Развитие ребенка во взаимодействии с окружающим миром

Развитие ребенка во взаимодействии с окружающим миром thumbnail

Татьяна Вячеславовна
Развитие личности ребенка дошкольного возраста при взаимодействии с окружающим миром

Становление личности ребенка младшего дошкольного возраста, его социализация происходит через взаимоотношения с окружающим миром взрослых и детей. Педагогам и родителям важно использовать в воспитании социальные мотивы с целью оказания положительного воздействия на ребенка. Это такие мотивы как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей с целью повышения его самооценки.

Педагогически оправданным считается организация для ребенка ситуации успеха. Ситуация успеха – это последовательность действий или заданий самостоятельно выполненная в эмоционально доброжелательной атмосфере радости и одобрения, создаваемых как вербальными (подбадривающие слова и мягкие интонации, так и невербальными средствами и приемами (мимико-пластическими: открытая поза, доброжелательная мимика, определенные жесты).

В данном случае взрослым помогут такие технологические операции создания ситуации успеха как:

• снятие страха (выраженное в словах: «Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает…» и др.);

• внесение мотива («Без тебя и твоей помощи мне не справиться…» и др.);

• авансирование успешного результата («Ты справишься с этим…», «У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь…»);

• латентное (скрытое) инструктирование ребенка о способах выполнения («Наверное, лучше всего начать с, а затем …», «Ты, конечно же, не забудешь о …» и др.);

• персональная исключительность («Только на тебя я и могу положиться», «Только ты и сможешь предложить…» и др.);

• мобилизация активности, педагогическое внушение («Не терпится узнать, что же у тебя получится», «Ты делаешь так необычно, аккуратно…» и др.);

• высокая оценка определенной детали («Здорово придумал…», «Тебе особенно удалось…», «Самое замечательное в твоем ответе…», «Так чудно…», «Мне интересно твое предположение…», «Это выглядит здорово!», «Это что-то особенное!» и др.)».

Созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть неуверенность, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и родителей.

Начиная с младшего дошкольного возраста, у ребенка начинает вырабатываться умение взаимодействовать со взрослыми и детским коллективом посредством игровой и трудовой деятельности.

Изначально, для ребенка младшего дошкольного возраста трудовая деятельность является игрой, это приносит ему удовольствие и радость, а самое главное то, что через трудовые действия ребенок тесно и активно взаимодействует с взрослым миром.

«В труде и в игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре малыш действует в воображаемом плане, она не имеет конкретного результата. Ее развитие идет по пути возрастания условности игровых действий.

В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре».

В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не понимает, что такое труд, как понимают это дети более старшего возраста, малыш еще не может понять, что значит навести порядок, убрать рабочее место, поставить игрушки на свои места, а если его об этом просят, то это очень быстро заканчивается игрой.

Положительное отношение ребенка к трудовой деятельности зависит от педагога и родителя, которые поддерживают стремление малыша участвовать в жизни близких ему людей и позволяют ему совершать самостоятельные действия, общаться с ними на равных, то есть сотрудничать.

В 3 и 4 года ребенок еще очень зависим от оценки взрослого, ему хочется быть рядом с взрослым наравне как партнеры, поэтому в этом возрасте происходит возрастной кризис «Я сам», когда ребенок доказывает окружающим его людям, что он вполне самостоятелен.

Для формирования у детей младшего дошкольного возраста желания быть самостоятельным в своих проявлениях в любом виде деятельности, в том числе, и в трудовой, важную роль играет взаимосвязь ребенка с его семьей и педагогами, которые с ним работают.

В нынешнее время, мы, к сожалению, часто сталкиваемся с проблемой, когда взрослый берет любое действие, даже то, которое ребенок может выполнить самостоятельно, на себя, не давая возможность ребенку самореализоваться, подавляя, а порой и уничтожая стремление ребенка к самостоятельности.

В будущей жизни ребенка это приведет его к нежеланию трудиться и развиваться. Такая личность впоследствии не приносит пользу окружающим, становится инфантильной, безынициативной.

