Развитие ребенка включает в себя
Споры о раннем развитии детей в последние годы разгораются все чаще. Ситуация подогревается многочисленными шоу, в которых маленькие дети показывают свои неординарные способности в самых разных областях. Родители хотят видеть своего ребенка самым умным, стремятся вырастить маленьких гениев, и в своих стараниях иногда перегибают палку. Например, нужно ли ребенку в 2 года знать буквы, если он еще не умеет ходить на горшок? Или зачем малышу в 3 года знать названия всех планет солнечной системы, если он не умеет одеваться?
Правила раннего обучения и развития
В раннем развитии и обучении главный принцип – учет возрастных особенностей ребенка. Изучение слишком сложных задач будет для ребенка не интересно, такие занятия ни к чему не приведут.
Для того чтобы не навредить ребенку сильными стараниями вырастить вундеркинда, нужно соблюдать ряд правил:
- Информация должна подаваться в игровой форме. Так малышу будет легче и удобнее понимать, запоминать все новое. Например, при изучении цветов, предложить: «Давай поможем кукле найти красное платье». Положить перед ребенком платья разных цветов, попросить назвать каждый цвет.
- Новый материал должен дозироваться. Не нужно стремиться за один вечер рассказать ребенку обо всех животных и растениях. Лучше постепенно, понемногу, но подробно рассказать об одном животном и прочитать о нем сказку, стихотворение, предложить малышу нарисовать его.
- Нельзя заставлять ребенка изучать что-либо: карточки, пособия, буквы, кубики. Если ребенок явно отказывается, сопротивляется, значит, он еще не готов к данному виду обучения. Можно попробовать просто поиграть в его любимую игру, почитать книгу, включить аудиосказку. Когда малыша заставляют что-то делать, у него вырабатывается протест и отрицательные эмоции, связанные с занятиями. Все это долго будет мешать дальнейшему обучению.
- Занятия должны быть регулярными, пройденный материал нужно повторять и постепенно вводить новый. Так малыш лучше запомнит и поймет связи между предметами и явлениями.
- Развитие ребенка должно быть всесторонним. Например, заниматься только изучением окружающего по карточкам и не обращать внимания на физические навыки – это значит ограничивать ребенка в двигательной активности, что может впоследствии сказаться на его здоровье.
Обучаем ребенка самостоятельности
Прежде всего, ребенка стоит научить самообслуживанию: кушать ложкой, пить из поильника или из чашки, ходить на горшок, одеваться. Это пригодится ему в детском садике. Учить нужно постепенно, не спеша.
Не все сразу будет получаться. Ложка с едой будет десятки раз переворачиваться, еда будет везде, только не во рту. Нужно запастись терпением, много раз показывать и направлять руку ребенка, хвалить за каждое небольшое достижение. Придется много раз отмывать ребенка, стульчик, посуду, пол и всю кухню, но малыш обязательно научится. Б
Ближе к 2-м годам можно начинать учить убирать игрушки, складывать и убирать на место одежду, выкидывать мусор в ведро. Малыш и сам к этому времени многие действия повторяет за взрослыми: подметает пол веником, моет руки, чистит зубы.
Развиваем двигательную активность ребенка
В раннем возрасте полезно развивать двигательную активность. Иногда, кажется, что ребенок и так слишком много двигается, бегает. Зачем еще что-то развивать? Но нужно развивать координацию движений в пространстве, чтобы ребенок овладевал новыми движениями.
Педагоги во многих исследованиях доказали, что двигательная активность детей связана с умственными способностями. Чем больше ребенок двигается, тем интенсивнее кровообращение, кровь разносит по организму кислород, развиваются внутренние органы, и, конечно, мозг.
Развитие двигательной активности от 1 до 3-х лет проходит в играх. Это догонялки, игры с мячом, имитация движений животных. Дети с удовольствием выполняют разные задания: пройти по поребрику, по наклонной доске, попрыгать, как зайчик, убежать от волка. В 1 год ребенок еще только осваивает работу лопаткой, учится брать и переносить лопатой снег или песок. В 3 года он уже может построить башню из снега, или помочь папе почистить машину.
Зимой можно поиграть в снежки, найти выход из ледяного лабиринта, вместе с малышом построить снежную крепость или снеговика. Когда еще, как не в детстве, покататься на санках с горы, измерить глубину сугробов во дворе.
Летом на улице еще больше забав: качели, горки, спортивные площадки. Подвижные игры на свежем воздухе активируют аппетит и способствуют хорошему сну.
Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика рук очень важна для развития речи. Игр и упражнений для развития моторики много, главное – делать все под контролем мамы, чтобы малыш ничего не брал в рот и не проглотил. Для самых маленьких есть игры вкладыши, сортеры, пирамидки, мозаики. Для тех, кто уже перестал все тянуть в рот, можно предложить сортировать бобы и горох, нанизывать пуговицы на леску, складывать детали крупных конструкторов, кубики.
Широко используется для развития мелкой моторики тесто для лепки. Его можно сделать самим или купить в магазине. Лепить из пластилина малышу пока рано, он может взять его в рот, испачкает себя и все вокруг. А тесто прекрасно подходит для лепки детям от 1 до 3-х лет. Вылепить красивых животных кроха пока не сможет, но простые шарики, колбаски, цветочки ребенку уже по силам. Ему нужно показать, как лепить, катать тесто в руках, делать простые фигурки. Потом ребенка невозможно будет оторвать от лепки, он надолго будет занят полезным делом.
Игры с песком, куличики, постройка башен и заборов из песка способствует развитию мелкой моторики, развивает способность захватывать предметы пальчиками разными способами, это тоже стимулирует развитие умственных способностей и речи. Только нужно внимательно следить, чтобы ребенок не наелся песка.
Развитие речи
Для запуска речи существует много различных игр и упражнений. Логопедическую гимнастику можно найти в интернете и пользоваться ей каждый день. Она развивает движения органов речевого аппарата, стимулирует произношение новых звуков и слов.
Для развития активного и пассивного словарного запаса ребенка, надо как можно больше разговаривать с ним. Проговаривать все свои действия в течение дня дома, на прогулке, во время переодевания, кормления, купания.
Все действия с игрушечными зайцами, мишками, куклами тоже нужно проговаривать, рассказывать какие игрушки чем отличаются, что у них общего. Попутно можно знакомить ребенка с элементарными понятиями: большой – маленький, далеко – близко, учить различать основные цвета.
В период раннего детства идет интенсивное развитие умственных способностей и двигательных навыков ребенка. Важно не упустить это время для всестороннего развития малыша. Но нужно тщательно отбирать информацию для усвоения.
Если ребенка учить премудростям, которыми он не будет пользоваться в повседневной жизни, все быстро забудется, или нужно будет постоянно повторять занятия. Самые первые знания об окружающем мире должны помогать ребенку жить, чувствовать себя уверенно, развиваться и учиться дальше.
Источник
- 2019
Что такое развитие ребенка:
Развитие ребенка — это процесс обучения, с помощью которого дети приобретают и улучшают различные когнитивные, двигательные, эмоциональные и социальные навыки.
Приобретая определенные способности, ребенок начинает демонстрировать определенное поведение и действия (например, произносить первое слово, делать первые шаги и т. Д.), Которые ожидаются с определенного возраста.
Развитие ребенка оказывается набором обучения, которое постепенно делает ребенка все более независимым и автономным.
Типы развития ребенка
В процессе развития ребенок развивается в разных аспектах своего обучения.
Эволюция происходит не только в физическом росте ребенка, но также в познавательной и социальной части, среди других.
Проверьте ниже различные аспекты, связанные с развитием ребенка.
Аффективное развитие
Аффективное развитие связано с чувствами и эмоциями и ощутимо со стороны ребенка с фазы ребенка.
Ребенок способен понимать восприятие любви и привязанности, а также любить и создавать аффективные связи с родителями и другими близкими им людьми, особенно с теми, с кем они больше общаются.
Установление этих отношений имеет фундаментальное значение, так что ребенок развивает свой эмоциональный интеллект и не имеет аффективных проблем в будущем.
Когнитивное развитие
Когнитивное развитие относится к самой интеллектуальной части человека. Это касается внимания, рассуждений, памяти и умения решать проблемы.
Познание человека развивается со временем. В детстве у человека не очень острая память. В общем, у людей нет, например, воспоминаний о событиях, которые произошли до того, как им исполнилось два года.
Детское когнитивное развитие позволяет ребенку интерпретировать, ассимилировать и соотносить со стимулами окружающей среды и со своей собственной сущностью.
Узнайте больше о когнитивных и когнитивных.
Физическое развитие
Физическое развитие — это развитие у детей двигательных навыков и способностей, таких как сидение, ходьба, стоя, прыжки, бег и т. Д.
В видах деятельности, требующих большей точности, таких как письмо, физическое развитие также зависит от когнитивного развития.
Социальное развитие
С социальным развитием ребенок учится взаимодействовать в обществе.
Именно на основе этого типа развития ребенок устанавливает с другими своего рода обмен информацией, который позволяет приобрести культуру, традиции и социальные нормы.
Важность игры в развитии ребенка напрямую связана с этим типом развития, поскольку благодаря социализации с другими детьми развиваются определенные способности взаимодействия и представления о границах.
