Развитие ребенка в театральной деятельности
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение детский сад №42 Приморского района
Санкт-Петербурга
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Развитие детей в театральной деятельности»
Разработал воспитатель:
Левунина О.В.
Консультация для родителей
«Развитие детей в театральной деятельности»
Цель: приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
Задачи:
- создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ;
- способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду;
- осуществлять комплексный подход к психическому и физическому развитию детей через взаимодействие с родителями посредством театрализованной деятельности.
Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка. На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.
Домашний театр — это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.
Для домашнего пользования доступны — кукольный, настольный, теневой театры.
Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например, старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…
Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра — настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил.
Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.
Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.
Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.).
Уважаемые родители! Предлагаем Вам поиграть с детьми в серию театральных игр, которые помогут в эмоциональном и речевом развитии Вашего ребенка.
Игра «Расскажи руками»
Попросите ребенка показать, кого он увидел на улице, в зоопарке и т.д.
Упражнения
- С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.
- Покажите, как вы сидите у телевизора (мультфильм), на рыбалке (клюет).
Игры со скороговорками
Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Варианты скороговорок:
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Король – орел, орел-король.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Испорченный телефон
Первый игрок слышит от ведущего слово, передает его по цепи, а последний участник произносит слово вслух.
Пальчиковые игры со словами
Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.
Пантомимические этюды и упражнения
Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.
Покажите, как:
- вратарь ловит мяч;
- зоолог ловит бабочку;
- рыбак ловит большую рыбу;
- ребенок ловит муху.
Попробуйте изобразить:
- Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.
Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.
Родители не должны задаваться вопросом: а нужно ли посещение театра в наше время? Да еще с таким маленьким ребенком? Есть Интернет, кабельное телевидение. Не надо забывать, что театрализованные постановки помогают решать многие актуальные проблемы в воспитании дошкольника:
- формировать эстетический вкус;
- развивать коммуникативные способности;
- развивать речь, память, внимание, воображение;
- разрешать конфликты в процессе игры;
- создавать положительный эмоциональный настрой;
- способствовать нравственному воспитанию.
Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию детей.
Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувство гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
Совместная театрально-игровая деятельность — уникальный вид сотрудничества. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь — это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне. В процессе занятий театральной деятельностью активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, память, формируется отношение к окружающему миру.
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное — навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.
Литература
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 2009.
- Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. — М.: Просвещение, 1991.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений, — М.: ТЦ«Сфера», 2001
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду, — М.: «Школьная пресса», 2001
- Улашенко Н.Б. Организация театрализованной деятельности. Младшая группа, Волгоград, «Корифей», 2008
- Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, — М.: Владос, 2003 г
Источник
ольга абышова
Воспитание и развитие детей в театральной деятельности
Воспитание и развитие детей в театральной деятельности.
Театральная педагогика предполагает личностно-ориентированный подход к воспитанию детей и создает условия, в которых естественным образом в процессе творческого общения с взрослым обеспечивается субъективная ребенка. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.
Очень важно окружить ребенка вниманием, заботой, любовью со стороны взрослых. Атмосфера добра и любви вызовет ответные чувства и в детях, воспитает у них доверие к миру и потребность самим дарить добро и любовь людям. А это самый главный талант, который нужно раскрыть и сохранить в каждом человеке.
Важно с самых ранних лет поддерживать в маленьких артистах интерес к творчеству, к играм, к театральной деятельности (такой многогранной и разнообразной).
В основе содержания педагогической работы с детьми можно определить несколько направлений.
Это развитие:
• Сенсорики – основы чувственного познания окружающего мира. Необходимо познакомить детей с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина предметов, особенности звуков, запахов, вкусов, тактильные свойства материалов и пр.).
•Базовых психических процессов: внимания, мышления, памяти.
• Эмоциональной сферы.
• Речи, голоса.
• Выразительности движений, мимики, пластики.
• Воображения, фантазии, творческих способностей.
Важным направлением работы является воспитание коммуникативной культуры, куда входят задачи развития речи, воспитания эмоций (способности чувствовать, понимать настроение другого человека).
Назовем основные образовательные задачи и их усложнение на примере работы с детьми 3 – 4 лет.
1. Знакомство с различными театральными куклами (настольными, пальчиковыми, прыгунками, штоковыми и др.) и их заменители (атрибутами) и освоение элементарных действий с ними. Подведение детей к пониманию того, что в качестве куклы может быть любой предмет.
2. Освоение основных театральных действий: выход на представление, поклон и уход.
3. Развитие воображения и фантазии, внимания, памяти, выразительности мимики и пантомимики в коммуникативных упражнениях, этюдах, сценках.
4. Подведение детей к пониманию театральной игры, как представление для зрителя.
Содержание занятий с использованием различных видов театра.
Основная работа по театральной деятельности проходит в подгрупповых (4 – 6 детей) занятий.
Основная задача таких занятий – вызвать интерес к занятиям, создавая теплую доброжелательную атмосферу взаимодействия педагога с детьми.
Рассмотрим примеры описания занятий и развивающих игр и упражнений с использованием различных видов театра:
• Театр игрушки (настольный театр).
