Развитие ребенка в творческом коллективе

Развитие творческого коллектива
как ключевая задача воспитательной работы в классе.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей для духовно-нравственного совершенствования. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического воспитания.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Современное общество востребует не только человека информированного, знающего, сколько способного к познанию сложности быстро изменяющегося мира, к ценностному осмыслению этого многоликого мира через человека, его деятельность и взаимодействие с людьми.
Разрешение этой задачи составляет формирование личности ученика как субъекта морали. Одним из способов развития индивидуальной нравственности школьника является формирование способности к моральному и ценностному выбору, который становится основанием для организации собственной жизни.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования молодого человека. Показателями эффективности педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка.
Цель и задачи воспитательной работы
Цель :
- создание условий для полноценного развития индивидуальных способностей ребенка и формирование у детей младшего школьного возраста активной жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной и трудовой деятельности, развитию коммуникативных и организаторских способностей, умений самооценки и самоконтроля.
Задачи:
- способствовать развитию детей на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного и деятельностно-отношенческого подхода к воспитанию;
- построить отношение на основе добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива;
- создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;
- воспитать духовно-нравственные ценности и утверждать их в сознании и поведении через чтение художественной литературы, семейные традиции, народные праздники и обычаи;
- формировать здоровый образ жизни учащихся;
- формирование дружного классного коллектива.
Ведущие направления деятельности,
способствующие реализации данной цели.
Основные направления деятельности для достижения данной цели я считаю следующие:
- Координация жизнедеятельности детского коллектива;
- Содействовать организации учебно-познавательной деятельности учащихся для повышения успешности каждого;
- Обеспечить участие во внеклассной деятельности школьного коллектива;
- Установить связь с родителями и взаимодействие с семьей учащегося;
- Приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города;
- Вовлечение учащихся и их родителей в социальное проектирование.
Приоритетными в моей воспитательной системе класса становятся следующие
принципы:
- принцип природосообразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;
- принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность;
- принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;
- принцип успешности — оптимистический настрой жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения.
- деятельностно-отношенческий подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;
- личностно — ориентированный подход – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
- принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости. Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа.
- принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).
Общность – первое условие воспитания детей.
Что даёт?
- воспитывает мировоззрение;
- способствует взрослению;
- формирует отношение к культурным ценностям;
- формирует культуру досуга;
- способствует развитию способностей, новой культуры мышления;
- даёт возможность проявляться инициативам.
Ведущими идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства, основоположниками которых были ученые – педагоги В.А. Сухомлинский, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов. Ценности наиболее значимые для меня, как классного руководителя: добро, семья, Родина, взаимоуважение.
Основополагающим для меня как классного руководителя в воспитательной системе является принцип семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости. (И.Г.Абрамова, РГПУ им Герцена, С.-Петербург)
Свою работу классного руководителя я начинала с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Основная моя обязанность — это организация и воспитание классного коллектива. Я стремлюсь организовывать и сплачивать коллектив, создавать условия и предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.
Воспитательная система класса — это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Индивидуально -групповой компонент
Смысл и целесообразность всей деятельности обусловлены необходимостью реализации потребностей индивидов и групп этого компонента.
Существование и функционирование данного компонента обеспечивает три «С»;
сотрудничество, сопереживание, сотворчество.
Ценностно — ориентационный компонент
Воспитание без цели не бывает, т.к. ценностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремлённость, целенаправленность.
Функционально -деятельностный компонент
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие её основных элементов и связей.
Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Как наиболее значимые я выделила следующие Функции:
- Образовательную (познавательную), направленную на формирование мировоззрения учащихся;
- воспитательную, содействующую социализации учащихся. Данная функция, на мой взгляд, является ключевой в воспитательной системе, поэтому требует более подробного рассмотрения.
Диагностический компонент
Необходимость данного компонента в системе воспитания очевидна, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребёнка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.
Мерилом эффективности функционирования воспитательной системы класса служат:
- Образованность учащихся;
- Воспитанность учащихся;
- Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью коллектива;
- Сформированность классного коллектива.
Данный компонент позволяет более достоверно и точно оценивать результаты воспитательной работы класса; выявлять слабые места и корректировать воспитательный процесс.
Созданная модель помогает мне более целенаправленно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. При такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью. Все ориентировочные мероприятия исходят из детских желаний, предложений, советов. Каждый год в сентябре ребята высказывают пожелания (мы записываем их на доске ), что они хотят увидеть в этом году, куда сходить, что сделать, какие праздники или беседы их интересуют. Затем дома каждый из детей вместе с родителями обсуждают и записывают свои пожелания о проведении того или иного мероприятия. Суммируя все желаемое, я привожу это в систему и определяю направление. Сама я только корректирую эти пожелания и придаю им форму реального дела. Система воспитательной работы, разработанная с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.
Ожидаемые результаты:
- Наличие положительной динамики состояния уровня воспитанности учащихся класса;
- создание сплоченного классного коллектива;
- проявление инициативы и ответственности за порученное дело;
- наличие положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности ребенка;
- участие в конкурсах, концертах, утренниках, спортивных соревнованиях;
- посещение спортивных секций, кружков по интересам;
- высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса.