Узнайте больше о социализации.
Фазы развития ребенка
Этапы развития ребенка были главной темой изучения швейцарского психолога Жана Пиаже .
Жан Уильям Фриц Пиаже (9 августа 1896 года — 16 сентября 1980 года)
Работая в школе, Пиаже интересовался рассуждениями, которые дети использовали для ответов на вопросы своих учителей.
Впоследствии он также начал наблюдать за своими детьми, и таким образом он в конечном итоге разделил фазы детства.
Теория Пиаже предполагает, что развитие ребенка состоит из четырех фаз в отношении познания: сенсомоторная, предоперационная, конкретная оперативная и формальная .
Проверьте ниже этапы развития ребенка по возрасту.
Сенсорно-моторный: от 0 до 2 лет
На этой стадии развития у ребенка развивается способность фокусироваться на ощущениях и движениях.
Ребенок начинает осознавать движения, которые ранее были непроизвольными. Например, он понимает, что, протягивая руки, он может достичь определенных объектов.
В этот период развивается координация движений.
Младенцы в этой возрастной группе знают только то, что они могут видеть, и поэтому они плачут, когда мать покидает поле зрения, даже если она очень близко.
До операции: от 2 до 7 лет
Это период, в который происходит представление реальности собственных мыслей.
На этом этапе иногда ребенок не имеет реального восприятия событий, а, скорее, своей собственной интерпретации.
Например, глядя на тонкое высокое стекло и низкое широкое стекло, в котором хранится такое же количество, ребенок полагает, что в высоком стекле содержится больше.
В этот период также можно заметить довольно заметную фазу эгоцентризма и необходимость давать жизнь вещам.
Это фаза «почему» и исследование воображения, то есть упомянутого рассказа .
Узнайте больше об эгоцентризме.
Бетонные операции: от 8 до 12 лет
На этом этапе начинается конкретное логическое мышление, и социальные нормы уже начинают иметь смысл для ребенка.
Например, ребенок может понять, что тонкий высокий стакан и маленький толстый стакан могут содержать одинаковое количество жидкости.
В этой возрастной группе развитие ребенка уже включает в себя знания о социальных правилах и чувство справедливости .
Формальная хирургия: с 12 лет
В 12 лет ребенок уже способен понимать абстрактные ситуации и переживания других людей .
Даже если у ребенка никогда не было определенного опыта или чего-то подобного, у него есть способность понимать через ситуации, переживаемые другими, то есть понимать абстрактные ситуации.
Предподростковый возраст также способен создавать гипотетические ситуации, теории и возможности и становиться автономным существом.
Основные этапы развития ребенка
Вехи развития ребенка состоят из определенного поведения или способностей, которые ожидаются от детей в определенных возрастных группах.
Важно отметить, что у некоторых детей эти этапы могут наступить раньше, чем у других, но чрезмерно большое изменение во времени может означать некоторые нарушения развития.
Проверьте ниже характеристики развития ребенка в каждом возрастном периоде.
Развитие ребенка от 0 до 6 месяцев
Спящий новорожденный
- Сразу после рождения : ребенок спит большую часть времени, плачет, когда чувствует дискомфорт и имеет привычку сосать рот.
- 1 месяц : двигает головой, взгляд способен сопровождать движущийся объект, реагирует на звуки, обладает способностью фокусироваться на лице другого человека с помощью взгляда.
- 6 недель : улыбаться во время общения с другими людьми, лежать на животе.
- 3 месяца : он открывает и закрывает руки, твердо держит голову, когда сидит, и поднимает его, лежа на животе, пытается достать подвешенные предметы, начинает лепетать звуки.
- 5-6 месяцев : катит тело в положении лежа, распознает людей, умеет сидеть (с поддержкой), издает звуки, похожие на мелкие крики, чтобы выразить радость.
Развитие ребенка от 7 месяцев до 1 года
Детские бутылочки
- 7 месяцев : он может сидеть (без поддержки), держит бутылку, передает предметы из одной руки в другую, узнает свое имя, поддерживает часть веса своего тела, когда стоит.
- 9 месяцев : реагирует, когда у него забирают игрушки, может стоять (с поддержкой), может сидеть спереди, заговорить «папа» и «мама» («папа» и «мама»), ,
- 12 месяцев : способен ходить с поддержкой и делать шаг или два без поддержки, учиться хлопать и «прощаться», говорить несколько слов, учиться пить жидкость через стакан.