Конечно, в младшем дошкольном возрасте ребенок не может качественно выполнять трудовые действия, например, отжать тряпку, не пролив воду, не может качественно выстирать кукольное платьице, но освоение даже элементарных навыков требует времени и некоторых тренировок. Роль же взрослого заключается в том, чтобы привить любовь к труду, а не наказывать малыша за неумелость или неловкость. И тем более, нельзя использовать трудовое действие как наказание, например, ребенок нечаянно пролил сок на одежду –взрослый говорит малышу: «в следующий раз, если такое повторится, возьмешь тряпку и вымоешь весь пол».

Нужно понимать, что заложенное в детстве негативное отношение к труду или неправильно сформированные навыки сотрудничества ребенок «возьмет» с собой во взрослую жизнь. Поэтому очень важно для взрослых, которые окружают малыша, понимание того, что от них зависит формирование трудолюбия и навыков сотрудничества. Для этого с ранних лет ребенок может и должен иметь свои обязанности, связанные с трудом, например, «Помыть игрушки после прогулки, следить за тем, чтобы обувь стояла на своих местах, вытирать обеденный стол после обеда, наполнять водой поилку для попугая и т. д.».

Во время выполнения трудового действия взрослый должен находиться рядом с малышом, стараясь оказать ему помощь, посоветовать, но не выполнять всю работу за него.

После окончания трудового действия взрослый хвалит ребенка, отмечая положительные моменты его работы. Но, если малыш не завершил свою работу, не заставлять его, а отложить на некоторое время, и обязательно вернуться к тому действию, которое не завершено. Это позволит сформировать у малыша понимание, что все нужно доводить до конца, а значит, разовьет усидчивость и ответственность за свои действия. Посредством трудовой деятельности у ребенка начинает формироваться трудолюбие, а также нравственные отношения, развивается эмпатия, доброта, взаимовыручка, начинают зарождаться товарищеские и коллективные взаимоотношения.

Читайте также:  Развитие ребенка осуществляется только

У ребенка 3–х, 4–х лет еще только начинают формироваться дружеские отношения со сверстниками, появляются первые зачатки симпатии друг к другу. Посредством игр, направленных на формирование трудовых навыков и сотрудничество, в которых главную роль играет взрослый, как ведущий и организатор, развиваются и коммуникативные навыки детей, становятся более насыщенными и содержательными их взаимоотношения друг с другом.

Поэтому главной задачей педагога дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми младшего дошкольного возраста является организация трудовой деятельности таким образом, чтобы каждый ребенок испытывал радость от этих занятий.

Как писал отечественный педагог В. А.Сухомлинский: «Радость — могучая воспитательная сила».

С младшего дошкольного возраста формируется привычка трудиться, если это правильно организованный процесс, для этого нужна поддержка семьи. Ведь самым важным для ребенка младшего дошкольного возраста является оценка близких ему людей, через эту оценку у ребенка начинает формироваться и самооценка, что помогает ему становиться уверенным, а значит, многие проблемы будут разрешимы в его будущей жизни.

«Не менее значимо, приобщение к труду тесно связано с приобретением уникального состояния – быть успешным.

Магистр Демянко Т. В.

Источник

Взаимодействие ребенка с окружающим миром

Ребёнок и окружающий мир

Попробуем обсудить такой важный вопрос, как взаимодействие ребенка с окружающим миром. Своевременное решение трудностей, возникающих у ребенка в процессе этих отношений, во многом определяют его позицию, ценностные ориентации, умение и желание влиться в культуру своей страны.

Основной задачей выступает обучение детей социальным навыкам, позволяющим максимально безболезненно встраиваться в социум.

Важнейшим средством взаимодействия ребенка с миром выступает общение. Ребенок начинает общаться миром, находясь еще в животе матери. Общение, вначале робкое, развивается вместе с ним и к его рождению становится необходимым для малыша. Специалисты перинатального воспитания утверждают, что ребенка надо учить общению еще в дородовом периоде. Он различает голоса людей, бессознательно поначалу выделяя голос матери. Ребенок прислушивается к интонациям, скоро ему будет ясно, как окрашен голос, обращенный к нему. Довольны ли им окружающие или сердятся на него. После рождения процесс углубляется. Тембр голоса, его окраска, интонации — все будет иметь для него значение. Именно в этом возрасте, когда дитя «поперек лавки», и нужно приобщать его к миру людей и вещей. И общение в данном процессе незаменимо. В нем младенец реализует потребность во взрослом человеке, без которого он поначалу обходиться не может.

