Развитие ребенка в раннем детстве курсовая

Развитие ребенка в раннем детстве курсовая thumbnail

Развитие ребенка в раннем детстве курсовая

Общая характеристика условий психического развития в раннем детстве. Основные психологические новообразования раннего возраста. Рассмотрение кризиса 3 лет как внутренней перестройки по оси социальных отношений. Универсальная значимость эмоций ребенка.

Подобные документы

  • Понятие раннего возраста. Характеристика теории Эриксона и Фрейда. Структура идентичности: соматическая, личностная, социальная. Анализ уровней развития нравственных суждений. Основные особенности и этапы развития психики ребенка в раннем детстве.

    контрольная работа, добавлен 02.03.2012

  • Характеристика раннего детского возраста, его основные стабильные периоды и отличительные признаки, качественные преобразования. Развитие мышления в раннем детстве. Оценка роли и значения предметных игр в процессе развития детей раннего возраста.

    контрольная работа, добавлен 17.01.2010

  • Характеристика личностного и эмоционального развития ребенка в раннем детстве. Сензитивный период развития речи. Особенности развития предметной деятельности, игры, воображения. Восприятие, внимание, память, мышление в раннем возрасте. Кризис трех лет.

    контрольная работа, добавлен 19.01.2011

  • Характеристика психологического развития детей раннего возраста. Роль общения со взрослыми в развитии ребенка раннего возраста, влияние братьев и сестёр на развитие эмоциональной сферы. Исследование развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.

    курсовая работа, добавлен 22.07.2011

  • Возникновение кризиса трех лет в результате появления первых страхов ребенка и его интенсивного умственного развития в раннем возрасте. Описание признаков семилетнего кризиса как соединительного звена между дошкольным и школьным возрастом детей.

    контрольная работа, добавлен 12.03.2011

  • Динамика психического развития ребенка: в эмбриональном периоде, до 1 года, в раннем детстве, дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. Особенности личности в зрелом возрасте. Психика пожилого, старческого возраста и долгожителей.

    контрольная работа, добавлен 09.11.2010

  • Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Особенности развития памяти в раннем детстве. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций ребенка. Диагностические методики обследования памяти у детей 1-3 лет.

    дипломная работа, добавлен 17.11.2012

  • Актуальность проблемы адаптации и ее виды у детей раннего возраста. Особенности развития детей раннего возраста (нервно-психического и физического, познания и общения). Организация условий в ДДУ для адаптации детей раннего возраста, ее формы и способы.

    курсовая работа, добавлен 13.08.2010

  • Понятие возраста и кризиса в развитии человека. Младенчество (от рождения до 1 года). Ранний возраст (1-3 года). Дошкольный возраст. Младший школьный, подростковый возраст. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста.

    реферат, добавлен 08.03.2005

  • Влияние коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста. Основные стили педагогического мышления. Психолого-педагогическая характеристика речевого развития детей. Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста.

    дипломная работа, добавлен 13.09.2010

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Развитие ребенка в раннем детстве курсовая

Физическое развитие и развитие двигательных навыков ребенка раннего возраста, особенности общения и развитие речи. Понятие «личность» у детей. Формирование любви и симпатии к близким людям в младенчестве. Приобретение социальных моделей поседения.

Подобные документы

  • Характеристика раннего детского возраста, его основные стабильные периоды и отличительные признаки, качественные преобразования. Развитие мышления в раннем детстве. Оценка роли и значения предметных игр в процессе развития детей раннего возраста.

    контрольная работа, добавлен 17.01.2010

  • Период интенсивного развития речи. Формирование у ребенка речевого слуха, накопление словаря, овладение грамматическим строем языка. Развитие речи у детей до года. Игрушки для ребенка от 6 месяцев до года. Веселые упражнения для развития малыша.

    реферат, добавлен 13.12.2011

  • Типы ощущений по Е.И. Рогову: интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, категориальность. Развитие сенсорных процессов в онтогенезе. Развитие восприятия у детей раннего возраста.