Развитие ребенка от 1 года и 6 месяцев до 3 лет
Девушка гуляет на спидометре
- 1 год и 6 месяцев : ребенок более безопасно ходит, поднимается по лестнице, поддерживая себя, способен самостоятельно есть определенную пищу, устанавливает связь с помощью словарного запаса из приблизительно 10 слов, рисует вертикальные линии,
- 2 года — 2 года и 6 месяцев : безопасно бегать, передвигаться по мебели, обращаться с книгой или журналом может переворачивать одну страницу за раз, составлять предложения, открывать двери, подниматься и спускаться по лестнице без поддержки, пойти в ванную
- 3 года : может ездить на велосипеде, ходить в ванную один, часто задавать вопросы, считать до 10, умеет составлять множественное число из нескольких слов, распознавать некоторые цвета.
Развитие ребенка от 4 до 6 лет
Девушка прыгает через скакалку
- 4 года : умеет прыгать на одной ноге, научиться бросать мячи, уметь умывать руки и лицо, подниматься и спускаться по ступеням поочередно
- 5 лет : он может схватить мяч, брошенный другим человеком, нарисовать людей, умеет прыгать, умеет надевать собственную одежду, а также раздеваться, знает большее количество цветов.
- 6 лет : знает, как написать свое имя, ходит прямо, свободно говорит (правильно использует времена, множественное число и местоимения), способен запоминать истории, начинает по-настоящему учиться делиться, начинает проявлять интерес к знанию того, где дети приходят.
Что может повлиять на развитие ребенка?
Несмотря на определение концепции этапов развития Пиаже, сам Пиаже утверждает, что это развитие может извлечь выгоду из определенных стимулов и среды, подходящей для детей.
Основными факторами, которые могут повлиять на развитие ребенка, являются:
- Среда, в которой живет ребенок.
- Наследственность.
- Мощность.
- Физические проблемы
Психология развития ребенка
Психология развития ребенка отвечает за изучение изменений, которые происходят в поведении человека в детстве, и утверждает, что для того, чтобы в конечном итоге приобрести определенные способности, необходимо пройти некоторые этапы обучения.
Это исследование охватывает не только эмоциональное / аффективное развитие (эмоции и чувства), но также когнитивное (знание / разум), социальные (социальные отношения) и психомоторные (моторные и психические функции).
Узнайте больше о психомоторных.
Психология развития также стремится изучать факторы, которые способствуют поведенческим изменениям, которые приводят к определенной цели.
Швейцарский психолог Жан Пиаже провел аналогию между развитием ребенка и развитием эмбриона: он считал, что развитие ребенка состоит из этапов и что завершение определенного этапа является необходимым условием для перехода к следующему этапу, Утверждалось, что развитие происходило последовательно, без пропусков этапов.
Пиаже определил когнитивное развитие как разновидность психической эмбриологии .
Конструкция ребенка как личности напрямую связана с окружающей средой. Спрос на окружающую среду может напрямую влиять на достижение определенных возможностей.
Это условие устанавливает некоторые взаимосвязи развития ребенка с обучением: ребенок, который не страдает от раздражителей, может, например, позже развить определенные способности или даже не развить их.
Другими словами, если среда не требует, ребенок может не «реагировать» и не «строить».
Короче говоря, психология развития ребенка предполагает, что построение происходит посредством взаимодействия с окружающей средой .
Важность игры в развитии ребенка
Игра и игра — фундаментальная часть процесса развития ребенка.
Благодаря игре у детей есть возможность исследовать свои чувства и эмоции, а также свои страхи и тревоги.
Игра также позволяет детям создавать гипотетические ситуации, которые помогают в развитии способности размышления, анализа, рассуждения, воображения и творчества.
Например, игра с другими детьми учит ребенка делиться игрушкой или даже пространством. Таким образом, социализация помогает ребенку преодолеть фазу эгоцентризма.
Теория Пиаже против Теория Выготского
В области психологии Жан Пиаже и Лев Выготский были великими учеными развития ребенка.
Лев Семенович Выготский (17 ноября 1896 г. — 11 июня 1934 г.)
Оба считаются конструктивистами и интеракционистами, потому что они защищают то, что ничто не происходит без взаимодействия, и что все должно пройти через процесс строительства, чтобы достичь конца.
Разница между теорией Пиаже и теорией Выготского заключается в посредничестве, используемом для взаимодействия.
Пиаже считает, что взаимодействие происходит через действие ребенка. Таким образом, происходит обмен со средой; ребенок действует и учится на собственном опыте, нет человека, который учит.
Для Выготского медиация происходит через культурные инструменты, то есть обучение происходит, когда ребенок взаимодействует или сотрудничает с людьми, которые являются частью их среды. Впоследствии эти учебные процессы усваиваются и становятся частью самостоятельного развития ребенка.
Другими словами, для Выготского развитие ребенка является результатом социального взаимодействия.
Источник