С помощью общения он дает знать окружающим о своем предназначении, о своих желаниях, удобствах и неудобствах. Растет малыш, и вместе с ним растет его опыт общения с миром. Ребенок воспринимает мир с теплым чувством, радостью и любовью, поскольку его олицетворением выступает самый близкий для него человек — мать! Вначале он реагирует на звуки мира не так энергично — он устал и старается больше поесть и поспать. Но, начиная с трех месяцев, малыш уже более активно отражает Окружающее его пространство. Он учится отличать своих родных людей от знакомых и незнакомых. Он овладевает искусством общения, так необходимого человеку для развития, для вхождения в общество и занятия в нем своей ниши. С возрастом потребность в общении становится избирательной. Малыш радуется при виде своих близких и родных людей и может отворачиваться и даже плакать, увидев чужих, незнакомых.

Настоящий «прорыв» в общении ребенок получает с приходом в детское воспитательное учреждение. Это могут быть группы развития, детские ясли и сады, кружки и спортивные секции. Как только ребенок попадает в группы сверстников, общение становится незаменимым для него «путеводителем» по жизни. Детское сообщество являет собой отпечаток взрослого, и ребенок, устанавливая многообразные связи, учится тем самым устанавливать такие же связи в будущей взрослой жизни. Дело в том, что группа в детском саду разнородна. Есть дети, которых выбирают воспитатели за реальные или мнимые положительные качества. Они являются опорой взрослых, именно к ним те обращаются, когда надо подать пример в какой-либо деятельности, похвалить или отругать. Такие активные дети являются заводилами, и многие из них стараются подчинить себе менее активных и не рвущихся «к власти» детей. Возникновение предметной деятельности в дошкольном возрасте приводит к появлению игр. Именно в игре складываются непосредственные взаимоотношения между детьми. Доминируют в этом возрасте ролевые игры, позволяющие освоить модели социальной жизни. Поскольку в игре проигрываются роли, соответствующие будущим социальным ролям, дети буквально учатся себя вести в разных профессиональных сообществах. В ролевых играх между детьми завязываются многообразные отношения. Это отношения взаимопомощи, сотрудничества, кооперации, заботы друг о друге. Но не надо забывать, что наряду с положительно окрашенными отношениями в ходе игры возникают и отношения грубости, деспотизма, возвеличивания своей персоны. По сути все, как во взрослом мире.

Немаловажно и то, что участие в различных играх учит ребенка принимать решения и проигрывать свои действия в предполагаемых обстоятельствах. Он видит, что от правильно построенных взаимоотношений зависит во многом положительный исход игры. У детей развивается потребность в хорошем к ним отношении со стороны взрослых. Они очень чутко реагируют на похвалу и на порицание. В игре формируется изобретательность в выборе решений, доверие к сверстникам — партнерам по играм.

К шести-семи годам дети приобретают некоторые навыки общения, с которыми они идут в школу. Школа по сравнению с детским садом более универсальный институт, и общение в ней более разнообразное и развернутое. Тематика общения значительно расширяется, поскольку ведущим видом деятельности младшего школьника становится учение. Круг его общения становится разноуровневым. В него входят как сверстники, так и старшие ребята и, главное, взрослые — учителя. Это новый поворот в жизни ребенка. Можно смело сказать, что он для них слабо изведан и тяжел. Ведь в детском саду они находились несколько лет. За это время группа имела достаточно времени и средств для установления большой сети взаимоотношений. Придя в первый класс из разных садов и семей, дети стремятся сразу же завязать отношения. Но школа — это уже более серьезное заведение. Здесь у них развиваются не только личные отношения, но и деловые. Они зарождаются одновременно. Уже с первого класса дети выполняют общественные поручения, и это учит их взаимодействовать не только с теми сверстниками, которые любезны их сердцу, а и с другими, не столь желанными.