    курсовая работа, добавлен 05.09.2010

  • Развитие личности в зрелом возрасте, ее особенности и свойства в данный период жизненного цикла, специфика построения общения. Этапы, виды и составляющие компетентного общения в зрелом возрасте, исследование влияния на него личностных признаков и черт.

    курсовая работа, добавлен 17.09.2014

  • Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства. Кризис трех лет. Дошкольный возраст: развитие мышления, речи, внимания, памяти и воображения ребенка. Виды деятельности, характерные для данного возраста. Эмоционально-волевая сфера дошкольника.

    контрольная работа, добавлен 26.01.2014

  • Психолого-педагогические особенности общения. Ребёнок и сверстник, общение ребёнка со сверстником. Развитие речи в процессе общение со сверстниками. Свойства и роль общения со взрослыми в развитии ребёнка. Общение со взрослыми в дошкольном возрасте.

    курсовая работа, добавлен 20.10.2010

  • Обзор психолого-педагогических исследований семейного воспитания. Особенности формирования личности ребенка. Анализ стилей семейного воспитания и их влияния на развитие и формирование познавательной активности и самостоятельности в дошкольном возрасте.

    дипломная работа, добавлен 24.12.2017

  • Особенности и характеристика развития мышления. Образное мышление и взаимосвязь форм мышления ребенка. Осмысление речи и развитие внимания в дошкольном возрасте. Развитие памяти и воображения, умственная не зрелость. Область познания ребёнка-дошкольника.

    курсовая работа, добавлен 25.03.2009

  • Понятие раннего возраста. Характеристика теории Эриксона и Фрейда. Структура идентичности: соматическая, личностная, социальная. Анализ уровней развития нравственных суждений. Основные особенности и этапы развития психики ребенка в раннем детстве.

    контрольная работа, добавлен 02.03.2012

  • Особенности формирования и развития личности ребенка. Основные функции семьи. Эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Положительное воздействие на личность ребенка доброжелательных отношений в семье.

    курсовая работа, добавлен 03.07.2014

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам
Читайте также:  Развитие ребенка на десятом месяце жизни

Источник

Психическое развитие младенца. Эмоционально-личностное общение с взрослыми людьми как ведущий вид деятельности в младенческом возрасте. Хватание, ходьба и первое слово. Возрастные закономерности психомоторного развития ребенка от рождения до трех лет.

Подобные документы

  • Общая характеристика и значение эмоционально-личностного общения в младенческом возрасте. Сущность кризиса новорожденности. Особенности эмоционально-личностного общения в первом и втором полугодии жизни. Поведенческие симптомы кризиса одного года.

    контрольная работа, добавлен 02.03.2010

  • Психическое развитие ребенка. Основные особенности младенческого возраста. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах. Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми в младенческом возрасте.

    реферат, добавлен 13.11.2008

  • Основные этапы психосексуального развития ребенка. Главные особенности психосексуального развития в младенческом возрасте. Процесс формирования пола ребенка. События от момента рождения ребенка до формирования необратимой половой аутоидентификации.

    реферат, добавлен 12.03.2016

  • Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства. Кризис трех лет. Дошкольный возраст: развитие мышления, речи, внимания, памяти и воображения ребенка. Виды деятельности, характерные для данного возраста. Эмоционально-волевая сфера дошкольника.

    контрольная работа, добавлен 26.01.2014

  • Факторы психического развития ребенка. Раннее детство: врожденное и приобретенное, приспособление к новым условиям жизни. Особенности младенческого возраста: автономная детская речь, истоки личности. Показатели развития ребенка от года до трех лет.

    дипломная работа, добавлен 26.07.2012

  • Основные закономерности развития детей в дошкольном возрасте. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте: особенности развития личности и интеллекта.

    курсовая работа, добавлен 06.05.2011

  • Исследования ведущих отечественных психологов проблемы общения детей раннего возраста со взрослыми. Врожденные формы психики, особенности общения и поведения младенца. Моторика младенца, значение развития движений ребенка в первые месяцы жизни.

