручившись поддержкой врача-логопеда, можно помочь своему сыну или дочери одолеть непослушную букву.
Дифференциация звука «З»
Это следующий после автоматизации этап работы над звукопроизношением. Под дифференциацией понимают умение различать один звук от другого, близкого по звучанию.
Это значит — научиться вычленять его на слух, определять местоположение в начале, середине или конце слова, понимать различие в артикуляции двух схожих звуков (например, при произнесении звука «З» по сравнению с «С» ощущается вибрация в области горла).
Звуки дифференцируют попарно и, по аналогии с автоматизацией, сначала изолированно, потом — в слогах, словах и предложениях.
Речевой материал по дифференциации звуков «З» и «Ж»
Сначала сравниваем артикуляцию этих звуков.
Обращаем внимание на их особенности: согласные, звонкие, твердые. Затем отрабатываем их произношение в паре.
Приводим примеры заданий для дошкольников:
изолированный звук:
слоги:
слова:
словосочетания:
предложения:
пословицы:
стихотворение:
рассказ:
Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «С»
Чем различается артикуляция?
Какие у них особенности?
- «З» — согласный, твердый, звонкий;
- «С» — согласный твердый, глухой.
Как звучит каждый изолированный звук?
Подскажи Снеговичку, как читаются слоги. Помоги ему разобраться где «З», а где «С».
Назови слова и помоги зверушкам найти свой домик.
В стишке «косы» превратились в «козы». Интересно, почему?
У кого получится лучше проговорить скороговорку?
А вот интересные рассказы, послушай и перескажи.
Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «Зь»
Знакомимся с артикуляцией звуков, находим сходство и отличия, сравниваем их характеристики.
Изучаем изолированное звучание каждого.
Проговариваем слоги
и слова
Читаем и повторяем
словосочетания
и предложения
Учимся различать звуки в чистоговорках
Отгадываем головоломки
Автоматизация звуков в спонтанной речи
На заключительном этапе, когда все ступеньки кропотливой работы над непослушным звуком пройдены, осуществляется его введение в спонтанную речь.
Попробуйте поиграть в словесные игры:
- Продолжи фразу: «Сегодня по дороге домой я…»; «Мне понравилось, как…»; «Недавно я узнала, что…»
- Расскажи, какого цвета твое настроение. Например, розового — радостное и беззаботное; или серое — грустное и невеселое.
- Тематические рассказы о том, как живется мишке в зоопарке; почему у лисы такой красивый хвост; что делает в лесу дятел и т.д.
Самоконтроль — залог успешной работы над проблемным звуком
Чтобы вся проделанная работа увенчалась успехом, надо принять во внимание такой фактор, как умение ребенка контролировать свое произношение. Занятия с логопедом, общение с родителями — это только часть времени, где за речью ребенка установлен контроль. В остальное время, в том числе и при общении со сверстниками, ребенок должен научиться следить за своей речью сам.
Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь.
Как, впрочем, и в том, что из него вырастет целеустремленный, открытый к общению человек.
Источник
Светлана Чернышева
Конспект ОД «Звуковая культура речи: звуки [з]-[з’]»
Конспект ОД
1.Доминирующая образовательная область: речевое развитие согласно с ФГОСТ ДОУ
2.Виды деятельности: коммуникативная, игровая,музыкально-художественная, двигательная.
3.Тема образовательной деятельности: «Звуковая культура речи: звук з-зь
4.Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности детей 4-5лет.
5.Методы и приемы реализации содержание образовательной деятельности:
— практические-дидактические игры и упражнения, физминутка;
— наглядные –предметные картинки со словами,где есть звук з-зь.
-словесные-беседы,вопросы, артикуляционная гимнастика, выводы, проговаривание чистоговорок и заучивание скороговорки со звуками з и зь.
6.Интеграция образовательных областей:
№ Образовательная область Решаемые задачи в образовательной деятельности
1. Социально- коммуникати-вное развитие Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива в физминутке и при выполнении дидактических упражнений слушать сверстников и поддерживать беседу.
2. Познавательное развитие Расширять представления детей о животном мире и воспитывать бережное отношение к жи-вой природе.
3. Речевое развитие Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова
в которых есть звук З-зь. Формировать у детей интерес к устному народному
творчеству, чистоговоркам, загадкам
Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам, загадкам;обогащать и активизировать словар-ный запас.
4. Художественно-эстетическое ра-звитие Учить внимательно слушать детей звуки при-роду и развивать музыкальный слух.
5. Физическое раз-витие Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки;а также способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.
7.Цель: ознакомление детей со звуком з-зь, научить его произносить и находить слова в которых есть звук З-зь.
8.Задачи:
1)развивающие:Развивать фонематический слух: учить различать на слух и
называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
2)образовательные: Упражнять детей в произношении звука З-зь, в слогах и словах;
учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком.
3)воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
9.Планируемые результаты:
1)Отчетливо произносят звуки з-зь в слогах, словах, фразовой речи ; научились различать слова с этими звуками
2) Испытывает потребность сотрудничества и оказание помощи окружающим.
10.Организация развивающей предметно- пространственной среды: диск с записью зуков жуков, игрушки большого комарика и маленького комарика, карточки с изображением предметов, в названии которых присутс-твует звук «з» или «зь, маска комарика, домики (2 шт: большой и маленький).