Читайте также:  Развитие памяти ребенка на уроке

Потребность в общении продолжает развиваться, и инициирует это развитие учитель, который соединяет детей в подгруппы, группы, коллективы. В этом возрасте еще не складываются крепкие личные связи. Поведение детей ситуативное и зависит от многих факторов. Но уже некоторые дети продолжают общаться вне стен школы, демонстрируя появляющуюся потребность в дружеских взаимоотношениях.

Эта потребность развивается в дальнейшем. В средних и старших классах, когда внимание детей направлено уже на свою личность, на поиск своего места в мире, они стремятся для начала занять это место в системе внутриклассных отношений, среди сверстников. Поэтому для них очень важно быть принятыми одноклассниками, и отвержение вызывает страдания и переживания, которые в дальнейшем могут трансформироваться в нежелательные действия. Необходимо четко понимать, что подростки относятся к взаимоотношениям иначе, чем младшие школьники. У них появляются недетские интересы, и именно они побуждают ребят к реальной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Причем в орбиту этой перестройки втягиваются не только сверстники, но и родители, и учителя. Но подростки очень четко различают отношения со сверстниками и отношения со взрослыми. Если с первыми отношения имеют в большинстве случаев равные условия, партнерские, то со взрослыми они по-прежнему остаются неравноправными. Если родители вовремя не уловят этот разрыв, то сын или дочь предпочтут отношения с ровесниками отношениям с родителями. Конечно, нельзя сказать, что именно так протекают процессы ознакомления детей с внешним миром во всех семьях. Это скорее тенденция, связанная с особенностями возраста и особенностями общения. Во многих семьях при разумном построении взаимоотношений ребенок сохраняет две линии отношений: с ровесниками и родителями параллельно, не ущемляя ни одну из них.

На общение влияют кроме особенностей возраста и психические функции, свойственные каждому человеку. Мы знаем, что любую личность характеризуют присущие ей познавательные процессы, включающие память, восприятие, мышление, внимание, воображение. Оттого, как идет развитие этих процессов у ребенка, зависит уровень его общения. И, действительно, развитие познавательных процессов влияет на становление ценностных ориентаций ребенка, выбор друзей и взаимодействие с ними. Поскольку их изменение имеет возрастную «окраску», т. е. каждому возрасту соответствует развитие познавательных процессов, подтверждающее готовность индивида к жизни именно в этом возрастном периоде.

Но кроме этого на общение влияет развитие эмоциональной сферы ребенка. Поэтому уровень общения его со сверстниками зависит от выраженности этой сферы. Это наличие положительных или отрицательных эмоций у ребенка, степень конфликтности, развитие чувств и умение ими пользоваться. Дети страстно защищают друга от нападок взрослого, даже если эти нападки обусловлены плохим поведением детей. В общении детей одного возраста, имеющих схожие особенности, эмоциональное «понимание» другу друга гораздо ярче в некоторых случаях, чем взаимопонимание со взрослыми, которые входят в иную «весовую категорию» по выражению своих эмоций. Нередко приходится наблюдать, как различными «гримасами» дети пытаются помочь друг другу в разрешении каких-либо жизненных задач.

Общение является особым видом деятельности. Отсюда чрезвычайно важным представляется овладение этой деятельностью детьми. Результатом подобного овладения можно считать расширение связей, их качественная характеристика. Но главный результат — это деятельность детей, выраженная в различных поступках. Причем деятельность активная, поскольку ее «подогревает» дружба детей. Общаясь с другом или друзьями, ребенок проявляет чудеса изобретательности. С возрастом детям становится все интереснее делать вместе. Конечно, нельзя еще сказать, что ребенок готов взять всю ответственность за совместные проступки, которые он совершил с другом, но уже есть первые всходы «жертвенной дружбы». От меры этой жертвенности во многом зависит отношение детей друг к другу во время общения.