    реферат, добавлен 12.07.2010

  • Подходы к периодизации детства и определению ведущего типа деятельности. Деятельность в младенческом возрасте и в раннем детстве. Значение игры как ведущего типа деятельности в психическом развитии дошкольника. Психическое развитие школьника и подростка.

    курсовая работа, добавлен 12.02.2009

  • Комплекс оживления. Особенности общения ребенка со взрослым в младенческом возрасте. Развитие самопознания, самооценки и чувства взрослости в юношеском возрасте. Правила, регулирующие распространение психодиагностических методик.

    контрольная работа, добавлен 09.07.2007

  • Факторы, определяющие отношения детей к взрослым. Общение ребенка со взрослыми на протяжении детства. Формы общения. Ситуативно-деловое общение. Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка. Негативное влияние конфликтов в семье.

    курсовая работа, добавлен 28.10.2007

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика раннего возраста как этапа развития 3
2. Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста 7
3. Роль предметных игр в развитии детей раннего возраста 10
Заключение 12
Литература 13

Введение

Раннее детство – это чрезвычайно важный период психического развития, который характеризуется бурным развитием речи и двигательных функций ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых видов деятельности. Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является предметная деятельность, поскольку именно в ней лежат главные интересы ребенка, происходит наиболее интенсивное развитие всех сторон психики и личности малыша. Помимо овладения культурными способами действий с предметами, в рамках предметной деятельности реализуется познавательная активность ребенка, которая в раннем возрасте проявляется в его любознательном стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Уровень развития познавательной активности отражает потребностно-мотивационную сторону предметной деятельности, т.е. стремление узнать нечто новое.
Чрезвычайно важное значение предметной деятельности в раннем возрасте для всего психического развития ребенка определило тему настоящего исследования: «Роль предметной деятельности в раннем возрасте».
Цель работы – изучить роль предметной деятельности в развитии ребенка раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития детей в раннем возрасте.
2. Охарактеризовать развитие предметной деятельности в раннем возрасте.
3. Изучить роль предметной деятельности в психическом развитии детей раннего возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1. Общая характеристика раннего возраста как этапа развития

Ранним в возрастной психологии принято называть возраст от 1 до 3 лет [11, С. 36]. Психофизиологическими особенностями этого периода являются тесная взаимосвязь физического и психического развития, индивидуальные темпы развития (в силу гетерохронности разные системы организма развиваются с разной скоростью), высокая ранимость ребенка и восприимчивость к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи). Это возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых видов деятельности.
К началу раннего детства у ребенка складывается предметное восприятие: он начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и использовать это знание в своих действиях с ними. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью (а позднее – элементарными формами игры и рисования) и речью.
К началу раннего возраста ребенок овладевает зрительными действиями, которые позволяют определить некоторые свойства предметов и регулировать практическое поведение. Однако точность и осмысленность такого предметного восприятия очень невелики, хотя на первый взгляд это и незаметно. Чаще всего дети не могут последовательно, систематически осматривать объект, выявляя его разные свойства, поэтому их восприятие как бы «выхватывает» какой-то один бросающийся в глаза признак и по нему «опознает» предмет. К 3 годам ребенок более внимательно исследует новый предмет. При усвоении предметных действий, главным образом орудийных, в предметах выделяются наиболее общие и постоянные признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер общих понятий. Этому способствует и значительный прогресс в развитии речи и игры.
Основными новообразованиями раннего детства являются прямохождение, развитие предметной деятельности и развитие речи.
Становление речи, которое наиболее интенсивно происходит в раннем возрасте, перестраивает все психические процессы ребенка. Язык усваивается с поразительной быстротой, особенно после того, как дети начинают произносить свои первые слова. В середине второго года происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка и речи. На третьем году жизни происходит интенсивное освоение грамматических структур языка. Овладение грамматической структуры языка позволяет ребенку выражать словами такие отношения предметов, которые не представлены в наглядной ситуации.
Накопление названий предметов происходит, по данным Е.К. Кавериной, в следующем порядке: сначала усваиваются названия непосредственно окружающих ребенка вещей, затем имена взрослых, названия игрушек, изображения предметов одежды и, наконец, частей тела и лица. К 2-2,5 года ребенок понимает почти все обращенные к нему слова. Примерно такой же путь проходит и понимание названий действий: от отсутствия реакции на просьбу или неадекватной реакции через правильное выполнение действия к его усложнению или модификации. Словарный запас достигает 1200-1500 слов к концу 3-го года жизни, в нем встречаются все части речи; среди предложений встречаются основные их типы.
Уже в конце младенческого периода ребенок начинает делать свои первые шаги, сначала держась двумя ручками, потом без опоры. В раннем детстве его активность в освоении пространства еще более нарастает и расширяется: к 3 годам он научается не только ходить, но и бегать, взбираться по лестнице, залезать на стулья, перелезать через препятствия и т.д. Являясь полностью физическим приобретением, способность к самостоятельному передвижению приводит к психологическим последствиям. Овладение ходьбой расширяет границы доступного ребенку мира, дает ему возможность самостоятельно, без посредничества взрослых, знакомиться с новыми предметами и местами. Расширяются свобода и самостоятельность ребенка в ориентировке во внешнем пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов (совместное функционирование зрения, кинестезии и осязания). Главное же, освобожденные от участия в ползании руки расширяют возможности ребенка в манипуляциях с предметами [2, С. 101].

