Развитие ребенка в раннем возрасте презентация

Слайд 1

«Особенности развития детей раннего возраста» Составила: Бурмистрова Юлия Викторовна педагог-психолог МДОУ «Детский сад №11 «Золотой петушок» г.Ртищево Саратовской области » 2015г.

Слайд 2

Период от 1 года до 3 лет — – это следующий этап в развитии ребенка – это психологическое отделение от матери – и наступает уже раннее детство. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, затем появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Слайд 3

Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно разделить на 3 возрастных периода 1 период. Начинается от года и заканчивается в полтора. Когда ребенок начинает ходить и говорить, он приобретает самостоятельность и становится исследователем. 2 период. Начинается в полтора года и длится до 2 лет. Ребенок совершенствует приобретенные навыки, определяется со своим местом в окружающем пространстве и четко проявляет свой характер. 3 период . Его можно обозначить с 2 лет и до наступления 3, он носит завершающий характер для всего раннего детства.

Слайд 4

В этом возрасте происходят изменения: в личностном развитии; в познавательной сфере; в социальной ситуации развития (ССР).

Слайд 5

«Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. Убедиться в этом можно, наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, стул, кукла, ложка и т. д. Может возникнуть ощущение, что ему ничего больше не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов. Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. ССР ребенка в этом возрасте выглядит так:

Слайд 6

восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь. Познавательная сфера

Слайд 7

Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных условиях, так как оно является доминирующей функцией сознания. Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ори­ентировочных действий. Затем он переходит к их зрительному соотне­сению, перейдя к зрительной ориентировке, ребенок выполняет верно действия уже без предварительного примеривання . Поэтому в возрасте 2,5—3 лет ребенок уже способен осуществить выбор предмета сначала по форме, потом по величине, по цвету. Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит и к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Слайд 8

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Так как ребенок знакомится все с большим количеством новых пред­метов, у него совершенствуется способность переключать и распреде­лять внимание. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. Под влиянием речи у ребенка складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.

Слайд 9

Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным вос­приятием — узнаванием. Память носит непро­извольный характер. Она теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте при­нимает участие в развитии всех видов познания. от 1 года до 2 лет ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5—2 месяца; — на третьем году он уже может узнать объекты, которые видел год назад. В связи с развитием речи стремительно развивается словесно-смыс­ловая память ребенка.

Слайд 10

В возрасте 1—3 лет начинают формироваться мыслительные опера­ции, которые проявляются в различении и сравнении различных при­знаков: цвета, формы, размера. На 2-3 году у ребенка появ­ляются первые общие представления об этих признаках. К 3 годам возникает знаково-символическая функция. Ребенок постепенно начи­нает осваивать операцию замещения: один предмет может быть исполь­зован как заместитель другого.

Слайд 11

В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения , такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.

Слайд 12

После 1,5 лет отмечается активность самостоятельной речи и речевого общения. Ребенок начинает сам спрашивать названия интересующих его предметов или явлений. Вначале он пользуется языком жестов, мимики и пантомимики или указующим жестом, а потом к жесту добавляется вопрос, выраженный в словесной форме. Ребенок научается при помощи речи управлять поведением других людей. До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 – 1200–1500 слов.

Читайте также:  Центр развития ребенка щелково

Слайд 13

Личностное развитие

Слайд 14

В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка. Личностная социализация

Слайд 15

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем годам , появляется местоимение «я». Становление самосознания

Слайд 16

Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка — осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Формирование самооценки

Слайд 17

Отмечается развитие самостоятельности . Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность. Развитие самостоятельности

Слайд 18

У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д. Развитие эмпатии

Слайд 19

У ребенка появляется потребность в достижении успеха . Эта потребность формируется поэтапно. Сначала ребенок начинает осознавать свои успехи и неудачи, затем может объяснить успехи и неудачи других людей, потом он приобретает способность различать задания по степени трудности и оценивать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения данного задания, и, наконец, может оценивать свои способности и прилагаемые усилия. Потребность в достижении успеха

Слайд 20

Спасибо за внимание

Источник

Слайд 1

«Воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста» Составила: Веряскина Светлана Петровна педагог-психолог МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок» «Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни человека…» В.М. Бехтерев

Слайд 2

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша. На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности.