11. Подготовка к образовательной деятельности (предварительная работа): дидактические игры «Поймай звук «З», «С какого звука начинается слово»,проговоривание чистоговорок и слов со звуками З-зь.
Введение в тему (создание пробле-мной ситуации) Дети вместе с воспитателем встают в круг.
В:_Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! «;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
В -Ребята, вот мы с вами очутились на чудесной полянке. Как много разных звуков живет здесь: «ш-ш-ш»— шумит ветер, «ж-ж-ж»— жужжат жучки, «р-р-р» рычат разные животные.
-Ой, смотрите кто же это?
Вдруг откуда – то летит,
Наш дружок комарик,
Что-то он совсем молчит
Маленький товарищ.
Воспитатель достает игрушку: комар маленький. Наступила осень, стало холодно и комарик простудил горлышко. Все насекомые попрятались, а комарик не может найти свою маму, не может её позвать.
В:-Как вы думаете, мы сможем помочь комарику?
-Послушайте какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з», его песня громкая, твердая.
-А маленький комарик поет мягко, тихо «зь-зь-зь-зь».
Мотивация деяте-льности.
Целеполагание.В:-Как вы думаете, мы сможем помочь комарику (ответы детей)
В:-Послушайте какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з», его песня громкая, твердая.
-А маленький комарик поет мягко, тихо «зь-зь-зь-зь».
Основная часть:
Актуализация ранее приобретенных знаний.
В:-Прежде чем позвать маму комарика нам надо сделать гимнастику для губ и языка.
— Когда мы произносим звук «з», губы улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них.
Поэтому мы с вами сейчас будем улыбаться, а ещё вытягивать губы трубочкой, как хоботок комара. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка», «Трубочка».
Горлышко – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить. (положите руку на горло и пропойте песенку комара)
-Давайте с вами споем песенку большого комара, а теперь маленького. Похожи их песни? А чем отличаются (ответы)
-Правильно звуки «з» и «зь» похожи, но и отличаются, звук «з» твердый как в песенке большого комара, а звук «зь» мягкий, как в песенке маленького комарика.
-Давайте еще раз споем песенки комариков.
Восп. – Ребята, нашу песенку услышала мама комарика и прилетела к нам.
Воспитатель показывает большого комара- поют звук «з», показывает маленького комара-поют звук «зь».
Добывание нового знания.В:-Ребята, комарики предлагают с ними поиграть.
Дидактическая игра «Прятки со звуком»
Звуки «З» и «зь»спрятались в словах, я вам буду их называть, а вы если услышите звук «зь», должны хлопнуть в ладоши; а если услышите звук «з»— топните ногой.
Слова: зонт, зуб, зима, завод, зелень, земля, зяблик, зернышко, вокзал.
В:-Молодцы, вы отлично справились с зада-нием.
Давайте немного отдохнем с вами.
Физминутка «Кузнечик»
Поднимайте плечики раз, два, раз, два
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали
Тишину послушали
Тише, тише высоко
Прыгай на носках легко.
Самостоятельная дея-тельность детей по за-креплению нового знания В: -Немножко отдохнули и продолжаем дальше.
В:-Посмотрите, а что это у нас лежит на столах. Давайте пройдем за стол и посмотрим.
На столах у детей разложены карточки с изображением предметов, в названии которых присутствует звук «з» или «зь».
Дидактическая игра «Домик для звуков».
— Перед вами лежат карточки с изображением разных предметов. Комарики перепутали эти предметы и не знают в каком домике живут. Поможем им? У нас есть два домика (нарисованы на доске, те предметы в названии которых есть звук «з»живут в домике большого комара, а в названии которых есть звук «зь», в домике маленького комара. Вам надо будет взять карточку, громко, четко произнести название предмета, так чтобы мы слышали какой же звук в слове «з» или «зь» и отнести его в нужный домик.
Слова: «з» -зонт, зима, зефир, замок, ваза, таз, коза, кукуруза, забор, зебра и т. д.
В:- И с этим заданием, вы справились вновь хорошо.
В.Ой, ребята,я со всем забыла,наши гости еще попросили вас выучить их любимую скороговорку про «Козу» .
В:- Выучим, ребята эту скороговорку? Доставим им радость напоследок? (ответы детей) Скажите, а в слове коза есть звук З? (Да) какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)
За-за-за-за-за
Прибежала к нам коза,
Зы-зы-зы-зы-зы
Ой беда у той козы,
Зо-зо-зо-зо-зо
И поют козлята зо,
Зу-зу-зу-зу
Надо выручить козу.
Разучивание скороговорки с детьми хором,а по- том индивидуально(2-3 чел.)
В:- Наши Комарикам пора улетать, но он оставляет для нас подарок – маску комара. Она волшебная, кто ее надевает, тот сразу превращается в комара. Давайте скажем ему спасибо и попрощаемся с ним.
Дети прощаются с гостями (комарики улетают).
Рефлексия В: — Ребята, с кем мы повстречались на полянке?
— Ребята, скажите какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)
— Каму мы помогли (Ответы детей)
Длительность образовательной деятельности :20 минут
Дальнейшая разработка темы: Приобретение альбома «Как прави-льно произносить шип?