У каждого ребенка есть своя, индивидуальная «история» удовлетворения потребности в общении. Одни растут, окруженные вниманием и любовью близких людей. Их потребность в общении удовлетворяется на всех уровнях. Другие дети лишены подобных условий, они растут в атмосфере холодности и слабо выраженной эмоциональности. Но и в том, и в другом случае они могут испытывать трудности в адаптации к условиям жизнедеятельности. Общительные дети могут попасть в коллектив класса или группы со слабыми установками к общению, с ярко выраженной индивидуалистической направленностью взаимодействия. И, наоборот, малообщительные дети могут попасть в коллектив, широко и красиво общающийся. Но, находясь даже в таких коллективах, дети испытывают гнет делового общения.

Где именно деловые взаимоотношения могут быть у ребенка? Это садик, школа, клубы и кружки, спортивные секции. Там, где его и сверстников связывает учебная или трудовая или иная совместная деятельность. Личные отношения связаны с потребностью ребенка в общении с близкими ему людьми. Это не формальное общение, которое «навязывают» ему взрослый. Ходи в садик, в школу, посещай спортивную секцию, музыкальную школу! Личные на то и личные, что они близки лично ребенку. В психолого-педагогических источниках они получили название межличностные. Их характеризует уровень понимания между людьми, межличностная привлекательность партнеров по общению и взаимодействие в поведении. Личные отношения обладают большой силой и большой властью над ребенком. Знание характеристик личных отношений может помочь разобраться в проблемах, которые возникают в ходе взаимодействия ребенка и общества. Некоторые из них мы приведем в качестве примера, позволяющего судить о силе такого общения.

Межличностные отношения формируют мотивацию деятельности ребенка. Поскольку ребенок стремится к принятию его сверстниками, изменению своего статусного положения в группе, он ради положительного отношения к нему готов на многое. Это желание становится мощным мотивом его деятельности, которая может быть как положительной, так и отрицательной. Это зависит, в частности, оттого, на каком нравственном уровне развития находится группа, притягательная для ребенка.

Если группа обладает нравственными характеристиками, можно поддержать ребенка в желании быть в ней, помочь ему морально и «действием». Может быть, если его не принимают в эту группу, поговорить с воспитателем или учителем. Или организовать у себя дома какие-то детские праздники и пригласить ребят, к которым тянется ребенок. Если же межличностные отношения, доминирующие в группе, включают и ребенка, то самое главное для родителей — поддержка этих отношений.

Читайте также:  Работа с семьей имеющей ребенка с отклонениями в развитии

Межличностные отношения устойчивы. Дети пытаются охранять свои личные отношения от посягательств других людей — сверстников и взрослых. Они борются за свою дружбу и за право общаться с теми, с кем им хочется общаться. А не с теми, кого им рекомендуют взрослые. Для этого есть деловое общение, т. е. общение формальное и, может быть, в какой-то степени неприятное ребенку, но необходимое для данного времени. Правда, учитывая, что поведение ребенка в основе своей ситуативное, деловые вначале отношения со сверстником могут быстро перерасти в личные, если дети найдут общие точки соприкосновения, если у них возникнет симпатия друг к другу. Симпатия как положительная установка на партнера по общению чрезвычайно важна, так как она определяет потребность человека быть с другим человеком.

Не старайтесь сразу же навязать ребенку свой вкус в отношении выбора друга. Если по объективным характеристикам вам кажется, что такой друг будет негативно влиять на становление личности вашего ребенка, то необходимо постепенно, безболезненно «разводить» их. Здесь полезно создавать такие ситуации, в которых качества этого друга будут выглядеть неприглядно. Хотя, откровенно говоря, ребенок имеет отличную от взрослого шкалу оценок качеств личности друга. Но «вода и камень долбит». Главное — терпение! Никаких кавалерийских наскоков!