Развитие органов самоуправления,
организация коллективной деятельности
Ведущим замыслом воспитательной системы является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной и творческой личности младшего школьника. Воплощение такого плана предполагает целенаправленное и поступательное освоение учащимися азбуки организаторского навыка, формирование реально действующего самоуправления в классе. Ключевым принципом организации самоуправления является идея сотрудничества детей и взрослых. Главным условием подготовки и проведения любого дела — делать вместе с ребятами, а не за них.
Формирования детского коллектива происходит в игре. Класс поделен на 3 команды, которые собирают «радугу» В каждой команде выбраны: командир, Знайка, спортивчик, затейник. В конце каждой недели подводятся итоги работы за неделю и четверть. Совет класса возглавляет командир – староста.
Воспитательная система класса строится на основе содружества и соуправления, т. е. через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход, на основе формирования отношений содружества классного руководителя и детей, содружества между самими детьми. Содержание работы определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий.
Высший орган классного самоуправления – собрание класса.
Совет коллектива класса – главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены, как правило, руководят работой команд, создаваемых для организации в классе разнообразных видов деятельности. Наряду с постоянными в классе могут действовать и временные органы самоуправления (совет дела, временные творческие группы).
Первый шаг – обсуждение на собрании класса того, что будем делать, для кого, с кем вместе. Намечаем интересные и полезные дела. Этап коллективного планирования сменяется этапом организации коллективных творческих дел, на котором задача классного руководителя – помочь в выполнении конкретных поручений. Инициативы, желания у ребят всегда много, а опыта коллективных дел мало. Тут важно, чтобы ребята в группах увидели в лице классного руководителя доброжелательного союзника, чтобы могли помочь друг другу. Ведь в организационной работе рождается коллективное, общественно направленное творчество.
В процессе подготовки коллективных творческих дел ярко проявляется и межличностная система взаимоотношений, симпатии и антипатии. Эти отношения отражают принятие или неприятие микрогруппой той или иной личности, степень того уважения и авторитета, которым она пользуется. Поэтому в создании содружества между детьми классного руководителя должен видеть свою задачу в том, чтобы при формировании групп учитывать сложившиеся привязанности, симпатии и антипатии, а также помочь утвердиться в коллективе каждому ребенку. Что касается этапа проведения то здесь самое главное совместное переживание, создающее напряжение и яркий эмоциональный выход. Одной из важных задач на этом этапе – подготовиться и подвести итоги.
Заключительный этап очень важен в формировании отношений содружества, самоуправления в коллективных творческих делах.
Задача классного руководителя – способствовать тому, чтобы ребята размышляли о причинах успехов и неудач, учились видеть влияние отношений на результативность общего дела. Коллективное подведение итогов способствует выработке общественного мнения. Отношение содружества между классного руководителя и детьми являются предпосылкой того, что педагогическая оценка классного руководителя является для детей личностно значимой и способна оказывать воздействие на формирование их оценки и самооценки. Опыт работы показывает, что такая методика коллективных творческих дел формирует отношения содружества, в которых гармонируют доброжелательность, требовательность, отзывчивость, ответственность
Источник
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Городской Дворец детского (юношеского) творчества
имени Н.К. Крупской»
Горшкова Елена Ивановна,
педагог дополнительного образования
«Развитие личностного роста учащихся в творческом коллективе «Юный конструктор»
В современной педагогической практике ведущими становятся процессы развития индивидуальности ребенка, что предполагает включение обучающихся в различные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей, раскрытие их творческого потенциала, как в учебной, так и во внеучебной работе.
Деятельность личности – ведущий фактор её формирования посредством целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работы над собой, над собственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подходов, формирования творческой индивидуальности школьника.
В последние годы все большее внимание уделяется построению такой образовательной системы, которая позволяла бы обеспечить учащемуся развитие всех его природных задатков и создавала бы условия для его самореализации в социальной среде, на рынке труда, в сферах инновационной экономики, в бизнесе. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей.
Хочу поделиться опытом работы по развитию личностного роста учащихся дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях в творческом коллективе «Юный конструктор». Творческий коллектив очень молодой, ему всего два года, педагогическая деятельность осуществляется на базе подросткового клуба по месту жительства им. И.С. Назарова, который является структурным подразделением Городского дворца детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской. Клуб является не столько местом получения знаний, сколько микросоциумом, в котором идет процесс формирования ценностей, норм и навыков полноценного развивающегося общения, обращающим свободное время детей в условия и инструмент их предсказуемого развития. Важной составляющей развития ребенка в нашем клубе является процесс его духовно-нравственного воспитания. Все силы педагогов направлены на всестороннее развитие личности.
Занимаясь конструированием, ребята изучают принципы работы различных механизмов, учатся конструировать “шаг за шагом”. Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые, более сложные задачи. Любой признанный и оценённый успех приводит к тому, что ребёнок становится более уверенным в себе. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в паре, в группе, происходит развитие творческих способностей. Применение предметно-развивающей среды ЛЕГО на занятиях, направлено на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения учащихся. Мною разработана двухлетняя программа «Лего-конструирование», для детей 5-8 лет, которая предназначена для того, чтобы положить начало формированию у них целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире.
Каждое занятие построено таким образом, что сначала дети знакомятся с темой, затем смотрят развивающее видео, картинки, фотографии, затем с детьми проходит обсуждение, далее каждый ребенок ставит перед собой свою цель для достижения поставленной темы, в процессе практической работы (конструкторской деятельности) он сможет объяснить, что происходит на его рабочей пластине и почему он это так видит. Например: тема «Путешествие в зоопарк» позволяет детям провести виртуальную экскурсию по зоопарку, вспомнить свои ощущения при реальном посещении зоопарка, обсудить животных, узнать как живут они в дикой природе, затем мы с детьми обобщаем наши общие знания, а далее детям предлагается построить свой зоопарк, чтобы они придумали для улучшения содержания животных, для удобства посещения зоопарка посетителями и т.д. Можно строить, опираясь на картинки, можно строить по собственному воображению с учетом возможностей Лего — кирпичиков. В результате работы у каждого учащегося получается свой конструкторский «шедевр». Задача педагога – корректирующая и направляющая, но ни в коем случае, не навязывающая и не подводящая деятельность ребенка под определённые шаблоны.
Более подробно можно остановиться на теме «Динозавры». После сообщения темы и просмотра материала на данную тему, обобщаем какие особенности строения динозавров, что в них особенного, на что надо обратить внимание при постройке, а далее учащимся предлагается построить каждому своего динозавра, хищного или травоядного, плавающего или летающего, или бегающего по поверхности земли. Как правило, предлагаю детям готовые картинки динозавров из Лего, которые можно воспроизвести в своей работе, а выбор остается за самим ребёнком.
Предложенные картинки «Динозавры»
Вот такие разные динозавры получились
Фотографии трёх работ учащихся дошкольной группы были отправлены на дистанционный конкурс международного уровня.
Работы – победители
международного образовательного портала «Престиж
На каждом занятии я веду фотосъемку работ учащихся и сбрасываю фотоотчёт родителям в группу Viber, иногда произвожу видеосъемку защиты (объяснения) своей работы (мини-проекта). Родители очень довольны таким подходом. В течение учебного года работы каждого ребёнка принимают участие в клубных тематических выставках, таких как:
«
Для милых мам», посвященная дню матери;
«Новогодний Лего-калейдоскоп»;
«День защитника Отечества»
«8 Марта – день чудесный»
«День Великой победы»
«Итоги года «Наши успехи»
Выставка «Для милых мам»
«8 Марта – день чудесный» «День защитника Отечества»
Самые интересные работы, с разрешения родителей, я отправляла на Всероссийский и международный конкурсы, где работы детей были достойно оценены. В 2017-2018 учебном году во Всероссийском творческом конкурсе «Рассударики» приняли участие 3 работы, которые стали победителями. В 2018-2019 учебном году во Всероссийском творческом конкурсе «Рассударики» приняли участие 5 работ, которые стали победителями, а на международном образовательном портале «Престиж» 16 представленных работ заняли призовые места.
Участие каждого ребёнка в том или ином мероприятии клуба имеет для него важное значение: каждая выставка поднимает планку его конструкторских способностей все выше и выше, каждое воспитательное мероприятие позволяет сплачивать наш коллектив, позволяет детям объединяться для совместных работ. Особое значение имеют благодарственные слова родителей за тот прогрессивный личностный и творческий рост каждого ребёнка, который они смогли наблюдать в течение учебного года.
Лего – конструирование помогает решить поставленные задачи развития личности, индивидуальности, раскрытия творческих способностей. Пришедший вначале учебного года ребёнок, порой даже не умеющий соединять детали конструктора, к концу учебного года показывает поразительные результаты конструирования по инструкциям, замыслу и воображению.
Результат работы учащихся коллектива «Юный конструктор» можно увидеть на открытых занятиях, тематических выставках в клубе, в открытой группе клуба «ВКонтакте», на сайтах конкурсов «Рассударики», «Престиж» и т.д.
Ещё одним немаловажным результатом является то, что учащиеся начинают лучше учиться в школе, наблюдается рост их авторитетности, как среди учащихся школ, так и среди педагогического коллектива, у дошкольников формируется усидчивость, умение устного представления (защиты) работы.
Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требуются новые формы и методы воспитания и обучения, которые отвечают настоящему времени. Требуется воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности. Всему этому, в полной мере, способствует технология Лего-конструирования.
Список литературы
Воспитание учащихся по месту жительства / [Текст] / Под ред. Бочаровой В.Г. Плоткина М.М – М.: Просвещение, 1987 – 298с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с.
Куприянов, Б.В. Роль и место клуба в дополнительном образовании детей [Текст] / Б.В. Куприянов // Воспитание школьников. 2015. № 1. – С. 55-62
Липатова, С. Н. Организационно-педагогические условия социализации личности подростка в детско-юношеском клубе по месту жительства [Текст] :автореф. дис. … канд. пед. наук / С.Н. Липатова. — Томск, 2004. — 18 с.
Источник