Педагог заранее предлагает небольшое кукольное представление. На столе расставлены маленькие декорации и подготавливаются настольные куклы.
— упражнение на развитие памяти, внимания и речи «Веселые зверушки».
— упражнение на создание игрового образа «Шагают игрушки».
• Пальчиковый театр.
Игровые упражнения с пальчиковыми куклами укрепляют мышцы пальцев рук, развивают мелкую моторику рук, помогают в развитии координаций движений, способствуют эмоциональному подъему у детей. Но сначала необходимо подготовить пальчики к выступлению для этого следует выполнить пальчиковую гимнастику («оживить» пальчики).
1. Упражнение «Ай-яй-яй».
2. Упражнение «Иди сюда».
3. Упражнение «День рождения пальчика».
4. Упражнение «Здравствуй, кукла! Как дела?».
5. Игра «Соня – петушок».
• Освоение кукол – прыгунков.
1. Сценка «Зайка – трусишка»
2. Упражнение «Мячик – попрыгунчик».
3. Упражнение «Погуляй с моей игрушкой».
4. Импровизированное выступление «Веселый платочек».
5. Концерт кукол.
• Освоение варежковых кукол (Рыбок).
1. Знакомство с рыбкой.
2. Упражнение «Рыбки – подружки»
3. Упражнение «Поплыли»
4. Игра-сценка «Рыбки-рыбешки».
• Освоение варежковых кукол-говорончиков.
1. Упражнение «Кто кого обидел первым?».
2. Упражнение «Вкусное пироженое».
3. Упражнение «Смешная рожица».
4. Упражнение «Кто Я?».
5. Упражнение «Маленькие сценки».
• Освоение штоковых кукол.
1. Представление «Петушок».
2. Упражнение «Скачите палочки».
3. Упражнение «Ножки»
4. Упражнение «А теперь ты».
5. Сценка «Мышки».
• Освоение платковых кукол.
1. Упражнение «Бабочка».
2. Упражнение «Алые цветочки».
3. «цветы и бабочки»
• Освоение перчаточных кукол.
1. Упражнение «За грибами».
2. Упражнение «Облачка и птичка»
3. Упражнение «Танец кукол».
• Освоение театра теней.
1. Упражнение «Живые картинки»
2. Упражнение «Прятки»
3. Упражнение «Великан»
• Освоение больших напольных кукол.
Это куклы, которым может управлять один ребенок или одновременно двое детей, способствуют развитию чувства партнерства и координации движений.
Упражнение «Куклы – цветы»
• Упражнение с атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии.
1. Упражнение «Буратинки»
2. Упражнение «Карусельки»
3. Упражнение «Музыкальная капель»
4. Упражнение «Игры с бусами».
• Упражнение на развитие голоса и речи.
Упражнение на дыхание:
1. «Самовар»
2. «Чайник»
3. «Филин»
4. «Пчелка»
5. «Комар»
6. «Качаем мальчика»
7. «Скрипят деревья»
8. «Пьем чай»
Упражнение на силу голоса.
1. «Звонок»
2. «Муха»
Перспективный план работы.
Возраст детей 3 – 4 года (предполагается одно занятие в неделю).
Базовые задачи:
Развитие воображение и фантазии, а также внимания, памяти речи, выразительной мимики и пантомимики в коммуникативных играх, упражнениях, этюдах, сценках.
Задачи специальные (дополнительные):
1. Подведение детей к пониманию театральной игры как представления для зрителя.
2. Знакомство с различными театральными куклами (настольными, пальчиковыми, прыгунками, штоковыми и др.) и их заменителями (атрибутами) и освоение элементарных действий с ними. Подведение детей к пониманию того, что в качестве куклы может быть любой предмет.
3. Освоение основных театральных действий: выход на сцену, представление, поклон и ход.
Содержание занятий в 1-ом квартале
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Настольный театр (театр игрушки)
1 этап.Показ педагогом небольших представлений по сказкам: русские народные сказки «Теремок», «Колобок», «Под грибом» В. Сутеев, а также показы – импровизации.
2 этап. Игры – импровизации с куклами, манипулирование настольной куклой под музыкальное сопровождение.
3 этап. Упражнение «Игрушки озорники», «Кукла, кукла, походи!», игра-импровизация «Сказки на полу», игры с использованием настольной ширмы,сцены и различных кукол: настольного, пальчикового театра, прыгунков, верховых кукол.
4 этап. Привлечение детей к самостоятельному кукловождению – «Концерт кукол».
Пальчиковый театр.
1 этап.Показ педагогом небольших представлений по сказкам: русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Утенок и цыпленок» по В. Сутеев. Обыгрывание небольших сказок вместе с педагогом. Побуждение детей произносить простейшие слова, фразы.
2 этап. Упражнения «Ай-яй-яй», «Иди сюда», «День рождения пальчика», «Здравствуй, кукла! Как дела?»
3 этап. Игры «Живые пальчики», «Выступление пальчиков-артистов», «Куколки на ширме», игры-импровизации.
4 этап. Обыгрывание стихотворений А. Барто «Зайка», «Лошадка», «Грузовик», «Слон» и др.
Куклы – прыгунки
1 этап. Показ педагогом импровизированной сценки «Зайка – трусишка»
2 этап. Упражнение «Мячик попрыгунчик», «Погуляй с моей игрушкой».
3 этап.Импровизированные выступления: «Веселый платочек», «Прыгунки на сцене». Освоение пространства сцены. Подражание походке животных.
4 этап. «Концерт кукол». Обыгрывание стихотворений соответствующее возрастным возможностям детей.
Упражнение на дыхание: «Бабочки летают», «Ветер дует на листок».
Сказка – игра «Дом -1», тренинг «Загадочные сны», «Тихий сон», «Добрый сон».
2-ой квартал
(Декабрь, январь, февраль)
Варежковые куклы.
1 этап. Знакомство с варежковыми рыбками.
2 этап. Упражнения «Рыбки – подружки», «Поплыли».
3 этап. Игра-сценка «Рыбки-рыбешки». Совместная игра педагога с детьми под музыкальное сопровождение.
4 этап. Выступление детей «Рыбки – подружки».
Штоковые куклы.
1 этап. Представление «Петушок»
2 этап. Упражнение И. Галянт «Скачите палочки», «Ножки».
3 этап. Сказка-импровизация.
4 этап. Выступление кукол – сценки «Мышка», «Петушок», сказка «Утенок и цыпленок» (по В. Сутееву).
Куклы – ложки.
Разыгрывание сказки (по выбору педагога, соответствующей возрастным возможностям детей.
Импровизированные монологи и диалоги с куклами, привлечение детей к танцевально-творческой деятельности с атрибутами под музыкальное сопровождение. Подражание походкам и манерам животных. Упражнение с атрибутами «Погуляем – потанцуем».
Сказка –игра «Дом-2».
Тренинги «Загадочные сны»: «Добрый сон», «Тихий сон», «Чуткий сон».
Игры с бусами: «Дорожка», «Улитка».
3-й квартал
(март, апрель, май)
Упражнение на дыхание.
Пособия: тучка с дождиком, рыбки в аквариуме и др.
Подражание походкам и манерам животных под музыкальное сопровождение. Работа над выразительным исполнением текста для будущей театральной постановки.
Театр масок.
Дети выбирают маску любого сказочного героя и разыгрывают сказку (педагог выступает в роли рассказчика).
Импровизированные действия детей на сцене. Сказка-игра «Дом-2».
Драматизация ранее разученных сценок на сцене (с элементами костюмирования).
Инсценирование сказки «Репка», «Заюшкина избушка», «Снегурушка» или другая театральная постановка, соответствующая возрастным возможностям детей.
Разыгрывание диалогов на сцене с элементами костюмов и декорациями. Примерка костюмов, минимальное нанесение грима, соединение сценок в единое действо и выступление для детей 2-ой подгруппы.
Просмотр спектаклей, показанных детьми другой группы.
Перспективный план консультаций для воспитателей.
Сентябрь. «Полезные прогулки».
Расширяйте круг общения детей, чаще приглашайте их к общению, расширяйте маршруты прогулок, приучайте детей спокойно относится к новым местам.
Октябрь. «Развитие самостоятельности у детей».
Не старайтесь сами все сделать за ребенка, предупреждая их любые затруднения; дайте им определенную меру свободы и самостоятельных действий. Помните, что гиперопека и чрезмерное беспокойство взрослых тормозит развитие детей.
Ноябрь. «Повышение у детей психологического статуса».
Постоянно укрепляйте у детей уверенность в себе, в собственных силах.
Декабрь. «Воспитание коммуникативной культуры – путь к успеху в дальнейшей жизни».
Привлекайте детей к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых неуверенным детям пришлось бы вступить в контакт с незнакомыми взрослыми.
Январь. «Праздник – дело серьезное».
Ничто так не сплачивает коллектив, как проведение совместных праздников. Постарайтесь сделать праздник для детей волшебным и незабываемым – это так важно для их эмоционального благополучия.
Февраль. «Развитие любознательности».
Поддерживайте естественную любознательность детей и стимулируйте их общение с людьми, в результате которого они получат удовольствие и удовлетворят свои интересы.
Март. «Мы – дружная семья» (игры на сплочение).
Стремитесь удовлетворить потребности детей в эмоциональном и тактильном контакте со взрослым. Старайтесь стать для детей примером в общении с близкими людьми в коллективе.
Апрель. «Игра – дело серьезное».
Помните, что игру называют восьмым чудом света. Играть полезно не только детям, но и взрослым. С помощью игры можно решить многие проблемы.
Май. «Как научиться управлять своими эмоциями».
В работе воспитатели используют наглядный и печатный материал. Можно использовать стенд в виде «Театральной афиши»,в которой могут быть размещены следующие материалы:
Информация о достижениях детей в театрализованной деятельности
Рисунки, фотографии, высказывания детей.
Как показывает опыт, дети любят, когда их близкие взрослые принимают активное участие в постановке спектаклей и гордятся их талантами.
Поэтому важно отметить творчество взрослых, специально продумайте церемонию их награждения после представления.
Источник