Читайте также:  Значение народной игры в развитии ребенка

Источник

Социальная ситуация развития

Определение 1

В психологии раннее детство – это возрастной период от 1 года до 3 лет.

Это возраст в личностном развитии, познавательной и социальной сферах, возраст формирования новой социальной ситуации развития, когда возникает совместная деятельность ребенка и взрослого и становится предметной. Совместная деятельность связана с тем, что взрослый человек учит ребенка правильно пользоваться предметами, объясняет их необходимость.

В раннем детстве социальная ситуация выглядит так – «ребенок – предмет -взрослый». В этом возрасте для ребенка важным является предмет, который становится для малыша главным и на этом предмете сосредотачивается всё внимание – это может быть машинка, кукла, стул и др. Фактически это не совсем так, потому что овладеть человеческими способами употребления предметов ребенок без помощи взрослого ещё не может.

Мотив деятельности заключается в предмете и способе его употребления, поэтому совместная деятельность становится предметной. В этом возрасте идет интенсивное развитие общения, которое становится не только эмоциональным, но и речевым.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

В конце первого года жизни ребенок становится на ноги, что имеет очень большое значение, а сам этот период получил название ходячее детство. Прямохождение является задачей, связанной с сильными переживаниями, и для её решения важна поддержка, участие и одобрение взрослого человека.

Постепенно малыш начинает ходить уверено, увеличивается его автономность от взрослого и с внешним миром складывается более свободное и самостоятельное общение. Доступными становится большее количество предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность. Возникает желание потрогать всё своими руками, повертеть тот или иной предмет, ребенок требует внимания к себе и совместной игровой деятельности.

Читайте также:  Услуги центра развития ребенка

Разворачивается новая форма общения – ситуативно-деловое. Взрослый становится для ребенка раннего возраста соучастником игры и предметной деятельности, образцом для подражания, который оценивает знания и умения ребенка, эмоционально его поддерживает.

Полноценное общение – это доверчивость и эмоциональность, которую проявляет ребенок, чувствительность к оценке взрослого и перестраивание своего поведения исходя из поведения взрослого, активное использование во взаимодействии речи.

Ребенок в этом возрасте должен усвоить логику предметного действия, которую выделил Д.Б. Эльконин. Например, двухлетний малыш не может спускаться с дивана, пытаясь делать это вниз головой или боком. Взрослый должен повернуть ребенка головой к спинке дивана, спустить сначала одну ножку, а затем другую, приговаривая – вот так, вот так. После нескольких попыток ребенка надо только поддерживать и поощрять. Образец действия взрослого является главным звеном обучения маленького человека.