Межличностные отношения выполняют защитную функцию. Они защищают ребенка от непонимания взрослыми его проблем, от одиночества, причем как в переносном, так и в прямом смысле этого слова. Можно жить в семье и быть одиноким и непонятым. Это очень страшный и опасный для становления личности ребенка вид одиночества. И ему ничего не остается делать в таком случае, как искать понимание «на стороне». Если мотивом межличностного общения является одиночество, то, как правило, ребенок будет тянуться к более самостоятельным, «смелым» в его понимании, наделенным житейским опытом сверстникам или более старшему ребенку. Это как рази приводит к дружбе с детьми «группы риска». Ребенок, выросший на улице или в неблагополучной семье, знает жизнь и понимает, чего именно не хватает ищущему дружеских отношений вне дома, семьи ребенку. Вот это опасно! Тогда родителям необходимо задуматься, почему ребенку одиноко дома, чего не хватает ему в семейной лодке. Скорее всего понимания, участия в его детских, но таких важных делах. Пока не поздно, следует изменить свои взгляды наличность ребенка. Вспомнить, что он такой же полноправный член семьи. Уделять ему больше времени для общения. Мобилизовать усилия всех членов семьи для участия в жизни ребенка. В этом случае можно изменить ситуацию. Если потребности в общении будут удовлетворены в стенах дома, то теряется смысл в поиске друга на стороне. Ребенок будет общаться со сверстниками, но такое общение уже не будет носить «болезненный» оттенок.

Эмоционально-нравственные начала, на которых строятся межличностные отношения, формируют личность ребенка. Важен выбор субъектов общения. У дошкольника и младшего школьника этот выбор очень велик. Ребенок положительно настроен на построение большого количества взаимосвязей. Можно наблюдать, как легко дети этого возраста сходятся и так же легко расходятся. У них еще не выработаны привязанности, и эмоциональная привлекательность собеседников не так велика. Но уже с поступлением в школу ребенок учится управлять своими чувствами, поведением. Его симпатии или антипатии к другим детям могут выражаться более рельефно. В этот период особенно важно, какой крут общения формируется вокруг ребенка. Поэтому внимание родителей должно сосредоточиваться не только на учебных достижениях ребенка, но и на том, какого рода друзья его интересуют. И не паниковать, если ребенок вдруг подружится с «хулиганом». Помните, что его связи еще не крепки. Главное — не запрещать, а действовать педагогическими методами, позволяющими вовремя правильно реагировать на изменение пристрастий ребенка. Выбор объектов общения в дошкольном и младшем школьном возрасте может определить нравственный потенциал его дальнейшей жизни.

Итак, потребность в общении создает основные условия адаптации ребенка к жизни во взрослом мире. Родителям необходимо быть внимательными к изменениям в поведении ребенка и не пропустить появляющиеся проблемы. И, конечно, активно помогать ребенку развивать коммуникативные качества. Следует всегда помнить о том, что ребенок строит свои отношения по-разному в раннем детстве, дошкольном, в младшем школьном и подростковом возрасте. И в основе своей взрослый мир, на пороге которого он стоит, достаточно враждебен ребенку. Общение со сверстниками и взрослыми людьми дает шанс обойти особо глубокие впадины и высокие горы социального пространства.

Советы бывалого педагога

В родительский блокнот

❀ Обязательно обсуждайте с ребенком характер и качество отношений в группе.

❀ Сделайте приход сверстников ребенка в ваш дом привлекательным. Открывайте чаще двери своего дома для друзей ребенка.

❀ Устраивайте маленькие праздники для своего ребенка и приглашайте на них его друзей.

❀ Поддерживайте все творческие начинания, предлагаемые в среде сверстников.

❀ Старайтесь избегать запретительных методов во взаимоотношениях с ребенком.

❀ Интересуйтесь искренне жизнью своего ребенка, не оставляя его один на один с его проблемами.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Учите ребенка общаться, раскрывая ему тайны этого важного дела. Читайте ребенку сказки, где герои взаимодействуют, в результате чего побеждает добро.

❀ Не разрешайте ребенку грубо говорить о своих сверстниках.

❀ Готовьтесь вместе с ребенком к приходу его друзей в ваш дом. Лучше что-нибудь вместе сготовить или спечь.

❀ Следите за тем, чтобы ребенок сам убрал посуду и комнату после посещения его друзей.

❀ Приводите примеры своего общения с родителями внука или внучки.

Похожие статьи:

Социализация ребенка в обществе

Семейные традиции в воспитании детей

Типы семейного воспитания и их характеристика

Роль отца в воспитании детей

Веселые игры для детей и взрослых

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник