Развитие ребенка в рисовании во второй младшей группе
Наталья Платонова
Развитие технических навыков детей второй младшей группы в рисовании.
Тема: «Развитие технических навыков детей второй младшей группы в рисовании
».
В системе воспитания детей дошкольного возраста больше место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие с одной стороны отчетливы представлений о тех предметах, которые должны быть нарисованы, умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа, подчинить движения руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развития движений руки, то есть технических навыков.
Дидактическая игра поможет нам в развитии мелкой моторики руки и технических навыков детей. Большинство детей нашей группы не умеют держать инструмент, которым рисуют (карандаш, фломастер, кисть, не обладают рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают не уверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования или их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное. Поэтому овладение технической (графической) стороной рисования является наиболее важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развитие способностей к рисованию (Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина). [5,6].
В начале работы было проведено обследование уровня изобразительной деятельности детей по методике Г. Г. Григорьевой при письменном согласии родителей. [1,2]. Критериями обследования и отнесения к уровню являются правильность выполнения задания, степень самостоятельности и наличие проявлений творчества и соответствие возрасту.
Исходя из результатов обследований, стало видно, что развитие изобразительной деятельности детей соответствует возрасту. Дети достаточно отчётливо воспринимают сенсорные параметры окружающего — цвет, форма, величина. У детей есть некоторые технические представления, полученные ими как в стихийном опыте, так и в процессе воспитания и обучения в детском саду. Однако эти представления отличаются неконкретностью. Дети затрудняются в самостоятельном выборе технических приёмов, в выборе выразительно-изобразительных средств. В результате детские работы бедны по содержанию, технике рисования, графические навыки и умения несовершенны. Среди показателей уровня развития изобразительной деятельности хуже восприятие предмета и технические навыки.
На основании результатов обследования мы поставили перед собой следующую цель и задачи работы:
Создавать условия для развития технических навыков в рисовании средствами дидактических игр.
Задачи:
1. Выявить возможности и особенности формирования регуляции рисовального движения по каждому из параметров – скорость, размах, сила;
2. формировать графические навыки и умения средствами упражнений;
3. развивать технику работы с различными художественными материалами.
4. Развивать способность к регуляции, направленных на овладение детьми специфическими перцептивными действиями, приводящих к определённому графическому результату.
На основе полученных данных обследований, мы определили следующие этапы работы по развитию технических навыков в соответствии с логикой формирования деятельности,этапами формирования действий ребенка:
1. Ознакомление детей с изобразительными материалами и пальчиковыми, дидактическими играми по развитию технических навыков.
2. Отработка качества движений в технике рисования.
3. Обобщение умений, навыков в рисовании и перенос их в самостоятельную деятельность детей.
В группе для детей мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами.
Оборудование и материал по развитию изобразительной деятельности детей, который находится в мини центре художественно – эстетического развития детей, мы условно разделили на группы:
• иллюстрации, альбомы; дидактические игры на развитие восприятия «Сложи узор», «Подбери узор», «Спрячь мышку» и тд. ; игры по развитию мелкой моторики; разнообразные раскраски, бумага для рисования; трафареты (овощей, фруктов, геометрических фигур); изобразительный материал, соответственный возрасту детей.
Интерес у детей вызывают игры для развития мелкой моторики типа «Рисование на манке», «Найди свою крышку», «Кто быстрее» (с ленточками). Дети любят рисовать восковыми мелками, фломастерами, цветными карандашами.
На первом этапе работы мы в игровой ситуации познакомили детей с изобразительным материалом. Обыгрывание кисточки, карандашей повышает интерес детей к материалу, желание пользоваться им правильно. Использование игровых приемов помогает привлечь внимание к изображаемым предметам, мотивировать и обосновывать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изображения. Также познакомили детей с дидактическими играми, направленными на овладение специфическими перцептивными действиями, приводящими к определённому графическому результату (скорость, сила, амплитуда). Данные игры вызвали интерес и желание повторять упражнений. Например, Катя после упражнения «Дождик», неоднократно повторяла его в самостоятельной деятельности.
На втором этапе работы мы отрабатывали качество движений в технике рисования по каждому из параметров (ускорение-замедление, увеличение-уменьшение амплитуды, усиление-ослабление нажима).
Детям предлагались игровые изобразительные задания:на скорость: «Дождь идёт», «Полетели листочки с деревьев»;на размах: «Баранки и бублики», «Закрашивание кубиков разных по величине», «Большие и маленькие клубочки»;на силу: «Ниточки толстые и тонкие», «Заборчик для медведя и зайчика», «Закрась кружки светлее и темнее карандашом одного цвета».
Наблюдения показали, что дети заинтересовались процессом изображения предметов, изобразительными материалами. Стали чаще рисовать самостоятельно, повторяя темы занятий. Дети получали удовольствие от манипулирования с изобразительным материалом. Для формирования технических навыков и умений мы предлагали упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, координации движений рук, внимания и тд.
Способы рисования прямых линий формировались на занятиях, где перед детьми стояла задача изобразить предметы, представляющие собой вертикальные и горизонтальные линии, их пересечение («Кубики рассыпались», «Платочки сушатся на верёвочке», «Вагончики»).
Для отработки способов рисования различных форм были выделены занятия, на которых дети изображали предметы разной формы и величины. («Яички простые и золотые», «Воздушные шары», «Цыплята», «Овощи и фрукты»). На всех занятиях детей обучали навыкам владения инструментами, знакомили с техникой рисования (восковые мелки и гуашевые краски).
Улучшение технических навыков и переход умений детей в самостоятельную деятельность, ознаменовал появление третьего этапа, задачей которого было создание условий для переноса усвоенных детьми технических навыков в собственную изобразительную деятельность.
В ходе прогулок дети рисовали на асфальте или песке летом и осенью, на снегу зимой. В группе дети часто рисовали разукрашки, обводили и раскрашивали трафареты, особенно любимы детьми игрушки и машины. Дети стали проявлять элементы творчества не только в изображении, но и в материале. Например, Маша первая применила пластилиновые дорожки на листе бумаги, заявив, что они получились, как настоящие. Саша и Денис с увлечением в самостоятельной деятельности рисуют черточки, палочки, кружочки, соединяя их в незамысловатый рисунок. В повседневной жизни детей довольно часто у большинства появился перенос усвоенных технических навыков в собственную творческую деятельность.
Положительная динамика развития изобразительной деятельности детей, и увеличение точности движений, инициативности, творчества в самостоятельной деятельности детей. Стала совершенствоваться техника рисования, появилась свобода владения материалами. В процессе работы мы выявили один из эффективных путей формирования технических навыков и умений — целенаправленное обучение техники рисования.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Правильные технические навыки и умения формируются не сразу, а постепенно от занятия к занятию, при условии, если учить детей в деятельности. Наблюдения показали, что дети быстрее осваивают навыки рисования различных линий, навыки регуляции движений по силе, размаху, темпу и не могут долго научиться правильному приёму держания карандаша и кисти. Применение правильных технических навыков и умений улучшает изображение.
Список литературы:
1. Григорьева Г. Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. — М., 1995.
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2000.
3. Запорожец А. В. О действенном характере зрительного восприятия предмета. — «Доклады АПН РСФСР», № 1, 1962.
4. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1978.
5. Комарова Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников. М., 1970.
6. Комарова Т. С. О развитии способностей к изобразительной деятельности // Журнал дошкольное воспитание №6, 1990- С. 44.
7. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М., 1994.
Источник
Ирина Новик
Занятия по рисованию во второй младшей группе
Занятия по рисованию во второй младшей группе
Для младших дошкольников занятия рисованием составляют основу учебно-воспитательного процесса. В возрасте 3–4 лет (вторая младшая группа) у детей благодаря урокам по изобразительному искусству происходит активное развитие психических процессов, в частности мышления и восприятия. Кроме того, в рисовании бесформенных, хаотичных линий проявляются творческие задатки, передающие представления малышей о мире вокруг.
Значение изобразительного искусства для детей 3–4 лет
Изобразительное искусство — это результат художественно-творческой деятельности, отображающей представления автора об окружающем мире. В этом смысле ключевым понятием для организации образовательного процесса в детском саду является изобразительная деятельность ребёнка, включающая рисование, лепку и аппликацию. Причём именно рисование является для детей самым доступным способом выразить свои переживания и эмоции. Педагогу рисунки помогают понять малыша, который ещё не владеет речью на достаточном уровне или имеет сложности в общении со взрослыми, сверстниками. В процессе создания рисунка ребёнок учится сравнивать реальные объекты со своими представлениями о них. А также именно этот вид изобразительной деятельности способен увлечь самых непоседливых дошколят.
Целями занятий рисованиемв дошкольном образовательном учреждении является:
• знакомство с прикладным искусством, в частности с произведениями архитектуры, живописи, народными промыслами;
• развитие умения всесторонне изучать предмет, замечая и анализируя его цвет, форму, структуру;
• расширение опыта тактильных ощущений, наблюдательности;
• тренировка глазомера, мелкой моторики
• развитие творческих способностей и навыков передачи окружающих реалий в самостоятельно выполненных работах;
• формирование эстетических представлений о красоте;
• воспитание художественного вкуса.
Задачи занятий рисованием во второй младшей группе
Для реализации поставленных целей на уроках изобразительным творчеством педагогом решаются следующие задачи:
• обучить приёмам отображения на плоскости прямых и круглых линий — дорожек, тропинок, мячиков и пр. (этот навык является ключевым для дальнейшего накопления приёмов изображения предметов — волнистых линий, зигзагообразных и пр.);
• знакомить с принципом раскладывания образа на несколько частей, имеющих геометрические формы (например, неваляшка — из кругов, солнце — из круга и прямых);
• учить передавать в рисунке объекты прямоугольной формы, требующие изменения направления движения руки и формирования угла, замыкания линий в одной точке (например, книжки, окна, флажки и пр. ;
• отрабатывать навык правильного захвата карандаша (тремя пальцами) и основных действий кистью (набирать краску, убирать её излишки о край стакана, промывать кисть, следить за направлением кисти по листу — делать мазки в одном направлении, вести кисточку по ворсу);
• воспитывать чувство гармоничной передачи оттенков (дети оценивают сочетания цветов на свой вкус, давая оценки «красиво»/«не красиво»);
• развивать пространственное мышление и тренировать навык размещения композиции рисунка в центре листа;
• учить прорисовывать прямые и пересекающиеся линии, очертания предметов элементарных геометрических форм;
• формировать умения внимательно выслушивать указания педагога, ориентироваться на наглядность при выполнении рисунка, а также соблюдать оговоренную последовательность действий;
• стимулировать интерес к занятиям рисованием.
Материалы для рисования
Для того чтобы процесс приобщения к изобразительному творчеству был интересным и продуктивным, важно правильно выбрать материалы.
Основа
В качестве подложки самыми подходящими будут листы белой бумаги формата А4. Однако это не исключает вариант использования листов цветной бумаги для принтера, ведь рисовать солнце интереснее на голубом фоне «неба», а снег на темном, почти фиолетовом, то есть на листе соответствующего оттенка. При этом следует учитывать, что бумага должна быть достаточно плотной, ведь малыш первое время так интенсивно водит кистью по поверхности, что протирает лист до дыр. Поэтому если тема предполагает плотное заполнение листа композицией рисунка (например, в задании «Деревья на нашем участке», то лучше вообще использовать тонкий картон.
Если рисунок выполняется карандашами, то размер листа может быть меньше, так как для создания изображения нужно многократно выполнить однообразные движения, а выполнение этих манипуляций на большом формате утомляет детей.
Краски, кисточки, карандаши
• Во второй младшей группе дети больше рисуют гуашью, дающей яркие и насыщенные тона, причём педагог обязательно тонирует цвета, получая максимально подходящие оттенки, яркость которых, в свою очередь, выступает дополнительным стимулом для малышей в постижении основ изобразительного искусства. К тому же гуашь, в отличие от акварели, не нужно разбавлять водой.
• Для детей 3–4 лет оптимальным будет комплект из шести цветов — в большем числе оттенков малышам сложнее определиться с подходящими.
• Самый удобный вариант кисти для начинающих творцов — беличья кисточка с коротким черенком (№№ 10–14).
В процессе работы педагог постоянно делает акцент на правильный захват кисти (карандаша, фломастера): держим карандаш за середину тремя пальцами. Такое положение напоминает клюв птицы.
Карандаши следует брать мягкие, хорошего качества, чтобы они не крошились. Что касается количества цветов, то их может быть 6–8. Малышам сложно держать в пальцах тонкие, что называется стандартные, карандаши, поэтому есть смысл брать потолще.
С карандашами малыши знакомы ещё с прошлого года, именно ними юные художники делали первые линии на листе бумаги, используя для этого 1–2 цвета.
Дополнительные материалы
Несмотря на начальный уровень владения изобразительным творчеством, малыши уже во второй младшей группе знакомятся с разными нетрадиционными техниками рисования. Поэтому без дополнительных материалов не обойтись.Самыми востребованными оказываются:
• ватные палочки, маленькие воздушные шарики (для нанесения краски);
• осенние листья (для создания отпечатков и для декора);
• семечки (для создания объёмных элементов рисунка, например, иголок ёжика);
• конфетти (для придания яркости подложки в «праздничных» темах, например, «Новый год», «День рождения куклы» и др.).
Техники и методы рисования во второй младшей группе
Несмотря на то, что дети второй младшей группы только в начале пути освоения приёмов создания графических образов, они знакомятся с довольно обширным перечнем методов этого вида изобразительной деятельности и в традиционных, и в нетрадиционных техниках. При этом по форме исполнения рисунок может быть индивидуальным или коллективным — это зависит от того, каким образом удобнее раскрыть тематику занятия. Например, букет для мамы удобнее «собирать» всем вместе, а рисовать солнышко индивидулально.
Тематика занятий по рисованию
Уроки изобразительного творчества планируются по темам, которые освещаются в том числе и в других образовательных курсах учебно-воспитательной программы для второй младшей группы. Это позволяет сгруппировать темы по блокам:
• геометрические формы;
• украшения;
• мир природы;
• праздники, игрушки, транспорт;
• патриотическое, семейное воспитание, безопасность.
Суть анализа изобразительной деятельности во второй младшей группе
Результативность продуктивной деятельности малышей в рамках изобразительного творчества оценивается по готовым работам юных творцов. Поэтому педагогу важно знать,какие параметры учитываются при рассмотрении детских рисунков:
• качество выполненных линий (слишком неровные говорят о слабой моторике);
• объективность цветопередачи — в работе могут быть нестандартные цветовые решения, к примеру, оранжевое, а не жёлтое солнце, однако кардинальные расхождения, повторяющиеся из рисунка в рисунок, могут быть сигналом для консультации с психологом и разговором с родителями;
• правильность штриховки — если у малыша трудности с направлением линий, нажимом, стоит давать ему дополнительные задания на отработку навыка;
• прорисовка углов при пересечении прямых в изображении объектов прямоугольной формы — чем больше угол напоминает прямой, тем выше уровень владения навыком у ребёнка;
• аккуратность рисунка в целом;
• способность дать оценку своему рисунку.
Значение рисования в развитии малышей 3–4 лет переоценить нельзя. Ведь именно этот вид изобразительной деятельности помогает им не только выразить себя, но и способствует развитию мышления, восприятия, эстетических представлений. С методической точки зрения, обширность тематики рисунков на занятиях разных образовательных направлений, а не только на уроках рисования, расширяет представления детей об объектах окружающего мира и обогащает их жизненный опыт.
Источник