Формирование предметного действия у ребенка

Делая анализ усвоения предметных действий, Д.Б. Эльконин выделил определенные закономерности:

  • действия ребенка производятся, потому что они представляют совместную деятельность ребенка и взрослого;
  • на начальном этапе идет усвоение общих действий – цель, смысл, основной рисунок и несколько позднее совершенствуется техническая сторона действий;
  • ребенок, действуя по образцу, строит собственный образ действия с предметом, постепенно осваивая операционально-техническую сторону действия;
  • заканчивается формирование предметного действия, когда у ребенка возникает образ действия;
  • ребенок, формируя свое предметное действие, отождествляет себя с взрослым;
  • взрослый является источником эмоциональной поддержки и образцом для подражания.

Ребенок, воспроизводя действия взрослого, сначала выполняет их по моторике и результату несовершенно, но постепенно они становятся, направлены и осмысленны. Очень хорошей ситуацией является разыгрывание представления с какой-нибудь игрушкой, когда взрослый с улыбкой на лице адресует действие малышу, вовлекая его в игру. Наблюдая за этими действиями, ребенок присоединяется к игре.

Есть ещё один тип предметных действий – это соотносящие действия, суть которых состоит в приведении 2-х или нескольких предметов в пространственное взаимоотношение. Например, складывание матрешки и др.

Разные способы обучения выполнению соотносящих действий дают развивающий эффект для перцептивных способностей ребенка.

В психическом развитии ребенка важно использовать полифункциональные предметы – обычная палочка может выступить в роли градусника или ножа, кубик может стать кусочком мыла и др. Используемые предметы дают определенную свободу действий, а это дает им возможность выступить средством овладения замещением.

Замещающее действие свидетельствует о зарождении знаковой формы сознания. Замещение является важной предпосылкой развития игры, но бывает, что даже к концу раннего детства оно оказывается несформированным. В этих случае ребенку необходимо специальное внимание, чтобы выяснить причину несформированности замещающих действий и, безусловно, оказать педагогическую помощь в становлении знаковой функции сознания.

Познавательное развитие в раннем детстве

В раннем детстве ребенок очень активно исследует разные свойства предметов и способы их использования. В результате совершенствуется восприятие ребенка, развивается мышление, идет формирование двигательных навыков.

В основе всестороннего и полного восприятия лежит овладение предметной деятельностью. Чтобы эти способности были лучше развиты, необходимо выполнение предметных действий, требующих учета различных свойств предметов.

Внешними ориентировочными действиями выступает подбор и соединение предметов по их форме, цвету, расположению в пространстве, в результате чего ребенок добивается правильного практического результата. Насколько хорошо и качественно ребенок овладеет этими действиями, зависит от помощи взрослого и предлагаемых ребенку игрушек.

В раннем детстве зрительное восприятие непроизвольно и избирательно, поэтому ребенок часто опирается на бросающиеся в глаза отдельные или случайные признаки.

Зрительная ориентировка является следующей ступенькой, когда возможным становится целенаправленный выбор предмета по образцу – по форме, размеру, по цвету. Происходит постепенное накопление представлений о свойствах предметов. Развивается фонематический слух, а внимание и память носят непроизвольный характер и вплетены в другую деятельность.

Замечание 1

Решение задач в раннем детстве происходит с помощью внешних ориентировочных действий, путем проб и догадки.

Наглядно-образное мышление складывается пока для ограниченного круга задач.

В развитии мышления одной из основных линий является формирование обобщений. Сначала обобщение возникает в процессе действия, а потом закрепляется в слове. Способность к обобщению имеет большое значение, т.к. происходит выделение предмета, его свойств и функций, а это уже начало сложной логической переработки материала, осознание окружающего мира.

Развитие речи способствует активному совершенствованию знаковой функции сознания. Для усвоения речи раннее детство является сензитивным периодом. Развивающаяся предметная деятельность в этом возрасте создает мощный стимул к усвоению речи. Речевое обращение по поводу действий с предметом становится орудием организации делового сотрудничества с взрослым.

Происходит совершенствование понимания речи взрослых и переход к собственной речи.

На третьем году жизни большим достижением в понимании речи становится понимание рассказа другого человека – речь начинает выступать основным средством познания и является важнейшим приобретением развития.

Источник