Слайд 3

Период от 1 года до 3 лет — – это следующий этап в развитии ребенка – это психологическое отделение от матери – и наступает уже раннее детство. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, затем появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Слайд 4

Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно разделить на 3 возрастных периода 1 период. Начинается от года и заканчивается в полтора. Когда ребенок начинает ходить и говорить, он приобретает самостоятельность и становится исследователем. 2 период. Начинается в полтора года и длится до 2 лет. Ребенок совершенствует приобретенные навыки, определяется со своим местом в окружающем пространстве и четко проявляет свой характер. 3 период . Его можно обозначить с 2 лет и до наступления 3, он носит завершающий характер для всего раннего детства.

Слайд 5

В этом возрасте происходят изменения: в личностном развитии; в познавательной сфере; в социальной ситуации развития .

Слайд 6

восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь. Познавательная сфера

Слайд 7

Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных условиях, так как оно является доминирующей функцией сознания. Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ори­ентировочных действий. Затем он переходит к их зрительному соотне­сению, перейдя к зрительной ориентировке, ребенок выполняет верно действия уже без предварительного примеривання . Поэтому в возрасте 2,5—3 лет ребенок уже способен осуществить выбор предмета сначала по форме, потом по величине, по цвету. Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит и к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Читайте также:  Математическое развитие ребенка в системе дошкольного

Слайд 8

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Так как ребенок знакомится все с большим количеством новых пред­метов, у него совершенствуется способность переключать и распреде­лять внимание. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. Под влиянием речи у ребенка складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.

Слайд 9

Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным вос­приятием — узнаванием. Память носит непро­извольный характер. Она теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте при­нимает участие в развитии всех видов познания. от 1 года до 2 лет ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5—2 месяца; — на третьем году он уже может узнать объекты, которые видел год назад. В связи с развитием речи стремительно развивается словесно-смыс­ловая память ребенка.

Слайд 10

В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения , такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.

Слайд 11

В возрасте 1—3 лет начинают формироваться мыслительные опера­ции, которые проявляются в различении и сравнении различных при­знаков: цвета, формы, размера. На 2-3 году у ребенка появ­ляются первые общие представления об этих признаках. К 3 годам возникает знаково-символическая функция. Ребенок постепенно начи­нает осваивать операцию замещения: один предмет может быть исполь­зован как заместитель другого.

Слайд 12

После 1,5 лет отмечается активность самостоятельной речи и речевого общения. Ребенок начинает сам спрашивать названия интересующих его предметов или явлений. Вначале он пользуется языком жестов, мимики и пантомимики или указующим жестом, а потом к жесту добавляется вопрос, выраженный в словесной форме. Ребенок научается при помощи речи управлять поведением других людей. До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 – 1200–1500 слов.

Слайд 13

Личностное развитие

Слайд 14

В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка. Личностная социализация

Слайд 15

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем годам , появляется местоимение «я». Становление самосознания

Слайд 16

Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка — осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Формирование самооценки

Слайд 17

У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д. Развитие эмпатии

Слайд 18

Отмечается развитие самостоятельности . Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность, ссоры. Развитие самостоятельности

Слайд 19

У ребенка появляется потребность в достижении успеха . Эта потребность формируется поэтапно. Сначала ребенок начинает осознавать свои успехи и неудачи, затем может объяснить успехи и неудачи других людей, потом он приобретает способность различать задания по степени трудности и оценивать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения данного задания, и, наконец, может оценивать свои способности и прилагаемые усилия. Потребность в достижении успеха

Слайд 20

Спасибо за внимание

Источник

Слайд 1

Этапы возрастного развития ребенка. Особенности и закономерности развития детей раннего возраста.

Слайд 2

В развитии ребенка психологи выделяют следующие возрастные периоды: «новорожденность» « младенчество» « ранний возраст» « дошкольный возраст»

Слайд 3

Первый год жизни Новорожденность Младенчество

Слайд 4

Период новорожденности Новорожденным называют ребёнка в возрасте до 2 месяцев, до момента появления комплекса оживления.

Читайте также:  Развитие речи ребенка через развивающую игру

Слайд 5

Младенчество М ладенческий возраст от 2 месяцев до 1 года. Ведущая деятельность младенческого периода – эмоциональное общение

Слайд 6

Первый кризис – кризис первого года Не забывайте, что ваш ребенок многому научился за год, и многое уже умеет, но он еще не научился рассказать о своих желаниях или потребностях. Ребенку не понять, почему ему запрещают, поэтому продолжает изучать запретный предмет, а в ответ еще громче родители произносят нельзя. Вот тут ребенок не выдерживает и начинает плакать, потому что словами он не может еще высказать своего недовольства. Вот и происходит столкновение воли ребенка и воли родителя, ребенок продолжает самостоятельное изучение окружающего мира, и опять натыкается на запреты.

Слайд 7

Ранний возраст (от года до трех лет) • предметная деятельность и деловое общение со взрослым; • активная речь; • произвольное поведение; • формирование потребности в общении со сверстниками; • начало символической игры; • самосознание и самостоятельность Социальная ситуация развития, характерная для раннего детства может быть обозначена формулой: Ребенок Предмет Взрослый

Слайд 8

Дошкольный возраст от 3-7 лет Дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет. Ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра.

Слайд 9

Закономерности развития детей раннего возраста

Слайд 10

Ребёнку всё хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения – ситуативно-деловое общение. Которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребёнка со взрослым вплоть до трёх лет. Контакт становится опосредованным предметами и действием с ними

Слайд 11

Предметная деятельность — Смысловой центр ситуации усвоения предметных действий – взрослый и совместная деятельность с ним . — Ребёнок в начале усваивает в новых действиях наиболее общее : цель, смысл, основной рисунок, т.е. то, что делает действия осмысленными и целенаправленными. — Взрослый – образец для подражания, руководитель, контролёр, а также источник эмоциональной поддержки.

Слайд 12

Познавательное развитие Восприятие Зрительное восприятие носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на случайные признаки. Возникает зрительная ориентировка, целенаправленный выбор предмета по образцу. Развивается слуховое восприятие и Фонематический слух . Внимание и память носят непроизвольный характер и вплетены в другую деятельность Мышление. Для детей раннего детского возраста характерно наглядно- действенное мышление. В раннем детстве происходит формирование обобщения. Обобщение предметов первоначально возникает в действии , а затем закрепляется в слове.

Слайд 13

Развитие речи Этапы развития речи. Этап автономной детской речи. Появление первых активных слов.( Примерно во второй половине второго года жизни ребёнок начинает говорить.) Усвоение грамматического строя речи. (расширяется круг общения, повышается речевая активность, возрастает интерес к детской речи) Речь начинает выступать в роли основного средства познания . Феномен автономной речи впервые описал Ч. Дарвин. Эта речь отличается по звучанию и значению. Она не совпадает с речью взрослых. В усвоении грамматического строя русского языка в раннем детстве выделяют два периода: первый период – от 1 года 3 месяцев до 2 лет. Это время предложений, состоящих из слов, которые употребляются в неизменном виде. Второй период – от 1 года 10 месяцев до 3 лет. В этот период происходит интенсивное усвоение грамматической структуры предложения, связанное с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения

Слайд 14

Главные направления по активизации речи 1.Обратить внимание на типичные интересы ребёнка, на свойственный ему на данном этапе тип общения со взрослым (эмоциональный или деловой); 2.Обращаясь к ребёнку, следует говорить чётко и ясно, не слишком тихо и добиваться от него внятного произношения; 3.Необходимо больше разговаривать в быту, включать активную речь в предметные действия, сопровождать показ предметов и игрушек эмоционально насыщенным и увлекательным для малыша рассказом; 4.Рассказывать сказки, читать стихи, совместно рассматривать яркие, красивые картинки, книжки; 5.Стимулировать стремление ребёнка заговорить, для чего давать поручения (сказать, сообщить, позвать).

Слайд 16

Кризис трех лет «Я сам!» Что делать???

Слайд 17

Возраст строптивости Ребенок хочет отделиться от родителей, осознает свое «Я». Возрастают самостоятельность, активность ребенка. 2,5 – 3,5-4 года.

Слайд 18

С емизвездие симптомов кризиса трёх лет.

Слайд 19

Спокойствие, только спокойствие; Методом проб и ошибок; Свобода выбора; Что наша жизнь? Игра!

Слайд 20

Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценной игры.

Слайд 21

Давайте играть! Удачи!

Слайд 22

Презентацию подготовили слушатели курса: Козлова Л.С. Куликова М.В. Хусаинова Г.Р.

Слайд 23

Используемая литература: И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий «Возрастная п сихология» Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Интернет-ресурсы

Источник